3-й отдельный танковый батальон: ремонтные будни

23

Нормы и нормативы


Спасибо за живые и интересные комментарии к моей предыдущей заметке! Не ожидал, что, в общем-то, рутинная информация вызовет такой интерес. Я попытался в своём комментарии по возможности ответить или как-то отреагировать на реплики и вопросы, но сомневаюсь, что все «заинтересованные лица» их прочли. Кое-что повторю.

Вопрос использования в армии аккумуляторных батарей (АБ) заслуживает отдельной статьи, что и будет в следующем выпуске. То же касается и танковых дизелей. Изложу свои выводы на основе собственного опыта их эксплуатации – есть что сказать. По вождению и стрельбе был одиночный частный вопрос, и я на него ответил автору. Повторю мысль, которой я закончил свой комментарий в прошлой заметке. Это по поводу «баранов в папахах»: бараны, к сожалению, были и в папахах, и в пилотках…



И, чтобы закончить мысль из предыдущей заметки, надо сказать, что нормативы по выходу воинской части из пункта постоянной дислокации (ППД) по тревоге были весьма жёсткие. Требовалось, чтобы последняя единица техники и последний военнослужащий войсковой части покинули расположение не позже чем за 1 час летом, и не позже чем за 1,5 часа зимой (возможно, я немного ошибаюсь). Были реплики, что обычно о «внезапной» боевой тревоге знали заранее, но это обстоятельство мало помогало уложиться в такие жёсткие нормативы.

Упомянутые выше нормы и правила касались, прежде всего, воинских частей (ВЧ) типа «Б», т. е., укомплектованных личным составом от 80 до 95 % к штату военного времени. Но в те времена в СССР существовало большое количество частей и соединений так называемого сокращённого состава, которые в мирное время обычно были укомплектованы личным составом на 10–15 %, так, чтобы обеспечивалась минимальная возможность нести караульную службу и содержание штатной техники на хранении, которая наличествовала практически полностью, за исключением грузовых автомобилей.

Техника в таких частях содержалась на длительном хранении (ДХ). Срок – 5 лет. Через 5 лет она подлежала переконсервации, для проведения которой обычно привлекали с «гражданки» тот самый приписной состав, который состоял на мобилизационном учёте и предназначался для доукопмлектования ВЧ. Да, это те самые знаменитые «партизаны».

3-й отдельный танковый батальон


Но речь сейчас идёт о воинской части типа «Б», которой являлся наш 3-й отдельный танковый батальон. В нём шла вполне нормальная боевая подготовка, которую и обеспечивали машины учебно-боевой группы. Естественно, обучаясь воинской профессии, приобретая умения и навыки, молодые и малоопытные солдаты регулярно совершали разного рода поломки техники. И главной проблемой зампотехов всегда являлось поддержание её в нормальном, работоспособном состоянии.

Тут, пожалуй, надо несколько слов сказать о системе ремонта, принятой в ВС СССР.

Существовали три вида ремонта БТТ: текущий, средний и капитальный (ТР, СР, КР).

ТР – заключался в ремонте или замене отдельных деталей, узлов и механизмов, как правило, без привлечения специалистов ремонтных подразделений, в основном силами экипажа (но не всегда!), при этом время ремонта не должно было превышать более суток в мирное время и 6–8 часов – в военное (может, в цифрах ошибаюсь, но незначительно).

СР – это плановый ремонт, который проводится в установленные для каждой марки машин свои сроки (для танков Т-55, например, 7 000 км пробега), как правило, в ремонтной части соединения (в рембате), при этом обязательно меняется двигатель и ещё какой-либо основной агрегат (к основным относились двигатель, коробка передач, планетарные механизмы поворота, гитара (не уверен), бортовые передачи).

А капитальный ремонт осуществлялся на заводах капремонта, каковые имелись практически в каждом военном округе. Танк отправлялся в КР при пробеге 11 000 км, т. е., пройдя до этого два СР. Причём, если, пройдя СР, танк продолжал эксплуатироваться в той же в/части, то, уходя в КР, он исключался из списков части и больше в неё не возвращался, а вместо него из боевой в учебно-боевую группу выводился танк с наименьшим запасом хода, а боевая группа пополнялась или с завода-изготовителя, или с завода капремонта (в последнем случае запас хода до очередного КР сокращался на 1 000 км).

В отличие от автомобильной техники, БТТ списывать воспрещалось. Следует специально отметить, что ремонт основных агрегатов в войсковых условиях был запрещен.


В ходе повседневной жизни воинской части редко случалась хотя бы неделя, когда все учебно-боевые танки находились в исправном состоянии. Пусть один, но находился в ремонте или требовал его. Ведь с запчастями всегда было сложно, и танк мог долго ждать, когда они появятся.

В постоянном дефиците были, помнится, опорные катки, их подшипники, балансиры. Не хватало соединительных резинотканевых патрубков систем смазки или охлаждения. Не выдерживали установленных сроков службы приборы ночного видения и прицеливания, слабым звеном в которых были электронно-оптические преобразователи (ЭОП), которые быстро засвечивались при попадании на них дневного света.

Кроме того, при обслуживании или ремонте танка применялось большое количество специальных ключей и приспособлений, которых при их потере или поломке нечем было заменить. Ведь в хозмаге, как обычный гаечный ключ, их не купишь. Даже, к примеру, пробку радиатора открутить можно было только спецключом. Быстро рвались тросики для натягивания гусениц, для самовытаскивания. Передние подкрылки учебно-боевых танков обычно являлись самодельными (например, из бочек). Особенно «не везло» правым передним, поскольку место механика-водителя было смещено влево.

В описываемые мной времена существовали танкодромы с очень сложными препятствиями, такими как эскарп или контрэскарп, эстакада, макет ж/д платформы. Ближе к 80-м годам препятствия упростили. А в моё лейтенантское время солдат, пока научится правильно и быстро преодолевать препятствия, не раз свалится с эстакады, застрянет во рву, разобьёт направляющее колесо или опорный каток об выступы эскарпа, оборвёт подкрылки или надгусеничную полку, не вписавшись в габариты…

Если вдруг порвёт масляный или водяной патрубок, всё (или большая часть) содержимое системы выливалось в моторно-трансмиссионное отделение, и быстро мощным вентилятором системы охлаждения «размазывалось» по всему его внутреннему объёму. После восстановления машины уже не было достаточного времени полностью удалить ГСМ из трансмиссии, так как наутро нужно было опять ехать на занятия.

Поэтому самыми чумазыми были механики-инструкторы учебно-боевых танков (пехотинцы не зря нас называли «мазутчиками». Но мы их тоже прозвали – «кочколазами»). Но, несмотря на свой внешний вид, их в роте уважали. У них повыше было денежное довольствие, и звание они имели сержанта или даже старшего сержанта. Естественно, на такую должность ставили самых толковых и авторитетных.

К слову сказать, мой ватный комбинезон сезона не выдерживал, он так замасливался, что моя жена была вынуждена его, а точнее – его отстёгивающийся верх, где-нибудь в середине зимы стирать. При отсутствии в то время стиральной машины процесс этот превращался в событие, заслуживающее отдельного описания.

Ремонт и эксплуатация


Особо трудоёмкими, хотя технически не очень сложными, являлись работы на ходовой части.

К примеру, гусеничная лента состояла из траков и пальцев, с трением сталь по стали. С пробегом проушины траков и пальцы изнашивались, лента удлинялась и возникала реальная опасность слетания её с колёс и опорных катков. Можно было натянуть гусеницу, вращая натяжной механизм с помощью лома и спецключа. Справлялись два человека, одному, как правило, было очень трудно.

Через ещё какое-то время возникала необходимость удалять один-два трака, причём надо было это делать с обеих сторон танка, чтобы не было увода в сторону при движении. При большом износе пальцы гусениц превращались в своеобразные «коленвалы», которые было трудно выколачивать из траков (резинометаллические шарниры появились лет на 5–7 позднее описываемого периода).

Нередко лопались торсионные валы балансиров опорных катков, разрушались подшипники ступиц опорных катков, при этом приходилось менять не только опорный каток, но и балансир. Тяжёлая это была работа!..


Дотошные читатели могут напомнить, что для подготовки младших специалистов существовали учебные полки.

Да, существовали.

Но среди читателей есть те, кто помнит, что как раз в 1967 году, за год до моего окончания училища, ВС перевели на два года срочной службы. И если при трёх годах службы молодой солдат обучался в «учебке» десять месяцев, то после перехода на два года – всего лишь пять.

Выпустившись из училища в 1968 году, я застал этот «переходный период», который припоминали мои комментаторы. Руководство страны в какой-то степени можно было понять, так как в это время началось обострение международной обстановки, особенно после событий на Даманском. Начиная с 1969 года, одну за другой дивизии, дислоцировавшиеся в глубине европейской территории страны, поднимали по тревоге и перемещали на Дальний Восток, укрепляя практически открытые границы со ставшим враждебным Китаем (в одну из таких, кстати, я и попал служить после академии). Да и просто арифметически количество частей и соединений СА СССР увеличивалось.

База – материальная и профессиональная – отставала. На обустройство гарнизонов, создание учебно-материальной базы приходилось всё чаще отрывать личный состав от боевой подготовки. Уровень технической грамотности, в том числе и танкистов, падал, пропорционально росло количество поломок и аварий военной техники.

И через 4 года учёбы в бронетанковой академии я попал в другую армию.

Продолжение следует…
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    15 февраля 2022 07:51
    Кстати, о пальцах.
    Военный городок. Пионеры. Сбор металлолома. Где взять? Дивизия! Так что видел эти "коленвалы", траки. Ещё удивлялись, как их выбивали..(за трак записывали аж целых 15 кг)
    1. +18
      15 февраля 2022 08:42
      Пионеры, в принципе были в «период сбора металлолома или макулатуры» народом неимоверно опасным!!! Какие килограммы, классы собирали десятки тонн. Бедные местные жители демидовские чугунные карты перед домами приваривали к метровым штырям вбитым в землю. Асанизаторские бочки и колоды для полива деды охраняли от родных внуков. В третем классе в куче металлолома у школы видел цельный гараж.
      Как минимум один кузов москвича 412 сам лично в годы молодости с со-товарищами по классу 5 км тащил. Хотели спереть кабину от ДТ-25 сторож «отстрелялся». Путём переговоров, за пол-литра выменяли дико-тяжёлую цепь (видимо от сталелитейного заводского ковша), до кучи, под шумок, ещё сперли секцию железного забора! Потом правда конкуренты из 5-го «Б» воспользовались этим и всё-таки утащили кабину трактора! Но наше первое место отнять не смогли!!!
      За что я «сбор металлолома» имею свою почётную грамоту!!! laughing
      1. +4
        15 февраля 2022 11:01
        Маньяки!!!!!!!!!!!
        1. +5
          15 февраля 2022 15:39
          - Дедушка, ты пионером был?
          - Конечно, внучёк/правнучёк...
          - А что вы делали?
          - Металлолом собирали, макулатуру, костры жгли...
          - Как СЕЙЧАС бомжи?...
        2. 0
          15 февраля 2022 20:17
          Цитата: wlkw
          Маньяки!!!!!!!!!!!

          Хуже!
      2. +6
        15 февраля 2022 11:20
        Диверсанты, говоришь? РемБаза. Боец снял радиатор и пошёл на обед (дело святое) - радиатор появился только на следующей приёмке! (заныкали)
        После каждого мероприятия по сбору вторчермета из дивизии присылали ЗИС-151 (задние мосты 2-х скатные) и половина, "честно" собранного железа, уходила обратно...
        Но в 60-х годах, где-то там, на задворках, в котловане, было три танковых корпуса. Один из них (корпусов), командир полка, отец моей одноклассницы, сдал в пункт приёма славной организации "Вторчермет". Результат : поездка всем классом в Москву на 10 дней.
      3. +2
        15 февраля 2022 12:36
        Пионеры, в принципе были в «период сбора металлолома или макулатуры» народом неимоверно опасным!!!

        Как же, как же... помню своё весёлое детство. laughing


      4. +1
        15 февраля 2022 19:25
        А я вот никогда металлолом не собирал, только макулатуру...
        1. +5
          15 февраля 2022 20:14
          Цитата: 3x3zsave
          А я вот никогда металлолом не собирал, только макулатуру...

          Тут возможно из-за места жительства Антон! Одно дело, когда из каждого окна видны заводские трубы цехов металлургического завода, другое - оно и есть другое.
          При сборе металлолома первую скрипку играл коллектив, чувство локтя, дерзость и удача! При сдаче макулатуры индивидуализм, педантичность и двоюродная тетка из киоска «Союзпечать»! Хотя прецеденты по успешной сдаче в вторсырьё «трудов товарищей Маркса и Энгельса» из школьной библиотеки тоже были. Ведь даже не понимали, чем рисковали сами и как могли подвести родных и близких! Да ладно, мой одноклассник во втором классе попался на том, что сдал в макулатуру 5 кг учебников старшего брата!!!
          hi
          1. +2
            15 февраля 2022 20:22
            Привет, Влад!
            В моем родном городке изначально сбор металлома был под запретом.
    2. +3
      15 февраля 2022 13:35
      Мне запомнилась цифра 11 кг. Возможно, вам прибавляли, потому что сплав был очень дорогим, в нем присутствовало не менее 7 добавок.
  2. +7
    15 февраля 2022 07:56
    Спасибо!
    Как буд то обратно тридцать лет отмотал - все термины знакомые и проблемы, старшими товарищами не раз сказанные в памяти всплыли)
  3. +10
    15 февраля 2022 08:14
    Описана реальная армейская жизнь конца 60-х. Очень интересно, автору респект.
  4. +1
    15 февраля 2022 08:47
    Но среди читателей есть те, кто помнит, что как раз в 1967 году, за год до моего окончания училища, ВС перевели на два года срочной службы. И если при трёх годах службы молодой солдат обучался в «учебке» десять месяцев, то после перехода на два года – всего лишь пять.

    Флот в 1992 году тоже переводили с 3 лет на 2.
    Да... мне повезло, я вовремя смылся. Вам еще повезло что народ хоть с учебки приходил, а нам на крузак вообще прислали народ прям из военкоматов. 250 рыл, полэкипажа по штату. Нормальные русские ребята, но это не спасало. Строевой смотр они таки завалили, и из за них пришлось делать второй заход, а в перерыве - тренировка, тренировка, и еще раз тренировка!!!
  5. +5
    15 февраля 2022 10:52
    Да-а, это не в танчики на компе резаться. Автору респект good
  6. +6
    15 февраля 2022 11:28
    Бараны в папахе или пилотке были не только в армии .
    Их было достаточно и на гражданке .
    Чего только не случалось за время работы , можно только удивляться глупости некоторых людей , особенно молодых .
    Все таки опыт приходит с годами , хотя к некоторым годы приходят одни .
    Ошибку можно понять и простить , но глупость понять нельзя .
    Не хочу сам показаться "умным" , и я делал ошибки , без этого ни один человек не обходится .
    Однажды один молодой водитель ГАЗ 53 самосвал , застопорил все 4 точки кузова и стал его поднимать , выгнуло кузов так что его пришлось списать .
  7. +6
    15 февраля 2022 15:09
    Но среди читателей есть те, кто помнит, что как раз в 1967 году, за год до моего окончания училища, ВС перевели на два года срочной службы.

    Как не помнить)), призывался в ноябре 1966 года, демобилизовался в июле 1969-го.
    База – материальная и профессиональная – отставала. На обустройство гарнизонов, создание учебно-материальной базы приходилось всё чаще отрывать личный состав от боевой подготовки.

    Верно подмечено, наш отдельный танковый полк (54 ОТП) создавался с нуля, танки стояли в чистом поле, народ жил в гаражах автобазы совхоза, кровати в три яруса, "ружкомната" в снарядных ящиках. Занимались строительством наравне со стройбатом, штаб полка находился в здании Института Мелиорации, губа в бывшей деревенской бане ("Санаторий Одуванчик)))). По ночам около половины л/с ошивалось в общежитии Сельхозтехникума Хабаровского края, но вот учения не продули ни разу.
    От войны Бог миловал, хотя до Китая было рукой подать, в буквальном смысле слова.
  8. +3
    15 февраля 2022 15:37
    Один дяденька, с под полковничими погонами пенсионер , решил запустить танковый движок от кислородного балона. На похороны никто не пришёл.
  9. +4
    15 февраля 2022 16:40
    Что то слышится родное. Ещё при подводном вождении было весело. Начиная с легководолазной подготовки экипажей.
  10. +4
    15 февраля 2022 17:26
    Спасибо автору за очень интересный цикл статей ! good Хотя и довелось служить много позже 1987-1989 и в инженерных войсках , всё более чем знакомо ! lol Жду продолжения !
  11. +1
    15 февраля 2022 21:21
    Интересная у вас там жизнь была.
    Люблю танки.
  12. 0
    17 февраля 2022 17:36
    Существенная не точность - никогда для БТТ не устанавливались нормативы пробега в км. Для всей бронетанковой и спецтехники (кроме автомобильного транспорта) учитывался только норматив наработки в моточасах.
  13. 0
    17 февраля 2022 17:54
    Техничку мы стирали в бензине. Пол ведра и 2 минуты. потом 2 часа выветривалось. И порядок.