Боевые самолеты. Найти, догнать, убить!

57
Боевые самолеты. Найти, догнать, убить!

Довольно долго думал на тему того, каких летчиков можно считать самыми отчаянными. Конечно, все, кто в годы Второй Мировой войны поднимался в небо, были людьми крепкой нервной системы. Выделил бы ночных истребителей и особенно – бомбардировщиков, поскольку работа у них была непростая. Да и летчики-штурмовики на Ил-2 тоже были людьми, заслуживающими преклонения, ибо перелопачивать передний край обороны противника, когда в тебя в панике стреляет все, что может стрелять – это очень непросто.

Но как мне кажется, самыми безбашенными были морские летчики. А торпедоносцы и вообще – элита. Если горизонтальный бомбер мог вывалить с высоты все, что у него накипело внутри, то торпедоносцу приходилось снижаться и лететь на свою цель. Под огнем не только цели, но и соседей. А перед этим еще надо было отыскать эти песчинки в бескрайнем океане, надеясь только на точные данные разведки и своего штурмана.



Да, американцы, британцы и японцы были весьма хороши, воюя в акваториях Тихого и Индийского океанов. Но там было больше шансов выжить при любом раскладе. Все-таки теплые воды Тихого океана в местах ведения сражений – это вам не Северный Ледовитый.

Так что самые-самые по моему мнению - это экипажи немецких торпедоносцев, которые искали суда североатлантических конвоев в белых просторах Арктики, в условиях полярной ночи и прочих удовольствий нашего Севера.


И очень немаловажный аспект: экипажи кораблей, которые им противостояли. Северный флот – это был самый боеспособный флот СССР, плюс американцы и британцы на кораблях конвоев знали, на что идут и слабонервные в Советский Союз не ходили. Про наших просто молчу.

Так что реализовать принцип «Найти, догнать, убить» в Арктике было весьма непросто.

И сегодня мы поговорим о самолетах, которые шли в атаки на конвои. Конкретно – о торпедоносцах фирмы «Хейнкель».


Воздав должное в свое время «башмачнику» Не.59, сейчас отмечу, что к началу Второй Мировой войны у командования флотской авиацией ведущих держав сложилось четкое мнение, что гидросамолет-торпедоносец – это все, окончательно устаревшее явление. Слишком медленный и слишком неповоротливый. Легкая добыча для истребителей, да и зенитчикам целиться в такой объект было проще.

Однако германское министерство авиации, скорее всего, немного ошибалось, заказывая в 1935 году морской гидросамолет-торпедоносец фирме «Хейнкель».

Вообще, за разработку проекта многоцелевого гидросамолета, способного нести торпеду, был предложен не только «Эрнст Хейнкель флюгцойгверке», но и «Гамбургер флюгцойгбау». Это должен был быть двухпоплавковый двухмоторный моноплан, спроектированный по последнему слову аэродинамики.

В итоге фирмы представили свои проекты На.140 и Не.115. В конкурсе победил самолет «Хейнкеля».


Самолёт-победитель был довольно красив. Очень изящный моноплан с гладкими обводами. Поплавки монтировались под двигательными гондолами на вертикальных обтекаемых стойках. Вооружение самолета составляли три бомбы по 250 кг или одна торпеда весом 700 кг. Оборонительное вооружение было представлено двумя пулеметами MG.15. Один пулемет был курсовым и находился в остекленной носовой части кабины, второй защищал заднюю верхнюю полусферу и устанавливался в конце кабины над крылом. Экипаж состоял из трех человек: пилота, штурмана и радиста.

Сердцем самолета были два 9-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения ВМW-132К. Двигатели неплохо справлялись с разгоном гидросамолета, и в 1938 году Не.115 установил несколько мировых рекордов для гидросамолетов, пролетев дистанции 1000 и 2000 км с грузом 500, 1000 и 2000 кг с крейсерской скоростью 326 км/ч.

После такого успеха была заказана предсерийная партия из 10 машин. Они отличались от прототипов отсутствием расчалок на крыле, вместо них был два подкоса и N-образные стойки. Изменили внешний вид остекления кабины, триммеры и законцовки стабилизатора.

В итоге вес пустого самолета составлял 5 415 кг, взлетный вес – 9 400 кг. Максимальная скорость 315 км/ч, крейсерская – 300 км/ч на высоте 3400м, дальность полета – 2000 км.


К гидросамолету-рекордсмену проявили внимание в других странах. Не успели в министерстве авиации Германии подписать контракты на изготовление серьезной партии самолетов, как Норвегия заказала для своего флота 6 машин, а Швеция и того больше – 12. Дания захотела иметь 10 таких самолетов.

И началось серийное производство. Первой моделью, поступившей в распоряжение немецкой морской авиации в 1939 году, стала Не.115а-1. Это был чистый торпедоносец. Бомбы он тоже мог нести, в бомболюк входило три бомбы по 250 кг, и две бомбы (или два подвесных бака с топливом) можно было подвесить на двух держателях под крылом.

Экспортная модель Не.115а-2 конструктивно не отличалась ничем, а вот радиооборудование, прицелы и пулеметы устанавливались в зависимости от желания заказчика.

Одновременно с выпуском самолетов первых серий в «Хейнкеле» начали работу над модификацией Hе.115b-1. Это была интересная попытка создать многоцелевой самолет за счет использования «полевых наборов» для модификаций.

Hе.115b-1/R-1 нес в бомболюке две фотокамеры.
Hе.115b-1/R-2 получил усиленные держатели для одной 500-кг бомбы.
Hе.115b-1/R-З мог нести две 500-кг мины LMA-III или одну 1000-кг мину LMB-III.
Hе.115b-2 комплектовался стальными лыжами, что позволило в теории применять его с ледовых полей.
Hе.115c-1 стал попыткой усиления вооружения. В носовой части, рядом с пулеметом MG.15 установили пушку MG-FF. На части самолетов вместо MG-FF устанавливали MG.151/15, а в гондолах двигателей монтировали неподвижные пулеметы MG.17, стрелявшие назад.
Hе.115c-1/R4 – вариант самолета-постановщика дымовых завес.
Hе.115c-2 выпускался в варианте минного заградителя, несущего три мины по 500 кг.

Взлетный вес самолета увеличился и перешагнул за 10 000 кг.

Но к лету 1940 года гидросамолет в качестве торпедоносца устарел. Его задачи могли решать более быстрые и менее заметные сухопутные самолёты. Выпуск Не.155 был прекращен, но самолеты продолжали нести службу в качестве патрульных самолетов, благо, дальность полета и время нахождения в воздухе это позволяло.

В «Хейнкеле» не могли смириться с таким положением дел, и в 1939 году был предложен проект Не.115d.

Новый самолет оснащался двигателями 14-цилиндровыми BMW-801МА взлетной мощностью 1600 л.с. Экипаж был увеличен до четырех человек, добавили стрелка. Вооружение было весьма приличным: неподвижная пушка МG-151/20 в носу, там же пулемет МG-81J на подвижной установке, спаренные пулеметы МG-81Z на верхней и нижней подвижных установках.

Взлетный вес увеличился до 12 650 кг, максимальная скорость тоже возросла до 378 км/ч. Дальность полета составила 3 100 км, а потолок – 7 100 м.

Был построен один опытный экземпляр, который передали в береговую авиацию. Но работы, проведенные по Не.115d, отразились на уже выпущенных машинах: в течение 1942-43 годов находившиеся в частях Не.115 всех модификаций получили усиление вооружения в виде спарки МG-81Z в задней части кабины и пушку МG-151/20 под фюзеляж в носовой части.

Боевое применение Не.115 было эпизодическим. До 1940 года самолеты вообще не принимали участия в боевых действиях, поскольку шло перевооружение эскадрилий гидросамолетов с Не.60 на Не.115 и обучение экипажей.

Боевое крещение состоялось в Норвегии, в рамках операции «Везерюбунг». К захвату Норвегии были привлечены две эскадрильи гидросамолетов, и по плану операции они должны были участвовать в высадке в Тронхейме.

В целом получился форменный дурдом. Надо помнить, что Норвегия тоже закупила себе Не.115а-2. К моменту начала операции «Везерюбунг» на юге Норвегии базировались три Не.115а-2, а три – на севере.

Норвежский Не.115а-2

Один Hе.115a-2 из южной части был захвачен немцами в Ставангере.
Один Не.115а-2 улетел на север страны и вошел в состав 3-й эскадрильи.
Один самолет перелетел в Шотландию.

Но когда немцы захватили норвежский гидросамолет, норвежцы ответили «любезностью на любезность» и захватили два Hе.115b-1 из состава немецких эскадрилий.

И у норвежцев так и осталось шесть гидросамолетов, которые они активно использовали, нанося бомбовые удары по немцам в районе Нарвика. Учитывая, что гидросамолеты серий «а» и «b» внешне практически не отличались, то было непросто определить, «свой» это самолет или нет.

Когда Норвегия капитулировала, один самолет перелетел в Финляндию, а три Hе.115а-2 и один Hе.115b-1 улетели в Шотландию. Там два самолета были переоборудованы в самолеты для специальных операций. Вооружение усилили, и оно составило 8 пулеметов 7,7-мм в крыльях и по два спаренных пулемета того же калибра в стрелковых установках, обращенных назад.

В октябре 1941 г. лейтенант Хаакон Оффердаль на Hе.115a-2 перелетел на Мальту. Самолет получил опознавательные знаки люфтваффе и использовался для тайных операций, вроде принятия на борт среди белого дня в Триполи двух агентов. Оффендаль совершил много полетов в Северную Африку с различными миссиями, но в итоге самолет был уничтожен в гавани Мальты во время налета.

Переоборудованный Hе.115b-1 совершал такие же полеты в Hорвегию, но риск использования немецкого самолет вблизи Британских островов был слишком велик и от таких полетов отказались.

Немецкие самолеты Не.115 были сведены в противолодочные эскадрильи и действовали с базы Аальборг в Дании. Основной задачей стала охота за британскими подводными лодками и сопровождение конвоев.

Не.115 участвовали в «Битве за Британию», действуя над Северным морем. Они занимались патрулированием, ставили мины в местах предположительного появления британских кораблей, охотились за мелкими судами, бросали мины в устье Темзы и Бристольском заливе.


Именно Не.115 26 августа 1940 года открыли боевой счет немецких торпедоносцев во Второй мировой войне. В этот день четыре торпедоносца Не-115 атаковали у мыса Кинчардхед английский конвой Нх.65А и потопили транспорты «Remuera» (11 445 брт) и «Саге York» (5027 брт).

В целом применение Не.115 нельзя назвать успешным. Самолет был излишне медленным и неповоротливым, а соответственно, представлял собой прекрасную мишень для истребителей. Там, где действовали британские истребители, там не было места для «Хейнкелей».

Неудивительно, что в декабре 1941 года все оставшиеся на лету Не.115 были отправлены на базы в Норвегии, чтобы оттуда действовать по североатлантическим конвоям, идущим в Советский Союз.

Вообще из-за малочисленности немецкой авиации на том направлении и отвратительной координации с подводными лодками конвои не несли больших потерь. До момента отправки конвоя PQ-17 все было именно так.

Первую атаку на конвой PQ-17 совершили именно Не.115. Без результатов, если не считать того, что 2 июля был сбит командир 406-й эскадрильи Фаттер. Правда, сотоварищи спасли его и экипаж. А вот 4 июля пилоты из 906-й эскадрильи 1./Кu.Fl.Gr.906 торпедами потопили транспорт «Кристофер Ньюпорт». Ну а когда корабли охранения бросили конвой, то авиация и подводные лодки устроили конвою разгром, потопив 23 корабля из 36.

На севере Не.115 использовался вплоть до 1944 года. Последние 12 Не.115 из состава торпедоносной 1./Кu.Fl.Gr.406 были списаны и сняты с вооружения 10 мая 1944 года.


В целом, самолет заслужил у экипажей хорошую репутацию. Надежный, прочный, хорошо управляемый, берущий приличную нагрузку – если бы не динамические качества, это был бы если не выдающийся, то вполне такой крепкий «середнячок». Хотя у Не.115 была и вполне хорошая мореходность.

Как патрульный, минный заградитель или противолодочный самолет, Hе.115 был вполне даже хорош. Для торпедоносца все-таки не хватало скорости.


ЛТХ Hе.115c-1
Размах крыла, м: 22,30
Длина, м: 17,30
Высота, м: 6,30
Площадь крыла, кв. м: 86,80

Масса, кг
- пустого самолета: 6 880
- нормальная взлетная: 10 690

Двигатель: 2 х BMW-132К х 960 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 300
Крейсерская скорость, км/ч: 285
Практическая дальность, км: 2 800
Максимальная скороподъемность, м/мин: 200
Практический потолок, м: 3 200
Экипаж, чел: 3
Вооружение:
- одна неподвижная 15-мм пушка МG.151 вперед;
- один 7,92-мм пулемет MG.15 в носовой установке;
- один 7,92-мм пулемет МG.15 в подвижной установке назад;
- два 7,92-мм пулемета МG.17 в хвосте каждой мотогондолы;
- одна торпеда LTF-5 или LTF-6b, или одна 920-кг мина LMB-III, или две 500-кг мины LMA, или три 250-кг бомбы в отсеке и две 250-кг бомбы под крылом.

Вторая попытка создания торпедоносца была предпринята братьями Зигфридом и Вальтером Гюнтерами, создателями Не.111. Самолет получился более чем удачным и пошел в серию. Не сразу, но в «Хейнкеле» обратились к теме морского бомбардировщика и торпедоносца.

Основной был взят Не.111F, на базе этого самолета и отработали тему первого немецкого торпедоносца, не бывшего гидросамолетом. Машина получила наименование Не.111J.


Не.111J оснащался проверенным двигателем DB.600G мощностью 950 л.с. Главное отличие самолетов от обычных бомбардировщиков – не использование бомболюка. Все вооружение Не.111J подвешивалось под центропланом.

Торпеды LT F5b калибром 450-мм имели длину 5,46 м, что позволяло использовать их исключительно с внешней подвески. На эти же внешние узлы можно было подвесить две обычные бомбы весом до 500 кг или четыре магнитные донные мины. Бомболюк в случае использования внешней подвески не задействовался совсем.

Были построены два опытных образца, а затем небольшая серия из шести машин Не.111J-0 для испытаний, которые проводились в испытательных центрах в Леба и Бекенфьорде. По итогам испытаний Люфтваффе заказало 90 торпедоносцев Не.111J-1, а затем еще 30 машин, в которых были доработаны бомболюки, чтобы самолеты можно было использовать и как обычные бомбардировщики.

Эти 120 торпедоносцев и стали в 1938 году основой создаваемых сухопутных торпедоносных эскадрилий Люфтваффе. «Юнкерсы» Ju.88А-17 были созданы значительно позже.


Вполне естественно, что именно Не.111J-1 стал платформой для испытания планирующей торпеды L10 «Фридензенгель».


Это был интересный проект. К обычной авиационной торпеде LT.950С прикрепляли крыло размахом почти 3 метра и хвостовое оперение. Такая торпеда подвешивалась четко под фюзеляжем самолета, поскольку была тяжелее обычных торпед более чем на 200 кг. Взлетать самолет с такой торпедой мог только с очень хороших бетонных полос, так как просвет между рулями торпеды и землей был весьма невелик.

Сброс осуществляли с высоты 2500 м приблизительно в сторону цели. После сброса планирующей торпеды из контейнера под крылом выпускался провод длиной 25 метров. Провод являлся частью датчика высоты. Когда высота становилась менее 10 метров, механизм отстреливал крыло и оперение, и торпеда уходила под воду. Там запускались винты, и торпеда шла к цели и поражала ее. Или не поражала.

По результатам испытаний было произведено несколько сотен таких торпед, но данных о практическом применении нет.

В целом, до боевого применения Не.111J-1 не дошло. Самолет устарел до начала войны и был постепенно заменен на более новые модели. Однако 120 торпедоносцев позволили обучить (и как показала война – неплохо) довольно большое количество летчиков, которые сыграли роль во Второй Мировой войне.


ЛТХ He.111J-1

Размах крыла, м: 22,60
Длина, м: 17,50
Высота, м: 4,40
Площадь крыла, м2: 87,70
Масса, кг
- пустого самолета: 6 480
- нормальная взлетная: 9 960
- максимальная взлетная: 10 600

Двигатель: 2 х DB.600G х 950 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
- у земли: 340
- на высоте: 408

Практическая дальность, км: 2 000
Практический потолок, м: 8 000
Экипаж, чел: 4
Вооружение:
- один 7,92-мм пулемет МG-15 в носовой установке;
- один 7,92-мм пулемет МG-15 открытой верхней турели;
- один 7,92-мм пулемет МG-15 в выдвижной нижней корзине.
Бомбовая нагрузка:
- две торпеды весом по 750 кг или две бомбы по 500 кг или четыре мины по 250 кг.

He.111H

Вся серьезная работа по уничтожению кораблей и судов досталась двум модификациям Не.111Н. Это были Не.111Н-4 и Не.111Н-6. Второй вообще стал самым массово выпускавшимся «Хейнкелем» семейства.

Модели были схожи внешне, на них устанавливали одинаковые двигатели «Jumo» 211F-1 от «Юнкерса», выдававший 1340 л.с. при 2600 оборотах в минуту.

Не.111Н-2 фактически не отличался от базовой модели Не.111Н-0, кроме наличия подфюзеляжных держателей для торпед и бомб. Оборонительное вооружение было доведено до шести пулеметов 7,92-мм.

Модель Не.111Н-6 отличалась более мощной бронезащитой. Маслорадиаторы над двигателями были защищены 5-мм бронеплитами сверху, сзади 8-мм бронеплитой, играющей роль заслонки, водорадиаторы были прикрыты сзади 5-мм плитами, общий вес брони на самолете был доведен до 315 кг.


Вооружение тоже было усилено. В дополнение к шести оборонительным пулеметам Не.111Н-6 был вооружен 20-мм пушкой MG-FF, стрелявшей вперед, установленной в подфюзеляжной гондоле.

Не.111Н-6 имел максимальную бомбовую нагрузку в 2500 кг. Это позволяло нести бомбы, торпеды и мины, используя внутреннюю и наружную подвески.


Самолет применялся довольно универсально, и как дневной, и как ночной бомбардировщик, и как торпедоносец.

Кроме того, именно этот самолет использовался как платформа для испытаний нового оружия. Это была радиоуправляемая бомба FX-1400 или «Фриц Х», а также комплект оборудования FuG.203 «Кель». Другие самолеты испытывали планирующие бомбы BV.246 «Хагелькорн» и радиовысотометры FuG.103.

Выпуск Не.111Н-6 составил 1775 самолетов. Это довольно высокий показатель.

Самолет был неоднозначен. Главным недостатком Не.111 было то, что процессом сбрасывания торпеды занимался не один, а два человека. Штурман отдавал команду, а бортмеханик осуществлял сброс. Из-за этого часто происходили задержки и, соответственно, промах торпед.

Но именно шесть торпедоносцев Не.111Н из 3-й эскадрильи KG.26 потопили первый транспорт из состава североатлантических конвоев. Это был PQ-15, следовавший в Советский Союз. 2 мая 1942 года двумя торпедами немецких самолетов был потоплен транспорт «Кейп Корсо» водоизмещением 3807 тонн. На следующий день торпедоносцами был потоплен британский пароход «Ботавон» тоннажем 5848 брт.


13 мая того же года восемь Не.111 из I./KG26 вместе с бомбардировщиками потопили британский крейсер «Тринидад».

Но самым ярким моментом для торпедоносцев «Хейнкель» стал разгром каравана PQ-17. Из 24 потопленных судов конвоя 8 на счету Люфтваффе (4 точно потоплены торпедами) и 8 судов были повреждены торпедами и бомбами, и их добили подводные лодки.

Торпедоносцы фирмы «Хейнкель» воевали до самого конца Второй Мировой. Это были не самые выдающиеся торпедоносцы, но, тем не менее, очень серьезные противники. Главное достоинство Не.111Н заключалось в возможности сбрасывать торпеды по одной. Да, сделать круг, второй раз зайти на цель – это сложно. Однако немецкие летчики так поступали и добивались результатов.

Кроме того, большие размеры фюзеляжа и кабины позволяли размещать различное радиооборудование, например, РЛС поиска надводных кораблей.

Не.111 с поисковой РЛС FuG 200 "Hohentwiel"

ЛТХ He.111Н-6

Размах крыла, м: 22,60
Длина, м: 16,60
Высота, м: 4,00
Площадь крыла, м2: 87,70

Масса, кг
- пустого самолета: 8 690
- нормальная взлетная: 14 000

Двигатель: 2 х Юнкерс «Jumo».211f-2 х 1350 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
- у земли: 360
- на высоте: 430
Боевая дальность, км: 2 000
Максимальная скороподъемность, м/мин: 240
Практический потолок, м: 8 500

Экипаж, чел: 5

Вооружение:
- одна 20-мм пушка МG-FF и 7,92-мм пулемет МG.15 в подфюзеляжной гондоле стреляющие вперед;
- один 13-мм пулемет МG.131 в верхней установке;
- два 7,92-мм пулемета МG.81 в задней части гондолы;
- один МG.15 или МG.81 или спарка МG.81 в боковых окнах.
Бомбовое вооружение:
- две торпеды до 1000 кг каждая на внешних держателях;
- 32 х 50 кг, или 8 х 250 кг во внутреннем бомболюке
- 16 х 50 кг внутри + 1 х 1 000 кг бомба на внешнем держателе.

Торпедоносцы «Хейнкель» фактически стали основным оружием против североатлантических конвоев и нанесли довольно ощутимый урон как союзникам, так и СССР, который недополучал военные грузы. Если учесть, что самолеты плотно взаимодействовали с подводными лодками, наводя их на те же конвои, то эффект можно считать удвоенным.

Самолеты «Хейнкель» He.111Н-6 из эскадры KG 26 на аэродроме Тронхейм-Вэрнес в Норвегии. Именно эти пилоты именно отсюда летали на перехват конвоев.

Конечно, безнаказанно действовать Не.111 могли именно в полярных водах, где было очень сложно организовать противодействие в воздухе, даже с учетом того, что в составах конвоев стали ходить и авианосцы.

Не стоит сегодня заниматься подсчетами того, кто больше потерял, американцы или британцы, чьи корабли с грузами шли на дно северных морей, или мы, недополучив танки, самолеты, порох, грузовики и джипы.

Торпедоносцы «Хейнкеля» были эффективным оружием войны. Да, эти самолеты не могут считаться лучшими, но то, что немцы умело применяли то, что было у них в наличии – это неоспоримый факт.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    4 февраля 2022 05:58
    Хе-111 я собрал как раз в варианте торпедоносца! и эта модель стала украшением моего домашнего аэродрома! Внушает уважение!
    1. -18
      4 февраля 2022 08:15
      Ценю Ваши способности моделиста. Но вот я украшать своё жилище самолётами со свастикой не стал бы. Из моральных соображений. Равно как и играть против своих в компьютерные игрушки. Если бы какой-нибудь еврейский мальчик играл бы в эсэсовских игрушечных солдатиков - его бы не поняли. Если бы арабский мальчик клеил модели израильских самолётов - его бы не поняли тоже. Если бы армянский мальчик играл в компьютерные игрушки за турок или азербайджанцев - его бы не поняли тоже. Враг это враг.
      1. +5
        4 февраля 2022 09:38
        я тоже! на всех самолётах опознавательных знаков нет! и на танках тоже! даже если-бы моих способностей маляра хватило- не стал-бы это делать! я восхищаюсь машиной , а её применение я знаю!
      2. +4
        4 февраля 2022 09:48
        Особенно во времена нашего детства.......,хотя немецкая техника красива.
        1. +3
          4 февраля 2022 10:03
          у меня к той войне свои счёты! я де-факто первое послевоенное поколение! но есть такое понятие- техническая эстетика! трофейные самолёты использовали мы- 1 Хе-111 в 1941 был переделан в транспортный, 2 купленных перед войной До-215 были переделаны в самолёты для спецопераций, Арадо-196 и Дорнье-24 использовались после войны, нарисуйте красные звёзды и любуйтесь
      3. -8
        4 февраля 2022 10:07
        в одной из книг у меня вызвало отвращение В-17 со свастикой на киле, книгу написал англичанин, а Т-34 с крестами на бортах? когда я в детстве прочитал *момент истины*- были очень удивлён- ОНИ используют наши ППШ! Как посмели осквернить своими лапами НАШЕ оружие?
        1. +15
          4 февраля 2022 12:28
          Цитата: serg.shishkov2015
          в одной из книг у меня вызвало отвращение В-17 со свастикой на киле, книгу написал англичанин, а Т-34 с крестами на бортах? когда я в детстве прочитал *момент истины*- были очень удивлён- ОНИ используют наши ППШ! Как посмели осквернить своими лапами НАШЕ оружие?

          Как они посмели? Да наверное "диванные патриоты" им как трофеи оставили. Кроме наших ППШ немцам очень нравилась наша СВТ, и что? Если внимательно посмотрите на историю советской авиации, то сможете увидить практически все типы советских самолётов с нацистскими опознавательными знаками. А самолёт СБ они вообще использовали как учебный. Правда там не совсем наш СБ, а лицензионная версия, которую выпускали чехи под обозначением Авиа Б.71. 100 самолётов выпустили. И-153 стояли на вооружении финских ВВС, кстате их эмблема была Голубая свастика, которую они убрали со своей формы в 2020 году. Так что свой квасной патриотизм про отвращение к свастике здесь демонстрировать не надо. Патриотизм надо демонстрировать когда смотришь на экранах такую лажу как "Танкист", "Истребители", "Девятаев", "Т-34" или "Подольские Курсанты" . Про такие фильмы- обгажки как "Сволочи", "Штрафбат" или "Последний бой майора Пугачёва" даже и говорить не хочется. Но ведь снимают, и впихивают нам этот овёс который прошёл через пищеварительный тракт лошади. Хотя в том же Шаламовском "последнем бое..." всё поставленно с ног а голову. Вместо "невинно осужденных бывших советских военнопленных", там было- 7 власовцев, 2 полицая, один военный который загремел по уголовной статье ещё до войны и пара уголовников- это реальные действующие лица того "боя", и на этих "героях" нам пытаются привить "чувство любви к Родине"? Когда из фильма в фильм идёт чёткий идеологический штамп- самодур командир, тупой бабник замполит-политрук-коммисар, вечно мечтающий посадить главного героя садист-особист причём постоянно пытающийся отбить невесту главного героя, ну и сам герой которого и надо бы посадить как врага народа, да вот он всё время на передовой врага бьёт. Вот это на экранах наших телевизоров намного отвратительней Б-17 и Ла-5ФН со свастиками на своих килях, и ППШ в руках эсэсовцев.
          1. 0
            4 февраля 2022 23:35
            В целом согласен с вашим мнением,но на мой взгляд штрафбат неплох.к примеру мой дед вышел из окружения и был под оккупацией,потом был снова призван погиб в Польше,про притеснения его за аккупацию не слышал
            1. +3
              5 февраля 2022 01:45
              Цитата: Suhow
              В целом согласен с вашим мнением,но на мой взгляд штрафбат неплох.

              конечно неплох, а если не знать как всё было, так просто "отличнейший фильм".
              Цитата: Suhow
              ,про притеснения его за аккупацию не слышал

              Были такие населёный пункты где немцы за всю оккупацию может всего пару раз появились, а может даже и не успели. Где-то оккупация и пары дней не задержалась, а где-то целыми районми в лес уходили от оккупанта. Оккупация тоже не везде длилась одинаково. Где-то финны зверствовали, где-то венгры с румынами. А где-то "свои" местные, под общим присмотром немцев и прочих оккупантов. Где-то немецкий офицер шоколадкой "освобождённых от большевиков" протягивал, на камеру. А где-то просто малолетнего ребёнка, на глазах у матери убивал, чтобы мать могла "спокойно" идти чистить немецкий аэродром...
              1. -1
                8 февраля 2022 08:40
                А где-то лечили детей и взрослых. Все зависело всегда от конкретных людей
                1. +2
                  8 февраля 2022 09:10
                  Цитата: FireLake
                  А где-то лечили детей и взрослых. Все зависело всегда от конкретных людей

                  Ну, таких мест лечения по территории бывшего СССР, которые были под оккупацией, не мало. Только в одном Бабьем Яре вон сколько советских людей различных возростов от жизни вылечили. А сколько было таких или им подобных "лечебниц" в Белоруссии и Прибалтике, и под Псковом, и в Ростове-на-Дону... А кого на месте вылечить не успевали, тех в другие места "лечить" везли... Такие вот "заботливые доктора" к нам 22 июня 1941 года пожаловали с "гуманитарной миссией".
                  1. 0
                    9 февраля 2022 07:34
                    Все зависело от конкретных людей. На войне сложно сохранить человеческий облик. Но некоторым удавалось
                    1. +1
                      9 февраля 2022 08:02
                      Цитата: FireLake
                      Все зависело от конкретных людей. На войне сложно сохранить человеческий облик. Но некоторым удавалось

                      Ну, да конечно один только доктор Менгеле чего стоит. Или его коллеги из Саласпилса. Причём они все сохраняли человеческий юблик. Все они были заботливыми супругами и родителями. Один из тысячи который чем-то помог людям на оккупированной территории, ни как не реабилитируют сотни тысяч убийц. садистов и палачей.
                      1. -1
                        10 февраля 2022 07:12
                        У вас проблемы с восприятием текста? Читайте ещё раз.
                      2. +1
                        10 февраля 2022 07:51
                        Текст вполне нормально воспринимаю, осмысливаю и даю ответ. А вот у вас видно большие проблемы с этим мероприятием, я имею момент осмысливания написанного.
          2. 0
            5 февраля 2022 05:43
            Согласен! и с возрастом стал относиться к этому с пониманием! использование у нас и у них трофеев- отдельная интересная тема! ведь любое железо- без человека мертво!
        2. +1
          4 февраля 2022 19:36
          Да абсолютно все используют удачные образцы друг у друга, глаза никому не щипет и руки не жжёт) Т.е. всё же разумными рамками стоит руководствоваться.
          1. +2
            5 февраля 2022 01:52
            Цитата: Виктор Ценин
            Да абсолютно все используют удачные образцы друг у друга,

            А что вы подразумеваете под "удачным образцом", который копируют друг у друга?.. Да ни кто ни чего не копирует, тем более творчески. Если всё это фуфло смотреть то складывается впечатление что берётся один и тот же сценарий. и только меняются декорации. Был лётчик - вдругом фильме танкист, был пехотинец стал связист. Да они даже, артиста который играет садиста - особиста, иногда не меняют. такое ощущение что он из одного павильона в другой для съёмок переходит, даже не переодеваясь.изредка местами командир и замполит меняются, и то не всегда, что там смеятся над зрителем- удачные образцы!!!! laughing laughing laughing
        3. Как посмели осквернить своими лапами НАШЕ оружие?

          А фотографии партизан с МР-40 диссонанс у Вас не вызывали?
          1. 0
            5 февраля 2022 11:16
            это было возрастное! а фото наших партизан я видел и с МГ-08/18! Двое с ними , а третий с ДТ! я в те годы ту войну воспринимал немного по другому! Взять у них трофеи- замечательно, но своё оружие им оставить,,,
          2. +1
            6 февраля 2022 06:50
            Цитата: Сергей Михайлович Карасёв
            А фотографии партизан с МР-40 диссонанс у Вас не вызывали?

            Но тут то , это наши трофеи. Кстате и не только партизаны... good
      4. +8
        4 февраля 2022 11:25
        Цитата: Жозе
        Ценю Ваши способности моделиста. Но вот я украшать своё жилище самолётами со свастикой не стал бы. Из моральных соображений.

        А, как вы из моральных соображений расскажите и покажите своему ребёнку с кем в небе дрались наши лётчики. Интересно,как рассказывая про подвиг Талалихина вы на пальцах будете показывать самолёт, который он сбил тараном в ночном небе Москвы. Кстате ни кто не обязывает вас клеить свастику на эту модель. Как делают многие моделисты.
        Цитата: Жозе
        Враг это враг.

        Врага надо знать, а не воздух лозунгами сотрясать.
      5. +1
        7 февраля 2022 19:49
        Жозе (Евгений) Враг это враг.
        Это история. Чем сильнее наш враг, тем ценнее наша Победа!
    2. 0
      4 февраля 2022 19:33
      Завидую вам в хорошем смысле, коробку с моими моделями, родители не только уронили, так ещё и наступили. С тех пор, как понимаете, модели больше не клею)
      1. +1
        5 февраля 2022 01:56
        Цитата: Виктор Ценин
        коробку с моими моделями, родители не только уронили, так ещё и наступили.

        А сколько моделей было в коробке? Не просто интересно что это за коробка была на которую можно легко наступить и раздавить? Я просто с 12ти лет этим делом занимаюсь скоро будет 45 лет чистого модельного стажа...
        1. +1
          5 февраля 2022 02:37
          Был Ми-24Д, Ju-87D, По-2, Т-60, и, штуки 3 прочих. Немного, но расстройство было знатное.)
          1. +1
            5 февраля 2022 04:12
            Печалька, конечно, но даже для 72 это уже такая хорошая коробчонка, на которую случайно не наступишь. Скорее всего это спланированная диверсия.
            1. +2
              5 февраля 2022 14:09
              Вполне возможно, но ни в жизни не признаются, я их знаю) Впрочем я давно живу один и мысли начать заново, нет-нет, да и появляются.
  2. 0
    4 февраля 2022 06:39
    Бррр... я что-то запутался в статье. wassat
  3. +9
    4 февраля 2022 06:50
    Ой, а что случилось, что за катаклизм произошёл? Рома даже некоторые фото в своей статье подписал. Ну, честно говорю, читать не стал- времени жалко, да мне и этого хватает материала




    Правда иностранные издания по данному аппарату указывать не стал, как и сноску на статью по данному аппарату на "Уголке неба".В начале 90-х у меня был аирфиксовский Не 111 Н6 в 1:72, но потом я перешёл на 48, сайчас можно взять ICМовский в 1:48 но, честно говоря и так коробок лет на 20 в перёд лежит, занятся в плотную времени нет...
    1. +1
      5 февраля 2022 05:56
      Мне такой концентрат мысли, увы, не попался! не повезло! поэтому инфру копал по крупинкам! но когда в 2008 в своей рукописи переписывал и дополнял статью о нём- несколько листов получилось, краткая характеристика модификаций и боевое применение, иногда перечитываю для удовольствия!
      1. +1
        6 февраля 2022 06:55
        Цитата: serg.shishkov2015
        Мне такой концентрат мысли, увы, не попался!

        Я вас умоляю всё это почерпнуто от сюда
        Нет конечно это просто как "стартовый капитал". для кого то был, а кто-то просто внагляк перевёл и издал джурнальную статейку. типа война в воздухе. drinksКстате польское издание на тему 111го это вообще наглый копипаст . На ВО даже Рома в перепечатках иногда свои мысли( извиняюсь за выражение) пишет, конечно не понятно за чем и для чего. А эти чисто передрали на польский и не смутились
        1. 0
          6 февраля 2022 08:13
          Я про Моран-Сольнье 406 впервые прочитал в 1989 в техническом издании ПНР! точнее- не прочитал, а включив логику, понял ТТХ! польским языком не владею! журнал типа нашего *Моделиста-Конструктора*, а у кого сами поляки материал взяли- не знаю, но *Мораны* и на фото и на чертежах были с*шаховницами*
          1. +1
            6 февраля 2022 08:18
            Цитата: serg.shishkov2015
            Я про Моран-Сольнье 406 впервые прочитал в 1989 в техническом издании ПНР!

            "Типы зброни и узбоения". ну там один недостаток на латинице написанно, а так всё легко читается. Ну у меня конечно есть плюс -5 лет службы в СГВ, очень много приходилось общаться по службе с панами, но правда последнее время разговорный стал забывать, нет практики.
  4. +14
    4 февраля 2022 08:37
    Самые безбашенные летчики были наши торпедоносцы на севере, на Ил4 да против офигеть как вооруженных немецких конвоев и боевых кораблей.
    1. +4
      4 февраля 2022 09:26
      Если мне память не изменяет, то торпедоносец жил в среднем 1,1 вылет.
    2. +10
      4 февраля 2022 09:52
      фильм *Торпедоносцы*- четверть века назад в *Крыльях Родины* были названы имена лётчиков, только летали они на *Хэмпденах*. а война на Севере-самая страшная! там человека пытается убить не только человек, но и сама Природа!
      1. +7
        4 февраля 2022 11:54
        Цитата: serg.shishkov2015
        фильм *Торпедоносцы*- четверть века назад в *Крыльях Родины* были названы имена лётчиков, только летали они на *Хэмпденах*.

        В книге В. Минакова "Гневное небо Тавриды" есть те фото которые мелькают в конце фильма, с именами и фамилиями. И не все они летали на Хемпденах. Всего прилетело в СССР 23 "Хемпдена", все они вошли, после того как англичане их передали нам, в состав 24МТАП. состав полка был смешанный первая эскадрилья 9 торпедоносцев ДБ-3Ф , вторая и третья по 10 Хемпденов, причём во время переучивания два самолёта разбили. и два повредили.А вообще Хемпдены стояли на вооружении "9 Гвардейског МТАП( бывший 24 МТАП) до июля 1943. последний вылет Хемпденов состоялся 4 июля 1943. полк был перевооружён на А-20G Бостон.
        Цитата: Не_боец
        Если мне память не изменяет, то торпедоносец жил в среднем 1,1 вылет.

        Лётчик из черноморского 5-го Гвардейского МТАП Герой Советского Союза Василий Иванович Минаков совершил 206 боевых вылетов. Из них 31 (ТРИДЦАТЬ ОДИН) торпедные атаки.
    3. Комментарий был удален.
    4. +4
      4 февраля 2022 12:02
      Цитата: Виктор Сергеев
      Самые безбашенные летчики были наши торпедоносцы на севере, на Ил4 да против офигеть как вооруженных немецких конвоев и боевых кораблей.

      В фильме "Торпедоносцы" переодически мелькают документальные кадры-вставки торпедной атаки немецкого конвоя английским самолётом -торпедоносцем Бристоль "Бофорт". самолёт такого типа в СССР не поставлялся. Так что даже в СССР подтверждали что не одни наши лётчики были "безбашенные".
      1. +3
        4 февраля 2022 12:26
        Когда расчёркнутый косой линией «торпедо-бофайтер», или просто «торбо», с лёгким левым креном скользит, весь в трассерах и чёрных разрывах над горящей и огрызающейся после удара «стрейферов» линией охранения конвоя, устремляясь к центру, к средоточию тщательно сберегаемого врагом смысла слова «торговый тоннаж», к цели.
        Кипит масло в правом двигателе, где радиатор забит некстати подвернувшейся на взлёте чайкой.
        Ниже, и ниже. Ещё ниже, к самой воде. Оттуда тянутся к машине белые дорожки водяных столбов, и если ты идёшь правильно, они заливают остекление кабины, и ты смотришь в прицел, и видишь высокий борт судна, и засекаешь время между проходом вертикальной нити мачтой и трубой, и считаешь кабельтовы в минуту, а потом умножаешь на шесть и получаешь узлы, а потом вводишь это маховичком в «торпедный компьютер» Mk.F, и он даёт тебе время до сброса – только удерживай курс, скорость и высоту, он сам введёт в торпеду угол отворота, угол упреждения, и тебе надо только лежать на курсе и ждать.
        Ждать.
        И ты дожидаешься.
        Сначала 37-миллиметровый снаряд отрывает правую консоль.
        Но самолет ещё в воздухе.
        20-миллиметровый разлетается в брызги о бронестекло прямо рядом с прицелом, и ты уже ничего не видишь за молочной сеткой трещин, но знаешь, что это «фирлинг», и четвёртый ствол проводил тебя ниже.
        И на следующей секунде получаешь из него два 20-миллиметровых в патронные ящики своих «испано-сюиз».
        «Торбо» – крепкий самолёт, он это выдерживает, не разваливаясь на части, но пожар уже не обуздать.
        И ты орёшь навигатору: «Бэйл аут, Фрэнк (Тони, Грег, Кевин, Сид...), бэйл аут!!!»
        И тогда ты сбрасываешь торпеду – в белый свет, чтобы самолёт ещё чуть-чуть продержался в воздухе.
        А потом переворачиваешься через оторванное крыло и становишься белым гейзером водяных брызг.
        Никогда, никогда, ни за какие барыши я, Пэдди Бёрнс, не поведу эскадрилью в атаку по «торпедному компьютеру» Mk.F.
        © М.Токарев. Пэдди Бёрнс, торпедоносец.

        И потери у английских торпедоносцева были тяжелейшими.
        Торпедоносцы же оказались в положении забытых щенят - они как летали на низковысотное торпедометание, так и продолжали, и их потери всегда были очень высокими. Я написал: за три первых года войны среднее число - 239 тонн за потерянный экипаж (по потерянным самолетам соотношение еще ужаснее).
        © он же
        Для снижения потерь без снижения эффективности англичане перепробовали всё - торперы с пушечным вооружением, переход на топмачтовое бомбометание, ракеты. И нашли выход - ударные авиакрылья: массирование сил и комбинированный удар, в котором торперы выходили в атаку только после и сразу после обработки целей пушками и ракетами входивших в крыло штурмовиков.
        1. +3
          4 февраля 2022 12:31
          Цитата: Alexey RA
          Для снижения потерь без снижения эффективности англичане перепробовали всё - торперы с пушечным вооружением, переход на топмачтовое бомбометание, ракеты. И нашли выход - ударные авиакрылья: массирование сил и комбинированный удар, в котором торперы выходили в атаку только после и сразу после обработки целей пушками и ракетами входивших в крыло штурмовиков.

          Так же практически было и у нас. Все искали эффективный способ борьбы с вражеским судоходством. И не только мы с союзниками и наши враги тоже.
      2. +4
        4 февраля 2022 14:27
        Я имел ввиду, что самые защищенные конвои были у немцев, хотя и остальные то же герои, переть в самолете четко по ниточке на корабль лупящий по тебе из всех стволов, тут нервы нужны как канаты.
  5. +6
    4 февраля 2022 13:03
    Торпедоносцы «Хейнкель» фактически стали основным оружием против североатлантических конвоев и нанесли довольно ощутимый урон как союзникам, так и СССР

    Я что то пропустил об "успехах" немецких торпедоносцев. Основним оружием против северних конвоев били немецие подлодки. А "довольно ощутимий урон" от немецких торпедоносцев бил незначительним процентом от всех грузов и на весьма короткий период.
  6. +2
    4 февраля 2022 13:34

    Самое интересное, что в Германии был создан уникальный скоростной самолет с внутренним расположением спаренным двигателем DB-606A-2 - Hе.119. Большая дальность (порядка 3000 км), скорость под 600... Как морской разведчик и/или торпедоносец эта машина могла стать выдающимся средством борьбы на море. Но, судя по всему, приверженность традиционному подходу победила...
    1. +4
      4 февраля 2022 14:21
      Но, судя по всему, приверженность традиционному подходу победила...

      Победило отсутствие достаточного количества двигателей DB 601. На вашем фото единственный построенный как поплавковый гидросамолет прототип из восьми. Остальные семь были в "сухопутном варианте".
      1. +2
        4 февраля 2022 14:27
        Эти же спаренные моторы с измененной сист. охлаждения установлены (были) на Не-177.
        1. +2
          4 февраля 2022 18:02
          С конца 1942 года из заменили на DB 610. Ничего хорошего из этих двигателей так и не получилось.
        2. +1
          4 февраля 2022 18:03
          Цитата: sash-sash
          Эти же спаренные моторы с измененной сист. охлаждения установлены (были) на Не-177.

          Увы, нет. На ХЕ-177 стояли DB-610, каждый состоял из двух спаренных DB-605.
  7. +2
    4 февраля 2022 15:58
    Ну да. Наши торпедоносцы - это никто. Впрочем, они для автора явно не свои...
  8. +3
    4 февраля 2022 19:31
    >Для торпедоносца все-таки не хватало скорости.
    Знаете, суордфиши не согласятся) Всё же сброс торпед, в те годы, на высокой скорости, к попаданию вряд ли приведёт. Ну а слабость корабельной ПВО, при условии отсутствия авианосцев, давал вполне хорошие результаты.
    1. +1
      4 февраля 2022 19:56
      Цитата: Виктор Ценин
      Всё же сброс торпед, в те годы, на высокой скорости, к попаданию вряд ли приведёт.

      Акустические торпеды появились уже где то в 1943 году. Не знаю были ли такие в авиа варианте, но такие торпеды первое время совсем не мазали.
      1. +1
        4 февраля 2022 20:08
        Да, про Цаункёниг помню, но он только для ПЛ.
    2. -1
      7 февраля 2022 07:46
      Swordfish действовали в условиях минимального ПВО и истребительной авиации противника, оттуда и успехи. Любое более-менее серьёзное ПВО (не итальянское 1940 года, например) сделало бы из них решето
  9. +1
    4 февраля 2022 21:24
    Мне кажется, или "Норвежский хейнкель" совсем не с норвежскими опознавательными знаками?
    1. +3
      5 февраля 2022 00:23
      Мне кажется, или "Норвежский хейнкель" совсем не с норвежскими опознавательными знаками?

      Он с опознавательными знаками британских ВВС. 10 июня 1940 года четыре норвежских самолета (F.52, F.56, F.58 и F.64) перелетели в Британию Британцы присвоили им свои номера - от BV184 до BV187, добавили дополнительные топливные баки, усилили вооружение и модифицировали фонарь кабины и использовали в своих целях.
  10. Комментарий был удален.
  11. +6
    5 февраля 2022 18:15
    "Так что самые-самые по моему мнению - это экипажи немецких торпедоносцев... "
    А экипажи советских торпедоносцев чем хуже?
    Вы специалист в морской авиации, что-то знаете о боевом применении торпед, где брали статистику?
    Если не трудно, расскажите, как вы оценивали "самых-самых"?
  12. -1
    7 февраля 2022 07:57
    На Востоке, торпедоносцы перестали быть актуальны уже в конце 1942 - начале 1943 года. Американцы начали люто бешено насыщать свои корабли скорострельными зенитками (товарищ Drachinifel зачитывал отчёты одного американского офицера с одного из авианосцев, участвовавших в боях около Гуадалканала в 1942, крайне занимательно) в результате чего японские торпедоносцы превращались в груду горящего металла заведомо на подлёте. Сами американцы уже на основании этого значительно снизили соотношение торпедоносцев к пикировщикам в составе своих авианосных групп, и перестали использовать торпедоносцы в первых волнах.

    Немцы также это понимали поэтому для условий атаки морских объектов насыщенных ПВО начали продвигать корректируемые бомбы типа Фриц и HS 293