Быстроходные десантные баржи Кригсмарине

25
Быстроходные десантные баржи Кригсмарине
Десантные баржи F308 и F370 – типа А и F494 (Tynos) и F495 (Naxos) – типа С в Салониках, июль 1943 года

Быстроходные десантные баржи (БДБ) – это определение, которое закрепилось и является общепринятым сегодня в отечественной исторической литературе. При этом немецкое обозначение данных кораблей было другим – морские самоходные баржи (Marinefährprahm или сокращенно MFP). Серия таких боевых кораблей использовалась не только в Кригсмарине, но и в некоторых флотах союзных гитлеровской Германии государств в период с 1941 по 1945 год.

Быстроходными данные десантные баржи можно было назвать с большой натяжкой, так как скорость их хода по заявленным характеристикам никогда не превышала 10,5 узла (19,5 км/ч). Примерно такими же ходовыми характеристиками обладали основные танкодесантные корабли союзников LCT-5 и LCT-6, развивавшие скорость хода 8–10 узлов. Отчасти это определение можно было объяснить неплохими мореходными качествами, позволявшими поддерживать скорость и на волне, в отличие от более мелких десантных судов.



Быстроходные десантные баржи проектировались для операции «Морской лев»


Как и другие немецкие десантные корабли, БДБ изначально разрабатывались для осуществления операции «Морской лев», для вторжения на Британские острова. Планы у Гитлера при этом были наполеоновскими. Задумывая высадку в Великобритании, он планировал перебросить через Ла-Манш не менее 700 тысяч солдат и более 125 тысяч лошадей, без учета различной боевой техники.

Чтобы справиться с этой задачей, немцам не хватало возможностей флота. В 1940 году у Германии просто отсутствовали специализированные десантные суда массовой постройки, а всё то, что в спешном порядке можно было реквизировать в портах захваченных европейских государств и изъять из народного хозяйства, слабо отвечало решению амбициозных десантных задач.

Перевести пехоту можно было и на различных катерах, баржах, траулерах, лихтерах и прочих захваченных судах, а также на крейсерах и эсминцах Кригсмарине. Но для транспортировки танков, машин и различной боевой техники они не годились. Гражданские суда пришлось бы значительно переделывать, что отнимало время. В этих условиях в Германии стартовали работы по разработке специализированных десантных средств.

Одним из таких проектов и стали морские самоходные баржи.

Немецкие быстроходные десантные баржи, предположительно, тип С, на «Кубанском плацдарме», 1943 год, фото: waralbum.ru

Разработали их в достаточно короткие сроки, строительство удалось развернуть уже в 1941 году. Но к тому моменту вектор военной политики гитлеровской Германии окончательно сместился на Восток. Ко времени, когда первые MFP типа A были построены, операция «Морской лев» уже была отменена.

Что представляли собой немецкие БДБ?


Немецкие БДБ представляли собой простые в производстве и эксплуатации корабли, которые можно было строить в массовых количествах даже с использованием низкоквалифицированной рабочей силы. Внешне они напоминали британские и американские танкодесантные корабли серии LCT, а также российские десантные «болиндеры» периода ещё Первой мировой войны.

При этом немецкие десантные транспортные средства имели ряд особенностей, которые отличали их от кораблей союзников. Так, второе дно немецких БДБ было выполнено плоским, что упрощало производство. Также все MFP имели более высокое междудонное пространство, что позволило отказаться от наличия второго борта. Бронирование бортов десантных барж доходило до 20–25 мм, при этом на кораблях серии MFP D была забронирована и ходовая рубка, что повышало живучесть кораблей.

Вполне удачным решением представлялась носовая аппарель БДБ, конструкция которой отличалась от аппарели на десантных кораблях союзников. Если на танкодесантных баржах LCT аппарель представляла собой просто откидывающуюся вперед крышку, то на немецких БДБ узел состоял из передней сходни и соединенных с ней шарниром плавающих конструкций. Такое решение обеспечивало более пологий и легкий спуск на берег тяжелой гусеничной и колесной техники. Общая длина аппарели достигала при этом 5 метров, что было больше, чем на кораблях союзников.

Общая длина корпуса БДБ составляла 47 метров, у барж MFP тип D длина корпуса выросла почти до 50 метров. Максимальная осадка – 1,45 метра (1,35 метра для серии D). Ширина кораблей была чуть более 6,5 метра. Стандартное водоизмещение 200–300 тонн. Экипаж кораблей в зависимости от вариантов составлял от 17 до 25 человек. На увеличение экипажа влияло в первую очередь повышение зенитного и артиллерийского вооружения на борту баржи.

Стендовая модель (1:100) MFP типа D (бортовой номер «F-834») в Международном морском музее Гамбурга, фото: wikimedia.org

В движение БДБ приводили три дизельных автомобильных двигателя Deutz общей мощностью 390 л. с. Каждый из них работал на свой гребной винт. Максимальная скорость хода барж составляла 10,5 узлов. При этом в режиме крейсерского хода мог работать только средний двигатель, которого хватало, чтобы обеспечить БДБ скорость хода до 7,5 узла (примерно 13,5 км/ч). При полной загрузке барж скорость хода могла быть и ниже. Двигатели были достаточно экономичны, при крейсерском ходе дальность плавания БДБ могла доходить до 1 300 морских миль.

В немецком флоте в годы войны эксплуатировались быстроходные десантные баржи четырех основных типов.

MFP тип B отличались увеличенной высотой грузового трюма (3,19 метра против 2,74 метра на модификации A). Эта модификация уже могла брать на борт танки «Пантера» и «Тигр». При этом грузоподъемность барж типов A, B и С была примерно одинаковой и составляла 80–100 тонн. На модификации MFP тип С высоту грузового трюма ещё увеличили до 3,29 метра.

Самыми большими в серии были баржи MFP тип D. Корпус корабля был удлинен и немного расширен. Максимальная грузоподъемность выросла до 140 тонн. Вместо открытой рубки на таких баржах появилась полноценная бронированная надстройка, которую вместе с моторным отсеком перенесли чуть вперёд. В надстройке, кроме рулевой, появилась и радиорубка, также на кораблях данного типа располагались полноценные жилые помещения для экипажа.

Вооружение БДБ было разнообразным. Зенитное вооружение, изначально представленное всего двумя 20-мм автоматами, в ходе боевых действий многократно наращивалось. На те БДБ, которые использовались не в тылу, с 1942 года начали устанавливать 75-мм артиллерийские орудия, в том числе трофейные. Со временем на баржи стали штатно устанавливать 88-мм морские орудия.

Встречающиеся модификации


Часть немецких MFP использовалась в качестве минных заградителей.

Никаких специальных переделок конструкции для этого не производилось. В любой момент их можно было легко вернуть к решению традиционных для БДБ задач. В качестве минного заградителя корабль брал на борт до 36 морских мин разных типов. Для обозначения таких кораблей в название добавлялась буква «М», например – MFP AM или MFP CM.

Стендовая модель (1:100) артиллерийской самоходной баржи AFP в Международном морском музее Гамбурга, фото: wikimedia.org

Баржи использовались в качестве минных заградителей на тех театрах военных действий, где у Германии не было специализированных кораблей или их количество было крайне ограниченным. В качестве минных заградителей быстроходные десантные баржи применялись, в частности, на Черном море, а также на озерных и речных театрах военных действий на Восточном фронте.

Постановка мин с БДБ, скорее всего, была самой оригинальной в истории.

Постановка морских мин производилась с опущенной аппарелью, с которой мины сбрасывались в воду экипажем баржи. При постановке корабль передвигался задним ходом, что вело к снижению скорости и увеличению времени постановки минных заграждений. Это могло быть критично, если ожидалось появление надводных кораблей или авиации противника. Также такой способ постановки мин напрямую зависел от волнения моря.

На MFP типа DM постановка мин осуществлялась обычным способом – с кормы. На таких баржах на верхней палубе устанавливались специальные рельсовые направляющие, на которых размещались мины. В общей сложности такие минные заградители могли нести до 54 морских мин.

Помимо минных заградителей, БДБ существовали также в варианте артиллерийских кораблей.

Немецкое обозначение AFP (Artilleriefährprahm – артиллерийская самоходная баржа). Корабли имели конструктивные особенности: немного измененное расположение жилых помещений и надстроек, а также дополнительное бронирование: от 20 до 100 мм. Надстройки смещались в среднюю часть судна, а на носу и корме на усиленной палубе размещалось основное артиллерийское вооружение. Аппарель на таких кораблях не опускалась, а в грузовом трюме хранился боезапас орудий.

БДБ с усиленным зенитным вооружением

Изменения конструкции и установка артиллерийских систем вели к росту массы корабля на 70–80 тонн, скорость хода при этом падала до 8 узлов.

Артиллерийское вооружение, в зависимости от года постройки или верфи, могло сильно отличаться. Базово оно представляло собой два 88-мм или два 105-мм орудия. Помимо этого, корабли имели развитое зенитное вооружение, которое могло быть представлено 1–2 37-мм зенитными автоматами или двумя 20-мм счетверенными зенитными установками, плюс спаренными или одиночными 20-мм автоматами.

Боевые возможности БДБ


В годы войны быстроходные десантные баржи показали себя с лучшей стороны.

Немцы достаточно активно использовали данные корабли на всех театрах боевых действий. На Балтике, в Черном море, Норвегии, Средиземном море. Так, Италия по лицензии построила не менее 100 своих вариантов барж под обозначением Motozattera (MZ). Везде для этих кораблей находилась работа. В Германии в годы войны было построено порядка 700 десантных барж MFP всех типов.

Основной и главной их задачей была транспортировка и перевозка войск и грузов. Но, помимо этого, MFP часто привлекались для прикрытия прибрежных конвоев. Благодаря наличию на борту развитого вооружения, такие корабли часто отвечали за обеспечение противовоздушной обороны конвоя, а также могли артиллерийским огнем отогнать небольшие корабли и катера противника. Также БДБ были способны осуществлять непосредственную огневую поддержку высаживаемым десантам или обрабатывать огнем береговые цели.

Простые и дешевые в производстве корабли оказались очень универсальными. Более того, небольшие размеры позволяли перевозить их по железной дороге с последующей сборкой на месте. Именно так БДБ оказались на Ладожском, Онежском и Чудском озерах, где их использовали немецкие войска.

Значительную часть немецкого флота на Черном море также составили именно БДБ и паромы Зибеля. При этом самоходные баржи из-за наличия артиллерийского вооружения и развитого зенитного вооружения представляли серьезную угрозу для всех советских торпедных катеров, малых охотников и бронекатеров.

Немецкая БДБ, ставшая трофеем советских моряков, рядом предположительно, торпедные катера Г-5, фото: goskatalog.ru

Одновременно с этим они были трудной целью и для авиации. Небольшие размеры, хорошая маневренность и сильное зенитное вооружение, которое на некоторых баржах вполне было сопоставимо с зенитным вооружением миноносца или эсминца, делали их очень опасной целью. Неслучайно немцы часто привлекали БДБ для прикрытия конвоев от ударов с воздуха.

Небольшая осадка БДБ (1,45 метра в корме и 1 метр в носовой части) также была важным плюсом, так как зачастую делала баржи практически неуязвимыми для торпед советских подводных лодок. При этом конструктивные особенности быстроходных десантных барж делали их устойчивыми к огню легкого вооружения, которое преимущественно и присутствовало на борту небольших советских надводных кораблей.

Разнообразие применения сделало быстроходные десантные баржи одними из самых универсальных кораблей немецкого флота. Задумывавшиеся как десантные, они часто выполняли не транспортные, а боевые задачи. Для Кригсмарине – это были настоящие рабочие лошадки, которые часто использовались для затыкания всех возникающих дыр за неимением других специализированных надводных кораблей.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    20 декабря 2021 06:46
    Разнообразие применения сделало быстроходные десантные баржи одними из самых универсальных кораблей немецкого флота.
    Не только немецкого, они и союзников своих обеспечили, и мы использовали в качестве трофейных. Например БДБ-20 — артиллерийская десантная баржа ВМФ СССР типа Ф, с 16.05.1949 г. - БСС-32110. Бывшая германская F 575 С2, зачисленная 15.04.1942 г. в списки кораблей ВМС Германии и спущенная на воду в 08.1943 г. на Государственном судостроительном заводе в Варне (Болгария) по заказу Германии. 29.09.1943 г. повреждена советской авиацией в Геническе, но была восстановлена и вновь введена встрой. 29.08.1944 г. захвачена советскими войсками в качестве трофея в Систово при освобождении Болгарии и 30.10.1944 г. зачислена в состав Дунайской военной флотилии. 07.04.1947 г. переведена в состав Черноморского флота, 28.08.1948 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в самоходную сухогрузную баржу и сдана Военно-морскому строительному управлению, а в 50-х гг. выведена из эксплуатации и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.
  2. +6
    20 декабря 2021 11:31
    Баржи использовались в качестве минных заградителей на тех театрах военных действий, где у Германии не было специализированных кораблей или их количество было крайне ограниченным. В качестве минных заградителей быстроходные десантные баржи применялись, в частности, на Черном море, а также на озерных и речных театрах военных действий на Восточном фронте.

    ПМСМ, самым известным успехом минных постановок с БДБ является гибель трёх кораблей 6-й флотилии ММ. smile
    Результатом операции в Нарвском заливе стала потеря немецким флотом трех первоклассных кораблей, погибли 286 человек, 108 попали в плен. Главной причиной может считаться подрыв на минах заграждения «Зееигель IХb», установленного немецкими десантными баржами. Последние имели крайне примитивное навигационное оборудование, поэтому в расположении полей допускались значительные неточности. Кстати, на данное обстоятельство командир флотилии указывал еще до выхода на роковую постановку, но к его мнению тогда не прислушались. Не исключено, что командир отряда барж сознательно произвел постановку на несколько кабельтовых западнее, чем планировалось, поскольку не будучи уверенным в своем местоположении он побоялся оказаться на предыдущих постановках, то есть в той роли, в которой по его вине оказалась 6-я флотилия.
    © М.Морозов, С.Патянин
    Простые и дешевые в производстве корабли оказались очень универсальными. Более того, небольшие размеры позволяли перевозить их по железной дороге с последующей сборкой на месте. Именно так БДБ оказались на Ладожском, Онежском и Чудском озерах, где их использовали немецкие войска.

    А на Ладоге точно были MFP? А не паромы Зибеля (причём не флотские, а люфтваффе)?
    1. +9
      20 декабря 2021 12:23
      До появления немецких паромов финны воевали как-то так. Июль 1941

      Потом приехал Зибель.
      и в гавани Лахденпохья процесс сборки пошел
      1. +9
        20 декабря 2021 12:28
        Строили,строили



        и наконец построили
        1. +9
          20 декабря 2021 12:32
          вооружение соответствующее


          причём не флотские, а люфтваффе
          Келлер прибыл посмотреть,что да как. Командующий 1-ым воздушным флотом Германии.А потом финнам передали
          1. +1
            21 декабря 2021 12:28
            Цитата: Кроу
            Келлер прибыл посмотреть,что да как. Командующий 1-ым воздушным флотом Германии.А потом финнам передали

            Морская группа "Норд" жаловалась, что Люфтфлотте 1 забрал на себя всё руководство соединением "Fähre Ost" и готовил его, практически не слушая советов моряков.
            После формирования согласно приказу верховного главнокомандующего Люфтваффе соединения паромов Зибеля под названием "Fähre Ost" эта структура командования оставалась чисто формальной, в действительности Люфтфлотте 1 руководило всем таким образом, что предоставленный в их распоряжение от группы Норд в качестве советника по морским и тактическим вопросам командующий 31.MSFl с большим трудом мог воздействовать на неоднократно бывавших там командующего Люфтфлотте 1 и его начальника генштаба. Люфтфлотте 1 при этом, вследствие недостаточного опыта, недооценивало прежде всего важность морских навыков и обучения движению строем в условиях ограниченного использования сигнальных средств. Несмотря на неделями длившуюся подготовку и обучение экипажей паромов морской практике, тактике и сигнальной службе командующим 31.MSFl, тот в своём KTB [журнале боевых действий] отозвался об операции 8/9.10 буквально следующим образом :

            "Результативность артиллерии паромов Зибеля при благоприятных погодных условиях превосходная. Так, сторожевой катер №175 был с расстояния 7 км накрыт и подожжен первыми же залпами, лишившись возможности маневрировать. В остальном же дисциплина и боевой порядок во время многочасовой перестрелки были совершенно ужасающими [букв.-"волосы вставали дыбом"], все паромы двигались как им заблагорассудится и вели беспорядочную стрельбу. Боевой порядок смогли восстановить только спустя 5 часов."
            © Отчет группы Норд "О ведении боевых действий на Ладожском озере" . Перевод с немецкого

            А финнам от морских сил Люфтваффе на Ладоге остались рожки да ножки.
            В итоге финнам достались два транспортных парома без вооружения и четыре десантных катера, из которых в 1943 году была сформирована рота сторожевых кораблей.
      2. +1
        21 декабря 2021 12:21
        Цитата: Кроу
        До появления немецких паромов финны воевали как-то так.

        И постоянно плакались на недостаток сил. smile
        Оборона Ладоги состоит главным образом из расположенной на побережье и островах артиллерии, основу которой составляют орудия калибра 120-150 мм. Мобильные военно-морские силы ничтожны по причине небольшого числа судов. У Ладожской береговой бригады совершенно отсутствуют пригодные для ведения наступательных действий корабли и авиация.

        Попутно пугая командование неисчислимыми силами противника (нашей ЛФ).
        У противника в южной Ладоге по меньшей мере 100 кораблей, не считая барж и аналогичных судов, более подробные сведения о которых приводятся в приложении 1. В Ладожскую флотилию русских входят два дивизиона канонерских лодок (1-й и 2-й дивизионы КЛ), группа сторожевых кораблей (СКР), 6-й дивизион тральщиков, в котором три группы тральщиков, плавбаза "Комсомолец", катера МО, которых известно по меньшей мере два десятка.
        Вдобавок к этому имеется специально вооруженная транспортная флотилия, буксиры, 3 подразделения учебных судов и 4 подразделения гидрографических. Флагманом Ладожской флотилии является миноносец класса S "Пурга". Из этих кораблей по крайней мере канонерские лодки, которых определённо 8 штук, а также с гарантией большая часть буксиров, которых не менее 17 штук, способны ходить во льдах. Канонерские лодки и буксиры могут уверенно ломать твёрдый прозрачный лёд толщиной 15-20 см, однако когда он слабый, то и значительно более толстый.
        © Сайт Сергея Баркалова. Страницы истории. Пояснительная записка о положении на Ладожском озере от 2 апреля 1942 г. Перевод с финского

        А вот что писали о морских силах на Ладоге немцы:
        Наши силы :

        Финские :
        1 торпедный катер, с 1.8 в нерабочем состоянии
        1 пароход 350 т, 8 узлов, 1х40 мм, 2 пулемёта

        Немецкие :
        4 катера KM
        21 паром Зибеля, из них :
        7 тяжёлых паромов с 3х88 мм и 1х37 мм
        7 лёгких паромов с 4х20 мм установками Фирлинг и 1х37 мм
        7 командных, транспортных и госпитальных

        Итальянские :
        4 катера MAS с 2х450 мм торп., 1х20 мм
        © Отчет "О ведении боевых действий на Ладожском озере" . Перевод с немецкого
  3. +7
    20 декабря 2021 12:11
    рядом предположительно, торпедные катера Г-5
    да не предположительно а они самые )) Второй справа походу с установкой для запуска РС-ов. Кстати в WarThunder есть такие баржа (не помню одна модификация или несколько) а немецкой линейке флота
  4. +12
    20 декабря 2021 12:18
    Небольшая осадка БДБ (1,45 метра в корме и 1 метр в носовой части) также была важным плюсом, так как зачастую делала баржи практически неуязвимыми для торпед советских подводных лодок.
    И торпед американских PT ботов.

    Грозный противник - обычно 2-3 американских PT бота под прикрытием 3-4 британских быстроходных канонерок наваливались в ночи на немецкий конвой, но если в составе была БДБ с 88, орудиями - да еще заблиндированная бетонными блоками - все заканчивалось ожесточенным боем и тяжелыми потерями для обеих сторон.
    Рекомендую Леонард Рейнолдс "Канонерка 658". - увлекательное чтение:
    1. +12
      20 декабря 2021 12:59
      Осадка да, хоть в камышах прятаться можно
      Штатное вооружение германских быстроходных десантных барж (Marine Fähr-Prähme - MFP) должно было включать 88-мм/45 орудие Ubk C/32 на стандартном станке для подводных лодок - такие, например, ставились на знаменитые "у-боты" VII серии. Однако таких орудий на всех не хватало, поэтому немцам пришлось идти на импровизации. Впрочем, им не привыкать...

      Одним из наиболее распространенных в качестве главного калибра БДБ орудий стала стандартная французская 75-мм полевая пушка образца 1897 года (Schneider-Creuzot SK/97). Монтировали ее на стандартном станке от Ubk C/32:
      Но иногда в дело шла полнейшая экзотика - например, 75-мм полевая пушка Feldkanone 1908 прямо на колесном лафете.
  5. +5
    20 декабря 2021 14:05
    Наш современный аналог, похоже, десантные катера проекта 21820, но у них слабое штатное вооружение, отсутствует артиллерия.
    1. +4
      20 декабря 2021 14:32
      Вы "Дюгонь" имеете в виду? Да, там при практически равном с немкой водоизмещении (280тонн полное) артиллерия отсутствует, имеется только зенитное вооружение: 2 × 14,5 мм МТПУ-1 и 8 ПЗРК «Игла», «Верба».

      «Мичман Лермонтов»
      1. +8
        20 декабря 2021 14:40
        Особенно неприемлем примитивизм пулеметной установки 14,5 мм МТПУ. Стрельба стоя, с катера, без электропривода и стабилизатора, вряд ли может быть эффективной.
        1. +5
          20 декабря 2021 15:12
          Вообще-то пулемёт Владимирова машинка очень хорошая, я его пробовал на ЗПУ-4, но, как Вы правильно заметили, с качающейся под ногами палубы точность стрельбы будет аховая.
          1. +1
            21 декабря 2021 20:35
            На таком немаленьком катере вполне можно разместить пару 57-мм пушек A-220M, с возможностью ведения зенитного огня.
            1. +1
              21 декабря 2021 20:36
              Что немцы и делали, своей артиллерией, разумеется.
              1. 0
                21 декабря 2021 20:44
                Десантные катера "Дюгонь" очень перспективные суда, следует продумать их вооружение, установить погрузочно-разгрузочные краны-манипуляторы по бортам и пускать в большую серию. В той же Каспийской флотилии есть малополезные артиллерийские катера, а таких десантных не хватает. И на Черном и Азовском морях смотрелись бы хорошо.
  6. +4
    20 декабря 2021 21:38
    Пишут, что в 1922 году итальянцы купили у "врангелевцев" два "Эльпидифора" и на основе их "исследования" разработали и построили свой первый десантный корабль "Адидже"!!!
  7. +3
    20 декабря 2021 22:08
    Умели, да и умеют Германци технически продуманые корабли строить.
  8. ban
    +3
    20 декабря 2021 22:28
    Типы А-С 41-43 гг., 521 единица, 155/220 т., 10.5 уз, 1-75 или 1-37 мм; 1-2-20 мм;
    MZ-A и MZ-B - 24 ед, строились для итальянского флота с итальянскими моторами и вооружением, захвачены в сент. 43;
    Тип D 43-45 гг., 289 ед., 168/239 т., 10.3 уз., 1-75 или 88 мм; 1-37, 1-6 - 20 мм.
    Спец. модификации:
    санитарная - 3
    танкер - 4
    плавмастерская - 4
    прорыватель заграждений - 40
    охотник за ПЛ - 1
    минный заградитель - 121
    артиллерийская баржа - 141
    Ок. 400 т. полн., 8 уз., 2-88, 2х4-20 вар.1 и плюс 1-37 вар.2, баржи типа А-С;
    типа D 2-105 мм, 1-37 мм и 2х4-20 мм
    Разумеется, на озерах их не было - попутал автор с паромами Зибеля.
  9. 0
    21 декабря 2021 16:43
    Умели, да и умеют Германци технически продуманые корабли строить.

    Ничего продуманого в баржах нет. Ето только импровизация. Скорость и мореходност ниские и как ерзац канонерки и минних заградителей их использовали только потому что не било ничего лучшего.
    1. 0
      21 декабря 2021 20:09
      Это хорошо продуманные корабли, таких очень не хватало защитникам Сталинграда в 1942 году, для подвоза техники, снабжения и доставки бойцов в осажденный город, а обратно для эвакуации раненых. И это всё под броней и с возможность огневой поддержки для десанта, и в дополнение с возможностями противовоздушной обороны.
  10. 0
    22 декабря 2021 12:38
    Цитата: СергейАлександрович
    Это хорошо продуманные корабли, таких очень не хватало защитникам Сталинграда в 1942 году, для подвоза техники, снабжения и доставки бойцов в осажденный город, а обратно для эвакуации раненых. И это всё под броней и с возможность огневой поддержки для десанта, и в дополнение с возможностями противовоздушной обороны.

    Использование барж для огневой поддержки десанта "под броней" и так далее, является не продуманой импровизации. У них водоизмещение как у речних мониторов у которьих вооружение, бронирование и мореходние качества несравнимо лучше. Они хуже и бронекатеров. Волжской флотилии не хватало мониторов и бронекатеров, а не барж.
    1. 0
      24 декабря 2021 23:35
      У мониторов НЕ лучшая мореходность. И бронекатера (во всяком случае времён ВОВ) точно не лучше бдб.
  11. 0
    12 февраля 2022 14:40
    На Warspot у Андрея Кузнецова отличный цикл статей об анапских конвоях, где в "главных ролях" БДБ. Крови у наших дедов они выпили тонны.