Паровоз для войны

68

Думаете, под Москвой вермахт остановил генерал Мороз?

А вот и не только он!



По крайней мере, в записках командующего группой армий «Центр» фон Бока имеется запись от 7.12.1941 года:

«...Паралич железных дорог. Нехватка автомашин, вагонов, локомотивов и обученного персонала. Недостаточная приспособленность локомотивов и автомашин к условиям русской зимы...»

Ну, с зимой все понятно, а откуда взялась нехватка?

На 10 августа 1941 года Германия имела 23 400 паровозов, СССР – 25 000. Практически паритет.

Но, если верить документам Нюрнбергского процесса, то: «... разрушили, повредили и увезли 15 800 паровозов и мотовозов, а также 428 000 вагонов»... (Документ СССР – 35).

Тут, правда, нужно уточнить.

Эти 15,8 тысяч включали в себя все, что только могло двигаться (локомотивы, узкоколейные паровозы, мотодрезины и так далее). Многие из них даже не пытались эвакуировать.

По исследованию историков НКПС, с лета 1941 года по первый квартал 1943 было потеряно порядка 3 900 локомотивов. А захватили, если верить немецкому историку железнодорожного транспорта Рейнгарду, около 1 000 паровозов.

В общем, не так уж и много, чтобы наладить бесперебойное транспортное сообщение на оккупированных территориях.

А если добавить к этому разношёрстный парк доставшихся локомотивов, разные размеры колеи и начавшееся уже осенью 1941 года партизанское движение...

Сплошной убыток.

Попытались немцы увеличить мощность своих паровозов на 14 %, но это лишь привело к скорому выходу из строя последних. Загнать можно не только лошадей.

В конце 1941 года протяженность железнодорожных путей, включая оккупированные территории, достигла для Германии максимума, и уже в декабре на совещании Адольф Гитлер прямо заявил о необходимости создания военного паровоза:

«...Никаких чудес техники! Требуются простые машины, которые могут выдержать пятилетнюю эксплуатацию!»

В марте выпуск локомотивов отдали под контроль министра вооружений Альберта Шпеера.

Также был создан Главный комитет по подвижному составу.

Первое, что было принято – сокращение номенклатуры паровозов. Оставили лишь три серии: 44, 50 и 86. Тяжёлую, среднюю и маневровые паровозы.

По требованию военных новый локомотив должен был перемещать поезд массой 1 200 тонн со скоростью 65 км/час.

Учитывая не лучшее состояние путей сообщения во время боевых действий, выбор остановили на довоенной серии BR 50 с осевой формулой 1–5–0.

Привожу изображение.


Данный паровоз был создан в 1939 году и считается очень удачным.

Первые машины вышли из ворот завода Henschel. Позже подключились Krupp и Krauss Maffei. До конца года собрали 218 машин. Далее начали выпускать и на других предприятиях.

В чем же заключался военный принцип Krigslok?

Именно так чаще всего называется в немецкой литературе военный паровоз.

В первую очередь в упрощении.

Из изначального прототипа убрали водоподогреватель, большие дымоотбойные щиты, вторые песочницы для подачи песка в зону контакта колеса с рельсом при боксовании локомотива.

Из 6 000 деталей убрали около 1 000, а 3 000 модернизировали. Это привело к уменьшению общего расхода материалов на 26 тонн, в том числе расход цветных металлов уменьшился с 2,8 тонн до 150 кг!

Эти мероприятия позволили уменьшить трудозатраты по времени в два раза.

12 сентября 1942 года первый военный паровоз вышел из ворот завода «Борзиг» и совершил испытательный пробег свыше 5 000 км по территории Германии и оккупированных стран с пропагандистской целью.

Вскоре к производству данных локомотивов подключились и остальные паровозостроительные предприятия, включая некоторые заводы Австрии, Франции, Чехии и Польши. А котлы для этих машин делали даже судостроительные заводы.

С 1942 по 8 мая 1945 года был выпущен 6 161 паровоз 52-й серии.

Помимо упрощений, в локомотивах следует отметить и некоторые технические новшества.

Часть паровозов снабжались особой конструкцией крепления колес, что позволяло быстро менять размер колеи. Ну, вы понимаете, какая страна имелась в виду.

1 108 машин снабжались так называемой «защитой от стужи» – котлы, цилиндры, часть насосов и трубопроводов утеплялись стекловатой и закрывались защитными кожухами.

Паровоз и тендер соединялись брезентовыми мехами норвежского типа, а под полом и сидениями были проложены змеевики парообогрева.

На лобовом листе располагался ящик для... обогрева пищи. Даже так.

Позже вернули узкие дымоотбойники Витте. Упоминаются три разных вида.

Красили военные паровозы в серый цвет. Те, которые фотографировались на черно-белые фото, в пропагандистских целях – в светло-голубой.

На оккупированных территориях СССР паровозы 52-й серии поступали в пять имперских транспортных дирекций и четыре военные полевые команды. На паровозы, обслуживающие восточный фронт, наносилась надпись под трафарет DR-Ost (с нем. «ж/д Восток»).

Бригады состояли из машиниста и кочегара, а вот механик всегда был немец.

Расчетное топливо для 52-й серии – высококалорийный уголь из Германии или Силезии. Связано это было с небольшим объемом топки – 6,9 метров кубических. Правда, реалии вносили свои коррективы – приходилось смешивать с донецким, но при этом тяга существенно падала.

Этими машинами, видимо, дорожили – на линию они выходили чаще всего днём, со скоростью 30–60 км/час с составами не более 1 200 тонн.

В 1943 году 53 локомотива 52-й серии продали Турции.

В том же году познакомились с ними и наши железнодорожники.

Но уже как с трофеями. Паровозы пришлись по нраву. Позже им присвоили обозначение «Тэ» (трофейный типа «Э»). Машинисты называли их «Тэшка» или «Фрау».

После окончания войны около 4 000 паровозов типа 52 оказались на территориях 14 стран. Большая часть – на путях СССР и Польши.

На Ивано-Франковском паровозоремонтном заводе из деталей повреждённых машин собрали 36 локомотивов. «Тэшки» трудились на западе СССР до середины 70-х годов.

А дольше всех наследники 52-й серии прослужили ГДР. Заводы восточной Германии проводили модернизации и усовершенствования этих трудяг, но в середине 80-х единым приказом их все вывели в резерв и законсервировали. Упоминается цифра 120 локомотивов.

Сейчас военные паровозы можно увидеть в некоторых музеях и на постаментах памятников – правда, таковых всего пять.

Есть военные автомобили, самолёты, корабли... А был и военный паровоз.

Краткие ТТХ:
Масса паровоза – 86 тонн.
Мощность – 1 920 л/с.
Конструктивная скорость – 80 км/час.
Эксплуатационная – 65 км/час.

Паровоз для войны
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +37
    2 февраля 2022 18:06
    Продолжаю.
    Традиционно благодарю всех комментаторов. Вот, кстати этой статьей и отвечаю на один из вопросов читателя на каких паровозах немцы на оккупированных территориях перемещали грузы.
    1. +5
      2 февраля 2022 18:27
      Цитата: Вождь краснокожих
      Традиционно благодарю всех комментаторов. Вот, кстати этой статьей и отвечаю на один из вопросов читателя на каких паровозах немцы на оккупированных территориях перемещали грузы.

      А как они на границе Европы и СССР с разной шириной колеи разбирались?
      Меняли тележки вагонов? А локомотиву как? Или просто локомотивы меняли?
      1. +14
        2 февраля 2022 18:31
        Кое где были "перевалочные" пункты, кое где "перешивались" рельсы под западный размер. Иногда до 20 км в сутки. Но чаще, все таки перешивали паровозы. О такой возможности я упоминал. По вагонам пока сказать не могу.
    2. +8
      2 февраля 2022 18:40
      Но первоначально германец использовал другие марки паровозов.
      Могли и разные европейские трофеи задействовать.
      Или они мечтали на довоенном заделе доехать?
      Выходит, что в Ж/Д хозяйстве у германца было больше порядка чем в автомобилестроении!
      Железнодорожники удовлетворились 3 моделями паровозов, а вот автопроизводители не захотели производить максимально стандартизиованные автомобили. И каждый автозавод выпускал то, что хотело его руководство, а не Вермахт.
      И все попытки начать выпуск строго определённых моделей закончились провалом!
      1. +16
        2 февраля 2022 18:48
        О! Нет))) Перед войной у немцев был ОЧЕНЬ разнообразный парк паровозов. Но, строго классифицированный. Да и эти три класса - включали в себя малые подгруппы.
        А сократили, на подобии, военной стандартизации автомобилей.
        1. +4
          2 февраля 2022 20:14
          Стандартизация у германских железнодорожников удалась намного лучше их коллег из автопрома!
          Германский автопром не смогли стандартизировать от слова совсем!
    3. +4
      2 февраля 2022 19:58
      Классная статья- внестандарт к генералу Мороз! Уважение.
      1. +4
        2 февраля 2022 21:04
        Игорь и вправду молодец, прогрессирует от работы к работе. Я бы на его месте всё-таки добавил ТТХ «шайтан-арб». Думаю труды Автора получи ли бы некоторую завершенность hi
        1. +3
          3 февраля 2022 10:11
          Игорь и вправду молодец, прогрессирует от работы к работе.

          Присоединюсь к добрым словам в отношении многоуважаемого Автора. Предлагаю тему - немецкие предвоенные тепловозы. ЕМНИП, все немецкие бронепоезда, примененные против СССР в 1941-м, были на тепловозной тяге.
    4. +5
      2 февраля 2022 21:40
      Пишут, что германцы передали финнам 237 трофейных локомотива!
    5. +5
      2 февраля 2022 22:32
      Игорь, добрый вечер и спасибо! smile

      Прочитал с интересом и удовольствием, никогда не думал, что текст захватит, не моя тема совсем. good
      Обратил внимание вот на этот нюанс:
      А котлы для этих машин делали даже судостроительные заводы.

      Выходит, что вынужденно загружая мощности судостроительных заводов, немцы ограничивали выпуск необходимой для флота продукции. Не знаю, уж на сколько, но и тут оказалось "узкое место".
      Ну и партизаны, конечно. smile

  2. +6
    2 февраля 2022 18:15
    Спасибо , очень интересно .
  3. +6
    2 февраля 2022 18:22
    Спасибо за отличный материал. Вот фото только бы побольше!
  4. +4
    2 февраля 2022 18:26
    А помощника машиниста в бригаде не было? Т. е. кочегар работал на тендере, машинист на управлении, механик понятное дело. Кто стоял слева? Я не думаю что там работал стокер постоянно. Тем более паровоз был упрощен.
    1. +3
      3 февраля 2022 05:15
      Цитата: 210окв
      механик понятное дело

      Собственно, механик и есть помощник машиниста
      1. 0
        3 февраля 2022 06:07
        Из немцев? Это сказано в статье-исключительно немец. Я думаю, что у него другие функции. Впрочем, я согласен с Вами.
        1. 0
          4 февраля 2022 13:19
          Цитата: 210окв
          Из немцев?

          Думаю, это связано с технической стороной, ведь каждая модель имеет свои особенности эксплуатации, ну и контроль, конечно...
  5. +5
    2 февраля 2022 18:27
    Плюс. У нас зачастую вояки,особенно диванные, любят блеснуть умишком по поводу "вот я бы броском к океану вмиг разбил бы всех", да только забывают про логистику снабжения. А ведь зачастую именно работа тылов влияет на ход не только одной операции, но и войны в целом. yes
    Прочитал с интересом,материал может быть полезен и жертвам ЕГЭ при наличии у оных задатков логического мышления smile hi
    1. +12
      2 февраля 2022 19:28
      Цитата: рюрикович

      Прочитал с интересом,материал может быть полезен и жертвам ЕГЭ при наличии у оных задатков логического мышления smile hi

      От кого, только не от Вас Рюрикович, я ожидал прочитать «хайповый» комментарий - уровня «все дундуки - я умный».
      В свое время я как родитель попробовал пройти тестовое задание ЕГЭ по истории. Достаточно не просто. Поэтому голословно хаять молодёжь? Чем Вы отличаетесь от «диванных»?
      Я лично узнал о герое статьи лет пять назад и то из-за издержек профессии. Впрочем от жертвы ЕГЭ, студента 2 курса железнодорожного института.
      Более чем уверен многие об эрзац-паровозе или тешке читают впервые и что-либо это меняет? Думаю нет.
      К слову дискредитируя детей по необходимости сдавать последним ЕГЭ, тоже «не умно» в данном «цирке» они самые крайние.
      1. +4
        2 февраля 2022 20:06
        Цитата: Коте пане Коханка
        От кого, только не от Вас Рюрикович, я ожидал прочитать «хайповый» комментарий - уровня «все дундуки - я умный

        Приветствую hi Если быть честным и положить руку на сердце,попросту пресытился и обленился. Просто дошло до того, что попросту прочитываю статьи а если уж и комментирую, то только то,что действительно цепляет feel Сие краткий отзыв скорее дань уважения автору, как напоминание ему,что его читают.
        От оборота "жертвы ЕГЭ" не откажусь, потому что несмотря на кажущееся сложность тестов сейчас просто могут научить можно сказать и правильно угадывать. Все таки (лично мое мнение) зря отказались от советской системы сдачи экзаменов.
        Потому слово "хайп" считаю не применительным ко мне wink drinks
        Я не спорю, есть очень много молодежи,которая хочет учиться.Но сама система образования не дает им раскрыться. Все таки .тыкнуть пальцем в правильный пункт это не мыслить образно,логически,творчески подойти к решению задачи,аргументировать свое решение.
        Крах образования - крах нации,увы...А я критикую не самих "жертв ЕГЭ", а систему образования. Меньше смотрели бы на Запад, не деградировала бы своя нация. А то в туалет без телефона уже не ходят. А я и сейчас прочитываю каждый месяц по 2-3 книги в 350-400 страниц.И не под ремнем, а по собственному желанию. Кто нить из нынешней молодежи может этим похвастаться??Это при том, что я на работу хожу и помимо её куча домашних дел...
        Мне уже даже Скоморохова лень комментировать,хотя в каждой его статье изъяны...А Вы про "хайп" smile
        Сугубо мое личное мнение...
        1. +6
          2 февраля 2022 20:56
          Если честно, зная Вас (пускай только на страницах ВО), но достаточно долго именно как грамотного, эрудированного и взвешенного человека - удивил Ваш выпад в отношении молодежи.
          Давайте будем справедливы к ним, хотя бы в том, что правила «угадайки» навязали им старшее поколение, а не они сами.
          Скажу больше, сам я лично с начала 90-х играл на компьютерах. Поэтому максимально огораживал от их и Интерната ребёнка.
          Каково было мое удивление, когда учитель 5 класса возмутилась, что не может требовать от моей дочери полноценного выполнения домашнего задания, так как у нас дома нет интернета.
          Свои слова по поводу хайпа забираю обратно.
          С уважением, Влад!
          1. +1
            2 февраля 2022 22:45
            Цитата: Коте пане Коханка
            Давайте будем справедливы к ним, хотя бы в том, что правила «угадайки» навязали им старшее поколение, а не они сами.

            Давайте разовьем эту логическую цепочку. Проблему всегда надо рассматривать со всех ракурсов. И стараться найти причину,ибо в большинстве случаев все проблемы лишь следствие какого либо явления. И лично я вижу исток (если не смотреть очень уж далеко) в развале СССР. При всех его недостатках(которые устранялись,будь во власти люди с более широкими взглядами на положения вещей в экономике) моральные устои коллективного общества с прекрасной системой образования(бесплатной,кстати) давали очень высокий процент заинтересованных в своем развитии молодых людей. Потому были и инженеры,конструкторы,строители. Было все,надо было попросту в тех рамках соцустройства государства расширить возможности. Тогда бы более гибкая и приспосабливаемая система выжила бы. Пример - Китай. Посмотрели,адаптировались и при Компартии развиваются.А ведь у нас были технологии,которые они и сейчас не могут воспроизвести. Хотя строят небоскребы...
            В итоге все с распадом СССР и началось. Можно сколько хочешь смеяться над теориями заговоров и РенТВ, но когда прочитаешь некоторых западных колумнистов середины 20 века,то волосы шевелятся на загривке...Мы за джинсы с жвачками профукали тогда ещё сегодняшних наших детей,дав себя обмануть. Вот они и тыкают пальцами в нужный пункт, потому что победители сказали,что у нас отсталая система образования,хотя она была передовой.... request
            Потому мне сейчас с советской системой образования не нужно спрашивать у Гугла,как подтереться.... smile smile
            Цитата: Коте пане Коханка
            Свои слова по поводу хайпа забираю обратно.

            Принимаю drinks
            С уважением, hi
        2. 0
          3 февраля 2022 15:31
          " каждый месяц по 2-3 книги" сейчас это не "канает", но правды ради, у нас классе я один книги любил читать. В 6 м получил прозвище :"студент" за интерес книгам, двоюродный братан (старший) тоже любитель книг, но медленно читал:400 страниц - ему на 3 месяца.. Сестра, младшая, не любит книг. Интерес к книгам стал снижаться с конца 70-х,а сейчас около плинтуса
        3. -1
          8 февраля 2022 06:36
          Цитата: рюрикович
          зря отказались от советской системы сдачи экзаменов.

          Конечно зря...Сейчас бы ГАИшники от зависти плакали бы- учителям бы несли строго по календарю ВСЕ.
          Сейчас - когда прямо запрещено собирать деньги с родителей - и то полно школ с поборами.Даже с ЕГЭ ухитряются химичить
          А уж при наличии экзаменов, уууу....
          Принесли бабло -"Мальчик старался- хоть и молчал", не принесли " да он молчал и слова не сказал!!".
          Уже видели - как это было в 90- е и 00вые на экзаменах в ВУЗах.
      2. +7
        2 февраля 2022 21:20
        В свое время я как родитель попробовал пройти тестовое задание ЕГЭ по истории. Достаточно не просто.

        Владислав, про ЕГЭ по истории ничего сказать не могу, а вот по физике - очень даже могу. К сожалению, напечатать эти слова не могу, ибо все они нецензурные. Они же ко мне на первый курс в авиационный институт приходят с такими "знаниями", что приходится школьный уровень в институте заново проходить. Конечно, есть 3-4 человека, которых никакой ЕГЭ не испортил, а остальные...
        1. +6
          2 февраля 2022 22:26
          Цитата: Авиатор_
          приходится школьный уровень в институте заново проходить

          На первой лекции по "верхней" математике на 1 курсе преподаватель со словами: "Хочу знать кого собираюсь учить", - дал задание уровня 8-11 классов. Наибольшие затруднения вызвали квадратные уравнения laughing
          1. +6
            2 февраля 2022 22:32
            С физикой тут немного проще, чем с математикой - в институтском курсе физики проходятся те же разделы, что и в школе, но с другой математикой, а школьную математику проходят лишь в школе. Я обычно первокурсникам советую приобретать справочник по элементарной математике С.Я. Выгодского, там вся школьная математика с избытком. Сам пользуюсь иной раз, издание 1969 года.
            1. +1
              3 февраля 2022 06:49
              Цитата: Авиатор_
              С физикой тут немного проще, чем с математикой

              Вот смотрите: чтобы найти div, rot, grad или даже Лагранжиан (!) нужно просто взять производные с определенными условиями взятия этих самых производных... А потом, о ужас, сложить их или вычесть, или записать через запятую.
              А вот физика становится приближенной к реальности... Уже нет равномерного прямолинейного или равноускоренного... Появляются вещи, которые раньше не принимали во внимание...
              В терминах мог ошибиться, изучал всё это 15 лет назад с лишним feel
              1. 0
                3 февраля 2022 08:51
                А вот физика становится приближенной к реальности... Уже нет равномерного прямолинейного или равноускоренного... Появляются вещи, которые раньше не принимали во внимание...
                Физика всегда лишь приближена к реальности, это естественная наука. Равномерные и прямолинейные движения были и остались. Другое дело, что для других задач приходится использовать иные приближения. Так сказать, заказчик требует.
                1. +2
                  6 февраля 2022 09:08
                  Цитата: Авиатор_
                  Физика всегда лишь приближена к реальности

                  Физика лишь приближена к реальности, математика - наука, которую придумали, химия - наука, которая придумывает сама себя laughing
                  А музыка... А музыка - она вечна!)
                  1. 0
                    6 февраля 2022 14:02
                    А музыка... А музыка - она вечна!)

                    good
        2. +1
          3 февраля 2022 15:05
          "ЕГЭ не испортил" я слава богу до ЕГЭшник, но если пр"чесноку" ( как некоторые выражаются) у нас в классе матиматику практически не знали: препод даже таблицы умножения не помнил! Классно было : мы списуем и он с "шпорами"
  6. -1
    2 февраля 2022 18:38
    Что-то у вас колёсной формулой не то . Не 1-5-0, а 1-5-4, ведь кабина и тендер не в воздухе висят..
    1. +13
      2 февраля 2022 18:55
      Что-то у вас колёсной формулой не то . Не 1-5-0, а 1-5-4, ведь кабина и тендер не в воздухе висят..
      В предыдущей статье говорилось, что тендер в колёсную формулу не входит, (он вообще может быть отцеплен). А под кабиной колёс нет, (см. фото) так что всё верно 1-5-0
    2. +8
      2 февраля 2022 18:59
      У паровоза тендер не считался. В конце число поддерживающих осей указывалось, в данном случае-0.
    3. +6
      2 февраля 2022 19:33
      Цитата: Dzafdet
      Не 1-5-0, а 1-5-4, ведь кабина и тендер не в воздухе висят

      Тендер — специальный железнодорожный вагон, прицепляемый к паровозу, предназначенный для перевозки запаса топлива для локомотива) под кабиной нет колес, вот и поэтому - 0
  7. -5
    2 февраля 2022 18:56
    Цитата: Авиатор_
    Что-то у вас колёсной формулой не то . Не 1-5-0, а 1-5-4, ведь кабина и тендер не в воздухе висят..
    В предыдущей статье говорилось, что тендер в колёсную формулу не входит, (он вообще может быть отцеплен). А под кабиной колёс нет, так что всё верно 1-5-0

    Это не правильно, так как без тендера я ни одного паровоза не видел. Хотя сейчас всё возможно...
    1. +5
      2 февраля 2022 21:23
      Это не правильно, так как без тендера я ни одного паровоза не видел.

      Ну так сейчас их вообще нигде и не увидишь. А я в глубоком детстве на станции видел паровоз без тендера и очень удивился.
    2. +4
      2 февраля 2022 21:37
      Без тендера? Танк-паровоз. Правда они не магистральных, мпневровые, на обособленных жд были. В Швейцарии видел старые кадры
      1. +4
        2 февраля 2022 22:34
        Наверное, тоже маневровый был - ему топлива много не надо.
        1. +2
          2 февраля 2022 22:37
          У этого паровоза вдоль котла ёмкости с водой и топливом-танки. Есть фото, их полно, посмотрите.
    3. +11
      3 февраля 2022 00:16
      Ошибаетесь. Был такой разряд - танк паровоз. Не из за брони и вооружения, конечно. laughing Обычно, не большой локомотив, предназначенный для маневровых или для работ внутри предприятия. Так вот у них тендеров нет - и топливо, и вода расположены на локомотиве.
  8. +5
    2 февраля 2022 18:57
    Хорошая статья, жаль, мало фото. Когда был в Брестском музее паровозов, видел трофейный локомотив, жаль, не догадался сфотографировать.
  9. +10
    2 февраля 2022 19:02
    Местный, паравозовагоноремонтный завод уцелел в 1941-м году и находился в оккупации до сентября 1943-го года. Из давних рассказов старожилов узнал, немцы из местной округи собирали оставшихся железнодорожников от стрелочника, до машиниста и кочегаров, не считая ремонтников. Остались в основном специалисты пожилого возраста и те, кто не ушёл на фронт и в партизаны. Руководителями всех типов бригад были только немцы. За саботаж жестоко наказывали, но из-за ценности кадров оставляли "работать". Отличившихся поощряли махоркой и оккупационными рейхсмарками, кои у меня хранятся ещё с далёкого детства. Время было очень тяжёлое, выживали не все... Отец после Войны отработал на этом заводе 40 лет. 52-ю серию "Фрау" помню до середины 80-х, он трудился как маневровый на этом заводе, но уже на мазуте. Теперь на месте славного завода руины, незалежность блин...
  10. +10
    2 февраля 2022 19:11


    Вот такое фото лучше будет.
  11. +3
    2 февраля 2022 19:25
    Война вносит свои коррективы, вот и старались ... не помогло.
    Интересная статья.
  12. +7
    2 февраля 2022 19:27
    Интересная статья. Автор молодец, умеет выбрать неожиданные и интересные темы для статей.
  13. +6
    2 февраля 2022 19:47
    Не Борзинг, а Борзиг; поправьте очепятку.
  14. +9
    2 февраля 2022 19:58

    Стоит такой в белорусских Барановичах
  15. +6
    2 февраля 2022 20:26
    Неплохая экономия! Все же война 20-го века это в первую очередь логистика, и тут немцы были на высоте. Тем достойней была Победа.
    1. +2
      2 февраля 2022 21:01
      Цитата: CTABEP
      Неплохая экономия! Все же война 20-го века это в первую очередь логистика, и тут немцы были на высоте. Тем достойней была Победа.

      На высоте были партизаны, которые вопреки всему ломали хвалений немецкий «порядок». hi
  16. +13
    2 февраля 2022 20:56
    В Брестском жд музее много ТЭ шек. Была даже самая редкая французская - на тот момент вроде бы единственная сохранившаяся, но в 2012 не пережила кампанию сдачи металлолома

    Последнее фото так сказать fool
  17. +3
    2 февраля 2022 21:02
    Какая классная статья! Наслаждался) То есть массово поснимали бронзовые подшипники трения, и пожертвовали нагревательными латунными трубками? Хм... КПД у паровозов и так был невысокий, а эти машины должны были жрать угля еще больше. Зато технологичные и надежные. "Слишком много искусства не на пользу". немцы фактически не участвовали в самом взлете НТР как страна. Только технорабами, как фон Браун. Сколько от этого потеряло человечество, мы никогда не узнаем. Может быть, потеряло все...
    1. 0
      8 февраля 2022 07:04
      Цитата: михаил3
      Сколько от этого потеряло человечество, мы никогда не узнаем. Может быть, потеряло все...

      Вполне может быть что слава Богу что не поучаствовали..Эти полне могли придумать какое нибудь вундерваффе - после которого ЯО было б как бензиновая зажигалка- вроде и зажигалка но канительно..
      1. 0
        8 февраля 2022 09:18
        Ой, а мы без них вундерваффе не придумали?) Ну надо же... Немцы были просто острием европейского копья. Сейчас потиху публикуются ПОЛНЫЕ тексты тогдашних писем домой, пропагандистские и газетные статьи тех лет. Никто не скрывал, что Великая Отечественная, это поход всей Европы против России. Даже не против СССР.
        Так что вся европейская цивилизация против нас. Вся. И все день и ночь стараются вундерваффе придумать.
        1. 0
          8 февраля 2022 11:26
          Цитата: михаил3
          Так что вся европейская цивилизация против нас. Вся. И все день и ночь стараются вундерваффе придумать.

          Я не спорю- но именно немцы могли отличится.Хотя они склонны к излишнему техническому усложнению
          1. 0
            8 февраля 2022 13:27
            Основной вдохновитель создания атомной бомбы Эйнштейн - еврей.
            Основной исполнитель (и самый кровожадный тип в проекте, генералы отдыхают), Энрико Ферми - итальянец.
            Самый умный там Нильс Бор - датчанин.
            А самые опасные немцы, ага...
            1. 0
              8 февраля 2022 14:48
              Да я не про бомбу вообще...я про возможность создать что то более мощное/ на других принципах в послевоенный период
              1. 0
                8 февраля 2022 16:56
                Ну, я сам начал с "может быть") В общем дело в том, что всякий шаг вперед опасен. Абсолютно всякий. Лежа в колыбели, ребенок не разобьет лоб) Любое крупное настоящее научное открытие опасно. Очень. Всякое продвижение вперед одновременно является огромной силы бомбой. Даже вот лечение младенческих хворей, вроде куда безобиднее, и смотрите - мы расплодились как саранча...
  18. Eug
    +3
    2 февраля 2022 21:33
    А сколько он мог ехать на одной заправке? Расстояния между узловыми станциями в Европе и СССР отличаются в разы...
    1. +6
      3 февраля 2022 00:39
      Знаете, точной цифры не нашел. Но!... До этого типа 52 ни один немецкий ( и другой импортный) паровоз не мог проходить расстояния между станциями на оккупированных территориях СССР. А это около 80 км. По углю - могли, запас воды не позволял. Кстати, с тендерами к этим паровозам немцы, также , поэкспериментировали и, впоследствии стали выпускать сугубо одного типа. Может, отчасти, из за его вместимости?
  19. +4
    2 февраля 2022 23:39
    Правильно "Kriegslok".. не знаю называли ли так в Германии паровоз, общепринятое название "Dampflok" что дословно "паровой локомотив"
  20. +3
    3 февраля 2022 00:23
    А "немцы" влезали в наши поворотные круги?
    1. +3
      3 февраля 2022 00:40
      Да. Радиус поворота 110 метров. Также, как большинство наших локомотивов. Или вы имели ввиду поворотные, в депо?
      1. +3
        3 февраля 2022 01:03
        Или вы имели ввиду поворотные, в депо?

        Да, именно поворотные в депо.
        Готов рассказать "дело" с точки зрения "охотника за паровозами".
  21. +3
    3 февраля 2022 13:42
    Вы отлично написали. BR52 был действительно надёжным работником. И самым главным в ГДР. Спасибо Вам.
  22. +1
    3 февраля 2022 14:40
    Игорь, "вождь" вчера не видел Вашей работы.
    А про паравозы серии Тэ я где то в журнале читал. Типа :немцам понадобились паровоз, но выпускать полноценные паровоз не смогли и выбрали эрзац-проект. Но там говорили, что произведено не более 1,500 штук.
  23. +3
    3 февраля 2022 14:44
    Часть паровозов снабжались особой конструкцией крепления колес, что позволяло быстро менять размер колеи. Ну, вы понимаете, какая страна имелась в виду.

    Неужели США? wassat
    А если серьёзно, то статья понравилась. Написана живым языком. Новое для себя узнал.
    Игорь, спасибо!