Колдовство и магия эпохи викингов

109

Лофотр-фестиваль викингов в Норвегии. Фото с сайта: Лофотр. Музей викингов

Предваряя эту статью, я хотел бы обратить внимание читателей на проблему суеверий.
Дело в том, что, с точки зрения науки, а не расхожих мнений и представлений, суеверия – это пережитки прошлых исторических периодов, которые сохранились до наших дней. Современный человек, пугающийся черного кота – «неудачи», понятия не имеет о смысловом значении, которое несла встреча с черным котом во времена, когда колдовство и магия были основой жизни. То, что сегодня осталось как пережиток или суеверие, ранее было составной и обязательной частью неотъемлемого ритуала. Если сегодня, кто-то верит в ворожбу или магию, то это пережиток прошлых социально-экономических эпох, когда магия и колдовство были неотъемлемой частью жизни и как раз неверие в суеверия было отклонением от нормы. Известный процесс над салемскими ведьмами в Новой Англии в конце XVII века только подчёркивает эту разницу и эволюцию в сознании человечества в процессе прогресса.

Введение


Скандинавы поклонялись силам природы, которые приобрели антропоморфные черты в течение исторического развития их общества. Каждое событие из жизни языческих богов отражает ситуацию в общественной жизни скандинавов. Так, борьба богов ванов и асов, отражает ситуацию родового строя. А боги в «Старшей Эдде», произведении XIII века, представлены как люди эпохи викингов и территориальной общины: забияки, воры, прелюбодеи и развратники.



Здесь кроется и ошибка о том, что Русь со Скандинавией были на одном уровне исторического развития, а потом, как водится, Русь-Русия от всех «отстала». Русь в период конца «эпохи викингов» только начала переход от родового строя к территориальной общине, а скандинавы были в конце эпохи территориальной общины, с разницей в несколько веков.

Следует подчеркнуть, что образ Одина и богов его круга, как, скажем, и Олимпийских богов, меняется с развитием общественных отношений, и это отчётливо видно в исторических источниках: в родовой период – это одни боги, в период распада родовых отношений – другие, в эру становления и существования территориальной общины – третьи, в эпоху распада территориальной общины, влияния христианства – четвертые.
Не существует статичного образа языческих скандинавских богов, как, впрочем, и других языческих богов, будь то Зевс, Юпитер или Перун.

Мир и семья богов, их усадьба Асгард и жилище – были аналогичны мироустройству жилища и рода (семьи) бонда, свободного общинника, дома и усадьбы конунга. Ученые давно предполагают, что и корабль в представлениях скандинавов был устроен как усадьба. Граница хутора-усадьбы или корабля являлась границей рода, а все, что за ней, было враждебным миром.

Все, что мешало родовому счастью, не имело места в религии скандинавов, так, не существовало понятия добра и зла в нашем понимании. Зато трусость и неотмщение за обиду жестоко порицались. Стоять на защите «души рода» – вот задача и главы рода, и всех её членов. Душа рода противостоит враждебным духам.

Род был основной ячейкой общества при родовом строе, сохранился он рядом с семьёй и при территориальной общине: община и состояла из родов и семей, как роды патрициев и семьи плебеев в Риме, боярские роды и семьи концов и улиц люда в Новгороде и т. д.
С точки зрения ментальности этого периода, гибель души рода куда страшнее, чем физическая смерть, поэтому вся жизнь была построена вокруг этого постулата, с этим всё время жил скандинав.

А за пределами усадьбы человека поджидали враждебные силы. Что говорить об отдельном доме, когда в «Круге земном» сообщается о Швеции:

«В Швеции много больших областей. Там много также разных народов и языков. Там есть великаны и карлики, и черные люди, и много разных удивительных народов. Там есть также огромные звери и драконы».

И в этом мире, мире враждебном за пределами рода, мире драконов, троллей и троллих, колдунов и иноплеменников предстояло жить и перемещаться человеку.

Так, скандинавы считали, что финны все колдуны. Харальд Прекрасноволосый спасает великого финского колдуна и тот его приводит к Одину. В «Саге о Харальде Прекрасноволосом» рассказывается о двух финнах-ведунах, которые были меткими стрелками и могли убивать взглядом. Чародей Эйвинг Рваная Щека, которому за неприятие христианства конунг Олаф Трюггвасон (963–1000 гг.) поставил на живот чашу с раскаленными углями, уверял, что он дух, попавший в тело, благодаря волшебникам финнам. Св. Олаф (995–1030 гг.) подвергся колдовству финнов, которые наслали на его войско непогоду.


Так выглядит фанат язычества, герой сериала «Викинги», Флоки

Магия и война


Скандинавские конунги в Норвегии и Швеции вели свой род от Одина. А Один, кроме всего прочего, был «провидцем и колдуном»:

«Один, – читаем в «Саге об Инглингах», – владел и тем искусством, которое всего могущественнее, оно называется колдовство. С его помощью он мог узнавать судьбу людей и ещё не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть».

Один передал свое искусство жрецам, они уступали в мастерстве только ему. Такой же сверхъестественной силой обладали или должны были её иметь и его потомки, конунги, но со временем колдовство стало считаться зазорным для владык. Но они обладали другой магической силой, которая обеспечивала урожай и безопасность.

Один, который на пирах был прекрасен, в бою представлялся ужасным. А вот как он применял магию на войне:

«Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинка».

Благодаря магии Одина, воины могли сражаться без кольчуги, обнаженными, «как бешеные собаки или волки», они кусали свои щиты и были сильными, как медведи и быки. Это были берсерки, воины, подвергнутые колдовству со стороны Одина, как сообщает «Сага об Инглингах».

Ни напитки из мухомора, ни прочие рациональные объяснения не имеют никакого отношения к берсеркам. Берсерки – это те, на кого снизошла магическая благодать Одина, это его магические воины. Возможно, в жизни это были чаше всего люди огромной силы, но малого ума, с серьёзными психическими отклонениями, о чем сообщают Саги. Но родовое счастье потомства Одина и его подданных было недолгим, начиналась новая эпоха, которая отразилась в предвидениях прорицательницы Вёльвы из «Старшей Эдды» о том, что братья будут биться с братьями.

Об этих изменениях в судьбе потомков Одина сообщают Саги: конунг Висбура бросил свою жену с двумя детьми, не вернув ей приданное – золотое ожерелье. Все эти действия – типичные для распада родовых отношений. Его дети потребовали возврата украшения, но, получив отрицательный ответ, обратились к прорицательнице Вёльве Хульде. Она предупредила, что после отцеубийства в роду конунгов Инглингов будет постоянная вражда, а в ожерелье раздора отразилась злая воля судьбы. Позднее из-за него погиб одетый в это ожерелье конунг Агни. Но это не остановило отцеубийц, то есть было нарушено ключевое правило родовой организации: запрет на вражду с сородичами.
Но это лишь внешняя оболочка из событий, которые сообщают о гибели родового строя. Как мы и писали, происходят и изменения в мифологии. С падением родового строя начинается и эпоха викингов.

Наследники Олафа, конунги Норвегии и Швеции колдовством занимались редко.
Швед Даг, сын Дюггви конунга, понимал язык птиц, научил воробья разговаривать и умел гадать.

Колдовством увлекался и конунг Рёгивальд, у которого в доме было восемьдесят колдунов, надо полагать, целая дружина, с ними расправился его брат Эйрик Кровавая Секира (885–954 гг.). О том, что дружина могла состоять из воинов-колдунов, мы имеем и другие свидетельства. Колдуны даже могли управлять кораблем, как это делал могучий бонд и чародей Рауд Могучий.

Яростный язычник, ярл Хакон в конце X века перед походом на юг Швеции принес обильную жертву, в ответ прилетели два ворона, он понял, что Один будет помогать ему и начал грабительский поход.

Датский конунг Свейн (960–1014 гг.), будучи уже христианином, отправил на разведку в Исландию волшебника, который должен был узнать, где можно высадиться на острове. Он это сделал, перевоплотившись в кита.

Адам Бременский утверждал, что Олаф Трюггви, которого Саги рисуют ревностным крестителем Норвегии, увлекался магией:

«он был сведущим в гадании, слушал оракулов и все свои надежды возлагал на предсказания птиц. За это его и прозвали Олаф «Воронья нога».

Возможно, что речь идет о периоде до крещения Олафа, так как после принятия крещения в Англии, он усиленно начинает преследовать магов и колдунов, которых в Норвегии было очень много, об этом как раз писал и Адам Бременский, и Снорри Стурлусон (1179–1241 гг.), автор эпической саги «Круг Земной».

Один мощный колдун Эйвинда Болото, которого преследовал конунг Олаф сын Трюггви, прибегнул к колдовству, чтобы осуществить захват конунга. Он ночью с дружиной, состоящей из колдунов и чародеев, решил убить конунга Олафа в его усадьбе, волшебник наколдовал туман и шлемы невидимки, но туман был настолько густой, что колдуны сами себя ослепили и попали в руки дружинников, которые жестоко расправились с ними.

Божественная удача помогла Олафу Трюггви, когда он воевал на финском побережье. Финские колдуны направили на его корабли шторм, но конунг справился с этим испытанием, победив чары.

А вот о колдовстве во время войны мы имеем немного свидетельств. Первое, сообщает «по слухам» «Сага об Олафе сыне Трюггве», о том, что ярл Хакон (погиб в 995 г.) для победы над йомсвикингами принес в жертву сына.

Уже во время христианской Норвегии Хакон II Сигурдссон или Широкоплечий в борьбе со своим соправителем Инге в 1161 году прибег к колдовству. Колдунья нагадала, что Хакон победит своего соправителя, если будет воевать ночью.


Стена щитов. Кадр из сериала «Последнее королевство»

После гибели Инге его сторонники говорили, что это большая подлость прибегать к гаданию. Знаменательно, что в стране, которая официально уже 160 лет была христианской, действовали колдуны.

Интересно, что у скандинавов эпохи викингов существовали и табуированные, «хулительные песни», которые могли вызвать убийство тех, кто их сочинял: так, мечи со стены порубали конунга, который спел хулительную песню. А конунги стимулировали скальдов на такие песни, с помощью магии которых можно было поразить или навредить врагу перед войной или боем.

Итак, исходя из дошедших до нас источников, скандинавские конунги, потомки Одина, не так часто прибегали к магии и колдовству, хотя и они использовали ее в борьбе с миром духов на войне.

Возможно, дело в том, что мы видим общество эпохи викингов, где традиционные, языческие ценности подверглись эрозии: Дания вступила на путь христианизации уже с конца IX века, Норвегия и Швеция – с середины Х века.

«За конунга, за мир и урожай»


Если Один был и колдуном, и воином, то его потомки, конунги, если судить по Сагам, были воинами, которые использовали чаще жертвоприношения, нежели колдовство. Жертвоприношение в святилищах было их основной языческой обязанностью, важнейшей из важнейших.

Интересно описание, приведённое Адамом Бременским, святилища в Упсалле:

«В этом храме, который целиком изготовлен из золота, находятся статуи трёх почитаемых народом богов. Самый могущественный из них – Тор – восседает на троне посреди парадного зала; с одной стороны от него – Водан [Один], а с другой – Фрикко. Их полномочия распределяются следующим образом: «Тор, – говорят шведы, – царит в эфире, управляет громом и реками, ветрами и дождями, ясной погодой и урожаями. Второй – Водан, что означает «ярость», ведёт войны, даёт людям мужество в битвах с врагами. Третий – Фрикко – дарует смертным мир и наслаждения. Последнего изображают с огромным фаллосом. Водана же шведы представляют вооружённым, как у нас обычно Марса. А Тор со своим скипетром напоминает Юпитера».

Задачи, которые стояли перед конунгом, состояли в защите земли и обеспечении урожая.
Конунги обеспечивали связь общества с миром духов, участвуя в жертвоприношениях и языческих пирах. Если жертвоприношение совершалось конунгом в одиночку, с жрецами, то пир был всеобщим жертвоприношением: здесь ели мясо жертвенных животных, особенно конину. Еда и участники пира окроплялась кровью животных. И пили в установленном порядке:

«Первым был кубок Одина – его пили за победу и владычество своего конунга, потом шли кубок Ньёрда и кубок Фрейра – их пили за урожайный год и мир. У многих было в обычае пить после этого Кубок Браги. Пили также кубок за своих родичей, которые уже были погребены. Этот кубок называли поминальным».

Это был важнейший институт общества территориальной общины и важнейшее всенародное действие, так Хакон Добрый (920–962 гг.), с детства христианин, был силой принужден бондами приносить жертвы и есть жертвенное мясо на пиру.

Недаром важнейшим свойством конунгов всегда считалось счастье и удача, которыми он делился с ближними, вначале только с родом и племенем, а впоследствии – с дружиной и бондами-общинниками:

«Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он [Один] обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди верили, что тогда успех будет им обеспечен».

Вопрос о том, обеспечивает ли конунг урожай или нет, был ключевым, особенно в ранние периоды развития скандинавского общества. Если период бескормицы затягивался, с таким правителем не церемонились. Было понятно, что у него нет связи с богами или его жертвоприношения они не принимают:

«В начале зимы надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы – за весеннее прорастание, а летом – за победу».

Так случилось с полулегендарным шведским конунгом Домальди. В его правление не было урожая, вначале была увеличена жертва, приносимая в Упсалле, она была сделана быками. Затем в жертву принесли людей. И наконец, «во имя рода» в жертву принесли конунга Домальди. Точно так же поступили с Олафом Лесорубом, который недостаточно внимания уделял урожаю в стране, его также принесли в жертву.

Конунг Аун для того, чтобы прожить дольше, принес по порядку в жертву Одину в Упсалле семь своих сыновей, после чего люди не дали ему убить последнего сына, и он умер.

А вот конунг Адильс был случайно принесен в жертву, его конь споткнулся у жертвенника, и конунг разбил голову. Все указанные события происходили еще при родовом строе в конце IX века.

Скандинавы, которые приносили жертвы за урожай и мир, так же считали, что и на войне происходит постоянное жертвоприношение. Правда, они понимали это не так как мы, современные люди. В нашем понимании «жертвы войны» – это напрасные потери, у язычников из Скандинавии – жертвы войны, это те, кто принесены в жертву богам или Одину. Жертвами могут быть враги, а свои приносятся в жертву врагами. Таким образом, одно из понимания войны для человека этого времени, кроме получения выгод, добычи и славы, принесение жертвы. Стать объектом жертвоприношения не очень хорошо, так конунг Ингвар, сын Эйстейна, погиб в сражении с эстами, стал жертвой:

Ингвар конунг
Жертвой стал
Мужей Сюслы.

Викинги Ингвара принесли восточноанглийского короля Эдмунда в 869/870 году в жертву, расстреляв его из луков, по другой версии – забили палками и обезглавили.

Полулегендарный Рагнар Лодброк после набега на Северную Францию велел принести в жертву 111 воинов Карла Лысого, а когда датчане стали болеть от чумы, он отпустил часть пленных, отдав их захваченную добычу, чтобы задобрить богов франков.

О свирепости норманнов сообщают многие хроники, но где здесь обычная свирепость во время войны, где действия, связанные с жертвоприношениями, а где преувеличения средневековых авторов, разобраться трудно.

Адам Бременский сообщает, что в жертвенной роще Упсаллы висели собаки, лошади и люди. Он же писал, что в течение десятидневного пира ежедневно приносятся жертвы, включая людей.

А вот йомсвикинг Буи после поражения в битве, которая произошла около 986 года, с норвежцами прыгнул за борт с двумя ларцами драгоценностей. Он не хотел быть принесенным в жертву мечом или топором. А сам отправился к Одину, да еще и с жертвоприношениями.

Жертвоприношения драгоценностями, золотом и серебром стали особенно важны для скандинавов эпохи викингов. Но огромное количество серебра, найденного сегодня археологами, было закопано в местах, из которых их извлечь было совсем невозможно, чаще всего в топях и болотах. Эти клады навсегда оставались «во владение владельца и его рода, и воплощали в себе их удачу, счастье, личное и семейное благополучие» (А. Я. Гуревич).

Тем не менее за них можно было купить рабов, усадьбу, дом, корабль или его половину.


Пьяные викинги из Йомсборга клянутся захватить Норвегию (конец Х в.)

На смену язычеству шла новая эпоха, где «трансцендентные ценности», деньги, играли куда как более значительную роль, чем только богатств.

Гибель богов


Мир языческих богов, магии и колдовства с середины Х века начинает рушиться. Экспансия эпохи викингов, которая началась в период падения родового строя и продолжалась весь период территориально-общинного строя, вела к этому. Триаде «капище – тинг – конунг» приходил конец. Недаром бонды и ярлы так боролись за старину, связанную с язычеством. Так как одновременно с установлением христианства в Скандинавии происходило и становление института ранней монархии, которая, в свою очередь, невозможна без классообразования. Исследователи отмечали, что многие викинги позднего периода были безразличны к язычеству. Родовые (исландские) саги демонстрируют нам то же самое. А монархи смогли сломить языческие порядки, противостоящие новой эпохе в Скандинавии, процесс формирования которой занял несколько веков.

Но это не конец чудес, это их новое время, так уже Олаф Святой с небес помогает варягам на службе в Византии сражаться против язычников.

Рекомендуемая литература и источники:
Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 1, М. – СПб, 1999.
Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979.
Милетинский Е. А. Скандинавская мифология как система. М., 1973.
Стриннгольм А. М. Походы викингов, государственное устройство. Нрав и обычаи древних скандинавов. М., 2002.
Адам Бременский // Cлавянские хроники. М., 2011.
Беофульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.
Генрих Хантигтонский. История англов. Перевод Мереминского С. Г. М., 2015.
Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.
Исландские саги. Перевод А. В. Циммерлинга. Т. 1–2. М., 2000–2004.
Круг Земной. Издание подготовили: А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. М., 1980.
109 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 февраля 2022 06:29
    Утро доброе всем! Для меня «боги викингов» всегда были «сказкой», как и греческо-римский пантеон «мифом», но пришёл Эдуард и все систематизировал!!! crying
    Несколько штрихов о которых я подумал читая работу Автора.
    1.«Берсерки» - это скандинавское название, или славянское? Бер - на древнеславянском медведь. Отсюда Берлин, Берн и т.д. Если славянское, тогда кем были первые берсерки?
    2. При оценке «истории народа» можно отталкиваться от процессов социально-экономической формации и формирования общества. Но у одних процесс распада родоплеменного строя занял условно два-три века, а у других тысячелетия! Причём очень сильный в данном случае внешний фактор. Родоплеменным укладом не поживёшь рядом с империей!
    3. В обществах с устной традицией «роль чуда» и «роль Бога» - это попытка объяснить неведомое!
    Впрочем «Ветхий завет» это изначально рассказ записанный на пергаменте.
    1. +7
      27 февраля 2022 07:04
      От слова «медведь» почти нет сомнения. И в медвежьи шкуры, бывало, они обращались.

      И в прагерманском языке «бер» встречалось, вполне вероятно.
    2. +5
      27 февраля 2022 10:36
      Владислав,
      доброе утро!
      При оценке «истории народа» можно отталкиваться от процессов социально-экономической формации и формирования общества. Но у одних процесс распада родоплеменного строя занял условно два-три века, а у других тысячелетия! Причём очень сильный в данном случае внешний фактор. Родоплеменным укладом не поживёшь рядом с империей!

      Согласен с Вами, совершенно верно, что у кого то распад долго, у кого-то медленнее, кто-то никак не может переступить эту стадию или откатываются к ней, как попытался показать о статьях о монголах. Что объясняет, почему монголы не смогли развиваться.
      ДА и совершенно верно про империю. Таже Российская империя столкнулась с родовыми обществами на Кавказе, а пережитки их мы наблюдаем и сегодня: например столь популярная кровная месть в современной Чечне.
      hi
      1. 0
        27 февраля 2022 19:11
        Цитата: Эдуард Ващенко
        кто-то никак не может переступить эту стадию

        Полинезийцы?
        Приветствую Эдуард! hi
        1. +1
          27 февраля 2022 20:37
          Приветствую Сергей!!!!
          hi
    3. +3
      27 февраля 2022 13:51
      Цитата: Коте пане Коханка
      Бер - на древнеславянском медведь

      Скорее, этот корень появился ещё у наших общих предков с германцами и кельтами. Вспомним, как медведь будет по-английски. И если там, где сейчас стоит Берлин, раньше действительно жили славяне, то там, где Берн, их присутствие не фиксируется.
      По поводу
      Цитата: Коте пане Коханка
      попытка объяснить неведомое!

      кажется, это несколько упрощённый подход.
      Предки-то, как раз, видимо, считали, что им всё ведомо - мир для них был значительно проще и в каких-то сложных объяснениях не нуждался, картина мироздания у них была вполне цельная.
      Есть мир богов и мир людей. Боги - высшие существа, наделённые сверхспособностями, и имеющие возможность влиять на мир людей, как на благо людям, так и во вред. Общение с богами - удел избранных - жрецов, а если кто-то чем-то выделяется в лучшую сторону на фоне остальных, это значит, что он пользуется расположением богов - это вождь. Вождь испрашивает волю бога, жрец истолковывает ответ.
      Всё просто, ясно и прозрачно. Уровень благосклонности богов к вождю определяется уровнем благосостояния общины. Ухудшилось благосостояние - вождь неугоден богам, значит его можно и нужно заменить, выбрать другого.
      Собственно, думать и рассуждать тут нечего. Всё давно объяснено и понято.
  2. +5
    27 февраля 2022 06:46
    Современный человек, пугающийся черного кота – «неудачи», понятия не имеет о смысловом значении, которое несла встреча с черным котом во времена, когда колдовство и магия были основой жизни.
    Причём тут колдовство или магия? Простой практический подход . Едешь в сумерках на коне, не ожиданно выскакивает чёрный кот который был не видим в темноте, и до этого лежащий в стороне, и под ноги коню, конь в испуге в лучшем случае шарахается в сторону, в худшем может "понести". Так же была примета что заяц на дороге к неудаче- тот же самый подход. Так что ни чего магического в этих приметах нет. Бабуля , царство небесное рассказывала, как в 60-е годы мужики с покоса возвращались, один верхами ехал, заяц из-за под куста выскакивает, конь шарахнуля дед Пётр с коня брык, сломал руку. Вот и подкрепление к суеверию.
    1. +4
      27 февраля 2022 10:30
      Александр,
      вот Вы и описали, как появляются суеверия.
      Об этом нас в школе учат, написано в учебники истории 5 класса,
      но...у нас вначале прогуливают школу, а потом начинают верить в магию, как люди в древности.
      hi
      1. +2
        27 февраля 2022 13:12
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Вы и описали, как появляются суеверия.
        Об этом нас в школе учат, написано в учебники истории 5 класса,
        но...у нас вначале прогуливают школу, а потом начинают верить в магию, как люди в древности

        Не знаю что сейчас написано в учебниках истории 5 класса, но когда я учился в 5-м классе, мы изучали Историю древнего мира, кстате так и учебник истории назывался. Ну, а то, что те,кто прогуливают школу начинают верить в магию и прочее колдовство... Ну так чем больше прогуливаешь ты, тем больше магии смогу показать Я . С тем же кусочком натрия в стакане воды, а уж если я покажу прогулявшему школу как к простой коричневой палочке( из эбонита)липнут бумажки вы будете удивлены-- реально волшебник. А уж для тех кто прогуливал школу, мой фокус с электрофорной машиной будет вообще великой магией.
        1. +2
          27 февраля 2022 15:10
          Так учебник 5 класса, советский, и начинался с первобытки и откуда все суеверия пошли.
          А "волшебством" на уроках химии и физики Вы как раз и подчеркнули, что чем больше прогуливать все предметы, тем ближе к вере в магии и суеверия.
          Все так и есть.
          1. 0
            27 февраля 2022 16:01
            Цитата: Эдуард Ващенко
            Так учебник 5 класса, советский, и начинался с первобытки и откуда все суеверия пошли.

            Суеверия? Да люди просто практически подходили к жизни, из всего что они видели, сопоставляли и получались предупреждения или ка говорится суеверия, это скажем так ,первые правила ПДД. Далеко ходить не надо, берём библию читаем, и всё рядом в вере ,к магии , к суевериям , видем в первых строках. Вот вы можете и не согласитесь, но самая первая волшебная , магическая, да как вам удобно называть,профессия человека, была ещё перед тем как бог начал создавать Землю-ЭЛЕКТРОМОНТЁР. Помните магические слова ,сказаные богом да будет Свет!!! И появился свет!!! Но не кто не задумался, а откуда свет и почему? Объясняю вкратце, за неделю до прибытия на землю Первого Всевселенского шоу, МЫ ВСЁ МОГУЧИЕ, прибыла группа техников среди которых были и электромонтёры, которые и обеспечили Световое подтверждение словам- ДА БУДЕТ СВЕТ!!!! и вот вам пожалуйста!!!! Про Бога помнят все, про Марию тоже, про Иосифа, мужа Марии ,который не при делах, вообще знают единицы, но вот в Иисуса-Йешуа Га-Ноцри , практически верует 1/3 мира. И это чисто суеверия- ведь Иосиф 12 месяцев как пас овец, а тут раз , баран,привёл овец в вертеп( в загон по нашему) а там его баба рожает-тем более что учитывая( если верить библии у них, вот врать не буду сколько лет ,ну не получалось-то Машке залететь) Раз и пацан на выходе, а при хорошем раскладе и хороший гешефет- Так что читаем Библию и на первых строках натыкаемся на магию( как последние 5 лет электромотёр -могу позволить себе такое) свет при явлении бога появилси и Иосифа сын, без его движений родился- МАГИЯ, а всё прочее что попами не приватезированно ( всегда это слово с ошибками писал) Это или божья благодать или волшебство,.. Но ни кто про нас ЭЛЕКТРОМОНТЁРОВ не вспомнил, поэтому мы до сих пор маги, вошеники и колдун когда к вам ночью приходит электричествоЮ которое пропалло у вас днём. Мы не боги мы СВЕТ зажигаем!!!!!! drinks
  3. +5
    27 февраля 2022 06:59
    Определение берсерков понравилось.
  4. 0
    27 февраля 2022 08:25
    У автора некоторая путаница в вопросах магии,колдовства,ворожбы и суеверий.Магия не является пережитком прошлых социально-экономических эпох,как утверждает автор.
    Демонизм и общество,так наверное правильней будет,а первобытное это общество или современное,большой разницы нет.
    1. +4
      27 февраля 2022 09:23
      Добрый день,
      если у автора путаница:
      Магия не является пережитком прошлых социально-экономических эпох,как утверждает автор.

      А у Вас её нет, путаницы?
      Можно ссылку или название на работу или работы где написано, что это не так?
      hi
      1. 0
        27 февраля 2022 09:34
        Цитата: Эдуард Ващенко
        Можно ссылку или название на работу или работы

        Все святоотеческие тексты,да что там тексты,любой сельский батюшка грамотно растолкует,что любые события которые происходят на земле,в том числе и с нами,имеют метафизическую сущность.
        И,Вам мое почтение.
        1. +4
          27 февраля 2022 10:24
          А про науку, а не про верования.
          Где в Святоотеческих текстах вообще что-то про социально-политические структуры развития общества?
          А вот в школьном учебники об этом есть.
          А привести пример из научной лит-ры вы не сможете, потому что такого нет.
          Поэтому не стоит писать о том, что автор путает.
          Путаете как раз Вы, метафизику и магию.
          hi
          1. +2
            27 февраля 2022 11:21
            Религия (причём любая) всегда и везде будет бороться с суевериями, приметами и нечто подобным. Банально, не потерпит конкуренции.
            Так что батюшка может, хоть что объяснить, но не перестанет чертыхаться когда кот под ноги попадёт!
            По сути если размышлять по крупному - религия в любом случае будет одерживать победу в глобальном плане, но проигрывать на местах!!!
            Например, с Масленицей русская православная церковь боролась на протяжении всего своего существования. Победила, нет. А вот католическая - интегрировала языческую елку в обряд рождества и выиграла от этого. Обратный пример Победы Православной церкви - Вербино воскресенье. Вывод. Нет ничего статочного все системы развивается, но тут надо знать меру, не зря нашу церковь на западе называют Ортодоксальной.
            1. +1
              27 февраля 2022 11:49
              Цитата: Коте пане Коханка
              Например, с Масленицей русская православная церковь боролась на протяжении всего своего существования. Победила, нет

              Ну что вы такое сообщаете,ведь - Масленица это подготовительная неделя к Великому посту,входит в число церковных праздников,как Мясопустная неделя.
              1. +4
                27 февраля 2022 12:08
                Угу, сжигание соломенного чучела тоже христианский обычай.
                Уважаемый Бобер! Наша церковь грамотно приспособила много языческих традиций к христианским.
                Как вам правило пускать кошку в храм, года современники на западе жгли котов наряду с ведьмами!
                Религия - это отражение социума, причём не всегда плохое или хорошее. Может та грань от которой самодостаточный человек может пойти дальше, а слабый - за что ухватится!
                1. +2
                  27 февраля 2022 14:03
                  Цитата: Коте пане Коханка
                  сжигание соломенного чучела тоже христианский обычай

                  Нет,это языческий обычай и на таких мероприятиях,православному лучше не присутствовать.
                  Цитата: Коте пане Коханка
                  Как вам правило пускать кошку в храм, года современники на западе жгли котов наряду с ведьмами!

                  Здесь всё просто,коты - животные полезные,мышей ловят,кстати,я хозяин двух таких хвостатых друзей,или они мои хозяева,так наверное правильней сказать.
                  1. +4
                    27 февраля 2022 15:34
                    Я об этом же.
                    Мы можем по разному смотреть на православную церковь, но в сухом остатке наши нормы морали - это отражение христианских заветов и правил. Которые условно изменялись сами под влиянием наших пращуров и не в меньшей степени влияли на них.
                    Например, институт брака изложенный в Семейном кодексе, а ещё с недавних пор в Конституции. Сегодня норма права, а ещё десять веков назад религиозное требование. Хорошо оно или плохо, наверное для той эпохи прогрессивно. Сегодня для большинства - единственно верно! Так прагматизм нашей церкви с котами, позволил упрочить экономическую составляющую паствы и общины. Нет мышей - больше кормов доживёт до посева.
                    И это только одна сторона медали.
                    Вашим котам привет.
  5. +7
    27 февраля 2022 09:36
    Утро туманное, утро седое,
    Нивы печальные, снегом покрытые,
    Нехотя вспомнишь и время былое,
    Вспомнишь и лица
    Давно позабытые...

    При виде тумана Тургенев вспоминал своё, скандинавы вспоминают своё.
    Один мощный колдун Эйвинда Болото, которого преследовал конунг Олаф сын Трюггви, прибегнул к колдовству, чтобы осуществить захват конунга. Он ночью с дружиной, состоящей из колдунов и чародеев, решил убить конунга Олафа в его усадьбе, волшебник наколдовал туман и шлемы невидимки, но туман был настолько густой, что колдуны сами себя ослепили и попали в руки дружинников, которые жестоко расправились с ними.

    Спасибо за статью, Эдуард!
    Не могла и думать, что всё было так серьезно. Идет пир, и, как бы между прочим, в его процессе приносятся человеческие жертвы. И не только приносящие жертву, но и сама жертва полагают, что это нормально.
    1. +5
      27 февраля 2022 10:28
      Доброе утро Людмила Яковлевна,
      да, это так.
      Спасибо за Ваш комментарий.
      Я пытаюсь донести, что человек рассматриваемого периода видел мир не так, как человек 21 века. Поэтому и нельзя его действия мерить только современными "логическими" представлениями.
      С уважением,
      Эдуард
      1. +6
        27 февраля 2022 10:46
        Абсолютно верно!
        Нельзя применять современные морально-этические императивы к жизни людей других эпох.
        1. +2
          27 февраля 2022 18:50
          Нельзя применять современные морально-этические императивы к жизни людей других эпох.

          Здравствуйте, Антон!
          Зато можно наоборот — применить древние императивы к эпохе нынешней! Я вот, прочитав комментарий Михаила, прям по лбу себя хлопнул от прозрения:
          Ухудшилось благосостояние - вождь неугоден богам

          Вот оно что! laughing
          значит его можно и нужно заменить, выбрать другого.

          hi
          1. +2
            27 февраля 2022 18:54
            Здравствуйте, Михаил!
            Меж тем, в Израиле, имено так и делают.
            1. +1
              27 февраля 2022 19:17
              в Израиле, имено так и делают.

              Представляю картину маслом: представитель оппозиции выступает в парламенте:
              — Посмотрите, что делается! Боги гневаются на нас! А кто прогневил их?! Наш Верховный вождь! Зачем он нам такой, нам нужен новый, который сумеет добиться смены божьего гнева на милость!
              А потом — демонстрации с такими же лозунгами: "Боги не с тобой, Вождь! Уходи!"...
              laughing laughing laughing
              1. +3
                27 февраля 2022 19:25
                У евреев все проще. Как писал на форуме один из граждан Израиля: "Нам не нравится правительство - идем на перевыборы!"
        2. +3
          27 февраля 2022 19:09
          Цитата: 3x3zsave
          Нельзя применять современные морально-этические императивы к жизни людей других эпох.

          Браво Антон! Никогда не устаю это повторять, но почему-то мало кто это понимает. Почему современный человек считает свои морально-этические установки единственно верными на все времена? Хотя они достаточно серьезно меняются даже на протяжении жизни одного поколения, просто этого обычно не замечают. А через скажет 20/30/50/100 лет столь "правильные" морально-этические принципы современного человека будут ли настолько правильными или абсолютно дикими? hi
          1. +2
            27 февраля 2022 19:34
            Спасибо, Сергей! Не имея базового исторического образования, я все же стремльюсь стать "мастером Средневековья". Пример Окшота и Ходжеса, вдохновляет! Благодарю за поддержку!
  6. +7
    27 февраля 2022 10:20
    Интересная статья.
    Хотя статья и называется "Колдовство и магия эпохи викингов" это фактически статья о литературных источниках- сагах. Которые были записаны в 11-12 веках. Мне было бы очень интересно, если бы автор провел параллель или сравнил саги с нашими летописями, которые писались приблизительно в этоже время.
    И ещё.
    "Русь в период конца «эпохи викингов» только начала переход от родового строя к территориальной общине, а скандинавы были в конце эпохи территориальной общины, с разницей в несколько веков."(с)
    Хотелось бы чтобы были указаны даты.
    Сериал "Викинги" отличная работа. Можно к чем-то придираться, но как реконструкция того времени- мне очень понравилось.
    1. +5
      27 февраля 2022 11:02
      Александр,
      доброе утро,
      Хотя статья и называется "Колдовство и магия эпохи викингов" это фактически статья о литературных источниках- сагах. Которые были записаны в 11-12 веках.

      Согласен с Вами, подкорректирую только, Саги, записанные в 13-15 вв.
      Не привел рунических надписей и археологии, согласен.
      Но уж очень утяжелило бы, да и там все тоже самое.
      "Русь в период конца «эпохи викингов» только начала переход от родового строя к территориальной общине, а скандинавы были в конце эпохи территориальной общины, с разницей в несколько веков."(с)
      Хотелось бы чтобы были указаны даты.

      Конец "эпохи викингов" - 1066 г. У нас произошел распад родового строя, условно, в конце Х в., переход к терр. общине ХI вв. Условно конечно. Опираюсь здесь на взгляды Игоря Яковлевича Фрояного и историков его школы.
      Да, и по поводу странения Саг и Летописей, такие работы есть.
      Будете смеяться, но еще на 1 курсе я провел сравнительный анализ (в таблице) по Сагам и Летописям , материала очень мало, социальной основе общества этого периода: бонда и мужей.
      С уважением,
      Эдуард
      1. +6
        27 февраля 2022 11:12
        Добрый день!
        "Будете смеяться"(с) Нет,просто мысли в одном направлении.
        Наши былины это отголоски аналогов саг, но по Руси. Жаль,что их не записали в своё время.
        Спасибо за развёрнутый ответ.
        1. +4
          27 февраля 2022 11:24
          Есть идея написать о Былине в таком ключе, с точки зрения устройства социально-политического общества, но...пока нет Плана статьи, да и времени совсем не хватает на статьи.
          hi
    2. +4
      27 февраля 2022 11:25
      Сериал "Викинги" отличная работа. Можно к чем-то придираться, но как реконструкция того времени- мне очень понравилось.

      Именно шикарная реконструкция Александр! Увы со второго сезона не имеющая исторической ценности!!!
      1. +5
        27 февраля 2022 11:43
        Привет,Николай!
        Именно с точки зрения реконструкции. Хотя и сюжет тоже хорош. Вообщем жирный плюс сериалу. Может и есть несоответствие с историей,но это всё-таки художественное произведение.
        В Игре престолов,мне понравилась атака цепью. Думаю,что очень реалистично drinks
        1. +5
          27 февраля 2022 12:17
          Александр, я Владислав!
          У Николая Михайлова подрабатываю котейкой в погребе по охране крынок!!!
          1. +5
            27 февраля 2022 12:28
            Извините! drinks
            Бывает
            1. +3
              27 февраля 2022 14:31
              Вы не первый и ни последний который путает кота с его паном!!!
  7. +6
    27 февраля 2022 10:27
    Вот, вроде бы ничего нового не узнал, но изложено классно!!!
    Спасибо, Эдуард!
    P. S. Только этой фразы не понял:
    На смену язычеству шла новая эпоха, где «трансцендентные ценности», деньги, играли куда как более значительную роль, чем только богатств.
    1. +5
      27 февраля 2022 10:53
      Антон,
      доброе утро,
      заумно наверное, фраза из моего университетского диплома laughing
      Наверное так: период язычества - это родовой и строй терр. общины, где деньги были больше богатством, чем эквивалент обмена. Становление в Скандинавии феодализма( да специфического) вело к тому, что деньги все больше становятся мерой цены. Как то очень условно так.
      С уважением,
      1. +4
        27 февраля 2022 10:55
        Жак ле Гофф с Вами бы не согласился.
        1. +5
          27 февраля 2022 11:31
          Антон,
          мне кажется что здесь нет противоречий с Ле Гоффом,
          во-первых, грани этого перехода очень условны, что я постоянно с осторожностью пишу.
          во-вторых, как мне кажется, и чем дальше, тем больше, что уход французских медиевистов от стадийного подхода:
          А был ли феодализм?

          делает их позицию менее обоснованной, чем она могла бы.
          Например, Карл Великий - это какой период развития общества?
          А от ответа на такой многое зависит в рассмотрении генезиса общества.
          Вот как то так laughing
          1. +4
            27 февраля 2022 12:23
            Например, Карл Великий - это какой период развития общества?
            А от ответа на такой многое зависит в рассмотрении генезиса общества.

            Если брать Ваше восприятие Эдуард, то наверное переход от родоплеменного общества к соседской общине (задруги), я же отмечу начальный этап возникновения государственности. Наверное калька эпохи Ярослава Мудрого!
            1. +5
              27 февраля 2022 13:06
              С моей точке зрения,
              Ярослав Владимирович, это как раз конец родового строя, да и "рода русского", новые веянья и пр.
              Начала перехода к терр. общине.
              А Карл Великий, пожалуй это наш Иван III, те пока не феодализм, но вот., вот
              hi
              1. +3
                27 февраля 2022 14:35
                А Карл Великий, пожалуй это наш Иван III, те пока не феодализм, но вот., вот

                Не согласен!
                Наш Иван III это их Людовик Святой!
                Держава Франков - это далеко не Франция!!!
                1. +5
                  27 февраля 2022 15:04
                  Не согласен!
                  Наш Иван III это их Людовик Святой!

                  Хотелось бы сделать статьи для ВО на этот счет. Услышать мнения, замечания, в том числе и Ваши. Ну и свое видение изложить.
                  Главы есть, но они, увы, для книги.

                  hi
                  1. +3
                    27 февраля 2022 15:15
                    Эдуард успехов в данном начинании!
                    Когда издадите, обязательно намекните!!!
                2. +2
                  27 февраля 2022 15:56
                  Влад, не совсем соглашусь. По моему Людовик Святой - Иван 3 и частично Иван 4"Грозный"
                  1. +2
                    27 февраля 2022 17:51
                    Мое почтение, не спорю!
                    Я брал наиболее близкие конструкты в политическом плане!
                    Процесс становления государства.
                    Василий III и Иван IV получили в наследство уже более - менее слепленное государство!
                    Людовик Святой и Иван III - правили после гражданских войн, где они были только первыми среди равных!
    2. +4
      27 февраля 2022 10:56
      Полагаю, в данном случае трансцендентный -- выходящий за пределы обычного понимания. Власть можно было иметь благодаря накопленному материальному богатству в виде предметов. Удерживать силой, опять-таки, с помощью предметов. А теперь оказалось, что её можно купить. За деньги. Которые не являются ценными изделиями, наделами земли, сельскохозяйственными животными, рабами. Деньги -- эквивалент всего.
      Мне так видится.
      Доброе утро, Антон! )))
      1. +5
        27 февраля 2022 11:10
        Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
        Вы не правы. Деньги становятся символом богатства лишь с урбанизацией социума, которая финализирует феодальные отношения.
        1. +5
          27 февраля 2022 11:31
          А вот так значит. Разъяснили, спасибо! Деньги -- это город. А в ту эпоху у скандинавов городов ещё не было? Ну, хотя бы в нашем понимании?
          1. +5
            27 февраля 2022 11:35
            Были, но не в нашем понимании.
            1. +5
              27 февраля 2022 11:44
              Вот хитрец! )))
              А ведь деньги давно гуляли по миру. Помнится, в Древней Греции были трапезарни -- лавки, где меняли валюту и раздавали кредиты под грабительские проценты...
              Но мы говорим о такой эпохе в Скандинавии, менталитет которой просто потрясает воображение. Приносить своих сыновей в жертву -- это нечто. Думается, не у одних скандинавов это было. Любая вера, основанная на мистике, требует такой жертвы. Кто там ещё был? Авраам?
              1. +5
                27 февраля 2022 11:51
                Приносить своих сыновей в жертву -- это нечто.
                Возможно я Вас удивлю, но дети в средневековом менталитете не считались людьми.
                1. +5
                  27 февраля 2022 12:15
                  Цитата: 3x3zsave
                  Приносить своих сыновей в жертву -- это нечто.
                  Возможно я Вас удивлю, но дети в средневековом менталитете не считались людьми.

                  Не думаю, что это связано со средневековьем.
                  Формирование морали и нравственности у социума закрепляется обычаями, которые потом формируются в нормы (право).
                  Так что гуманизм достаточно «современное» понятие, впрочем как и «толерантность»!!!
                  Если на пальцах, хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах!!! По другому: если просишь много, жертвуй самым дорогим.
                  1. +4
                    27 февраля 2022 12:35
                    Всегда утверждал,что нам с "нашей колокольни " не понять ни менталитет , ни логику людей прошлого. Даже не такого и далёкого.
                    И по этому полностью согласен "жертвуй самым дорогим"
                    1. +4
                      27 февраля 2022 12:47
                      Что касается детей, то наслышана. Дети умирали столь много и часто, что им даже толком имена не давали. Чума,холера,прочие напасти... Вот если дожил до 12 лет, то уже признан обществом, ты гражданин. Не отсюда ли обычай конфирмации в христианстве? Так сказать, официальное признание, что ты есть. Мол, теперь ты единица общества. Почему в 12 лет? Не связано ли это с тем, что для многих девочек -- это уже детородный возраст? А как насчет мальчиков? )))
                      1. +4
                        27 февраля 2022 12:58
                        У мальчиков поллюции начинаются примерно в этом же возрасте.
                      2. +2
                        27 февраля 2022 16:01
                        Цитата: депрессант
                        Почему в 12 лет?

                        А почему именно в 12, Людмила Яковлевна? Мне никогда не попадалась эта цифра, откуда она у вас?
                        Я как-то с трудом представляю у наших предков такой формальный подход к такому важному вопросу, как установление социального статуса члена общины.
                        Мне кажется, что всё было и проще и сложнее: статус человека зависел не от возраста, а от той пользы, что он может принести окружающим.
                        Вступление в детородный возраст для женщины вполне могло значительно повысить её статус, поскольку основное её предназначение и было в том, чтобы рожать детей, но с достижением конкретного, четко обозначенного возраста это вряд ли было как-то связано.
                        С мужчиной было сложнее, поскольку его основная задача - добыча хлеба насущного и защита добытого, его социальный статус напрямую зависел от его способности трудиться и (или) сражаться. Основной критерий - польза.
                        Совершеннолетие для мужчины, насколько я понимаю, наступало тогда, когда он мог начинать трудиться самостоятельно, когда продуктивность его труда позволяла ему содержать собственную семью.
                        Взрослый трудоспособный мужчина был для общины гораздо ценнее, чем самый талантливый и способный ребёнок, поскольку любой человек в то время мог в любой момент умереть от чего угодно - от банальной занозы в пальце, от простуды, от кишечной палочки... А дети для таких несчастий особенно уязвимы.
                        Нет, думаю возраст, вернее, достижение определенного возраста тут совершенно не причём.
                      3. +4
                        27 февраля 2022 16:07
                        Миша, неоднократно сталкивалась с фактом конфирмации в 12 лет в католичестве. Разумеется, в каких-то источниках. Если я что-то неправильно поняла, разубедите меня )))
                      4. +1
                        27 февраля 2022 17:52
                        Возможно, мы говорим о разных вещах. Я говорил о простых людях, грубо говоря, крестьянах времён эпохи викингов. У привилегированных сословий всё происходило, конечно, несколько иначе. Там можно говорить и об обряде пострига, посажения на коня (на Руси это обряд проводился в возрасте от четырех до семи лет), посвящения в рыцари, наконец. Брак в этой среде рассматривался как имущественная сделка, зачастую с политическим расчётом и, конечно, возраст, фактическая дееспособность в таком случае во внимание принимались весьма относительно, особенно начиная с позднего средневековья. Постарайтесь вспомнить к какому периода относятся ваши сведения и в отношении кого эта конфирмация проводилась. И, кстати, я не стал бы отождествлять обряд конфирмации с обретением дееспособности, да и социальный статус человека, прошедшего этот обряд насколько я понимаю, также не менялся.
                      5. +3
                        27 февраля 2022 16:11
                        Добавлю к сказанному, что в Средневековье дворянки вступали в брак в возрасте 14-15 лет, простолюдинки в 17-18.
                      6. +5
                        27 февраля 2022 16:31
                        В Японии "возраст согласия" -- 13 лет, в мусульманском мире девочки выходят замуж вроде бы тоже в 13. У всех времён и народов это различно, хотя я и не спец в этих вопросах.

                        Привет, Антон! smile
                      7. +2
                        27 февраля 2022 18:07
                        Тоже интересно откуда эти сведения. Да и вообще какой период, какой регион? В разное время в разных землях обычаи могли быть совершенно разными.
                        Если по дворян и аристократов мы можем говорить с какой-то определенностью о возрасте вступления в брак, то откуда подобные сведения могут быть получены о крестьянах раннего или высокого средневековья?
                        17 лет - это значит, что девка могла уже дважды родить, это же явный простой... smile Сколько провизии она за время этого простоя сожрёт, совершенно зря? А вдруг помрёт от какой-нибудь лихоманки? Так и вообще, получается, 17 лет зря кормили?
                        Нет, предки были прагматичны и конкретны. Вступила в детородный возраст - к станку, некогда прохлаждаться. smile
                      8. +2
                        27 февраля 2022 18:19
                        Вот не могу точно сказать в данном случае откуда инфа по третьему сословию, но исходя из Вашего же, Михаил, постулата о прагматичности предков, можно сделать вывод, что сумевший не умереть в детстве женский организм к 12-13 годам не только репликативное фабрика, но и дополнительные рабочие руки, которые в крестьянском хозяйстве отнюдь не лишние, ибо, как известно: в крестьянском хозяйстве и бычий хвост - веревка.
                      9. +2
                        27 февраля 2022 19:00
                        Это да, но что ей будет мешать работать по хозяйству, будучи беременной? Дети - инвестиции в будущее. Чем их больше, тем крепче семья стоит на ногах, да и не только семья - вся община, мир, а крестьяне мыслили именно такими категориями ещё даже в XIX в.
                        Люди торопились жить, ибо жизнь была слишком коротка, а смерть всегда гуляла неподалеку.
                      10. +2
                        27 февраля 2022 19:07
                        Это да, но что ей будет мешать работать по хозяйству, будучи беременной?
                        Ничего. Но в другой семье, а зачастую и в другой общине. Кстати, за ней еще приданое надо отдать. В общем, сплошной убыток!
                      11. +3
                        27 февраля 2022 19:37
                        Убыток, да. Если одни девки в семье рождались, это никого не радовало.
                        Но если девку придерживать отец начнет, могут селяне и намекнуть прозрачно, мол, чего ждёшь, пора, давай, не жадись... smile
                        Во всяком случае, в XIX в. такая ситуация была в порядке вещей, описана в литературе.
                      12. +3
                        27 февраля 2022 19:00
                        О, кажется вспомнил!
                        У Рябовой было что-то о возрасте замужества в Средневековой Европе.
                      13. +2
                        27 февраля 2022 19:02
                        Интересно, откуда она сведения брала. Как труд называется?
                      14. +3
                        27 февраля 2022 19:11
                        Сейчас пороюсь...
                        О, нашел!
                        Т. Б. Рябова "Женщина в истории европейского средневековья"
                      15. +2
                        27 февраля 2022 19:29
                        Спасибо, поинтересуюсь обязательно. smile good
                    2. +3
                      27 февраля 2022 14:40
                      Цитата: ee2100
                      Всегда утверждал,что нам с "нашей колокольни " не понять ни менталитет , ни логику людей прошлого. Даже не такого и далёкого.
                      И по этому полностью согласен "жертвуй самым дорогим"

                      Впрочем в Ветхом завете, даже первая распря начинается с разногласий в жертвоприношении, а кара из-за попытки обрести знания!
                      К слову о человеческих жертвоприношениях там тоже есть!
                      1. +4
                        27 февраля 2022 14:57
                        Деньги в церковь - это тоже своеобразное жертвование во имя бога
                      2. +5
                        27 февраля 2022 15:18
                        Цитата: ee2100
                        Деньги в церковь - это тоже своеобразное жертвование во имя бога

                        Для меня советского ребёнка - было шоком осознать, что церковь собирает мзду не только с обрядов, но и просто так. Разрыв мозга - как говорит моя дочь.
                      3. +4
                        27 февраля 2022 15:25
                        - это тоже своеобразное жертвование во имя бога


                        А в чей карман?

                        Саша, привет! smile
                      4. +3
                        27 февраля 2022 16:02
                        А вот не далее как вчера шла мимо нашей часовни (и такая у нас есть) с отделенным в крыло магазином, торгующим полезными для населения духовными принадлежностями. И на удобном месте, таком, чтоб мимо никто не прошёл, а обязательно вперился глазами, -- стенд с внушительным списком ритуальных услуг, куда более внушительным, чем даже годом ранее. Разумеется, все за деньги в трехзначных числах. И в чей карман, спрашиваете Вы? Оно понятно, в чей. Интернет пестрит разоблачениями.
                      5. +4
                        27 февраля 2022 16:14
                        И в чей карман, спрашиваете Вы?

                        Да я и не спрашиваю, это так, оборот речи. wink
                      6. +3
                        27 февраля 2022 17:08
                        Ага, вот это точно! Но самое интересное для меня в статье уважаемого Автора -- это штат всех этих храмов Одина. Сколько было служителей? Накапливали они и передавали знания, кроме умения камлать и вызывать духов следующему поколению властителей запредельной тайны? Что там вообще происходило в этих храмах, кроме сбора приношений?
                      7. +3
                        27 февраля 2022 17:56
                        Что там было со штатом в храмах, не знаю, не нашлось в сети, а вот эти двое "серых ребят" практически всегда изображены рядом с Одином.

                      8. +3
                        27 февраля 2022 18:12
                        Страшные черные волки....
                        "Придет серенький волчок и ухватит за бочок..." Как мило и далеко от реальности. Далеко-далеко. Сегодня в небе пролетел один самолет. Высоко-высоко. В ярком весеннем небе. А раньше тучами проносились, с ревом. Сегодня -- тишина. И сосед на первом этаже умер. Старичок. Вчера поздоровалась с ним, а сегодня его увезла какая-то государственная машина с надписью "Мемориальная служба". В длинной желтой каталке, подобии гроба. Как всё погано... И тут сирены. Опробуют, что ли?
                        Ладно, друзья, простите. Не буду тоску нагонять.
                      9. +4
                        27 февраля 2022 18:34
                        М-да...
                        Не буду тоску нагонять.
                        Да куда уж больше. laughing
                      10. +4
                        27 февраля 2022 18:51
                        Вот умеете Вы поднять настроение! А то ж насмотрелась роликов за день по самое не могу об этой странной войне --то ли она есть, то ли случайные выстрелы, что противно моей адской решительности в таких вопросах, и, окончательно поняв, что я берсерк, впала в уныние из-за отсутствия понимания, судя по комметариям, утопившим нескольких таких, как я, моей тонкой воинственной натуры wassat )))
                      11. +3
                        27 февраля 2022 18:56
                        противно моей адской решительности в таких вопросах, окончательно поняла, что я берсерк

                        По этому поводу уже дааавно всё было сказано. drinks
                      12. +4
                        27 февраля 2022 19:03
                        Да, прошли времена...
                        А хорошая была работенка -- валькирия. Но это у германцев.
                        Маргарита что-то подобное испытывала в своем полете. Валькирия, надо сказать, живет во мне по-прежнему, но под тяжким гнётом накопившихся гуманных представлений проявляется лишь вот такими всхлипами wassat )))
                      13. +2
                        27 февраля 2022 19:14
                        Валькирия, надо сказать, живет во мне по-прежнему,

                        Пересмотрите этот эпизод, поднимает настроение, жаль у меня не получается вставить ролик. smile
                      14. +1
                        27 февраля 2022 19:46
                        А я его и так помню!
                        "Полет валькирий" , опера "Тангейзер", музыка Вагнера. Очень красивый эпизод, длинный-длинный пролет вертолетов )))
                        Спасибо, Костя! )))
                      15. +1
                        27 февраля 2022 20:01
                        Рад, что попал в тему. smile

                      16. +1
                        27 февраля 2022 20:13
                        А вообще я эту тему с вертушками не понимаю. В моем невежественном представлении -- летающие мишени. В мирное время удобны, в военное? М-мм...
                      17. +1
                        27 февраля 2022 20:27
                        Во Вьетнаме вертолёт был основным боевым и транспортным средством и применялся довольно успешно.
                        Попробуйте найти в сети книгу "Цыплёнок и ястреб", не помню фамилию автора, но американец, пилот вертолёта, прошедший там всю войну. Тогда Вам многое будет понятно, в том числе и то, что вертушку не так то просто сбить. А книга очень интересная. smile
                      18. +2
                        27 февраля 2022 20:57
                        Ох, из меня сейчас чтец! wassat )))
                        Я вся на фронте.
                      19. +2
                        27 февраля 2022 20:55
                        У Д. Емеца есть персонаж - валькирия спящего копья. И помощник - бутербродоносец.
                      20. +2
                        27 февраля 2022 20:37
                        Берсерк, впавший в уныние - это почти оксюморон.
                      21. +2
                        27 февраля 2022 20:59
                        Я всё-таки верю в теорию грибов. А теперь представьте -- не уродились! wassat )))
                      22. +3
                        27 февраля 2022 21:02
                        И никакого запаса сушеных мухоморов?

                        «Берсерк не настоящий» (почти (с)).
                      23. +2
                        27 февраля 2022 21:07
                        Вы полагаете, сушёный гриб не теряет изначальные магические свойства? )))
                      24. 0
                        28 февраля 2022 09:44
                        Если под рукой нет отвара, то и сушеные годятся.
                        Только, давайте без экспериментов обойдемся в наше смутное время.
                      25. +2
                        27 февраля 2022 20:36
                        Вариации метода Швейка.
                      26. +2
                        27 февраля 2022 20:39
                        Какого именно? Как он разбирался с женой поручика Лукаша я помню. laughing
                        Привет, Сергей. smile
                      27. +2
                        27 февраля 2022 20:43
                        «- Если хотите броситься из окна, — сказал Швейк, — так идите в комнату, окно я открыл. Прыгать из кухни я бы вам не советовал, потому что вы упадете в сад прямо на розы, поломаете все кусты, и за это вам же придется платить. А из того окна вы прекрасно слетите на тротуар и, если повезет, сломаете себе шею. Если же не повезет, то вы переломаете себе только ребра, руки и ноги и вам придется платить за лечение в больнице» (с).

                        Привет, Константин!
                      28. +2
                        27 февраля 2022 21:17
                        Совершенно не помню этого эпизода. request
                        Зато иллюстрации Вайды отпечатались в подкорке навечно. smile
                        Швейк и подпоручик Дуб.

                        Наши вместе с чехами, в свой время, сняли фильм о Гащеке "Большая дорога", так там подпоручик Дуб как две капли воды был похож на рисованный персонаж Вайды. laughing
                      29. +1
                        28 февраля 2022 09:43
                        Да. Знакомые нам рисунки.
                      30. +3
                        27 февраля 2022 19:19
                        Цитата: депрессант
                        "Придет серенький волчок и ухватит за бочок..."

                        Придет серенький волчок и устроит Рагнарек hi
                      31. +4
                        27 февраля 2022 16:20
                        Привет, Костя!
                        На опиум для народа собирают laughing
  8. +3
    27 февраля 2022 15:32
    Эдуард, коллеги,добрый день. Возможно,будите , смеяться, но тема суеверий и различных примет широка и многие к ней не равнодушны
    1. +3
      27 февраля 2022 18:51
      Добрый день,
      смеяться не буду.
      Тема интересная. Я даже в прошлой статье писал о модном ныне Фэн шуе.
      С уважением,
      Эдуард
  9. +2
    27 февраля 2022 15:47
    "были аналогичны устройству жилища и рода(семьи)"это и понятно: люди представляли себе богов и их быт ровно так как позволяло их"образование".
    Сейчас мы смеемсЯ над шаманами и различными жрецами,а для своего времени и общества,они были самыми образованными. Все знание об окружающем мире,они использовали себе во благо