Великобритания представила концепцию перспективного самолета с двигателем на жидком водороде

91

Дискуссия о необходимости перевода гражданской авиации на более экологически чистые виды топлива ведется давно. Однако зеленый водород слишком дорог, без правительственного протекционизма, по крайней мере, на первоначальном этапе авиакомпаниям переходить на такой вид топлива не выгодно. Однако именно с водородными двигателями связывают будущее современной авиации.

Концепция FlyZero предусматривает сокращение выбросов углекислого газа от коммерческих перелетов. Правительство Соединенного королевства уже выделило 15 миллионов фунтов стерлингов (1,5 миллиарда рублей) на разработку и реализацию программы.



Перспективный самолет, о котором идет речь, сможет пролететь более 10 тысяч километров на одном баке с жидким водородом. Получается, что 279 пассажиров смогут перелететь из Лондона в Сан-Франциско с одной лишь дозаправкой, при этом скорость и комфорт полета никак не будут отличаться от современных авиаперевозок, как утверждает разработчик. Реализация концепции, как заявляют в Институте аэрокосмических технологий Великобритании, произведет революцию в современном авиастроении.

Однако использование экологически чистого водорода в качестве топлива может столкнуться с целым рядом проблем. Но если их решить, то новое поколение пассажирских самолетов сможет выйти на более высокую экономичность, чем современные самолеты. В Великобритании даже называют ориентировочные сроки: 2030-е годы. Именно к этому времени авиастроение достигнет такого уровня, что сможет поставить на поток производство самолетов, работающих на экологически чистом водородном топливе.

Так как жидкий водород содержит гораздо меньше энергии, чем реактивное топливо, и его нужно хранить при температуре в минус 250 градусов, потребуются новые конструкции самолетов с крупными криогенными топливными баками. К примеру, концепция FlyZero среднего размера имеет криогенные топливные баки в фюзеляже и в двух выпуклых «щечных» баках под передней частью самолета. Самолет приводится в движение двумя турбовентиляторными двигателями, работающими на водороде. Британские инженеры утверждают: самолет заменит рейсы, на которые сегодня приходится 93% выбросов углерода в авиационной сфере.


Как отметил министр по делам бизнеса и энергетики Великобритании К.Квартенг, подобные проекты не просто определят будущее аэрокосмической отрасли, но покажут, что авиация без вредных выбросов в атмосферу возможна.

Тем не менее, некоторые экологи считают, что и с новым самолетом не все гладко. Так, концептуальный самолет может выбрасывать большое количество парниковых газов, поскольку в любом случае будут выбрасываться в атмосферу оксиды азота и водяной пар.

Кстати, над созданием собственных самолетов, способных летать на водороде, сейчас работает компания Airbus. В прошлом году она представила три проекта для различных целей, самым интересным среди которых была конструкция лайнера, вмещающего до 200 пассажиров. Не исключено, что и другие крупные игроки на рынке гражданской авиации в обозримом будущем попытаются представить собственные проекты самолетов, работающих на экологически чистом топливе. Тем более, к этому располагает экологическая и энергетическая политика стран Евросоюза, нацеленная на сокращение использования традиционных видов топлива во всех отраслях экономики.
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    7 декабря 2021 10:42
    Надо тов. Рогозина и Чубайса попросить тоже проект такой сделать.
    1. -2
      7 декабря 2021 10:53
      зачем? они водород будут в россии по трубам покупать. нефть пришла на смену углу, газ сменил нефть а в мире ничего не изменится когда и водород станет топливом
      1. +3
        7 декабря 2021 11:01
        Как минимум, есть большие трудности с перекачкой по трубам.....Трубы и насосы нужны новые и надо понимать на сколько км можно его перекачивать.
        1. -1
          7 декабря 2021 11:03
          уже сейчас ведутся работы под переобродование магистральных газопроводов под транспортировку водорода-странно что вы не в курсе https://www.fontanka.ru/2021/11/30/70286852/ как раз чубайс придумал
          1. +5
            7 декабря 2021 11:52
            Успехов на этом тернистом пути....
          2. +3
            7 декабря 2021 12:05
            Цитата: vervolk
            уже сейчас ведутся работы под переобродование

            но до "переоборудования", т. е. замены оборудования как-то еще.... Из приведенного источника
            Аналитики должны просчитать возможности экспорта водорода «в составе метано-водородной смеси» и перспективы признания такого водорода «соответствующим требованиям таксономии Европейского союза».

            т..е вопрос не о чистом водороде,а о смеси... вопрос еще и о концентрации смеси...
            Если говорить про энергетику, то есть те, кто пытается сейчас делать проекты по работе турбин на смеси — в метан добавляют 5%, 10%, 15% водорода. Надо провести ресурсные испытания, чтобы понять, что будет через 15 лет с металлом турбин. https://www.kommersant.ru/doc/5064914 министр энергетики Николай Шульгинов

            так, что пока дойдет до "переоборудования" - Европе нужно самой определиться, что она собирается развивать у себя...
            1. -2
              7 декабря 2021 12:51
              суть то в том. что если вдруг зелено-голубой европе вдруг захочется водороду-то угадайте кто будет самым крупным поставщиком самого дешевого)
      2. -1
        7 декабря 2021 11:25
        А как получать водород? Гидролизом?
        1. -1
          7 декабря 2021 11:53
          зачем? чем вас не устраивает реакция метана и воды? у нас что воды и природного газа мало?
          1. 0
            7 декабря 2021 12:39
            Метан и так очень крутой газ, его просто преступно переводить на водород, затрачивая при этом энергию. Одно дело вы получаете чуть водорода для химической промышленности и узкоспециализированных вещей, другое дело миллионы тонн чтобы тупо заменить керосин. Второе в данный момент не реально.
            1. -2
              7 декабря 2021 12:52
              вопрос в том что будет покупаться. если метан никто не будет покупать будем продавать водород. всего и делов.
        2. +2
          7 декабря 2021 11:53
          голубой водород - гидролиз воды электричество от ГЭС....это самое крутое, что есть.
    2. +1
      7 декабря 2021 11:05
      У них проект куда круче: телепортация в пространстве и времени без всякого топлива.
    3. +1
      7 декабря 2021 11:16
      Цитата: Zaurbek
      Надо тов. Рогозина и Чубайса попросить тоже проект такой сделать.

      Чубайс сейчас работает на Украине, по "созданию на орбите космическую группировку разведывательных спутников для слежения за Россией."
    4. +1
      7 декабря 2021 11:32
      "Белуга" же уже есть, этот я бы назвал "Касаткой", похож. Сделают не "Цеппелин" будет круто.
  2. -2
    7 декабря 2021 10:43
    Не помню кто из писателей фантастов это предвидел.Ключевое слово паролёт.Может кто вспомнит,из двигателя будет вылетать горячий водяной пар.Представляю какой будет инверсионный след.
    1. +1
      7 декабря 2021 11:21
      Цитата: tralflot1832
      Может кто вспомнит,из двигателя будет вылетать горячий водяной пар.

      Оно лечим, другое калечим.
    2. 0
      7 декабря 2021 11:33
      Конденсационный след для трдд на Н2 должен быть меньше
      1. Керосин 40,8 МДж/кг
      2. Н2:120-140 МДж/кг
      3. C7,21H13,29 vs H2
      У водородного топлива отсутствуют центры конденсации пара ( сажи нет)
      1+2+3= я делаю вывод, что конденсационный след должен быть значительно меньше
    3. -3
      7 декабря 2021 11:50
      Цитата: tralflot1832
      Не помню кто из писателей фантастов это предвидел.Ключевое слово паролёт.Может кто вспомнит,из двигателя будет вылетать горячий водяной пар.Представляю какой будет инверсионный след.

      Казанцев. "Пылающий остров".
    4. +3
      7 декабря 2021 12:19
      Цитата: tralflot1832
      ,из двигателя будет вылетать горячий водяной пар.Представляю какой будет инверсионный след.
      А при сгорании керосина пар не образуется? Керосин - это в основном гептан, и уравнение его горения
      С7H16 + 11O2 = 7 CO2 + 8 H2O
      т.е. больше половины продуктов сгорания (по объему) - это водяной пар.
      Кстати сказать, летающий концепт с водородным двигателем впервые был испытан в СССР, начиная с18 января 1989 года. Всего было выполнено более ста полётов, из них пять на жидком водороде, установлено 14 мировых рекордов.
      Надо отметить, что водородное топливо никогда не сравняется по цене с углеводородным (за единицу энергии), по целому ряду причин. И перевозки на водороде будут дороже, чем на керосине, и не только из-за цены топлива. Плотность жидкого водорода всего лишь 0,071 г/см куб., а керосина - 0,78-- 0,81 г/см куб., т. е. при равной массе горючего бак с водородом будет больше по объему более чем вдесятеро. Это не может не сказаться на росте лобового сопротивления машины. Масса бака тоже вырастет, причем не только за счет увеличения размеров, но и из-за необходимости теплоизоляции. Десять часов полета - это не считанные минуты полета ракеты. Теплота испарения водорода очень мала, как и теплоемкость, а температура кипения около минус 250 градусов, так что проблема чрезвычайно острая.
  3. +12
    7 декабря 2021 10:43
    Реализация концепции, как заявляют в Институте аэрокосмических технологий Великобритании, произведет революцию в современном авиастроении.
    Как много мир потерял с гибелью СССР! За 30 лет до всей этой возни мы уже испытывали такие моторы...

    На само́м Ту-155 использовался один двигатель НК-88, работающий на водороде (правый)[6], и два ТРДД НК-8-2. .. ....
    Первоначально в качестве топлива использовался сжиженный водород (температура до −253 °C). В 1989 году самолёт переоборудовали на сжиженный природный газ (температура −162 °C).
  4. +4
    7 декабря 2021 10:45
    Интересно! Вот это - перспектива!!! fellow
    Какой-то негативный осадок от использования водорода в дирижаблестроении остался...Надеюсь, здесь будет иначе, потому что увидеть такое вряд ли смогу.
    1. -1
      7 декабря 2021 11:20
      Я думаю, скорее мы станем свидетелями массового использования каких ни будь "электролетов". Для них "всего то" нужно изобрести новые, компактные и более ёмкие аккумуляторы.
      1. 0
        7 декабря 2021 11:35
        Винтовой не обеспечит скорости турбореактивного
        1. -1
          7 декабря 2021 11:57
          это может быть вентилятор в кожухе.....
          1. -3
            7 декабря 2021 12:05
            Все равно скорости современных турбореактивных ему не достичь и близко, если...
            ЕСЛИ НЕ БУДЕТ РЕАКТИВНОЙ СТРУИ.
            "Вентилятор в кожухе" это для турбовентиляторных двигателей, коие ТРДД со степенью двухконтурности >2.
            Вентилятор даёт + при взлёте/ посадке и прочих низких скоростях.
            Электромотор не даст реактивную тягу, соответственно V< 700 км/ч
            1. -1
              7 декабря 2021 12:08
              Ну ТВД с пропеллерами дает под 700 км в час, реактивной тяги там не особо.....
              Пассажирские самолеты летают сейчас 760-780 км/ч.....вопрос экономики...
      2. 0
        7 декабря 2021 11:57
        к сожалению эта проблема не решаема в рамках современных технических решений. всем хороша электроэнергия но вот хранить ее не переводя в другу не возможно. вот с видами аккумуляторов можно побаловаться. от химических до кинетически-гравитационных. но одни из них не являются достаточно компаткным а другие достаточно экологичными и дешевыми при производстве и к то муже все таки недолговечны а после завершения срока эксплуатации требуют еще и затрат на утилизацию
    2. +1
      7 декабря 2021 11:28
      Нету тут никаких перспектив. Водород нельзя получить, затратив меньше энергии на его получение, чем энергии от его сжигания. Сделали игрушку и балуются.
      1. 0
        7 декабря 2021 11:38
        поясните суть проблемы получения водорода, химию знаю но не охота сейчас лезть в ньюансы. Серная кислота + цинк (если не ошибаюсь) = Водород. Окупаемость = 0?
        1. -1
          7 декабря 2021 11:53
          Цитата: Nikon OConor
          Серная кислота + цинк (если не ошибаюсь) = Водород. Окупаемость = 0?

          Зато какая польза экологии! wassat
          Электролиз же!
          1. +2
            7 декабря 2021 11:55
            предложил первейший способ получения на уроках химии про экологию - ни слова. Грэта докажет))
        2. +3
          7 декабря 2021 11:57
          Вспомните недавние разговоры об желании аренды датской фирмой части курильского острова Шумшу из группы Северо-Курильских островов. Постоянные сильные ветра и океан воды. Генерация электроэнергии в размерах "сколько хочешь" и получение и экспорт водорода в Японию.
          Эти датчане работают на будущее
          1. 0
            7 декабря 2021 11:59
            Вспомните недавнитскоде дае разговоры об арен

            извините, шифровальную машинку рейха еще держат в музее, новую если и захватили то не рассекретили...
            1. +2
              7 декабря 2021 12:02
              у меня полуразбитый ноут, печатаю на чем есть. исправил.
              1. +1
                7 декабря 2021 12:10
                только есть ньюанс (как всегда), чтобы технология окупалась, нужно чтобы затраты энергии любой (механической, электрической и т.д.) были сопоставимы с выработкой энергии при сжигании водорода. Т.е. выработка ресурса и обслуживание ветряков должно быть ниже затрат на электролиз... или хотя-бы очистку того же цинка...
                Вопрос рентабельности не ко мне, могу посчитать но лень....там очень много деталей, вплоть до того, что при работе ветряков, сократятся расходы в электростанциях на углеводородах. А это уже макроэкономика... не пусть япам считают япы))
          2. 0
            7 декабря 2021 12:03
            Вот! и понятно и согласен полностью!))
          3. -2
            7 декабря 2021 12:45
            Распил и откат - вот для чего датчане это придумали. Если бы это было выгодно, то японцы у себя поставили бы такое. Выгоднее: ветер тот же, но не надо тянуть трубу под морем и не надо платить датчанам
          4. +1
            7 декабря 2021 13:24
            Только воду нужно сначала опреснить, потом очистить (Н и О на выходе, а "накипь" осталась), электролиз, сжижение... тут уже надо для пром. производства поля ветряков в море ставить...
            1. +1
              7 декабря 2021 14:56
              Цитата: BrTurin
              Только воду нужно сначала опреснить, потом очистить (Н и О на выходе, а "накипь" осталась), электролиз, сжижение... тут уже надо для пром. производства поля ветряков в море ставить...

              Вы правильно понимаете суть. На Северных Курилах постоянно сильные ветра, из-за этого на островах одна трава, ни деревца. Для ветряков шикарное место.
              1. 0
                7 декабря 2021 15:27
                Тут два вопроса - беря остров, получат-ли они и морское просторы для генерации (сейсмика пока в стороне) и второй - электролиз как и другие процессы (то же сжижение) любит постоянство, а ветер величина переменная (эта же проблема и для приливной станции, но там хотя бы понятны периоды работы, а здесь не угадаешь)...
                1. +1
                  7 декабря 2021 15:32
                  Вряд ли раскроют детали договора аренды. Вряд ли и в Европе энергия ветрогенераторов идет в энергосети минуя процесс стабилизации и распределения.
                  Но мнится мне, что не пойдут на эту сделку. Из опасения продешевить.
                  1. 0
                    7 декабря 2021 15:51
                    В европах эти мощности дублируются тепловой, атомной, гидроэнергетикой, а тут строить станцию и не малой мощности...
                    В европах когда не хватает просят соседей, а тут кого просить...
                    «6 декабря 2021 года из-за слабой ветровой генерации, а также аварийных и ремонтных остановок ряда энергоблоков возникли сложности с балансировкой национальной энергосистемы. Масштабы дефицита резервов мощности значительны и в отдельные часы превышают 1000 МВт. Риск дальнейшего ухудшения баланса из-за запуска большого количества энергоблоков после остановки в выходные дни также является значительным», — сообщил оператор энергосистемы Польши Polskie Sieci Elektroenergetyczne (PSE). В компании уточнили, что запросили экстренную помощь у системных операторов из Литвы, Швеции, Германии и Украины... Нюансом поставок электроэнергии из Швеции в Польшу стало то, что падение польской «зеленой» генерации пришлось покрывать за счет станции, которая работает на самом экологически грязном виде топлива — мазуте.
                    https://eadaily.com/ru/news/2021/12/07/ukraina-i-partner-gazproma-spasli-polshu-ot-veernyh-otklyucheniy-gryaznoy-energiey
        3. 0
          7 декабря 2021 11:57
          Электричество - катод и анод
          1. 0
            7 декабря 2021 12:11
            Цитата: Zaurbek
            Электричество - катод и анод

            нее...это: кааак даст !
            1. 0
              7 декабря 2021 12:13
              между ними электролит, и ничего никому не даст, кроме нужного результата))
        4. -1
          7 декабря 2021 12:10
          это не наши методы и прошлый век. Согласно данным ПАО «Газпром», для получения 1 куб. м водорода методом пиролиза метана требуется всего 0,7–3,3 кВт‧ч, а электролиза — 2,5–8 кВт‧ч,
          так что наш путь водород из природного газа.паровой риформинг метана (MSR) и (или) автотермический риформинг (ATR),
          1. 0
            7 декабря 2021 12:17
            Из Метана - сорт другой (серый или коричневый)
        5. +1
          7 декабря 2021 12:12
          А серную кислоту черпают из ближайшего пруда?
          И цинк, конечно добывают в ближайшей помойке гастарбайтеры, используя БСЛ?
          Более менее на халяву Н2 получается у водопослей Chlamydomonas reinhardtii в канализационных стоках, при недостатке О2....
          Но мало
          1. 0
            7 декабря 2021 12:17
            тут уж читайте выше мой коммент и теорию сохранения энергии тов. Энштейна))
            1. -1
              7 декабря 2021 12:21
              У Эйнштейна нет такой теории
              1. 0
                7 декабря 2021 12:22
                возможно и ошибся (Декарт/Лейбниц, потом Эйлер/Ломоносов), но главное - теория есть и она работает (пока).
                1. -2
                  7 декабря 2021 14:53
                  Опять мимо.
                  >Нётер ( при ВЫПОЛНЕНИИ условия инвариантности пространства и однородности времени)
                  >Ньютон (закон сохранения механической энергии в ЗАМКНУТОЙ системе тел)
              2. 0
                7 декабря 2021 12:26
                хотя есть ньюанс!!!))) При инициации ядерного взрыва затрачивается в 10-9 степени количества энэргии чем при выделении её в процессе. НО опять-же ньюанс!)) сколько энергии затратила природа, чтобы создать радиоактивный элемент, сколько энэргии затратила наша цивилизация для обогащения материала, сколько энергии затрачено для создания самого устройства.... результат явно не в пользу боеприпаса.....
        6. -2
          7 декабря 2021 12:34
          Проблемы получения нет, есть проблема соотношения затрат энергии и её получения. Пока нет экономически оправданной технологии получения водорода для использования его в двигателях.
        7. Комментарий был удален.
        8. -1
          7 декабря 2021 12:55
          А цинк и кислоту просто с полки возьму?))Водород нельзя получить, затратив меньше энергии на его получение, чем энергии от его сжигания.-Как сказал предыдущий комментатор.
      2. -1
        7 декабря 2021 12:06
        все таки вы зациклились на электролизе. а такой фактор как КПД вам совсем неинтересен? Например, по сравнению с электростанцией, работающей на сжигании топлива с КПД от 33 до 35%, водородные топливные элементы выполнят ту же функцию с КПД до 65%. Для примера, у солнечных элементов КПД — 20%, а у ветряных — 40%.
        1. -1
          7 декабря 2021 12:37
          КПД тепловой станции 33-35% - это имеются в виду угольные? А если газовые или атомные, то сколько у них КПД? Я к тому, что если сравнить водород с дровами, то преимущество водорода будет ещё рельефнее.
      3. -1
        7 декабря 2021 12:18
        1 кг водорода при сжигании даст 120-140 МДж тепла ( энергии)
        1 кг керосина=41 МДж.
        1 кг этанола=30 МДж
        Если из биомассы /полисахариды/ (крахмал, целлюлоза) получать этанол или Н2
        То выгода на Н2 ( при получении теплоты) как 1 к 3.
        Бразилия имеет неплохие шансы полностью пересесть с этанола на Н2.
        Да нужны и "чаев" и стойкие rodobacter speriodes+ технологии безопасного хранения в авто ( газ сильно текуч+давление).
        Но выгода на лицо
  5. 0
    7 декабря 2021 10:52
    Великобритания представила концепцию перспективного самолета с двигателем на жидком водороде
    . Когда ни будь так и будет.
    Эту тему, как раз совместными усилиями развивать полено, надо ... вот только когда это случится? Не прям завтра. Экономические аспекты, пока, никто не отменял.
    Так то, водородная тема, прям стучится к нам в двери, да и не только к нам, если разобраться.
    1. +2
      7 декабря 2021 11:03
      водородная тема, прям стучится к нам в двери
      Она стучится до тех пор, пока на воздух не взлетело ни одно транспортное средство с водородным двигателем.
      Взрывоопасность водорода ещё та..... Кто сталкивался, знает.
      Ничем не лучше, чем метан в шахте.
      В противном случае мы бы ещё с советских времён и летали и ездили на водороде.
      1. +3
        7 декабря 2021 11:16
        Согласен: страшно представить аварийную посадку этого пузатика если на взлёте птица в движок попадёт. И не такой уж он "экологичный"- сто раз говорено, что водород сгорая в ВОЗДУХЕ выделяет не только водяной пар, но и изрядное количество окислов азота из за высокой температуры горения водорода. Здравствуйте кислотные дожди!
        1. -1
          7 декабря 2021 11:45
           в ВОЗДУХЕ выделяет не только водяной пар, но и изрядное количество окислов азота из за высокой температуры горения водорода

          Ерунда
          1. Температура пламени Н2 2400-2600 грС
          2. Температура пламени керосина 2400-2450грС
          Справочно у ацетилена 3150грС
          Ни каких кислотных дождей он реакции Н2+О2 не образуется. Азот воздуха не участвует в реакции.
          А у керосиновых выхлоп
          6 г -16г N02 на 1 кг израсходованного топлива. 
          Учитывая возможное влияние оксидов азота на стратосферный озон, в ходе выполнения программы СИАП была проанализирована возможность снижения, содержания оксидов азота как путем совершенствования двигателей, так и путем перехода на другие виды топлива — сжиженный природный газ и сжиженный или сжатый водород. Результаты этого анализа показали, что только создание новых двигателей, а не модернизации существующих, может заметно снизить эмиссию оксидов азота

      2. +1
        7 декабря 2021 11:50
        Цитата: prior
        Взрывоопасность водорода ещё та..... Кто сталкивался, знает.
        Ничем не лучше, чем метан в шахте.

        Было ещё одно "чудо" - подводные лодки проекта А615, работа дизля по замкнутому циклу, где рабочей смесью являлись, освобожденный от углекислого газа и избытка влаги выхлопной газ направляющийся в газовый смеситель. В него же по трубопроводу под давлением добавлялся газообразный кислород в определенной пропорции.
        На лодке хранилось 8,5 тонн кислорода. Среди моряков лодки получили более мрачное название – «зажигалки», которое оправдывало название. Взрывы, пожары, избыток кислорода в отсеках. Моряков называл "камикадзе с зажигалок". А их был дивизион.
  6. +1
    7 декабря 2021 11:09
    использование экологически чистого водорода в качестве топлива может столкнуться с целым рядом проблем. Но если их решить...
    Так может сначала необходимо решить эти проблемы, а потом заявлять, что "завтра" полетим на водороде? Если проблемы проще решать по мере поступления, то сколько тогда лет иди десятков лет уйдет на создание такого самолета? Хотя с другой стороны с чего-то начинать нужно.
  7. 0
    7 декабря 2021 11:21
    вот как то не внушает доверия водородное топливо....
  8. 0
    7 декабря 2021 11:24
    Они бы лучше представили установку по получению водорода с высоким КПД.

    А вообще сразу граф цеппелин вспомнился.
  9. +4
    7 декабря 2021 11:26
    Вся эта шумиха, за "зеленую энергетику", кое-кому очень выгодна, в том числе и производителям "зеленых технологий". Развитые технологически страны отсекают менее развитые, и на одной "зеленой бумажке", выставляют им экологический налог. В результате, богатые богатеют, бедные беднеют.
    1. -2
      7 декабря 2021 12:12
      России выгоден водород. мы его из метана будем производить
  10. +2
    7 декабря 2021 11:33
    Летающая бомба и пассажиры смертники. Штучная вылизанная машина полетит, но массовые самолеты на водороде это страшно.
  11. +1
    7 декабря 2021 11:43
    Перспективный самолет, о котором идет речь, сможет пролететь более 10 тысяч километров на одном баке с жидким водородом.

    Всё это убьёт гражданскую авиацию, напрочь. Билеты будут весьма не по карману, 99% пассажиров не смогут воспользоваться "зелёной авиацией".
    Дорогое топливо, дорогое и весьма взрывопожароопасное обслуживание, высочайшая квалификация технического состава (как минимум с навыками инженеров и техников ракетно-космической техники), полная неразвитость инфраструктуры.
    Дирижабли "умерли" из-за применения взрывоопасного водорода при взрыве "Гинденбурга". Гибель челнока "Челленджер", вдогонку с "Колумбией" "убили" космическую программу "Спейс Шаттл". Так и применение водорода в авиации убьёт её.
    Водород хорошее топливо, но не нужно толкать его в "каждую канистру". Оно просто очень "нишевое".
    Собираясь использовать его и в автомобилях просто не представляют, наверное, какие "фейерверки" будут при малейшей утечке. Это не разлив бензина и солярки, хотя тоже "бадабумы" ещё те бывают.
    1. 0
      7 декабря 2021 11:55
      Цитата: К-50
      Всё это убьёт гражданскую авиацию, напрочь.

      Однако гарантированнее ГА убьёт исчерпание нефти.
      1. 0
        7 декабря 2021 11:57
        Цитата: Владимир_2У
        Однако гарантированнее ГА убьёт исчерпание нефти.

        Пардон! А водород из чего делать будут? Из воды слишком дорого будет, да и воды тоже не сказать чтобы вдоволь. request
        1. 0
          7 декабря 2021 12:05
          Цитата: К-50
          Пардон! А водород из чего делать будут? Из воды слишком дорого будет, да и воды тоже не сказать чтобы вдоволь.
          Пригодной для питья воды, вы хотели сказать. А для электролиза просто океаны! wink
          Насчёт дороговизны, как знать. Будут ТЯ-станции, будет и дешёвая энергия, а нет, так нет. Будет как у Хайнлайна.
    2. +3
      7 декабря 2021 14:11
      взрывоопасного водорода при взрыве "Гинденбурга".


      Только дирижабли взрывались и раньше. А когда погиб Гиндербург, дирижабли уже погибли и были неким артефактом павших цивилизаций. Они выезжали за счет трансатлантических рейсов в комфорте. При этом, самолеты уже научились делать это и бурно развивались. Ну это как писать - Конкорд убила порванная шина. Хотя Конкорд уже на тот момент был глубоко убыточным и все искали как бы его списать.

      челнока "Челленджер", вдогонку с "Колумбией"


      После Челленджера шаттл отлетал 80 полетов. При этом, там основная проблема была в твердотопливном бустере. Колумбия аналогично. Куски с обшивки в районе криогенных баков (не только для водорода) отваливаются и сейчас. Шаттлы добило отсутствие задач. Ибо достроили МКС. Больше выводить было нечего. И я напомню, что после Колумбии слетали еще почти 30 раз.
      1. +1
        7 декабря 2021 16:10
        Всё раньше взрывалась и падало. yes
        Вопрос- цена, цена в человеческих жизнях.
        Самолёты и так загораются и падают, при таком капризном топливе будут чаще.
        Не дай Боги, установят, что причиной жертв будет именно водород, кампанию допустившую это разорят на судебных исках.
        Поэтому, что годно для космоса, совершенно не годится для самолётов. hi
  12. +3
    7 декабря 2021 11:57
    Стремная идейка..летали уже на водороде как то (Гинденбург) , "кончилось-все-плохо". Добыча, сжижение,массовое хранение и заправка криогенным водородом- все это весьма геморные,затратные и опасные процедуры.Малейшая деформация одного из этих баков может иметь крайне неприятные последствия . Учитывая как гоняют эти пассажирские лайнеры и как они порой садятся - последствия не заставят себя ждать.
    Если в случае с космической техникой водород может быть оправданным решением,то в случае с гражданской авиацией это становится дорогой русской рулеткой.
    1. +1
      7 декабря 2021 12:21
      Цитата: Knell Wardenheart
      заправка криогенным водородом

      там и после заправки есть вопросы... металл бака + теплоизоляция бака (жидкий водород -253, абсолютный ноль -273) и это должно быть легким... самолет заправлен, задержка при вылете или выполнил рейс, но все топливо не израсходовал... водород испаряется
      1. +2
        7 декабря 2021 12:29
        Главный вопрос тут даже не в безопасности или оперативности - это вопрос инфраструктуры. Работа с криогенным водородом требует чтобы рядом с аэропортом находился заводик , на котором происходит сжижение. Учитывая прожорливость крупных аэропортов , вероятно этот заводик будет об руку с предприятием по выделению водорода. Теперь представляем какие это адские баблосы , к каждому мало-мальски значимому аэропорту лепить это. А ведь это все чертовски прожорливые объекты в плане ЭЭ , нужно будет подводить генерацию т.е строить дополнительные ТЭС или тянуть капитальные ЛЭП туда ко всему этому.
        Все это в отрыве от повальной водородизации автотранспорта совершенно исключено , да и в случае с повальной водородизацией автотранспорта все равно крайне сомнительно и невероятно завтратно. С точки зрения военной защищенности таких объектов - это кромешный мрак. Жидкие топлива можно разместить под землей децентрализованно , водород же если рванет или просочится - ему до лампочки будет эта децентрализация , 3500 градусов С это будет эпишно как страшный суд . А заводик по сжижению это по сути и есть такая вот бомба на нужной позиции .
        Короче говоря как не глянь эта идея дичь .
  13. 0
    7 декабря 2021 12:21
    Разработать концепцию - это не разработать самолет.
    Я, если захочу, за час разработаю концепцию транспортировки чего-нибудь куда-нибудь на эклогически чистых сепульках* с использованием существующих и проектируемых сепулькариев**
    *
    СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия ..

    **
    Сепулькарии — устройства для сепуления.

    (Цельносворовано у С.Лема) wassat
  14. +1
    7 декабря 2021 12:27
    Цитата: vervolk
    уже сейчас ведутся работы под переобродование магистральных газопроводов под транспортировку водорода-странно что вы не в курсе https://www.fontanka.ru/2021/11/30/70286852/ как раз чубайс придумал

    Пока только поручено "подумать и оценить". Ибо:
    - при транспортировке чистого водорода по стальной трубе - очень большие потери на утечки. Нужна труба из полиэтилена;
    - кубометр водорода обладает почти вдвое меньше калорийностью, чем природный газ. То есть для выработки мегаватт часа энергии, водорода нужно прокачать в два раза больше;
    - так называемый "голубой" водород, получаемый из метана с точки зрения "зеленой повестки" является "не чистым", по их мнению, "зеленым" и праведным является только водород, добытый ветром и солнцем из воды.
    С водородом вообще больше вопросов, чем ответов на сегодняшний день. А с жидким водородом еще больше вопросов, ибо он сжижается в достаточно узком диапазоне температур, близких к абсолютному нулю, а для этого тоже нужны энергозатраты.
    1. -2
      7 декабря 2021 13:06
      Цитата: CheeRock

      Пока только поручено "подумать и оценить". Ибо:
      - при транспортировке чистого водорода по стальной трубе - очень большие потери на утечки. Нужна труба из полиэтилена;
      - кубометр водорода обладает почти вдвое меньше калорийностью, чем природный газ. То есть для выработки мегаватт часа энергии, водорода нужно прокачать в два раза больше;
      - так называемый "голубой" водород, получаемый из метана с точки зрения "зеленой повестки" является "не чистым", по их мнению, "зеленым" и праведным является только водород, добытый ветром и солнцем из воды.
      С водородом вообще больше вопросов, чем ответов на сегодняшний день. А с жидким водородом еще больше вопросов, ибо он сжижается в достаточно узком диапазоне температур, близких к абсолютному нулю, а для этого тоже нужны энергозатраты.

      ну во первых это поручено кем надо поручено-поэтому будет выполнено досрочно-с этим сомнений не возникает)))
      в-вторых, ками образом вы делаете вывод что если калорийность водорода больше, то для выработки мегават часа его прокачать надо больше? то есть кпд выше же? там вверху в ветке есть цифры на этот счет ознакомтесь пожалуйста
      в-третьих, вы что ли не видели современных магистральных газопроводов? они ли полипропиленовые либо стальные в полипропиленовой оболочке
      в-четветых, они его пусть хоть коричневым хоть недемократическим назовут но если цена и количество устроит покупать будут так же как природный газ теперь.
  15. -1
    7 декабря 2021 13:44
    А водород опять у "терана" в "мордоре" закупать?
    1. -3
      7 декабря 2021 14:59
      так уж сложилось что начиная от воска, строевого леса, пеньки и пушнины, все полезные штуки хранятся далеко за лесами за горами за морями в одной стране которая их бесплатно никому не отдает)))
    2. 0
      7 декабря 2021 17:18
      Цитата: Боло
      А водород опять у "терана" в "мордоре" закупать?
      нет пусть у протосов берут или зергов lol
      1. 0
        8 декабря 2021 02:13
        теран это тиран с олбанского
  16. -1
    7 декабря 2021 14:00
    ...жидкий водород... самолет заменит рейсы, на которые сегодня приходится 93% выбросов углерода в авиационной сфере.

    Тенденция ясна! Когдато так начиналась нефтяная "эра". Больше вопросов есть кораблестроения, морские перевоздки! Именно корабли сжигают основной доли мазута! С другой стороне, как раз корабли технически и по габаритам, подходят для внедрения экологических движков!
  17. 0
    7 декабря 2021 21:14
    Железная дорога
    Автор Н. А. Некрасов

    Вынесет всё - и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только - жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется - ни мне, ни тебе.
  18. 0
    8 декабря 2021 14:26
    Использование водородных двигателей, как не странно, в аккумуляция водорода! Пока не будет компактных вариантов - например использование технологии металлогидридов, коммерческое использование экономически не выгодно. Описанный в посте Самолёт, как и Конкорд, скорее всего проигрывает другим самолётам по стоимости полёта, из-за огромных интегрированных баков, их излишнего веса по сути "плата за экологичность" будут оплачивать пассажиры, вопрос будут?
  19. 0
    8 декабря 2021 21:41
    Цитата: vervolk

    ну во первых это поручено кем надо поручено-поэтому будет выполнено досрочно-с этим сомнений не возникает)))
    в-вторых, ками образом вы делаете вывод что если калорийность водорода больше, то для выработки мегават часа его прокачать надо больше? то есть кпд выше же? там вверху в ветке есть цифры на этот счет ознакомтесь пожалуйста

    Калорийность водорода ниже и прокачать его надо больше, то есть КПД ниже, если сжигать как газ. В топливных ячейках сходу не скажу.

    в-третьих, вы что ли не видели современных магистральных газопроводов? они ли полипропиленовые либо стальные в полипропиленовой оболочке

    Поинтересуйтесь как водород в газовозах возят. Только в связанном состоянии.

    в-четветых, они его пусть хоть коричневым хоть недемократическим назовут но если цена и количество устроит покупать будут так же как природный газ теперь.


    Ничего подобного. "Голубой" считается высокоуглеродным и будет облагаться трансграничным налогом. Посмотрите цены на ТТF, там голубой и зеленый идут по кратно разным ценам, только на один нужно покупать карбоновые квоты, а на другой - нет.
  20. 0
    12 декабря 2021 09:48
    Водород в "щёчных баках" под носовой частью фюзеляжа. Самое то для посадки "на брюхо" или с невыходом носовой стойки шасси...