Подготовка пилотов в советское время и сегодня: проблемы в российской авиации

39

Российская авиация испытывает острую нехватку профессиональных кадров. Многие лётчики предпочитают работу в иностранных компаниях. Причина зачастую проста: там больше платят. Острая нехватка профессиональных лётчиков в пассажирской авиации приводит к необходимости «латать кадровые прорехи». Одни компании стараются сами побыстрее переучить бывшего выпускника лётного вуза пилотированию тех самолётов, которые находятся в их авиапарке. Другие стараются завлечь финансовой выгодой опытных. Получается с переменным успехом.

При этом, к сожалению, в нашей стране высок уровень аварийности в гражданской авиации. Да, это доли процента. Однако он всё же существенно выше, чем в странах Европы, Северной Америки, в Китае, странах Юго-Восточной Азии.



Специалисты обсуждают причины такого положения дел в отечественной гражданской авиации. Высказываются разные версии. Одна из них касается вопроса подготовки российских лётчиков. Насколько программы, которые используются в нашей стране, сегодня актуальны, насколько они соответствуют особенностям современных авиаперевозок, эксплуатации различных самолётов – пассажирских, транспортных.

Отдельный разговор – подготовка военных лётчиков. В военной авиации тоже в этом плане не всё безоблачно. Многочисленные оптимизации с переносами учебных заведений «географически» не могли не оставить негативного следа на подготовки будущих покорителей неба.

Своими соображениями делится автор YouTube-канала SkyArtist Владимир Потапов. Он отмечает качество советской подготовки пилотов (лётчиков), сравнивая с тем, что есть сейчас.

39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    24 ноября 2021 14:07
    Хм... Недавно, кажется, со смаком обсуждали такую же проблему в соседнем государстве.
    Не думал, что и у нас так же...
    1. +1
      24 ноября 2021 16:13
      Да вроде давно об этом известно! Большинство первоклассных пилотов (думаю и не только их) переманил к себе высокими з/п соседний же Китай. Грустно, конечно все это.
      Но, для поднятия настроения, хочу поделиться может быть приятной для всех нас новостью про США, где из-за "необдуманных" решений/действий руководства страны (и согласных с ним руководителей отдельных штатов) по "борьбе" с пандемией уволились с работы в знак несогласия с этим почти 4,5 млн. человек.
      Это как в той шутке про сдохшую соседскую корову...
  2. +9
    24 ноября 2021 14:19
    . отмечает качество советской подготовки пилотов (лётчиков), сравнивая с тем, что есть сейчас.

    Можно даже не смотреть- ответ очевиден. И так по любой специальности
    1. +1
      24 ноября 2021 16:43
      Цитата: Silvestr
      . отмечает качество советской подготовки пилотов (лётчиков), сравнивая с тем, что есть сейчас.

      Можно даже не смотреть- ответ очевиден. И так по любой специальности

      Ответ не столь очевиден...налет часов сейчас выше - чем в позднем СССР

      З.ы." Забудь всю ту фигню что учил в институте и слушай сюда"(с) года эдак 1970-е
      Лично мне это сказали в 1990м
  3. +4
    24 ноября 2021 14:35
    А что, после реформ Сердюкова можно говорить о массовой подготовке летчиков в единственном училище?
  4. +4
    24 ноября 2021 14:49
    а где кадры хорошие есть. только фильмы снимаем про полицию докторов летчиков а какие расследуют придуманные истории. куда не сунься одни бизнесмены в любой отрасли
  5. 0
    24 ноября 2021 15:39
    Даже если будет полный задел материальной базы, то ещё острее встанет вопрос о кадрах, готовящих сами лётные кадры. Ну и исходя из имеющейся авиационной техники, наработка методик обучения займёт не один десяток(!) лет, как первоначального обучения, так и на УБС в ВКС.
    1. +1
      24 ноября 2021 19:45
      Методики есть и отработаны. Проблемы как раз с материальной базой, финансированием от государства. Частники в России , в смысле ,,богатенькие буратино,, , из-за жадности , авиацию спонсировать не будут, ну если только для себя или своего бизнеса. У любителей нет денег. Нужна целенаправленная государственная политика.
      1. 0
        24 ноября 2021 20:06
        Цитата: svoroponov
        Методики есть и отработаны. Проблемы как раз с материальной базой, финансированием от государства. Частники в России , в смысле ,,богатенькие буратино,, , из-за жадности , авиацию спонсировать не будут

        Ну научить летать можно и медведя, подготовить высококлассного лётчика, специалиста, как высокоинтеллектуальное, эффективное "оружие" можно только на штучном конвейере, коим был вВУЗ ВВС при СССР. Ну и на законодательном уровне "спонсировать" сию отрасль нельзя, хоть и капитализм. Методики интересны только свои, где от "чужих" взято только передовое. Обобщить опыт, свести в единый свод "законов" подготовки мало. Уже писал: нужно время, а с ним развитие авиатехники не стоит на месте.
  6. -2
    24 ноября 2021 15:39
    Владимир Потапов. Он отмечает качество

    ЫкщпЭрд мягко говоря одиозный и с "душком" no
  7. +3
    24 ноября 2021 15:41
    Я даже не знаю, что сказать...
    Давным-давно, в советские времена, курсант-летчик 4-го курса прибыл на войсковую стажировку в полк самолетов Ту-16, на которых никогда не летал. Первый полет с места помощика командира экипажа (правака) выполняется с инструктором - показная зона, инструктор показывает, как этот самолет взлетает, летает, и садится, доверяя курсанту простейшие действия с арматурой кабины: уборка-выпуск шасси и закрылков, элементарные действия со штурвалом...
    Летчик-инструктор, командир эскадрильи, вырулил на полосу, поставил самолет по осевой, и сказал курсанту:"Взлетай!". Курсант от такого приказа просто охренел, но собрался, и взлетел. Вот так раньше готовили курсантов-летчиков...
    1. +2
      24 ноября 2021 15:45
      Цитата: Bez 310
      Курсант от такого приказа просто охренел, но собрался, и взлетел.

      А потом: -Жить захочешь-сядешь))
    2. 0
      24 ноября 2021 17:36
      Цитата: Bez 310
      Летчик-инструктор, командир эскадрильи, вырулил на полосу, поставил самолет по осевой, и сказал курсанту:"Взлетай!".

      Советская школа - это не хухры-мухры... Выбрасывали над глухой тайгой - выйти через 3 недели к точке сбора, с собой фляга воды, галеты, нож и газета "Правда". И ничего - выходили... На ветвях спали, пристегнувшись ремнем к стволу, чтобы внизу не съели, или, если повезет, в дупле. Один "коллега" на медведя-шатуна напоролся, жаль медведя... А сейчас...
    3. 0
      24 ноября 2021 19:48
      Только с соседнего кресла командир ручками и ножками на органах управления страховал , чтобы юный пилот не переборщил .
      1. 0
        24 ноября 2021 19:49
        Цитата: svoroponov
        Только с соседнего кресла ручками и ножками страховал

        Конечно, как без этого?
  8. -1
    24 ноября 2021 18:16
    Автору спасибо,Балашовское ВВАУЛ - славное училище.
    На мой взгляд,есть неточности,автор по всей видимости молодой человек,какие именно неточности:
    - советские традиции военной авиации начали ломать в советский же период
    - летные и штурманские училища "оптимизировали" c конца 80-ых,когда перевели на 5-ти годичное обучение.В штурманских училищах начали летать с 4-ого курса (?!),до этого - с 1-ого курса. Общий уровень выпускников снизился,и это было при СССР.
    - уже выпуски 1990г. и 1991г. имели проблемы с распределением,с 1991г. в большинстве своем выпускали(штурманов) даже без обмундирования,диплом на руки,и иди в народное хозяйство.
    - с 1992г. произошёл самый настоящий обвал,вся боевая авиация осталась за пределами России,были полки в Афганистане,или не были,никого не интересовало,это уже была не российская авиация,и кого там было сохранять,непонятно.Все начали разбегаться,кто куда.
    - упомянутые Ту-160,что резали,это печально,но эти самолеты были украинскими и,это было на тот момент,их проблемой.Наши пытались выкупить,но с американцами было тяжело тягаться.
    - на 1992г. сложилась ситуация,когда всё то огромное количество военных авиационных училищ,стало просто не нужно - керосина нет,денег нет и,врагов на тот период тоже не было,по этой причине и спроса на летчиков и штурманов и не было.Всех и разогнали.
    1. 0
      24 ноября 2021 19:54
      Я думаю ,и к этому всё , пускай медленно , но идёт авиация России возрождается. Всё будет со временем. Тёмные времена потихоньку уходят.
      1. -2
        24 ноября 2021 20:01
        Цитата: svoroponov
        Я думаю ,и к этому всё , пускай медленно , но идёт авиация России возрождается. Всё будет со временем. Тёмные времена потихоньку уходят

        Да,так и есть,был в училище два месяца назад - курсанты,офицеры,полеты,учебная база,казармы..... всё в идеальном состоянии,на поступление в училище - самый настоящий бум.
    2. +1
      25 ноября 2021 10:52
      Цитата: bober1982
      - упомянутые Ту-160,что резали,это печально,но эти самолеты были украинскими и,это было на тот момент,их проблемой.Наши пытались выкупить,но с американцами было тяжело тягаться.

      У вас неверная информация. На тот момент президент Украины Кучма неоднократно предлагал России оставшиеся 14-ть Ту-22М3, 17-ть Ту-22М2, 11-ть Ту-160 отдать за адекватную на тот момент цену либо же за прощение долгов Украины по Газу. Россия же хотела их купить по цене металлолома и не на рубль цену не подымала. Поэтому не надо кивать, что виновата Украина ... Американское предложение приняли аж после 10-го отказа России покупать самолеты.
  9. 0
    25 ноября 2021 10:52
    Вот про первую часть сказал что это - ностальгия, вторая часть ностальгия о Балашове, понимаю, но не во всем соглашусь - не они одни летали ночью: мы летали ночью со второй программы, госы сдавали ночью, а это проверка техники пилотирования и применение. А отсев всегда был очень высокий в лётных ВВУЗах - специфика такая: после всех региональных отборов в училище приехали 2000, поступили 226, закончили 95, 14 с ”золотом” и красными дипломами, про ”опытных пассажиров” никогда не слышали… Кто и как решил перестроить систему подготовки военных летчиков - надеюсь прокуроры однажды начнут выяснять; сейчас в Краснодырском училище тоже не все радужно, но процесс идёт.
    1. 0
      25 ноября 2021 10:52
      Однозначно было необходимо сохранить упомянутые Академии, но система подготовки цивильных требует изменений. Странная ситуация: авиакомпании живут в мире бизнеса и рубки за профит, но при этом получают готовых пилотов от Государства и считают это правильным - все налогоплательщики оплачивают благополучие авиакомпаний которые ещё и бюджет доят, самолёты регистрируют в Ирландии или ещё где, но при это они в мировом бизнесе. feel Вы или работаете на Государство со всеми вытекающими, или все сами пожалуйста - капитализм однако.
      Европейская система работает и производит немалое количество весьма дисциплинированных пилотов, которые весьма успешно рулят современными самолетами. Американская система слишком громоздка - где налетать полторы тысячи часов чтоб постучать в двери приличной компании на приличную технику: дорого и требует время.
      Уже неоднократно говорил и повторюсь: время, когда можно было почивать на лаврах былых достижений - давно прошло, требуется достаточно радикальные изменения, стратегического характера. Это дело ни одного года, но это должно быть сделано: Страна выпала из компании законодателей авиационной моды, есть шанс вернуться, но необходимы изменения - поэтому будем ждать третью часть о дефективных манагерах
      1. 0
        26 ноября 2021 21:06
        Цитата: Pete Mitchell
        Европейская система работает и производит немалое количество весьма дисциплинированных пилотов, которые весьма успешно рулят…
        Вот кстати из свежего





        Летайте самолётами … все хорошо закончилось
  10. 0
    26 ноября 2021 15:16
    Академия имени Жугарина (перебазированные в Воронеж и слитые вместе академии имени Жуковского и Гагарина) технически и в учебном плане начинала на базе Иркутского военно-технического авиационного училища, никогда не бывшего лучшим среди авиационно-технических училищ страны. Не знаю, как сейчас, но начало было ужасным. Впрочем, писать об этом - отдельная тема.