Рыцари в доспехах на портретах

92
Рыцари в доспехах на портретах

Возьми на память мой портрет, а твой —
В груди, как сердце, навсегда со мной.
Дарю лишь тень, но снизойди к даренью,
Ведь я умру — и тень сольется с тенью.
Портрет. Джон Донн

История доспехов и оружия. Мы уже как-то рассматривали изображения оружия и доспехов на картинах великих мастеров. Но там были полотна, скажем так, несколько мифического свойства, то есть художники писали их спустя много лет после изображаемых ими событий. Либо они были современниками событий, но изображали многофигурные картины, на которых мелкие детали рассмотреть довольно сложно. Совсем иначе дело обстоит с портретом, особенно портретами эпохи Возрождения. Едва только люди познали законы перспективы и научились плоскостные изображения книжных миниатюр и фресок переводить в объёмные, как художники тут же принялись писать портреты своих современников. Ведь фотографии тогда не было. А люди устроены так, что им приятно смотреть на самих себя не только в зеркале, но и на полотне. Кроме того, свой портрет можно было оставить потомкам на память, а память о самом себе, сохранённая на века, не может не греть смертному душу. Вот так и получилось, что с этого времени началось массовое портретирование людей своего времени. Менялись моды, менялся антураж самих портретов и техника их написания, но суть была одна – с максимальной достоверностью передать облик и духовную суть человека, изображаемого на портрете, ну и попутно – его одежду и окружающий интерьер. Особенно это относилось к парадным портретам, где человека было принято изображать в полный рост, одетым в значимый для него костюм.

Именно поэтому такие портреты – важный исторический источник. Во-первых, на них в большинстве своём стоит дата. То есть мы знаем год написания портрета и, соответственно, год, когда изображённый на нём человек носил ту или иную одежду. Во-вторых, по ряду портретов сохранилась переписка их автора с заказчиком, а также платёжные документы. Ну и самое главное, портретов этих много. Так много, что ими забиты все галереи мира (и их запасники). Так что трудновато модификаторам истории, типа Фоменко, объяснить их появление и датировки. За меньшее время все эти картины было бы просто не написать, даже если бы их авторы, не отвлекаясь на ни что другое, писали бы их все 24 часа в сутки.



Но ведь кроме того существует ещё и одежда, в которой изображены герои портретов. И если это рыцарские доспехи, то мы можем сличить их с эффигиями (тоже датированными), документами на их изготовление (часто сохранившимися), и собственно самими доспехами, которые постепенно изменялись, причём процесс этих изменений можно проследить буквально год за годом.

Вот почему, повторюсь ещё раз, исторические портреты представляют для исторической науки большой интерес. И раз это так, то сегодня мы как раз к ним и обратимся. Миниатюры из средневековых манускриптов мы уже рассматривали, фрески изучали, с эффигиями знакомились неоднократно – настало время портретной живописи!

Начнём с фрески 1328 года из палаццо Пубблико в Сиене (Горродской музей Сиены), на которой мы видим всадника на коне. Взглянем сперва на пейзаж. Он реален. Именно так и выглядели в то время итальянские города-крепости с высокими башнями, сохранившимися до сих пор. Считается, что это Монтемасси и Сассофорте, в 1328 г. взятые кондотьером Гвидориччо да Фольяно.


Вот она – эта фреска!


А вот сам Гвидориччо да Фольяно крупным планом. Художник Симоне Мартини (1284–1344). Фреска 1328 г. Палаццо Пубблико. Сиена

Обратите внимание на год, когда фреска была написана. Конь всадника в геральдической попоне, на нём самом – геральдическое сюрко, полностью скрывающее его доспехи. Меч – с характерным перекрестием. И мы знаем, что подобных изображений существуют тысячи, то есть перед нами типичное облачение кондотьера (командира военной «банды» или «кондотты») начала эпохи Столетней войны.

Прошло сто лет и вот уже перед нами другой рыцарь, и уже в других доспехах…


Перед нами работа Конрада Вица (1400–1446) – одного из основоположников Северного Возрождения, «Правители племен Совохай и Ванея – верные вассалы из воинства царя Давида», представляющая собой фрагмент росписи алтаря «Зеркало Спасения» в Базельском соборе, которая была им исполнена в 1435 г. Базельский художественный музей

Кто такие эти два персонажа и чем прославились, сказать не могу и мне это не интересно. Интересно, в каких они доспехах. На первом большой бацинет – характерный шлем того времени, но очень необычная плоская с изломом кираса. Настоящая лобовая танковая броня, причём с крюком для копья, нарисовать который художник не забыл. Юбка… юбка тоже интересная. Обычно такие надевали на турнир. На лошадь ведь в такой не сядешь. Если и ездили в них на лошадях, то делали специальные вырезы, закрывавшиеся съёмными панелями. Но… здесь такие панели отсутствуют. То есть очень странный доспех, что и говорить. Но меч-бастард типичный для того времени, да ещё и с характерным навершием – «пробкой от графина». Интересен и его «напарник. На нём сюрко, из-под которого видны широкие кольчужные рукава, что как раз было характерной особенностью именно германских и шведско-датских доспехов того времени. О чём нам, кстати говоря, рассказывают… эффигии.


Кондотьер Пипо Стана. Андреа дель Кастаньо (–1457). ок. 1450 г. Церковь Санта Аполлония, Флоренция

Ещё один кондотьер, уже времени окончания Столетней войны. Разной войны наплечники как раз и были визитной карточкой итальянских и прежде всего миланских доспехов.


А это его собрат по профессии: Джованни Джустиниани Лонго — генуэзский кондотьер из рода Лонго в составе торгового клана Джустиниани, на протяжении 200 лет франкократии владевшего островом Хиос. Работа этого же художника. Церковь Санта Аполлония, Флоренция


Лукас Кранах Старший (1472–1553) — «Портрет избранного принца Иоахима II», 1520 г. Охотничий замок Грюневальд, Берлин

Хорошо известно, что начало XVI века было эпохой так называемых «максимилиановских доспехов» или «лат с желобками» – рифлёных доспехов, более лёгких и прочных, нежели гладкие, но очень дорогих и трудоёмких в изготовлении. И вот как раз принц Иоахим II в них на этом портрете и изображён.


«Максимилиановские доспехи» на эффигиях из собора св. Иоанна Крестителя в Варшаве. Фото автора

Они же крупно. Очень хорошо видно рифление…


«Максимилиановские доспехи» 1515-1525 гг. Вес 18,99 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Аньоло Бронзино (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано) (1503–1572/1563) был придворным художником рода Медичи. Поэтому не стоит удивляться, что он написал портрет «Козимо Первый Медичи в латах», 1545 год. Галерея Уффици, Флоренция

На нём, как вы видите, очень пышные доспехи, украшенные чеканными изображениями.


Наплечник с чеканным узором от доспеха Йохана Вильгельма (1530–1573), герцога Саксен-Веймарского. Метрополитен-музей, Нью Йорк


Ещё один портрет кисти Аньоло Бронзино: «Портрет Гвидобальбо II делла Ровере, герцога Урбинского», 1532 г. Палаццо Питти, Флоренция

Как видите, на этом портрете, помимо имитации прорезей, нашла своё отражение и тогдашняя мода на торчащие гульфики приличных размеров!


Имитация прорезей на доспехе Йохана Вильгельма (1530–1573), герцога Саксен-Веймарского. Метрополитен-музей, Нью Йорк


А были ещё и вот такие гульфики из металла. Вес 160 г. Изготовлен в Германии в середине XVI в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Портрет «Стефано IV Колонна» Аньоло Бронзино из Национальной галереи старинного искусства в Риме

Портрет кондотьера датирован 1546 годом, причём дата указана в нижней части колонны. Стефано был членом римской семьи Колонна и служил генерал-лейтенантом наёмных войск герцога Козимо де Медичи. Портрет похож на портрет 1530 года работы Бронзино, изображающий Гвидобальдо делла Ровере, картину, хранящуюся в Палаццо Питти. Колонна изображён в чёрных доспехах и с мечом, рука лежит на шлеме, а сам он стоит перед колонной и красным занавесом. Умер кондотьер в 1548 году.


Популярные всаднические доспехи 1550 г. Вес 11,325 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Корнель де Лион (1500/1510–1575) был придворным художником короля Генриха II и Екатерины Медичи. В 1551 он упоминается как мажордом короля. В его мастерской работали также его сын и дочь. Большую часть жизни он работал во Франции, и прославился как один из самых талантливых и плодовитых мастеров-портретистов эпохи Возрождения. На его портрете короля Генриха II король изображён в очень интересных доспехах, явно украшенных цветной эмалью.


«Портрет Генриха II» Корнель де Лион. Галерея Эстензе, Модена

Но это не было фантазией художника. До нас дошли части доспехов, украшенные именно цветными эмалями, в частности шлем-морион работы знаменитого Бенвенуто Челлини…


Морион (шлем) короля Карла IX, 1555-1560 гг. Работа Бенвенуто Челлини (1500–1571). Лувр


Антонис ван Дасхорст Мор (1519–1576). Портрет принца Вильгельма Оранского. Ок. 1554 г. Нидерланды. Картинная галерея города Кассель

На нём типичные доспехи в гринвичском стиле с золочёными полосами.

Михиль Янс ван Миревельт, также Миревелд (1566–1641) был придворным художником принца Оранского и, несмотря на свою близость к анабаптистам, в то же время находился на службе у наместника Испанских Нидерландов эрцгерцога Альбрехта и тоже писал выдающихся деятелей своей эпохи одетыми в доспехи, причём очень точно выписывал их декор.


Михиль Янс ван Миревельт. Портрет Фредерика Хендрика ван Оранье (1584–1647), последнего сына принца Оранского, прозванного «Молчаливым». Рейксмузеум, Амстердам

Доспехи на нём очень богатые, украшенные полосами гравированных и позолоченных трофеев.


Ну а это доспехи настоящие, изготовленные в Нюрнберге в 1620-1623 гг. Материалы: низкоуглеродистая сталь, золото, золотая тесьма, бархат, кожа. Технологии: воронение, травление, резьба, золочение. Полный вес: 20,09 кг. Вся поверхность богато украшена вытравленной сеткой ромбовидных панелей, образованных савойскими узлами, на которых изображены трофеи, короны и пальмовые ветви, а также пары сцепленных рук, позолоченные на тёмном фоне. Сложенные руки вместе с изображением огня дружбы также изображены на крыльях налокотников. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Антонис ван Дейк (1599–1641). Портрет короля Карла II в бытность его принцем Уэльским. (Частное собрание)

Причём таких портретов известно несколько. И обычно юный принц на них, несмотря на свои малые лета, изображён в рыцарских доспехах. Но… это не фантазия живописца! Доспехи для детей действительно существовали!


Детские доспехи в экспозиции Дрезденской оружейной палаты. Фото автора


Картина знаменитого мастера «света и тени» Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669). «Мужчина в золотом шлеме». Ок. 1650 г. Государственные музеи Берлина

Никогда раньше не задумывался над тем, что на нём за шлем и как он называется. Теперь могу совершенно точно сказать, что это шлем кабассет или морион «испанского типа», изготовленный в Северной Италии.


В Метрополитен-музее Нью-Йорка хранится похожий шлем, датируемый 1580 годом. Шлем украшен рельефными изображениями Европы на спине быка, с её скорбящими сестрами справа, деревьями и замком вдали. Сцена с другой стороны может изображать Аррию, или Фисбу, падающую на меч Пирама, о чём свидетельствуют лев, фонтан и деревья на заднем плане. Всё изделие искусно прочеканено, и украшено гравировкой и позолотой. Кому мог понадобиться столь простой пехотный шлем, но в таком дорогом исполнении – обычно такие шлемы носили простые аркебузиры, – сказать трудно. Ну, разве что какой-нибудь капитан аркебузиров. Во всяком случае Рембрандт явно его с чего-то рисовал. В то время рисовать по фотографии было не принято. Высота шлема 26,3 см, вес 1,52 кг


Очень интересный и тоже «золотой шлем» ок. 1550-1555 гг. работы неизвестного мастера из Италии. Тот же музей. Этот шлем – важный пример использования в европейских доспехах декоративной техники, часто называемой ложным или поддельным демаскированием, при котором тонкие листы золота или серебра прижимаются к поверхности предмета, предварительно покрытой множеством мелких штрихов, которые позволяли мягкому драгоценному металлу к ней приставать. Эта техника, называемая в Индии «кофтгари», появилась в Европе только в середине XVI века, хотя на Востоке она была известна гораздо раньше


Позолоченный кабассет из собрания Дрезденской оружейной палаты. Фото автора


Очень интересная кираса, состоящая из двух половин (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), заметно различающихся по дизайну и исполнению

Верхняя часть украшена тонким рельефным рельефом – прямо-таки это самая настоящая «живопись по металлу»! – на котором изображены стоящие фигуры Богородицы с Младенцем между святым Иеронимом слева от неё и святым Христофором, несущим младенца Христа, справа; вверху, около шеи – декоративный фриз с чеканной маской, изо рта которой течёт листва, в завитках которой прячутся две птицы; шея прочно отбортована витыми «верёвками», с парами заклёпок с обеих сторон для наплечников. Есть значительные следы позолоты. Нижняя часть состоит из аниме-кирасы, с выгравированными листьями в северно-итальянском стиле и центральной полосой трофеев на зернистой поверхности. По вертикальной линии проходит ряд заклёпок, напоминающих пуговицы. Чеканка на верхней части выполнена в лучшем итальянском стиле середины XVI века и может быть выполнена в семействе миланских Негроли. Вот изобразил бы художник того времени что-нибудь подобное, и знатокам пришлось бы поломать голову, чтобы выяснить, какая часть её была выполнена раньше – верхняя или нижняя. И вот мы можем подержать её в руках, а вопросы всё равно остаются…

Продолжение следует…
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    24 декабря 2021 18:26
    Великолепная статья с роскошными иллюстрациями. good Спасибо, Вячеслав!

    Карл II



    Что с нами делает время, в детстве мы все ангелочки. yes
    1. +7
      24 декабря 2021 18:34
      Да, уж, Константин - в детстве личико, а к старости- рожа!
    2. +6
      24 декабря 2021 18:49
      Костя, ну, не знаю...
      На детском портрете -- он уже тот, кем будет впоследствии. Портрет Генриха II говорит о совсем иных свойствах человеческой натуры.
      И... добрый вечер, Костя!
      Персонально!)))
      В знак извинения, что зашла вчера на тему, прицепила комментарий, а "Здрасссьте!" Не сказала. День был незадавшийся.
      1. +5
        24 декабря 2021 19:14
        Добрый вечер, Люда love smile
        У меня тоже вчера день был мутный, ходил полусонный, даже снег с лопатой в чувство не привели. laughing
        1. +6
          24 декабря 2021 19:27
          Да, эти минимальные дни, всегда от них физически страдаю. Казалось бы, ну что такого? Но, видно, как-то они действуют на человека. Солнце не успеет встать, уже заходит, аж жуть берет! "Горе! Горе! Крокодил
          Солнце в небе проглотил!"
          Да, вот так, по Чуковскому. А с учетом того, что в душе каждого живет ребенок, каким был каждый ( этого избежать ещё никому не удалось), то жив и детский подсознательный страх оттого, что слишком быстро темнеет на улице. Вот тот страх и гложет человека, откусывая долю от здоровья )))
      2. +3
        24 декабря 2021 19:30
        Бывают люди, которые не здороваются коzлы, конечно, типа меня... laughing
        1. +2
          24 декабря 2021 19:35
          Зато есть в этом некий хмурый шик, вельможность появленья)))
          1. +3
            24 декабря 2021 19:52
            "Весь мир - это декорация,
            И вдруг появляешься ты!" (С) laughing
            1. +5
              24 декабря 2021 20:01
              И вдруг появляешься ты!

              А присутствующие на форуме как бы статисты, каждый из которых тоже так себя оценивает: "И вдруг появляешься ты!" wassat )))
              Забавно, да?
              1. +6
                24 декабря 2021 20:10
                А присутствующие на форуме как бы статисты
                Конечно! Здесь каждый продавливает свою "мнюху"! И Вы, и я, в том числе! Остается открытым вопрос: если вдруг чьята "мнюха" станет доминантной, задержимся ли мы на этом форуме?
                1. +3
                  24 декабря 2021 20:40
                  "Мнюха" -- это круто! )))
                  А доминанта тут у нас одна -- Вячеслав Олегович. Как припечатает человека, так и уползает обиженный зализывать раны и появляется вновь лишь при упоминании Фоменко. И, кстати, Фоменко в статье есть, адептов нет. Видно, решили, что на теме камуфляжа им ловить нечего. Ведь Автор мину под Фоменко тонко как подвел: даты, мол, на картинах привязаны к историческим личностям.
                  1. +4
                    24 декабря 2021 20:49
                    А доминанта тут у нас одна -- Вячеслав Олегович. Как припечатает человека, так и уползает обиженный зализывать раны
                    Нет, не так. Шпаковский - не априорная истина в последней инстанции. Мое сотрудничество с ним началось с конфликта.
                    1. +3
                      24 декабря 2021 21:13
                      Но он Вас умело так под сотрудничество подвел, да? Или сами себя подвели? wassat )))
                      Просто Вячеслав Олегович, как бы для некоторых это ни прозвучало странно, умеет ценить людей. Но его действия в этом случае -- это как на экзамене: на вопросы ответил, уравнения решил, оценка в зачетку -- соответствующая lol
                      1. +3
                        24 декабря 2021 21:23
                        Дело прошлое, я высказался, Олегович извинился... Так случилось, что Высокое Средневековье я разумею лучше Шпаковского, вот и приходится "косяки" подбирать.
        2. +2
          24 декабря 2021 22:31
          За ковбойскими дверьми в салуне не спрячешься. Заметят.
    3. +3
      24 декабря 2021 21:07
      "Что с нами делает время" особенно болезнно на него реагируют женщины.
      Ваша старая знакомая Астра"трещетка ": очень хорошая женщина,всегда поможет,но старше меня на11,5 лет,без мужа и..перспектив мало. Вот она и обзывает меня. Я не обижаюсь - ревность на подсознание
      1. +1
        24 декабря 2021 22:33
        Ничего, молодость проходит быстро.
    4. +4
      24 декабря 2021 21:25
      Всех приветствую и присоединяюсь!
      Читал с удовольствием!
      hi
  2. +3
    24 декабря 2021 18:27
    Великолепная статья и роскошные иллюстрации! Спасибо, Вячеслав. good

    Хотел для сравнения загрузить портрет Карла II в зрелом возрасте, но сайт опять глючит и ничего не вышло.

    Ну, сайт и глючит, Калуша сам по себе проявился, чудеса в решете. wassat
    1. +5
      24 декабря 2021 20:42
      Великолепная статья и роскошные иллюстрации

      Всем привет, люблю балет! drinks
      Не думал я, что морионы и кабассеты тоже украшали инкрустацией и позолотой... what Ведь это стандартные шлемы времен Возрождения (в основном, пехотные)... Однако! request
      Спасибо, Вячеслав.

      В очередной раз скажу - умеет Вячеслав наш Олегович выбирать нестандартные, неизбитые темы. hi
      1. +4
        24 декабря 2021 20:59
        Цитата: Пане Коханку
        Ведь это стандартные шлемы времен Возрождения (в основном, пехотные).

        Меня это тоже всегда удивляло... Бог мой, надо как-нибудь написать про роскошные морионы и кабассеты. Их... тысячи! Заказывали для гвардии, телохранителей, для капитанов, лейтенантов. В итоге накопилось...
        Ну, а насчет неизбитых тем - само в руки идет: дочь вернулась с поездки в Троице-Сергиеву лавру, ну и, конечно, по моей просьбе посетила тамошний музей игрушки, а там... ох... одни военные игрушки 30-ых чего стоят. Конечно, написал про них и не только про них. Перед Новым годом все выйдет!
        1. +2
          25 декабря 2021 20:35
          одни военные игрушки 30-ых чего стоят. Конечно, написал про них и не только про них. Перед Новым годом все выйдет!

          Кстати, статьи про игрушки - радуют абсолютно всех. yes Ибо все мы дети, только ответственности больше с годами! wink У нас в СПб тоже есть Музей кукол. Есть и военные - отдельный зал. Будем ждать, Вячеслав Олегович! drinks
          1. +1
            25 декабря 2021 21:13
            Цитата: Пане Коханку
            Есть и военные - отдельный зал.

            Вот и пойти бы Вам туда, дорогой Николай, отфоткать и написать о них!!!
            1. +1
              25 декабря 2021 21:17
              Вот и пойти бы Вам туда, дорогой Николай, отфоткать и написать о них!!!

              У меня они есть... Фотографировала моя Настя... По моей просьбе... Продолжаем, Вячеслав Олегович? drinks Где мой плюс за комментарий! angry
  3. +5
    24 декабря 2021 18:37
    Добрый вечер, Вячеслав Олегович! )))
    Добрый вечер, дорогие друзья!)))
    Статья написана с то и дело проскальзывающим юмором, и некоторые иллюстрации способствуют поднятию настроения, что не может не радовать. К примеру, вот эта парочка -- правители племен Совохай и Ванея – верные вассалы из воинства царя Давида. Савохаец держит кубок подбоченясь и не делая попыток поднять забрало -- как пить-то будет? И где его портрет? Через металл не видноwassat )))
    А ванеец уверенно стоит на плаще савохайца. Видать, это было обычным делом в те времена)))
    Правда, слегка не разобралась: а вдруг Савохай и Ванея -‐ это имена?
    1. +4
      24 декабря 2021 18:54
      Доброго вечера и Вам, уважаемая Людмила Яковлевна. Вы знаете, долго их рассматривал даже с очень большим увеличением... Могу сказать одно, кто знаете, что было тогда у художника на уме?
      1. +2
        24 декабря 2021 19:12
        Могу сказать одно, кто знаете, что было тогда у художника на уме?

        Да, мало ли... Ведь "храбове Давида" существовали в библейские времена, а изображали-то -- современников!
        Имея в виду известных художнику и окружающим вполне себе реальных персонажей, которых и осмеять не грех в угоду нынешнему властелину.
      2. +2
        24 декабря 2021 21:29
        "что тогда было у художника на уме" я отвечу:как получше передать увиденное,что понравилось заказчику. Если понравится то он хорошо заплатит,а хорошо заплатит я смогу.....Пусть каждый фантазирует как хочет
    2. +5
      24 декабря 2021 18:56
      И тут я вспомнила!!
      Мы же говорили о них однажды -- храбрые Давида!
      В частности:

      Ванея, сын Иодая, мужа храброго, великий по делам, из Кавцеила; он поразил двух сыновей Ариила Моавитского; он же сошел и убил льва во рве в снежное время; Он же убил одного Египтянина, человека видного; в руке Египтянина было копье, а он пошел к нему с палкою и отнял копье из руки Египтянина, и убил его собственным его копьем: Вот что сделал Ванея, сын Иодаев, и он был в славе у трех храбрых; Он был знатнее тридцати, но с теми тремя не равнялся. И поставил его Давид ближайшим исполнителем своих приказаний» 2 Цар. 23:20-23.
    3. +2
      24 декабря 2021 19:33
      Савохаец держит кубок подбоченясь и не делая попыток поднять забрало
      Евреи уже в те времена изобрели трубочки для поглощения жидкостей?
      1. +3
        24 декабря 2021 19:48
        Наверно, был у них тростник )))
        Не все ж пустыня!
        1. +2
          24 декабря 2021 20:26
          Тогда, вероятно, да, а нынче... Я видел пустыни Арва и Негев воотчию.
          1. +3
            24 декабря 2021 20:42
            Вы лицезрели?!? А гроб Господень -- довелось?
            1. +3
              24 декабря 2021 20:57
              Угу. До гроба не дошел, больно очередь была длинная, но двухярусная сцена на Голгофе впечатляет.
              1. +2
                24 декабря 2021 21:36
                Антон, озадачили. Сцена на Голгофе, да ещё двухярусная? Что бы это значило?
                1. +2
                  25 декабря 2021 09:40
                  Просто сама Голгофа не сохранилась до наших времен. На месте казни нынче подиум, высотой метров пять.
  4. +5
    24 декабря 2021 18:45
    Большое Спасибо , великолепная статья , иллюстрации выше всяких похвал.
    1. +7
      24 декабря 2021 18:55
      Цитата: polpot
      иллюстрации выше всяких похвал.

      Эх, если бы еще я их делал. А то только ведь искал. Но... зато долго и нудно. А потом еще рассматривал через лупу - чтобы такое про них написать?!
      1. +4
        24 декабря 2021 19:16
        потом еще рассматривал через лупу - чтобы такое про них написать?!

        Ну да! Как в прошлой статье, где изображенные на миниатюре служанка и слуга грели у очага промежность и гениталии -- соответственно полу. Не сказали бы -- не заметила! wassat )))
        1. +1
          24 декабря 2021 20:52
          Часослов - любимое произведение искусства моей супруги. Она и все про него знает, и раньше очень любила рассматривать. Но... когда при написании статьи я ей рассказал про "это", удивилась сверх всякого вероятия. Не видела! А все потому, что иллюстрации в ее книге были плохими. Мелкими... Я давно уже все картины, о которых пишу так рассматриваю. Помните, была статья про "Ночной дозор" Рембрандта? Там много всего интересного увиделось крупным планом.
  5. 0
    24 декабря 2021 19:21
    очень актуальная тема в период противостояния России и Запада.
    1. +5
      24 декабря 2021 19:44
      Добрый вечер, дорогой коллега Ищущий! )))
      Про актуальные в нынешнюю эпоху виды камуфляжа можете что-то рассказать, к примеру, Вы. Как бы продолжить линейку военных облачений. Скажем, облачение воина в эпоху контактной войны четвертого поколения. Или, скажем, защитное облачение солдата в эпоху пятого поколения войны (ядерная). Или во что должен быть облачен оператор, восседающий за компьютером в войне шестого поколения, то есть бесконтактной.
      Рассказывайте! Полагаю, будет хороший переход от средних веков к современности.
      1. 0
        24 декабря 2021 20:36
        Рассказывайте! Полагаю, будет хороший переход от средних веков к современности
        Не будет. Это очень породистый хомячок
      2. +3
        24 декабря 2021 20:47
        Рассказывайте! Полагаю, будет хороший переход от средних веков к современности.

        Не отвечайте, Людмила Яковлевна. Там все очень плохо. Персонаж под одной из трех моих статей про Павла обвинял меня в том (помните, в августе), что Шпаковский - это я. Его просто выпустили из бана... В очередной раз...
        1. +4
          24 декабря 2021 21:03
          Николай, добрый вечер!)))
          О, я помню эти роскошные статьи!
          Я тогда еще сказала, что будто кино посмотрела, -- так они написаны. У Вячеслава Олеговича не сценарный стиль. Но Ищущий, видно, не силен в стилях изображения событий. Он просто почувствовал, что статьи хороши, и сработало шаблонное мышление: кто у нас хорошо статьи пишет? Кто признанный мэтр?.. То-то и оно wassat )))
        2. +2
          24 декабря 2021 21:50
          "Шпаковский это я" вероятно, кое-кто из авторов сайта был бы рад, чтоб его приняли за В. О.
          Скажу честно, В. О, не серчайте, иной раз хочется в ухо заехать, но все равно мне В. О нравится. Иногда хотелось бы побывать в его обличии : когда он рассказывал о своих посещения музеев, не отказался б от чека от Оспрея. Надеюсь, что он в €?
          1. +1
            24 декабря 2021 22:06
            В. О, не серчайте, иной раз хочется в ухо заехать, но все равно мне В. О нравится

            Отсмеялась, а теперь прошу: поподробнее нельзя? wassat )))
            1. +2
              24 декабря 2021 22:11
              Людмила Яковлевна, иногда В. О. меня бесит своими статьими. Были моменты, когда я очень хотел бы оказаться с В. О в каком-либо музее.
              А Вы бы отказались, посетить :Лувр, Уфици и т. Д
          2. +2
            25 декабря 2021 08:03
            Сначала вообще был в фунтах. Потом через Вестерн Юнион - в долларах. В евро лишь последний 4-ый раз.
            1. +1
              25 декабря 2021 09:33
              Тоже не плохо
      3. +2
        24 декабря 2021 21:55
        Людмила Яковлевна, Вам+ было бы интересно узнать : какая будет униформа в 5 и 6 поколение.
        Но этот камрады НИЧЕГО не знает.
    2. 0
      24 декабря 2021 19:46
      Вам не холодно там, в стрелковой ячейке? Может теплые вещи переслать?
      1. +3
        24 декабря 2021 20:53
        Мягче, Антон, мягче и еще мягчее. Это не хомяк. Это человек, вот так понимающий нынешнее время. Сейчас эпоха индивидуальностей, якобы либерте. Посмотрите на портреты, представленные Вячеславом Олеговичем, -- зарождение Эпохи личностей, и какие умные лица! Прямо хоть сейчас переодевай в современный прикид и сажай в офис. Подмены никто и не заметит.
        1. +1
          24 декабря 2021 21:00
          Людмила Яковлевна, я знаю к кому обращаюсь, поверьте...
          1. +4
            24 декабря 2021 21:24
            знаю к кому обращаюсь, поверьте...

            А мне почему-то кажется, что человек ищет компанию. Отталкивающий отталкивает навсегда и мира не найдет. Я тоже знаю, о чем говорю.
            1. +2
              24 декабря 2021 21:37
              Ниже, Виктор Николаевич описал ту версию, которой я придерживаюсь
              1. +5
                24 декабря 2021 22:13
                Ниже, Виктор Николаевич описал ту версию, которой я придерживаюсь


                Эту мысль, не будучи знакома с ней, лет десять назад я сформулировала для себя в несколько иной форме: уровень цивиллизации планеты Земля определяется уровнем развития самого отсталого из ныне существующих племен.
                Потому с нами не хотят дружить инопланетяне wassat )))
                1. +4
                  24 декабря 2021 22:39
                  Караван идёт со скоростью самого медленного верблюда?
                  Очень сложно определить отсталость и развитие. У каждого племени - свой аршин.
            2. +4
              24 декабря 2021 21:59
              А мне почему-то кажется, что человек ищет компанию.

              А что ее искать? Заходите в раздел "Новости", там сплошные "компаньоны".
        2. +3
          24 декабря 2021 21:22
          Это не хомяк. Это человек, вот так понимающий нынешнее время.

          Вот как раз человек, у которого орган понимания нынешнего, прошлого и будущего времени полностью заменен телевизором, называется хомячком.
          Интеллектуальный уровень толпы равняется интеллектуальному уровню самого глупого его представителя , поделенному на число её членов.
          1. +1
            24 декабря 2021 21:41
            А там головного мозга нет совсем.
    3. +3
      24 декабря 2021 20:46
      очень актуальная тема в период противостояния России и Запада.

      Выпустили из бана? Наши господа Добрые Модераторы слишком добрые... hi Без намордника и смирительной рубашки?
      Это ведь вы говорили, что я - Шпаковский? Да, таки вы. Диагноз цветет и пахнет.
      1. +1
        24 декабря 2021 21:20
        Аплодирую:вежлево,но убийственно
      2. +2
        25 декабря 2021 05:56
        Любители раздела История все немного...Шпаковские))) так, что «товарисч» не совсем не прав))
        1. +1
          25 декабря 2021 20:41
          Любители раздела История все немного...Шпаковские))) так, что «товарисч» не совсем не прав))

          Ну, Алексей, как Вам сказать... просто В.О. - один из самых хороших авторов, выбирающий нестандартные темы. Видимо, поэтому мы и приходим под его статьи. И умеем общаться! stop drinks
          1. +1
            26 декабря 2021 01:04
            Общение - это главное hi drinks В дополнение, ВО не охаивает огульно историю, просто приводит факты. И да, какая ни есть, история РИ, СССР, РФ - это наша история, которой мы гордимся.
  6. +4
    24 декабря 2021 19:25
    Вячеслав Олегович извините, но хочется сказать за Вас
    "А по другому я статьи писать не умею, извините возраст"
    1. +2
      24 декабря 2021 20:55
      Знаете, уважаемый Владимир, то ли устал за день, то ли оглупел от возраста, но убей Бог не пойму, что Вы хотели этим сказать. Писать-то я по-разному умею, вот в чем дело.
      1. +2
        25 декабря 2021 00:27
        Уважаемый Вячеслав, досадная описка - Разной войны наплечники как раз и были визитной карточкой итальянских и прежде всего миланских доспехов.
        Наверное можно поправить в уже размещенной статье.
        1. 0
          25 декабря 2021 20:39
          Наверное можно поправить в уже размещенной статье.

          Все-таки стали приходить, Владимир? wink drinks Очень рад!
          1. +1
            25 декабря 2021 21:02
            Да вот бывает иногда wink
            Тут в теме про гобелен из Байо зашел разговор о Питере, не удержался, пару слов вставил.
            1. 0
              25 декабря 2021 21:15
              зашел разговор о Питере, не удержался, пару слов вставил.

              Гляну! Отвечу завтра. Сейчас пишу. drinks Приходите почаще! good
      2. +1
        25 декабря 2021 02:42
        Хотел "отвесить" Вам комплемент, но сейчас сам вижу его корявость, извините, писал после предновогоднего междусобойчика, или как ещё иминуют корпоратива.
        Спасибо за качественный и регулярный контент.
        1. +2
          25 декабря 2021 08:06
          Цитата: mr.ZinGer
          писал после предновогоднего междусобойчика, или как ещё иминуют корпоратива.

          Рад за Вас! Искренне! Надеюсь все было хорошо и мясо мягкое?
  7. +2
    24 декабря 2021 20:57
    Всем желаю доброго вечера.
    Помните, я вчера сказала, что надеюсь на скорую встречу? И действительно долго ждать не пришлось.
    Вячеслав Олегович, спасибо за проделанную работу. Всякий труд должен соответственно вознаграждаться, а насколько я поняла Ваш характер: Вы охотно рассказываете об интересном Вам предмете. Вы не стремитесь на нас напиться, а раз так. Большое,большое Вам спасибо.
    К сожалению больше ничем не могу Вас отблагодарить
    1. +4
      25 декабря 2021 08:12
      Цитата: LisKat2
      Вы охотно рассказываете об интересном Вам предмете.

      Удивительно, Екатерина, но это у меня с детства. Как себя помню собирал вокруг себя компании ребят и пересказывал им прочитанные книги. Сначала во дворе, потом в классе. В 6 стал вожатым в 3 классе. Учительница оставляла его на меня, а сама шла проверять тетради. И как-то это увидел директор и поинтересовался, а кто в классе и услышав как там тихо, посчитал, что все убежали! Привел учительницу, заглядывают, а я рассказываю фантастический рассказ АБСОЛЮТНОЕ ОРУЖИЕ. Тишина как в могиле... Так вожатым в этом классе и был до конца школы, сначала как пионер, потом как комсомолец. Потом стал лекции читать в ВШ и студентам они тоже нравились...Так что это привычка - делиться знаниями. От "него", наверное. У кого-то талант петь, у кого-то рисовать, у меня вот такой...
  8. +1
    24 декабря 2021 21:09
    Цитата: 3x3zsave
    "Весь мир - это декорация,
    И вдруг появляешься ты!" (С) laughing

    "Весь мир - театр,а люди актёры" (с)
  9. +1
    24 декабря 2021 21:17
    "Гульфики приличныхразмеров", " содержимое тоже было таких размеров или это с запасом: вдруг по меняется хозяин доспехов?
  10. +2
    24 декабря 2021 21:19
    Добрый вечер всем!
    Наконец, после "расстрельной темы" статья, на которой отдыхаешь душой. Спасибо Вячеславу Олеговичу!
    Прекрасные иллюстрации, как уже упоминали выше. И вот третья, кажется, иллюстрация Конрада Вица - рыцарь в "танковой броне". Интересный доспех, вспомнил, что называется он - кастенбруст, полез в сеть посмотреть о нём побольше. К сожалению, с первого захода достаточной информации не нашёл. Почему же такие формы? Скорее всего - это вопрос технологий. Здесь нет двойной кривизны, как на привычных нам кирасах, значит проще в изготовлении. Но вряд-ли такой доспех достаточно удобен. Сеть дала информацию, что период, когда кастенбруст был распространён - это начало 15 века и затем он вытесняется готикой.
    1. +2
      24 декабря 2021 21:34
      Добрый вечер, коллега, рада Вас видеть! )))
      Насколько наслышана, готические доспехи 15 века -- самые красивые. Не потому ли германская каска напоминала шлем-салад.
      1. +1
        24 декабря 2021 21:44
        Добрый вечер вашему дому!
        Согласен с вами, готика прекрасно смотрится...
        Однако, милан не хуже. Дело вкуса.
        Лично мне готические гарнитуры тоже больше нравятся.
      2. +1
        24 декабря 2021 21:47
        По поводу германской каски: они там похоже не сильно заморачивались и поля у салада подрезали. Получили германскую каску, какую мы знаем smile
  11. +1
    24 декабря 2021 21:20
    Автору, конечно, спасибо. Статья вышла познавательная и содержательная. Но все что касается самих рыцарей и их проблем... Короче, чтобы стать рыцарем, надо страдать долгим запором.
  12. 0
    24 декабря 2021 21:31
    К сожалению вынуждена попрощаться.
    Надеюсь завтра днём пообщаться
    1. 0
      24 декабря 2021 22:05
      Видать муж ждёт
  13. +1
    24 декабря 2021 21:39
    Цитата: Ищущий
    очень актуальная тема в период противостояния России и Запада.

    В. О просил сказать :кому не нравится можно не читать. Юмор
    1. +1
      24 декабря 2021 21:58
      Святослав, добрый Вечер!)))
      Вот и Вы подтянусь к освещенному окошку Мастера. Подошли да и зашли )))
  14. +2
    24 декабря 2021 21:53
    Очень интересная кираса, состоящая из двух половин (Метрополитен-музей, Нью-Йорк),

    Что то тут не складывается. В статье "Эпоха Тюдоров: войны и доспехи" в июле сего года, эта же кираса была из "Собрание Уоллеса, Лондон".
    Не могла же она переехать?
    А вот сам Гвидориччо да Фольяно крупным планом. Художник Симоне Мартини (1284–1344). Фреска 1328 г. Палаццо Пубблико. Сиена

    Справедливости ради надо отметить, что окончательно вопрос авторства и датировки изображения всадника на этой фреске не решен до сих пор. "Есть мнение", что его пририсовали позже.
  15. 0
    24 декабря 2021 22:04
    " возьми на память мой портрет" мне это напомнило:"возвращаю Ваш портрет"
    ПС. В. О, привык, что библию цитирует и вдруг не библия.
    Вижу, что Астре не фиг делать с эпиграфами. Помните, она хотела Вам искать эпиграфы?
  16. 0
    24 декабря 2021 22:25
    Максимилиановский доспех, пожалуй, вершина доспешного искусства. Но, огнестрельное оружие тоже прогрессировало, а рикошетировала пуля от ребристой кирасы очень неохотно.
    В скором времени кирасы вновь стали гладкими, а затем появилась характерная "гусиная грудь".
  17. 0
    24 декабря 2021 23:56
    шикарная статья с шикарными пояснениями и фотографиями.
  18. 0
    25 декабря 2021 13:02
    Автору респект и уважуха. Хорошая статья. В качестве пожелания - о гражданах, изображенных на портретах, можно было бы, чуть поболее. Краткую историческую справочку.