Лучше поздно, чем никогда

96

Проскочившая на неделе новость о том, что в морскую авиацию поступили первые новые самолеты Су-30СМ2, заставила задуматься. Радоваться? По нашим странным и непростым временам – однозначно. Вопрос только стоит в том, насколько глубоко нужно радоваться, потому что в целом дела с российской морской авиацией обстоят…

Давайте просто посмотрим на цифры и подумаем, как они обстоят.



Весьма рассчитываю на то, что наша экспертная прослойка согласится с тем, что над морем самолет – весьма важная боевая единица. Так пошло еще со Второй Мировой войны, мало что изменилось сейчас.

Когда-то, в другой стране, военное командование это прекрасно понимало и у Советского Союза была просто роскошная морская авиация. Ее численность превышала тысячу самолетов различного назначения: ракетоносцев, штурмовиков, бомбардировщиков, истребителей, противолодочных и транспортных самолетов.

Лучше поздно, чем никогда

2008 год стал черной вехой в истории морской авиации, в ходе реформ господина Сердюкова была окончательно ликвидирована морская ракетоносная авиация. Оставшиеся «на лету» ракетоносцы Ту-22М3 были переданы в ВКС. Впрочем, от сотен самолетов МРА ВМФ к тому времени осталось несколько десятков работоспособных единиц.

Да и то, в связи с ликвидацией морских ракетоносцев, например, Ту-22М3 Тихоокеанского флота были перебазированы из Советской Гавани аж в Иркутскую область, в Усольский район, на аэродром Белая. Насколько оправдано убрать бывшие морские ракетоносцы от берегов на две с половиной тысячи километров, судить не берусь. Но то, что 444-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, куда влили самолеты 568-й отдельного смешанного авиационного полка не стоит рассматривать, как большое подспорье флоту – это факт.

Бомбардировщиков и ракетоносцев в составе авиации флотов не осталось. Это большое «достижение» в реорганизации флотских структур, направленных на усиление боевых возможностей флотов.


Хорошо, что не успели реформировать штурмовую авиацию флотов. И на сегодняшний день еще остались 43-й отдельный морской штурмовой авиаполк Черноморского флота и 4-й отдельный гвардейский штурмовой авиаполк Балтийского флота.

Само название «штурмовой полк» весьма условное. По выполняемым задачам морские штурмовики ближе к сухопутным фронтовым бомбардировщикам, поскольку целями для морских штурмовиков являются как удары по кораблям, так и по береговым стационарным целям.


Потому главным морским штурмовиком является Су-24М. Но этот самолет не может нести противокорабельные крылатые ракеты. Основным ракетным вооружением Су-24М являются управляемые ракеты малого и среднего радиуса действия, способные работать против целей на берегу. Су-24М может отработать своими ракетами и по кораблям, но эффективность таких ударов будет более чем сомнительной. В основном из-за радиуса действия вооружения, который просто заставляет штурмовик подойти в зону действия корабельной ПВО.

Вообще, скажем прямо, Су-24 откровенно устарел, как ударный самолет. Его применение еще оправдано в таких странах, как Сирия, где у противника нет нормальной ПВО, но действия против современных кораблей, оснащенных современными средствами ПВО может быть и будут успешными, но вопрос – какой ценой.

Есть мнение, что эта цена будет очень высока. Су-24М на вооружении с 1983 года, и как его не модернизируй, он остается старым фронтовым бомбардировщиком на службе у флота.


Су-30СМ2. Это несколько иной расклад. Это самолет следующего поколения, а если брать Су-30СМ2, то туда воткнули все что только можно от Су-35.


Да, сам по себе Су-30 тоже язык не поворачивается назвать современным истребителем. Как истребитель, как раз, Су-30 даже в последней модификации проигрывает тому же Су-35. А вот как штурмовик Су-30 смотрится довольно перспективно, ведь самолет в состоянии применять две противокорабельных ракеты: дозвуковую Х-35 и сверхзвуковую Х-31. Х-35 мощнее в плане боевой части (145 против 95 кг), но медленнее, чем Х-31.


Х-31 - это ракета с весьма большой степенью вероятности проникающая через почти любую корабельную ПВО, будучи применяемой массировано. Однако у нее все те же недостатки: небольшая дальность полета. Есть модификация Х-31АД, у которой дальность увеличена на 50 км по сравнению с Х-31А (дальность полета 110 км), но радиус действия ЗУР SM-6, которой оснащаются американские корабли, составляет 240 км. Отсюда понятно, что применение этих противокорабельных ракет будет весьма и весьма непростым делом.


Х-35 – лучше. Да, можно сказать, что это наш «Гарпун». Ее можно запускать с большего расстояния, вне зоны действия корабельной ПВО. Правда, для стрельбы с больших дистанций нужна соответствующая РЛС.

«Пума» и «Тигр» у Су-24 – это в целом позавчерашний день. «Барс» у Су-30 – уже лучше, но уверенный радиус боевой работы не более 100 км.

Су-30СМ2 будут оборудованы изделием Н035 «Ирбис» все от того же Су-35. Но «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой потребляет энергии на порядок больше, чем «Барс», так что в рамках модернизации пришлось менять двигатели АЛ-31Ф на АЛ-41Ф все от того же Су-35. Генераторы двигателей Су-35 рассчитаны на большие нагрузки и с ними «Ирбис» будет работать без проблем, поскольку это «его» генераторы.

РЛС «Ирбис» позволит Су-30СМ2 главное – увидеть цель и осуществить пуск ракеты не просто с большой, а с безопасной дистанции. Да, это будет Х-35, с которой ПВО корабля будет справиться легче, однако это уже предмет отдельного обсуждения.

Нам же важно, что модернизированный Су-30 способен не просто дать пилоту шанс на выживание, самолет может обеспечить выполнение боевой задачи по противодействию кораблям противника без лишних и ненужных потерь.

Однако, четкой информации о том, какие самолеты получат в штурмовых полках морской авиации, нет. Было бы просто прекрасно, если те Су-30СМ2, о которых речь шла выше, встали бы в строй. Но есть и информация несколько иного плана, менее оптимистичная.

Некоторые источники говорили (а косвенно военные подтверждали), что в самолетах первых серий, поступающих на перевооружение полков морской штурмовой авиации двигатели будут не АЛ-41Ф. Соответственно, и РЛС будут не «Ирбисы». Учитывая, что других двигателей и БРЛС у нас просто нет, значит, эти Су-30СМ2 не такие уж и СМ2.

В принципе, в любом случае, это лучше, чем Су-24М. С этим спорить сложно. Войны тем более, завтра вроде бы не предвидится, так что есть время собрать те самолеты, которые были первоначально озвучены. То есть, Су-30СМ2.


Некоторое количество самолетов «переходного этапа» - это не страшно, если их сменят реальные самолеты ТОЙ модификации, о которой говорилось изначально.

Еще было бы очень неплохо, если бы морские штурмовики получили в свое распоряжение современные средства поражения противника. Конечно, Х-35 (на вооружении с 2003 года) и Х-31 (на вооружении с 1989 года) с натяжкой можно назвать современными, но обе они из 70-х годов прошлого века.

Обещали гиперзвуковую ракету «воздух-поверхность». Но для работы по объектам береговой инфраструктуры. Противокорабельных ракет не предвидится.

Но ведь есть «Оникс», который вполне может получить прописку на Су-30. Смогли же индусы на своих Су-30МКИ использовать доработанную версию «Яхонта», экспортного варианта «Оникса»?


«Брамос» вполне нормально размещается на индийских Су-30МКИ, почему нельзя доработать «Оникс»? Ведь ракета изначально создавалась как ПКР воздушного базирования.

Давайте просто прикинем, сколько понадобится Су-24М с ракетами типа Х-29 или Х-59 (такими же древними, как и носитель), чтобы причинить хоть какой-то вред современным эсминцам типа американского «Арли Берк» или британского «Дефендера»?

Даже «слабачок» британец может очень резко «показать зубы», которых у него 48. Ровно столько ячеек в ПУ Sylver A50 для ракет «Aster 30» с дальностью стрельбы до 120 км и ракет малой дальности «Aster 15» с дальностью стрельбы до 30 км.

Сколько шансов у Су-24М в таком деле?

Су-30СМ2 с современным ударным вооружением смотрится намного перспективнее. Су-24М не просто устарел, он устарел настолько, что о применении его против современных кораблей вообще не может идти речи. Подобная атака будет бессмысленной и беспощадной по отношению к летчикам Су-24.

Поэтому перевооружение двух оставшихся полков морской штурмовой авиации на более современные самолеты можно только приветствовать. И, естественно, можно и радоваться. Но – оптимизм стоит выражать тогда, когда перевооружение завершится.


Фото: mil.ru

Возрождение российской морской авиации можно начать и таким образом. Главное – не останавливаться.
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +34
    30 января 2022 04:11
    Наконец, хоть кто-то на ВО оценил Су-24 как он есть.
    1. +9
      30 января 2022 04:26
      Цитата: mmaxx
      Наконец, хоть кто-то на ВО оценил Су-24 как он есть.

      Вот была неплохая статья на эту тему:
      https://topwar.ru/84921-sluzhba-i-boevoe-primenenie-frontovogo-bombardirovschika-su-24-chast-2-ya.html
    2. +21
      30 января 2022 05:11
      Наконец, хоть кто-то на ВО оценил Су-24 как он есть.

      "Экзосет" АМ-39 на аргентинских "Суперэтандарах" имела дальность при пуске у земли 50 км, и 70 км при пуске с Н=10 км . Полёт на сверхмалой , горка , пуск, снижение и домой. Скайхоки вообще тащили обычные фугаски , чуть не цепляясь за волны . Втыкали их в борт , перепрыгивали через корабль и улепётывали. Если бы ещё бомбы взрывались сразу, а не когда английские сапёры вытаскивали их из переборок .
      Просто Скоморохов забыл такую штуку , как радиогоризонт. И то , что ударные самолёты сами никого не ищут, а летят "по наводке".
      1. +18
        30 января 2022 06:49
        Английское ПВО англо-аргентинской войны - это просто чудо. Они были за мир.
      2. +18
        30 января 2022 10:02
        Радиогоризонт это хорошо, но у НАТО в изобилии ДРЛО
        1. +12
          30 января 2022 10:31
          Радиогоризонт это хорошо, но у НАТО в изобилии ДРЛО

          Так такие вещи планируют . Даже аргентинцы высылали чистые истребители ( миражи израильской постройки ) связать боем палубные "Харриеры". Да, не удачно . Да , всеракурсные "сайдвиндеры" англичан дали им огромную фору. Но ведь думали, планировали. А Вы сразу на амбразуру голой задницей , ничем не прикрыв ударную группу.
          1. +11
            30 января 2022 10:39
            Проблема что у НАТО в разы больше самолётов. Поэтому каждый раз когда вы тратите самолёты чтобы связать часть боем, противник высылает ещё. Проблема в радикально разном размере экономики
            1. +19
              30 января 2022 10:41
              Проблема в радикально разном размере экономики

              Это к Мишустину с Путиным. wink Мы с Вами эту "проблемку" не решим .
            2. -2
              30 января 2022 13:55
              для уравнивания экономик при тотальной войне есть СЯС . в кучу не мешайте все , начинаем с планирования атаки на отдельный корабль , заканчиваем планированием действий в глобальной войне )))
          2. +24
            30 января 2022 10:46
            Цитата: dauria
            Так такие вещи планируют .

            Спланируйте. У аргентинцев, если что, флот имел самолеты ДРЛО - Нептуны. Да, старые и больные, но именно они вскрыли расположение КВМФ и позволили нанести удар по Шеффилду.
            Где у нашего флота такие самолеты?
            Цитата: dauria
            Даже аргентинцы высылали чистые истребители ( миражи израильской постройки ) связать боем палубные "Харриеры".

            Ничего не высылали. Слали голые ударные группы без прикрытия. Истребители высылали на начальном этапе на прикрытие островов.
            1. +22
              30 января 2022 13:46
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Где у нашего флота такие самолеты?

              Ил-38 ?
              Ту-142 ?
              если по аналогии с "Нептуном" брать . recourse
              А-50\А-50У , которых на пальцах сосчитать и разрыдаться ?
              А-100 , которого нет , но уже лет 12 - 15 обещают ?
              Правда контейнеры "Сыч" для морских Су-30СМ и прочих Су-34 , поступать начали и БПЛА ДРЛО обещают ...
              И конечно "Минерал" для надводных средств слежения .
              Вся беда в том , что у нас в Морской Авиации вообще с самолётами request облом и недоумение . Не любит Флот(адмиралы) свою Авиацию , оттого и заказывать новые самолёты не спешат . Они ведь давно для себя решили , что "Войны не будет" .
              ... Что такое 21 Су-30СМ для всей Морской Авиации ??
              Для 4-х флотов и одной флотилии ?
              И похоже , что Генеральных Штаб с мнением адмиралов согласен полностью .
              Увы .
              1. +2
                31 января 2022 19:56
                Нет у адмиралов мнения. Планированием занимаются не они, деньги выделяют не они, получают тоже не они. Адмиралы только отчитываются о процентах выполнения промышленностью работ, не имея возможности контролировать расходы промов. Военная приёмка только качество проверяет. Это все, что могут моряки.
                1. +1
                  31 января 2022 20:31
                  А планы обороны водных районов и прилегающих акваторий им тоже "шахматисты" составляют ? Без заявок на нужды обороны вверенных направлений , как вам шахматисты планы распишут ? Их другому учили .
                  Все постсоветские годы командование флотами свою авиацию задвигало , даже пыталось от неё избавиться - "одни хлопоты непрофильные" , а "Войны не будет !" .
                  Особенно когда у Флота почти нет кораблей , как кроме как авиацией , оборону с морских направлений строить ? Как с ударной и противолодочной авиацией противника бороться ? Как базы военно-морские от вражьей авиации и КР охранять и защищать ?
                  А если нет заявок на обновление Морской Авиации , то её и не будет .
                  Её по сути и нет .
                  А вода под лежачий камень не течёт .
                  1. +3
                    31 января 2022 23:42
                    Так уж заведено что все решают политики. И поставляют в Армию и на Флот то что выгодно им , а не то что нужно военным. Это как правило.
                    Я не знаю убрали ли на Су-30СМ2 кислородные баллоны и аппаратуру КДА-15 разработки 1987 года заменив их на БКДУ-130 как стоит на Су-35С.
                    Если нет - то грош цена всей это модернизации. Хуже индусов выходит.

                    Как не крути Су-30СМ разработка 20-летней давности, на базе того же Су-30МКИ. Делай не делай а совсем современный самолет из него не сделать уже по определению.
                    Надо было форсировать 5-е поколение...
                    1. 0
                      1 февраля 2022 01:21
                      Как планер и база Су-30СМ вполне себе хорош , и думаю в новой версии СМ2 в него перетянули по возможности всё , что можно из Су-35 . Вот только про двигатели АЛ-41Ф1С - молчёк . Видимо не вышел каменный цветок с ремоторизацией . До этого обмолвились , что собирались разработать "нечто среднее" в размерности АЛ-31Ф , но с характеристиками АЛ-41Ф1С ... думаю ограничатся заменой лопаток для повышения ресурсности до 4000 часов и лёгким апгрэйдом . Но если установили "Ирбис" вместо "Барса" - уже огромный прогресс .
                      Для полёта над морем Су-30СМ2 вполне годная версия , лишь бы не ограничивались столь смешным заказом . Для Морской Авиации нужно сформировать\перевооружить как минимум 4 - 5 полков , чтоб было хоть что-то для прикрытия баз . А если им ещё и противокорабельное вооружение сочинят приличное , да полки будут иметь не убогие 2 , а как положено - 3 эскадрильи ... может толк и будет .
                      Вот только когда ?
                      Цитата: Osipov9391
                      Надо было форсировать 5-е поколение...

                      С 5-м поколением нашла коса на сажень . И видимо далеко не только в двигателях(которые могут и не получиться) , а главным образом в БРЭО , БРЛС , програмном обеспечении и радиокомпонентной базе .
                      Уже несколько лет ни слова , ни намёка о распиареной прежде "Белке" всеракурсной . Видно и в этом у "Данилы Мастера" каменный цветок не задался .
                      А запускать в серию новый планер со старой начинкой - верх кощунства и позор .
                      Ну хоть бы старые Су-27 и ранние Су-30 на Су-35 и Су-30СМ2 заменили ... да несколько полков новых развернули . На том , что есть .
                      Или тот же МиГ-35С с новой БРЛС АФАР в серию запустили бы - перевооружили те полки , что на МиГ-29 летают - тоже было бы дело . Да глядишь и заказал бы кто ...
                      Но у власти только разговоры .
                      1. 0
                        1 февраля 2022 02:18
                        У военных уже нет интереса к МиГ-35 после того как презентовали Су-75. Видимо ждут его, как никак первый родом из 70-х годов, а второй хоть и однодвигательный но полностью новейшая машина созданная с самого нуля.
                        А мудрить другие двигатели на Су-30СМ кроме Ал-31ФП штатных, я не вижу смысла так как это двигатель наиболее удачный в своем классе. У него высокая ремонтопригодность и взаимозаменяемость с узлами Ал-31Ф которые еще должны быть на складах и могут использоваться со списанных машин где есть остаток их ресурса. Или узлы какие.
                        Потому в плане унификации может оставить как есть.

                        Что касается аэродинамики, то у Су-30СМ она не лучшая по сравнению с Су-35С.
                        На Су-33 ПГО в такой компоновке оставили чтобы усилить подъемную силу крыла при взлете с трамплина;
                        у Су-34 ПГО оставили чтобы самолет не "колотило" на низких высотах;
                        Ранние Су-35 с ПГО сняли с вооружения.

                        Су-35С создавался уже позже всех этих перечисленных, потому и отвергли ПГО на нем уже по опыту. Из-за ненадобности.
                        Су-30МКИ был разработан ранее, потому решили оставить все как есть в плане аэродинамики.
                  2. +1
                    2 февраля 2022 19:20
                    Морская коллегия (есть такой совещательный орган из уважаемых людей), Главкомат и всякие теоретик могут писать море заявок. Но к Самому вхож МОРФ и руководство ОСК. Главком не вхож. Поэтому когда ВВП прямо спросил: "А нам вообще авианосец нужен? ", Евменов в присутствии Шойгу промолчал в тряпочку. Потому что за лишние слова можно на пенсию уйти. От флота в МОРФ ждут только бодрых докладов о том, что всех потопим, боеготовы и вссех победим, и денег нам не надо. А доложишь о фактической состоянии, уйдёшь на дембель как Бурсук. А не сможешь выполнить ожидаемое, уйдёшь как Чирков. Поэтому не надо ждать ничего от новых флотских чиновников. Они не развивают флот, они управляют тем, что есть, быстро дружатся с ОСК и уходят на ДМБ на тёплые места.
                    1. 0
                      2 февраля 2022 19:58
                      Ну стало-быть такая она - Кремлёвская Власть .
                      Компетенции дет-сада , но живут в сласть . bully
          3. +8
            30 января 2022 13:01
            Не хватало радиуса действия у аргентинцев. Ударные группы летали даже без возможности второго захода. Если какой форс-мажор по маневрированию, то очень часто топлива до аэродрома не хватало. Самолет падал.
      3. 0
        30 января 2022 13:53
        так и есть , нужна только верная тактика применения . сделали горку обнаружили цель сделали пуск - да вас тоже скорее всего обнаружат но скорее всего не успеют произвести пуск , а даже если и успеют - опять прижавшись к поверхности шансов даже ЗР с ГСН найти вас очень мало .
        1. -1
          30 января 2022 14:23
          опять прижавшись к поверхности шансов даже ЗР с ГСН найти вас очень мало

          Всё правильно. А если ещё курс самолёта поперёк курса ракеты, то и доплеровская селекция не сработает от помех поверхности избавиться.
      4. 0
        30 января 2022 21:53
        Сколько лет уже прошло, вы бы еще флот Трои вспомнили или Нельсона.К Фолкле́ндам вообще пацифистов отправили, там самые свирепые были аргентинцы и САС, набранный из эмигрантов за грин-карту.
    3. +16
      30 января 2022 08:44
      Цитата: mmaxx
      оценил Су-24 как он есть.

      Автор статьи не совсем грамотно оценил.
      Упомянутый им Су-24м давно снят с вооружения,и говорить надо о его модификации Су-24м2,и отличия между ними значительные.
      В статье много неточностей,перечислять все,смысла нет.
      Только некоторые : -никто и никогда не будет посылать Су-24м2 с Х-29 уничтожать авианосец,это просто глупо.
      - в состав морской авиации СССР никогда не входили бомбардировщики.
      - бывший министр обороны Сердюков не имел,и не мог иметь никакого отношения к развалу морской авиации.
      С чем можно согласиться,Су-24м2 устарел,пора на заслуженный отдых.
      1. +17
        30 января 2022 13:02
        Не будем придиратся. Но Су-24 сейчас войну с нормальным противником не переживет. Потратить ресурс в какой-нибудь Сирии и отправить на покой - в музеи. Самолет красивый.
        1. 0
          30 января 2022 15:08
          Цитата: mmaxx
          Не будем придиратся

          Утверждая в статье,что Су-24М принят на вооружение в 1983 году,автор толкует именно о Су-24М, то есть не имеет даже понятия о Су-24М2.
          Вся эта статья,очень наивная и даже смешная,и может вызвать только внутри диванный интерес,скажем так.
        2. +1
          30 января 2022 15:19
          Цитата: mmaxx
          Самолет красивый.

          Этих красавцев не так много и осталось,в ВВС перевооружили на Су-34,те немногочисленные,что остались - общей картины не портят,честно отрабатывают.
          В морской авиации,куда Су-24 был определен ещё в советские времена в приказном порядке,плавно меняют на Су-30
          1. -2
            31 января 2022 10:38
            Морская авиация состоит из истребительных и бомбардировочных полков
            бомберы Су-24М будут постепенно заменять на Су-34
            а истребители Су-27 на Су-30СМ/2
            1. +4
              31 января 2022 12:02
              А можно пример бомбардировочного полка морской авиации (расформированные не предлагать)?
              1. -4
                31 января 2022 12:10
                я говорил про эскадрильи а не полки, до полноценных полков ещё далеко
                72-я авиабаза в Черняховске относится к балтийскому флоту
                4-й смешанный авиационный полк
                1-я эскадрилья на 10 Су-27, 3 Су-27УБ, 2-я эскадрилья 14 Су-24М, 3-я эскадрилья 8 Су-30СМ, 4 Су-30СМ2
                вот 2-ю эскадрилью будут заменять на Су-34, а 1-ю эскадрилью на Су-35С (после Хотилово)
                1. +3
                  31 января 2022 12:11
                  Чего то Вы не то нагуглили.

                  Нет никакого 4-го смешанного авиаполка, есть 4-й гвардейский морской штурмовой авиаполк в Черняховске и 43-й отдельный морской штурмовой аэропорт в Крыму.
                  1. -4
                    31 января 2022 12:21
                    4-й гвардейский морской штурмовой авиаполк в Черняховске

                    я это и имел ввиду - 3 эскадрильи - по моему умозаключению - смешанный
                    2-е истребительные, 1-на бомбардировочная эскадрилья
                    1. 0
                      1 февраля 2022 16:23
                      Ещё раз для тех, кто танке.
                      Два полка с ударными самолётами - штурмовые.
                      Род сил авиации, к которым они относятся в Морской авиации называется "штурмовая". Не надо ничего пытаться придумывать, особенно Вам.
                      1. -2
                        1 февраля 2022 16:58
                        4-й смешанный авиационный полк для тех кто в МиГе-18
                        сленговое выражение где смешанный - описано выше
                      2. 0
                        1 февраля 2022 22:39
                        4-й смешанный авиационный полк


                        Нет в морской авиации такого полка.
      2. +12
        30 января 2022 14:44
        - в состав морской авиации СССР никогда не входили бомбардировщики.

        Владимир, здравствуйте.
        Если Вы имеете ввиду бомбардировщики вообще, то здесь ошибка. В ракетоносных полках, вооруженных Ту-16, третьи эскадрильи имели на вооружении бомбардировщики.
        1. -2
          30 января 2022 15:12
          Цитата: CHEREDA73
          В ракетоносных полках, вооруженных Ту-16, третьи эскадрильи имели на вооружении бомбардировщики

          В том-то и дело,что вообще,как Вы выразились.
          Иметь на вооружении бомбардировщики,совсем не означает иметь бомбардировочную авиацию.
          1. +8
            30 января 2022 15:23
            Здесь спорить не буду. Это терминология. Одна из основных задач третьих эскадрилий была именно бомбометание. Для выполнения этой боевой задачи нужны соответствующие самолеты-бомбардировщики.
            1. 0
              30 января 2022 15:30
              Цитата: CHEREDA73
              Одна из основных задач третьих эскадрилий была именно бомбометание

              Кстати,в любом полку любой авиации,третьи эскадрильи были для обкатки молодого состава,либо для выполнения каких-то специфических задач,менее сложных,например РЭБ-овских.
              Можно и Ан-26 приспособить под бомбардировщик,запросто,и прицел имеется,и точность будет.
              1. +9
                30 января 2022 15:38
                По поводу обкатки "молодых" ничего не могу сказать. А так в МРАП (морской ракетоносный авиационный полк), когда на вооружении были Ту-16, то первая и вторая эскадрильи - ракетоносные. Третья - самолеты-заправщики и бомбардировщики, РЭБ тоже там. Ту-16 был полноценный бомбардировщик в третьих эскадрильях, их никто "не переделывал".
                1. +5
                  30 января 2022 15:43
                  Цитата: CHEREDA73
                  Третья - самолеты-заправщики и бомбардировщики, РЭБ тоже там. Ту-16 был полноценный бомбардировщик в третьих эскадрильях, их никто "не переделывал".

                  Ну и состав третьей эскадрильи был в МРА - и заправщики,и постановщики помех,и бомберы,эскадрилья была буквально напичкана всем и вся.
              2. 0
                31 января 2022 01:33
                Цитата: bober1982
                Цитата: CHEREDA73
                Одна из основных задач третьих эскадрилий была именно бомбометание

                Кстати,в любом полку любой авиации,третьи эскадрильи были для обкатки молодого состава,либо для выполнения каких-то специфических задач,менее сложных,например РЭБ-овских.
                Можно и Ан-26 приспособить под бомбардировщик,запросто,и прицел имеется,и точность будет.

                Не соглашусь! Объясните мне тогда третью эскадрилью в ОБВП,ОТВП,ОБВиУ...?
            2. 0
              30 января 2022 15:37
              Цитата: CHEREDA73
              Для выполнения этой боевой задачи нужны соответствующие самолеты-бомбардировщики.

              У нашего общего друга BEZa,был рассказ - как он бомбил с Ту-16,очень смешной рассказ,там прицел установлен чуть ли не с трофейного Юнкерса (я так понял),если конечно ему верить. На ВВС-овских Ту-16 установлен отличный ОПБ-11
              Такие вот были морские бомбардировщики.
              1. +5
                30 января 2022 15:42
                Здесь я не знаю, так далеко мои знания не распространяются. По прицелу, Вам, как штурману, виднее.
                По третьим эскадрильям я в курсе более-менее, потому что мой отец перед тем как быть назначенным командиром полка, командовал именно третьей эскадрильей (бомбил и таскал шланг smile ) что не помешало ему стать отличным ракетоносцем и заправляемым.
                1. +3
                  30 января 2022 15:48
                  Видимо,когда в морскую авиацию передавали Су-24,вспомнили о славных бомбардировочных традициях морской авиации.
                  Почему-то,когда замполит Саблин угонял Сторожевой,вспомнили о ВВС-овских бомберах Як-28
              2. +3
                30 января 2022 15:48
                это отрывок из стихотворения ветерана 924 Гвардейского МРАП майора Карпова. Как раз про бомбометание.

                На «боевом» открыты люки,
                Прильнул к прицелу наш Штатланд,
                У Игоря немеют руки,
                От ожидания команд.*18

                Семенов «сзади» наблюдает,*19
                Он штурману «дает контроль»,
                Вот бомбы точно попадают,
                И с полигона дали: «Ноль»!

                *18 Во время бомбометания на боевом курсе командир корабля, Бердников Игорь Семенович, майор, военный летчик 1 класса, обязан четко выполнять команды штурмана корабля Штатланда Александра Михайловича, старшего лейтенанта, военного штурмана 1 класса, для точного выхода на цель. Результат бомбометания РП полигона выдает двумя цифрами: Азимут и Расстояние от цели. 0 и 0 означает точное попадание бомбы в цель.
                1. 0
                  30 января 2022 15:52
                  Говорю же,смешно.
                  Цитата: CHEREDA73
                  0 и 0 означает точное попадание бомбы в цель.

                  Ещё смешней.
                  1. +2
                    30 января 2022 15:54
                    Что же там смешного? Хорошее стихотворение. А примечание написано для тех, кто в этом деле ничего не понимает. Что такое "на ноль".
                    1. +3
                      30 января 2022 15:55
                      Стихотворение и мне понравилось.
                      1. +3
                        30 января 2022 15:57
                        Оно вообще большое, посвящено ветеранам 924 Гвардейского МРАП. Гуглится легко. Называется "Обрывок Плановой Таблицы" Карпов.
                    2. 0
                      30 января 2022 15:57
                      Про то,что у Игоря онемели руки от ожидания команд.......
                      С такими руками не бомбят,или не туда,куда надо.
                      1. +2
                        30 января 2022 15:59
                        Ну...
                        Это же все-таки стихотворение smile Художественное произведение, а не фотография. Автор пытался передать напряжение момента...
                      2. 0
                        30 января 2022 16:03
                        На боевом курсе штурману сидеть с онемевшими руками - означает неуверенность,в прицел что-ли вцепился? и в голове беспорядочные мысли,лучше не бомбить.
                      3. +3
                        30 января 2022 16:06
                        Ладно, Владимир, не будем придираться к Автору, тем более, что Автор не штурман, а летчик Первого класса. Все-таки он не рапорт писал, а стихотворение...
                        Если у Вас есть время и желание, то почитайте... hi
                      4. +3
                        30 января 2022 16:41
                        Цитата: CHEREDA73
                        Если у Вас есть время и желание, то почитайте..

                        Я это давно прочитал,всегда с интересом подобное читаю,сейчас всё доступно,было бы желание,а времени сейчас предостаточно.И,Вам моё почтение.
                      5. +3
                        30 января 2022 16:44
                        Почтение - это моему отцу. good
                        Я не заслужил...
      3. +1
        31 января 2022 12:16
        Цитата: bober1982
        Упомянутый им Су-24м давно снят с вооружения

        Хммм... в марте 2021 г. мончегорские Су-24М Nº40, Nº51 и Су-24МР Nº31 отрабатывали дозаправку от Ил-78.
        http://forums.airforce.ru/foto-video/2440-su-24m-polety-chast-2-a-50/

        Самое интересное, что в морской авиации до 2016 года служили даже "чистые" Су-24 - в 43-м омшап. Именно "морской" Су-24 31.08.2016 г. выполнил последний полёт для машин этой модификации.
  2. +12
    30 января 2022 05:08
    В Мурманской области насеквестировали за глаза и за уши. В смысле боевых подразделений ВВС, ПВО и морской авиации. Таксист не знал...
  3. +9
    30 января 2022 06:17
    Вопрос только стоит в том, насколько глубоко нужно радоваться, потому что в целом дела с российской морской авиацией обстоят…

    Мне просто удивительно, что таковая осталась. Вот только один ролик о бывшем месте базирования морской авиации (Корзуново - Верхнее Луостари):

    Во времена моей службы там всё работало и летало...Может быть, кому-то показалось, что Норвегия заключила нас в крепкие объятья?
    Как можно радоваться производству, которого нет? Два самолёта вместо четырёх или все четыре?...В названии самолёта меньше букв и цифр, чем в аббревиатуре модернизации...
    Сегодня случайно наткнулся на вражину, который выложил ролик о производстве беспилотников. Это что?

    Такое впечатление, что российская матрица работает на лампах...
    1. -11
      30 января 2022 06:49
      Весь ролик не смотрел, сразу видно что никакой обьективности он не несёт.Домотался до столов на колесах, у нас все стеллажи на колесах ,очень удобно. Чтобы не катался есть блокираторы. Понятно что производство ещё не поставлено на поток на новом месте .Министра обороны на завод приглашать нужно было хотя бы через полгода . Но информационная война не ждёт.
      1. -7
        30 января 2022 07:12
        В последней статье о заводе Кронштадта,специально написал"Возможно ,Орионы доставлены с других производственных площадей.Орион прекрасно упаковывается в один ящик.Не один не заметил в той статье ,что освещение в месте где собирали Орионы не соответствует ГОСТУ.Представляю как огребла монтажная и эксплутационная электрогруппа.Переживать не стоит у Кронштадта ещё 3 или 4 производственных площадки.Испытательный аэродром уже есть.А оборудование со временем завезут.Самое главное производство уже начали на новом обьекте.Подозреваю американцы уже давно сфотографировали ТП для завода в Дубне.Там всё ясно ,на какой стадии готовности обьект.
        1. +1
          31 января 2022 11:56
          Цитата: tralflot1832
          Не один не заметил в той статье ,что освещение в месте где собирали Орионы не соответствует ГОСТУ.

          Пффф.... у нас плавдок, относящийся по ПУЭ к электроприёмникам первой категории (минимум два независимых источника питания, перерыв электроснабжения лишь на время автоматического восстановления питания), утонул из-за пропавшего электропитания.
          1. +1
            31 января 2022 12:01
            Цитата: Alexey RA
            утонул из-за пропавшего электропитания

            Да ладно...а информированные источники говорят что это авианосец во время маневров по выходу из дока приложился от всей души корпусом)
      2. +12
        30 января 2022 08:02
        Цитата: ASAD
        Весь ролик не смотрел, сразу видно что никакой обЪективности он не несёт.

        Это вы таким образом проявили объективность?
        Что вам сказать? fellow Браво!
        Вот так выглядит высокотехнологичное производство (авто, даже не беспилотников):

        А вы тут рассказываете, что столы на колёсиках, деревянные линейки, маркеры и портняжные ножницы - это «ноу хау» laughing ... stop fool Да это самое обычное «хау ноу»...
        Цитата: ASAD
        Но информационная война не ждёт.

        А, что - горит? Или принцип: прокукарекал, а там хоть и не рассветай, - действует во всей красе? Ну, да...Тогда вам для повышения квалификации:
        Ещё можно понять:

        Цитата: tralflot1832
        Не один не заметил в той статье ,что освещение в месте где собирали Орионы не соответствует...

        ...ТУ, СНиП и правилам ТБ...
        Опять же, это честно, это объективно...Вы один видите, что в стране всё нормально, а мы находим таки (вот же какие негодяи-либерасты) язвы и изъяны на здоровом теле капиталистического производства...
        1. -11
          30 января 2022 14:27
          Это вы таким образом проявили объективность?
          Что вам сказать? fellow Браво!
          Вот так выглядит высокотехнологичное производство (авто, даже не беспилотников):

          Да ? Ну вот вам наше высокотехнологичное производство:

        2. +1
          30 января 2022 18:00
          Справедливости ради, автоматизированные автозаводы - это еще 80-е, предыдущий технологический уклад. Сейчас даже все идет в сторону упрощения, где возможно вместо литья - 3d принтер, меньше число деталей и т.д.. Даже жаль, что после тотального перехода на электрички куча сложного оборудования и специалистов останется не у дел.
      3. +14
        30 января 2022 11:31
        Цитата: ASAD
        Домотался до столов на колесах, у нас все стеллажи на колесах ,очень удобно.

        Вы рабочее место (в данном случае стол) от стеллажа отличаете?
        Вы когда-нибудь стояли хотя бы за кульманом в свое время?
        За разметочным столом?
        Или хотя бы за верстаком в своем гараже?
        На колесиках... удобно, блин... Да любой инженер по ТБ, увидев это безобразие без жесткой фиксации рабочего стола, запретил бы даже близко подходить к нему.
        О таких "удобствах на колесиках" могут говорить люди, даже краем глаза не наблюдавшие процесс производства в любом цехе.
        Ролик, кстати, любопытный. Явная показуха. Я нашел еще пару ляпов, которые нельзя вписать в производственный процесс при всем желании.
        1. 0
          21 апреля 2022 06:18
          Мне тоже кажется, что КОНСТРУКТИВНАЯ критика- это очень важно. Неважно то, от кого она исходит, даже если от врага. Ее надо уметь слушать и принимать меры. Затыкать рты - вот разрушение и очень вредит НАСТОЯЩЕМУ делу. Согласен, этот конвейер-точно показуха, даже для совсем неопытного глаза. Может в этот цех потом и набьют настоящего оборудования и настоящий конвейер, но показывать ЭТО -позор для МО.
    2. +3
      30 января 2022 13:12
      Норвегии еще в бытность президентом Димон подарил морскую территории Норвегии равной по площади Крыму
    3. 0
      1 февраля 2022 11:04
      Столько свободного места в цеху, можно в футбол играть. Никогда не видел и не работал в таких цехах
  4. +20
    30 января 2022 06:56
    Су-34 изначально разрабатывался в том числе и как носитель противокорабельных ракет. Дальность полёта и полезная нагрузка у него больше, чем у Су-30СМ2, тн "открытая архитектура, позволяющая адаптировать Су-34 под выполнение разных задач. Кабина, позволяющая лётчикам комфортно выполнять многочасовые полёты над морем. Зачем городить новый огород с с Су-30СМ2 в МРА?
  5. -8
    30 января 2022 07:14
    Авиационная модификация Оникса давно существует.
    1. +3
      30 января 2022 14:21
      Цитата: Dart2027
      Авиационная модификация Оникса давно существует.

      Приветствую.
      hi
      БраМос есть воздушного старта, но это совместное предприятие. У нас их не выпускает, хотя если бы было желание..
      1. -5
        30 января 2022 15:45
        Цитата: Orkraider
        БраМос есть воздушного старта

        Да нет именно Оникс.
        В 2014 году эта ракета была установлена на 35 самолетов Су-30 СМ
        https://militaryarms.ru/boepripasy/rakety/protivokorabelnaya-krylataya-raketa-p-800-oniks/
        1. +1
          30 января 2022 16:16
          Интересная ссылка request

          Если это действительно так, то это великолепно. Хотя ни одного фото я не видел, и о выпуске информация не проходила, будем надеется, что это секретность, о которой начали вспоминать.
          good

          Но в этом случаи, су-34 мог бы две их нести, как ударник, для моряков он интереснее, на мой взгляд, конечно ))
          1. -4
            30 января 2022 16:32
            Цитата: Orkraider
            Но в этом случаи, су-34 мог бы две их нести, как ударник, для моряков он интереснее, на мой взгляд, конечно

            Может быть, я тоже никаких фото не видел.
          2. -1
            16 марта 2022 12:39
            ониксы уже давно позиционируют, как авиационную ракету.
      2. 0
        30 января 2022 23:02
        не выпускают в РФ,но индуские Су30 под испытание Брамос-Cушки Индуские переделывали у нас,как и саму ракету-делали у нас-потом всё это возвращали в Индию и там пытали.Так что скорее всего-всё умеют,тут либо-либо хотят и надо или наоборот.
  6. +3
    30 января 2022 08:35
    морская авиация должна быть однородной - истребительные и штурмовые полки должны быть вооружены одной машиной - лучше бы су34 способным работать в нескольких комфигурациях
  7. +4
    30 января 2022 10:37
    bmpd пишет, что на этих 2-ух СУ-шках старая версия двигателей.
  8. +4
    30 января 2022 14:47
    у Советского Союза была просто роскошная морская авиация

    Апелляции к тому, что было у Советского Союза, совершенно безосновательны. Для того, чтобы иметь то, что было у СССР, надо вернуться в СССР, притом не "собиранием земель", а восстановлением соответствующего социалистического строя.
    Так как возврат к социализму - несбыточная в обозримом будущем мечта, то и мечтать иметь то, что было у СССР - пустая трата времени.
    1. -2
      16 марта 2022 12:37
      Цитата: Undecim
      то и мечтать иметь то, что было у СССР - пустая трата времени

      эк вы завернули! Но как тогда объяснить, что летают ту-160?
      это же машины из СССР.
      а еще хлеще - это переданные из Украины ту-160.
      Это уж просто по кальке - мечтали как в СССР и получили.
    2. 0
      20 апреля 2022 22:29
      С этим трудно спорить, всё действительно так и есть!!!
  9. -1
    30 января 2022 22:27
    и где же новость про Су-30СМ2?
  10. 0
    31 января 2022 08:33
    Мое мнение, как обычно, если дать морякам самолет, то они его утопят. Никаких боевых самолетов у флота быть не должно, все, что летает, должно подчиняться единому командованию ВВС. У нас, если по хорошему, даже постройка катера должна обосновываться на уровне МО, но флоту лишь бы финансирование получать, и сохранять должности.
  11. +2
    31 января 2022 14:32
    Попытаюсь глупость сморозить!!!
    Два глупых вопроса
    1.Почему надо в морскую авиацию втыкать Су-30см2 а не Су-35???
    2.Почему в морскую авиацию не вооружают Су-34???
    Я понимал бы , если б на вооружении МА стояли Су-30СМ и их допиливали б до уровня Су-30СМ2...
    А так чёт я непонимайт..
    Или опять выбираем что подешевше??? Не то что лучше а дешевле
  12. +2
    31 января 2022 15:18
    Даже «слабачок» британец может очень резко «показать зубы», которых у него 48

    У «слабачка» один из лучших корабельных радаров и ЗРК. Уступает только последним «флайтам» «Арли Берк’ов».
    Им же - по ударному вооружению, но тут речь именно о ПВО.
  13. 0
    1 февраля 2022 04:47
    Всё верно: 4 поступивших самолёта Су-30СМ вовсе не являются СМ2, то есть без двигателей и радара Су-35.
    Писали же, что СМ2 будет готов в конце 2023 года
  14. 0
    1 февраля 2022 10:05
    Роман, спасибо за статью. Взвешенно, с выкладками и выводами!!
    И главное: где нужно с критикой, а где нужно с рекомендациями и со "сдержанным" оптимизмом!! good
  15. 0
    6 февраля 2022 17:46
    А калоши новые поставили, или ещё Советской конструкции, те, которые для Африки?
  16. 0
    16 марта 2022 10:39
    Изменяемая геометрия крыла и УВТ Ал-41Ф позволяет висеть Су-24 на стратосферных ветрах гораздо дольше на высотах до 11 км Запад-Восток на ДРЛО с РЛС "Ирбис".
  17. -1
    16 марта 2022 12:35
    мне кажется, уже давно пришла пора использовать группы из специализированных машин
    одна - разведка и радар, который обеспечит незаметность и целеуказание, другая - грузовик с бомбами
    Я понимаю, что для фронтового бомбардировщика, который атакует БТР - это несколько перебор, но корабль - это уже совсем другая и ценная цель, тут экономить себе дороже.
    Американцы уже давно используют полетный ордер из разных машин.
    А мы всё мечемся с идеей универсального и максимально удешевленного.
    вот недавно в США пошел в серию ф-15 ЕХ. Это грузовик с бомбами и ракетами, без лишних претензий и будет действовать в связке с другими машинами.
  18. Комментарий был удален.