Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн

21
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
Восстановительные работы на месте железнодорожной катастрофы у Сен-Мишель-де-Морьен, фото: france3-regions.francetvinfo.fr

Декабрьской ночью 1917 года поезд, перевозивший солдат, возвращавшихся с фронта в тыл, сошел с рельсов в альпийской долине Морьен. В результате крушения воинского эшелона в ночь с 12 на 13 декабря, по официальным данным, погибло 435 человек, из которых 433 человека были французскими военнослужащими.

Долгие годы железнодорожная катастрофа у небольшого французского селения Сен-Мишель-де-Морьен оставалась крупнейшей по количеству жертв в истории железнодорожного транспорта не только Франции, но и Европы в XX веке. Она же по сей день остается крупнейшей железнодорожной катастрофой в истории войн.



Катастрофе у Сен-Мишель-де-Морьен предшествовала битва при Капоретто


Железнодорожная катастрофа в альпийской долине Морьен всегда рассматривалась в контексте Первой мировой войны. Именно то, что событие произошло в активный период ведения боевых действий, во многом определило тот факт, что о катастрофе достаточно быстро забыли. На первом этапе власти Франции просто скрывали информацию о трагедии, газеты написали первые заметки только спустя четыре дня, и в них было крайне мало информации.

Полностью все архивные данные по катастрофе рассекретили через много десятилетий после завершения войны. К примеру, точно определить количество жертв трагедии смогли только в 2007 году с открытием всех архивов для исследователей. При этом до сих пор даже во Франции имеют хождение версии о том, что катастрофа унесла жизни порядка 700 человек.

Отступающие итальянские солдаты в Удине, октябрь 1917 года, wikimedia.org

Второй момент, который способствовал тому, что о катастрофе достаточно быстро забыли даже во Франции, хотя она была крупнейшей в истории страны, также напрямую связан с войной.

Общее количество потерь в железнодорожной катастрофе у деревни Сен-Мишель-де-Морьен составляло лишь половину от средних ежедневных потерь, которые несла французская армия в годы войны. На этом фоне даже единовременная гибель 435 человек воспринималась совсем иначе.

Катастрофе, которая произошла поздно ночью 12 декабря 1917 года, предшествовало одно из крупнейших сражений Первой мировой войны – битва при Капоретто, в которой участвовало до 2,5 миллиона человек. В этом сражении войска центральных держав – Германии и Австро-Венгрии – провели успешное наступление против Италии. Объединенные германо-австрийские войска нанесли Королевской армии Италии очень болезненное поражение.

Под городом Капоретто австро-германскому командованию удалось осуществить одну из немногих операций Первой мировой войны по прорыву позиционного фронта. В ходе наступления, которое продлилось до декабря 1917 года, итальянская армия отступила вглубь своей территории на 70–100 км. Итальянские войска только пленными потеряли более 250 тысяч человек, а правительство страны вынуждено было уйти в отставку.

Болезненное поражение Италии вынудило вмешаться страны Антанты. Так, с октября 1917 года на этот участок фронта стали прибывать французские и английские войска. Прибытие свежих дивизий ободряюще подействовало на итальянских солдат и помогло стабилизировать фронт.

Память о событиях этой операции нашла отражение и в литературе. Битва при Капоретто и последовавшее отступление итальянских войск, местами переходящее в бегство, были описаны в знаменитом романе Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!».

Железнодорожная катастрофа в долине Морьен


Собственно, без поражения итальянской армии в битве при Капоретто не было бы и катастрофы поезда в альпийской долине Морьен. Французские военнослужащие как раз возвращались с итальянского фронта в отпуск. Военный эшелон вёз из Италии солдат и офицеров, которые получили 15-дневный отпуск и должны были в преддверии рождественских каникул встретиться с семьями и родными.

Профиль участка железной дороги, на котором произошло крушение, изображение: france3-regions.francetvinfo.fr

Эшелон изначально состоял из 17 вагонов, все они были итальянского производства. Как и большинство вагонов того периода, их кузов был полностью деревянным, железными были только рама и ходовая часть.

Пройдя Мон-Сенисский тоннель, соединяющий Францию и Италию, военный эшелон прибыл на станцию Модан, где к нему присоединили ещё два дополнительных вагона.

Общее количество вагонов в эшелоне достигло 19, из которых 17 – были пассажирским и два – багажных: в голове и хвосте состава.

Известно, что общий вес эшелона достигал 526 тонн, а длина – 350 метров. В Модане в вагонах находилось 982 военнослужащих 46-й и 47-й французских пехотных дивизий.

Вести эшелон такой массы должны были два паровоза, но в дело вмешалась война. Второй паровоз реквизировали для перевозки эшелона с боеприпасами.

Собственно, это и предопределило будущую катастрофу.

Тогда же в Модане большинство офицеров пересело в стоящий на станции пассажирский поезд до Парижа, который уходил со станции раньше.

Адъютант Жирард, который был машинистом военного эшелона, был против его отправки лишь с одним локомотивом, но капитан Файоль, управлявший железнодорожным движением на этом участке, настоял на отправке под угрозой трибунала.

Ситуацию усугублял тот факт, что только на трёх вагонах эшелона работал автоматический воздушный тормоз, на остальных вагонах работала только ручная тормозная система, либо не было никакой. По составу были распределены 7 железнодорожных рабочих, которые должны были активировать ручной тормоз по сигналам с локомотива.

В 22:47 военный эшелон отправился со станции Модан (высота 1 040 метров над уровнем моря).

Перепад высот между населенными пунктами составлял более 300 метров на участке длиной примерно 15,5 км. Сен-Мишель-де-Морьен находился на высоте 710 метров над уровнем моря. Машинист старался вести состав максимально медленно со скоростью не более 10 км/ч, но, начиная от коммуны Френьи, поезд начал разгоняться на большом уклоне, развив неконтролируемую скорость, которая в итоге достигла 135 км/ч.

Место катастрофы у Сен-Мишель-де-Морьен в 2015 году, фото: wikimedia.org

После моста через реку Арк примерно в 1 300 метрах от станции Сен-Мишель-де-Морьен железнодорожные пути начинали изгибаться, в этой кривой максимальная скорость состава не должна была превышать 40 км/ч, но военный эшелон вошел в кривую на скорости более 100 км/ч, в результате чего сцепку между тендером и первым вагоном разорвало.

В сошедший с рельсов вагон стали врезаться другие, быстро разрушаясь.

Ситуацию усугубил вспыхнувший примерно через 30–40 минут пожар, возможно, он перекинулся на деревянные вагоны с установленных в них для освещения свечей. Достаточно быстро пламя охватило место катастрофы, что усугублялось местностью. На повороте путей вагоны буквально впечатывались в подпорную каменную стену, а затем «складывались» друг об друга. Выбраться из этой мешанины дерева и металла не смогли многие раненые.

В катастрофе не пострадал только сам локомотив, который прибыл на станцию Сен-Мишель-де-Морьен и лишь там сумел остановиться.

При этом из 19 вагонов состава были полностью уничтожены 14.

Возникший после крушения состава пожар продлился почти сутки. Как стало известно в 2007 году из полностью рассекреченных военных архивов, жертвами катастрофы стали 435 человек: 433 военнослужащих и два железнодорожных работника.

Из числа погибших удалось опознать только тела 148 человек.

Ещё 194 человека получили травмы и ранения разной степени тяжести.

К сожалению, в истории случались и более страшные железнодорожные катастрофы


К сожалению, в истории железнодорожного транспорта происходили и более страшные катастрофы, которые уносили сотни жизней пассажиров, железнодорожников и случайных людей.

Часть из них, которые произошли в мирное время, гораздо отчетливее врезались в человеческую память. Так, например, произошло с железнодорожной катастрофой во Франции возле городка Помпон в 25 км от Парижа, которая случилась 23 декабря 1933 года, в ней погибли 214 человек.

Ликвидация последствий ж/д катастрофы у Сен-Мишель-де-Морьен, фото: wikimedia.org

В XX веке печальный рекорд французской катастрофы 12 декабря 1917 года превзошла, по всей видимости, только железнодорожная катастрофа под Уфой 4 июня 1989 года, когда из-за аварии на трубопроводе «Западная Сибирь – Урал – Поволжье» произошла крупная утечка газа.

Последовавший затем объемный взрыв газа практически полностью уничтожил два проходящих пассажирских поезда, жертвами этой трагедии, по официальным данным, стали 575 человек.

Ещё более страшная железнодорожная катастрофа произошла уже в декабре 2004 года на острове Шри-Ланка.

Образовавшееся в результате сильнейшего подводного землетрясения в Индийском океане цунами достигло юго-восточной части острова Шри-Ланка, уничтожив проходивший вдоль побережья пассажирский поезд.

Жертвами данной катастрофы стали порядка 1 700 человек. Именно она в настоящее время считается крупнейшей железнодорожной катастрофой в истории человечества.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    23 декабря 2021 05:24
    Капитана Файоля расстрелять... адьютанта за несоблюдение правил безопасности на фронт рядовым.
    Опять человеческий фактор... из за глупости одного офицера почти полтысячи человек погибло.
    Как все это знакомо по нашей реальности.
    Да и скрывать гибель стольких людей государством от своего народа это преступление... погиб там Жан... ну хрен с ним...человеческие ресурсы народа не беспредельны... Франция тоже испытывает до сих пор проблемы с рождаемостью из за кровопролитных войн.
  2. +9
    23 декабря 2021 05:30
    Да уж. У катастрофы есть имя и должность.
  3. +4
    23 декабря 2021 07:27
    на большом уклоне, развив неконтролируемую скорость, которая в итоге достигла 135 км/ч.


    ЧТО в это время чувствовали люди.... И не спрыгнешь.

    железнодорожная катастрофа под Уфой 4 июня 1989 года, когда из-за аварии на трубопроводе «Западная Сибирь – Урал – Поволжье» произошла крупная утечка газа.

    жертвами этой трагедии, по официальным данным, стали 575 человек.

    Ещё более страшная железнодорожная катастрофа произошла уже в декабре 2004 года на острове Шри-Ланка.

    Шри Ланка это, все-таки, стихия, тут ничего не попишешь, а под Уфой могло и не быть...
  4. +11
    23 декабря 2021 08:10
    "Вот мчится поезд по уклону
    Густой сибирскою тайгой.
    А машинисту молодому
    Кричит кондуктор тормозной.
    "Ой, тише, тише, ради Бога,
    Свалиться можем под откос!
    Здесь неисправная дорога,
    Костей своих не соберешь".
    Но машинист на эти речи
    Махнул по воздуху рукой.
    Он паровоз свой разгоняет,
    А стук колес сильней, сильней.
    Эх, я на этом перегоне
    Свою машину разгоню,
    Все регуляторы открою,
    Рычаг сильнее оттяну.
    Но вдруг вагоны затрещали,
    Валился поезд под откос.
    Трупы ужасные лежали,
    Едва похожи на людей.
    К земле прижатый паровозом
    Лежал механик молодой,
    Он с переломанной ногою
    И весь ошпарен кипятком.
    Ему хотелось в эту ночку,
    Хотелось дома побывать,
    Поцеловать малютку-дочку,
    Жену к груди своей прижать.
    Судьба несчастная такая
    Для машиниста суждена.
    Прощай, железная дорога,
    Прощайте, дочка и жена."(с)
  5. +7
    23 декабря 2021 11:42
    Адъютант Жирард, который был машинистом военного эшелона

    Уважаемый автор, здесь явная ошибка перевода.
    Адьютант вряд ли могу управлять паровозом, ну не его это работа. НО!! У французов есть одно из младших офицерских званий, которое созвучно слову адьютант. Ну не силен я в французском :(
    В военное время присвоить машинисту младшее офицерское звание вполне логично.
    1. +3
      23 декабря 2021 17:16
      Все верно - аджюдан, как и аспиран, это люди, которые выпустились из офицерской школы, но ещё стоят в листе ожидания на присвоение звания лейтенанта.
      Это такая особенность французской армии, где присвоение званий было страшно забюрократизировано, вплоть до невозможности получить звание, пока клеточка тем или иным образом не освободится.
      Собственно, это и привело к геронтократии 1940 года, когда в полковниках ходили весьма пожилые люди, а в генералах были 70-летние люди. Собственно, тот же де Голль формально генералом и не является, на момент капитуляции он был полковником, исполняющим обязанности генерала
      1. 0
        23 декабря 2021 17:56
        "исполняющим обязанности генерала" начштаба говорил:ему присвоили звание "бригадный генерал",чтоб был и.о заместителя министра. В таком положении он был в Англии ,когда Петен подписал капитуляцию.
        1. 0
          24 декабря 2021 18:40
          25 мая 1940 ему дали бригадного генерала "a titre temporaire", т.е. врио.
  6. +2
    23 декабря 2021 15:41
    Скажите, пожалуйста,а какова была реакция на катастрофу Сен-Мишель-де-Морьен? Какие-то выводы сделали или на"полку " положили и благополучно забыли?
  7. +2
    23 декабря 2021 17:24
    Любая катастрофа, это трагедия, гибель невинных людей по чьей-то преступной халатности или глупости.


    1. +2
      23 декабря 2021 18:04
      Коллеги,добрый вечер. Меня скука загнала сюда. Оказывается,я что-то могу сказать
      Константин, Вы выложили фотографии с Ж/Д катастрофы 1989,возле Уфы. Там погибла хорошая знакомая моей бабушки.
      1. +2
        23 декабря 2021 18:08
        Добрый вечер, Вера. love
        Что делать... Все мы, так или иначе, теряем близких людей, но лучше чтобы этого не было.
        1. +3
          23 декабря 2021 18:55
          Мне довелось видеть нескольких людей, переживших ту катастрофу. Лицевые ожоги. Это было в 92-м, летом, в Сочи.
      2. 0
        26 декабря 2021 00:13
        Цитата: Astra wild2
        Вы выложили фотографии с Ж/Д катастрофы 1989,возле Уфы.

        Фотографии последствия катастрофы под Уфой ( на перегоне Аша – Улу – Теляк) 4 июня 1989 года в статье отсутствуют...

        Помним....
        Скорбим....
  8. +3
    23 декабря 2021 18:56
    У меня большие сомнения по по поводу скорости 135, даже сейчас это уже запредельно для схода. Хотя это просто перевод и дела давно минувших дней. По факту профиль пути,вес и количество вагонов с автотормозами-развитие такой скорости просто не возможно, даже по тем временам. Тема железнодорожных катастроф покрыта тайнами ещё больше,чем в авиации.
    1. 0
      1 марта 2022 12:15
      Вагонов с автотормозами было всего три.
      1. 0
        1 марта 2022 12:24
        Машинист об этом не знал?
        1. 0
          1 марта 2022 16:20
          Читайте внимательнее статью.
  9. +3
    23 декабря 2021 19:29
    Конечно, катастрофа возле селения Сен-Мишель-де-Морьен, видимо, так и останется крупнейшей железнодорожной катастрофой, в которой погибли военные, но память гложет та, гражданская, от взрыва газа, и вынуждает вспоминать. Тогда несчастья шли одно за другим -- Чернобыльская АЭС, Спитакское землетрясение, крушение прогулочного парахода на Волге и этот чудовищный взрыв, смявший огнём два пассажирских поезда. Все тогда говорили: диверсия. Может и просто разгильдяйство -- такое, какое бывает хуже диверсии. От таких вестей возникало чувство подавленности.
  10. +3
    23 декабря 2021 19:30
    "В катастрофе не пострадал только сам локомотив, который прибыл на станцию Сен-Мишель-де-Морьен и лишь там сумел остановиться." Да уж....
  11. 0
    30 января 2022 12:16
    Но локомотив все же,прибыл на станцию назначения... вот она-" европейская точность".)