Состояние и перспективы парка самолетов-заправщиков США в докладе Гудзонского института

10

Старейший заправщик KC-135 и современный истребитель F-22A

В составе ВВС США имеется несколько сотен самолетов-заправщиков, призванных расширять оперативные возможности боевой авиации. Однако состояние и численность такого парка уже вызывают беспокойство, и необходимо принимать меры. 15 ноября Центр оборонных концепций и технологий Гудзонского института (Center for Defense Concepts and Technology of Hudson Institute) опубликовал доклад «Resilient Aerial Refueling: Safeguarding the US Military’s Global Reach» («Устойчивая дозаправка в воздухе: защита глобальных возможностей армии США»), в котором рассматриваются актуальные проблемы и предлагаются способы их решения.

Несоответствие требованиям


Авторы доклада отмечают ряд проблем, с которыми сталкивается американский флот заправщиков. В первую очередь, речь идет о количественных и качественных показателях, а также о специфике развертывания и применения самолетов. Также рассматриваются характерные для настоящего времени задачи и способность имеющегося парка техники выполнять их с требуемой эффективностью.



Отмечается, что в последние 30 лет, несмотря на окончание Холодной войны, самолеты-заправщики продолжали активную работу и обеспечивали деятельность боевой и специальной авиации. При этом Пентагон посчитал необходимым и возможным постепенное сокращение парка танкеров. Если на начало девяностых в строю имелся 701 самолет этого класса, то сейчас ВВС используют только 473 единицы.


KC-10 готовится к стыковке с B-2A

Основу флота заправщиков составляют относительно старые самолеты KC-135 в количестве 379 ед. Также в строю остается 50 машин KC-10. В последние годы ВВС получили 47 современных танкеров KC-46A и их производство продолжается. Несмотря на все меры по обновлению парка, средний возраст самолетов составляет 52 года – сказывается большое число старой техники и недостаточные темпы строительства новой.

Моральное и физическое устаревание самолетов KC-135 и KC-10 в сочетании с проблемами производства новых KC-46A приводит к дополнительным рискам. Старую технику приходится списывать без своевременной замены в достаточных количествах. Соответственно, общая численность флота сокращается, что может влиять на планирование и проведение операций.

В докладе обращают внимание на то, что самолеты-танкеры не существуют сами по себе. Их деятельность обеспечивается соответствующей наземной инфраструктурой: аэродромами и топливными комплексами. Кроме того, дозаправка в воздухе зависит от поставок топлива по земле или по морю. Существующая система логистики в целом соответствует сегодняшним требованиям, но уже необходимо начинать ее развитие.


Один из первых танкеров KC-46A за работой

Самолеты и политика


Фоном для всех этих процессов становится изменение военно-политической обстановки в разных регионах. Так, наблюдается значительный рост военной мощи России и Китая, из-за чего Пентагону необходимо наращивать свои группировки в Европе и в Индо-Тихоокеанском регионе. Значительное место в таких планах отводится боевой авиации ВВС и ВМС.

Боеспособность тактической и стратегической авиации в рассматриваемых регионах прямо зависит от возможности выполнения дозаправки в полете. Однако здесь вновь возникают вопросы к количеству и качеству заправщиков. Также проявляется несовершенство наземной инфраструктуры.

Все это значительно сокращает реальный потенциал боевой авиации и ограничивает ее возможности по борьбе с развитым противником. При этом очевидно, что дальнейшее развитие российской и китайской армии приведет к обострению подобных проблем. Соответственно, вместе с боевой авиацией в регионе необходимо развивать вспомогательную, в т.ч. заправщики.

Вопросы техники


Авторы доклада предлагают целый ряд мер, которые, как предполагается, позволят осовременить флот танкеров и повысить его количественные и качественные показатели. Рассматриваются новые концепции, шаги организационного характера, а также перспективные проекты и разработки разного рода. Не остался без внимания и вопрос финансирования: для повышения возможностей заправщиков необходимы дополнительные инвестиции в разнообразные проекты.


Возможный сценарий применения боевой авиации и заправщиков в конфликте на Тихом океане

В первую очередь, предлагается поддерживать количество заправщиков в строю на существующем уровне и постепенно наращивать его. Для этого необходимо продолжать закупки новых KC-46A, а также поддерживать состояние более старых самолетов. Кроме того, необходимо разрабатывать принципиально новые танкеры. В этом качестве рассматриваются проекты K-Z и LMXT.

Наиболее выгодным во всех отношениях называют самолет K-Z, который, как ожидается, сможет доставлять топливо в удаленные районы при оптимальном соотношении технических, экономических и рабочих характеристик. Закупая от 18 до 24 таких самолетов ежегодно, Пентагон сможет в разумные сроки заметно обновить весь парк заправщиков. В частности, удастся списать значительное количество самых старых KC-135 и сократить средний возраст строевых самолетов до 30-32 лет.

Одновременно с этим Гудзонский институт указывает на неоднозначные перспективы легких и сверхлегких танкеров, в т.ч. на беспилотных платформах. Такая техника имеет ограниченные технические и оперативные характеристики, из-за чего далеко не полностью соответствует требованиям ВВС. В то же время, она представляет большой интерес для палубной авиации.

Не только самолеты


Авторы доклада справедливо отмечают, что вкладывать силы и средства следует не только в самолеты, но и в сопутствующие объекты. Без обновления аэродромов и топливной инфраструктуры самые современные танкеры не смогут реализовать весь свой потенциал.


Авиабазы Индо-Тихоокеанского региона, пригодные для использования заправщиками

Модернизацию должны пройти основные авиабазы Индо-Тихоокеанского региона. На обновление топливных объектов придется тратить 633 млн долл. ежегодно в течение следующих 10 лет. Дальнейшее поддержание и обновление инфраструктуры потребует дополнительных ежегодных вложений в 400 млн долл. За счет этих мер общая вместимость самолетов-заправщиков, готовых к выполнению задач, вырастет на 63%.

Большое значение имеет оптимизация процессов эксплуатации техники. В парке заправщиков, как и в других областях, необходимо внедрять современные средства связи, управления и планирования. Грамотное планирование реальной работы, дежурства и проведения регламентных работ позволит снизить эксплуатационные расходы, но сохранить или даже нарастить показатели готовности и эффективности. Кроме того, упростится взаимодействие с боевой авиацией, что тоже даст известные преимущества.

Проблемы и их решения


Из доклада «Resilient Aerial Refueling: Safeguarding the US Military’s Global Reach» следует, что парк американских заправщиков на данный момент находится в специфическом положении. Пока он соответствует актуальным требованиям и справляется со ставящимися задачами. Однако в обозримом будущем ожидаются различные процессы, по результатам которых требования вырастут.


Возможности по развертыванию танкеров в Европе

Пока нет уверенности, что флот танкеров, модернизируемый по текущим программам Пентагона, будет соответствовать требованиям будущего. Чтобы исключить негативный сценарий и запустить положительные процессы развития, Center for Defense Concepts and Technology предлагает не отдельные меры, а целый комплекс решений организационного и технического характера. Затронуты вопросы развертывания и модернизации баз, организации и несения службы, закупок и разработок новой техники и т.д.

В целом предложения Гудзонского института выглядят здраво, и их реализация, вероятно, может иметь желаемые последствия. Однако речь идет лишь об очередном докладе от исследовательской организации, не имеющей прямого отношения к Пентагону. Все это серьезно ограничивает реальные перспективы предлагаемого проекта модернизации парка и отдельных его мер.

Дело в том, что военное ведомство уже достаточно давно составило и приняло к исполнению программу модернизации флота самолетов-заправщиков и связанной инфраструктуры. Эта программа успешно реализуется, хотя присутствуют заметные трудности, и темпы работ пока остаются недостаточными. Как будут развиваться события дальше и удастся ли выполнить все планы в желаемые сроки, неизвестно. Но не стоит ожидать, что Пентагон, ознакомившись с последним докладом, в срочном порядке пересмотрит свои планы и уже запущенные проекты.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 ноября 2021 05:12
    В составе ВВС США имеется несколько сотен самолетов-заправщиков...

    Однако состояние и численность такого парка уже вызывают беспокойство...

    Нам бы их проблемы, сколько заправщиков в ВКС РФ?
    1. +5
      24 ноября 2021 07:59
      Цитата: Tucan
      сколько заправщиков в ВКС РФ?

      ВКС 15: 5 Ил-78 и 10 Ил-78М

      США:

      В КМП:
      TKR 44: KC-130J Hercules + 8 в ВМС
      Резерве: TKR 21: 11 KC-130J Hercules; 10 KC-130T Hercules

      В ВВС:
      TKR 156: 126 KC-135R Stratotanker; 30 KC-135T Stratotanker
      TKR/TPT 83: 56 KC-10A Extender; 27 KC-46A Pegasus
      Нац. Гвардии:
      TKR 172: 148 KC-135R Stratotanker; 24 KC-135T Stratotanker
      TKR/TPT 9 KC-46A Pegasus
      Резерв ВВС:
      TKR 70 KC-135R Stratotanker
      TKR/TPT 4 KC-46A Pegasus

      Итого: 567 штук + частные заправщики, их количество не известно, ещё какие-то количество не учёл.

      На хранении:
      KC-135 - 119 штук
      КС-10 - 7 штук
      КС-130 - 35 штук
      1. +4
        24 ноября 2021 09:56
        Цитата: OgnennyiKotik
        ВКС 15: 5 Ил-78 и 10 Ил-78М

        Дееспособны не все. Часть в перманентном ремонте.
        1. +4
          24 ноября 2021 10:12
          Антологичного и у США, но тут проблема в том что у них на подмену их больше.
  2. +6
    24 ноября 2021 05:12
    то сейчас ВВС используют только 473 единицы.

    Больнее этого только сравнивать число самолётов ДРЛОиУ у ВВС США и ВВС России.
    1. +5
      24 ноября 2021 08:13
      NAVY:
      AEW&C 94: 49 E-2C Hawkeye; 45 E-2D Hawkeye
      USAF:
      AEW&C 31: 10 E-3B Sentry; 1 E-3C Sentry; 20 E-3G Sentry

      ВКС:
      AEW&C 9: 5 A-50 Mainstay; 4 A-50U Mainstay
      1. +5
        24 ноября 2021 09:55
        Цитата: OgnennyiKotik
        ВКС:
        AEW&C 9: 5 A-50 Mainstay; 4 A-50U Mainstay

        Это с учётом находящихся "на хранении" или тех что в строю ?
        Вообще, с авиацией ДРЛО у нас дела обстоят печально. На Дальнем Востоке А-50/А-50М появляются 1-2 раза в год.
        1. +2
          24 ноября 2021 10:16
          Цитата: Bongo

          Это с учётом находящихся "на хранении" или тех что в строю ?

          Данные Military Balance 2021, это из части где написано сколько заявлено в строю. Естественно неизвестно сколько из них способны взлететь и выполнить боевые задачи.
      2. 0
        24 ноября 2021 14:41
        Не так уж много у USAF аваксов. Я думал больше.
        1. 0
          24 ноября 2021 14:50
          Цитата: Andy J.
          Не так уж много у USAF аваксов. Я думал больше.

          Тоже удивился этому. Особенно в сравнении с заправщиками.
  3. Комментарий был удален.