Транспортная ракета: быстрая переброска американских грузов в любую точку Земли

86

Начало пути


Январь запомнился весьма примечательным событием, которое может стать началом длинного извилистого пути.

Небезызвестное издание SpaceNews сообщило, что Военно-воздушные силы США заключили со SpaceX пятилетний контракт на сумму 102 миллиона долларов на демонстрацию технологий и возможностей для перевозки военных грузов и гуманитарной помощи по всему миру посредством «тяжелой ракеты».



В принятой NASA классификации «тяжелый» класс означает возможность вывода на низкую опорную орбиту 20–50 тонн. Скажем, показатели тяжелой ракеты Falcon 9 составляют примерно 22 тонны. Явно не то, на что рассчитывают американцы.


В данном случае речь, насколько можно судить, идет о носителе сверхтяжелого класса.

Сразу обращает на себя внимание сумма. 100 миллионов долларов – не та цена, за которую можно реализовать настолько амбициозный проект. Однако этого и не требуется.

Пока что речь идет о демонстрации принципиальной возможности доставки.

«Контракт формализует партнерство государства и промышленности, чтобы выяснить, чего конкретно можно достичь с помощью ракеты при использовании ее как грузового транспорта: каковы ее реальная вместимость, скорость и итоговая цена?»

– приводит «Газета.ru» слова менеджера программы грузовых ракет Исследовательской лаборатории ВВС США Грега Спанджерса.

Чего же хотят военные?

Пентагон намерен чрезвычайно быстро доставлять грузы в любую точку Земли. Прежде всего, речь идет о доставке гуманитарных грузов в регионы, затронутые стихийными бедствиями. Однако, конечно, спектр задач может быть расширен.

Многоликий Starship


Формально контракт не относится ни к одной из ракет-носителей SpaceX, однако, вариантов не так много.

Илон Маск (основатель и глава компании) давно говорит о том, что перспективный Starship можно будет применять как альтернативу авиалайнерам. Кроме того, новинкой ранее активно интересовался Пентагон.

По сценарию Маска ракета будет взлетать в космос, однако она не разгонится до первой космической скорости и вновь вернется в атмосферу, совершив посадку в указанной точке Земли.


Мнения на этот счет разнятся.

«Например, красивая идея, которую сразу поддержали наши энтузиасты, – межконтинентальная быстрая доставка людей. Идея действительно очень красивая, фантастическая, будем надеяться, что однажды она станет реалистичной, но на сегодняшний день, чтобы посадить людей в ракету, чтобы она перелетела с одного континента на другой, придется пойти на колоссальные риски»,

– заявил в свое время глава российского космического ведомства Дмитрий Рогозин, отметив, впрочем, что для военных задач такой риск может быть оправдан.

Сам по себе Starship в представлении не нуждается, но на всякий случай напомним.

Это будет самая мощная ракета SpaceX. Фактически речь идет о комплексе из ускорителя и космического корабля, который будет исполнять роль второй ступени. Он тоже называется Starship, а укоритель получил наименование Super Heavy. На низкую опорную орбиту в многоразовой конфигурации Starship сможет вывести 100–150 тонн.

Именно многоразовость является основой концепции: то, без чего проект лишен смысла.

Благодаря тому, что оба компонента системы можно будет использовать повторно после запуска, цена одного старта должна быть предельно низкой.

Несколько лет назад Маск заявил, что стоимость запуска Starship не превысит двух миллионов долларов. Сейчас это звучит как фантастика, ведь один запуск частично многоразовой ракеты тяжелого класса Falcon 9 обходится в 60 миллионов. Экономии хотят достичь в том числе за счет топлива, которым станут дешевые жидкие метан и кислород.

Спустившиеся с небес


Что же может получить Пентагон на практике?

Если вкратце, идея означает, что можно будет перебросить груз в любую часть Земли менее чем за час, что, конечно, невозможно обычными методами.

Другой плюс, как это ни парадоксально, может крыться в стоимости.


Час полета военно-транспортного самолета Lockheed C-5 Galaxy обходится в более чем 100 тысяч долларов. Соответственно, десятичасовой перелет обойдется уже более чем в миллион.

При этом самолет не может с полной нагрузкой доставить технику и/или людей в любую точку Земли: максимальная дальность его полета с полной нагрузкой составляет 4 440 километров. То есть во многих случаях потребуется посадка, дозаправка, обслуживание. Словом всё то, чего в данном случае не нужно Starship.

Далее – грузоподъемность.

Максимальный показатель Galaxy – 122 тысячи килограмм. «Транспортная ракета» сможет доставить столько же или даже больше. При этом несравнимо быстрей.

Известно, что C-5 Galaxy может перевозить шесть вертолётов AH-64 или четыре БМП M2 «Брэдли», или шесть бронетранспортеров M1126/M1135 «Страйкер», или один современный танк M1 Abrams, или до 345 солдат и офицеров.

Гермообъем второй ступени Starship, который можно использовать, позволяет перевезти до нескольких сот человек за один рейс. По крайней мере, в теории.


Однако за все хорошее приходится платить.

Ракета – не самолет. Ее нельзя запустить с обычного аэродрома. Нужна соответствующая инфраструктура: хотя бы стартовые столы. Все это, конечно, скажется на общей цене концепции.

Огромные нагрузки на конструкцию и масса технических рисков могут также дать о себе знать.

«Прыжки» и полеты


Главное кроется в самом Starship: не в военно-транспортной ракете, а именно в системе, которую сейчас создает SpaceX. Недооценивать Маска в нынешних реалиях просто глупо.

Между тем далеко не все революционные на первый взгляд идеи получают путевку в жизнь, и SpaceX не является исключением.

Пока что Starship не совершил ни одного орбитального запуска: первый из них планируют провести в этом году.

Испытания системы имели ограниченный успех, если можно так выразиться. В прошлом году SpaceX провела один удачный испытательный полет и три неудачных, либо частично удачных.

Во всех этих случаях демонстраторы технологий выполняли десятикилометровые «прыжки», которые, конечно, сложно расценивать иначе как демонстрацию возможностей.


В поддержку Starship можно сказать, что система изменила представление о ракетно-космической индустрии еще до своего фактического рождения.

Этим же путем пошла американская компания Relativity Space, которая показала в прошлом году проект многоразовой космической системы Terran R – условного уменьшенного аналога Starship.

Кроме того, под влиянием SpaceX компания Blue Origin решила переделать перспективную ракету New Glenn. Теперь многоразовой видят не только ее первую ступень, но и вторую.

Первый запуск условного конкурента Starship намечен на конец года.
86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -15
    28 января 2022 04:08
    ))) о как .. решили . что там летит не сразу узнаешь! а вот мы можем отправит )) Уран в ним прям таки ракетой хоть сейчас! ловит будут?)
    1. +20
      28 января 2022 06:48
      . Этим же путем пошла американская компания Relativity Space, которая показала в прошлом году проект многоразовой космической системы Terran R – условного уменьшенного аналога Starship.

      Кроме того, под влиянием SpaceX компания Blue Origin решила переделать перспективную ракету New Glenn. Теперь многоразовой видят не только ее первую ступень, но и вторую.

      Американские компании задают вектор развития космических ракет. Вслед за ними наверняка потянутся и китайцы. А журналист Рогозин в американском твиттере будет рассуждать о красивых идеях и невозможности их исполнить.
      1. +13
        28 января 2022 08:04
        Американские компании задают вектор развития космических ракет. Вслед за ними наверняка потянутся и китайцы. А журналист Рогозин в американском твиттере будет рассуждать о красивых идеях и невозможности их исполнить.

        Как Вам не стыдно... lol Доктор технических наук Рогозин вот вот построит почти первую орбитальную станцию Земли и условно первым высадится на Луне. lol
        1. -4
          28 января 2022 13:14
          Как Вам не стыдно... lol Доктор технических наук Рогозин вот вот построит почти первую орбитальную станцию Земли и условно первым высадится на Луне. lol
          Ни в коем случае не размещайте ваш комментарий в соцсетях. Юмористы скинутся на киллера для вас! Поберегите себя.
      2. +21
        28 января 2022 08:34
        Вставлять цитаты Рогозина в серьезную новость о космосе... Это... Неприлично как то....
      3. -15
        28 января 2022 11:22
        Американские компании задают вектор развития космических ракет.

        ракет подскока на орбиту, не дальше.
        .
        А журналист Рогозин в американском твиттере будет рассуждать о красивых идеях и невозможности их исполнить.

        дайте ему денег, хотя бы четверть того, что у американцев, и он вам исполнит не хуже. да и не только он, а любой условный роскосмос любой страны.
        1. +6
          28 января 2022 16:25
          Да дали уже вроде
          Зарплата главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина составляет 29,5 млн рублей в год (460 тыс. долларов). Годовая зарплата руководителей NASA не превышает $250 тыс.
          1. +1
            28 января 2022 17:53
            давать деньги надо не Рогозину, а людям которые придумывают и строят. знакомый мне человек получает в этой системе небольшие деньги, по мировым меркам просто смешные. сотрудников пытаются оптимизировать (сократить). последнее время про набор молодежи не спрашивал. еще пару лет назад предлагали чтото вроде 60-80 тыс руб. для выпускника бауманки-мгу-физтеха, а у них альтернатива пойти в коммерцию и программером начать зарабатывать 100-200 и дальше-выше. при этом его бывший подчиненный в 90е уехал в америку и как я понял зарплату ему в НАСА дали на уровне 0,5 млн долл в год.
          2. 0
            28 января 2022 19:48
            Так ему еще за секретность платят,а если платить не будут .....
          3. 0
            28 января 2022 21:00
            дайте ему денег, хотя бы четверть того, что у американцев

            Да дали уже вроде
            good
            я имел ввиду отрасль)))
            про зарплату где почитать? сами руководители кололись или ведомости где сфотаные есть?
            1. 0
              28 января 2022 23:12
              Он декларацию официально подаёт
              https://www.google.com/amp/s/amp.rbc.ru/rbcnews/politics/27/05/2021/60aff6619a79477ec4446d55
  2. -16
    28 января 2022 04:30
    Между тем далеко не все революционные на первый взгляд идеи получают путевку в жизнь,

    Мало того, существует опыт строительства устройств, суть которых противоречит законам физики, сопромату и не предполагает безопасную, безаварийную эксплуатацию...Так не получили широкого распространения полёты на пушечном ядре... laughing
    В поддержку Starship можно сказать, что система изменила представление о ракетно-космической индустрии еще до своего фактического рождения.

    Поддержать совершенство ракетного двигателя можно лишь в случае признания его первым шагом человека к освоению космоса. Все эти фантазии Маска ничем не реальнее НЛО, бороздящих просторы околоземного пространства и Солнечной системы. Скорее всего, некие другие принципы передвижения в пространстве, основанные на использовании гравитации, ЭМС и термоядерной энергии будут востребованы в будущем. А все прыжки уйдут в историю, как и все прыжки в привязанными крыльями...Главное, чтобы не случилось так:
    1. +4
      28 января 2022 06:51
      Цитата: yuriy55
      Скорее всего, некие другие принципы передвижения в пространстве, основанные на использовании гравитации, ЭМС и термоядерной энергии будут востребованы в будущем.

      Возможно. На сегодняшний день это, как вы же и выразились, "фантазии, ничем не реальнее НЛО, бороздящих просторы околоземного пространства и Солнечной системы".
    2. +13
      28 января 2022 09:56
      Цитата: yuriy55
      Скорее всего, некие другие принципы передвижения в пространстве, основанные на использовании гравитации, ЭМС и термоядерной энергии будут востребованы в будущем.

      Все возможно. Давайте сядем и погадаем, что там будет в далеком будущем? На картах, на кофейной гуще, по линиям на руке, по воску в крещенский вечерок. Самый верный способ узреть будущее - послушать фантазии Роскосмоса, Рогозина или Конаныхина. Ссылочку на статью последнего "Макаронный монстр Илона Маска" дать? Правда, в последнее время сей провидец в отношении Маска что-то приумолк, все больше о нуклонах-зевсах рассуждать начал. Оно понятно: сегодня о будущем можно фантазировать безбоязненно, кто проверит? Впросак, как с Маском, не попадешь.
      Но Вы лично живете в настоящем? Или уже сегодня тоже обретаетесь постоянно в будущем?
      А вот есть, оказывается, люди, которые вместо досужих вымыслов и фантазий занимаются делом. Уже сегодня. Работают не языком, а головой и руками коллектива, ими созданного. И получается все у них почему-то прекрасно. И еще лучше получится в дальнейшем, надо полагать. Коль они в отличие от других не фантазируют о будущем, а реально приближают это будущее, работая уже сейчас.
      Причем, не опираясь на наработки 60-70-80-х годов прошлого века, а создавая новые концепции, новые многоразовые КК, РН, двигатели, спутниковый интернет и многое другое.
      1. -9
        28 января 2022 11:17
        они в отличие от других не фантазируют о будущем, а реально приближают это будущее, работая уже сейчас... создавая новые концепции, новые многоразовые КК, РН, двигатели, спутниковый интернет и многое другое.

        так кто ж спорит?
        любой каприз за ваши деньги
      2. -10
        28 января 2022 12:25
        Конаныхин этот тот которого именно надо слушать, умный мужик
        1. +9
          28 января 2022 13:08
          Видно, плохо Вы слушали или читали выпускника факультета энергетического машиностроения Бауманки (кафедра Э-4, специальность «Техника и физика низких температур») г-на Конаныхина.
          Мы это быстро исправим. Даю несколько цитат сего провидца, озвученные им примерно в одинаковый период времени (в течение которого, впрочем, лавиной пошли успешные посадки первой ступени Ф-9 Маска).
          "Самое главное – вы не можете производить свою ракету на самом космодроме – там банально нет этих факиншит технологов, рабочих, сварщиков, металлургов, слесарей и всего этого сброда, который хочет есть и трахать баб, поэтому вы, стараясь хоть как-то сэкономить, должны доставлять ракету по частям на военную базу Вандерберг..."
          " И тут получается дикий, липкий ужас инженера – чтобы запихнуть столько топлива и окислителя, чтобы вам вытащить на орбиту обещанный груз, вам нужно сделать ракету высотой… высотой… (поднимите расчётчицу, она некрасиво валяется в обмороке) – 70 (прописью – СЕМЬДЕСЯТ) метров.
          Вам дурно. Вам реально дурно – при диаметре 3.7 метра вам нужно обеспечить полётную прочность «макаронины» длиной 70 метров (делим 70 на 3.7 и получаем отношение 18.9 – один к девятнадцати!). Самое страшное – вам надо обеспечить устойчивость первой ступени этой «макаронины» на платформе в океане (кто сказал – волны?!) – колонны, высотой 55 метров, - и удержать её при нормальном бризе (кто сказал – давление ветра?!). Вам очень плохо – вам нужно увеличивать «ноги». Они банально должны быть длиннее. При их габаритах, их нужно делать толще, прочнее (кто сказал – мы режем по массе?!). На каждый лишний килограмм «ног», на каждый лишний килограмм «макаронины» - вам нужно дополнительное топливо и кислород."
          Спустя буквально считанные месяцы:
          "Программа Маска, если говорить о каждом отдельном техническом решении конструкции того же Falcon, — это очень хороший результат инженерной работы. Отлично выполненная технология сварки баков, отлично рассчитанные параметры посадочных опор, отлично работающие пневматические замки, отлично работающие коммуникации, отлично работающая система управления."
          "Первая ступень Falcon 9 действительно садится, что является величайшим достижением инженерно-конструкторской мысли."
          Как все это одновременно умещается в голове одного и того же человека - понять трудно. Адекватным людям.
          Вам же желаю и дальше штудировать труды этого мэтра космонавтики. Только лучше, как уже не раз говорил, на ночь. Убаюкивают лучше сказок.
          1. -1
            29 января 2022 06:26
            Конаныхин - гений! Такого пожара ваты я давно не видел! 2015-2016 были поистине золотым временем!
        2. 0
          28 января 2022 19:51
          Не дай Бог слушать этого "знатока" ,козленочком станешь!
      3. -1
        28 января 2022 14:11
        Он увлекса работами Виктора Шаунберга. :)
  3. +12
    28 января 2022 05:29
    На самом деле фантастика вполне научная.
    Меня сильнее всего смущает одно обстоятельство, а как Маск собирается повторно использовать корабль, прилетевший в "любую точку Земли"?
    Его же надо будет оттуда как-то потом забрать, притащить на космодром....
    Это тоже войдёт в обещанные 2 миллиона долларов? Или они в этой "любой точке" предварительно свой заводик и стартовый стол соорудят ?
    1. +3
      28 января 2022 08:56
      Для начала этот тысячетонный корабль со сто тонной загрузкой надо посадить
    2. +4
      28 января 2022 08:57
      Меня сильнее всего смущает одно обстоятельство, а как Маск собирается повторно использовать корабль, прилетевший в "любую точку Земли"?


      Ну, так это же можно сказать про самолеты. Это каким же идиотом был Боинг, Кертис и другие - а нет, вот летают в любую точку земли фактически и даже возвращаются.

      Если лететь с остатком топлива то вполне достаточно площадки (как аэродром подскока без заправки). Если лететь с заправкой, то узловая станция - опять же как текущий крупный аэродром. Мехазила и прочая сложная инфраструктура нужна для тяжелого бустера больше. А тут его не будет.
      1. +6
        28 января 2022 13:38
        Цитата: donavi49
        Это каким же идиотом был Боинг, Кертис и другие - а нет, вот летают в любую точку земли фактически и даже возвращаются.

        Не.
        Нифига не в любую.
        Только туда, где есть подготовленная инфраструктура - аэропорт. Т.е. огромная ВПП, запасы топлива, цех техобслуживания и т.д. и т.п.
        А потом добраться от/до аэродрома- это ещё отдельное мероприятие,
    3. +2
      28 января 2022 09:59
      Во-первых, "повторное использование" для военных - не №1 фактор. Вспоминая даже кучу брошенной техники в Ираке и Афганистане, которую возможно было вернуть, вот только бессмысленно экономически.

      Во-вторых, "дорога ложка к обеду", в этом значении 100 т. крайне вовремя прилетевших в нужную точку, могут существенно изменить баланс сил и итоги операции. Даже и ценой брошенного транспортного средства.

      Что же до стартового ствола и иной инфраструктуры, то на сегодня улетать с неподготовленной поверхности умеют только вертолеты (конвертопланы). Имея с собой еще и топливо на возврат, тем самым уменьшая и без того небольшой радиус действия - относительно самолетов, требующих ВПП. Старшип в одноступенчатой конфигурации сможет совершать суборбитальные полеты. Я выкладывал таблицу с расчетной дальностью. Инфраструктура для запуска ракеты сопоставима с аэродромом, топливо-метан и окислитель (жидкий кислород) тоже возможно производить в относительно спартанских условиях. То есть, возврат Старшипа с военной базы в другой точке глобуса не представляется технически невозможным.
      1. -1
        28 января 2022 13:41
        Цитата: Проктолог
        повторное использование" для военных - не №1 фактор.

        Т.е. уложиться в 2 миллиона вы уже не сможете.
        Инфраструктура для запуска ракеты сопоставима с аэродромом, топливо-метан и окислитель (жидкий кислород) 
        т.е. летать сможет всё таки не в любую точку, а только на другой космодром.
        1. +3
          28 января 2022 16:53
          Цитата: Пиджак в запасе
          т.е. летать сможет всё таки не в любую точку, а только на другой космодром.


          Нет. Летать и мягко садиться сможет на любую относительно ровную и твердую поверхность, неподготовленную или минимально подготовленную, так как вертикальная скорость при посадке может быть близка к 0, вопрос твердости поверхности и отсутствия препятствий для посадочных опор.

          Улететь, в т.ч. и спустя продолжительное время, тоже сможет оттуда при условии дозаправки. Это уже значительно сложнее, требует инфраструктуры, накладывает ограничения на выбор точки приземления, но абсурдным не является. Многоразовая ракета, умеющая "подпрыгивать", вполне способна летать на расстояния, которые позволяет запас топлива. Думаю, мы еще увидим Страшипы, летающие "своим ходом" с фабрики до космодрома. Или между космоодромами.
          1. 0
            29 января 2022 05:10
            Цитата: Проктолог
            Улететь, в т.ч. и спустя продолжительное время, тоже сможет оттуда при условии дозаправки. Это уже значительно сложнее, требует инфраструктуры, накладывает ограничения на выбор точки приземления,

            Ну, т.е. вы тоже согласны, что это не будет ни дёшево, ни точка не будет любая.
            1. +1
              29 января 2022 16:49
              Я не вполне понимаю, что такое "дешево" по меркам военных. Меня поражают цены на бронеавтомобили, например. Относительно гражданских. Казалось бы, да в чем разница?! Ну, железа побольше ушло на броню, и всё!

              Повторю свой пример с брошенной в Афганистане вот этой дорогостоящей техникой (Oshkosh), которую несмотря на цену в сотни тысяч долл, оказалось-таки выгоднее бросить, чем везти назад.

              Так и Старшип. Это, конечно, не одноразовый фанерный планер, но и не камень преткновения (исключая утечку технологий). Можно вывезти или заправить и отправить назад своим ходом, ценой неких затрат. Можно бросить. Можно оставить до поры в точке посадки, если это дружественная территория и решать позже, по обстановке.

              Какой-то явной однозначности а-ля камикадзе со Старшипом я не вижу. Конструктивно, это не одноразовый корабль. В определенных ситуациях, как любая военная техника, может стать "одноразовым". Такое и с линкорами случалось :-)
              1. 0
                30 января 2022 05:20
                Цитата: Проктолог
                Я не вполне понимаю, что такое "дешево"

                Да как бэ, в статье прямо поимерована сумма 2 миллиона долларов за один рейс.
                Все, о чем вы пишите, подтверждает мои сомнения, что в эту сумму уложиться получится только в очень отдельных случаях, да и то не факт.
    4. -7
      28 января 2022 11:28
      а как Маск собирается повторно использовать корабль, прилетевший в "любую точку Земли"?

      никак.
      будут использовать в военных целях. это полёт в одну сторону
      1. 0
        29 января 2022 09:59
        Цитата: Disant
        а как Маск собирается повторно использовать корабль, прилетевший в "любую точку Земли"?

        никак.
        будут использовать в военных целях. это полёт в одну сторону

        Я не понял,за что так вас минусами выпороли ?! Вы ж дело говорите!Во первых,причем тут Маск(?),когда платит "Пентагон" ! (Любой каприз за ваши деньги!) А во вторых, энта идея (концепция) родилась в головушках мериканских вояк не сегодня! Ещё,когда Маск пешком под стол ходил и о нем знали его родители и соседи;"пентагон" мечтал о возможности заиметь "транспортную ракету", не исключая и в одноразовом варианте ! В чём же суть ? А суть в пе...рманентном перемещении войск и грузов куда угодно и в "три секунды" ,не нарушая международных законов о праве любого земного государства иметь над своей территорией суверенный кусок атмосферы ! То бишь, если некто пролетит над территорией ,например,Новая Гвинея(Папуа) без предупреждения и разрешения на высоте до 80 км,то это будет нарушением суверенного воздушного пространства независимого государства! ( Уф! Всё же выговорил!) ...А вот на высоте свыше 80 км можно...законы не писаны !
    5. +3
      28 января 2022 22:16
      Для проверки будут построены две площадки-башни.
      Одна в Техасе (уже построена).
      Вторая в Австралии.
      И будет две ракеты-прототипа.
    6. 0
      30 января 2022 02:02
      Цитата: Пиджак в запасе
      На самом деле фантастика вполне научная.
      Меня сильнее всего смущает одно обстоятельство, а как Маск собирается повторно использовать корабль, прилетевший в "любую точку Земли"?
      Его же надо будет оттуда как-то потом забрать, притащить на космодром....
      Это тоже войдёт в обещанные 2 миллиона долларов? Или они в этой "любой точке" предварительно свой заводик и стартовый стол соорудят ?

      Думаю, что в случае межконтинентального пассажирского использования, в каждой точке посадки должен будет быть соответствующий стартовый стол с бустером. А вот если просто доставка груза в определённую точку Земли, то стартовый стол и бустер нужны будут только на старте. При возвращении без груза, пустой Старшип сможет взлетать и возвращаться самостоятельно. Ему не надо много топлива. Когда первая ступень Фалкон 9 садится, то там мощность даже одного двигателя из девяти, является избыточной. Настолько надо ему мало топлива для посадки. Так будет и со Старшипом. Пустой, он легко взлетит сам и доберётся до ближайшей базы.
  4. -10
    28 января 2022 05:38
    это ж надо так обкуриться
    кстати, они по полтанка будут забрасывать и потом на месте собирать?
  5. -11
    28 января 2022 06:39
    Осталось объяснить русской ПРО, что там летит. Ей откровенно пофигу, Стар это или Шип. Летит ракета в сторону Европы, значит завалят. Ну и Тополь без шипов в обратку. Илон Маск, или как там его настоящее имя, уже не проснётся. Такие дела...
    1. +10
      28 января 2022 09:05
      Дальность у Русской ПРО вокруг Москвы кружочек. Поэтому если в Россию не летать, можно и в Эстонии садится без каких либо ослажнений. Если наши решат построить ещё кучу позиционных районов ПРО, то откуда деньги?
      1. -8
        28 января 2022 10:04
        Цитата: BlackMokona
        Дальность у Русской ПРО вокруг Москвы кружочек. Поэтому если в Россию не летать, можно и в Эстонии садится без каких либо ослажнений. Если наши решат построить ещё кучу позиционных районов ПРО, то откуда деньги?

        Для ответно-встречного, ответного ударов будет достаточно сигнала СПРН...
        1. +10
          28 января 2022 10:49
          Как же тогда ядерная война не началась от пусков и посадок Фалькон-9 ? wassat
          1. -8
            28 января 2022 10:52
            Цитата: BlackMokona
            Как же тогда ядерная война не началась от пусков и посадок Фалькон-9 ? wassat

            Районы пуска,траектории отслеживается...В сложных ,сомнительных условиях пока действуют какие-никакие договорённости, предупреждения...
            1. +7
              28 января 2022 11:06
              Все космические пуски во всём мире уведомляются, об траектории и прочем всех партнёров с СПРН чтобы знали и не дёргались. Так же и со Старшипами. Сегодня в 12.30 пуск Сан-Франциско Токио, траектория 2487. Ожидайте.
              1. -9
                28 января 2022 11:30
                Цитата: BlackMokona
                Все космические пуски во всём мире уведомляются, об траектории и прочем всех партнёров с СПРН чтобы знали и не дёргались. Так же и со Старшипами. Сегодня в 12.30 пуск Сан-Франциско Токио, траектория 2487. Ожидайте.

                Время московское? Уточните! Могу не успеть...)))
                ... Если знаете, зачем пишит это:"...Дальность у Русской ПРО вокруг Москвы кружочек. Поэтому если в Россию не летать, можно и в Эстонии садится без каких либо ослажнений. Если наши решат построить ещё кучу позиционных районов ПРО, то откуда деньги?.."
                Вообще тема другая обозначена некоторыми комментаторами.Что мешает США заявить об отправке Старшипами, скажем, вакцины в Токио,Кабул,Киев( с указанием времён и районов стартов, даже траекторий)?
                А в последний момент, "вдруг" что-то пошло не так, - траектории стали загибаться в сторону Иркутска,Ужура,Новосибирска?
                1. +4
                  28 января 2022 11:47
                  Ну таки сбивать на этой траектории всё равно нечем. wink
                  1. -3
                    28 января 2022 11:51
                    Цитата: BlackMokona
                    Ну таки сбивать на этой траектории всё равно нечем. wink

                    Но отвечать-то надо! soldier
                    А ура-патриоты утверждают что все позиционные районы РВСН прикрыты ПВО,ПРО...
                    feel Вот не знаю чем "Пересвет" в РВСН занимается...
            2. 0
              29 января 2022 14:04
              Цитата: A.A.G.
              Цитата: BlackMokona
              Как же тогда ядерная война не началась от пусков и посадок Фалькон-9 ? wassat

              Районы пуска,траектории отслеживается...В сложных ,сомнительных условиях пока действуют какие-никакие договорённости, предупреждения...

              Минусаторам, - хотелось-бы услышать несогласие, аргументы...
              Заметил,- сложилась некая кастовость форума: не считая "залетных", есть " охотники" за "погонами";
              всерьёз начинаю подозревать, что некоторые " на работе")),ну,даже по количеству комментариев за единицу времени,трехсменка получается)),- но,надеюсь,-они тоже люди,- задумываются над тем, что читают,на что отвечают,оценивают;
              естественно,есть люди с иным мнением на тот или иной вопрос(наверное,даже хорошо),- но(!),- тогда и МНЕНИЕ,пожалуй стоит выразить!
              ...Товарищи,господа!
              Каждый из нас "чалится" на данном ресурсе в силу различных причин... Но! ДАЖЕ если сталкиваются антогонисты, думаю, обои заинтересованы в популярности ресурса.Разве не так? "Междусобойчики" среди завсегдатаев,- нормальное дело для всех пристойных форумов.Но, они могут,иногда уходят, в сферу личностного общения( тоже нормально)...
              Но, признаюсь, - мне бы хотелось бы сохранить "ВО", как...площадку для удобного,искреннего,интересного,познавательного,взаимно уважаемого общения!(Утопист?- не думаю)... hi
    2. +1
      28 января 2022 13:44
      Цитата: Борисыч
      Осталось объяснить русской ПРО, что там летит.

      И в чем проблема?
      У русской ПРО телефон отключили?
  6. -5
    28 января 2022 06:44
    О чём тут говорить? В самом начале же написано -
    контракт на сумму 102 миллиона долларов на демонстрацию технологий и возможностей

    Пофантазировали генералы и разошлись)
  7. +18
    28 января 2022 08:41
    Представляю себе, если бы в России
    появился человек подобный Илону, который воплощал такие амбициозные проекты…
    ...он бы сегодня ещё за PayPal срок мотал.
    1. +13
      28 января 2022 09:07
      Реальность куда печальнее
      «Русский Илон Маск» умер из-за пыток и изнасилований в СИЗО

      Проведенная в феврале-марте судебно-медицинская экспертиза показала, что Пшеничный не покончил с собой, а скончался в результате телесных повреждений. Арестованного пытали, насиловали, а затем задушили. На его теле были обнаружены резаные и колотые раны, во рту — метки от электротравмы, кроме того, у него был сломан позвоночник.

      Причина, по которой над инженером так издевались в СИЗО, так и осталась неясной. Но перед смертью, как пишет «Новая газета», он успел передать жене три записки с просьбой никому ничего не платить.

      https://lenta.ru/news/2018/04/16/ilonmask/
    2. +16
      28 января 2022 09:33
      Российский Цукерберг - Павел Дуров вынужден был по дешёвке продать ВКонтакте и бежать из страны, в которой на него завели уголовное дело. Кремлю таланты не нужны. Ему ближе узбекский уголовник Усманов, нежели гениальный Дуров.
      1. -11
        28 января 2022 09:45
        Срисовать фэйсбук это уже гениально?
        1. +14
          28 января 2022 09:48
          В любом случае чувак построил успешный бизнес без распила и воровства из гос.бюджета. У него его отняли и пока пока.
          1. -12
            28 января 2022 12:30
            он сидит на бюджете пентагона!!!!
        2. +9
          28 января 2022 10:48
          Цитата: Yaroslav Zhigulin
          Срисовать фэйсбук это уже гениально?

          а телегу он с чего "срисовал"?
        3. -1
          30 января 2022 02:14
          Цитата: Yaroslav Zhigulin
          Срисовать фэйсбук это уже гениально?

          А попробуй "срисовать", посмотрим! Я вот ушёл с Фейсбука из принципиальных соображений. Думал легко найду "срисованные" сайты. Ан нет.... Пока что ни одного нормального не нашёл. Даже "дуровский" Телеграм откровенно хуже и неудобнее Фейсбука. Так что, дерзай... Может сможешь. Памятник тебе поставим...
    3. +8
      28 января 2022 09:58
      Представляю себе, если бы в России
      появился человек подобный Илону, который воплощал такие амбициозные проекты…
      ...он бы сегодня ещё за PayPal срок мотал.

      Так Макс пытался бизнес с Россией построить, не получилось.
      В октябре 2001 года бизнесмен Илон Маск приезжал в Москву, чтобы купить переоборудованную межконтинентальную баллистическую ракету для отправки мышей на Марс.
      https://www.rbc.ru/business/14/05/2015/5554d2549a7947f13bdf3360
  8. -15
    28 января 2022 09:44
    Парень в тапочках и с ПЗРК будет очень рад такому летающему баку.
    1. +12
      28 января 2022 10:08
      Наравится такая постановка вопроса и такой подход к делу.
      Создать что-то новое, современное, инновационное - это не к нам.
      А вот разрушить это новое, уничтожить его - это наше. Скрепное.
  9. -6
    28 января 2022 10:03
    1.Что то там наметились у Илона, какие то крупные проблемы в отделении которое занималось двигателями для этих красивых кораблей словно сошедших с картинок фантастических журналов 50-х годов.
    Говорят тягу не развивают расчетную.. Причём существенно не дотягивает.
    Что аж два топ менеджера из этих отделов помахали ручкой и ушли....Директор и главный конструктор, если что...
    Эта проблема уже решена что ли? Или и на этих движках суборбитальный полёт возможен.
    2. Не в любой точке земли можно заправить несколько тысяч тонн кислорода и метана, далеко не в любой. И как я понял, кораблю (это вторая ступень) для возвращения нужна первая ступень, которую в "любую точку мира" еще нужно доставить. Тут как быть?
    3. Ну и с трудом можно поверить, что полёт на ракете будет дешевле, чем на транспортном самолёте. Расход топлива в 100 раз больше у ракеты. За счет чего экономия?
    п.с. И хотя ракета летит всего час в "любою точку мира", в некоторых точках мира, сбивается на раз дальнобойными зенитно ракетными комплексами..
    1. +5
      28 января 2022 10:35
      1. Говоря о "недотягивании расчетной тяги" неплохо бы в коммент вставить ссылочку на обоснование достоверности данного утверждения. Желательно, с авторитетного ресурса. На данный момент, например, известно несколько другое. Что версия уже Raptor 2 стабильно работает при давлении 300 бар в КС.
      2. Речь идет сегодня уже не о суборбите, а об орбиталке всего комплекса. Которая задерживается только из-за бюрократических процессов в FAA.
      3. Переброска грузов в любую точку Земли - это лишь одно из возможных направлений использования системы Starship/Super Heavy, о котором Маск обмолвился. Главное предназначение системы совсем не в этом.
      4. В отношении "сбивается" уже ответил комментом выше.
      1. -3
        28 января 2022 12:43
        Цитата: Косм22
        1. Говоря о "недотягивании расчетной тяги" неплохо бы в коммент вставить ссылочку на обоснование достоверности данного утверждения.

        https://hi-news.ru/technology/problemy-s-razrabotkoj-korablya-starship-mogut-privesti-k-bankrotstvu-spacex.html
        https://www.ixbt.com/news/2021/11/30/u-spacex-problemy-ilon-mask-vpervye-zagovoril-o-realnom-riske-bankrotstva.html
        В начале этого месяца вице-президент компании SpaceX по силовым установкам Уилл Хелтсли и вице-президент по полётам и запускам Ли Розен покинули компанию. Уилл Хелтсли был отстранен от разработки Raptor перед тем, как уйти. Илон Маск в своем электронном письме отметил, что руководство компании с тех пор копается в проблемах и уже выяснило, что обстоятельства «намного более серьёзны», чем Маск думал ранее.

        Кризис производства Raptor намного хуже, чем казалось несколько недель назад. Мы столкнёмся с реальным риском банкротства, если в следующем году мы не сможем достичь частоты запусков Starship хотя бы раз в две недели.

        Это вообще то 20 пусков в год, или 4 000 тонн на орбиту?
        4 000 тонн высокотехнологичной продукции.
        Земля столько делает?
        Он описал страшную для сотрудников ситуацию на следующий день после Дня Благодарения в корпоративном электронном письме, копию которого получил CNBC.
        https://www.rbc.ru/technology_and_media/30/11/2021/61a677559a794721944f0020
        Маск допустил банкротство SpaceX из-за проблем с разработкой двигателей

        Достаточно?
        1. 0
          28 января 2022 14:16
          Какое отношение имеет недовольство Маска к масштабам выпускаемой Спейсами продукции, если речь зашла о двигателях Раптор? Причем, с Вашей подачи? "Говорят тягу не развивают расчетную." Причём существенно не дотягивает." Это я сказал? Это Ваши слова. Которые я и просил подтвердить ссылкой. Вместо этого Вы уводите разговор в сторону. Маск действительно высказал опасение. Но во-первых, не из-за технических проблем с Raptor-1 или, тем более, несоответствия его тяги заявленным характеристикам. Во-вторых, заявление Маска было сделано с целью подстегнуть коллектив для форсирования выпуска продукции. В том числе того самого Raptor-1, которому якобы не хватает тяги по Вашим словам.
          Подтяните матчасть. С Raptor-1 все в порядке. Как с атмосферником, так и с вакуумником (тем более, что различия там минимальные, только в геометрии сопла). Raptor-2 обладает еще лучшими характеристиками. В том числе и по тяге. До давления 300 бар в КС некоторым надо еще дойти.
          1. -2
            28 января 2022 14:21
            22 ой год пролетит не заметишь.
            Недолго ждать осталось.
            4 недели уже прошли.
        2. 0
          28 января 2022 14:33
          Цитата: Алексей Зоммер
          4 000 тонн высокотехнологичной продукции.


          Можно непрерывно пустые спутники-слоты делать и выводить: на борту стыковочные узлы и батареи с панелями или типовые разгонные блоки с горючим выводить а после продавать или места на слотах или услуги или само это железо, накапливаемое в космосе.
          Профессия новая появится - космический перекуп...
          1. 0
            28 января 2022 14:35
            Вы пошутили?
            1. 0
              28 января 2022 14:38
              Насчёт слотов и разгонных не шутил. И даже про перекупов шутка будет шуткой только пока не появится возможность покупать места и железо у третьих лиц.
              1. +1
                28 января 2022 15:58
                Цитата: ycuce234-san
                Насчёт слотов и разгонных не шутил. И даже про перекупов шутка будет шуткой только пока не появится возможность покупать места и железо у третьих лиц.

                Как Вы думаете, почему сейчас такой услуги нет?
                Может потому что это никому не нужно, за те деньги что это стоит?
                Кроме того. У любой техники есть срок годности, пока "слот" продадут он может выйти из строя.
                Так же 4 000 тонн слотов это (шепотом) СОТНИ миллиардов долларов.
                Кто согласится омертвить такие деньги в надежде, что кто то выкупит?
                Подумайте об этом серьезно. Космос, это Вам не Яндекс GO.
                1. +1
                  28 января 2022 16:59
                  Вообще ступени разгона и разведения это востребованная и распространенная космическая техника. На них точно спрос будет. Сейчас ещё востребованы кубсаты, которые очень ограниченны в маневрах из за компактности и их надо развозить "автобусом-вахтовкой".
                  Те, кто захочет себе "слот" - сэкономят на проектировании и "коммуналке", так как их задача - уложиться в купленный стандартный контейнер.
                  https://naked-science.ru/article/cosmonautics/kosmicheskaya-stupen-ili-zachem-nuzhen-i-kak-rabotaet-razgonnyj-blok
    2. +4
      28 января 2022 11:11
      Железная логика. И в самом деле в теории ЗРК может сбить все. Даже какой-нибудь Ил-76, перевозящий груз в какую-то определенную точку земного шара.
  10. -9
    28 января 2022 10:11
    Ждёмc самого грандиозного бздынь ,от Starship .100тонн грузоподьёмности не шутка! lol
  11. -7
    28 января 2022 10:22
    А что по этому вопросу скажет начальник транспортного цеха? Т.е система предупреждения об ракетном нападении?
    1. +5
      28 января 2022 10:50
      Тоже что говорит на пуски и посадки Фалькон-9.
  12. Dos
    +2
    28 января 2022 12:35
    Поживём - увидим! Сама по себе идея неплохая, но дьявол кроется в деталях.
  13. 0
    28 января 2022 15:31
    Рогозину приятней снять кинцо с белобрысой фурией, засоряющей отсек МКС своими неучесанными патлами.
  14. 0
    28 января 2022 16:48
    Это старая идея баллистического транспорта, которую вовсю эксплуатировал еще Хайнлайн. Если получится удешевить старт, и более или менее ровно сажать ракету на неподготовленную площадку (на подготовленную бессмысленно, ракета будет годиться исключительно на утилизацию, расходы уйдут в космос), это будет очень даже неплохо. Но в осуществимости такой работы американскими руками я глубоко сомневаюсь.
  15. -3
    28 января 2022 17:41
    потомки писателя ЖУЛЬ ВЕРН ..............
  16. +1
    28 января 2022 18:31
    В любом случае идея интересная и любопытны результаты будущих испытаний.
  17. +2
    28 января 2022 18:50
    На этом ресурсе была статья про почтовые ракеты.
  18. -1
    29 января 2022 02:33
    В вопросе ракетной доставки грузов и снаряжения меня напрягает всего одно обстоятельство - статистика. А она говорит, что даже одна авария на 100 полетов, это великолепный показатель. Нет, 1% потерь в боевом вылете, это далеко не самый страшный показатель, особенно если речь идёт только о грузах. Но проблема тут в начальной и конечной точке маршрута. С вылетом проблема в том, что по-хорошему, ракету надо сначала загрузить, потом заправить, эвакуировать тех, кто этим будет заниматься на безопасное расстояние (а это при сотнях тонн топлива и окислителя на борту - минимум 3-4 км), а только потом ракету запустить. Но даже если предположить загрузку заправленной ракеты, все равно к часу полета добавится ещё несколько часов на погрузку и эвакуацию. И попробуй ускорь. Ракета не Урал, которому можно в кузов чего хочешь, как хочешь накидать, должна соблюдаться центровка, развесовка, точное размещение грузов, их крепление и т.д. и т.п. А это работа никак не на один час. Причем очень ответственная и аккуратная, особенно на заправленной ракете. Вон, те же американцы имели опыт, когда при ТО МБР, упавшей головкой ключа бак пробили и сделали бабах. Но самое страшное - это посадка, так как ракета летит к позициям своих войск (иначе смысл скоростной доставки теряется). И если случится отказ, это может закончиться падением на скорости в несколько километров в секунду, никак не меньше 200 тонн груза, конструкции ракеты, запаса топлива и окислителя для посадки. И эффект будет примерно соизмерим с ударом оперативно-тактической БР со специальной боевой частью.
  19. -4
    29 января 2022 06:31
    Маск Шарлатан
    1. -1
      31 января 2022 21:41
      Всего лишь руководствуется девизом: "Любой каприз-за ваши деньги!"
  20. 0
    1 февраля 2022 15:41
    Цитата: BlackMokona
    Реальность куда печальнее
    «Русский Илон Маск» умер из-за пыток и изнасилований в СИЗО

    Проведенная в феврале-марте судебно-медицинская экспертиза показала, что Пшеничный не покончил с собой, а скончался в результате телесных повреждений. Арестованного пытали, насиловали, а затем задушили. На его теле были обнаружены резаные и колотые раны, во рту — метки от электротравмы, кроме того, у него был сломан позвоночник.

    Причина, по которой над инженером так издевались в СИЗО, так и осталась неясной. Но перед смертью, как пишет «Новая газета», он успел передать жене три записки с просьбой никому ничего не платить.

    https://lenta.ru/news/2018/04/16/ilonmask/

    Это ужасная история.Еще более ужасно, что когда речь о моей Родине -в такие истории все чаще верится априори
  21. 0
    27 марта 2022 10:22
    И в зтом году Старшипу не видать космос. Зарезервировано окно только для суборбитального полета. Всего один. Да и сертификация не идет. Слишком часто горят прототипьi. До одного.
  22. 0
    7 апреля 2022 13:48
    Эта идея не нова. Её уже лет 70. Гуглите Douglas ICARUS / Ithacus. В 1963 году начали.
  23. 0
    9 апреля 2022 08:36
    США определённо собираются воевать и дальше!
  24. 0
    22 апреля 2022 13:59
    В США есть сотни тысяч бессмысленных проектов, которые реализовываются благодаря печатному станку, который печатает мировую резервную валюту.
    Я думаю, что это один из этих проектов. Скорее всего проект будет закрыт после освоения выделенной суммы.