Самые странные танки: летающие монстры

2
На что способны конструкторы, получившие карт-бланш? Летающая техника, танки с четырьмя гусеницами, военные роботы — это лишь верхушка айсберга инженерной мысли. Представляем проект «Самые странные боевые машины мира» от создателей легендарной игры World of Tanks. Рубрика рассказывает об удивительных, смелых и провальных решениях танковых инженеров. Главные герои этого выпуска — летающие боевые машины.

В начале 20-го века в мире были популярны дирижабли. Неудивительно, что в какой-то момент они натолкнули танковых конструкторов на мысль о летающих боевых машинах. Сама же концепция стала развитием идеи Дж. У. Кристи о быстроходных танках. Автогонщик в прошлом, он был одержим скоростью, поэтому к очередному заказу на машину с двухместной башней подошел по меньшей мере нестандартно.



Инженер разработал 3-тонный танк, оснащенный специальной конструкцией с пропеллером, крылом и хвостовым оперением. На гусеницах он мог развивать скорость до 100 км/ч, а на колесах — больше 160 км/ч. Но это не самое главное. По задумке Кристи техника должна была самостоятельно взлетать, преодолевать расстояния по воздуху и десантироваться на выбранной позиции. После этого специальное оборудование можно было демонтировать и вести машину в бой.


Проект дошел до стадии строительства. Танк без башни с короткоствольной пушкой и легкой броней действительно развивал заявленную скорость, а управлял им сам Джон Кристи. Перелеты над рвами и канавами привели к поломке машины, и в серию ее не пустили. Однако идея запуска танка в небо все еще будоражила умы конструкторов.

Большое внимание летающей технике уделяли и в СССР. В 1930-е годы даже проходил специальный конкурс. Инженеры разработали несколько машин на основе облегченной версии танка БТ. Экипаж сокращался до двух человек, применялись более легкие сплавы, а основное вооружение заменяла 20-мм автоматическая пушка. Отметить можно три проекта: КБ под управлением Арама Рафаэлянца предложило создать подобие самолета с винтом, вращающимся с помощью механической передачи от двигателя танка; инженеры П. Самсонов и А. Добровольский спроектировали модель с гидромеханической передачей на винт, а Н. Камов изобрел своеобразный танк-автожир — модель с безмоторным несущим ротором, который раскручивается набегающим потоком воздуха и создает подъемную силу.

Идея транспортировать танки с помощью самолетов не прижилась. Мощных авиационных двигателей в СССР не было и поднимать даже легкие танки оказалось затруднительно. Увеличение скорости и высоты полета приводило к поломкам самолетов даже не в боевых условиях.

Новая разработка появилась в начале 1942 года. Советский авиаконструктор О. Антонов представил проект «Крылья танка» (КТ). Фактически, на базе облегченного Т-60 строился планер, который должен был идти за бомбардировщиком ТБ-7. Крылья машины отличались размахом в 18 метров и двухбалочным хвостовым оперением. Для уменьшения размеров применялась бипланная схема, а длинна этой «птицы» была 12 метров. Тросовое управление подводилось к месту мехвода, которое было дополнительно оборудовано зеркалами бокового и заднего обзора.


Без вооружения, боекомплекта и с минимальным количеством топлива масса танка-планера составляла 7804 кг, и этого оказалось слишком много. На первом испытании был задействован бомбардировщик ТБ-3, у которого при буксировке начали закипать двигатели. Попытка снизить обороты приводила к быстрому снижению самолета с танком. В итоге еще на старте испытательного полета пришлось вынужденно отцеплять планер, который пошел на посадку на один из соседних аэродромов.

Тесты показали, что проект имеет право на жизнь — требовалась лишь более мощная ведущая машина. Однако к тому времени в мире уже шла война, и вся подходящая техника была необходима в реальных боях.

Концепция летающего танка выглядела очень перспективно для своего времени. К тому же Вторая мировая война хорошо показала важность массового десанта в тыл противника. Возможно, идеи движущихся по воздуху боевых машин опередили свое время, ведь некоторые эксперты и сейчас уверены, что при других обстоятельствах такая техника могла оказать огромное влияние на военную мысль.

В наше время вопрос авиа-десантируемой техники можно считать решенным, ведь доставить боевую машину по воздуху практически на любую позицию не представляет сложности для военных. Впрочем, летающих танков мир до сих пор не увидел.

Больше подробностей о летающей технике смотрите в видео от компании Wargaming.

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    7 декабря 2021 06:52
    Ближе всех смог приблизиться к реально летающему танку советский авиаконструктор Олег Антонов с его А-40.
    Первый и последний настоящий полет состоялся 2 сентября. «Все было терпимо, хотя было непривычно сидеть с парашютом в танке, — вспоминал Анохин. — Запускаю мотор. Включаю скорость. Лязгая гусеницами, танк подруливает к хвосту тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Вот уже прицеплен буксировочный трос. В смотровую щель видно, как из-под винтов самолета поднялось облако пыли. Буксир натягивается. Длинный, словно змея, трос на глазах превращается в стальной стержень. Летающий танк вздрагивает и трогается с места. Все быстрее и быстрее мы мчимся по полю. Потом легкий крен влево — машина в воздухе. Выравниваю ее. Мы стремительно набираем высоту. Легонько трогаю рули. Танк послушно отвечает на мои движения».
    Но через 15 минут полета от большого воздушного сопротивления планера у самолета-буксировщика начали перегреваться двигатели. По команде с ТБ-3 Анохин отцепился и пошел на посадку на ближайший аэродром Быково. После приземления Анохин, не сбрасывая планер, двинулся на командный пункт аэродрома — там не были предупреждены об испытаниях, и в связи с приземлением необычного летательного аппарата была объявлена воздушная тревога. Расчет зенитной батареи вытащил испытателя из танка и «взял в плен». Отпустили «шпиона» только с прибытием аварийно-спасательной команды. Первый в мире полет крылатого танка был благополучно завершен. По результатам полета был сделан вывод, что мощности двигателей ТБ-3 не хватает. А-40 могли буксировать более мощные Пе-8, но в строю их имелось всего чуть больше 70 штук, и привлекать дальние бомбардировщики ради буксировки танков никто не решился.
  2. 0
    8 декабря 2021 16:56
    В любом случае машина-амфибия это плохая лодка и плохая машина , как и самолёт и тем более ТАНК !!!