Будни зампотеха: КрАЗы, которые замерзли

106
КрАЗ-255Б

«Из-под КрАЗов вода капает!»


Прежде чем начать эту заметку, я хочу поблагодарить тех читателей «Военного обозрения», кто поздравил меня с юбилеем. Искренне рад!

Итак, на Крымском полуострове наступила «зима», которая сопровождалась частыми штормами, такими, каких я не наблюдал на Балтике по мощи и зрелищности (возможно, потому, что жил не на берегу, а в трёх километрах от него).



Иногда казалось, что огромные волны вот-вот захлестнут наши жилища и технику. Дух захватывало у меня, уроженца Сибири, от такого разгула стихии!

Случалось, шёл снег, который, впрочем, быстро таял.

Однажды даже температура упала на 4–5 градусов ниже ноля. Ненадолго, правда, но вот именно в этот момент и случилась неприятность, которая нарушила моё безмятежное пребывание в Казачьей бухте.

Та самая упоминавшаяся ранее ложка дёгтя.

На следующее утро после ночных заморозков ко мне прибежал солдат и взволнованно говорит:

«Товарищ лейтенант, из-под КрАЗов вода капает!»

Я вскоре сам убедился, что солдат ничего не выдумал – из-под двигателей машин действительно капала вода.

Все сомнения отпали – вода в системах охлаждения замёрзла, и стенки блоков цилиндров двигателей потрескались. Оттаивая, вода стала капать, просачиваясь через трещины, на землю.

ЧП!

В этом месте заметки надо сделать важное, хотя далеко не лирическое, отступление.

Дело в том, что эти автотягачи (так и не вспомнил – их было 6 или 8?) стояли на берегу, и никто особого внимания на них не обращал. Заводчанам они в их деятельности были не нужны, поскольку у них на берегу имелся гусеничный тягач, чтобы при необходимости вытаскивать катера на берег.

А мне их никто не передавал для охраны и наблюдения: ни в письменном, ни в устном виде.

Так бы они и стояли в некотором отдалении до самой погрузки на железнодорожный транспорт, если бы мой солдат случайно не проходил мимо и не заметил беду.

Что делать?

Я сразу же обратился к заводчанам.

И здесь стоит отметить, что ни гражданские, ни я – никто не стал перекладывать вину друг на друга. Машины оказались как бы ничьи, в «юридическом вакууме», если можно так сказать.

Все понимали, что случись официальное разбирательство, все бы сёстры получили по серьгам.

Парадокс ситуации состоял в том, что я бы пострадал материально меньше заводчан, поскольку больше трёх должностных окладов с меня нельзя было по закону высчитать, а остальное вполне могло лечь на их плечи. Не знаю, сколько стоил двигатель ЯМЗ-238, но наверняка больше моего оклада. А их было целых 6 штук (или 8)!

Домой – в Клоогу


Стали решать, как выходить из ситуации.

Когда сняли крылья с передних колёс КрАЗов, обнаружили в нижней части блоков трещины длиной от 4 до 6 см. Увидеть их было нельзя, пока эти самые крылья стоят на месте.

И заводчане говорят мне:

«Не переживай, лейтенант! Всё изладим!»

И ребята приступили к работе.

Сначала свёрлышком на 2 мм засверлили концы трещин, чтобы они не увеличивались в длину.

Стенки рубашки охлаждения блока выполнены очень близко, просвет между ними очень мал, и любое неосторожное движение привело бы к сквозному просверливанию блока. Тогда уже ничего нельзя было бы исправить.

Но волжане не подкачали.

Мало того, по обеим сторонам трещин тем же сверлом, а затем метчиком выполнили несколько резьбовых отверстий. Затем очень осторожно слегка разделали трещины и залили их эпоксидным клеем. Потом тонкие металлические пластины прикрутили винтами под отвёртку поверх трещин. Так – на всех машинах. Заправили водой и проверили качество ремонта путём нагрева и небольшой обкатки.

Всё получилось, ремонт оказался что надо!

И после «обкатки» зачистили наждаком выступающие края пластин-заплат так, что они стали выглядеть наподобие небольших выпуклостей, и в завершение закрасили места ремонта серебрянкой, практически под цвет серого (почти белого) чугуна блока цилиндров.

Я смотрел на всё это с «высоты» своего короткого технического опыта и восхищался.

Время шло. Наступил февраль. Заморозков больше не было. Затем пришел март, а с отправкой эшелона с техникой так и не наступало никакой ясности.

Мне понемногу стала эта история надоедать. Дома, в Клооге, молодая жена с маленькой дочкой, а здесь…

Надо помнить, что в те годы так вот запросто позвонить было невозможно. Уже однажды ночью выгрузился, вернувшись с боевого дежурства в Средиземном море, полк морской пехоты, не дав до утра нам уснуть, уже вовсю хозяйничала в Крыму весна. А я решил в этом году писать рапорт для поступления в академию.

Однажды из почтового отделения военного городка мне удалось отправить в часть телеграмму с просьбой заменить меня, но ответа так и не получил.

И, устав от неопределённости и от Казачьей бухты, я принял рискованное решение: убыть в Клоогу самостоятельно, под предлогом необходимости уплаты партвзносов (в случае неуплаты партвзносов в течение трёх месяцев подряд член партии мог быть исключён из её рядов – на этом я и решил сыграть).

По прибытии моём в часть на меня немного покричали, но не наказали, а ротный обрадовался.

Но вместо меня в Севастополь уехал командир взвода из нашей роты лейтенант Чивилёв, который проторчал там ещё до средины лета. И только летом эшелон с техникой прибыл наконец в Клоогу.

Я написал рапорт на поступление в академию в следующем, 1972 году, комбат майор Романенко подписал его, и я начал готовиться к поступлению.

Всё лето в наш батальон ездило высокое начальство, начиная с командования Прибалтийского округа и заканчивая командованием Сухопутных войск. И все хотели посмотреть на эту диковинную технику в деле.

Сначала ею управляли заводчане, но очень скоро в штате батальона появилось подразделение моряков-катеристов, и специалисты завода-изготовителя, обучив моряков, убыли домой, в Навашино.

«Виру Валге»


КрАЗы не подвели, работали безотказно, и никому в голову не приходило снять крылья колёс и проверить целостность блоков.

Я молчал.

Солдат, обнаруживший неисправности, благополучно уволился в запас.

Зампотехом роты плавающих средств (РПС), в состав которой поступили автотягачи, был в то время младший лейтенант – «двухгодичник», эстонец по фамилии Росмаа (или, возможно, Роосма). Он в сентябре заканчивал службу и увольнялся.

А ещё годом раньше мы с ним договорились, что он по увольнении продаст мне плащ-накидку. Свою-то я оставил в электричке, когда ехал к месту службы в Клоогу.

Парень он был неплохой, надёжный, как, впрочем, и все эстонцы, а их в военном городке служило несколько человек в офицерских званиях. Командиром той же РПС был капитан, эстонец по фамилии Вяхк.

Росмаа сказал, что за плащ-накидку с меня хватит и бутылки хорошей водки (всё-таки два года службы среди русских офицеров даром не прошли!), причём мне и предложил её с ним распить.

Я купил бутылку эстонской водки «Виру Валге», решив потрафить национальным чувствам собутыльника. Хорошо посидели, душевно поговорили. В процессе распития под воздействием алкоголя у меня чувство осторожности слегка притупилось, и я, полагаясь на чувство товарищества Росмаа, решился раскрыть тайну КрАЗов.

Он, конечно, очень удивился, но сказал, что ему уже всё равно, что он уже уволился и в часть возвращаться и тем более сдавать меня не собирается.

На том мы с ним обнялись и расстались.

Много лет с тех пор прошло, но я так и не решил, какова степень моей вины в том происшествии, которое случилось в Казачьей бухте в далёком январе 1971 года.

Иногда мне кажется, что я совсем не виноват, а порой…

Продолжение следует…
106 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    23 января 2022 05:33
    Зима на носу, сливай воду! Если не ошибаюсь, то это одно из основных правил зампотеха. В те времена антифриза было вполне достаточно и военный транспорт на нём ходил круглогодично. А на гражданке это был дефицит. Так что делайте выводы...
    1. +25
      23 января 2022 06:08
      После слива воды на решётку радиатора вешалась табличка " вода слита". Причем что на гражданке, что в армии. При отсутствии таких табличек могли и гиморой вправить механнику или зампотылу, причем не пальцем. hi
      1. +7
        23 января 2022 07:45
        Цитата: Вольный ветер
        После слива воды на решётку радиатора вешалась табличка " вода слита". Причем что на гражданке, что в армии. При отсутствии таких табличек могли и гиморой вправить механнику или зампотылу, причем не пальцем. hi

        Иногда ее вешали на машины у которых была неисправна тормозная система! drinks
        Подобные чудовища выкатывались на «смотр» и обратно строго «до полена» -чурки которую ставили, где транспортному средству необходимо было остановиться.
        У служивших в Советской и Российской армии подобных тает вагон и маленькая тележка. Даже иногда не разберёшься, где быль, а где «лапша»!
        1. +3
          23 января 2022 09:23
          Подобное и на гражданке сплошь и рядом. Бывает и на машинах и тракторах. Но чаще на станках висят таблички" не исправен". Это для ТБшников. Ведь допусков на множество станков и инструментов нет ни у кого. На сверлильный дай корки, хотя он бытового назначения. Наждак дай корки. Да еще и требуют чтоб чтобы кожуха стояли со всех сторон. Но есть токарные резцы, которые точатся только с боку на алмазных кругах.
          1. +14
            23 января 2022 09:39
            Техника Безопасности, как и Устав, написаны КРОВЬЮ!!!
            Вы когда-либо видели, как разрывает заточной круг на заточном станке? В некоторых случаях и кожухи не спасают! А получить осколок с полкирпича сомнительное удовольствие...
            1. +7
              23 января 2022 10:33
              Вы прочитали что я написал? Есть токарные резцы которые точатся только сбоку , на алмазных кругах., там защиты не может быть по определению. Станочники работают в средствах защиты. Очки, у каждого станочника, щиток, каска почти у каждого. А вы знаете что на некоторых станках работа в рукавицах запрещена?
              1. +4
                23 января 2022 10:51
                Не обижайтесь, но не будем обсуждать металлообработку на станках в просторах ВО - это не по теме. По мере возможности пришлю вам сообщение.
              2. +9
                23 января 2022 14:39
                " А вы знаете что на некоторых станках работа в рукавицах запрещена?"
                не на некоторых, а на всех
        2. +9
          23 января 2022 10:57
          У нас в училище был впечатляющий разнообразной автомеханики и Я отлично помню, как большая часть этих грузовиков к холодам "обрастала" табличками жёлтого цвета с красными надписями "вода ( жидкость) слита".
          Спасибо автору - легко читается.
    2. -1
      23 января 2022 06:31
      Цитата: aleks neym_2
      Зима на носу, сливай воду! Если не ошибаюсь, то это одно из основных правил зампотеха.

      Вообщето
      А мне их никто не передавал для охраны и наблюдения: ни в письменном, ни в устном виде.
      1. +12
        23 января 2022 08:52
        Цитата: Серёга64
        Вообщето
        А мне их никто не передавал для охраны и наблюдения: ни в письменном, ни в устном виде.

        Тогда какое право он имел разбирать крылья, производить ремонт двигателей чужой техники?

        В том то и дело, что машины были из его части и уж командир бы спросил его, чего он спокойно сидел и смотрел, как гибнет имущество его подразделения.

        Самым отвественным оказался заметивший безобразие солдатик и, что интересно, у него не возникло вопросов-кому докладывать о происшествии
        1. +4
          23 января 2022 15:10
          Цитата: Ольгович
          Тогда какое право он имел разбирать крылья, производить ремонт двигателей чужой техники?

          Вот как ни странно, но ту я с вами ,Ольгович, солидарен. Не твоё не трогай, первый армейский постулат. А уж если там гражданские начали лазить, хахаха три раза. нет честно говоря, не большое "струйное отпотевание двигателя" при наличии материалов и "оччумелых рук" лечится в лёгкую. Просто ладно если всё "на Крылья" пошло. у меня был случай когда "умельцы" морознули ЗиЛ-131 так, что давануло стенку между 5 и 6 цилиндром... Но то ведь опять же был найден ответственный за это "мероприятие" человек, и просто так это не могёт быть
          1. 0
            23 января 2022 16:09
            Цитата: Fitter65
            Не твоё не трогай, первый армейский постулат.

            Это да.

            НО! Машины были из ЕГО части.

            Я служил в УНРМ (механизации) прорабом на стройках , а за технику нашей части отвечали другие офицеры соотв участков -кранов, бульдозеров и эксав.

            Но если бы в командировке ( а только так и работали) я бы спокойно смотрел со стороны, как размораживают двигатели техники нашей части, то от командира и мне не поздоровилось бы ...
        2. +7
          23 января 2022 16:47
          А что такого неприкосновенного в этих крыльях? Пломбы на них не ставят. Да и ремонтом занимался не я, а заводчане. И еще: с какого бы ляду мой солдат пошел докладывать не мне, а кому-то постороннему? Да, техника, находящаяся на штатной стоянке, имеет все полагающиеся в этом случае таблички. Забегая вперед, вот вам еще один случай. В начале 80-х я служил нач. 'БТС дивизии в Амурской области. Если кто не знает, там зима наступает в средине октября, и не такая, как в Крыму, а настоящая, с морозами за 30. И вот, во второй половине октября для укомплектования дивизии прибывает эшелон с 18 БМП из Чехословакии (тпм был завод, в
          1. +6
            23 января 2022 16:58
            который их выпускал). Так вот, все машины были заправлены водой! На штурвалах висели таблички с текстом, что машины заправлены водой. Все 18 новейших машин были разморожены. Кто виноват? Никто! Потому что в Чехословакии в сентябре, когда они были отгружены, температура за 20 с плюсом, а пока эшелон шел полтора месяца по России, наступила зима.
            1. 0
              24 января 2022 11:30
              Уважаемый Фёдор, виновный есть всегда. В Вашем случае - это орган эксплуатации принимающей стороны и ГАБТУ. Организовать взаимодействие через ГАБТУ - понимаю, для строевой части - бином Ньютона. Но есть ещё Военный округ. Сам сталкивался несчётное количество раз с наплевательским отношением к ВВТ. Из личной практики - отправили главного инженера дивизиона (зампотха) начальником караула БТРы в капремонт везти. По требованию укомплектовали этот хлам всем, включая Р-173. Когда сдатчик приехал - увидел только разворованные корпуса - местные ободрали почти полностью. Когда начали вопросы задавать зампотеху - там же и твоя техника была, при.урок, ты бы хоть опечатал всё и местным сдал - выпучил глаза, оттопорщил усы и выдал: я n-е количество под охрану единиц принял, столько же и сдал!
              1. +3
                24 января 2022 11:48
                Ага! Как бы не так! Я что-то за 32 года не запомнил ни одного случая, чтобы руководящий орган взял вину на себя, во всяком случае, публично. А в вопросах приема-передачи работает простое правило: за что расписывался, за то и отвечаешь. Если только за количество машин - за количество и ответишь, а не за их комплектность.
                1. Комментарий был удален.
            2. +1
              27 января 2022 08:19
              Во второй половине 90-х служил я в Приволжско-Уральском округе. Получили мы с ремзавода аналогичный КрАЗ после капремонта. Не помню то-ли из Сызрани, то-ли из Ульяновска. В общем приехал к нам тягач отремонтированый, но....со сломанной рамой! В процессе погрузки на платформу его очень крепко приложили. Рама треснула. Потом долго разбирались кто был на погрузке, писали акты и тд.
      2. +4
        23 января 2022 17:39
        Цитата: Серёга64
        А мне их никто не передавал для охраны и наблюдения: ни в письменном, ни в устном виде.

        Нет подписанной бумаги, нет наказания, но если умельцы сделали ремонт по инициативе, то им честь и хвала.
    3. +1
      23 января 2022 09:18
      Боевые машины заправлялись водой. С антифризом были только строевые, которые использовались для обеспечения полка в мирное время
      1. +4
        23 января 2022 14:43
        "Боевые машины заправлялись водой"
        у боевых машин на хранении ож всегда сливалась. а у линейных было, что зампотех найдёт
        1. +1
          23 января 2022 15:09
          Специальная водогрейка была, в которой зимой все время поддерживался запас горячей воды , ее по тревоге и заливали.
          В обычное время зимой мы туда туда в душ ходили.
        2. +5
          23 января 2022 19:14
          а вот и нет.служил срочную в 77-79гг.механик-водитель БМД-1.моя машина относилась к боевой группе,т.е. с парашютной системой на броне,полный боекомплект в машине(кроме ПТУРСов),заправленная всеми положенными жидкостями.весной сливали антифриз и заливали воду с трёхкомпонентной присадкой( что бы не образовывалась накипь в системе охлаждения),осенью наоборот.
      2. +4
        23 января 2022 16:23
        Цитата: Avior
        Боевые машины заправлялись водой. С антифризом были только строевые, которые использовались для обеспечения полка в мирное время

        Не смешите поношенные туфли. Водой заправлялось всё до 2010 , это пока я служил и бывал в а/парке стояло отдельноепомещенеепод названием водомаслогрейка-там всегда был запас горячей воды для экстренного выезда мобильной группы..
        1. +1
          23 января 2022 16:36
          А я о чем написал?
          С антифризом были машины хозяйственного назначения- дежурка и ещё парочку.
      3. 0
        23 января 2022 19:42
        Цитата: Avior
        Боевые машины заправлялись водой. С антифризом были только строевые, которые использовались для обеспечения полка в мирное время

        А где были боевые грузовики, интересно? В АТТ, кроме БТР, техника делилась на строевую, транспортную и учебную.
        1. -1
          24 января 2022 00:27
          В автопарке стояли, где ж ещё им быть
          1. +2
            25 января 2022 18:57
            Цитата: Avior
            В автопарке стояли, где ж ещё им быть

            Не хочу выглядеть невоспитанным, но ещё раз - в СА боевых грузовиков не было. Были строевые(те, что на хранении стояли в боксах), транспортные и учебные. Уж простите за уточнение drinks
            1. -1
              25 января 2022 19:19
              Спорить не буду, у нас их называли боевые- те которые выезжали по тревоге, аппаратные и прочие, в остальное время они стояли в парке, и строевые- те которые участвовали в повседневном обеспечении- дежурные смены возили, имущество и так далее.
              Может, формально это и неправильно, ноназывали именно так. Это полк связи был.
              1. +1
                27 января 2022 08:24
                . строевые- те которые участвовали в повседневном обеспечении- дежурные смены возили, имущество и так далее.

                Вы наверное транспортную группу имели ввиду. Именно эта группа техники как правило выполняла все ежедневные работы. Бампер красился белой полосой сбоку.
                1. -1
                  27 января 2022 08:38
                  Меня непосредственно это не касалось, а устной речи озвучивали именно так, во всяком случае мне так запомнилось.
                  Могу и ошибаться, спорить не буду, давно было.
                  Что боевые были- однозначно.
                  Я, собственно, писал совсем о другом- о том, какие заправляли антифризом, а какие водой.
    4. +5
      23 января 2022 15:36
      Во-первых, зима в Крыму и зима в средней полосе - большая разница. Во-вторых, "в те времена и в армии антифриз являлся настолько ценным продуктом, что даже боевые танки им заправлялись только на зимний период, а весной он сливался и заменялся водой с трехкомпонентной присадкой. Что уж говорить поо автомобили! О них - всегда в последнюю очередь
      1. +1
        23 января 2022 18:20
        Цитата: Фёдоров Фёдор
        Во-первых, зима в Крыму и зима в средней полосе - большая разница.

        А в Эстонии зима всегда не подарок.
        Вот такой сейчас видится Клоога. Да и от Клоогаранна тоже.......
    5. +3
      23 января 2022 15:42
      Во-первых, "в те времена" и в армии антифриз был ценным продуктом и только боевые танки и только на зиму заправлялись им, а на лето меняли на воду с трехкомпонентной присадкой. Во-вторых, зима в Крыму и зима в средней полосе - разные понятия.
    6. +1
      23 января 2022 16:04
      Я вам ответил. Поищите ниже.
  2. +9
    23 января 2022 07:17
    Надо помнить, что в те годы так вот запросто позвонить было невозможно
    Вот не в обиду автору, но сразу видно чем зампотех от связиста отличался в те времена. drinks Я в 80-е из СГВ тётке переодически звонил, у нас дома в селе телефона то не было. так по позывным, на коммутатор Автостраду вышел -Зёма ёмаё дай город на пару сек.. Автострада это был ВВСовский позывной Новосибирска, УС тогда был на Красном Проспекте. Нет , тут честно, связисты это связисты. особенно в те времена, это потом мобилки слегака поеколебали их значимость, а так телефон в квартире, в военном городке это было круто. а если он ещё и работает постоянно laughing laughing good
    1. +4
      23 января 2022 11:18
      телефон в квартире, в военном городке это было круто

      Это было очень геморройно, особенно если ты — молодой старлей и живёшь неподалёку от штаба дивизии. Ни выходных, ни личной жизни!
      Только расслабишься — «Срочно прибыть, форма полевая, поедешь с ЗКД на полевой выход»…
      hi
      1. +3
        23 января 2022 13:46
        Цитата: OldMichael
        Только расслабишься — «Срочно прибыть, форма полевая, поедешь с ЗКД на полевой выход»…

        Ну не смешите тапочки, если что куда ехать, и прочее, прочее делалось согласно приказа, и наличее телефона не отменяло что прибежит посыльный с тем же приятным известием. Телефон обычно ставили не абы кому, то что этот номер мы могли поставить на время отпуска этого человека кому-то при наличии свободных пар и прочее, но это глубоко не оповещалось. У меня, старшего прапорщика, как у начальника узла связи был АТС, этажом выше жил комвзвода РТО, у него был только посыльный. Причём обязанности этого посыльного иногда исполняла моя жена или я , пока воин с аэродрома добежит... Упрощённый вариант позвонили на мой номер с вопросом - а вы не можете позвать/передать ?.Это уже потом когда Димон стал ротным ему телефон поставили. ТЛФ в то время был чисто для оповещеня оперативных служб. А если тебе выпало ехать в тудым , так тут пофиг есть у тебя телефон или нет, расслабился или только надумал-поедешь причём все эти выезды планируются зараннее, неожиданно приходят только вводные и прочии неприятности которые надо решать оперативно. Типа пьяный тракторист пахал и случайно порвав увёз на плуге 150 метров тлф-кабеля, или бабушка вырезала 25 метров на городок - блин телефон не арбайтен, а ты уже устраняешь... Так что про в отсуствие личной жизни виновен был не телефон в квартире, а выбор профессии. Кстате и у "граждан" которые обслуживали жизнедеятельность гарнизона/ военного городка стояли телефоны. причем не только один АТС, а ещё и прямой- на коммутатор дальней связи ,не у каждого начальника службы такое было...
        1. +1
          23 января 2022 14:03
          Ну не смешите тапочки, если что куда ехать, и прочее, прочее делалось согласно приказа, и наличее телефона не отменяло что прибежит посыльный с тем же приятным известием. Телефон обычно ставили не абы кому

          Действительно, не абы кому.
          Всем офицерам инструкторской группы дивизии телефоны поставили одномоментно по распоряжению КД, когда посыльный не смог выманить из дома единственного свободного, не находящегося на очередном полевом выходе инструктора (а с 1987 года в соответствии с приказом ГК инструктор и представитель службы ГИ присутствуют при каждом перемещении боевой техники за пределами ППД, и никаких дополнительных приказов для этого не требуется).
          И если кому-то из командования приспичит выехать в поля, проинспектировать что там и как, то инструктора он возьмёт с собой обязательно, и никакими планами этого не предусмотреть.

          Возможно, тапочки у Вас сами по себе такие смешливые? Тогда им (+).
          hi
          1. +1
            23 января 2022 16:28
            Цитата: OldMichael
            И если кому-то из командования приспичит выехать в поля, проинспектировать что там и как, то инструктора он возьмёт с собой обязательно, и никакими планами этого не предусмотреть.

            Ну если вы в полях жили постоянно, тоды ой. Мы люди поднебесные всё ближе к аэродрому привязанные были, поэтому некоторые вещи может и разнятся в понимание. но опять же простому старлею в те времена телефон не ставился. тем более если он и не связист.. hi
            1. 0
              23 января 2022 18:04
              Ну если вы в полях жили постоянно

              Жить — не жили, но мотались постоянно. В группе пять человек вместе с начальником, в полях постоянно что-то шевелится, до трёх подразделений еженочно.
              Плюс ещё несколько обязательных присутствий в полках днём на ППД.
              Тут полезнее был бы не домашний телефон, а какой-нибудь транковый "Алтай" в УАЗик (у меня был ГАЗ-69), как у председателя колхоза. Была такая затея, но особистам сильно не понравилась… hi
        2. +1
          27 января 2022 08:29
          . Телефон обычно ставили не абы кому

          В закрытых ганизонах (имею ввиду режимные, удалённые части) служебные телефоны обязательно ставились всему офицерскому составу и прапорщикам. В случае тревоги дежурный по части начинал набирать на пульте 000. У всех с коммутатора одновременно страбатывали домашние телефоны..
    2. +2
      23 января 2022 16:07
      Ну, не знаю! Впервые телефон появился в моей квартире, когда я был на должности зпмпотеха полка
  3. +3
    23 января 2022 07:21
    командир взвода из нашей роты лейтенант Чивилёв,
    Вот честно в 2005 к нам пришёл молодой молодой лейтенант по имени Лёха, по фамилии Чивилёв!!! Командиром взвода связи. Я жил на третьем этаже, он получил хату на против laughing good Я в 2015 на пенсию ушёл, он капитана получил. В конце прошлого года случайно в городке столкнулись- майор... drinks
    комбат майор Романенко
    Вот хоть смейтесь- и у нас был зампотех- правда капитан , но Романенко. good
    1. 0
      24 января 2022 02:10
      Салаги вы все, не в обиду будь сказано))) Я бы вам сказал как командир ОРС РТО и ОБС РТО, да лень... Как тащили по Нерчинску в 45-градусный мороз П-274, чтоб поставить телефон...
      1. 0
        24 января 2022 07:17
        Цитата: avia12005
        Как тащили по Нерчинску в 45-градусный мороз П-274, чтоб поставить телефон...

        Ну мы на полевых выездах таскали этот полевик и в -45 и в +35, у меня в аппаратной две катушки было. Так что ни чем интересным не удивили.
      2. 0
        27 января 2022 20:45
        Цитата: avia12005
        Салаги вы все, не в обиду будь сказано))) Я бы вам сказал как командир ОРС РТО и ОБС РТО, да лень... Как тащили по Нерчинску в 45-градусный мороз П-274, чтоб поставить телефон...

        Салагой быть незазорно - всё когда то бывает в первый раз). Но точно знаю, что вы не представляете себе учебную пехотную роту на полевом выходе при - 50. Оружие, снаряжение, эти чёртовы БМП, средства связи - всё это должно работать, а л/с выполнять поставленные задачи и остаться при этом здоровым. Это жесть! Мне повезло служить в разных Видах и Родах войск, включая ВВС, которые я очень люблю, но пехота в Елани меня поразила. Это был 86 г.
  4. +11
    23 января 2022 07:30
    Конечно виноват, ТУТ САМОМУ НАДО ПРОВЕРЯТЬ. причём на КРАЗе 3 крана для слива воды, два по бокам на блоке и один на водяном насосе, да еще бывало и с печки сливали.. На гражданке на предприятиях бывало под роспись издавался приказ о сливе воды с такого то числа, и таблички давали. На гражданке отвечает за авто водитель. КРАЗ машина не фонтан, душегубка если честно. Единственно за что его хвалили это отличный движок ЯМЗ-238 и неубиваемая рама. там швеллер кажется под 20 мм толщиной wassat . У МАЗов частенько рамы скручивало в пропеллер. Ну а дальше.... Огромное количество карданов, и все небалансированые вибрация оч. сильная и все отвалиться норовят. А они тяжеленные заразы. КПП ямз-236 её марка, неудачная довольно, собственно говоря и до сих пор её ресурс мал. Мосты ни то ни сё, но имеют один прикол, обломанные полуоси, меняют вдвоем. При помощи палки у каждого. С каждой стороны откручивается полуось , обломанная часть зажимается палками с двух сторон и аккуратно выталкивается . Там между редуктором и корпусом большое расстояние и обломки , если выталкиваешь один, падали во внутрь корпуса. ну и представте что наделает 5 кг железа болтающихся внутри. КАБИНА !!!!!! ПЕСНЯ!!!! Деревянно металлическая. Где было много КРАЗов держали пилораму для ремонта кабин. Не верьте россказням про то что водители жгли костер из дерева кабины и тем спасались, будь эти бараны испытателями хоть с Кубинки, хоть с кругленки. Рулевое хреновое, очень тяжёлое. Усилитель сцепления, ну его к черту. . Но при всем при этом пацанам в армии нравился. Капот огромный , гудит , трясется, едет сам, руль огромный. преувеличу немного но почти метр в диаметре. На гражданке мужики матерились, но работали. Вносили свои изменения, чтоб хоть как то облегчить свою жизнь, деньги то зарабатывать надо. drinks
  5. +10
    23 января 2022 07:49
    Машины оказались как бы ничьи, в «юридическом вакууме», если можно так сказать.

    Уважаемый Автор! у меня возникло несколько вопросов. В предыдущей статье Вы пишите;
    В самом конце того же 1970 года вызывают меня в штаб батальона и отдают распоряжение отбыть в город Севастополь с задачей принять комплект, состоящий из нескольких танков Т-62 (кто-то написал, что танков было 4 единицы, а у меня в памяти запечатлелись 3), по два катера на каждый, по два автомобиля КрАЗ-255 – седельных тягача для перевозки этих катеров, и сопроводить их на железнодорожном транспорте до Клооги в качестве начальника караула.

    Насколько я понял своего предшественника Вы увидели уже в батальоне, он уже вернулся в часть. Вы расписались в принятии комплекта техники у своего предшественника???, если да, то виноваты Вы, приняли в исправном состоянии, а потом разморозили, если нет, то виноваты оба, он не сдал, Вы не приняли. Нет никакого юридического вакуума.
    Ну, а заводчане молодцы, Вам повезло и Вашему сменщику тоже, с уважением good hi
    1. +5
      23 января 2022 09:23
      Цитата: Анатоль Клим
      Нет никакого юридического вакуума.

      Честно говоря иногда бывают такие интересные случаи. В конце 90-х нам, из Николаевска-на-Амуре,передали технику аэростатной роты. шла она из устья Амура к нам в Комсомольск -на Амуре( Хурба, хотя баржу приткнули в Пивани - ну это не суть) полтора месяца. на этой же барже шли контейнеры с личным имуществом личного состава части. сопровождали эту баржу один капитан и 4 прапорщика. Контейнера врать не буду всё чин по чину уехало, но нам не это было важно. Но вот с техникой вышел интересный момент. Приехал наш комбат, подполковник В.В. Лашко, капитан ему даёт пачку формуляров и прочих документов и говорит. Хотите принимайте гуртом, хотите по формуляру каждую гауку и шайбу считайте, а я уже две недели как гражданский, и соровождали мы на этой барже не технику, то есть она ему эта техника вообще по барабану он просто как посыльный документы привёз, а котейнеры с вещами. То есть им было всё пофиг. Так что мы реально сквозь решётку радиатора видели задний мост у ЗиЛ-130, точнее у шести ЗиЛов и двух ГАЗ-66. Ну там приехал один дядя из 11 ВВС и ПВО в чине полковника начал шашкой махать, а оказалось всё просто, даже смешно до анекдота. Решив сэкономить на ВОХРе этот товарищ, ни чего умного не придумал. а решил что военнослужащим проще будет вывезти своё имущество на этой барже, место то позволяет, чем оплачивать вывоз этого имущество как положено через ВОСО, и типа они как караул будут охранять и технику. Ну дураков то в России реально припасено на века, особенно среди тех кто на верху. Врать не буду как или чем этот "экономник" там отчитывался расплачивался, компенсировал, но эта техника ( под его пломбами) у нас в парке почти год стояла. Следаки + прокуратура переодически приезжала смотрела что кому куда и как всунуть... Так что вакуума как говорит уважаемый Анатоль Клим реально не бывает и крайний найдётся в любом случае. Так между прочим у меня, на всякий случай,до сих пор мои акты приёма-передачи техники лежат, хоть уже 6,5 как на пенсию ушёл. А РРС которая за мной числилась ещё в полку числится иработает, так что - робяты давайте не будем ляля. laughing good
      1. +3
        23 января 2022 09:31
        Цитата: Fitter65
        Ну дураков то в России реально припасено на века, особенно среди тех кто на верху.

        good
        Так что вакуума...реально не бывает и крайний найдётся в любом случае.

        Спасибо, с интересом прочитал Ваш комментарий hi
      2. +1
        23 января 2022 14:46
        Цитата: Fitter65
        из 11 ВВС и ПВО

        Вот тут соврал, каюсь, тогда ещё была 1 Армия ВВС . recourse
      3. +7
        23 января 2022 16:22
        А я на пенсию вышел 25 лет назад и, к сожалению, никаких актов не сохранил, поэтому плохо сплю и все жду, когда за мной придут.
      4. +3
        23 января 2022 16:26
        Я вам ответил чуть ниже.
    2. +6
      23 января 2022 14:01
      В том- то и дело, что никаких документов никто не подписывал! Я, видимо, в процессе обсуждения приду, наконец, к признанию своей вины.
    3. +6
      23 января 2022 15:54
      Технику, как я теперь понимаю, я должен был принять у заводчан. Ребята, вы каких подробностей от меня ждете спустя 50 лет? В том числе и юридических. Я теперь думаю, что заводчане и не подошли к этим злосчастным КрАЗам, если бы они были мне переданы.
    4. +3
      23 января 2022 16:09
      Я вам ответил. Посмотрите ниже.
  6. +1
    23 января 2022 08:00
    Цитата: Коте пане Коханка
    ... ради эстетики приклеить скотчем ...

    belay
  7. +2
    23 января 2022 11:27
    При минус 6, даже при -10°С блок на ЯМЗ не порвёт, это бред. Максимум радиатор. А то, что трещину заделали... так это для простого обывателя "чудо", а для шофёра не бог весть какое явление. Вот снять, отремонтировать и поставить обратно КПП на 504 МАЗе, одному, вказахской степи зимой - это поистине профессионализм. А трещина... чепуха. Было бы удивительно, если бы техники в армии этого не знали.
    1. +7
      23 января 2022 14:05
      Радиторы как раз и не пострадали. Возможно, вода с них была слита, там же обычно стоит отдельный кран. А по поводу "бреда"... что тут сказать. Полвека с лишним "брежу".
      1. +3
        23 января 2022 14:10
        Дело наверное не в Вас, а в том, что мороз видимо был больше...ниже 10. Я тоже на этих моторах отпазал пару десятков и знаю о чём говорю. Кстати странно, что с радиатора слили воду,а с блока нет... хотя в армии всякое бывает.
      2. +1
        23 января 2022 15:19
        Не много не в тему,но сталкивался с людьми которым доверяю,был случай ,что после слива воды ,в общем не вся слилась и появилась трещина возле крана, успешно справились,у меня лично на 130 ЗИЛ,разморозилась печка ,хотя и воду сливал и после машину заводил на всякий случай,наказания небыло ,печку запаяли ( нижний бачок немного разошелся). После этого ещё и продувал систему легочным способом.все это было на гражданке.И это случилось уже в феврале,то есть накипь уже должно было давно вымыть.
        1. 0
          23 января 2022 16:25
          С краниками на блоке надо внимательным быть. Внутри образуется коррозия или чего попадет при заливке воды, регулярно прочищать приходилось. У меня не была слита вода на ГАЗ-53, а ночью где-то -12° было. Утром пришёл- помпа не крутится, краники прихватило. Помпу (водяной насос) отливал теплой водой, заводил двигатель при снятом ремне помпы, т.е. не было циркуляции, вода в блоке быстро нагревалась и вентилятор не гнал холодный воздух на радиатор, соответственно и генератор не работал. Так делать можно непродолжительное время, прокладки под головками блока могут сгореть. Вода с краников блока пошла, помпа закрутилась, пошла циркуляция, короче обошлось всё. При работе на воде, термостаты с новых машин в основном снимали- меньше геморроя зимой было.
        2. +2
          23 января 2022 17:57
          Бывало размораживало, особенно соты радиаторов, благо они были медными и паялись в любом гараже, из-за того, что они банально забивались грязью. Могло и блок так разморозить. А вообще да..., благо ушли времена воды в моторах..., щас такое уже редкость. Гкмор был зимой..., хотя водители были грамотней, так как знали как устроен автомобиль, особенно если поломки проходили через из руки. Сейчас шоферов мало...
    2. +4
      23 января 2022 14:09
      Цитата: samosad
      При минус 6, даже при -10°С блок на ЯМЗ не порвёт, это бред.

      Если кратковременно, часов на 5-6, типа на ночь, то тут вы правы, если в течении недели то вполне возможно. У нас случай был с машин воду слили, а с агрегатов в кунге( движки ГАЗ-21) просохатили, в ночь мороз -21 вдарил, приходим утром ну взводныйв агрегатк у пошёл и офанарел, реально, пробки радиаторов выдавило, над заливными горловинами "грибки" запустили ОВэшку прогрели КУНГ агрегты оттаяли, вот чесное слово- обделались лёгким испугом, а вот если бы ещё постояли то впотне возможно что и рвануло бы и блоки и радиаторы. Удачно сложилось, вечером прогрели, в КУНГЕ тепло не до конца ушло, и утром во время пришли...
      1. +1
        23 января 2022 14:36
        Да, конечно сразу выдавливает пробки, но даже недельная "заморозка" при -6, тем более в Крыму, не могла порвать блок ЯМЗ. Думаю, что автор запамятовал, либо кратковременно мороз давил ниже 10.
      2. +4
        23 января 2022 16:12
        Отягчающим обстоятельством можно посчитать еще и сильный ветер.
      3. -1
        24 января 2022 10:06
        В полном смысле идеальными были движки на Газ-63. Там стояли деревянные пробки на блоках. Если кто забыл воду слить, или она не полностью слилась, их просто выдавливало. Удивляюсь, как про это никто не написал smile
        1. 0
          24 января 2022 11:31
          Цитата: avia12005
          В полном смысле идеальными были движки на Газ-63. Там стояли деревянные пробки на блоках. Если кто забыл воду слить, или она не полностью слилась, их просто выдавливало. Удивляюсь, как про это никто не написал smile

          Так многие ГАЗ-63 только на картинках видели. У ГАЗ- 66 в блоках тоже стояли прпобки только не деревянные. У меня чвот честно говоря после 92 года были только ЗиЛы, и Урал -375. ГАЗ-66тые были в другом взводе...
          1. 0
            24 января 2022 11:41
            Я в 1984 в Забайкалье ещё застал пару Р-118 на Газ-63....
            1. +1
              24 января 2022 11:55
              Я до этого 63тий на гражданке видел. Когда в 1988 по замене в Хурбу пришёл на базе НЗ стояло несколько аппаратных на шасси ГАЗ-63. Р-401 или 403 уже точно не помню. А в 1989 я уехал на целину,когда в конце сентября вернулся. то их уже не было списали, тогда у нас и последние ГАЗ-69 списали...
              1. -1
                24 января 2022 11:56
                да, в конце 80-х их уже не было)
                1. +1
                  24 января 2022 12:03
                  Сейчас уже и ГАЗ-66 становится раритетом в войках. ЗиЛ на аэродроме ещё бегают и то потому что спецы- воздушки, кислородки и прочие. хотя тоже по тихой грусти меняются на КамАЗы и Уралы. Летом видел как на рампе КПМки с платформ сгружали, на базе двуосных Уралов.
                  1. 0
                    24 января 2022 12:05
                    Похоже, всё переводят на ДТ, но если нет пускового подогревателя, их в мороз труднее запускать намного()
                    1. +1
                      24 января 2022 12:07
                      Ну аэродромке то зимой и глушится не когда, ну а так да- все с предпусковыми агрегатами тоже дизельными...
    3. +5
      23 января 2022 16:02
      Вы слишком высокого мнения об армейских техниках. Даже гражданский
      водитель мастером не рождается, а приобретает умения и навыки с годами. Напомню, что шел третий год моей службы в должности зампотеха танковой (а не автомобильной) роты. С годами и я, через синяки и шишки, приобретал опыт. Этот случай
      - в самом начале приобретения такого опыта.
    4. Комментарий был удален.
  8. +4
    23 января 2022 12:18
    Анатоль Клим (Анатолий), уважаемый, есть ещё момент, про который Вы не вспомнили. Путёвка. Машины, танки и катера каждый день кушать хотят. ГСМ списывать надо по километрам или моточасам. И получать их надо каждый день. Заправляли технику: кто, где и по каким документам? Списывали расход ГСМ: кто, где и по каким документам? Видимо автор запамятовал эти моменты, лет -то сколько прошло....
    1. +3
      23 января 2022 14:07
      Какие могут быть путевки на берегу моря, когда машины никуда не двигались?
    2. +3
      23 января 2022 14:38
      Цитата: Тестов
      Машины, танки и катера каждый день кушать хотят. ГСМ списывать надо по километрам или моточасам. И получать их надо каждый день.

      Извините не соглашусь. Такой пример, в мае на аэродроме дали команду развернуть РСП-10, у нас она на трёх 131вых была, приехали установили, через пару дней облётчик её проверил всё пучком , но воду слить из машин, это хорошо чел один вспомнил что машины то ездили, в октябре. А про СКП-11 на базе ЗиЛ-130, вспомнили только когда его передовать начали, как в июле с парка пригнали, после ТО машины, так он и стоял сиротка 2 года, так что на счёт получения/ списания ГСМ вообще не проблема. У моего товарища был дизельный Пыжик, на рыбалку ездить за 300 верст немного накладно, но есть один нюанс. У меня стоит развёрнутый резервный УС Р-409МА на базе ЗиЛ-131 + пара Р-140 одна М на том же 131, вторая Д на ГАЗ-66, у самого "владельца паджерика" реммастерская на базе тогоже 131. Как добыть дизтопливо ? Да в лёгкую.. Как говорится однажды в студённую зимнюю пору- только температура стала падать в минус : " прошу для устойчивой и бэЗперебойной работы обэЗпечить перечисленные РСТ дизтопливом для работы отопителя ОВ-65... у меня по документам ОВэшка работал 24 часа в сутки, до 40 литров в месяц у меня с аппаратной выходило. к маю у нас было почти 800-900 литров соляры, и это с 3( трёх)карбюраторных ЗиЛов и одной Шишиги... Про то как намотать спидометр вообще детство, особенно учитывая что у меня станция сутками молотит... А командиру на УАЗик лимит, а он его мотаясь по аэродрому за неделю полётов сжигал. Ну то что АБшки проверялись для аварийных ситуаций ежедневно и не по 5 минут. это понятно но ведь ещё и полевой УС пару раз в месяц "ездил"... не разу не заводя моторы
      1. -1
        24 января 2022 02:15
        Не вы у меня в подчинении были..))
  9. -10
    23 января 2022 12:52
    Это нет зампотех, а пробка от бутылки. один словом. жаль, что не сидит за вывод из строя армейской техники.
    1. +9
      23 января 2022 14:12
      Каюсь, надо было пойти тогда в военную прокуратуру и во всем сознаться. Давно бы отсидел и жил дальше с чистой совестью. Надо ввдержать и такие комментарии, сам напросился.
  10. +1
    23 января 2022 12:57
    В марте 1982 года принимал участие в учениях в танковом полку типа "кадр" с привлечением л/с из запаса. В нашей саперной роте кадровым был только начальник инженерной службы майор Суворов Александр Николаевич. Командир роты ст.л-нт запаса Полуяхтов Андрей вывускник ТВИКУ, орденоносец. После училища несколько лет разминировал различные мины, снаряды и авиабомбы на местах боёв Воликой Отечественной. За эту работу и награжден был . Офицеров на учения призвали на неделю раньше, чем остальной л/с. Итого пять офицеров запаса и старшина роты оборудовали палатку для зимнего проживания всей роты. А потом стали готовить технику для вывода её из парка в запасной район. На решётках автомобилей висели таблички "Вода слита". Получали на складе антифриз в опечатанных канистрах. В трёх из них оказался бензин. Видимо предыдущие партизаны приватизировали дефицитный на тот момент антифриз. С большим скандалом Суворов добился того, чтобы со склада выдали недостающее количество... Ну а после учений производили обратную операцию сливали в канистры. И опять недостача составила около 20 литров. И мы поступили аналогично наполнили канистру бензином и опечатали.
  11. +3
    23 января 2022 15:18
    Казнить нельзя помиловать lol hi да не стоит переживать, бывали и похлеще косяки feel
  12. +1
    23 января 2022 16:00
    Фёдоров Фёдор (Фёдор), уважаемый, понимаю, что лет минуло ого-го сколько, но водитель обязан держать технику полностью боеготовой, в том числе и заправленной. В тексте нет ни слова кто был солдат, что обнаружил водичку капающую - водитель, что принял "Лаптёжника" или просто мимо проходил. Или всё же машины были ещё за заводом и их обслуживали водители с завода. Скорее всего - заводские, иначе зачем их ремонтировать представителям завод? Сказали бы сразу: "Лейтенант, ты машины принял, водители фактически их приняли - твои проблемы". Да и в тексте чётко написано: "А мне их никто не передавал для охраны и наблюдения: ни в письменном, ни в устном виде." Ведь водитель при приёме машины должен на ней проехать хотя бы 300-500 метров, да инструмент перебрать ручками, проверить его фактическое наличие. Колёсико на "КрАЗе" менять голыми руками ещё никому не удавалось. А зампотех все документы передаваемые на всю технику получить, все странички просмотреть, номера все сверить, водителей заставить технику ещё раз завести и кружочек не большой сделать, да свет проверить весь, да не забыть проверить дворники, систему подкачки колёс, зацепить - что-то и отцепить (ведь тягач), да на горку крутую въехать и хотя бы ручник проверить. И только после этого и акт приёма-передачи техники только подписать...Именно поэтому ещё раз пишу - времени прошло полвека... Иначе как телепортировать "КрАЗ" до ж.д. платформы, чтобы домой уехать в ЭССР, если он не заводится, а не заводится только потому, что баки сухие? А два дня назад были баки полные, водитель не сливал и на сторону соляру не продавал - кто слил? Или тнвд кто-то снял и продал? А офицер не понял, где его солдаты нашли деньги и укушались домашним крымским вином пять дня назад? А баки как были полные и опечатанные - так печати и не повреждены....
    1. +3
      23 января 2022 16:17
      Как сразу много всего! Вы хотите от меня таких подробностей спустя полвека! Вполне возможно, что тот, кто заменил меня в Крыму, так и поступил.
      1. +6
        23 января 2022 17:09
        Уважаемые читатели и собеседники! Не ожидал таких оживленных отзывов и комментариев на мою заметку! Не со всеми согласен, но всем спасибо! Я понял, что тема использования техники в войсках вызывает интерес, поэтому планирую посвятить ей некоторые воспоминания, как же и по каким правилам эксплуатировалась, хранилась, ремонтировалась и обслуживалась военная техника 50 лет назад.
  13. +3
    23 января 2022 16:36
    Fitter65 (Александр.), уважаемый, в России и в СССР возможно всё! Вчера в комментариях в разделе "Мнения" к материалу "Пропажа пистолета"про славную то ли советскую, то ли российскую милицию написали, мол в очке туалета прямого падения утопили кобуру и у экспертов брали поисковый магнит - доставали... Летом 1984 года дежурный по штабу базы, что обслуживала 121 гв. Краснознамённый Севастопольский тбап в посёлке Мачулищи Минской области, за давностью лет не помню - то ли нач.прод, то ли нач.вещь вышел из основного здания штаба базы и пошёл к себе в службу. А второе здание располагалось в 50 метрах западнее, сейчас оно имеет адрес ул. Молодёжная, д. 30,в нём располагается Минский район электрических сетей, а тогда в южной части здания были вещевая, прод, фин.служба, класс службы и особый отдел, в средней части - пожарная команд и с запада боксы пожарных машин, в северной части - комендатура гарнизона и гауптвахта. С юга, ближе к дороге - под берёзой, клёнами и каштанами - курилка и туалет на 2 очка прямого падения. Вот дежурный по части, сев подумать о службе, кобуру с ПМ и уронил в очко, на правом боку была - ремень расстегнул - результат получил. Побежал к старшине пожарной команды, выпросил багор - минут через 10 достал. Отмывал в пенообразователе и багор, и кобуру с ПМ...Не эксплуатировали кран 8Т-210 на базе "Урал-375"? Зимняя норма расхода Аи-93 была 100 литров на 100 км. Все, кто имели "Жигули" в гарнизоне крановщика уважали.Святой человек, почти как прапорщик Мохарев, что был водителем спиртовозки. Того знала база, полк, дивизион связи, "глухонемые", что ядерные боеприпасы охраняли и готовили (теплицы уже много лет на месте хранилищ и тех.позиции), весь 201 иап, что стоял вместе с "дальниками" на аэродроме Мачулищи, их АБАТО , ВСО, что стояли в Мачулищах, а на работы ездили в Минск. В Ту-22 "шпаги" было надо 400 л залить. А в шланге, после заправки самолёта, оставался ровно литр.
    1. +1
      27 января 2022 12:04
      Цитата: Тестов
      Не эксплуатировали кран 8Т-210 на базе "Урал-375"? Зимняя норма расхода Аи-93 была 100 литров на 100 км.

      Нет, крана у нас по штату не было. Нам хватало П-537 и Р-412 обе на базе 375, плюс агрегатная из состава Р-412 на базе тогоже Урал-375. Крановщика уважали совсем по другому случаю, то что н мог списать канистру другую это одно. Про "глухонимых" могу сказать одно у них всё всегда было своё и кран, и спирт. Поэтому им ваш крановщик с ППР, как и спиртовоз им были по сараю. Сколько им было положенно спирта столько им ваш "спиртовоз" и выдавал, и пусть хоть грамульку не додаст... Это как у связистов на регламенты ЗАСовцам попробуй не додать. Да это радистам, релейщикам и прочим могли и зажучить. Нет само собой " делёж" в части был, потому что "жидкая валюта" это "валюта". Так, если что у меня был сосед на первом этаже, Серёга-контрактник, крановщик с ППР, тоже очень уважаемый человек был после начальника позиции, кран то ведь он необходим, а если крановщик согласен то и с его начальником вопрос решается. А учитывая что работы вне плана то бензин для работы крана "заказчик" доставал- знакомо. hi
  14. +4
    23 января 2022 18:02
    Прежде чем начать эту заметку, я хочу поблагодарить тех читателей «Военного обозрения», кто поздравил меня с юбилеем. Искренне рад!
    Товарищ полковник! Позвольте, и я присоединюсь.
    С юбилеем! Ура! Ура! Ура! soldier
  15. 0
    23 января 2022 18:49
    Ерунда какая-то.
    Там пробки в блоке выдавливает и мороз должен быть ого-го! А 6..8 градусов в минус это только 130 боится, у него блок тонюсенький
  16. 0
    23 января 2022 19:49
    Цитата: Fitter65
    Надо помнить, что в те годы так вот запросто позвонить было невозможно
    Вот не в обиду автору, но сразу видно чем зампотех от связиста отличался в те времена. drinks Я в 80-е из СГВ тётке переодически звонил, у нас дома в селе телефона то не было. так по позывным, на коммутатор Автостраду вышел -Зёма ёмаё дай город на пару сек.. Автострада это был ВВСовский позывной Новосибирска, УС тогда был на Красном Проспекте. Нет , тут честно, связисты это связисты. особенно в те времена, это потом мобилки слегака поеколебали их значимость, а так телефон в квартире, в военном городке это было круто. а если он ещё и работает постоянно laughing laughing good

    Это вы про ДС или ЗАС?
  17. +4
    24 января 2022 01:29
    Это же надо было разморозить движки. Ну автор!
    1. +3
      24 января 2022 12:01
      Вот таким я был уникальным и, наверно, единственным в своем роде на все Вооруженные Силы СССР!
  18. +3
    24 января 2022 02:04
    Это полная правда. Такой ремонт делали не только на движках Кразов, но и на Зил-157, Зил-130. Слава советской технике, которая выдерживала все!!!
  19. 0
    24 января 2022 21:16
    Повторно, неоднократно, систематически, в виде промысла мною любимые Cricetus cricetus, может быть, снизойдёте и попробуйте объяснить: за что же уважаемому avia12005 (Юрий) налепили сегодня столько минусов без каких-то аргументов? Я, например, в 1983-84 годах на базе ГАЗ-51 видел пару УПГ-250 в базе на аэродроме Мачулищи в Минской области... Я много раз писал на сайте: в СССР и России возможно всё! В начале 90-ых годов 20 века военнослужащим на Государственном Центральном Полигоне ВМФ, но не в Нёноксе, а в самом Северодвинске , продавали со складов по 120 руб белые армейские тулупы, с КУНГами ГАЗ-66 и ЗиЛ-157 (ещё без гидроусилителя руля) по 20 лет простоявшие "на колодках" по цене от 600 до 1200 рублей, а самое удивительное, ставшие легендой кожаные куртки-канадки подводников по цене от 250 до 300 рублей (лежали больше 25 лет в пачках, стянутые верёвками, на верхних и нижних канадках в пачках верёвки сильно в кожу врезались, следы от верёвок не разглаживались при носке куртки ничем).
  20. 0
    24 января 2022 23:54
    А что, наша армия так бедна, чтобы купить антифриз?
    Или не на балансе - не жалко?
  21. 0
    24 января 2022 23:56
    Не перевелись на Руси "Левши"!
  22. 0
    26 января 2022 09:25
    Молодцы какие. Потом КрАЗы перебросили в Сибирь, и однажды их экипажи погибли в тундре, когда это дерьмо выкинуло в колею охладитель. Да, не только из-за начальства погиб СССР...
  23. 0
    27 января 2022 08:00
    Два раза в год вся техника должна была проходить процедуру перевода на зимний и летний сезоны эксплуатации. Меняли спец жидкости, проверяли уплотнения и тд. Да и вот так просто, если техника долго на водяном охлаждения ходила, нельзя залить антифриз. Где-то да потечёт.
    Непонятно только. Эта техника к какой группе эксплуатации относилась? У меня сложилось впечатление, что тягачи стояли на ДХ.
  24. 0
    27 января 2022 20:12
    Цитата: Serg Serg
    . строевые- те которые участвовали в повседневном обеспечении- дежурные смены возили, имущество и так далее.

    Вы наверное транспортную группу имели ввиду. Именно эта группа техники как правило выполняла все ежедневные работы. Бампер красился белой полосой сбоку.

    И на бамепере белый треугольник с буквой Т. Ну, бывало, на заднем борту ещё рисовали.