Будни зампотеха: танки на маневрах «Океан-70»

41

Из зампотеха в командиры взвода


В апреле-мае 1970 года в СССР состоялись крупномасштабные стратегические учения ВМФ, в которых участвовали силы всех четырёх флотов, и не только корабли с подводными лодками, но и большое количество береговых войск и морской авиации. Посвящены они были, как было принято в то время, значимой дате, которой в том году являлось 100-летие со дня рождения В. И. Ленина.

Случилось так, что и наш боевой третий отдельный танковый батальон привлекли к участию в стратегических маневрах «Океан».



К сожалению, по причине давности событий, ведь прошло более 50 лет, я не смогу их детально восстановить. Возможно, кто-нибудь из участников прочтёт этот материал, дополнит или поправит меня. Буду признателен и рад.

Учения длились непривычно долго, около 10 суток. Наш батальон действовал примерно в такой последовательности. Личный состав подняли по тревоге, погрузили танки Т-55 на трейлеры, перевезли к проливу и далее уже на паромах к острову Хийумаа.

По острову марш своим ходом, затем на паромах – через пролив на остров Саремаа, снова марш, понтонирование, затем по морю – к побережью Латвии. Далее выход на берег, победоносное участие в захвате плацдарма, затем марш, кажется, до станции Лимбажи, там погрузка на железнодорожный эшелон и возврат к пункту постоянной дислокации.


Несмотря на то, что «Океан» для нашего плавающего батальона прошел достаточно ровно, без приключений не обошлось.

Когда подразделение подняли по тревоге, наша первая рота недосчиталась одного командира взвода, кстати, моего соседа, и было руководством принято решение, чтобы я, кроме выполнения обязанностей зампотеха роты, принял командование 3-м взводом.

Взводный был парнем холостым, видимо, где-то загулял. Мы так его и не дождались, вышли в указанный район, куда через некоторое время прибыли седельные тягачи МАЗ-537. Помнится, что батальон этих тягачей дислоцировался где-то в районе Калининграда.

Как говорят, нет худа без добра (а может и добра без худа, с какой стороны посмотреть), и проблема моего местонахождения автоматически решилась – в танке командира взвода, на месте командира танка. А это значит – все действия в составе экипажа выполнять наравне с остальными его членами. Что не исключало необходимых действий по контролю техсостояния всей роты. Поэтому мой танк во время передвижения обычно находился в конце колонны.

На танках по островам


Мой, пока небольшой, опыт службы в ходе маневров «Океан» обогатился новыми практическими знаниями и навыками. И не всегда этот опыт соответствовал тому, чему меня учили в училище.

Пожалуй, самое запоминающееся впечатление связано с упомянутыми выше тягачами МАЗ-537.

Машина достаточно известная, поэтому, говоря о её характеристиках, буду предельно краток. Грузоподъёмность трала около 50 тонн. Двигатель – барнаульский дизель Д-12А-525А, аналогичный двигателю танка Т-34, мощностью 525 л. с. Тягач разработан на Минском автозаводе, но в дальнейшем серийно выпускался в Кургане, не меняя марки МАЗ. Кабина, не считая водителя, без проблем вмещала всех четверых членов танкового экипажа.

Поскольку я на время учений был членом экипажа, то в полной мере испытал на себе все прелести погрузки и разгрузки танка на трал и с него.

Дело в том, что откидные аппарели, по которым загружали и разгружали машину, были ну очень тяжёлыми! Четыре члена экипажа, а частенько и водитель помогал, едва справлялись с этой железной конструкцией, когда надо было её поднять на 90 градусов после погрузки. Как говорится, руки и спина до сих пор помнят!

Ещё я с удивлением обнаружил, что водители этих тягачей эксплуатируют их, как обычные автомобили, совершенно не соблюдая особенностей, присущих дизелям: производили пуск плохо подогретых двигателей, а температуру работы держали в пределах 50–60 градусов, что недостаточно.

В результате большинство тех тягачей, что нас перевозили, просто бессовестно жрали масло и дымили чёрным дымом, не развивая полной мощности.

Тут надо напомнить (танкисты тех лет не дадут соврать), что на каждом танке имелся бачок МТ-16п с 20-литровым запасом масла. Так вот, за время учений МАЗы наш неприкосновенный масляный резерв вчистую опустошили. Приходилось постоянно доливать в системы смазки прожорливых машин.

После учений ещё долго всякими правдами-неправдами технари вместе с начальником службы ГСМ списывали это достаточно ценное масло, которое, кстати, в своё время было разработано специально для двигателей серии В-2.


МАЗ-537

Перебросили минские тягачи наши Т-55 по шоссейным дорогам к побережью Балтийского моря, а потом паромами мы переправились на остров Хийу.

Совершили марш по этому острову к проливу, через который снова на паромах переправились на Сааремаа, самый большой из эстонских островов. Передвижение плавающего танкового батальона в ходе «Океана» сопровождалось частыми длительными остановками, иногда по нескольку часов.

Так было и на Сааремаа.

В этом месте я считаю необходимым сделать некоторое отступление от прямой темы моего рассказа и обратить внимание на национальный состав роты.

Дело в том, что примерно третью её часть представляли солдаты-прибалты – литовцы, латыши и эстонцы, а также встречались среди них и русские, живущие в Прибалтике. На русском говорили чище всего литовцы, практически без акцента, чуть хуже – латыши, и плохо, с сильным акцентом – эстонцы.

Думаю, цензура сайта меня пощадит, если я приведу красноречивый пример из жизни.

Служил заряжающим, кстати, на моём танке, эстонец по фамилии Кайо, рослый такой, слегка увалень. Так вот, у него была алюминиевая ложка, на которой он написал: «Иши, шука, мяшо!»

Но, если отбросить в сторону шутки, большинство прибалтийских ребят служили старательно и добросовестно, не вызывая особых нареканий. Остальные солдаты были русскими, белорусами, украинцами и лишь единицы – с Кавказа.

И совсем не помню, чтобы встречались выходцы из Средней Азии.

Никаких конфликтов на национальной почве в бытность моей службы в Прибалтике не случалось, чего нельзя сказать о дальневосточных гарнизонах с их непростыми межнациональными отношениями.

Эстонское пиво


На моём танке, с которым свела меня на время учений судьба, экипаж состоял из украинца – механика-водителя, литовца – наводчика орудия, и эстонца Кайо – заряжающего.

Стоим в очередной раз во время марша на Саремаа, и Кайо вдруг обращается ко мне с такими словами:

«Товарищ лейтенант! Местные эстонцы варят домашнее пиво по особому рецепту, никому его не открывают, а их пиво славится на всю Эстонию. Давайте, я быстро сбегаю вот на этот хутор, попробую раздобыть. Эстонец эстонцу не должен отказать».

После некоторых сомнений любопытство во мне победило, и я, вступив с подчинённым в «неуставные взаимоотношения», разрешил.

Окрылённый оказанным доверием, Кайо собрал за ремешки все четыре танковых питьевых бачка и быстро побежал на хутор, находившийся недалеко от дороги. Больше всего я опасался, что колонна начнёт движение раньше, чем он вернётся. Но всё разрешилось благополучно. Кайо прибыл с полными бачками домашнего эстонского пива и большим пакетом домашних эстонских деликатесов!

Деликатесы разделили всем поровну, а бачки с пивом я немедленно уложил в свой тревожный чемодан. Лишь по прибытии с учений я это пиво с друзьями-лейтенантами распробовал, за что и сказал Кайо спасибо. А танковый питьевой бачок вмещал, насколько память мне не изменяет, около 1,5 литра.

К концу учений все члены экипажа сдружились, и хорошее отношение к себе я ощущал со стороны солдат роты до конца службы в батальоне.

Но вернемся к основной линии повествования.

На острове Сааремаа мы навесили понтоны, о чем я подробно рассказывал в предыдущих частях, и совершили марш по морю к латвийскому берегу, в район Саулкрасты.

На себе почувствовал, как непросто управлять механиком-водителем на плаву, когда он не видит «дороги». Постоянно, почти без пауз, команды: «Вправо», «Прямо», «Влево!» А тот, бедняга, постоянно вынужден был дёргать тугие рычаги поворота.

Выход на берег прошёл «в штатном режиме», без особых происшествий. Атаковали «противника», разумеется, победили с разгромным счетом. При этом пошумели – постреляли холостыми из пулемётов и пушек. После сего действа погрузились на железнодорожный состав и отправились к месту постоянной дислокации, в Клоогу.

Работы по прямой специальности у меня, прямо скажем, на учениях «Океан» было немного. Как зампотех, я на стоянках и перед плавом обходил танки, чтобы удостовериться в исправном их состоянии, при необходимости оказывал экипажам помощь. Но не помню, чтобы во время этих учений были какие-либо серьёзные поломки.

Главное внимание, как всегда, уделялось проверке готовности танков к плаву. Производилась предварительная так называемая «замочка» на предмет отсутствия течи, составлялись акты готовности к плаву, где расписывались все, кто принимал участие в подготовке машины и кто контролировал работы.

И только потом зам. командира по морской подготовке давал письменное разрешение на плав. Кстати, в тот раз упоминаемый ранее «КапТри» Чумаков долго не давал разрешения на вход в воду, чуть ли не сутки, потому что волнение моря превышало допустимые пределы.


Все участники учений «Океан» были награждены красивыми памятными знаками-медалями, представлявшими из себя изображение военно-морского флага с надписью «Участнику учений Океан».

Но нам, по статусу своему сухопутчикам, дали этих знаков ограниченное количество. Хватило лишь командованию батальона и штабистам.

А нам, «чёрной кости», видимо, в качестве некой моральной компенсации, вручили юбилейные медали в честь столетия В. И. Ленина. Совершенно неравноценная замена, надо сказать.

Продолжение следует…
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 декабря 2021 05:30
    А как производится "замочка"?
    1. +9
      24 декабря 2021 17:25
      Танк с навешенными понтонами заходит в воду на глубину "довсплытия", останавливается, и члены комиссии вместе с экипажем визуально определяют, нет ли подтеканий на днище через уплотнения, пробки и лючки, которых в днище приличное количество. Норматив по времени, к сожалению, не помню. Еще обязательно проверялась работа водооткачиващих средств (насосов).
      ,
      1. +5
        24 декабря 2021 18:11
        Спасибо. Ясно.
      2. +3
        24 декабря 2021 20:31
        Уважаемый Автор, спасибо за продолжение цикла!
        С уважением, Влад!
  2. +14
    24 декабря 2021 06:15
    Когда подразделение подняли по тревоге, наша первая рота недосчиталась одного командира взвода

    Так бывало... Но чаще за неделю, а то и ранее, объявляли, что такого то числа ровно в 4 часа состоится внезапная тревога. Особенно, если с выходом в запасной район, тем более на учения.
    Отсутстующие будут пойманы, а все, что от них останется будет жестоко наказано. Отсутствие КВ по тревоге - это ЧП и повод для срывания звезд, причем не только с пациента.
    1. +9
      24 декабря 2021 17:28
      Представьте себе, не сорвали! Но, ему точно икалось, потому что я его в ходе учений не раз "вспоминал".
      1. +5
        24 декабря 2021 19:00
        Спасибо, Фёдор Уварович, за очередной интересный рассказ! Пишете хорошо и доступно, читаю с интересом. good hi
      2. +3
        25 декабря 2021 01:56
        Представьте себе, не сорвали!

        Даже не представляю, какую он отмазку придумал request
        1. +3
          25 декабря 2021 02:26
          Главная заповедь: не важно, что сделал, - важно как отмазался))
    2. +4
      25 декабря 2021 02:24
      Цитата: Gato
      Когда подразделение подняли по тревоге, наша первая рота недосчиталась одного командира взвода

      Так бывало... Но чаще за неделю, а то и ранее, объявляли, что такого то числа ровно в 4 часа состоится внезапная тревога. Особенно, если с выходом в запасной район, тем более на учения.
      Отсутстующие будут пойманы, а все, что от них останется будет жестоко наказано. Отсутствие КВ по тревоге - это ЧП и повод для срывания звезд, причем не только с пациента.

      Свидетель тому)) все "внезапные тревоги" готовились за несколько дней.
  3. +30
    24 декабря 2021 06:41
    Хватило лишь командованию батальона и штабистам.
    Ну, это уж как водится..
    Танки идут - замполит молодец!
    Танки стоят - зампотеху пeceц!
    Автору спасибо за интересный цикл рассказов - хоть и не танкист, всегда с удовольствием читаю!
    1. +10
      24 декабря 2021 09:38
      Присоединяюсь к Вашим словам. Всегда с интересом читаю статьи о службе. Отвлекаюсь от политической истерии других разделов.
      1. +4
        25 декабря 2021 02:29
        Однажды видел как по "внезапной тревоге" на известном полигоне (правда в тумане), заблудился штаб Бригады ОТРК. Вы бы видели тогда рожу начштаба))
  4. +4
    24 декабря 2021 07:46
    Автору спасибо за интересное чтиво

    Народ, а может кто-нить сказать с какого корабля происходит высадка десанта на заглавном фото? hi
    1. ban
      +4
      24 декабря 2021 08:14
      С десантного))
      СДК, похоже
      1. +6
        24 декабря 2021 08:26
        С десантного))
        - спасибо КЭП laughing laughing
    2. +3
      24 декабря 2021 11:48
      Цитата: faiver
      Народ, а может кто-нить сказать с какого корабля происходит высадка десанта на заглавном фото?

      Это надо копать, кто из десантных кораблей участвовал в учениях "Братство по оружию" 1970 г. - потому как это фото ТАСС с этих учений.
      1. +5
        24 декабря 2021 12:06
        кто из десантных кораблей участвовал в учениях "Братство по оружию" 1970 г.
        - да хрен бы с ним с названием, я тип определить не могу, судя по носовой спарке 57мм-ок это вроде должен быть СДК тип 188, но по очертаниям борта похож на польский СДК тип 770, на заднем плане на ходовой рубке стоят две зенитные спарки 25мм-ок, вот я и потерялся что это такое... request
        1. +12
          24 декабря 2021 12:26
          Это немец - СДК проекта 47 "Robbe".



          Источник: http://navyworld.narod.ru/LandungsbootDDR.htm
          1. +5
            24 декабря 2021 12:31
            воооот, то-то я и гляжу good
            Спасибо hi
    3. Комментарий был удален.
  5. +21
    24 декабря 2021 08:03
    Спасибо автору за продолжение. Мой папа служил в 3 танковом батальоне в 1970 -72 в роте плавсредст в Клооге. Читает с интересом статьи на моем телефоне, сегодня понесу ему пусть будоражит воспоминания.
    1. +5
      24 декабря 2021 17:31
      Не помнит ли Ваш папа фамилию зампотеха этой роты?
      1. +3
        25 декабря 2021 10:51
        К сожалению нет не помнит. Вот кого помнит: комбат майор Романенко, примерно в 1971 году комбатом стал майор Рузлев. Начштаба батальона капитан Заславец. Зам. по морской подготовке каптри Чумаков. Замполит Шапошников. Комроты плавсредств ст. л-т Пархоменко. Ком. 1 взвода роты плавсредств л-т Котка затем его сменил л-т Шершнев. 2 взвода л-т Гусев. 3 взвода л-т Мулашев.
        1. +4
          25 декабря 2021 13:32
          Спасибо за информацию! Как только забытые фамилии кто-либо напоминает, так вспоминаются и сами люди. Я всех вспомнил!
        2. 0
          11 февраля 2022 17:43
          Я дочь кап3 Чумакова И.Ф.Зампотехом мог быть тогда Никулин В.П.,позднее его перевели служить в Кейла.С папой они дружили очень близко до последних дней.
  6. +7
    24 декабря 2021 08:25
    Чет вспомнилось: «а сколько у тебя в роте украинцев?»
    -«да процентов 60 почти»
    - «охохо, ну как же с таким л/с мы будем Кузнецова угонять?»
  7. +8
    24 декабря 2021 08:49
    Очень интересно. Автору респект. Жду продолжения.
  8. +4
    24 декабря 2021 09:45
    Второе фото не чёткое, но виден колпак антенны радиолокатора, скорее всего на башне СМ-2-1. Значит, это корма эсминца пр.56, который последним идёт в кильватерном строю.
  9. +9
    24 декабря 2021 10:42
    Все участники учений «Океан» были награждены красивыми памятными знаками-медалями,

    Нашел два варианта этого знака.

    1. +7
      24 декабря 2021 17:32
      Тот, который сверху.
  10. +8
    24 декабря 2021 11:27
    Вот уж точно: тёмное домашнее пиво с острова Сааремаа - лучшее пиво, что делали в ЭССР. Вода вкус придавала необыкновенный!
    "...в качестве некой моральной компенсации, вручили юбилейные медали в честь столетия В. И. Ленина. Совершенно неравноценная замена, надо сказать." Вот тут уважаемый автор не прав. Медали к 100 летию Ленина - государственные награды, что "За воинскую доблесть", что "За доблестный труд", соответственно - ветеранские льготы. Знак за "Океан" льгот не даёт.
    1. +11
      24 декабря 2021 17:40
      Дело не в льготах. Медали столетия ВИЛ давали во всех концах необ'ятного СССР, многим отличившимся военнослужащим, необязательно только участникам учений Океан. Получилось так что я, к примеру, ничем в дальнейшем не мог подтвердить, что был участником.
  11. +10
    24 декабря 2021 11:57
    Федоров Ф. У., полковник в отставке
    Пожалуй, самое запоминающееся впечатление связано с упомянутыми выше тягачами МАЗ-537.
    Машина достаточно известная, поэтому, говоря о её характеристиках, буду предельно краток. Грузоподъёмность трала около 50 тонн. Двигатель – барнаульский дизель Д-12А-525А, аналогичный двигателю танка Т-34, мощностью 525 л. с. Тягач разработан на Минском автозаводе, но в дальнейшем серийно выпускался в Кургане, не меняя марки МАЗ. Кабина, не считая водителя, без проблем вмещала всех четверых членов танкового экипажа.

    С этим тягачом и у меня была одна история в ЗГВ во время вывода войск группы. В 3 обр СпН в качестве макетов натовской техники использовали несколько образцов авто и бронетехники советского производства, но закамуфлированные под иностранное вооружение. Наши спецназовцы отрабатывали на них способы их вывода из строя при минимальном количестве ВВ, или при помощи МЗП, в общем обычные занятия по программе боевой подготовки. А так как они одними из первых выводились из группы, то была поставлена задача срочно очистить всю территорию части от этого металлолома. Для того чтобы вывезти пару САУ из учебного городка на резку, потребовались именно два таких тягача, которые и были мною получены в роте тяжелых машин, дислоцировавшейся южнее Вюнсдорфа. После этого совершив почти двухсоткилометровый марш мы прибыли в Нойтимен, и прибывшие автомобилисты приступили к подготовке погрузки стоящей бронетехники на прицепы, при участии и наших бойцов. А вот дальше произошло совсем неожиданное для всех. То ли от длительного стояния на бетоне, то ли от усердия спецназовцев, выводивших её из строя, но САУ стояла как вкопанная, и никакие усилия лебедок даже на полметра не смогли сдвинуть её с места - ни гусеницы, ни катки просто не двигались. Сначала не выдержал трос лебедки, и он лопнул, правда меры безопасности были соблюдены и никто не пострадал. Собрался "военный совет" из представителей разных родов войск и было принято решение что нужен трактор с мощным тросом для начала. На наше счастье, в соседнем рембате был такой и т.к. комбриг был в хороших отношениях с командиром орвб, благодаря знаменитой гауптвахте, то наш тягач относительно быстро привез его к месту нашей погрузки. Все вздохнули с облегчением, но видимо рано, и началась вторая часть марлезонского балета. Лихо закрепив более мощные тросы, трактор поднатужился, стал дрыгаться на месте от напряжения, но САУ так и не сдвинулась с места. Итог был такой же печальный - очередной трос лопнул, после чего тракторист послал всех по известному адресу, в вежливой форме, и сказал что ему несдобровать, а поэтому он ничего сделать не может, т.к. более мощного троса у него нет, а в бригаде его тоже не было.
    В общем после моего доклада своему руководству и в автобронетанковую службу группы, было принято решение, больше этой фигней не заниматься, отогнать МАЗы обратно в роту тяжелых машин, и на этом всё закончить. А уж в автобронетанковой службе сами решат как поступить с этими макетами и раз они отвечают за подобные мероприятия, то сами все и разрулят. Скажу честно что я это воспринял с облегчением, потому что честно говоря даже не представлял, что могут возникнуть такие проблемы, когда подавал заявку в автобронетанковую службу группы. Как сложилась дальнейшая судьба этих макетов я не знаю, но сама бригада в мае 1991 года была выведена под Самару, и городок они передали какой-то нашей части, передислоцировавшийся из западных районов группы войск. Вот такие воспоминания навеяли вы мне своим рассказом про МАЗовские тягачи для перевозки бронетехники.
  12. +3
    24 декабря 2021 19:04
    . Тут надо напомнить (танкисты тех лет не дадут соврать), что на каждом танке имелся бачок МТ-16п с 20-литровым запасом масла.

    День добрый, Фёдор.
    Спасибо за воспоминания.
    hi
    Не, не дадим соврать !!!
    Даже мы, которые "не тех лет"!
    Мы Танкисты - 16 Получка.)))
    laughing
    Его и сейчас льют в безнаддувные двиглы если нет М16ИХП-3.

    А запас сейчас возим в доп.баке на 35л.
  13. +3
    24 декабря 2021 19:51
    Интересно почитать ! Спасибо автор )
  14. +3
    24 декабря 2021 20:49
    .На русском говорили чище всего литовцы, практически без акцента, чуть хуже – латыши, и плохо, с сильным акцентом – эстонцы.
    У нас на Балтийском флоте было наоборот:
    (попал на СДК на аналогичные учения "Запад.... не помню сколько там, в году 1973-м,
    только высаживались морпехи в Свиноуйстье)
    Литовцы плохо говорили и плохо понимали (или делали вид),
    с латышами и эстонцами проблем не было - образованные ребята,
    очень исполнительные и спецы хорошие.
  15. +1
    24 декабря 2021 20:57
    Фёдоров Фёдор (Фёдор), уважаемый, позицию Вашу по знаку "Океан" понял. НЕ совсем с нею согласен. Отношение ко всем, кто СЛУЖИЛ (любимую мною повторно-неоднократно-систематически-в виде промысла прокуратуру и суды не берём - у одних пенсия 100%, у других - пожизненное содержание) РФ показывает во всей красе ежегодно. А государственная награда или награда ведомственная даёт право на получение звания "Ветеран". Хоть чуть-чуть звание "Ветерана" компенсирует то, что РФ украла и крадёт и сегодня, в 2021 году (включая Президента, Федеральное Собрание и Правительство) у тех, кто СЛУЖИЛ при СССР и РФ реально рискуя здоровьем и жизнью...
    1. +2
      25 декабря 2021 10:59
      Вот носил я на парадном кителе 30 лет эту медаль, и ни разу мне никто не подсказал, что она льготная. Вы - первый. А "Ветерана ВС" я получил совсем по другим основаниям. И это звание (вернее, льготы, с ним связанные) с распадом СССР отменили.
      1. 0
        14 марта 2022 12:36
        Медаль Ленина носится выше других гос.наград. вам ли это не знать.
  16. +3
    24 декабря 2021 22:36
    Отличный слог и интересный сюжет!
    Цикл Ваших статей читается на одном дыхании! Искренне благодарен за Ваш труд!
    Жду продолжения))
    1. +1
      26 декабря 2021 07:11
      Это меня сын редактирует и правит мой "слог",