Самые странные танки: Strv-103

9
На что способны конструкторы, получившие карт-бланш? Летающая техника, танки с четырьмя гусеницами, военные роботы — это лишь верхушка айсберга инженерной мысли. Представляем проект «Самые странные боевые машины мира» от создателей легендарной игры World of Tanks. Рубрика рассказывает об удивительных, смелых и провальных решениях танковых инженеров. Главный герой этого выпуска — шведский Strv-103.

После Второй мировой войны Швеция считала своей основной угрозой вторжение СССР. Страна готовилась исключительно к отражению нападения советских войск, однако на проведение масштабной закупки иностранных танков не хватало бюджета. В итоге командование сделало ставку не на количество, а на качество своей техники. Швеция продолжила создавать парк боевых машин собственными силами, а конструкторы получили задачу разработать принципиально новый танк. Одним из основных требований стала простота освоения, чтобы солдаты могли быстро обучиться управлению. Так начались работы над Strv-103.



В отличие от стран, специализирующихся на создании широкопрофильных машин, скандинавы сконцентрировались на нескольких основных параметрах — хорошей защищенности и улучшенной маневренности. В то время технологии не позволяли большинству танков точно стрелять на ходу, а чтобы прицелиться и сделать точный выстрел приходилось останавливаться. Улучшить систему стабилизации не могли и шведские инженеры. Вместо этого они сначала отказались от идеи ведения огня в движении, а затем предложили убрать башню и установить орудие прямо на корпусе. В результате профиль удалось сделать ниже (1.9 метра), а сам танк стал более компактным.


Чтобы повысить защищенность Strv-103 и сохранить относительно небольшую массу, конструкторы расположили лобовую бронеплиту под очень большим наклоном. Ее толщина была всего 40 мм, однако рациональное расположение позволяло эффективно отбивать вражеские снаряды. Кроме того, машина оснащалась решетчатыми противокумулятивными экранами. Их использовали впервые, и информация о них хранилась в тайне до 1992 года.

Однако легендой танк стал благодаря комбинированному силовому аппарату и внутренней компоновке. В моторном отсеке размещался и классический дизельный двигатель Rolls-Royce, и газотурбинный Boeing. Работать они могли как автономно, так и совместно, поэтому машина получилась очень быстрой. Двигаясь даже задним ходом, она развивала скорость 50 км/ч.

По оси всего корпуса проходило жестко закрепленное орудие, а механизм заряжания находился в корме. Для наведения на цель по горизонтали нужно было каждый раз менять положение танка. При вертикальном наведении в дело вступала усовершенствованная гидроподвеска. Благодаря высокой маневренности Strv-103 разворачивался на месте практически так же быстро, как и башня у обычных танков, что позволяло ему эффективно действовать даже в наступлении.


Танк вооружался мощной 105-мм пушкой «Bofors» L7, которая разрабатывалась для техники Британии. На тот момент она считалась одной из лучших в мире. Тем не менее, шведы удлинили ее с 56 калибров до 62. Модернизация повысила начальную скорость полета снаряда, а также улучшила бронепробиваемость, которой уже хватало для поражения даже перспективной советской бронетехники.

Экипаж машины состоял из трех человек: командира, механика-водителя и радиста. Приборы управления для командира и мехвода дублировались. Это делало Strv-103 уникальным танком, которым мог управлять и при этом вести огонь один человек.

Еще одной особенностью шведской машины стала система форсирования. Она представляла собой высокий прорезиненный чехол, который поднимался с бортов. Благодаря ему Strv-103 мог пересекать водные препятствия вплавь. При этом мехвод находился на краю конструкции и управлял танком с помощью тросов.


Необычные технические решения сделали Strv-103 национальным достоянием. Его постоянно модернизировали, оснащали современными системами наблюдения и динамической броней. Конструкторы экспериментировали с вооружением и баллистическими компьютерами. Впрочем, машина так и не показала себя на полях сражений, а в 1997 году отправилась на заслуженный отдых.

Больше подробностей о безбашенном шведе смотрите в видео от компании Wargaming.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    26 января 2022 06:59
    Ну задачу свою они выполнили - "страшно- жуткий СССР" не напал.... belay fellow
    Уж они и так и эдак - а он все не нападал....брезговал наверное feel ...
    Впрочем, СВОЯ школа танкостроения - это всегда хорошо для промышленности...
  2. +3
    26 января 2022 09:15
    - Да это же самый крутой танк!
    - А почему?
    - Да потому, что он в натуре безбашенный!!! laughing
  3. +6
    26 января 2022 12:00
    Конечно же это не танк, это скорей штурмовое или противотанковое САУ, но машина конечно интересное. Не могу точно гарантировать, но в свое время у нас ходили разговоры, что причиной быстрого снятия этих "танков" с вооружения и перевооружения на Лео-2 послужили огневые испытания этого танка в противовес нашим Т-72Б и Т-80У. По их итогу оказалось, что даже уходя на рикошет от брони этого "танка", снаряд русской 125-мм пушки просто проламывал броню "Стервы" нанося осколками брони сильнейшие повреждения внутри машины. А вот ответный выстрел не мог пробить броню советских машин в лобовой проекции
    1. 0
      27 января 2022 20:07
      невозможность маневрового боя то есть активной поддержки мотострелков в атаке или обороне - вот главная причина . такая телега годна только для позиционки выйти на позицию под покровом тумана , пальнуть пару раз в тишину и свалить побыстрее . Как это может активно воевать в защите или наступлении я не сильно представляю . Немцы этой ерундой перестрадали в конце войны когда Ягтигра выпустили - ведро прикольное но воевать может только в сторону переда
  4. +5
    26 января 2022 12:14
    Ну,шведы-большие любители экспериментировать !Любят они это дело и потому наделали немало опытных (и ,причём, весьма интересных,оригинальных...) образцов бронетехники !

    Из серии UDES 03...не единственной !
    После Strv 103 был интересный танк Strv 2000 с дополнительной 40-мм автопушкой...

    В сороковые годы прошлого века испытывали самоходки с безоткатными орудиями...
    Во второй половине прошедшего столетия устанавливали опытную танковую пушку "на ЖМВ"...!
    1. +1
      28 января 2022 16:52
      шведы-большие любители экспериментировать


      "-- Хочу сделать экскремент."



      Привет, Владимир! hi
      1. +1
        29 января 2022 11:43
        Здравия желаю,Костя! А ведь хороший был сериал ! В своем роде он был первым ! Жаль, что его давно не показывают !
        1. +1
          29 января 2022 11:49
          Так он в сети есть, заходи и смотри "бесплатно и в хорошем качестве".))
          Я там периодически пересматриваю "Великолепную семёрку" 1961 года в нашем дубляже, приятно, всё же у нас с чувством юмора получше чем у американцев.
          Недавно вот пересмотрел "Нормандия-Неман" -- прекрасный фильм.
          1. +1
            29 января 2022 12:39
            Про "сеть"-то я помню...но мне и за "народ" обидно ! Недавно попалось мне на Ютубе несколько видеороликов ,где показываются результаты опросов молодёжи,людей среднего возраста и т.д. ,об истории нашей страны... Часто возникало жуткое впечатление ! А так...хотя бы в "художественной" форме что-то бы воспринимали ! А про себя... частенько подбираю себе фильмы,составляю список...а смотреть некогда !
  5. Комментарий был удален.