Служебные будни авиаторов

20

Утро


– Ты чего это тут сидишь?

– Да что же это за жизнь такая? Пришел в полпятого, только уснул, уже будят. И дышать тяжело, и что-то трещит в ухо… По ночам летаю, а утром жена спать не дает!



– Ты глаза открой, и все поймешь.

Я открыл глаза, в которые какая-то сволочь насыпала песка, тупо оглядел окружающую действительность. Да…

Сижу на кухне в кресле, в ползунках, один сапог валяется рядом на полу, второй – на ноге, на мне лежит кошка и громко мурчит.

Все понятно.

Пришел с ночных полетов, присел разуться и раздеться, снял один сапог да и приспал немного. А кошка воспользовалась моим беспомощным состоянием и прилегла на меня подремать, чтобы мне было не так одиноко.

– Ну что, очухался?

– Не совсем. Сколько времени?

– Ну сколько, раз я уже встала? Шесть утра.

– О! Так я еще могу поспать до одиннадцати.

– Да спи, только разденься и иди в комнату, летчик ты наш замученный.

– Ну, ты не очень тут! Пока ты дрыхнешь, этот летчик Родину защищает.

– Раздевайся уже, защитник, и спать иди…

– Ладно, я пошел, и скажи этой свинье волосатой, если она будет дверью хлопать, я ей хвост оторву, собаке кошачьей. Никакого уважения к хозяину.

– Иди уже спать, хозяин. Ты что сегодня делаешь?

– Да как всегда, в 11:30 встану, помоюсь да в столовую приду к 12:15, с 13:00 предварительная, завтра опять летаю. Ты скажи официанткам, пусть меня быстро покормят, есть кое-какие дела в штабе до предварительной.

– Ладно, сама проконтролирую, иди уже, мне собираться пора.

– Подожди, куда пошла? Воздушные бойцы в туалет вне очереди.

Скинув с себя кошку, заканчиваю разувание и раздевание, забегаю в туалет, иду в комнату, выставляю будильник на 11:30, ложусь в постель и пытаюсь быстро заснуть. Но, как это всегда и бывает, сон не идет, а лезут в голову всякие ненужные мысли про вчера.

Вчера


И действительно, чего это я так притомился, что уже засыпаю в кресле, не раздевшись и даже не разувшись до конца?

Не рано ли я превращаюсь в старую развалину, ведь мне всего 32 года?

В принципе, вчера неплохой денечек выдался, насыщенный такой.

Проснулся не по будильнику, а по требованию организма, около девяти утра. Сходил в то место, куда требовал организм, покурил на кухне, позевал, слегка ополоснул морду лица, сделал чай, пару бутербродов, поел-попил, покурил, пошел в комнату, в телевизор посмотрел.

Все делал лениво, чтобы силы не тратить, не расплескать раньше времени свою энергию по пустякам. Пока пил, ел и курил, уже и притомился слегка. И правильно, пора подремать. Выставил будильник, залез под плед, взял книжечку, почитал немного, да и задремал.

Опять проснулся не по будильнику, это порадовало.

Много ли нам надо?

Проснуться от того, что выспался, а не по пиканью проклятого будильника, не спеша сходить в туалет, умыться, покурить, медленно, не потея, одеться во все одежки и, подняв воротник, побрести в столовую, стараясь ни с кем не встретиться по дороге, чтобы не тратить силы на болтовню.

Вот и столовая. У входа в зал стоит старший прапорщик, начальник летной столовой, моя жена.

Пообщаемся:

– Что стоишь? Своего любимого встречаешь? Почему честь не отдаешь старшему офицеру? А где хлеб-соль?

– Все на столе, не умничай. Какие планы, когда домой придешь?

– Планы простые и незатейливые – поем, пройду доктора, получу пистолет, поеду на КДП на предполетные указания…

– Давай короче, опять начинаешь…

– Докладываю коротко – два маршрута, на «бэкфайере» и на Ту-16, домой приду после четырех утра.

– Все понятно, иди кушай.

– Что, вот так просто? И не обнимешь, не прильнешь к моей груди могучей, не поцелуешь перед полетами? А в телевизоре жены всегда мужей целуют, провожая на войну.

– Да иди уже обедай, воин.

Пообедав и продемонстрировав доктору свое здоровье, поднимаюсь на второй этаж штаба в штурманский цех, там у меня лежат «горшок» и планшет.

В кабинете уже сидит старший штурман, он сегодня работает на КДП, пришел пораньше взять «условия» на полеты.

– Здорово, Васильич, как обстановка, все по плану?

– Привет, Миша, да, полеты по плану, но твой личный план я сейчас изменю немного.

– Что случилось?

– Да ничего страшного. Мне завтра утром надо жену в город свозить, так что я на разбор полетов не пойду, побегу сразу домой, посплю немного, а ты сходи на разбор вместо меня, тебе же все равно надо плановую контролировать, чтобы пусковые маршруты вставили. А все замечания я заранее выпишу на плановую таблицу, ты только прочитаешь на разборе, с командиром я все согласовал.

– Нет проблем, не волнуйся, встретимся здесь перед разбором, если чего случится особое, ты мне расскажешь. Ладно, я пошел за оружием и на КДП.

– Давай.

Забираю «горшок» и планшет, спускаюсь к дежурному по полку, получаю пистолет, сажусь в машину, и едем на предполетные указания.

В машине встречаюсь со своим экипажем – командир отряда Коля и штурман отряда Вова. Мы все одногодки, с Вовой мы однокашники по училищу, а с Колькой мы вместе начинали жить в общаге, да и сейчас живем в одном подъезде.

Сегодня я буду контролировать их по навигации и боевому применению, в полете на разведку погоды на «радиус», то есть на четыре часа. Все особенности полета мы обговорили вчера на предварительной подготовке, поэтому сейчас у меня есть более животрепещущий вопрос к Кольке:

– Коля, гад ты ленивый, ты когда прекратишь своей овчаркой Найдой пугать жителей нашего дома?

– Да кто её боится? Найда – самая добрая собака на свете.

Тут вступает Вова. Я его понимаю, так и должно быть, он должен вступиться за командира:

– Да, Владимирыч, чего ты на Найду взъелся? Она же сама доброта.

– Я и не говорю, что она злая, но не все знают о её доброте. А Колька, лентяй, живет на первом этаже и выпускает Найду гулять самостоятельно, а сам контролирует с балкона. И вот идет ребенок, добрая Найда мчится к нему целоваться, но ребенок об этом не знает и пугается. Ребенок кричит от страха, мать его ругается, а Колька прячется. Ты, Коля, прекращай выпускать Найду без поводка, а то наши дети скоро заикаться начнут.

– Да это я скоро от твоей дочки заикаться начну! Она вчера притаилась в подъезде в ящике для картошки, а когда я вошел в подъезд, выскочила оттуда со страшными криками. Я чуть не поседел.

– А ты прекрати тырить лампочки в подъезде, и не будешь в темноте пугаться маленьких детей. Ребенок играет, можно же понять.

Вот так, решая жизненно важные вопросы, мы и добрались до КДП, где нам выдали предполетные указания и, пожелав счастливого полета, отправили по самолетам.

На стоянке мы покурили, пописали за хвостом и полезли в самолет. Да взлета осталось минут 50.

Ну а дальше все было, как в «Руководстве по летной эксплуатации» самолета Ту-22м2.

Закрыли кабины, устроились на рабочих местах, запустили двигатели, проверили оборудование, вырулили на ВПП и ровно в 16:30 взлетели.

Полет прошел обыденно, как и должно быть. Сбросили бомбу на полигоне, выполнили несколько тактических пусков крылатой ракеты, которая висела у нас под брюхом, периодически рассказывали по дальней связи о погоде в окошке и через 3 часа 50 минут благополучно приземлились на своем аэродроме.

Зарулили, выключились, наш самолет закатили на стоянку, и техники быстро подкатили стремянки.

Вылезли из самолета, пописали за хвостом, рассказали техникам о работе оборудования, я сказал Кольке, что у меня к ним замечаний нет, и все разошлись по своим делам.

Не знаю, какие были дела у Колькиного экипажа, вероятнее всего, они собрались ехать на ужин. А мне надо было добираться до стоянки 3-й эскадрильи, где меня ждет самолет Ту-16 с экипажем Мухи, который я тоже должен проконтролировать в полете по маршруту, но с ними полетим на три часа, я не нанимался по два «радиуса» в день мотать, тем более без ужина.

С большим трудом преодолев по земле два километра до стоянки 3-й эскадрильи, вспотев, я зашел в домик летного состава.

Мне все тут знакомо; еще полтора года назад я был штурманом этой эскадрильи, и даже этот домик я строил своими руками.

Поздоровавшись с ребятами, которые пялились в телевизор и гоняли в нарды, я узнал, что самолет готов, и все ждут только меня.

Немного выдохнув, отдохнув от пешего перехода, покурив, я пригласил желающих в полет, и мы гурьбой побрели к самолету.


Ту-16

Пока старший техник докладывал Мухе о готовности самолета, я исполнил обязательный ритуал за хвостом, надел свой «горшок» и залез в самолет.

В Ту-16 летают в шлемофоне, но я же не могу носить по две «говорящие шапки» на полеты, поэтому я сидел в «горшке». Не очень удобно, все время бьешься «горшком» о рога прицельной станции, но кое-как приспособился.

Техник закрыл кабину, и дальше все пошло согласно «Инструкции экипажу самолета Ту-16», в принципе, как и на «бэкфайере» – запустились, вырулили, взлетели.

Полет по маршруту прошел без особенностей и закончился вполне ожидаемо – посадкой на своем аэродроме где-то около часа ночи.

Ну вот и все, на сегодня я отлетался, вполне достаточно, около семи часов в воздухе, на двух типах.

Добравшись на машине к штабу, я сдал пистолет, бросил в кабинете «горшок» и планшет и к 02:00 пошел в столовую на завтрак.

Покушал, покурил, в 03:00 полеты закончились, приехал Васильич, отдал мне замечания по полетам, и я пошел на разбор полетов, просидел там минут 40 и поднялся в кабинет замов ваять плановую таблицу полетов на завтра.

Для меня главное – чтобы мои пусковые экипажи слетали четыре маршрута, а у заместителя командира полка по летной подготовке, моего личного командира Льва, были другие планы.

Мы долго спорили, ругались, я рисовал маршруты, а он их стирал и рисовал свои зоны и круги, и так продолжалось до тех пор, пока я не выхватил у него резинку и не выбросил её в окно.

Опешив от такого натиска, Лев замолчал, что для него было нехарактерно, о чем-то подумал, махнул рукой, и мои маршруты остались на месте. Убедившись в полной капитуляции Льва, я быстренько вписал себя в те экипажи, с которыми собирался завтра летать, и с чистой совестью пошел домой.

И вот я лежу, вспоминаю прошедший день и задаюсь вопросом – почему я так устал?

И понимаю, что не полеты меня утомили, это дело привычное, а утомил меня Лев своим неумением или нежеланием выделить главную задачу полетов, своим горлопанством и бесконечными разговорами ни о чем, именно ненужная борьба со Львом и высосала из меня последние силы.

Поняв, что для меня будет лучше, если я меньше буду общаться со Львом, сделав кое-какие выводы и спланировав сегодняшний день, я спокойно засыпаю.

Впереди у меня было еще 14 лет службы…
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    3 февраля 2022 18:23
    Почему - покурить медленно,не потея.
    Комментаторы!
    Я не хотел и не хочу комментировать,и не хотел влазить,но эта писанина,просто нечто.
    1. +12
      3 февраля 2022 19:34
      не хотел влазить
      - "такЬи уже залез!"(ли)
      не хотел и не хочу комментировать
      "такЬи уже прокомментировал" (и) или ... как в том анекдоте - "Мужчина! Я бежала за Вами три квартала что бы сказать... что вы мне безразличны!" laughing
      Комментаторы!
      чего?
      Почему - покурить медленно,не потея.
      а почему - "вывернуть мехом вовнутрь"? А почему "эй ты там! Оба ко мне!"? А почему - "не заламывайте локти в коленях!"? А почему - "Молчите! Когда с вами разговаривают!"? А почему - "на счет полтора отдыхают"? А почему - "Выньте язык из собственной ж...пы и отвечайте членораздельно! Каждый член раздельно"! .......
      и еще мно-о-о-го чего почему! fellow
      пы-сы
      и это малая часть того что услышал всего-то за два года срочки))))
    2. +11
      3 февраля 2022 19:39
      Цитата: bober1982
      Почему - покурить медленно,не потея.
      Комментаторы!
      Я не хотел и не хочу комментировать,и не хотел влазить,но эта писанина,просто нечто.

      laughing good yes
      Ан - 24 на перроне, пассажиры в салоне , экипаж на месте ,время поджимает, а командира нет.
      Диспетчер :
      - 646, почему не запускаетесь?
      Второй:
      - Да командир после ночных запаздывает !
      ..тут показалась точка. Вырастает в командира. Он влетает по трапу, плюхается в кресло и командует:
      - Наливай..тьфу, Разлива... да что б тебя!.. От винта !!!!
    3. -3
      5 февраля 2022 15:44
      Суровая же служба на благо Отечества была у этого штурмана... А вот другой в своих воспоминания пишет, что постоянно пил всё, что подвернётся, попадёт в лапы и ненавидел люто всех, кто ему запрещал пить! Вот этот вот непьющий (или малопьющий?) штурман мне больше нравится. smile
  2. +5
    3 февраля 2022 18:35
    как всегда приятно читать и узнавать новое
  3. Eug
    +6
    3 февраля 2022 19:03
    Классно, без лишнего пафоса и самолюбования.
    1. +13
      3 февраля 2022 19:16
      Цитата: Eug
      без лишнего пафоса и самолюбования.

      Ща добавлю "самолюбования".
      Вчера у меня слетела ОС на компе, пришлось устанавливать "10"-ку, и долго искать пароль от Интернета. В процессе поиска нашел интересную открытку про то мое прозвище ("наш любимый"), о котором я как-то писал.

      1. +3
        3 февраля 2022 19:28
        На земле вы пИсали за хвостом , а где вы это делали в воздухе , ведь лететь надо порой много часов .
        Может в отдельной статье напишите о "бытовых" проблемах , и нуждах экипажа ?
        1. +8
          3 февраля 2022 19:31
          Цитата: Кузнец 55
          Может в отдельной статье напишите о "бытовых" проблемах , и нуждах экипажа ?

          Отдельной статьи не будет, но скоро выйдет статья об "интересном" полете на Ту-16, там эта тема будет затронута. На Ту-22м3 есть резервуар для сбора "жидких отходов", туда они попадают из кабины экипажа, у каждого члена экипажа есть "раструб" с шлангом, типа как на огнетушителе. Дела бОльшего масштаба на наших самолетах не предусмотрены.
  4. +7
    3 февраля 2022 19:34
    BEZ, обещаю,что больше я никаких комментариев по вашим рассказикам делать не буду.
    Как бы то ни было,удачи и здоровья.
    1. +9
      3 февраля 2022 19:50
      Цитата: bober1982
      обещаю,что больше я никаких комментариев по вашим рассказикам делать не буду.

      Очень жаль, мне будет вас не хватать.
      P.S. А вот если фразу " покурить, медленно, не потея, одеться..." копировать правильно, не теряя запятую, то можно понять, что не потея - одеться, а не покурить.
      1. +5
        3 февраля 2022 20:08
        Цитата: Bez 310
        Цитата: bober1982
        обещаю,что больше я никаких комментариев по вашим рассказикам делать не буду.

        Очень жаль, мне будет вас не хватать.
        P.S. А вот если фразу " покурить, медленно, не потея, одеться..." копировать правильно, не теряя запятую, то можно понять, что не потея - одеться, а не покурить.

        К сожалению, некоторые( многие), не уделяют должного внимания знакам препинания... А ведь часто,- особенно в повествовании "живых" диалогов, событий,- они имеют первостепенное значение...
        Спасибо, за...добрую ностальгию( статьёй не назовешь,- но схожие диалоги случались...хоть и в других видах ВС СССР молодость ...коротал , прозябал, прожигал,- по-разному бывало.)
    2. +1
      4 февраля 2022 21:51
      Цитата: bober1982
      больше я никаких комментариев по вашим рассказикам делать не буду

      На одном из сайтов заметил функцию-игнор лист.
      Т.е. если человеку по какой то причине не интересен один из пользователей сайта он может его отключить и не видеть его комментарии день, месяц, навсегда в конце концов.
  5. +3
    3 февраля 2022 20:12
    Делёж плановой то ещё шоу. Мощная заруба комэсок, замов laughing
  6. +4
    3 февраля 2022 21:26
    А почему никто про "ползунки" и лопату не спрашивает?
    Там много историй.
    Ползунки, это типа комбеза, но без рукавов.