Новая жизнь французского кардинала. Как менялся «Ришелье»

21
В статье от создателей World of Warships история модернизации линкора «Ришелье», которому в ходе Второй мировой довелось сражаться по обе стороны конфликта.


Мощнейшие линкоры Франции — «Жан Бар» и «Ришелье». Второй из них получил своё имя в честь кардинала Ришелье, с личностью которого связан один из лучших периодов французской истории. Больший калибр артиллерии, более мощная броня — это было логичным развитием предшествующих кораблей: «Страсбурга» и «Дюнкерка». «Ришелье» создавался для борьбы с итальянскими и немецкими кораблями.



Однако из-за поражения Франции в июне 1940 года линкор, который находился на достройке в Бресте, был вынужден покинуть его. Чтобы не оказаться в руках врага, «стальной герцог» отправился в Дакар, военно-морскую базу на западной оконечности Африки. Здесь линкор попал под огонь вчерашних союзников: соединение британских кораблей атаковало французов в ночь на 8 июля 1940 года. Британский катер смог сбросить четыре глубинные бомбы у самого борта линкора «Ришелье», но они не взорвались. А торпеда с британского самолёта Swordfish взорвалась под кормовой частью линкора, нанеся серьёзные повреждения.


«Ришелье» в Дакаре, 1940 год

23–25 сентября, когда Дакар пытались захватить войска «Свободной Франции», верные Де Голлю, линкору вновь довелось сражаться. И опять он получил повреждения. В следующие два года экипаж корабля поддерживал работоспособность артиллерии.

Ситуация изменилась 8 ноября 1942 года, когда союзники начали высадку в Алжире и Марокко. Командующий вооружёнными силами правительства Виши адмирал Дарлан вступил в диалог с союзниками и передал морские силы Франции в Северной и Западной Африке под их контроль.

«Ришелье» оказался первым кораблём, подлежащим модернизации, поскольку оставался единственным боеспособным современным французским линкором. Это было оправдано угрозой со стороны стран оси. «Тирпиц» и «Шарнхорст» представляли опасность в Атлантике, а в Средиземном море находились новые итальянские «Витторио Венето», «Литторио» и «Рома». Так что потребность во французском корабле была весьма ощутимой.

«Ришелье» отплыл к американским берегам 30 января 1943 года, прибыв в Нью-Йорк 11 февраля. Французских моряков встретил снег и туман, что было совсем непривычно для них после климатических условий Африки. Американская общественность отреагировала на прибытие линкора весьма позитивно. Передовицы газет гласили: «Французский флот снова в бою — "Ришелье" здесь!».

Работы по модернизации линкора были довольно интенсивными — 2 000 рабочих, разделённые на три смены, трудились 24 часа в сутки и 7 дней в неделю с февраля по август 1943 года. Первоначально требовался общий ремонт, и после осмотра на Бруклинской верфи было выяснено, что корпус «Ришелье» мало подвергся коррозии. Серьёзных работ потребовало устранение последствий попадания торпеды — пришлось заменить стальные листы протяжённостью 34 метра. Также пришлось менять внутренний гребной вал с правого борта, так как он был погнут настолько, что не подлежал восстановлению. Была отремонтирована или заменена большая часть механизмов и электроники.


«Ришелье» после модернизации, 1943 год

Большой сложностью стали повреждения трёх орудий второй башни главного калибра, потому как на флоте США таких не было. Недостающие пушки были сняты с линкора «Жан Бар». Не было и снарядов в достаточном количестве. Их производство обеспечила американская компания Crucible Steel по чертежам, полученным из Дакара. Снаряды же для вспомогательного калибра соответствовали снарядам для американских 152-мм орудий Mark 16, которые стояли на вооружении лёгких крейсеров.


«Жан Бар», 1940 год

Из ПВО были сохранены лишь 100-мм орудия в спаренных установках, все остальные заменили на 20-мм зенитные автоматы Oerlikon и 40-мм установки Bofors. Последних установили 14 счетверённых установок: восемь на надстройках, четыре в кормовой части и две на палубе побортно. Общее число зенитных стволов калибра 20 и 40 мм на борту довели до 106 штук. Это стало возможным за счёт демонтажа оборудования, которое было признано не соответствующим современным реалиям. Кран и катапульты для гидросамолётов сняли ещё в Дакаре, а в Нью-Йорке уменьшили высоту верхнего яруса авиационного ангара.

Радары, установленные на «Ришелье», были способны обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 68 километров, а надводные — на 22 км, что соответствовало британским радарам того периода. Однако на британских линкорах радаров было заметно больше.


«Ришелье» на испытаниях в Нью-Йорке

Модернизация была завершена поздним летом 1943 года, и настал период испытаний, выпавших на август и сентябрь. Несмотря на возросшее до 47 728 тонн полное водоизмещение, линкор смог развить максимальную скорость в 31,5 узла. Спустя три с лишним года после вынужденного ухода от родных берегов корабль получил новую жизнь и второй шанс вступить в бой. Впереди были боевые действия у берегов Норвегии и операции против японцев в Индийском океане.

Сегодня в городе Нант стоит эсминец «Майе-Брезе» — единственный французский надводный боевой корабль, сохранившийся в качестве музея. Интересно, что он назван в честь адмирала, приходившегося племянником кардиналу Ришелье. Узнайте больше об этом корабле в видео от компании Wargaming.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    11 февраля 2022 06:32
    Недостающие пушки были сняты с линкора «Жан Бар».

    "Жан Бар"


    «Жан Бар» вновь открыли огонь, продолжив обстреливать корабли Союзников и едва не поразив крейсер «Огаста» (USS Augusta). Жёсткий ответ не заставил себя ждать. В ответ пикировщики с авианосца «Рейнджер» добились двух попаданий (в носовую и кормовую части корабля), в результате чего «Жан Бар» сел на грунт в гавани.
  2. +2
    11 февраля 2022 07:09
    которому в ходе Второй мировой довелось сражаться по обе стороны конфликта.
    Мне этот пассаж не сильно понятен. Этот линкор в ходе той войны воевал только с одной стороны...со стороны Франции. И не его вина, что бывшие союзники вдруг решили его атаковать
    1. +1
      11 февраля 2022 10:38
      «воевал только с одной стороны...со стороны Франции» - ВМВ была войной коалиций, в одиночку не воевал ни кто.
      1. -2
        11 февраля 2022 11:15
        Цитата: Сергей Валов
        в одиночку не воевал ни кто.

        Вы уверены? Ну тогда напомните в какую коалицию входила та же Швейцария
        1. +1
          11 февраля 2022 14:10
          А она воевала во ВМВ? Вы в школе учились?
          1. 0
            11 февраля 2022 14:17
            Цитата: Сергей Валов
            А она воевала во ВМВ?

            Да. Она очень успешно защищала свои границы, от обеих коалиций. и их Вооруженные Силы показали очень высокий уровень подготовки и готовности драться . А Вы об этом не знали?
            Цитата: Сергей Валов
            Вы в школе учились?

            И не только в ней. За плечами и иные учебные заведения, более высоких ступеней
            1. 0
              11 февраля 2022 14:22
              «Да», «И не только в ней» - сочувствую.
              1. -1
                11 февраля 2022 14:24
                Цитата: Сергей Валов
                «Да»

                Учите историю не только по школьным учебникам
            2. +2
              11 февраля 2022 18:59
              Она очень успешно защищала свои границы, от обеих коалиций. и их Вооруженные Силы показали очень высокий уровень подготовки и готовности драться

              Это называется "вооружённый нейтралитет". А вообще, благодаря принятым политическим компромиссам, она была выгодна обеим сторонам как лояльный буфер / нейтральная территория.
              1. +3
                11 февраля 2022 19:20
                Цитата: Oleg812spb
                Это называется "вооружённый нейтралитет".

                Да, не как чехи, "лапы не подымали..."
                10 мая 1940 года немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do.17 был перехвачен истребителями ВВС Швейцарии и посажен на аэродроме Альтенхайн. 1 июня 1940 г. формация из 36 бомбардировщиков He.111, вылетевших на задание в район Марселя, решила «срезать угол» через воздушное пространство нейтральной страны. На перехват было поднято 12 швейцарских «Мессершмиттов» — нарушители попробовали оказать сопротивление. В результате два немецких самолета было уничтожено. Швейцарцы потерь не понесли. 4 июня 1940 г. состоялась «акция возмездия» — одинокий He.111 выманил 12 швейцарских Bf.109E на территорию Франции, где те попали под удар 28 истребителей Люфтваффе. В результате короткой схватки бомбардировщик-нарушитель и два немецких Me.110 были сбиты. Собственные потери швейцарцев составили 1 самолет.
                8 июня 1940 г. был предпринят открытый рейд на швейцарскую территорию — группа бомбардировщиков He.111 (KG 1) под эскортом 32 Bf.110C (из II/ZG 76) попыталась нанести удар по аэродромам ВВС Швейцарии. Планам фашистов помешал случай — на пути группы оказался патрульный EKW C-35. «Кукурузник» был немедленно сбит, но перед своей гибелью он успел поднять тревогу. На перехват немедленно вылетели двенадцать Bf.109. В завязавшемся воздушном бою швейцарским летчикам удалось сбить три «Мессершмитта» в обмен на потерю одного своего самолета.
                16 июня 1940 г. немецкая диверсионная группа в составе 10 человек была в полном составе схвачена швейцарскими военными.
                С середины 1940 года на германско-швейцарской границе восстановилось хрупкое перемирие. Обе стороны не предпринимали никаких враждебных действий по отношению друг к другу. Лишь изредка сбившиеся с курса германские самолеты перехватывались швейцарскими истребителями и принуждались к посадке на аэродромах Швейцарии. Интернированная авиатехника включалась в состав швейцарских ВВС
                С середины войны основным противником швейцарских ВВС стали самолеты союзников, регулярно вторгавшиеся в воздушное пространство страны. Подбитые и сбившиеся с курса машины принудительно сажались на аэродромах Швейцарии. За годы войны было зарегистрировано свыше ста подобных инцидентов. Как и положено, авиатехника и пилоты интернировались на территории нейтрального государства до окончания войны. Британских и американских летчиков размещали на горнолыжных курортах, отрезанных от остального мира войной, горами и снегом. С началом высадки союзников в Нормандии около 940 пилотов союзных стран самовольно покинули место своего заточения и попытались перебраться через границу во Францию. 183 беглеца были задержаны швейцарской полицией и помещены в лагерь для военнопленных в районе Люцерна с гораздо более жестким режимом, чем прежде. Их выпустили лишь в ноябре 1944 г. Впрочем, далеко не каждый получал шанс поселиться в альпийском шале — 13 апреля 1944 г. поврежденный американский самолет был безжалостно сбит в воздушном пространстве Швейцарии, несмотря на то, что демонстративно выпустил шасси (что по международным правилам означало «следую на указанный вами аэродром»). Погибло семеро американцев. Но настоящий «экшн» связан с налетами стратегических бомбардировщиков — на протяжении всей войны швейцарская территория регулярно подвергалась бомбовым ударам. Наиболее известны следующие эпизоды: — 1 апреля 1944 г. Формация из 50 «Либерейторов» обрушила свой смертоносный груз на Шаффхаузен (вместо обозначенной цели на территории Германии, на 235 км севернее). Жертвами бомбежки стали 40 швейцарцев; — 25 декабря 1944 г. Мощной бомбардировке подвергся Тайнген; — 22 февраля 1945 г. Янки разбомбили 13 населенных пунктов на территории Швейцарии; — 4 марта 1945 г. Американские стратегические бомбардировщики одновременно бомбили Базель и Цюрих. Примечательно, что настоящей целью был расположенный на 290 км севернее Франкфурт-на-Майне; Бомбежки происходили и ранее. В течение 1940 года крупнейшие города Швейцарии (Женева, Базель, Цюрих) периодически подвергались бомбовым ударам со стороны Королевских ВВС Великобритании.
                1. +1
                  11 февраля 2022 20:15
                  Насчёт Бенеша - соглашусь. А в остальном - "Швейцарское правительство демонстрировало готовность прийти к разумному компромиссу: соглашению, дающему некоторые преимущества окружившим со всех сторон Швейцарию странам Оси, и в то же время не умаляющему суверенитет и нейтралитет Швейцарии. Несмотря на имеющуюся напряжённость в отношениях, Швейцария очевидно была полезнее для Германии в качестве партнёра, чем в качестве врага. По соглашению, заключенному в августе 1940 года, Швейцария предоставляла режим наибольшего благоприятствия для транзита немецких грузов (в том числе и военных) через свою территорию, обязалась продавать Германии золото и другие драгоценные металлы за рейхсмарки, и, кроме того, предоставляла Германии долгосрочный кредит в размере 150 000 000 швейцарских франков.
                  Вскоре после заключения этого соглашения немецкая 12-я армия была перенаправлена для участия в операциях на Балканах."
                  1. +1
                    12 февраля 2022 05:39
                    Цитата: Oleg812spb
                    демонстрировало готовность прийти к разумному компромиссу:

                    Да, все же отлично понимая, что в прямом боестолкновении Швейцария не выстоит, они вынуждены были пойти на компромисс. И тем не менее они доказали, что захват их территории, это "дорогое удовольствие"
                    1. +1
                      12 февраля 2022 10:58
                      Это да, тогдашний министр обороны Швейцарии дал понять, что они уничтожат всю инфраструктуру, уйдут в горы и будут вести партизанскую войну.
                      1. +1
                        12 февраля 2022 11:00
                        И они б это сделали б...
            3. +1
              12 февраля 2022 20:29
              Цитата: svp67
              Она очень успешно защищала свои границы,

              Только враги не пришли lol Никто ей войну не объявлял,а про "высокий уровень"-это бла-бла,может только показать война. hi
              1. +1
                13 февраля 2022 07:08
                Цитата: фа2998
                Только враги не пришли

                Ага...да, не в таких количествах, как к нам
                Цитата: фа2998
                Никто ей войну не объявлял,

                Легче ли стало от этого тем, кто погиб или покалечился в этих боестолкновениях?
                Цитата: фа2998
                про "высокий уровень"-это бла-бла,может только показать война

                Для этого достаточно нескольких больших боестолкновений, что швейцарцы и показали. Их пилоты превзошли пилотов люфтваффе, а наземные силы смогли нейтрализовать РДГ, пытавшиеся пробраться к ним
                1. +1
                  13 февраля 2022 09:57
                  Цитата: svp67
                  Их пилоты превзошли пилотов люфтваффе,

                  Воюя на Ме-109 laughing А если "враги" запчасти не пришлют? wassat hi
                  1. 0
                    13 февраля 2022 19:03
                    Цитата: фа2998
                    Воюя на Ме-109

                    И тем значимей их победа.
                    Цитата: фа2998
                    А если "враги" запчасти не пришлют?

                    Они бы нашли возможность прикупить самолеты у других. Страна все же была не бедная
  3. 0
    12 февраля 2022 00:28
    В попадавшихся мне источниках про 380 мм орудия "Ришелье" указывалось, что американцы их перестволили на 381 мм под имеющиеся в наличии снаряды, установив новые лейнеры.
    1. +1
      12 февраля 2022 05:42
      Цитата: Oleg812spb
      под имеющиеся в наличии снаряды, установив новые лейнеры.

      А зарядные каморы? Тут же не так важен тот миллиметр, так как при стрельбе диаметр все равно возрастает из-за износа канала ствола, но форма зарядной камеры она ведь изготавливается под конкретные боеприпасы
      1. +1
        12 февраля 2022 10:28
        Указывалось на лейнеры. Ведь лейнер крупнокалиберного орудия раздельного заряжания обычно изготавливается на всю длину ствола, так что включает в себя и зарядную камору, которой не требуется придавать геометрию гильзы. Ну а от зарядной каморы при раздельном заряжании требуется чтобы полузаряды влезли. Кстати, американцы переделывали орудия "Ришелье" под английские 15" боеприпасы, после модернизации он ушёл в Англию и до конца ВМВ служил в составе британского флота. Такой зигзаг истории...