Борьба морских гигантов. Из «Императора» в королевы

68

Продолжение цикла. Начало – в статьях «Борьба морских гигантов. Первый в своём классе» и «Борьба морских гигантов. Успехи и неудачи».

Что касается техники и организации, первое путешествие «Императора» оказалось удачным и быстрым, мощность и работа двигателей – впечатляющими, пассажиры остались вполне довольны. Однако, несмотря на это, имелась проблема с остойчивостью. Когда его качало в бурных водах Северной Атлантики на сильной волне, он имел тенденцию «зависать», удерживая угол наклона слишком долго, прежде чем выровняться. Это вызывало чувство беспокойства у пассажиров и членов экипажа, и было заметно иной раз даже на спокойной воде при поворотах.



По завершению рейса коммодор Русер сфотографировался на память с группой своих главных помощников.

Борьба морских гигантов. Из «Императора» в королевы

Слава первого прибытия «Императора» в Нью-Йорк была омрачена небольшим пожаром в пассажирском салоне на корме. Пожарные прибыли быстро и стали тушить пламя через открытые люки и иллюминаторы. Тонны воды были бездумно вылиты на «Император», что наделало немало шума, так как тяжеловесному кораблю последнее, что было нужно, это заполнение водой отсеков по правому борту.

После того, как пламя было потушено и откачана из отсеков вода, местные подрядчики всего за семь дней отремонтировали пострадавшие помещения и привели их в надлежащий порядок. Несмотря на кажущуюся серьезность положения, корабль успел вовремя выйти в обратный путь.

Обратный рейс в Гамбург отправился 25 июня 1913 года с 704 пассажирами первого класса, 553 пассажирами второго класса и 1 095 пассажирами третьего класса.

По прибытии, 1 июля «Император» отправился в короткий ночной круиз с кайзером Вильгельмом II и его семьей (первоначально поездка планировалась сразу после ходовых испытаний в мае, но была отложена из-за срочного ремонта турбин).

В августе 1913 года «Император» отплыл из Гамбурга в Нью-Йорк в свой третий рейс под командованием коммодора Ганса Русера с 3 646 пассажирами на борту. Это был рекорд. Такого количества пассажиров за один рейс не перевозила ещё ни одна мореходная компания!

Во время четвертого рейса в доке Хобокена в четверг, 28 августа 1913 года, на борту снова вспыхнуло пламя.

Пожар начался в холодильной камере, в районе палубы, где спали в каютах 1 500 пассажиров. Отреагировав на сигналы тревоги, вахтенный помощник капитана вызвал пожарных и отправил помощь на место происшествия. К тому времени стюарды и члены экипажа уже начали быстро и эффективно эвакуировать пассажиров из опасной зоны. Вторая группа экипажа работала над сдерживанием огня, перекрывая ему путь от холодильной камеры к окружающим каютам. В ходе тушения пожара второй помощник капитан Гобрехт скончался от отравления дымом.

Нью-йоркские пожарные и экипажи портовых пожарных судов боролись с пламенем. При этом пожарные вылили на корабль около 15 000 тонн воды. На ликвидацию угрозы ушло почти пять часов. «Император» набрал столько воды, что его крен составил целых десять градусов.

После того, как пожар потушили, были выявлены обширные зоны закопченных и промокших помещений второго класса, это в дополнение к целому ряду выгоревших участков. При подсчете поврежденных запасов было обнаружено 25 400 кг испорченных продуктов, а с бутылок с 3 628 литрами вина были смыты этикетки. Правда, позже, это вино было с успехом продано на аукционе.

Запланированный на 28 августа обратный рейс «Императора» в Гамбург был отложен, и на борт прибыли подрядчики для восстановления и перекраски повреждённых участков.

К 30 августа было выполнено достаточно ремонтных работ, чтобы лайнер был готов к обратному рейсу, но он ушёл без пассажиров второго класса, с небольшой командой ремонтников, которые продолжали работать на корабле в течение шестидневного пути домой.

Несмотря на всё это, американцам «Император» понравился. Они вообще жутко любят всё огромное и грандиозное и тут же начинают сравнивать и искать, а что же у них есть тоже такое здоровенное и такое же красивое.

Оказалось, что совсем недавно в Нью-Йорке на Манхэттене был построен небоскрёб для штаб-квартиры розничной сети F. W. Woolworth Company, по адресу Бродвей Стрит 233 (между Парк Плэйс и Барклай Стрит), получивший название «Ву́лворт-би́лдинг».


Видите силуэт здания на заднем плане ближе к носу судна?

Он похож на готический собор – его башня даже украшена горгульями. Это редкий для офисных зданий неоготический стиль. Небоскрёб имеет 57 этажей и высоту в 241,4 м.


Сравнение «Императора» с Вулворт-билдинг в одном из номеров воскресного приложения «Нью-Йорк Таймс»

Строительство началось 4 ноября 1910 года. Американцы строили быстро. Уже 24 апреля 1913 года состоялось его официальное открытие.


Владелец небоскреба Фрэнк Вулворт был настоящим воплощением американской мечты. Он построил это здание на собственные средства без единого займа, ссуды и ипотеки.
Сын фермера, начавший работать продавцом в галантерейном магазине за три с половиной доллара в неделю, в 1878 году одолжил у друзей три сотни долларов и открыл свой первый магазин Great Five Cent Store, где все товары продавались по цене 5 центов, затем ещё один. За 10 лет сеть разрослась до 7 магазинов, а еще спустя 15 лет их было уже 59. Они стали называться Five-and-Dime («5 и 10 центов»).

В 1912 году Вулворту принадлежало уже шестьсот магазинов. Тогда он решил построить небоскрёб. Для этого поручил архитектору Кассу Гилберту спроектировать здание в готическом стиле – самое высокое в мире. И действительно, до 1930 года выше Вулворт-билдинга была только Эйфелева башня, а до сегодняшнего дня здание входит в топ-50 самых высоких зданий США и в двадцатку самых высоких зданий Нью-Йорка.


На самом деле, об этом небоскрёбе можно писать книгу. У меня о нём куча материала, а кроме того, в его строительстве прослеживается некий «русский след», о котором я должен обязательно где-то рассказать, хотя бы вкратце.

22 октября «Император» был отправлен на верфи Vulcan Shipyards для решения проблемы с остойчивостью. По рекомендациям специалистов, мнением которых заручилась администрация HAPAG, был проведен ряд модификаций: на три метра снижены трубы «Императора», был демонтирован толстый каменный пол в ряде помещений, все тяжёлые дубовые кресла с их плюшевыми гобеленовыми сиденьями и спинками заменены на лёгкие плетёные. Создан специальный Центр для наблюдения и управления новыми системами пожарной сигнализации и спринклерными системами пожаротушения, которые были установлены по всему кораблю во всех классах. Кроме того, в штатную бригаду вошла команда профессиональных пожарных, которые днем и ночью осуществляли сменное патрулирование.

В общественных помещениях первого класса большое количество богатого дорогого мрамора и тяжелых панелей было заменено более легкими, но столь же декоративными материалами. Отделанные мрамором ванные комнаты с массивными ванными, также были переоборудованы. В коридорах и на лестничных клетках вместо мраморных, были установлены красивые лёгкие панели из гипса и асбеста (тогда ещё не знали, что асбест – штука вредная для здоровья). В зимнем саду огромные роскошные дубовые кресла и столы также заменили более легкими плетеными стульями и столами. В общем зале убрали даже бюст кайзера (как будто это как-то повлияло на остойчивость корабля такого размера). Наконец, в недра корабля было залито 2 000 тонн бетона. Меры увенчались успехом. Центр тяжести корабля удалось опустить.

Общая стоимость переделок и доработок составила более 4 000 000 марок (200 000 фунтов стерлингов), и все это оплатила верфь Vulcan Shipyards в соответствии с их пятилетней гарантией. Сумма была по тем временам запредельной. В 1913 году среднемесячная заработная плата немецких рабочих, занятых в промышленности составляла 123 марки, в Великобритании – 6,5 фунта стерлингов. Постройка «Императора» с самого начала была финансово сложной для фирмы Vulcan, но эти дополнительные работы в сочетании с юридическими выплатами в пользу Hamburg America Line оставили компанию в долгах. Понесенные убытки были настолько велики, что акционеры компании не получили дивидендов за 1913 год.

Во время переоборудования «Императора» в 1914 году коммодор Русер передал командование кораблем капитану Тео Киру и ушел, чтобы принять командование новым большим флагманским кораблем «Фатерланд», строительство которого близилось к завершению.


Ремонт и реконструкция продолжались до начала марта 1914 года, и 11 марта «Император» вышел из Куксхафена в Нью-Йорк с 371 пассажиром первого класса, 334 пассажирами второго и 1 998 пассажирами третьего классов.

По прибытии через пять дней в Нью-Йорк 19 марта Кир сообщил, что остойчивость судна значительно улучшилась. Именно во время этого путешествия атлантический шторм унёс четыре спасательные шлюпки и отломал крылья огромному бронзовому орлу в носовой оконечности «Императора».


21 марта 1914 года «Император» отправился на восток с 2 980 пассажирами. По прибытии 27 марта остатки орла были удалены и заменены декоративной решёткой, но длина судна не была изменена. Тем не менее он оставался вторым по величине кораблем в мире после своего родственника – лайнера «Фатерланд».


«Фатерланд» присоединился к «Императору» на регулярных трансатлантических рейсах, а их родич – лайнер «Бисмарк», был спущен на воду 20 июня.


В первую неделю апреля 1914 года «Император» совершил свой второй рейс этого года с 3 118 пассажирами.

В обратный рейс он вышел в среду 15 апреля в 9 утра с 2 150 пассажирами на борту. Из них 604 пассажира первого класса, 215 пассажиров второго класса и 1 331 пассажир третьего класса.

Третий рейс из Гамбурга 2 мая 1914 года с 3 285 пассажирами с прибытием в Нью-Йорк 9 мая и обратный 16 мая с 3 563 пассажирами, а также четвертый из Гамбурга 27 мая с 2 827 пассажирами и обратно 6 июня с 3 394 пассажира прошли спокойно, без происшествий.

В пятый рейс 17 июня в западном направлении на «Императоре» отправились путешествовать первым классом Гарри Гудини и его жена Беатрис, чтобы отпраздновать двадцатую годовщину свадьбы.


Они проживут в любви и согласии 32 года, до самой смерти Гарри Гудини от перитонита, вызванного травматическим разрывом аппендикса в 1926 году.

22 июня Гарри устроил короткое представление для попутчиков. Затем мистер и миссис Гудини поужинали наедине с пассажиром первого класса Теодором Рузвельтом и сфотографировались.


Вообще, когда пишешь подобные статьи, накапливается просто какое-то неимоверное количество интереснейшего фактического материала. Все сведения занятны и познавательны. Жаль отложить в сторону какой-то любопытный курьёз или пройти мимо какой-то интересной личности. Так вышло и с Теодором Рузвельтом.

О нём сегодня мало кто из читателей вообще хоть что-то знает. А ведь он был и 33-м губернатором Нью-Йорка, и 25-м вице-президентом США, а с 1901 по 1909 год два срока пробыл 26-м Президентом США. Рузвельт был первым президентом, который пригласил в Белый дом представителя афроамериканцев, первым американцем, получившим в 1906 году Нобелевскую премию мира (за посредничество в заключении русско-японского Портсмутского мира). Денежное её выражение он отправит в 1917 году в помощь жертвам Первой мировой войны.


Он отправил 16 линкоров в кругосветное плавание, продолжавшееся с 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года.

Корпуса кораблей были окрашены в привычный для мирного времени цвет – белый, за что позже они стали известны как «Великий белый флот».

Это демонстрировало Японии, которая получила статус крупной морской державы после разгрома российского флота в Цусимском сражении в 1905 году, что американский флот, несмотря на то, что базируется в Атлантическом океане, может быть развёрнут в любой точке мира и сможет защитить американские интересы на Филиппинах и в Тихом океане.

14 октября 1912 года Рузвельт во время предвыборной кампании собирался выступить с речью перед собравшейся толпой в Милуоки. Некто Джон Шрэнк в него выстрелил из револьвера. Пуля попала в грудь, пробив сначала футляр от очков и лежавшую во внутреннем кармане толстую 50-страничную рукопись с речью, которую Рузвельт намеревался произнести. Он, отказавшись от помощи, произнёс намеченную речь, пока кровь расплывалась по рубашке, и говорил 90 минут.

Рузвельт начал словами:

«Дамы и господа, не знаю, понимаете ли вы, что в меня только что стреляли; но Лося так просто не убьешь»

(лось – символ Прогрессивной партии Рузвельта). Как выяснили позднее, пуля вошла в грудь, но не пробила плевру, и было бы опаснее извлекать её, чем оставить как есть. Рузвельт носил эту пулю в груди до конца жизни.

В 1916 году на него было совершено ещё одно покушение. Но метательный нож, брошенный в него, пролетел несколькими дюймами ниже желаемой траектории…

Это его скульптурный портрет высечен в Ра́шморе – горе в массиве Блэк-Хилс, юго-западнее города Кистон в Южной Дакоте (США) наряду с портретами ещё трёх президентов США: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона и Авраама Линкольна.


На обратном пути в Гамбург в субботу, 27 июня, лайнер вышел из Нью-Йорка в 12 часов дня с 486 пассажирами второго класса и 837 пассажирами первого класса.

Тут подошло время показать карту палуб «Императора». В сети имеется целый ряд чертежей планировки. Это огромные простыни, в которых очень сложно ориентироваться. Но тот самый энтузиаст Кэмерон, который дал нам возможность любоваться цветными фотографиями интерьеров лайнера, любезно предоставил для всеобщего обозрения и такую карту.


Она тоже огромна, и я специально разрезал её на три части, чтобы можно было всё рассмотреть. На ней хорошо видны помещения первого класса: они окрашены зелёным, второго – желтовато-палевым и третьего класса – розовым. Голубым цветом отмечены помещения для эмигрантов. Это эдакий «третий класс-минус».






Второй класс на «Императоре» простирается от палубы C (прогулочной для 2-го класса) до палубы H и обслуживается лифтом только для второго класса. Люксы расположены на палубах E, G и H, а также несколько люксов на палубе C рядом с лифтом. Вместимость второго класса – 606 пассажиров.

В наших стандартных каютах второго класса используются две койки из твердых пород дерева в виде двухъярусной кровати, а у другой стены стоит диван-кровать. У стены между ними раковина с проточной водой и косметическое зеркало.
Мы с гордостью можем сказать, что наши общественные помещения Второго класса по размерам и оборудованию намного превосходят большинство других помещений Первого класса на небольших лайнерах Atlantic. На палубе D есть комната для курения, гостиная-библиотека и тренажерный зал второго класса размером 16 х 4 метра. На палубе E находится парикмахерская и женский салон, а на палубе F – просторная столовая на 365 мест. Для личного развлечения пассажиров имеется рояль Steinway с подборкой композиций.

Третий класс находится в корме, простираясь от палубы C до палубы J. Каюты третьего класса находятся на палубах F, G и H и вмещают 962 пассажира. Каюты оборудованы на 2, 3, 4 или 6 пассажиров с использованием деревянных встроенных спальных мест и складных кроватей. В каютах премиум-третьего класса есть умывальник, большое зеркало и набор полотенец.

Наша столовая третьего класса вмещает 475 пассажиров и расположена на палубе E. Высота столовой впечатляет, учитывая рейтинг класса, и равна высоте большинства столовых первого класса на других лайнерах Atlantic. У неё красиво расписанные стены с декоративными элементами и тонкие колонны в дорическом стиле по всей длине.
Длинные столы в столовой украшены тонкими льняными скатертями и выстроены в одинаковые ряды с отдельными стульями для посетителей. Еда подается на тонком фарфоре, специальном для третьего класса.
В задней части набережной палубы D наши пассажиры третьего класса найдут собственную библиотеку и просторный зал для торжеств. В общественном зале достаточно мест для игры в карты или других мероприятий. А поскольку зал находится на палубе D, множество окон обеспечивают обилие естественного света и могут быть открыты в хорошую погоду. В середине комнаты есть даже большой потолок под открытым небом, который пропускает естественный свет из небольшого куполообразного светового люка на набережной второго класса на палубе C. Как и в первом и втором классе, все пассажиры третьего класса могут пользоваться роялем Steinway.

Места для эмигрантов (третий класс-минус) находятся в самой носовой части «Императора». Она простирается от палубы D до палубы J и вмещает 1 772 пассажира. Комнаты третьего класса рассчитаны на 2, 4 и 8 пассажиров. Каюты расположены на палубах G, H и J.

Пассажиры третьего класса имеют собственную прогулочную зону на палубе D, большую лаундж-гостиную на палубе E и больницу на палубе F. Рядом с лаунджем на палубе E находится большая зона для купания и ванны для стирки одежды.
Столовая расположена на палубе F под салоном третьего класса. Пассажиры сидят на общих скамейках перед рядами длинных столов.
В то время как окружение может быть не первым или вторым классом, мы, тем не менее, с гордостью можем сказать, что разнообразие предлагаемой еды превосходит то, что подавалось на других лайнерах.

Из рекламного буклета.

Специальное предложение для эмигрантов.

Вы едете в Америку на борту «Императора»?
Если да, позвольте нам обеспечить вас в дни или недели, предшествующие вашему путешествию.
Для наших гостей компания Hamburg Amerika Line предоставит щедрое жилье, питание и медицинское обслуживание всего за 10 долларов. В эту плату также входит транспортировка от железной дороги до нашего жилья и транспортировка в порт в день отплытия. А в последнюю ночь вашего пребывания мы даже устраиваем вечеринку в качестве особой благодарности за то, что сделали Гамбург-Америка Лайн предпочтительным перевозчиком для эмигрантов.
Пожалуйста, позвоните в наш офис в Гамбурге или к агенту в вашем регионе.

Изображений интерьеров помещений второго и третьего класса сохранилось чрезвычайно мало. Ну, как говорится, чем богаты:












1914 год казался счастливым годом для Hamburg America Line. В выпуске Popular Mechanics конца весны и начала лета они разместили привлекательную рекламу на всю страницу для выбора предстоящих рейсов. Смелое и яркое изображение «Императора» рекламировало путешествия, как на «Императоре», так и на «Фатерланде», вплоть до конца августа. Появилась в печати также информация о специальном круизе «Вокруг света» в 1915 году. Цены начинались с 900 долларов за 135-дневное плавание, которое должно было завершиться в Сан-Франциско к открытию Панамско-Тихоокеанской выставки.

Война


«Император» уже эксплуатировался на трансатлантических линиях 14 месяцев и так бы и продолжал бороздить моря-океаны к удобству морских путешественников всех мастей и оттенков, на радость своим владельцам, но тут 28 июня на сцену вышел недоучившийся в гимназии, но патриотически и националистически настроенный представитель очень гордого и свободолюбивого сербского народа, член экстремистской группировки «Млада Босна» – Гаврило Принцип.


Из дешёвого подержанного самозарядного пистолета FN Model 1910, разработанного Джоном Браунингом и выпускаемого предприятием Fabrique Nationale de Herstal, он застрелил в городе Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола, и его жену герцогиню Софию Гогенберг.




Колёса Первой мировой войны впервые пришли в движение…

6 июля Германия объявила о своей полной поддержке Австро-Венгрии в случае войны…

Колёса набирали скорость…

В среду, 8 июля 1914 года, «Император» в последний раз покинул Гамбург как немецкое торговое судно. Во время своего последнего выхода в Нью-Йорк в качестве SS Imperator он перевёз 702 пассажира первого класса и 500 пассажиров второго. Путешествие было обычным, и в последний вечер пассажиров первого класса ждал традиционный прощальный ужин. Меню состояло из икры Parnaja Caviar on Ice, супа из зеленой черепахи и куриного крема а-ля Кармен на закуску, а затем на выбор Sole a la Russe, вырезка из говядины по-императорски с добавлением щербета из шампанского, спаржа с топленым маслом, жареный цыпленок на тосте, салат с эндивием и десерт…

«Император» пришвартовался в Нью-Йорке в четверг, 16 июля, принял пассажиров и через два дня, в субботу, 18 июля, в 12 часов дня отплыл в Гамбург.

22 июля «Фатерланд» с коммодором Гансом Русером у руля ушёл из Гамбурга в свой последний рейс в качестве немецкого торгового судна.

Именно во время шестидневного плавания «Фатерланда» колёса войны набрали наибольшую скорость.

23 июля «Фатерланд» и «Император» разошлись в Атлантике.

Это был день, когда австро-венгерское правительство предъявило сербскому правительству свои пятнадцать требований. Во главе списка стояло требование арестовать лидеров террористов и отправить их в Вену, где они должны будут предстать перед судом. Требования, по сути, являлись ультиматумом…

Получив это известие, коммодор Тео Кир не стал рисковать безопасностью «Императора» и, хотя он был всего в одном дне ходу от Гамбурга, сразу же приказал дать полный ход. Во время своего перехода на родину «Император» развил замечательную скорость в 23,6 узла и побил собственный рекорд скорости. Он благополучно пришвартовался в Гамбурге 24 июля, в тот же день, когда Сербия обратилась к своему союзнику – России за военной помощью, если Австро-Венгрия начнёт военные действия.

Затем, 25 июля Сербия объявила об отказе выполнить требования Австро-Венгрии, поскольку «выполнение таких требований является нарушением Конституции Сербии и уголовно наказуемым деянием».

Менее чем через 24 часа, 26 июля, Россия подтверждает свою готовность защитить Сербию в случае нападения…

28 июля, когда «Фатерланд» находился всего в двух днях от Нью-Йорка, Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Немедленно были отменены все трансатлантические рейсы «Императора» и всех кораблей HAPAG.

«Фатерланд» пришвартовался в Нью-Йорке и уже остался там…

Первая мировая война началась с пугающей скоростью. С 5 по 12 августа со всех сторон поступали объявления войны. 1 августа Германия объявила войну соседней России, а 3 августа Германия объявила войну Франции.

4 августа Германия вторглась в Бельгию, что втянуло Великобританию в конфликт с объявлением войны Германии.

5 августа Австро-Венгрия встала на сторону Германии и объявила войну России.

Затем и Франция, и Великобритания объявили войну Австро-Венгрии 10 и 12 августа соответственно…

До конца войны «Император» оставался в доках недалеко от Гамбурга на живописной реке Эльбе, одетый в примитивный камуфляж. Всё это время он практически не обслуживался надлежащим образом, и его внешний вид, безусловно, пострадал. Единственной реальной защитой огромного корабля была горстка зенитных орудий, разбросанных по доку, которые к счастью, никогда не участвовали в боевых действиях…

Когда четыре года и девять месяцев спустя война закончилась, Германия по Версальскому договору должна будет сдать каждое построенное или строящееся торговое судно водоизмещением более 16 000 тонн. Это включало еще незаконченный SS Bismarck, который должен был стать завершением трио кораблей Баллина. Второй из тройки, «Фатерланд», давно стал достоянием США и использовался для перевозки американских солдат.

Альберту Баллину действительно было плохо. Крах всего, что он создал, и осознание того, что довоенная империя, какой он ее знал, рухнула, заставили его принять трагическое решение. В конце концов Баллин никогда не хотел войны и даже фактически вошел в 1914 году в политические круги страны, пытаясь предотвратить ее. Теперь он получал угрозы со стороны социалистов и коммунистического подполья. В Германии назревала революция. Он не узнает, что все три его гигантских судна будут переданы Великобритании и Соединенным Штатам. «Император» отдадут «Кунард Лайн» и переименуют в «Беренгарию», сделав её флагманом компании. «Фатерланд» достанется американской судоходной компании «Юнайтед Стейтс Лайн» и будет переименован в «Левиафан», также получив разряд флагмана. Незаконченный «Бисмарк», как замену затонувшему «Британнику», отдадут «Уайт Стар Лайн».

В ночь на 8 ноября 1918 года Альберт Баллин оборвал свою жизнь, приняв чрезмерную дозу снотворного…

Через день Вильгельм II отречётся от престола. Остаток жизни он проведёт в Голландии.

После перемирия 11 ноября 1918 года «Император» был передан на временное использование в качестве военного транспорта ВМФ США.

Он получил название USS Imperator (ID-4080) в начале мая 1919 года, а капитану ВМС США Джону К. Робинсону было приказано стать его первым командиром. Экипаж состоял из персонала американского военно-морского флота, который руководил небольшой командой немецких моряков, включая коммодора, двух капитанов и множества офицеров. Примечательно, что «Император» переоборудуют для военной службы всего за 10 дней, и он сможет перевозить 9 000 военнослужащих и 1 400 пассажиров первого класса.


15 мая USS Imperator отплыл из французского Бреста с 1 500 офицерами армии, 300 рядовыми, 841 французской женой американских солдат и 500 медсестрами на борту.


Посадка американских солдат на USS Imperator

Он прибыл в Нью-Йорк 22 мая и пришвартовался рядом со своей сестрой, «Фатерланд», теперь переименованной в «Левиафан».


23 мая 1919 года «Императору» был назначен новый командир – Кейси Б. Морган, капитан ВМС США, а его старшим офицером был Р. А. Уайт.

«Император» оставался в Нью-Йорке до 3 июня, после чего отплыл в обратный рейс в Брест. Во время своего пребывания в Нью-Йорке он взял с собой тонны свежей провизии и припасов, а его интерьер подвергся капитальному ремонту. Трёхъярусные койки были установлены тысячами, на борту было размещено новое оборудование для беспроводной связи, а также полный и современный цех типографской печати.

В итоге вместимость «Императора» составила 1 000 офицеров, 966 унтер-офицеров и 7 939 рядовых. Общий состав команды – 2 200 офицеров и рядовых регулярного флота.


Офицеры и матросы из состава команды USS Imperator. 1919 год

На пути в Нью-Йорк 17 июня «Император» оказал помощь французскому крейсеру «Жанна д'Арк», у которого случилась какая-то серьёзная неисправность в Атлантическом океане.


Президент Бразилии Эпита́сиу Линдо́лфу да Си́лва Песо́а находился на борту этого крейсера.


Песоа возглавлял бразильскую делегацию на международной конференции по послевоенному мирному урегулированию в Париже. Именно там он был извещён о том, что выдвинут кандидатом в президенты на внеочередных президентских выборах, а затем и о том, что победил и стал президентом Бразилии. «Император» принял его и группу сопровождающих его лиц для перевозки в Соединенные Штаты, прибыв туда через несколько дней.

За время службы, которая длилась с 15 мая по 10 августа 1919 года, «Император» переправил домой в общей сложности 28 030 солдат, 147 раненых и 161 пассажира обратно в Европу. В одном рейсе, 13 июля 1919 года, он побил собственный рекорд, набрав 12 000 пассажиров. Во время стоянки в Хобокене 10 августа 1919 года пришло официальное известие, что «Император» завершил военную службу, и в этот день ВМС США передали его Совету судоходства США.

США передали «Император» Британской судоходной инспекции 20 сентября, где было решено, что им будет управлять компания «Кунард Лайн». Официальная передача состоялась 24 ноября. Затем «Император» был переведен на пирс № 54 «Кунард Лайн».

Следующий этап в жизни «Императора» начался 29 августа 1919 года, когда военно-морская комиссия союзников передала «Император» контролёру судоходства Великобритании.

24 ноября на северной стороне пирса № 54 «Кунард Лайн» Франклин Д. Рузвельт удостоверил окончательный вывод лайнера из эксплуатации.


Да, это тот самый Франклин Делано Рузвельт, который через 14 лет станет 32-м президентом США. Хотя ему сейчас только 38, он уже семь лет служит помощником министра военно-морского флота США, вторым по рангу чиновником в военно-морском ведомстве.

Это было событие, изобилующее суетой деятельности и морскими формальностями, которое началось с опускания «звездно-полосатого» и завершилось традиционным сигналом горна. В то время за церемонией уже с палубы наблюдали капитан Миллар, морской суперинтендант «Кунард Лайн», и капитан Палфри, помощник суперинтенданта. К ним присоединился и новый капитан «Императора» коммандер Чарльз Эпплтон Смит.

Как сложно продираться через эту мешанину британских морских званий и должностей! Может быть, я тут что-то напутал? В источнике так: «Already on board at the time and watching from her deck was Cap't. Millar, Cunard Marine Superintendent, and Cap't. Palfrey, the assistant superintendent. Joining them was the Imperator's new commander, Cap't. Charles Appleton Smith».

«Император» официально стал британским торговым судном 11 декабря 1919 года, когда был переименован в RMS Imperator и отплыл из Нью-Йорка с примерно 2 741 человеком на борту. Конечно, кое-что пришлось изменить. Всё, что говорило о том, что это было немецкое судно, нужно было убрать, а взамен установить британские отличительные знаки. Жёлтые трубы HAPAG были перекрашены в общепринятый в «Кунард Лайн» красный цвет с чёрными верхушками.

Этот рейс был не совсем удачным. Уголь, поставляемый из США, оказался очень низкого качества, и в сочетании с плохим обслуживанием двигателей и котлов топливо расходовалось быстрее, чем ожидалось. В результате остановки в Плимуте и Шербуре были отменены, к концу путешествия большую часть алкоголя пришлось тщательно нормировать, а запасы еды драматическим образом истощились. В Ливерпуль прибыли в воскресенье, 21 декабря, в 10 часов утра. Рейс занял 11 дней – на 4 дня больше, чем ожидалось.

Британцы не теряли времени даром и сразу поставили лайнер в сухой док для тщательной реставрации и переоборудования. Большая часть работы была связана с двигателями. Однако, поскольку у судна серьёзно пострадал внешний вид во время его долгой стоянки на Эльбе и его послевоенного использования в качестве военного перевозчика, в его общественных помещениях и каютах также приходилось проводить значительные ремонтные работы. Второй и третий классы пострадали больше всего и требовали перекраски и новой мебели. В салоне третьего класса обновления были тоже весьма значительными. Панели из темного дерева были тщательно отремонтированы и отполированы. Чтобы дополнить этот богатый интерьер, полупрозрачные шторы были повешены на оконные и стеклянные дверные проёмы, а в качестве удобной альтернативы традиционным деревянным креслам для отдыха в номерах был предложен широкий выбор роскошных стульев и диванов.

На некоторых столах стояли маленькие цветки в горшках, а растения покрупнее расположили на полу у основания колонн, идущих по центру гостиной. По сравнению с третьим классом краска и деревянные работы в общественных помещениях первого класса были в хорошем состоянии и требовали только очистки. Но из-за того, что лайнер использовался в качестве военного корабля, в общественных комнатах было мало мебели, а ковры были убраны из верхней и нижней столовых.

«Кунард» исправил ситуацию, позаимствовав мебель с «Трансильвании» и «Кармании», чтобы заполнить общественные комнаты первого класса и ресторана Ритц-Карлтон. Оригинальный немецкий декор, цветовые схемы, аксессуары и элементы дизайна «Императора» были оставлены на месте, что позволило сохранить большую часть немецкой идентичности и мастерства. Однако 6 января инспекционная группа «Кунард Лайн» в сухом доке обнаружила коррозию по краям гребных винтов и отсутствие участка металла в нижней части руля. В результате запланированный первый рейс 10 января 1920 года был отменен.

Первое плавание RMS Imperator из его нового дома в Ливерпуле состоялось 21 февраля 1920 года – через два месяца после прибытия.

За короткой остановкой в Нью-Йорке, 2 марта он ушёл в Англию. В пути у судна вышел из строя эжектор золы. В итоге из-за лишнего накопления шлака «Император» дал крен, и плавание заняло десять дней. Когда он прибыл в Ливерпуль, его отправили на десятидневный ремонт.

Пассажировместимость была увеличена до 970 пассажиров первого класса, 830 пассажиров второго класса, 606 пассажиров третьего класса и 515 пассажиров туристического класса. В течение двух дней 21 и 22 марта «Император» проходил основные ходовые испытания и проверки, а к 6 июня его порт приписки был изменён с Ливерпуля на Саутгемптон.

Летом 1920 года «Император» постоянно фигурировал в новостях. Большинство сплетен возникло из-за слухов о том, что «Император» терял до 50 000 долларов за рейс. После того, как эта информация просочилась, в прессе появились дикие спекуляции относительно его будущего, тем более что было общеизвестно, что договор заключён с Cunard Line всего на семь рейсов туда и обратно, после чего лайнер будет возвращён под контроль британского Министерства судоходства. Сплетни варьировались от его вывода из эксплуатации до одной популярной истории, которая намекала на то, что большой корабль будет пришвартован и переоборудован в плавучий отель. Несмотря на сплетни в СМИ, «Император» продолжал ходить всё лето и вплоть до осени.

В августе 1920 года рабочий погиб, упав в угольный бункер. Примерно во время этой аварии, по совпадению, Министерство судоходства выдвинуло идею установки экономичной бортовой установки для дробления угля, который затем будет загружаться в модифицированные котлы. Но из-за того, что в обозримом будущем лайнер мог быть оснащён двигателями, работающими на жидком топливе, от этого плана отказались.

Сэр Артур Рострон принял командование «Императором» в июле 1920 года.


Он хорошо известен, как бывший капитан «Карпатии», подоспевший к месту гибели в 1912 году океанского лайнера «Титаник». «Карпатии» удалось спасти 705 пассажиров и членов экипажа «Титаника». Был награждён Золотой медалью Конгресса, а после Первой мировой войны – орденом Британской империи.

Смена пола


В феврале 1921 года лайнер сменил пол – был переименован в честь английской королевы Беренгарии Наваррской, жены Ричарда Львиное Сердце.


В том же году на верфи Armstrong Whitworth были произведены срочные ремонтно-капитальные работы, длившиеся полгода. Жилые и общественные помещения были отремонтированы, а котлы переведены с угля на мазут.

Модернизированный лайнер вернулся в строй в мае 1922 года. Там он оставался в течение следующих 16 лет и приобрел хорошую репутацию за свою надежность. Оборудование работало вполне удовлетворительно, и корабль стал ценным дополнением к флоту Cunard Line.


Для капитана Артура Генри Рострона «Беренгария» стала последним кораблем, которым ему позволили командовать. Знаменитый капитан упомянул ее в своих мемуарах только в придаточном предложении как «самый удобный корабль, на котором он когда-либо служил».

После слияния Cunard и White Star в 1935 году только Aquitania и Berengaria остались для службы в Северной Атлантике.

В мае 1936 года Queen Mary была введена в строй, на подходе была Queen Elizabeth.

Ввиду постоянной опасности возгорания – на борту несколько раз возникали небольшие пожары – «Беренгария» впала в немилость у властей США, и однажды ей даже пришлось отправиться домой в Европу без пассажиров. Переоборудование для снижения риска возгорания не показалось владельцам целесообразным, тем более что корабль в любом случае оставался бы в эксплуатации всего несколько лет, прежде чем «Королева Елизавета» смогла быть введена в эксплуатацию.

Судно было продано сэру Джону Джарвису. Используя своё собственное состояние, Джарвис ранее выкупил выведенный из эксплуатации лайнер «Олимпик» – сестринское судно «Титаника» за 100 000 фунтов стерлингов, и судно было доставлен в Тайнсайд для обеспечения занятости безработных судостроителей.

Теперь подошла очередь «Беренгарии». Её внутреннее убранство и демонтируемое оборудование было продано с аукциона, а вырученные средства использованы для покупки материалов для строительства детских площадок, спортивных сооружений, а также ремонта жилья для нуждающихся. Разборка позволяла осуществить наём более 1 000 человек для квалифицированных и полуквалифицированных работ в новой судоразделочной компании Джарроу, базирующейся на бывшей верфи Палмерс, в то время как металл должен был использоваться в новом металлургическом предприятии Джарвиса, где работало несколько сотен человек. Благодаря усилиям Джарвиса в районе Джарроу было создано ещё несколько новых предприятий.

В последний свой путь к месту разделки «Беренгария» отправилась под командованием капитана Джорджа Гиббонса. В этом ролике, который сохранила и выложила нам для свободного просмотра фирма British Pathé, вы увидите и сэра Джарвиса с супругой.


Из-за размеров судна и начала Второй мировой войны окончательная разборка была произведена только в 1946 году в Росайте (Шотландия).

P. S.


Статья уже была готова, когда я обнаружил этот видеоматериал.


Написать, что лайнер будет отправлен на разборку, оказалось просто и легко, но увидеть своими глазами, как его режут на куски...

Как-то за три статьи я уже сжился с этим гигантом и стал воспринимать его не как сложное нагромождение металла, а как явно что-то большее – плод высочайшей степени инженерного творчества и огромнейших затрат созидательного человеческого труда. Не ожидал, что появится явное ощущение чувства утраты, что в горле застрянет какой-то противный комок… Сентиментальным становлюсь. Наверное, старею жутко…

Источники:
Atlantic Liners: A Trio of Trios J. Kent Layton, 2005
The Hamburg-American Company's New 50,000-Ton Liner (International Marine Engineering)
Robert D. Ballard, Ken Marschall: Lost Liners – Von der Titanic zur Andrea Doria – Glanz und Untergang der großen Luxusliner. München, 1997
Arnold Kludas: Die deutschen Schnelldampfer. Die Imperatorklasse – Höhepunkt einer Epoche
Эберхард Мертенс: Гиганты Hapag класса Imperator
Статьи «Википедии» и пр.
Все изображения в статье взяты с медийного склада «Википедии», ресурса свободно распространяемых изображений Flikr и тому подобных, если прямо не указано иное.
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    17 февраля 2022 18:18
    Никогда не был на корабле.
    Да и видел их лишь издалека, да в кино. Ну, типа "Титаник"... 3500 пассажиров, плюс команда, плюс обслуга...
    Целый городок на морской глади)
    Спасибо, Автор!
    1. +9
      17 февраля 2022 18:41
      Целый городок на морской глади
      Англичане сравнивают современные круизные лайнеры с... кварталами соцжилья wassat
      Спасибо, Автор!
      Присоединяюсь. Превосходно написано, гн Привалов!
  2. +10
    17 февраля 2022 18:56
    Подпись под снимком Рузвельта странная - 1822-1945). Он что, 123 года прожил?
    1. +12
      17 февраля 2022 19:08
      Цитата: Авиатор_
      Подпись под снимком Рузвельта странная - 1822-1945). Он что, 123 года прожил?

      Ну, конечно же, это 1882-й. hi
      1. +8
        17 февраля 2022 19:47
        Александр.А разве Рострон принял командование "Беренгарией" не в 1928-м году?

        Он и Молли Браун/*Непотопляемая Молли*/.
        1. +10
          17 февраля 2022 19:56
          Артур Рострон заменил Джеймса Чарльза на посту капитана « Беренгарии » в 1928 году. Хорошо, что заметили, но подправить я уже не могу. Внесём в список замученных очепяток. hi
          1. +8
            17 февраля 2022 19:58
            Ничего страшного.Тем более,что "звёздный час" этого славного моряка был всё-таки в апреле 1912-го года. hi
      2. +2
        18 февраля 2022 20:54
        Не могу не высказать личное спасибо за столь интересный цикл! Спасибо!
        hi
        1. +2
          18 февраля 2022 21:08
          Цитата: Коте пане Коханка
          Не могу не высказать личное спасибо за столь интересный цикл! Спасибо!
          hi

          Всегда, пожалуйста! hi
          В работе ещё одна небольшая статья в виде послесловия к циклу. Заглядывайте на досуге. hi
          1. +2
            18 февраля 2022 22:01
            Спасибо за приглашение!
            Плохо, что публикуют Вас в рубрике мнение, а не история. Сегодня тоже «к Вам в гости» попал случайно увидел добрые слова Сергея (Фила) и Дяди Кости (Морского Кота) о Вашей работе, на другой ветке. Вот и заглянул. Причём на мой взгляд очень удачно.
            Ещё раз спасибо и творческих успехов!
            1. +2
              18 февраля 2022 22:04
              Коте пане Коханка
              Сегодня, 23:01

              Могли бы уже рубрику ввести: творчество наших читателей.
              1. +2
                18 февраля 2022 23:21
                Цитата: bubalik
                Могли бы уже рубрику ввести: творчество наших читателей.

                Ого! Народ как начнёт, как начнёт! Тогда придётся ещё штатного редактора держать. belay
            2. +1
              18 февраля 2022 23:17
              Цитата: Коте пане Коханка
              Плохо, что публикуют Вас в рубрике мнение, а не история.

              К сожалению, Владислав, я не знаю, чем руководствуется редакция размещая статьи на страницах ВО. Ранее, все мои статьи публиковались в разделе "Мнение". Первые две статьи цикла, в разделе "Флот". Третья, снова в "Мнения"... request
  3. +11
    17 февраля 2022 19:09
    Александр!Большое спасибо за этот цикл!Впрочем?Ведь есть ещё два корабля о которых можно написать?Я имею в виду "Европу" и "Бремен".
    Теперь непосредственно о статье.На мой взгляд она великолепна,в ней есть всё и о обо всём.Я кстати не знал,что для перевозки эммигрантов существовал "подраздел" третьего класса.Или это было только на судах немецких компаний?И конечно же кадры "убийства" корабля!Очень грустно смотреть на это.Ещё раз большое спасибо за прекрасный цикл! hi
    Добавлю!Фотография предваряющая статью смотрится...отлично!
    1. +10
      17 февраля 2022 19:51
      Цитата: Фил77
      Александр!Большое спасибо за этот цикл!Впрочем?Ведь есть ещё два корабля о которых можно написать?Я имею в виду "Европу" и "Бремен".
      Теперь непосредственно о статье.На мой взгляд она великолепна,в ней есть всё и о обо всём.Я кстати не знал,что для перевозки эммигрантов существовал "подраздел" третьего класса.Или это было только на судах немецких компаний?И конечно же кадры "убийства" корабля!Очень грустно смотреть на это.Ещё раз большое спасибо за прекрасный цикл! hi
      Добавлю!Фотография предваряющая статью смотрится...отлично!

      Рад, что статья доставила удовольствие. Рассказывать о различных лайнерах можно долго и много. Есть целый ряд замечательных судов.
      Как возили эмигрантов в те времена американцы, я покамест, не знаю. Дело в том, что основное количество покидающих Старый свет перевозили немцы.
      Заставка в начале статьи мне и самому понравилась. laughing Даже не ожидал, что так круто выйдет. wassat
      1. +7
        17 февраля 2022 19:56
        У "англичан" был просто:третий класс,общий.Хотя тоже была разница в стоимости билета/количество мест в каюте/.
        1. +5
          17 февраля 2022 20:30
          Эдвард Штайнер описывал реалии проживания на шканцах(англ. steerage) SS Kaiser Wilhelm 2nd( 1906г), где сотни человек обоих полов спали на соломенных матрасах в трюме вповалку, а еду омерзительного качества принсили в бачках и выливали половниками в миски толпящихся и дерущихся в очереди иммигрантов. Отмечает, что у англичан такого не было.
          1. +8
            17 февраля 2022 20:53
            Привет Алекс!
            В конце девятнадцатого-начале двадцатого века на судах-трансатлантиках не редкостью были объявления к пассажирам первого и второго классов с просьбой не бросать остатки еды и мелких монет пассажирам их третьего класса,во избежания...беспорядков.
            1. +4
              17 февраля 2022 20:59
              Добрый вечер! Считается, что англйские судовладельцы избавились от "четвертого класса" и ограничились каютами третьего именно ввиду вопиющего разгула насилия среди пассажиров- ведь не самые лучшие люди ехали таким образом, и драки с поножовщиной за еду и женщин( они жили в одном трюме) были обычным явлением. А установить дисциплину на борту в трюмах не было возможности.
            2. +4
              17 февраля 2022 22:02
              Цитата: Фил77
              были объявления к пассажирам первого и второго классов с просьбой не бросать остатки еды и мелких монет пассажирам их третьего класса

              Спасибо, посмеялся и вспомнил старый морской анекдот про "хлебушка покрошу". Оказывается, есть у анекдота "прото"-история... hi
      2. +8
        17 февраля 2022 21:24
        Спасибо, Александр! smile
        Прочитал с интересом и удовольствием, этакий экскурс в историю и не только корабельную. good
        Узнав про пожары на "Императоре", вспомнил "Нормандию", немцу вот повезло, пережил два крупных пожара и остался в строю, французу хватило одного и в том же Нью-Йорке. request
        1. +6
          17 февраля 2022 22:15
          Спасибо за добрые слова.

          Пожары на судах и сегодня дело не редкое. Штука жуткая, поскольку бежать бывает некуда, люди оказываются отрезанными в отсеках...
          В армии мне приходилось монтировать пожарную сигнализацию на нескольких судах и даже на одной подводной лодке. В начале 70- х прошлого века к этому относились очень серьёзно.
          1. +5
            18 февраля 2022 07:39
            Штука жуткая, поскольку бежать бывает некуда, люди оказываются отрезанными в отсеках...

            Если не ошибаюсь, читал у Скрягина в "По следам морских катастроф" о пожаре на французском лайнере "Жорж Филиппар" в океане, жуткая история, там ещё наши моряки принимали участие в спасении людей.
            1. +3
              18 февраля 2022 13:31
              Ну, вот. Только вспомнили Чёрта, а он уже тут как тут.
              Грузовое судно Felicity Ace, шедшее под флагом Панамы из Европы в США с грузом из 3965 автомобилей германского концерна Volkswagen, загорелось в Атлантическом океане в районе Азорских островов.

              Патрули ВМФ Португалии эвакуировали с судна всех 22 членов экипажа, бросив горящее судно дрейфовать.

              Согласно сообщениям, значительную часть груза составляли элитные модели, включая 1100 автомобилей Porsche, а также автомобили Audi и Lamborghini.
              1. +4
                18 февраля 2022 13:37
                Я, наверняка, злобный и завистливый человек, вот ни грамма, а ни одной железки не жалко. Молодцы португальцы -- людей спасли, а остальное нехай горит зелёным пламенем. laughing
                1. +3
                  18 февраля 2022 18:39
                  Цитата: Морской Кот
                  Я, наверняка, злобный и завистливый человек, вот ни грамма, а ни одной железки не жалко. Молодцы португальцы -- людей спасли, а остальное нехай горит зелёным пламенем. laughing

                  А чего его жалеть? Людей спасли, а остальное, дело страховых компаний. На то они и существуют.
                  1. +2
                    18 февраля 2022 18:46
                    ... а остальное, дело страховых компаний

                    Да, вот уж "кому на Руси жить хорошо". laughing
                    1. +3
                      18 февраля 2022 19:06
                      Цитата: Морской Кот

                      Да, вот уж "кому на Руси жить хорошо". laughing

                      Видите ли, Константин, страховые компании во всём мире живут не бедно. Однако, при правильной постановке вопроса, они выполняют своё предназначение на все 100%. Я пользуюсь их услугами уже более 30 лет. Попадал в ситуацию страховых случаев и по аварии с машиной, и по здоровью, и по страхованию ипотеки, и чёрт знает чего ещё. Чинился за их счёт и лечился и квартиру после протечки ремонтировал... Полёт нормальный.
                      1. +2
                        18 февраля 2022 19:09
                        Мне эта сторона жизни совсем незнакома, мы ведь живём в разных странах. request Хотя я в Вас иностранца не чувствую никоим образом, интересно, правда? drinks
                      2. +2
                        18 февраля 2022 19:14
                        Цитата: Морской Кот
                        Мне эта сторона жизни совсем незнакома, мы ведь живём в разных странах. request Хотя я в Вас иностранца не чувствую никоим образом, интересно, правда? drinks

                        Мне тоже не известна система страхования в Ваших краях. Так что тут, мы на равных. hi
            2. +2
              19 февраля 2022 01:03
              Сегодня день какой-то урожайный на пожары...
              О происшествии сообщает агентство France-Presse, ссылаясь на руководство порта:
              В Ионическом море у берегов Греции горит итальянское круизное судно, на борту которого находятся 50 членов экипажа и 237 пассажиров.

              Как отмечается, судно Euroferry Olympia совершало рейс между итальянским Бриндизи и греческой Игуменицей.

              Три буксира береговой охраны и три патрульных катера уже направились к аварийному судну.

              1. +2
                19 февраля 2022 11:48
                "-- Мамочка, почему так светло этой ночью? -- Спросил маленький Эдисон.
                -- Это горит соседская ферма, сынок.
                -- Мамочка, я хочу чтобы всегда было так светло!
                -- У меня больше нет спичек, сыночек.

                И Эдисон изобрёл электрическую лампочку." smile
                1. +3
                  19 февраля 2022 12:39
                  Цитата: Морской Кот
                  И Эдисон изобрёл электрическую лампочку."


                  Ибо сказано: В безлунные ночи и в ненастье темно было в домах людей; люди жили в
                  страхе и в невежестве; и печалило это Г-спода.
                  И увидел Г-сподь, что живёт среди людей Томас Алва Эдисон - человек мудрый и
                  праведный.
                  И сказал Г-сподь ему: "Встань и иди!"; и встал Эдисон, и пошёл, и
                  пришёл в лабораторию, и изобрел электрическую лампочку, и наладил
                  производство электрических лампочек, и организовал их продажу; и воссиял
                  свет в домах людей, и увидел Г-сподь, что это хорошо.
                  1. +1
                    19 февраля 2022 13:52
                    "Да будет свет!"(с)
                    1. +3
                      19 февраля 2022 13:59
                      Цитата: Морской Кот
                      "Да будет свет!"(с)

                      Аминь! hi
  4. +9
    17 февраля 2022 19:27
    Супер статья, снимаю шляпу drinks hi
  5. +8
    17 февраля 2022 20:27
    Отличная работа Александр.Перечитаю досконально позже.Как то грустно,такая эпоха ушла.Каждый трансатлантик имел свою неповторимую историю.А сейчас какието они обезличенные,поставленные на поток.Востановится ли сейчас круизный бизнес,столько судов стояло на отстое,принося только убытки своим хозяевам.Кстати в России кто то купил за копейки,35 млн $,круизняк неплохого водоизмещения.Порт Хайфа в его круизном рейсе по Средиземноморью стоит,в этом году ,летом.
    1. +5
      17 февраля 2022 20:51
      Цитата: tralflot1832
      Отличная работа Александр.Перечитаю досконально позже.Как то грустно,такая эпоха ушла.Каждый трансатлантик имел свою неповторимую историю.А сейчас какието они обезличенные,поставленные на поток.Востановится ли сейчас круизный бизнес,столько судов стояло на отстое,принося только убытки своим хозяевам.Кстати в России кто то купил за копейки,35 млн $,круизняк неплохого водоизмещения.Порт Хайфа в его круизном рейсе по Средиземноморью стоит,в этом году ,летом.

      У нас в Хайфу в апреле прошлого года вот такой красавец зашёл:
      1. +4
        17 февраля 2022 21:28
        Специально сходил на российский сайт на Одисея,цены весьма и весьма привлекательные,с двумя бонусами.Надо же как то тащить на борт клиента.Клиент устал от ковида.Перелёт туда обратно на него дороже обойдётся.Мне больше по душе ,когда меня везут и ещё за это деньги платят.Везёт нашей молодёжи,у нас трое по работе в таких "дырах"планеты уже с 2014 года побывали.Но жениться пока не хотят.
      2. +9
        17 февраля 2022 21:32
        Что-то он мне многоквартирный дом напоминает, нет благородных морских статей, а потому отсутствует романтика внешнего вида -- водоплавающая коробка.
        1. +5
          17 февраля 2022 21:47
          Со временем тихо уйдёт на "иголки" и никто о нём и не вспомнит.Как предыдущее поколение.
          1. +5
            18 февраля 2022 09:03
            "никто и не вспомнит."
            Уж да уж,вот такая судьба у кораблей.Лишнее подтверждение тому суда класса "Олимпик",два погибших вошли в историю.А "отходивший" три десятилетия с лишним "родоначальник" почти малозаметен на их фоне.Хотя история у этого корабля также достойна как минимум статьи.От уважаемого автора.Вариант? hi
  6. +5
    17 февраля 2022 20:43
    Как всегда, Александр,радует шикарнейшей статьей good успехов вам,в вашем нужном и не лёгком деле.
  7. +4
    17 февраля 2022 23:18
    Час, наверное, читала...
    Да не статья это -- исторический роман!
    Поздравляю Автора с удачей!
    Привалов, Вы гений! good drinks love
    1. +4
      18 февраля 2022 06:12
      Цитата: депрессант
      Час, наверное, читала...
      Да не статья это -- исторический роман!
      Поздравляю Автора с удачей!
      Привалов, Вы гений! good drinks love

      Я старался. yes love
    2. +5
      18 февраля 2022 09:12
      "Привалов,Вы гений!"
      Упссс!Вот это со всей солдатской прямотой!

      Шучу! laughing
      А вот теперь-нет.
      Статья действительно роскошная hi
      1. +2
        18 февраля 2022 09:36
        Да, мощные увязки техники с портретами политических лидеров. И такая милая идиллия вырисовывается, которой, конечно же, не было, но так хочется, чтобы она была. Иногда людям нужна сказка на ночь. И в таковую превращается умело поданная повесть о страшных временах. Человеку свойственно забывать плохое, иначе не выживешь. И вот уже выплывает на историческую сцену великолепный, светящийся в ночи всеми своими палубами "Император"! И теперь будет плыть и плыть по Атлантике и заходить в порты до конца моих дней! wassat )))
        1. +2
          18 февраля 2022 09:44
          Всё абсолютно правильно.
          Как и правильно то,что мы видим внешнюю красочную картинку того времени.А если оказаться на месте грязного,потного кочегара на том же роскошном лайнере?А если оказаться пассажиром третьего класса на тонущем "Титанике"?Картина той жизни будет уже не столь...романтичной.
          1. +3
            18 февраля 2022 09:52
            Да, это так. Но, видите ли, какое дело... Отчего-то мне кажется, что кочегар был рад, что у него есть работа. Причем, по сравнению с другими работами на берегу -- хорошо оплачиваемая. Ведь это было время мирового экономического кризиса!
            Кстати, знаете, почему еще я сравнила статью Александра с романом? А потому что он внес в неё элементы детектива! Читая про очередной корабль, я думала: "Утонет!" -- вот так написано, поломки там всякие, и возникало ожидание несчастья )))
            1. +5
              18 февраля 2022 10:19
              "хорошо оплачиваемая"
              Условно.В то время /1912 год/зарплата кочегара была в районе 6 фунтов в месяц.Условия труда?Вы это можете себе представить.Кстати при катастрофе "Титаника" спаслось около трети всей "чёрной команды".
              1. +3
                18 февраля 2022 11:19
                Величественный памятник! Люди помнят...
                Удивительно, что вообще кто-то из "черной команды" спасся. Значит, кто-то из руководства корабля заботился об этих людях. Потому что ценил. Наверное, это не простой навык -- уметь подпитывать энергию корабля.
                1. +2
                  18 февраля 2022 12:06
                  кто-то из руководства корабля заботился об этих людях.
                  На их стороне было знание устройства корабля и опыт в море- тем, кто взял ноги в руки, удалось слинять из трюмов, не заблудившись в панике.
                  1. +2
                    18 февраля 2022 13:23
                    Возможно, и так. Но знали-то устройство корабля все чернорабочие. Разве не так, Алекс?)))
                    1. +2
                      18 февраля 2022 13:26
                      Не все- обязанности обучать команду эвакуации тогда у судовладельцев не было, и многие чернорабочие не знали, что за соседней переборкой. Да и кочегар тогда- это работник средней квалификации.
                      1. +1
                        18 февраля 2022 13:48
                        И тут я подумала. Ну даже если бы кто-то из знающих кочегаров повел за собой всех чернорабочих (правильнее, наверное, разнорабочих?), то куда бы привел? К лодкам? А там офицеры с оружием, спасают лишь элитных пассажиров. Могут застрелить.
                        Мне странно другое. Ведь могли же быть на кораблях какие-нибудь легкие плавсредства в виде полых герметичных предметов, полезных в корабельном быту, а при случае легко превращаемых в средство спасения? Скорее, не было. Делали красивую мебель, но никому не приходило в голову сделать её плавучей. Ведь это же не суша. Всё, что на корабле, должно плавать. Или хотя бы большая часть предметов.
                      2. +3
                        18 февраля 2022 13:56
                        Всё, что на корабле, должно плавать
                        И в случае частичного затопления( даже субмарина не уходит в воду мгновенно) преградит путь по коридорам и внутренним трапам,преградив путь наружу.
                        Могут застрелить.
                        Всех не застрелят, да и когда ситуация пахнет вазелином,будет уже не до того.
                        полых герметичных предметов
                        А вот этого добра при кораблекрушении всегда в достатке. Подобия спасжилетов из пробки на кораблях тогда были.
                      3. +1
                        18 февраля 2022 20:17
                        Да,были такие предметы.Шезлонги стоящие вдоль прогулочной палубы.С ними связан довольно смешной эпизод.Выживший шеф-пекарь Джуффин/виски,виски,виски!!! laughing /вспоминал,что выбрасывал их за борт для оказавшихся в воде людей.Ну и конечно спасательные жилеты,их было в избытке.
                      4. +2
                        18 февраля 2022 20:19
                        Шлюпочные учения должны были проводиться,но?"Бардак,сэр!" laughing
                    2. +3
                      18 февраля 2022 20:12
                      Отвечу.Не знали.Кочегары обитали на палубе "D",именно там находились их кубрики,оттуда по двум винтовым лестницам они попадали в котельные.В общем было сделано всё так,чтобы пассажиры не могли столкнуться с кем-нибудь из *чёрной команды*.Досконально устройство корабля знали лишь офицеры и то,по воспоминаниям Лайтоллера,прошли две недели прежде чем он начал хорошо ориентироваться на корабле.
            2. +3
              18 февраля 2022 19:40
              Ничего тут не поделать, Людмила Яковлевна, любая "изнанка" всегда и везде штука неприглядная и даже отвратительная. Не важно о чём идёт речь -- о медицине, питании, жилье, отдыхе, искусстве и пр. и пр...
              Так вот, о кочегарах и тех, кто рядом с ними на примере "Титаника":
              https://titanicanatomy.wordpress.com/tag/%D0%BA%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%8B/
              1. +4
                18 февраля 2022 20:27
                Александр, спасибо за ссылку!
                Прочитала я ту статью. Про "Титаник", про его бункеровку, но там не только про это. Условия работы кочегаров -- чудовищные, впечатление тяжкое. Но даже среди этих рабочих --разделение на касты. Хорошо, что избавились от угля. Каково это -- дышать угольной пылью при +40! Да, было много жестокости. Помнится, в каком-то романе описывалось, как в Англии детишки дошкольного возраста добывали уголь в шахтах. Вот так строилось благополучие капиталистического мира. Нарядные верхние палубы, а внизу -- ад. В прямом смысле. Но кто помнит? Память отвергает ад, оставляя лишь красоту элитарной жизни, и рождает романтические представления о начальной эпохе капиталистической индустриализации. Тем не менее, жестокость западного капитализма не породила ответную жестокость со стороны рабочего класса в виде революций. Всё умело гасили войнами.
                1. +1
                  18 февраля 2022 20:34
                  Цитата: депрессант
                  Вот так строилось благополучие капиталистического мира



                  1988 год, Киргизская ССР. Учащиеся средней школы № 9 города Джалал-Абада во время работы на хлопковом поле. Фото Аширбаев М./Фотохроника ТАСС

                  hi
  8. +5
    18 февраля 2022 02:18
    И действительно, до 1930 года выше Вулворт-билдинга была только Эйфелева башня


    В 1930г. был построен 77-этажный небоскрёб Крайслер Билдинг высотой 319 метров, созданный по заказу владельца одноимённого автомобильного концерна Уолтера Крайслера.

    И до 50-х годов, более 20-ти лет, всю эту громадину занимала штаб-квартира Chrysler.

    Так же как и Вулворт Билдинг, Крайслер Билдинг входит в Национальный реестр исторических памятников США.

    Так же как и Вулворт Билдинг, Крайслер Билдинг украшено гаргульями. Но совершенно иначе стилизованных: в виде крыльев (схожих с крыльями на радиаторном колпачке модели автомобиля 1929 года), орлиных голов и прочих диковин.

    Беглое знакомство с нью-йоркскими небоскрёбами даёт понимание, чем вдохновлялись создатели Gotham City.
  9. +4
    18 февраля 2022 03:16
    Статья такая... фундаментальная!
    Спасибо автору. Быстро не прочитаешь, глаза постоянно цепляются за информацию и цифры. good
    В общем зале убрали даже бюст кайзера (как будто это как-то повлияло на остойчивость корабля такого размера)

    Эта борьба за остойчивость напомнила мне борьбу за дальность при подготовке рекордного перелета АНТ-25 экипажа Михаила Громова. Оставили на земле все запасы на случай аварии и вроде бы даже пообкусывали "излишне" длинные тела болтов.
  10. +2
    18 февраля 2022 21:39
    Шикарная статья.
    Автору болшое плус.
  11. +1
    18 февраля 2022 21:46
    Александр, статья очень понравилась. Срасибо good
    Понимаю вас,когда пишешь об одном, много фактов всплывают о другом wink .
    1. +1
      18 февраля 2022 23:10
      Цитата: bubalik
      Александр, статья очень понравилась. Срасибо good
      Понимаю вас,когда пишешь об одном, много фактов всплывают о другом wink .

      Очень рад. Получайте удовольствие. hi
      "Много", это ещё очень мягко сказано! Иной раз, просто тонешь в неимоверном количестве материала. Хватит не на статью, а на увесистую монографию. fellow
  12. 0
    22 февраля 2022 12:59
    30 января 1882 родился рузвельт а не 1822 год! на фото ошибка....