На новом шасси с новыми возможностями: состояние и перспективы парка инженерной бронетехники Бундесвера

31

БРЭМ BPz 3 использует кран

Сухопутные войска Германии имеют достаточно крупный парк бронированных инженерных машин разного назначения. Прямо сейчас осуществляется программа его модернизации, предусматривающая постепенный отказ от некоторых устаревших образцов и их замену современной техникой. Одной из главных целей такого обновления является полный переход на актуальные шасси с высокими характеристиками, что даст преимущества технического и иного характера.

Актуальное состояние


По данным последнего справочника The Military Balance, сейчас в Бундесвере эксплуатируется более 260 инженерных машин разных типов. В инженерных частях и подразделениях имеются инженерные танки / машины разграждения, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, танковые мостоукладчики и машины разминирования. Решая свои задачи, они должны обеспечивать боевую работу механизированных соединений.



Наиболее массовыми являются БРЭМ – 120 ед. Этот парк включает ок. 60 старых машин Bergepanzer BPz 2 и такое же количество современных Bergepanzer BPz3 Büffel. Мобильность подразделений должны обеспечивать мостоукладчики: 22 старые машины Panzerschnellbrücke Biber и 5 новых Panzerschnellbrücke Leguan. Инженерное разграждение и схожие задачи выполняются 57 машинами Pionerpanzer 2 Dachs. Все еще остаются в строю 24 машины разминирования Minenräumpanzer Keiler.


Буксировка условно поврежденной бронемашины

Характерной особенностью такого парка является достаточно большое количество образцов техники, выполненных на устаревших шасси. Так, БРЭМ BPz 2 и мостоукладчик Biber построены на базе танка Leopard 1, а Keiler базируется на доработанном американском танковом шасси M48. Одновременно с этим имеется техника и на современных шасси Leopard 2, в т.ч. последних модификаций – BPz 3 и Leguan.

Разунификация, в первую очередь, затрудняет одновременную эксплуатацию имеющихся типов техники. Шасси нескольких типов нуждаются в поставках разных запчастей и требуют разного обслуживания. Кроме того, современные и устаревшие танковые шасси серьезно отличаются по своим тактико-техническим характеристикам, что приводит к дополнительным эксплуатационным и рабочим ограничениям.

Для общего обновления парка инженерной техники в целом и для исправления имеющихся недостатков сейчас осуществляется замена некоторых образцов современными аналогами. При этом проекты такой замены имеют разный приоритет и выполняются с отличающимися темпами. Кроме того, замена некоторых изделий пока откладывается. Очередность, приоритет и темпы мероприятий по обновлению парка определяются рядом факторов. В первую очередь, это соответствие имеющейся техники требованиям и наличие более нового образца с улучшенными показателями.


Инженерный танк Pionierpanzer 2 Dachs на трассе

Ремонт и эвакуация


Основной БРЭМ в Бундесвере является Bergepanzer BPz 3 Büffel («Буйвол»). Эта машина была разработана в конце восьмидесятых годов в связи с появлением нового основного танка Leopard 2. Такой ОБТ отличался от предшественников увеличенной массой, и существующие БРЭМ не могли обеспечить его эвакуацию. В связи с этим была разработана новая машина Büffel на шасси нового танка, имеющая необходимые характеристики.

В девяностых годах было построено 75 подобных БРЭМ. В силу разных причин их количество в дальнейшем незначительно сократилось, но они остаются основным представителем своего класса, как количественно, так и качественно. Только BPz 3 способны полноценно работать с танками Leopard 2 последних модификаций, отличающихся вновь выросшей массой.

БРЭМ Büffel отличается от базового ОБТ надстройкой корпуса и наличием специального оборудования. На лбу корпуса установлен бульдозерный отвал, также используемый для упора при вытаскивании техники. На правом борту находится стрела подъемного крана грузоподъемностью 30 т. Также имеются две лебедки: основная с усилием 35 тс и дополнительная на 650 кгс. Для самозащиты машина оснащена пулеметом и большим количеством дымовых гранатометов.


"Барсук" на земляных работах

За счет унифицированного шасси БРЭМ BPz может двигаться в одних порядках с танками, как по дорогам, так и по местности. Используя штатное оборудование, машина может вытаскивать любые немецкие танки и оказывать необходимую помощь. В частности, имеется возможность замены силового блока ОБТ в полевых условиях, на что требуется не более 30-35 мин.

Машины разграждения


В конце восьмидесятых был создан «инженерный танк» Pionierpanzer 2 Dachs («Барсук»). В качестве основы для этой машины взяли шасси устаревающего ОБТ Leopard 1. Такой выбор был обусловлен приемлемыми характеристиками танка и наличием массы списываемых машин с большим остатком ресурса. В общей сложности построили 150 инженерных машин; большая их часть предназначалась для Бундесвера.

В ходе перестройки в Dachs танк получал новую надстройку с телескопической стрелой, оснащенной ковшом и пригодной для использования в качестве крана. На лбу корпуса разместили опускаемый бульдозерный отвал. Также использовали несколько лебедок. При помощи такого оснащения Dachs может отрывать или засыпать траншеи, а также расчищать завалы и проводить различные земляные работы.


Танковый мостоукладчик Biber в походном положении

К настоящему времени шасси Leopard 1 устарели, и эксплуатацию Dachs в ближайшем будущем придется свернуть. В связи с этим Бундесвер принял решение закупать современные инженерные танки AEV 3 Kodiak («Кадьяк») на новом шасси. Весной этого года был заключен первый контракт на поставку 44 ед. такой техники. Поставка первых машин ожидается в ближайшее время, а полное выполнение заказа займет несколько лет.

AEV 3 может строиться с нуля или переделываться из имеющихся ОБТ Leopard 2. По составу оборудования и функциям эта машина похожа на существующую Dachs, однако имеет несколько важных отличий. Главное заключается в новой конструкции стрелы. Теперь она является трехколенчатой и отличается повышенной маневренностью. Также использован новый ковш с возможностью захвата объектов и сохранена функция подъемного крана. Вместо штатного бульдозерного отвала может монтироваться минный трал-плуг.

Мосты для танков


Для повышения мобильности войск на местности предназначается танковый мостоукладчик Panzerschnellbrücke Biber («Бобр»). Техника этого типа производилась в семидесятых годах, и было построено более 100 машин. К настоящему времени в строю осталось лишь 22 ед.


Современный мостоукладчик Leguan переводит мост в рабочее положение

Biber построен на шасси Leopard 1 и несет двухсекционный колейный мост длиной 22 м грузоподъемностью 60 т. Мост разделен на две половины. В походном положении одна лежит на другой, а перед укладкой верхняя проезжает по нижней, они выстраиваются в линию и соединяются. В отличие от складного, такой мост в процессе укладки менее заметен на поле боя.

Рабочие характеристики мостоукладчика Biber остаются на приемлемом уровне, однако базовое шасси давно устарело. Для его замены в прошлом была разработана новая инженерная машина Panzerschnellbrücke 2, однако она не устроила заказчика. Несколько лет назад появился новый проект мостоукладчика – Panzerschnellbrücke Leguan («Игуана»). В двух новых проектах использовалось современное шасси ОБТ Leopard 2 и улучшенные средства укладки мостов, которые тоже отличались повышенными характеристиками.

К настоящему времени мостоукладчик Leguan прошел необходимые испытания и построен малой серией. Пока Бундесвер имеет всего пять таких машин, но в будущем их количество вырастет. Это позволит сохранить количество мостов на требуемом уровне, а также списать устаревшую технику с минимальными остатками ресурса.


Машина разминирования Keiler в походном положении. Рабочие органы уложены на крышу

Вопросы разминирования


Во второй половине девяностых годов немецкая армия получила 24 машины разминирования Keiler («Кабан»). Эту технику выполнили на доработанных шасси устаревших танков M48, получивших набор современных комплектующих. Эксплуатация таких машин продолжается до сих пор, и о планах по ее замене пока не сообщалось. При этом некоторые функции Keiler могут взять на себя другие образцы, такие как AEV 3.

При перестройке в Keiler базовое шасси получило носовой щиток-упор, а также подвижную стрелу с вращающимся бойковым тралом и электромагнитный трал. Кроме того, машина оснащается устройством разметки расчищенного прохода при помощи флажков.

Машина разминирования Keiler является примером интересного подхода к эксплуатации техники. Несмотря на использование корпуса с ограниченной защитой и других агрегатов давно устаревшего среднего танка, она справляется с поставленными задачами и неоднократно демонстрировала свой потенциал в реальных операциях.


"Кабан" уничтожает мину

В процессе обновления


Таким образом, Бундесвер располагает всеми необходимыми образцами инженерной бронетехники с разными функциями. Танки и мотопехота всегда могут рассчитывать на их помощь – при пересечении минных полей, при преодолении различных препятствий и даже в случае повреждения. В целом, специальная техника инженерных частей повышает мобильность войсковых группировок, что позволяет эффективно выполнять поставленные задачи.

Парк инженерной бронетехники постепенно развивается. Исходя из текущих потребностей, объективных ограничений и т.д. Бундесвер регулярно заказывает разработку новых образцов и доводит их до принятия на снабжение и эксплуатации в войсках. Появление такой техники позволяет отказываться от ее старых аналогов с получением новых возможностей и преимуществ. И очередные новинки в виде серийных Leguan или AEV 3 ожидаются в самое ближайшее время.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    1 декабря 2021 18:13
    Интересная статья. hi И Кстати.Вы вкурсе сколько по нормативам у немцев двигатель на танке Леопард поменять? bully Офигеете
    1. Urs
      +4
      1 декабря 2021 18:35
      А вы уважаемый в курсе сколько у нас по нормативу надо времени заменить двигатель на Т72.
      Мои бойцы меняли ли за 2.5 часа, главное чтоб летучка не подвела sad
      И ком ремроты дал нормального водилу wassat
      1. +1
        1 декабря 2021 18:40
        А вы уважаемый в курсе сколько у нас по нормативу надо времени заменить двигатель на Т72.
        Не знаю.Сколько?
    2. -1
      1 декабря 2021 18:40
      hi Просветите если не в тягость
      1. Urs
        +1
        1 декабря 2021 18:44
        Вы не поверите я тоже не знаю, точнее не помню, ну35лет прошло request
      2. +1
        1 декабря 2021 18:56
        Две с копейкой минуты снять.Чуть больше поставить laughing Я когда это первый раз от аж майора бундесвера услышал.Не поверил.Ну реально не поверил .Видео выложить не могу.Мы же вроде как под санкциями.В ютубе посмотрите вообще всю замену двигателя 7 минут.
        1. Комментарий был удален.
        2. +1
          1 декабря 2021 19:04
          Наблюдатель соглашусь только при условиях - экраны сняты, крепежы убраны , мех.талли, кран- балки под рукой (пульт управления )плюс ангар
          1. +1
            1 декабря 2021 19:09
            Наблюдатель соглашусь только при условиях - экраны сняты, крепежы убраны , мех.талли, кран- балки под рукой (пульт управления )плюс ангар
            no В полевых условиях естественно с РЭМ . wassat Семь с копейкой минут весь процесс.И защитные экраны все на месте.Погугли:Ютуб "Замена двигателя в танке за 7 минут" от СамыйСамый.
            1. Комментарий был удален.
            2. 0
              1 декабря 2021 19:28
              Посмотрел Впечатлило
              1. 0
                1 декабря 2021 19:32
                Посмотрел Впечатлило
                А представьте меня в споре с майором бундесвера танковой "гренадир бригадэ" Я в шоке был.Но !Надо отдать должное демократично сказал что не трое же суток у нас двигатель на танке меняют.Тот головой покачал в знак согласия.
                Млин так сколько же на Т 72 двигатель меняют?
                1. Комментарий был удален.
                  1. Urs
                    +5
                    1 декабря 2021 20:11
                    На Т64 еще быстрее.
                    На машине боевой группы , БКП снять поставить 35-40 мин. Тут много зависит от мастерства водилы летучки по управлению с лебедкой, обычно это я делал сам. Движек выпрыгивал за 1.5 часа.
                    В соревновании кто быстрей снимет двигатель с немчиками, надо учесть главный фактор, мы реально работали в поле и из механизации у нас были три пары рук и кран стрела на базе ЗИЛ131 с кунгом .
                    А у немцев такого нет в принципе у них вообще нет понятия полевой ремонт.
                    "Эвакуация в район проведения ремонтных работ" а там все инструменты механизация и прочие радости прогресса.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. Urs
                        +1
                        2 декабря 2021 18:23
                        Андрей R2R
                        Не в реально боевых с танка не снимал,все в поле на стоянке уч.боевых машин.А вот с БТР70 на ходу движки меняли,конечно если это можно назвать боевыми условиями.БТР волокли на ТК5 а мы вдвоем с Аркашей (тоже наш КВТИу) drinks движки раскрепляли,сзади летучка шпарит на стреме,Стоп и движек выпрыгнул и запрыгнул ,потом второй.Не знаю сколько по времени,там свое делала таблетка "озверина" wassat ,но замена двух движков на БТР70 это 30-35 км пробега. yes
                        Но это ДРА,там без выбора request
    3. +1
      1 декабря 2021 18:41
      45 минут для "Леопарда".
      Это я, как танкист знаю.
      А вот в 72ке с прокладками центрирующие и намучаешься.
      Думаю, для инженерных машин устаревшее шасси не критично.
      1. +1
        1 декабря 2021 18:43
        Зачётно , спасибо
      2. Urs
        +3
        1 декабря 2021 18:53
        Гы а у меня было секретное оружие рядовой Латыпов lol
        Как по мне, я был зампотех роты, так наверное лучший механик водитель в ГСВГ.
        Так вот он прокладку под центральную опору подбирал за 15 мин yes yes
      3. Urs
        +2
        1 декабря 2021 20:23
        А вот вопрос к вам уважаемый, а вы что сами принимали участие в демонтажа блока МТ.? Леопарда
        И в Т72 требует регулировки только цетральная опора по высоте.
        Вопрос на проверку, а сколько болтов у центральной опоры?
        1. +1
          1 декабря 2021 20:40
          Нет. Не принимал. Два года обучался в КВТИУ. Теорию успел хорошо пройти. С практикой ( производство, ремонт и восстановление) не успел. Но, как видите, что то в памяти да отложилось.
          Тем более, что начинали мы изучать для начала Т-72, а потом нас перепрофилировали на 64ку.
          1. Urs
            +2
            2 декабря 2021 17:44
            Вау да мы вроде как однокашники.
            КВТИу 81-86.
            Ну за два года там можно было изучить разве что местные "притоны"особенно общага политех,и возможные "эвакуационные отходы" так называли дыры и перепрыги в заборе.Машину Т72 никак , Т64 тем более.Потому вам и не ведомо что болтов там 5.
            А вот я успел застать эксперимент в Кубинке,где производился демонтаж моноблока МТ с лео2.Так вот, просто так это снять в наших ПОЛЕВЫХ условиях,как делали мы на 172 и 164 ,невозможно .Нужна спец мастерская полная спец инструмента,нужна палатка на МТО нужен с механизированный инструмент с контролем усилия.Короче я вам скажу это ваще не полевой ремонт в нашем понятии.
            1. 0
              2 декабря 2021 18:26
              Совсем уважением к Вам
    4. AUL
      -1
      2 декабря 2021 00:22
      Цитата: Наблюдатель2014
      Интересная статья. hi И Кстати.Вы вкурсе сколько по нормативам у немцев двигатель на танке Леопард поменять? bully Офигеете

      Года полтора-два назад на ВО в какой-то статье был ролик, где в реальном времени меняли двигатель на Лео-2 с помощью БРЭМ. Вероятно, в ролике что-то все-таки подсократили, но похоже, процесс занимал порядка 10 минут.
      1. Urs
        +3
        2 декабря 2021 18:02
        Конечно сократили,это так был обзорный опус в рекламных целях.Реально времени гораздо больше.Минут за 30 можно снять только крышу МТО с радиаторами и вентиляторами,не подготовленный снимет не быстрей чем за 1 час.,мин по 15 на каждую муфту бортовых редукторов.Слив ОЖ ,у них откачка,мин 10 будет.
        Отсоединение систем питания и гидравлики. еще плюс и так далее и везде спец инструмет.
        Короче кто в теме и хоть раз снимал двигатель 164 поймет,сколько нужно сделать чтоб получить то что на фото,там одних болтов около 50 штук.
      2. Комментарий был удален.
        1. AUL
          0
          2 декабря 2021 18:35
          А можно пояснить вашу мысль другими словами? Чтоб смысл был ясен, а не приходилось бы гадать, что бы это значило? И, кстати, на "вы", как принято на сайте ВО. hi
          1. -1
            2 декабря 2021 18:45
            Извини AUL не для Вас с ,уважением
          2. -1
            2 декабря 2021 18:47
            Действительно долго
          3. -1
            2 декабря 2021 18:54
            На Вы - средневьекове , сори
            1. AUL
              0
              2 декабря 2021 18:57
              Цитата: Андрей R2R
              На Вы - средневьекове , сори

              Тыкать незнакомым людям, которые, к тому же, могут оказаться гораздо старше вас - быдлячество. negative
              1. Комментарий был удален.
              2. 0
                2 декабря 2021 19:07
                Закинул минус , добро , Вам сколко ? Мне 49 , поговорим ?
                1. AUL
                  0
                  2 декабря 2021 19:08
                  Цитата: Андрей R2R
                  Мне 49 ,

                  73 с лишним.
                  1. 0
                    2 декабря 2021 19:16
                    наличку если не против . спс
                    1. AUL
                      0
                      2 декабря 2021 19:21
                      Цитата: Андрей R2R
                      наличку если не против . спс

                      Мне неинтересно поддерживать диалог с вами. Я себя не на помойке нашел.
                2. 0
                  2 декабря 2021 19:09
                  Немного , давй аул ,я помну тебя полтора гола назад
        2. Urs
          +2
          2 декабря 2021 18:37
          Если это мне то мне пофиг.
          Я своими глазами,не в ролике и прочей "со слов майора бундес.",видел весь процесс.
          На полигоне Кубинка все это проверялось и опробывалось,с целью написания "инструкций для усовершенствования организации процесса ремонта для ремонтных подразделений" .И смею вас заверить ,этим занимались специалисты достаточно высокого класса,которые не одну ин машину разобрали.