Служебные будни авиаторов
Утро
– Ты чего это тут сидишь?
– Да что же это за жизнь такая? Пришел в полпятого, только уснул, уже будят. И дышать тяжело, и что-то трещит в ухо… По ночам летаю, а утром жена спать не дает!
– Ты глаза открой, и все поймешь.
Я открыл глаза, в которые какая-то сволочь насыпала песка, тупо оглядел окружающую действительность. Да…
Сижу на кухне в кресле, в ползунках, один сапог валяется рядом на полу, второй – на ноге, на мне лежит кошка и громко мурчит.
Все понятно.
Пришел с ночных полетов, присел разуться и раздеться, снял один сапог да и приспал немного. А кошка воспользовалась моим беспомощным состоянием и прилегла на меня подремать, чтобы мне было не так одиноко.
– Ну что, очухался?
– Не совсем. Сколько времени?
– Ну сколько, раз я уже встала? Шесть утра.
– О! Так я еще могу поспать до одиннадцати.
– Да спи, только разденься и иди в комнату, летчик ты наш замученный.
– Ну, ты не очень тут! Пока ты дрыхнешь, этот летчик Родину защищает.
– Раздевайся уже, защитник, и спать иди…
– Ладно, я пошел, и скажи этой свинье волосатой, если она будет дверью хлопать, я ей хвост оторву, собаке кошачьей. Никакого уважения к хозяину.
– Иди уже спать, хозяин. Ты что сегодня делаешь?
– Да как всегда, в 11:30 встану, помоюсь да в столовую приду к 12:15, с 13:00 предварительная, завтра опять летаю. Ты скажи официанткам, пусть меня быстро покормят, есть кое-какие дела в штабе до предварительной.
– Ладно, сама проконтролирую, иди уже, мне собираться пора.
– Подожди, куда пошла? Воздушные бойцы в туалет вне очереди.
Скинув с себя кошку, заканчиваю разувание и раздевание, забегаю в туалет, иду в комнату, выставляю будильник на 11:30, ложусь в постель и пытаюсь быстро заснуть. Но, как это всегда и бывает, сон не идет, а лезут в голову всякие ненужные мысли про вчера.
Вчера
И действительно, чего это я так притомился, что уже засыпаю в кресле, не раздевшись и даже не разувшись до конца?
Не рано ли я превращаюсь в старую развалину, ведь мне всего 32 года?
В принципе, вчера неплохой денечек выдался, насыщенный такой.
Проснулся не по будильнику, а по требованию организма, около девяти утра. Сходил в то место, куда требовал организм, покурил на кухне, позевал, слегка ополоснул морду лица, сделал чай, пару бутербродов, поел-попил, покурил, пошел в комнату, в телевизор посмотрел.
Все делал лениво, чтобы силы не тратить, не расплескать раньше времени свою энергию по пустякам. Пока пил, ел и курил, уже и притомился слегка. И правильно, пора подремать. Выставил будильник, залез под плед, взял книжечку, почитал немного, да и задремал.
Опять проснулся не по будильнику, это порадовало.
Много ли нам надо?
Проснуться от того, что выспался, а не по пиканью проклятого будильника, не спеша сходить в туалет, умыться, покурить, медленно, не потея, одеться во все одежки и, подняв воротник, побрести в столовую, стараясь ни с кем не встретиться по дороге, чтобы не тратить силы на болтовню.
Вот и столовая. У входа в зал стоит старший прапорщик, начальник летной столовой, моя жена.
Пообщаемся:
– Что стоишь? Своего любимого встречаешь? Почему честь не отдаешь старшему офицеру? А где хлеб-соль?
– Все на столе, не умничай. Какие планы, когда домой придешь?
– Планы простые и незатейливые – поем, пройду доктора, получу пистолет, поеду на КДП на предполетные указания…
– Давай короче, опять начинаешь…
– Докладываю коротко – два маршрута, на «бэкфайере» и на Ту-16, домой приду после четырех утра.
– Все понятно, иди кушай.
– Что, вот так просто? И не обнимешь, не прильнешь к моей груди могучей, не поцелуешь перед полетами? А в телевизоре жены всегда мужей целуют, провожая на войну.
– Да иди уже обедай, воин.
Пообедав и продемонстрировав доктору свое здоровье, поднимаюсь на второй этаж штаба в штурманский цех, там у меня лежат «горшок» и планшет.
В кабинете уже сидит старший штурман, он сегодня работает на КДП, пришел пораньше взять «условия» на полеты.
– Здорово, Васильич, как обстановка, все по плану?
– Привет, Миша, да, полеты по плану, но твой личный план я сейчас изменю немного.
– Что случилось?
– Да ничего страшного. Мне завтра утром надо жену в город свозить, так что я на разбор полетов не пойду, побегу сразу домой, посплю немного, а ты сходи на разбор вместо меня, тебе же все равно надо плановую контролировать, чтобы пусковые маршруты вставили. А все замечания я заранее выпишу на плановую таблицу, ты только прочитаешь на разборе, с командиром я все согласовал.
– Нет проблем, не волнуйся, встретимся здесь перед разбором, если чего случится особое, ты мне расскажешь. Ладно, я пошел за оружием и на КДП.
– Давай.
Забираю «горшок» и планшет, спускаюсь к дежурному по полку, получаю пистолет, сажусь в машину, и едем на предполетные указания.
В машине встречаюсь со своим экипажем – командир отряда Коля и штурман отряда Вова. Мы все одногодки, с Вовой мы однокашники по училищу, а с Колькой мы вместе начинали жить в общаге, да и сейчас живем в одном подъезде.
Сегодня я буду контролировать их по навигации и боевому применению, в полете на разведку погоды на «радиус», то есть на четыре часа. Все особенности полета мы обговорили вчера на предварительной подготовке, поэтому сейчас у меня есть более животрепещущий вопрос к Кольке:
– Коля, гад ты ленивый, ты когда прекратишь своей овчаркой Найдой пугать жителей нашего дома?
– Да кто её боится? Найда – самая добрая собака на свете.
Тут вступает Вова. Я его понимаю, так и должно быть, он должен вступиться за командира:
– Да, Владимирыч, чего ты на Найду взъелся? Она же сама доброта.
– Я и не говорю, что она злая, но не все знают о её доброте. А Колька, лентяй, живет на первом этаже и выпускает Найду гулять самостоятельно, а сам контролирует с балкона. И вот идет ребенок, добрая Найда мчится к нему целоваться, но ребенок об этом не знает и пугается. Ребенок кричит от страха, мать его ругается, а Колька прячется. Ты, Коля, прекращай выпускать Найду без поводка, а то наши дети скоро заикаться начнут.
– Да это я скоро от твоей дочки заикаться начну! Она вчера притаилась в подъезде в ящике для картошки, а когда я вошел в подъезд, выскочила оттуда со страшными криками. Я чуть не поседел.
– А ты прекрати тырить лампочки в подъезде, и не будешь в темноте пугаться маленьких детей. Ребенок играет, можно же понять.
Вот так, решая жизненно важные вопросы, мы и добрались до КДП, где нам выдали предполетные указания и, пожелав счастливого полета, отправили по самолетам.
На стоянке мы покурили, пописали за хвостом и полезли в самолет. Да взлета осталось минут 50.
Ну а дальше все было, как в «Руководстве по летной эксплуатации» самолета Ту-22м2.
Закрыли кабины, устроились на рабочих местах, запустили двигатели, проверили оборудование, вырулили на ВПП и ровно в 16:30 взлетели.
Полет прошел обыденно, как и должно быть. Сбросили бомбу на полигоне, выполнили несколько тактических пусков крылатой ракеты, которая висела у нас под брюхом, периодически рассказывали по дальней связи о погоде в окошке и через 3 часа 50 минут благополучно приземлились на своем аэродроме.
Зарулили, выключились, наш самолет закатили на стоянку, и техники быстро подкатили стремянки.
Вылезли из самолета, пописали за хвостом, рассказали техникам о работе оборудования, я сказал Кольке, что у меня к ним замечаний нет, и все разошлись по своим делам.
Не знаю, какие были дела у Колькиного экипажа, вероятнее всего, они собрались ехать на ужин. А мне надо было добираться до стоянки 3-й эскадрильи, где меня ждет самолет Ту-16 с экипажем Мухи, который я тоже должен проконтролировать в полете по маршруту, но с ними полетим на три часа, я не нанимался по два «радиуса» в день мотать, тем более без ужина.
С большим трудом преодолев по земле два километра до стоянки 3-й эскадрильи, вспотев, я зашел в домик летного состава.
Мне все тут знакомо; еще полтора года назад я был штурманом этой эскадрильи, и даже этот домик я строил своими руками.
Поздоровавшись с ребятами, которые пялились в телевизор и гоняли в нарды, я узнал, что самолет готов, и все ждут только меня.
Немного выдохнув, отдохнув от пешего перехода, покурив, я пригласил желающих в полет, и мы гурьбой побрели к самолету.
Пока старший техник докладывал Мухе о готовности самолета, я исполнил обязательный ритуал за хвостом, надел свой «горшок» и залез в самолет.
В Ту-16 летают в шлемофоне, но я же не могу носить по две «говорящие шапки» на полеты, поэтому я сидел в «горшке». Не очень удобно, все время бьешься «горшком» о рога прицельной станции, но кое-как приспособился.
Техник закрыл кабину, и дальше все пошло согласно «Инструкции экипажу самолета Ту-16», в принципе, как и на «бэкфайере» – запустились, вырулили, взлетели.
Полет по маршруту прошел без особенностей и закончился вполне ожидаемо – посадкой на своем аэродроме где-то около часа ночи.
Ну вот и все, на сегодня я отлетался, вполне достаточно, около семи часов в воздухе, на двух типах.
Добравшись на машине к штабу, я сдал пистолет, бросил в кабинете «горшок» и планшет и к 02:00 пошел в столовую на завтрак.
Покушал, покурил, в 03:00 полеты закончились, приехал Васильич, отдал мне замечания по полетам, и я пошел на разбор полетов, просидел там минут 40 и поднялся в кабинет замов ваять плановую таблицу полетов на завтра.
Для меня главное – чтобы мои пусковые экипажи слетали четыре маршрута, а у заместителя командира полка по летной подготовке, моего личного командира Льва, были другие планы.
Мы долго спорили, ругались, я рисовал маршруты, а он их стирал и рисовал свои зоны и круги, и так продолжалось до тех пор, пока я не выхватил у него резинку и не выбросил её в окно.
Опешив от такого натиска, Лев замолчал, что для него было нехарактерно, о чем-то подумал, махнул рукой, и мои маршруты остались на месте. Убедившись в полной капитуляции Льва, я быстренько вписал себя в те экипажи, с которыми собирался завтра летать, и с чистой совестью пошел домой.
И вот я лежу, вспоминаю прошедший день и задаюсь вопросом – почему я так устал?
И понимаю, что не полеты меня утомили, это дело привычное, а утомил меня Лев своим неумением или нежеланием выделить главную задачу полетов, своим горлопанством и бесконечными разговорами ни о чем, именно ненужная борьба со Львом и высосала из меня последние силы.
Поняв, что для меня будет лучше, если я меньше буду общаться со Львом, сделав кое-какие выводы и спланировав сегодняшний день, я спокойно засыпаю.
Впереди у меня было еще 14 лет службы…
Информация