Аншефы, профосы и штрафы. Флот Петра Великого

18
Аншефы, профосы и штрафы. Флот Петра Великого

Флот России рождался трудно, просто по причине отсутствия всего – кадров, промышленности, да и выходов к морям. Попытка Иоанна Васильевича, четвертого этого имени, провалилась, попытку Алексея Михайловича Тишайшего сорвал Стенька Разин, и помимо Каспия и Архангельска выходов то и не было. И только человек, безумно влюблённый в море и в свою страну, дальнейшее развитие которой было невозможно без морской торговли и морского флота, мог решиться на его создание с нуля.

Флот он, конечно, море себе найдёт, и потому строили первые русские корабли на реках, которых на Руси великое множество, и если ещё Воронеж и Дон для этого кое-как подходят, то, скажем, давно забытая Брянская судоверфь на тихой Десне, где строили струги, дубельт-шлюпки и пытались сооружать прамы и галеры, сейчас звучит минимум необычно. Но ведь получалось, и взятие Азова, и выход к морям, и создание морских учебных заведений, и всё прочее. Рождался флот не только из-за любви Петра Алексеевича, который был и корабельным плотником, и инженером-проектировщиком, и вице-адмиралом Петром Михайловым, с флагом на линейном корабле «Ингермланд», но и из-за трезвого понимания реалий:



«Умножение флота имеет единственной целью обеспечение торговли и пристаней.»

Богатство страны – это торговля, торговля морская, а для её защиты нужен флот военный. Опять же, цитируя Петра Алексеевича:

«Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, — обе руки имеет.»

В итоге невероятным напряжением сил флот был рождён, и флот победоносный и на века, уже в ту эпоху появляются корабли, названные в честь первых морских побед России, а сам Петр с гордостью сообщает жене о победе при Гангуте как о событии, имеющем огромное значение. Всё-таки надо ближе к Уставу, флот родился усилиями Петра и Страны, а вот каким именно ему быть – определял именно этот документ.

Устав морской состоит из Предисловия, пяти книг и Свода сигналов. Предисловие посвящено рождению русского флота в эпоху Рюрика и его развитию до Петра Алексеевича. Многие склонны обвинять Петра в слепом копировании западных образцов, но уже с первых строк устава видны попытки вывести историю Русского флота от Рюрика и времён Киевской Руси, а его упадок объясняется тяжёлыми испытаниями, выпавшими на долю русского народа в связи с татарским нашествием, а начало возрождения флота – на времена Алексея Тишайшего и его корабль «Орел» на Волге.

Книга первая посвящена командованию флота, обязанностям и качествам генерал-адмирала или аншефа, как титулует его Устав. Петр в целом уделял огромное значение моральным качествам моряков, генерал-адмирал должен быть:

«Ему подобает быть храбру и доброго кондуита которого бы качества с добродеянием были связаны.»

При этом, копируя соответствующие положения Уставов европейских, командующие получали огромную власть, ограниченную, впрочем, положениями Устава – властью Государя и законами. Слово аншеф на флоте, в отличие от армии, не прижилось, и титуловали так ещё долгое время генералов, но тем не менее – были свои аншефы и у флота.

Чины и звания


Особо интересна третья книга, о званиях. Начинается она для той эпохи необычно:

«Офицеры и прочие, которые в нашем Флоте служат да любят друг друга верно, как христианину надлежит, без разницы какой они веры или народа будут.»

В 18 веке, когда в Европе ещё действовала инквизиция, а с толерантностью были большие проблемы, звучало это минимум необычно, но объяснимо: на флоте были офицеры-иностранцы, да и сама Россия – страна, где народов море, так же как и религий и культур. В этом весь Петр – дело прежде всего, остальное вторично. Корабельный табель о рангах отражает статья устава:


Интересно место боцмана, который во времена последующие был нижним чином, но в Петровском уставе стоит в очереди на замену командира. Впрочем, помимо чинов морских были и другие непривычные нам должности, например, корабельный секретарь, ведущий учёт боеприпасов, продуктов, вещей и корабельного имущества. Кормили на Петровском флоте, кстати, прилично:


А также платили, снабжали одеждой, следили за чистотой, и даже были пенсии семьям погибших моряков. Помимо термина «секретарь» загадочно звучит констапель, артиллерийский офицер того времени, комиссар – ответственный за получение и выдачу денег и провианта и отчетность по имуществу перед интендантами, квартирмейстеры – ответственные за чистоту и порядок, управление шлюпками и дисциплину, профосы, которые «берегли якорные веревки от помету и мочи человеческой», а также исполняли наказания, для чего отвечали за сохранность и готовность соответствующего инструментария.

Преступление и наказание


Все наказания Устава носят название «штраф», причём штрафы были разнообразными, мягкими и добрыми смотрятся «битие возле мачты», «кошки» и ссылка на галеры. Помимо них штрафовать могли на отсечение головы, лишение живота, акербузирование. Были и штрафы денежные, битие кошками у шпиля и прочие «прелести» просвещённого 18 века. Для тех, кто поспешит возмутиться дикости, скромно замечу – Устав писали по образцу европейских, и нормы взяты оттуда, оно и понятно: первое время на флоте было множество иностранных специалистов, под которых создавали привычную им комфортную среду.

За что же наказывали так жестоко? На первом месте преступления против Веры и государства, от непосещения церкви до измены, а вот остальное... Много места уделено гигиене, что в те времена на деревянных кораблях было жизненно необходимо. Так, за отправление природных потребностей где попало и за грязную одежду полагалось бить кошками у шпиля. Много места уделено пожарной безопасности, за нарушения которой полагались кошки, биение у мачты или ссылка на галеры. Причины, думаю, понятны – корабль и в наши дни место пожароопасное, а уж тогда...

Особое место занимают преступления, связанные с разными, языком той эпохи, непотребствами. Так, за провоз женщины на корабль господин офицер рисковал штрафом в месячный оклад, а матрос – битьем кошками у мачты. За современные европейские веяния полагалось бить жестоко, если добровольно, и смертная казнь, если насильственно. А вот за насилие против женщины полагалось лишение живота и в исключительных случаях – галеры.

Усиленное внимание – воинским преступлениям, здесь всё однозначно – дезертирство равно смертная казнь, подстрекательство к сдаче – она же, офицер имеет право убивать подчинённых за неисполнение приказа в бою. За сдачу корабля – смертная казнь, более того – офицерам, не удержавшим своего капитана от сдачи – она же, матросам и унтер-офицерам – децимация. За бунт – смерть, но и офицеров, спровоцировавших и допустивших такое – лишение чести, имущества и живота. Здесь устав справедлив более чем. Есть наказания и за уголовные преступления, так, за лжесвидетельство – вырывание ноздрей и ссылка на галеры. Вот не представляю я Цусимы и Небогатова в те дни, перефразируя ещё одного Великого:

«в петровском флоте дабы быть трусом надо было быть очень храбрым человеком.»

Таким был флот Петра Алексеевича – молодым, с кучей иностранных заимствований, жестоким и храбрым. Что-то из этого прижилось, что-то со временем отмерло, но те традиции, которые заложил тогда вице-адмирал Петр Михайлов, служат флоту до наших дней. И традиции эти, храбрость, профессионализм и стремление к морю – удивительное для, в сущности, континентального народа.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    8 декабря 2021 07:56
    «Морским судам быть»! Одно из главных свершений Петра - флот российский!
  2. +10
    8 декабря 2021 08:03
    Да, не церемонились...
    О Небогатове - в точку.
    Вообще, как только верховный правитель начинает жалеть свою элиту, своих ближайших, то страна начинает проигрывать войны, а общество - в кризисе.
    Ничего не напоминает?
    1. +2
      8 декабря 2021 19:50
      Поэтому лучший друг физкультурников держал жен "элиты" в лагерях? А сейчас "элита" - это олигархи типа Дерипаски и Ромы, а не светочи культуры и ума...
  3. +12
    8 декабря 2021 08:15
    битьем кошками у мачты
    «Гуманное» битье кошками пришло на смену «килеванию» - только представьте, когда человека под кораблем протаскивали - практически смерть верная...Павел Гаврилович Виноградов упоминает о французском моряке Мазоне, который в 1801 году был трижды протащен под килем тяжелого фрегата. Редкостный пловец, он выжил и потом долго лежал на палубе, товарищи запихивали ему в ноздри обрывки пеньки, чтобы остановить сильное кровотечение. А. Леклерк, отправленный подавлять мятеж Т. Лювертюра на Гаити угрожал, что при первом же выстреле с фортов Сан-Доминго, он прикажет килевать двух сыновей Туссена Лювертюра, пока они не истекут кровью.
    1. +9
      8 декабря 2021 09:50
      Доводилось неоднократно читать, что в килевании страшным было не то, что требовалось надолго задерживать дыхание, для опытного пловца это было не так страшно, а то, что покрытая морскими обрастаниями подводная часть судна раздирала человеческое тело не хуже тёрки.
      1. +10
        8 декабря 2021 10:38
        Спасибо за дополнение, а то опять забыл сказать - ну конечно не купание в прохладной водичке или задержка дыхания самое страшное, - именно ракушки! Так же в другом наказании не это было самым неприятным - взять хотя бы так называемое «купание с реи» - практически то же самое, только нарушителя не протаскивали под килем, а погружали с головой в воду на канате, также пропущенном через блок на ноке рея. Могли объявить и несколько «нарядов вне очереди» на купание с реи. Тут уж кому как повезет!
        Вывихи долго заживать могут...А еще хождение по деревянным кольям, битьё батогами, шпицрутенами, клеймение железом, обрезание ушей, отсечение руки или пальцев, заковывание в кандалы и, конечно же, порка - только не заморскими «кошками», а отечественными линьками. Первой страной, отказавшееся от жестокого обращения с солдатами и матросами, стала Франция: там во время революции 1791 года все виды телесных наказаний были запрещены. У нас телесные наказания были отменены только 30 июня 1904 года. Отныне матросы карались куда более гуманно: сажались под арест, лишались чарки или увольнения, ставились на палубе «под ружьё». Морская служба медом никогда не была...
        1. +9
          8 декабря 2021 10:50
          Вообще «килевание» давняя морская «традиция»
          Протаскивание людей под килем корабля
          (рисунок на древнегреческой вазе)
    2. +4
      8 декабря 2021 18:51
      Про заросшие днища не забываем.. Можно и шкуру до крови разодрать :(
  4. +5
    8 декабря 2021 08:26
    За современные европейские веяния полагалось бить жестоко, если добровольно, и смертная казнь, если насильственно.

    когда-то европейцы были нормальными людьми...
  5. +8
    8 декабря 2021 09:54
    Интересно место боцмана, который во времена последующие был нижним чином, но в Петровском уставе стоит в очереди на замену командира.

    Судя по всему, потери комсостава в боях предполагались немалые - раз уж в Уставе прямо записали, что принятие команды по чинам в случае, если командир убит будет, идёт один за другим, даже до унтер-офицеров.
    1. +11
      8 декабря 2021 10:31
      Где то я слышал изречение. Чем адмирал отличается от генерала? Адмирал ведет в бой, а генерал посылает в бой. На корабле шансы выжить у командира и матроса практически равны.
      1. +11
        8 декабря 2021 10:46
        Это да, особенно у подводников! «Или победим вместе,или умрем - тоже все вместе». А у надводных кораблей у матроса шансов даже поболе будет - Командир последним покидает корабль!
        1. +9
          8 декабря 2021 11:52
          Цитата: Кроу
          А у надводных кораблей у матроса шансов даже поболе будет - Командир последним покидает корабль!

          Угу... и не факт, что это будет тот же командир, с которым корабль вступил в бой.
          ..Командир - капитан 1-го ранга Трусов и старший офицер капитан 2-го ранга Хлодковский были смертельно ранены в самом начале боя. Командир был убит в боевой рубке, а старший офицер умер от ран: сломаны обе ноги и рана в боку. Из 22-х офицеров убиты и умерли от ран: лейтенанты - Зенилов, временно командовавший крейсером, которого заменил я, барон Штакельберг, мичманы - Ханыков, Плазовский, Платонов, доктор Брауншвейг. Утонул после потопления крейсера старший механик Иванов 6-й. Ранены: лейтенанты - Иванов 13-й, Берг, Постельников, мичманы - Терентьев, Ширяев, капитан Салов, механик Тонн, доктор Солуха, прапорщик запаса Ярмештедт. Остались невредимыми: мичман барон Шиллинг, прапорщик запаса Рошидзе, механики Гейно и Маркович, шкипер Анисимов, комиссар Краузман и иеромонах Алексей. Из 800 человек команды, по имеющимся у меня сведениям, приблизительно убитых 200, раненых тяжело и легко 278 человек...
          © донесение лейтенанта Константина Иванова 13-го
          1. +6
            8 декабря 2021 13:26
            Цитата: Alexey RA
            © донесение лейтенанта Константина Иванова 13-го

            Я так понимаю,это донесение о бое БрКр "Рюрик" в Корейском проливе 14.08.1904 года...
            Цитата: Alexey RA
            Угу... и не факт, что это будет тот же командир, с которым корабль вступил в бой.

            Да,ещё один пример в подтверждение вашего тезиса - обстрел ЭБр(на тот момент - линкором) "Слава" тяжёлых германских батарей под Ригой 12.09.1915 года. Через четверть часа после выхода на позицию и постановки на якорь,в край отражательного козырька вертикальной брони боевой рубки попал снаряд(в донесении его оценивают как 150-мм). Погибли - Командир "Славы" каперанг Вяземский,флагарт кавторанг Свиньин и трое рулевых,четвёртый рулевой был убит у входа в рубку. В рубке в живых остался (ранен) ст. штурман лейтенант Ваксмут,на мостике был ранен ст.офицер ст. лейтенант Марков. Командование "Славой" перешло к ст.лейтенанту Маркову. Они с Ваксмутом сразу стали выводить "Славу" из зоны обстрела в глубь Рижского залива. Прибывший на "Славу" Командир Минной дивизии каперанг Колчак посоветовавшись с Марковым ,решил продолжить операцию. "Слава",не становясь на якорь,на ходу провела обстрел немецких позиций,вечером благополучно возвратилась в порт Куйваст.
            1. +2
              9 декабря 2021 09:59
              Цитата: Vladislav 73
              Я так понимаю,это донесение о бое БрКр "Рюрик" в Корейском проливе 14.08.1904 года...

              Он самый - после которого Иванов 13-й стал навечно тринадцатым. smile
      2. +2
        8 декабря 2021 18:53
        У Новикова-Прибоя есть фраза о том что у молодого матроса шансы выжить получше будут чем у старого адмирала.
  6. +2
    8 декабря 2021 19:16
    Вот не представляю я Цусимы и Небогатова в те дни

    Увы, но именно Петр Великий и заложил основу будущей пассивности русского флота.
    Как Вам такое положение?
    «В бой вступать с неприятельским флотом усматривая, ежели мы будем сильнее неприятеля третьей долей кораблей».

    То есть, не просто при превосходстве, но не менее чем на треть!
    Именно поэтому во время осады Данцига Томас Гордон отказался от атаки французов, хотя имел 14 линейных кораблей против 11 французов. А ведь казалось бы, Петровский адмирал...
    1. +3
      8 декабря 2021 21:12
      Цитата: Старший матрос
      Именно поэтому во время осады Данцига Томас Гордон отказался от атаки французов

      Именно поэтому,кто такой Томас Гордон,не знает никто. А,например,кто такой Фёдор Фёдорович Ушаков - знают все.Который и ломал и эти положения :
      Цитата: Старший матрос
      «В бой вступать с неприятельским флотом усматривая, ежели мы будем сильнее неприятеля третьей долей кораблей».

      и вообще,"склонен был нарушать" все каноны и "предписания"! И вступление в бой с подветренной стороны,и превосходство неприятеля и по числу кораблей и самое важное - по числу орудий. А сражение у мыса Калиакрия? Атака флота,стоящего под защитой береговых батарей? Атака в походных колоннах между берегом и неприятельским флотом? Вообще,"противу всех канонов"! Хотя,справедливости ради,стоит сказать,что все успехи Российского флота пришлись на эпоху ветра и парусов,а вот в эпоху "пара и брони"... Синопское сражение стало не только "лебединой песней" парусного флота,но и громких побед на море флота Российского...