Екатерина Буданова. Летчица-истребитель Великой Отечественной

24
Екатерина Буданова. Летчица-истребитель Великой Отечественной
Екатерина Буданова в Москве, 1943 год, фото: goskatalog.ru

Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для всего советского народа. Сражаться с врагом поднялась вся страна. Не остались в стороне и женщины, которые ковали общую победу в тылу и на фронте. В рядах Красной Армии, наряду с мужчинами, сражались с врагом порядка 600 тысяч женщин.

На этом фоне особенно выделялись советские женщины-летчики, которые наравне с мужчинами освоили одну из самых трудных во всех смыслах профессий – военного летчика. Трудной эта профессия была, в том числе, и сугубо по физическим причинам. На военных летчиков выпадали колоссальные физические и психологические нагрузки.



В ряду известных советских летчиц периода Великой Отечественной войны особое место занимает Екатерина Буданова, сражавшаяся с врагом на истребителе Як-1. Буданова – боевая подруга другой прославленной советской летчицы Лидии Литвяк.

В Советском Союзе авиация одинаково захватила умы и мужчин, и женщин


Екатерина Буданова родилась 7 декабря 1916 года в небольшой деревне Коноплянка, сегодня это территория Вяземского района Смоленской области. Прославленная в будущем летчица происходила, как и большинство людей того поколения, из обычной крестьянской семьи. Трудно было поверить тогда, что пройдут годы и девочка из самой обычной деревни вырастет и станет управлять боевыми самолетами, но молодое советское государство и сама эпоха предоставили Будановой такую возможность.

Как и многие дети того периода, Екатерина Буданова получила семилетнее школьное образование. Начальную школу Буданова окончила в родной деревне, до 6-го класса училась в деревне Ермолинка, а в 1934 году – завершила обучение в седьмом классе уже на станции Вязьма-Новоторжевская.

Летно-технический состав второго отряда Киевского аэроклуба Москвы. В первом ряду вторая справа - Екатерина Буданова, 1938 год, фото: goskatalog.ru

Трудиться Будановой пришлось с 7 лет, когда она начала подрабатывать нянькой. Всё дело в том, что в возрасте 6 лет у Будановой умер отец. В будущем Екатерине пришлось рано начать работать во многом для того, чтобы помогать своей семье.

После завершения семилетки Екатерина отправилась в Москву, где утроилась на завод в Филях. Это был авиационный завод №22 имени Горбунова, можно сказать, здесь жизненный путь Будановой окончательно и бесповоротно остановился на авиации. Параллельно работе девушка продолжала учиться, но уже в вечерней школе, которую успешно закончила в 1935 году.

Одновременно с работой Буданова посещала занятия в аэроклубе Киевского района столицы, в котором обучалась с 1935 по 1937 год. После завершения обучения в аэроклубе Екатерина Буданова осталась в нём в качестве инструктора, освоив управление самолетами У-2, УТ-2, а также АИР-6. АИР-6 был первым серийным самолетом конструкции Яковлева. Именно на истребителях данного конструктора будет сражаться с врагом в годы войны Екатерина Буданова.

До войны Екатерина успела воплотить в жизнь мечту многих советских подростков, которые по-настоящему грезили авиацией на волне успехов первых советских авиаторов. При этом девушка продолжала упорно совершенствоваться в выбранной профессии. С конца 1939 года она обучалась в Херсонской авиационной школе летчиков-инструкторов Осоавиахима, вернувшись в мае 1940 года на работу летчиком-инструктором уже в аэроклуб Фрунзенского района Москвы.

Птенцы гнезда Марины Расковой


С началом Великой Отечественной войны вопрос, как поступить в этой ситуации, перед Будановой не стоял. Будучи хорошо подготовленным летчиком-инструктором, девушка рвалась в действующую армию. В октябре её, как и многих других сверстниц, зачислили добровольцем в ряды Красной Армии, направив для обучения в Саратов. Здесь при действующей Энгельсской военной авиашколе Буданова прошла обучение пилотированию истребителя Як-1. Окончив курс обучения 22 февраля 1942 года. После завершения обучения Екатерине Будановой было присвоено воинское звание младшего лейтенанта.

Екатерина Буданова, фото с ресурса pamyat-naroda.ru

Стоит отметить, что именно 8 октября 1941 года было принято решение о создании в составе Красной Армии трёх женских авиационных боевых части, это были авиаполки: истребительный, бомбардировочный и ночной легкобомбардировочный. В составе этих авиаполков женщины-летчицы воевали с врагом до самой Победы в мае 1945 года.

Инициатива создания данных частей исходила от прославленной советской летчицы, Героя Советского Союза, майора Марины Расковой. За её плечами были не только несколько мировых рекордов и рекордных перелетов, но и обучение в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Для того чтобы добиться привлечения на военную службу летчиц, Расковой пришлось обращаться на самый верх и её призывы были услышаны. В результате тысячи советских летчиц, которые с начала войны осаждали пороги военкоматов, получили реальный шанс поквитаться с врагом в небе.

Одной из этих летчиц и стала Екатерина Буданова, которая после завершения учебы в Энгельсской военной авиашколе была зачислена в состав 586-го истребительного авиационного полка ПВО, став командиром звена. Задачей полка было обеспечение воздушного прикрытия района Саратова. На службе в женском авиационном полку Буданова познакомилась с Лидией Литвяк. Девушки стали лучшими подругами и с этого момента всегда несли службу вместе.

Боевые будни Екатерины Будановой


Первой боевой наградой Будановой стал орден Красной Звезды, к которому она была представлена 17 февраля 1943 года. В наградном документе указывалось, что за период службы в 586-м истребительном авиаполку Екатерина совершила 55 успешных вылетов на патрулирование над Саратовом, а также сопровождение транспортной авиации с особо ценными и важными грузами для фронта.

10 сентября 1942 года Буданова прибыла на фронт под Сталинград, где совершила первые боевые вылеты. Под Сталинградом, согласно наградным документам, Екатерина успела повоевать в 758 ИАП и 487 ИАП, с 1 октября перейдя в оперативное подчинение 9-го гвардейского краснознаменного истребительного авиаполка. В наградных документах указывается, что до 1 октября девушка провела 15 боевых вылетов, приняв участие в двух воздушных боях с противником.

Техперсонал 586-го истребительного авиаполка ПВО обслуживает истребитель Як-1, фото: waralbum.ru

Первая боевая победа была одержана Екатериной Будановой 6 октября 1942 года, когда летчица обнаружила и атаковала группу из 13 бомбардировщиков Ju-88, сбив один из них южнее Владимировки. За несколько дней до этого Буданова вместе со старшим лейтенантом Беляевой атаковали группу из 12 немецких бомбардировщиков Ju-88. Самолеты, летевшие бомбить ж/д станцию Эльтон, в результате атаки советских истребителей не смогли прицельно отбомбиться по объекту.

10 декабря 1942 года в районе Калача Екатерина Буданова провела воздушный бой с одиночным немецким двухмоторным истребителем Me-110, сбив его. К этому моменту летчица действовала в составе группы «свободных охотников» 9-го гвардейского ИАП.

Следующим местом службы летчицы стал 296 ИАП, в составе которого с 8 января 1943 года по 4 февраля 1943 года девушка совершила 8 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и прикрытие наземных войск на передовой. 18 марта 1943 года данный полк получил звание гвардейского и был переименован в 73-й гвардейский ИАП, одновременно с этим Буданова стала гвардии лейтенантом.

В составе полка Екатерина Буданова сражалась с врагом до июля 1943 года. Отважная советская летчица-истребитель не вернулась из боевого вылета 19 июля 1943 года во время Миусской наступательной операции советских войск. Выполняя боевой вылет по сопровождению группы штурмовиков Ил-2, Буданова была атакована вражескими истребителями Me-109 в районе города Антрацит.

В воздушном бою истребитель советской летчицы был поврежден, а сама она ранена. Несмотря на это девушка ещё сумела посадить самолет в поле. Подбежавшие местные жители извлекли Буданову из кабины, но спасти её не смогли, она умерла от полученных ран, не приходя в сознание. Местные жители похоронили летчицу на окраине села Новокрасновка. 22 июля 1943 года Екатерина Буданова посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени.

Летчицы Екатерина Буданова и Лидия Литвяк, фото: goskatalog.ru

Количество одержанных Будановой воздушных побед разнится. По одним данным, летчица совершила 266 боевых вылетов, сбив 11 немецких самолетов (6 лично и 5 в группе). По данным, которые были опубликованы в книге «Женщины – герои Советского Союза и России», написанной Андреем Симановым и Светланой Чудиновой и изданной в 2017 году, указывается, что Буданова лично сбила три вражеских самолета и совершила 109 боевых вылетов.

На самом деле вопрос о том, сколько именно воздушных побед одержала в небе Екатерина Буданова, является абсолютно второстепенным. Уважения достоин уже сам факт отважной службы этой женщины, которая, не раздумывая, встала на защиту Родины в самый трудный период её истории.

Героизм советских летчиков не заключался в количестве сбитых вражеских самолетов. Все они становились героями, оказываясь за штурвалом боевого самолета и отправляясь в бой с очень опасным противником, который часто имел преимущество в качестве и возможностях техники, боевом опыте и уровне учебно-боевой подготовки. В таких условиях советским летчицам, которые наряду с мужчинами выдерживали физически изнуряющие воздушные бои с хорошо подготовленными летчиками Люфтваффе, и вновь шли в бой, теряя боевых подруг и товарищей, можно только поклониться в пояс.

9 мая 1988 года останки советской летчицы были в торжественной обстановке перезахоронены в селе Бобриково на территории Антрацитовского района Луганской области. Тогда же над могилой Екатерины Будановой появился строгий обелиск. Ещё в годы существования СССР поднимался вопрос о присвоении Будановой звания Героя Советского Союза. Однополчане Екатерины Будановой инициировали этот вопрос в 1990 году, но решить его до развала Советского Союза не удалось.

Лишь 1 октября 1993 года, спустя 50 лет после гибели, Екатерине Будановой за боевые заслуги и мужество, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, было посмертно присвоено высшее звание России – звание Героя Российской Федерации.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    7 декабря 2021 05:43
    Вечная память и поклон земной Екатерине и всем женщинам-воинам и труженицам тыла! Хорошая статья правильная. Чтобы помнили. Спасибо...
    1. +4
      7 декабря 2021 05:50
      Да многие женщины в то время в невероятно тяжелых условиях проявляли себя с самой лучшей стороны... женские качества терпение, способность выносить тяготы войны очень сильно помогли нашему советскому народу победить немцев в этой тяжелой и кровавой войне.
  2. +9
    7 декабря 2021 06:06
    На счету Будановой самолёт-разведчик "Фокке-Вульф" Fw 189, который называли "рамой". Среди лётчиков этот самолёт считался самой трудной добычей.
    1. +8
      7 декабря 2021 09:31
      "Фокке-Вульф" Fw 189, который называли "рамой". Среди лётчиков этот самолёт считался самой трудной добычей.

      Тоже слышал про это.
      Вечная память. Великие люди были.
      1. -3
        7 декабря 2021 15:39
        Тоже читал про такое, но думаю враньё. На самом деле рама очень посредственный самолет и сбить его, особенно во второй половине войны, было легко.
        1. +3
          7 декабря 2021 21:25
          Даже не вставая с дивана...
  3. +2
    7 декабря 2021 08:00
    На самом деле вопрос о том, сколько именно воздушных побед одержала в небе Екатерина Буданова, является абсолютно второстепенным.

    правильное определение: успешность выполнения задания и определяла успешность летчика. У Екатерины с этим было все в порядке
  4. +5
    7 декабря 2021 08:22
    Нда... а такую хрень военную сейчас снимают..
    1. -1
      7 декабря 2021 10:57
      Андрей Шальопа сейчас снимает фильм про Лидию Литвяк. Если судить по "28 ранфиловцам", может получиться что-то весьма достойное.
      1. +3
        7 декабря 2021 12:15
        Может и получится, но терзают смутные сомнения....
        1. +2
          8 декабря 2021 13:29
          Цитата: Даниил Коноваленко
          Может и получится, но терзают смутные сомнения..

          Даже не терзают. Женщина на войне - крайне специфическая тема, требующая драматургии, аккуратных психологизмов, короче - талантливого сценария, прописанных диалогов и не менее талантливого режиссёрского воплощения. А Шальёпа - реконструктор с хромакеем, его потолок - батальный эпизод, напичканный визуальными эффектами в отсутствие ГГ - всё.
          Я понимаю, что его вынесло наверх народной любовью, т.к. в нём увидели какого-то киноинсургента и антипода михалковщине и всем этим самовлюблённым мэтрам, считающими зрителя просто хавающим пиплом. Ну, повысили Шальёпе самооценку - и дальше что? Просто появился ещё один ремесленник, который уже благополучно присосался к бюджету.
          1. +4
            8 декабря 2021 13:43
            28 панфиловцев, больше напоминает фильм- реконструкцию, раза четыре смотрел, хотел проникнуться фильмом.Не удалось. В этом фильме всё как будто..а смотришь "Они сражались за Родину",это фильм о войне, хотя батальных сцен там не много. И самое главное,особенно о Родине,о партии не говорят, они сражаются за Родину.О Литвяк,шедевра не получится.В детстве прочитал книгу, автора к сожалению не помню,называется "Вернись из полета!" (Повесть о летчицах Л. Литвяк и Е. Будановой) не думаю, что авторы фильма ,написали сценарий по этой книге, а вот по "мотивам" о жизни Литвяк и Будановой, что то сочинили. А по что-то не нельзя снять хороший фильм.
      2. +1
        8 декабря 2021 12:11
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Андрей Шальопа сейчас снимает фильм про Лидию Литвяк. Если судить по "28 ранфиловцам", может получиться что-то весьма достойное.

        Этот великий режиссёр вошёл во вкус, ага. Уже выклянчил грант от Госкино (или как там эта лавочка называется). Пиарит своё кино, которое якобы "снимает" уже три (!!!) года. Это при условии, что всё будет намалёвано двумя-тремя ботанами на хромакее (тратиться на фанеру, как в Панфиловцах он, разумеется, уже не будет). А пока мелочишку варит на сувенирной продукции - тематические кружки, ручки, майки, которые посвящены не Л.Литвяк, а именно кино о Л.Литвяк.
        И режиссёр он, имхо, довольно посредственный. Именно судя по его последнему и единственному фильму.
        1. +1
          8 декабря 2021 12:37
          О, да, талантливые режиссёры у нас снимают другие фильмы, сплошь шедевры, начиная с "Утомлённых солнцем" и закачивая, чем там? "На Париж"? "Праздник"?
          А "28 панфиловцев", на мой взгляд - превосходный фильм, особенно на фоне того шлака, что у нас раз от раза снимают о войне.
          Выйдет фильм - посмотрим, что получилось. Сейчас-то чего его говном поливать, да ещё и вместе с режиссёром?
          1. +1
            8 декабря 2021 13:16
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Сейчас-то чего его говном поливать, да ещё и вместе с режиссёром?

            да он сам себя поливает. Хорошим тоном в мире кино считается, как Вы, наверное, знаете, делать документалки в стиле Как мы снимали .... после того, как фильм обрёл успех. А эта блогерская скучища Как мы снимаем фильм о Лидии Дитвяк - дешёвый инструмент самопиара и монетизации воздуха.
            Цитата: Хозяин Трилобита
            А "28 панфиловцев", на мой взгляд - превосходный фильм

            не будем впадать во вкусовщину. Каждый имеет право на мнение. Есть эталонные фильмы, которые я буду пересматривать, а есть поделки с современной визуализацией, которые для меня - на один раз. К последнему я отношу фильм имярёка.
  5. +3
    7 декабря 2021 11:28
    Рискну позанудствовать, вызвав гнев окружающих.
    Звание ГСС или ГРФ присваивается
    за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига

    Командиры Будановой не представляли её к заданию ГСС во время войны, эта инициатива проявилась только в 90-х.
    В войну, бывало, сгоряча награждали не того. Бывало, обходили наградами настоящих героев. Объясните мне, пожалуйста, чем Буданова заслужила именно Золотую Звезду - высшую награду страны, и почему орденов Отечественной войны и Красной Звёзды для неё недостаточно.
  6. -1
    7 декабря 2021 12:39
    Фамилия геройская!
  7. 0
    7 декабря 2021 17:01
    Всем желаю доброго здоровья.
    Я по ТВ смотрела про Лидию Литвяк "белая лилия" она не боялась смерти,а боялась: "пропасть без вести". Так и произошло, она погибла, свидетелей не было. Кто-то, явно мерзавец,пустил " утку"якобы Литвяк перебежчица и сотрудничала c оккупантами.
    Порой как не справедлива судьба:человек геройски сражался и погиб,но бюрократам не сообщили и его посчитали предателем. А настоящие предатели пользовались уважением как настоящие герои.
    Трещетка рассказывала,что один из главных палачей Хатыни, хотел получить. Орден Отечественной Войны и на этом засыпался
  8. +5
    7 декабря 2021 18:10
    Превращение дервенской девушки в летчик в етом как в зеркало видиш СССР тридцатих годов 20 века.
    1. +2
      7 декабря 2021 21:02
      Превращение дервенской девушки в летчик в етом как в зеркало видиш СССР тридцатих годов 20 века.

      Время энтузиастов, которые ставили рекорды, и завоевывали просторы. Спасибо за мнение. drinks Приходите почаще на раздел "истории". С уважением, Николай.
  9. +2
    7 декабря 2021 21:10
    Да уж, у этих девчонок главным в жизни был не шопинг .
  10. +2
    8 декабря 2021 00:45

    Батайская летная школа. Крайняя слева - моя бабушка по отцу - Макарова (Пружинина в первом браке, Чумакова - в девичистве). В центре в шлеме с очками - ее инструктор, будущий муж, Захар Пружинин. Личность достаточно известная, погиб в 1941г. в воздушном бою на ДБ-3Ф.
  11. 0
    8 декабря 2021 23:18
    9 мая 1988 года останки лётчицы торжественно перезахоронили в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области.
  12. 0
    7 января 2022 23:12


    Подтверждение акт воздушного боя, в котором участвовал мой отец Шутов Николай Михайлович - командир 1 эскадрильи 437 иап, Е. Буданова и Л. Литвяк.
    1. Комментарий был удален.