Свой среди чужих. История одного корабля

49

Идея сделать с хорошего фрегата проекта 1135 пограничный сторожевой корабль была спорной, чересчур мощная машина получалась для пограничников, и чересчур недовооруженная для ВМФ в случае войны. Судите сами:

Проект 11351 «Нерей»:



«Кроме ЗРК «Оса-МА2» они вооружены скорострельной 100-мм артустановкой АК-100, двумя зенитными 30-мм автоматами АК-630, двумя четырехтрубными 533-мм торпедными аппаратами для стрельбы торпедами 53-65К и СЭТ-65, а также двумя 12-ствольными реактивными бомбометными установками РБУ-6000. Кроме того, корабли имеют оборудование для постановки минных заграждений.»

Всего было запланировано 12 кораблей, головной вступил в строй в 1982 году, седьмой – в 1990 году. Два в РФ до сих пор служат, а вот восьмой и девятый, заложенные на территории Украины, зависли. С девятым, находящимся в низкой степени готовности, решили быстро – его просто разобрали, а вот восьмой...

Вообще, в 1991 году, когда новорождённую Украину отпустило от наполеоновских планов по постройке шести субмарин, достройке крейсера «Украина» и постройке серии фрегатов, в Киеве задумались над флотом. В смысле о необходимости флота и его концепции. Переговоры с РФ затянулись, надо было ориентироваться на то, что есть на стапелях. В итоге корабль, который при закладке получил имя «Киров», превратился в «Гетмана Сагайдачного» и стал флагманом ВМСУ, будучи достроенным в 1993 году.

Компанию ему составил корабль управления «Славутич» и два МПК проекта 1124, тоже потихоньку достроенные украинскими заводами. Надо сказать, о корабле заботились, он и ещё, пожалуй, БДК «Константин Ольшанский» чаще всего ходили в море, демонстрировали флаг и олицетворяли собой всю мощь ВМСУ.

Свой первый поход «Киров-Сагайдачный» совершил в 1994 году – во Францию. В следующем году его демонстрировали на выставке в Абу-Даби, на обратном пути заходил в Специю и Варну. Обычная служба единственного океанского корабля третьестепенной морской страны. В следующем году повторили, совершив поход в США (Норфолк), Британию и Португалию. И опять же чистый показ флага, как и у любой малой морской страны.

Так бы «Сагайдачному» время от времени ходить в разные порты, показывая флаг, но пять лет активной эксплуатации потребовали ремонта, что в тех финансовых условиях для нищей страны было накладно, и до 1999 года фрегат имени ПСКР пробыл на базе. А после океанская активность резко спала – в 1999 году корабль пробежался в Хайфу. Дальше Черного моря он после этого не выходил аж до 2008 года, когда, в рамках политики Ющенко по сближению с НАТО, поучаствовал в учениях в Средиземном море.

К тому времени это был уже немолодой корабль, требующий нормального полноценного ремонта и модернизации с перевооружением. За рыбные промыслы в Тихом океане, для чего его и задумывали, воевать не пришлось, а для флагмана пусть крошечного, но всё-таки флота было критично отсутствие ударного комплекса, что обесценивало сам корабль. Тем не менее при Януковиче его приводят в порядок, проводят ремонт в 2012 году и готовят к борьбе с сомалийскими пиратами.

Здесь нужно сделать лирическое отступление – Янукович, которого как только не называли эти годы, реально начал создавать контрактные части, реально начал работы по постройке новых фрегатов, и реально пытался превратить ВСУ и ВМСУ во что-то боеспособное. По сути, по иронии судьбы с Донбассом воевала именно армия Януковича. А 24 сентября 2013 года корабль вышел в свой последний большой поход для борьбы с сомалийскими пиратами.

Операция закончилась 5 марта 2014 года, в разгар Крымской весны, и часть экипажа искренне хотели идти в Севастополь, но верх взяли те, кто решил остаться в составе ВМСУ, и корабль пошёл в Одессу, где и простоял три года, после чего ввиду крайне убитого состояния был направлен на ремонт, с планами продлить сроки эксплуатации до 2031 года. Ремонт в бывшем центре мирового судостроения не пошёл, и в 2021 году контракт заключили повторно, выделив 437 миллионов гривен (примерно 1,1 миллиарда рублей). Попытки сберечь «Сагайдачного» понятны – единственный крупный корабль Украины и единственное, что можно было вывести дальше Восточного Средиземноморья.

Ремонт предстоял неслабый, от газотурбинной установки и до оборудования и вооружения, но не сложилось, и думается мне – не могло, не те мощности и не те средства. Но как бы там ни было, вчера корабль затопили, по заявлениям украинской стороны – чтобы помешать десанту, с точки зрения логики – разве чтобы противнику не достался. Хотя России он и не нужен, точно так же как Крымские пленники 14 года и прочее имущество ВМСУ, устаревшее давно и плотно.

Технически поднять его проблем нет, но зачем? Что бы там ни было дальше на этой несчастной земле, 30-летний корабль не стоит средств на восстановление. «Сагайдачный» умер, вместе с ним умерли и морские амбиции Украины. Умерли как жили, бестолково и бессмысленно.

А корабль жалко, рождённый для патрулирования Великого океана, он прожил жизнь в качестве не то яхты, не то демонстратора флага. А умер только потому, что кому-то на будущее своей земли плевать.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    5 марта 2022 04:55
    ну глядишь еще поднимут и восстановят
    1. +9
      5 марта 2022 04:59
      Да и затопили гетмана так, чтобы легче было поднять...
      1. +8
        5 марта 2022 06:15
        Сколько было слов. Экипаж единогласно принял решение и затопил корабль в своих тер. водах, чтобы врагу не достался. На деле экипажа давно на нем не было. А те кто был особо не задумываясь у стенки притопили. И по домам.
        1. +1
          5 марта 2022 14:31
          Цитата: ВАШ
          На деле экипажа давно на нем не было. А те кто был особо не задумываясь у стенки притопили. И по домам.

          наверное будет новая версия "Варяга" на мове...
        2. +10
          6 марта 2022 02:29
          Ну такой "хероический" экипаж, я еще как то бы понял, если бы в бою с превосходящими силами поднял вымпел "Погибаю, но не сдаюсь" и открыл бы кингстоны, А в начале корабль загубили безмозгой эксплуатацией, несоблюдением межремонтных сроков и необученностью экипажа, а теперь "херои". Ведь даже более старые корабли ЧФ, та же "Москва" и "Пытливый" до сих пор больше проводят в море, чем у стенки. Ведь флот - это не только железо, а отработанные и подготовленные экипажи, а с этим у Украины всегда слабовато. В середине 90-х адмирал И.В. Касатонов при дележе флота главный удар Украине нанес тем, сто ВМСУ не получили ни одного полного экипажа, а пришедшие отбросы ЧФ флот так и не создали. А после 2014 года стало еще хуже, хотя 12 адмиралов на 4 (по другим данным 7) боевых кораблей осталось, но флот то воюет кораблями, а не адмиралами. Россия вернула Украине почти все захваченные в 2014 году корабли потому, что их легче отдать было назад, чем довести до нормативного состояния, принятого в ВМФ РФ, и тем более дороже утилизировать. Как мне рассказывал один из офицеров штаба ЧФ, побывавших на этих с позволения сказать кораблях, "Ходить там надо было среди дерьма на ходулях, первый раз вижу такие заные корабли". Так что такой "трофей" РФ и нахрен не нужен, тем более что со страху затопили еще до взятия Николаева. Какая страна - такой и флот, впрочем флота то уже по сути и нет (кроме адмиралов).
          1. +2
            7 марта 2022 12:00
            Цитата: Попов И.П.
            В середине 90-х адмирал И.В. Касатонов при дележе флота

            Касатонова в 92-м ушли с Черноморского флота, флот делил Кравченко!
            Цитата: Попов И.П.
            ВМСУ не получили ни одного полного экипажа

            При передаче кораблей в состав ВМСУ, многие члены экипажей не желали служить под петлюровским флагом.
            1. +3
              9 марта 2022 22:44
              Вы правы, но частично. Флот для России все таки сохранил Касатонов И.В., не выполнив категорическое требование Кравчука до 3.01.92 года привести ЧФ к украинской присяге и 5.04.92 года послав подальше комиссию Верховной рады по переподчинению ЧФ МО Украины в соответствии с Указом Президента Украины. Если бы эти события свершились то делить было бы нечего. А не свершились они благодаря его жесткой и бескомпромиссной позиции. Я Касатонова И.В. несколько знаю, как сослуживца по СФ и как однокашника моего старшего брата по ЧВВМУ. В 1956 году в ЧВВМУ на ракетный факультет поступили Попов М.П. (мой старший брат), Касатонов И.В., Сергеев И.Д. (будущиц МО РФ и единственный маршал РФ), Михтюк В.А. ( будущий командующий 43 РА, сдавший ее Украине). Последние трое выпустились через 4 года в 60 г. с дипломами командиров (многие ушли в создающиеся РВСН), а брат выпустился через год инженером. Касатонов завозил на флот призывников из РФ на боевых кораблях, в краткие сроки полностью укомплектовал главную силовую компоненту на берегу - 810 бригаду морской пехоты.. Он немедленно отстранял от должностей и откомандировывал в ВМСУ офицеров и прапорщиков, принявших украинскую присягу, а матросов с украинской присягой переводил в военно-строительные отряды с издевательской формулировкой "для поддержания боевой готовности". Он же ударил по Украине рублем, завозя денежное довольствие ЧФ из Новороссийска. Да ему не удалось отстоять части ЧФ в Исмаиле, Одессе, Николаеве, был даже побег в Одессу СКР (хотя и с неполным экипажем), были факты приема украинской присяги частью личного состава, но была и немедленная и жесткая реакция. Вспомните присягу в военной комендатуре Севастополя, через непродолжительное время после ее факта морпехи ЧФ вышвырнули оттуда и коменданта Зверева и его присягнувших и их охрану от ВМСУ. Эту же политику Касатонова продолжили после его ухода на должность Первого зама ГК ВМФ его последователи Балтин Э.Д. и Кравченко В.А. Судя по мемуарам Касатонова И.В. его твердо поддерживали ГК ОВС СНГ Шапошников Е.А. и ГК ВМФ Чернавин В.А., президент РФ Ельцин Б.Н. был недоступен и работал с документами на даче, а аппетиты Украины на весь ЧФ обломал Черномырдин В.С. на переговорах в Ялте 3.08.92 г. огласив сумму украинских долгов за газ и жестко потребовав заплатить деньгами или долей в ЧФ. А ведь МО Украины Морозов К.требовал весь ЧФ, им же отдалось отжать 3 военных округа, ВА и РА, даже части центрального подчинения, все кроме ЧФ. Передача части флота завершилась при Кравченко, они получили более 50 вымпелов (кораблей, катеров и вспомогательных судов). Кроме этого в разной степени готовности на украинских верфях находились ряд кораблей ВМФ СССР и МЧПВ КГБ СССР, часть из них они достроили и даже успели уже и угробить, в их числе и "Сагайдачный". В общем как морская держава Украина не состоялась.
          2. 0
            7 июля 2022 09:13
            Так что такой "трофей" РФ и нахрен не нужен

            Таки до кучи - он чуть было не затонул на параде...
            Такие кораблики, в таком состоянии надо почти полностью разбирать и пересобирать заново с заменой минимум 50% конструкций, комплектующих и оборудования. И несомненно не забыть про глубокую модернизацию, до приемлемо современного уровня.
            Дешевле и проще будет построить два новых 22350.
    2. +4
      5 марта 2022 07:57
      Цитата: faiver
      ну глядишь еще поднимут и восстановят

      Поднять то не проблема,тем более он у пирса затоплен на небольшой глубине.Но мы уже сколько раз на этом форуме обсуждали его износ, и насколько критичный износ корпуса и механизмов ни кто не знает,может легче распилить?Меня больше волнует судьба крейсера "Адмирал флота Лобов".Хоть он и стоит долго но его не безразличные корабелы которые его строии поддерживают в более менее удовлетворительном состоянии.Если это подонки не утопят его ,то можно будет обратить на него внимание ВМС РФ.А пока всё внимание на операцию.Нельзя обсуждать то что неизвестно?
      1. +9
        5 марта 2022 10:56
        Цитата: Мар.Тира
        Меня больше волнует судьба крейсера "Адмирал флота Лобов".Хоть он и стоит долго но его не безразличные корабелы которые его строии поддерживают в более менее удовлетворительном состоянии.Если это подонки не утопят его ,то можно будет обратить на него внимание ВМС РФ.

        С "Лобовым" проблема в том, что вооружать его согласно исходному проекту, по которому его и недостроили, уже нечем. Как минимум, придётся менять "главный калибр" - "Вулканы", оба ЗРК и большую часть РЭО. То есть, всю начинку придётся выкидывать, после чего от РКР останется голый корпус, который придётся резать и варить - под 3С14, новые УВП ЗРК и четыре полотна ФАР.
        1. +3
          5 марта 2022 11:19
          Цитата: Alexey RA
          который придётся резать и варить - под 3С14, новые УВП ЗРК и четыре полотна ФАР.

          Ну это не критично. Корпус целый.Главное ГТО, валопроводы ,движители, останется целым.Сменить вооружение и РЛО нового поколения думаю не представит труда.На его родных братьях технологии как и инженерные решения отработаны,.Его нужно беречь.Мы не в состоянии больше строить такие корабли.Ну это пока только мечты.Как оно будет дальше мы не знаем?
          1. +1
            5 марта 2022 11:31
            Всё зависит от политических решений,хотя верфи Николаева России будут нужны позарез.
            1. +4
              5 марта 2022 11:51
              Какие верфи? Николаевский судостроительный попилили на металл и окончательно закрыли как раз год назад. За 30 лет он толком ничего и не построил.
              1. 0
                5 марта 2022 14:38
                главное завод остался, а все что порезали его можно заменить, необходимое оборудование в том же Китае закупить можно...
                А "Лобова" надо забирать, это без вариантов...
                1. -1
                  5 марта 2022 21:11
                  Что там менять, завода НЕТ.
                  1. 0
                    5 марта 2022 22:30
                    Цитата: Jager
                    Что там менять, завода НЕТ.

                    Вы там лично были? участвовали в разделке?
                    Повторюсь, все оборудование можно взять у Китая...
                    1. 0
                      6 марта 2022 21:44
                      Зачем нам верфи, по Вашей логике можно сразу корабли у китайцев покупать.
                      Посмотрите фотографии. У нас завод ещё не умер, а его уже растаскивают. А тут 30 лет анархии.
                      1. +1
                        6 марта 2022 23:55
                        Цитата: Jager
                        Зачем нам верфи, по Вашей логике можно сразу корабли у китайцев покупать.
                        Посмотрите фотографии. У нас завод ещё не умер, а его уже растаскивают. А тут 30 лет анархии.

                        у нас верфей не хватает... Есть такое???
                        По поводу Китая - корабли и оборудование для верфей покупать - да Я лично только ЗА...
                        Тот же самый 1143.7 (сиречь "Ульяновск") там "как пирожки печь" можно...
                        Цитата: Jager
                        Зачем нам верфи, по Вашей логике можно сразу корабли у китайцев покупать.

                        А посмотрите на динамику строительства тех же эсминцев 52 и 55 проекта, у нас было бы лет по 7 на каждый...
                      2. 0
                        7 марта 2022 01:32
                        Речь была про конкретный убитый и разграбленный начисто завод. Вы хоть представляете, СКОЛЬКО надо средств и времени для его восстановления. Да там же с одной логистики уже с ума сойти можно.
                      3. 0
                        7 марта 2022 02:10
                        Цитата: Jager
                        Вы хоть представляете, СКОЛЬКО надо средств и времени для его восстановления.

                        А у Нас боевые корабли делать негде, все загружено на годы вперед...
                        Если в Китае можно затариться на Николаев, то почему бы и нет...
                        Цитата: Jager
                        Да там же с одной логистики уже с ума сойти можно.

                        Думаю уже да... А если НЕТ -- то пусть МО продумает что бы было ДА...
              2. 0
                7 марта 2022 12:35
                Цитата: Jager
                Какие верфи?

                Стапеля остались?
                1. 0
                  7 марта 2022 13:29
                  А куда они денутся, а вот по поводу кранов -- вопрос...
                  1. 0
                    7 марта 2022 14:19
                    Цитата: PSih2097
                    вопрос

                    Вопрос решается Китаем!
                    1. 0
                      7 марта 2022 17:10
                      Не только Китаем, но и Сеулом (Ю.Корея -) им гос.деп разрешил торговать с РФ...
                    2. 0
                      7 марта 2022 22:02
                      Может вы ещё и детей предложите китайцам делать?
                      Кое-кто забыл уроки Даманского. Завтра этот Китай "охладеет" и что тогда будем делать? Сосать лапу?))
                      1. -2
                        9 марта 2022 07:28
                        Цитата: Jager
                        Может вы ещё и детей предложите китайцам делать?

                        А почему нет? У нас же с этим проблема, даже импортозамещение не работает!
                        Цитата: Jager
                        Завтра этот Китай "охладеет" и что тогда будем делать?

                        Завтра, это будет завтра, а краны сегодня нужны....впрочем как и дети!! wink
                        Цитата: Jager
                        Сосать лапу?))

                        Это уже старо как фекалии мамонта, попросите сменить тему! bully
          2. +6
            5 марта 2022 14:32
            Цитата: Мар.Тира
            Сменить вооружение и РЛО нового поколения думаю не представит труда.

            ТАРКР "Адмирал Нахимов" с Вами вряд ли согласится. smile
            Цитата: Мар.Тира
            На его родных братьях технологии как и инженерные решения отработаны,

            Какие решения, какие технологии? Кого из РКР пр.1164 капитально модернизировали? Из них капремонт и модернизацию прошёл только "Маршал Устинов" - но это была именно модернизация уже установленных систем, без замены вооружения и большинства РЭО.
            Достройка "Лобова" будет сравнима с модернизацией его "старшего брата" - ТАРКР "Адмирал Нахимов".
            Цитата: Мар.Тира
            Мы не в состоянии больше строить такие корабли.

            Главная проблема с нашими перворангами - это ГЭУ и прочая начинка. Голый корпус построить наши заводы могут.
            А от "Лобова" после демонтажа ненужного, устаревшего и вышедшего из строя останется именно корпус.
          3. -1
            7 марта 2022 12:29
            Цитата: Мар.Тира
            Мы не в состоянии больше строить такие корабли.Ну это пока только мечты

            А зачем строить такие корабли? 22350 сопоставимы по мощности при вдвое меньшем водоизмещение!
        2. 0
          5 марта 2022 16:40
          Легче канибализировть. те же турбины с него могут пригодится.
          1. +1
            5 марта 2022 21:24
            Там и турбин то никаких уже нет скорее всего...
        3. 0
          6 марта 2022 15:21
          украинцы ранее предложение по его выкупу делали, и цену скинули до цены металлолома, но наши отказалисьь
      2. +2
        5 марта 2022 19:21
        Цитата: Мар.Тира
        волнует судьба крейсера "Адмирал флота Лобов"

        hi
        Порох хотел его продать на лом
    3. +2
      5 марта 2022 11:16
      Символический жест... "Штык в землю!"
      Сайгак Дачный бесславно сдался.

      Советский корабль декоммунизирован, отправлен на свалку истории как и вся государственность, которой не сумели разумно распорядиться.
  2. +10
    5 марта 2022 05:15
    Ремонт предстоял неслабый, от газотурбинной установки и до оборудования и вооружения, но не сложилось, и думается мне – не могло, не те мощности и не те средства.

    Средства выделялись достаточные, проблема там была в другом. Тендер на ремонт и модернизацию ожидаемо "выиграл" завод, ранее никогда такими вещами не занимавшийся, но зато принадлежавший тогдашнему президенту Порошенко. Деньги успешно "освоили", а корабль как был "убитый", так "убитым" и остался. Всё, что было сделано, это окраска подводной части, ну и прочее по мелочам.
  3. +4
    5 марта 2022 05:45
    Недоперестарались с кораблём проекта 1135. Зато первый поход корабль "Гетман Сагайдачный" совершил во Францию, неудивительно что свои же фрегат и потопили, к тому же когда тот стоял на ремонте в доке. Бой проиграл славный экипаж корабля. am
  4. +7
    5 марта 2022 07:11
    Не затопили, а просто не успели к причалу приварить.
  5. +5
    5 марта 2022 09:03
    Ну, по крайней мере, в первое время корабль действительно берегли. Во всяком случае, он как бы ни единственный стоял подключенным к береговым коммуникациям и не расходовал на поддержание жизнедеятельности ресурс своих механизмов. И командиром там интересный товарищ был, фамилию его, правда, за давностью лет не помню.
  6. +1
    5 марта 2022 10:10
    Нет смысла восстанавливать, у нас по всем флотам такой металлолом имеется. Режем на иголки.
    1. +1
      5 марта 2022 14:53
      Вы это про СКР "Сагайдачный" или РКР "Адмирал флота Лобов"?
  7. +6
    5 марта 2022 10:45
    Хотя России он и не нужен, точно так же как Крымские пленники 14 года и прочее имущество ВМСУ, устаревшее давно и плотно.

    Не всё так однозначно. ©
    Если мне не изменяет мой склероз, то те же "Альбатросы" ВМСУ, доставшиеся нам с Крымом, были моложе своих родичей в ЧФ РФ. Потому как Украина достроила их уже после распада СССР.
    Кстати, с "Сагайдачным" та же история - с ним проблема не в возрасте, а в убитости эксплуатацией и отсутствием нормального ремонта. Потому как отечественные "Нереи" в строю ещё дольше - с 1984 и 1986 г.г.
    1. -1
      5 марта 2022 11:54
      А что стало с теми крымскими корытами, которые Украине так и не отдали (или сама их не забрала) после 2014-го? Гниют в отстое или порезали?
  8. 0
    5 марта 2022 21:04
    Да, топить корабли у берега при военной опасности - древняя традиция флота....
  9. 0
    6 марта 2022 01:38
    Его всё равно поднимут. Он ведь у пирса лёг.
  10. 0
    6 марта 2022 07:40
    На металл пустят..Украину надо будет восстанавливать.
  11. 0
    6 марта 2022 09:19
    А "Лобова" надо забирать, это без вариантов...[/quote] . Надеюсь что вместе с верфях.
  12. 0
    6 марта 2022 20:13
    Бывают корабли со славной биографией, бывают с биографией трагичной, даже с подлой бывают. А это судно с биографией нелепой.
  13. 0
    7 марта 2022 15:35
    Мое глубокое диванное мнение.
    территория 404 после окончания Специальной операции ВС РФ должна прекратить свое существование в прежних границах.
    Из Харьковской, Днепровской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей нужно создать республику Новая Русь. данной республике военный флот не нужен.
    Из Львовской, Волынской, ивано -Франковской и прочих западных областей (6 регионов) создать "резервацию" , которую обозвать украина на которую возложить обязательства и долги висящие до операции. Кроме того данная резервация не имеет права иметь армию и каких либо иностранных войск на своей территории. данному образованию тоже флот не нужен.
    Из оставшихся регионов создать республику Киевская Русь, которой нужны будут морские части Погранвойск.
    Касаемо упомянутого корыта. Поднимать его придется, потому что он место у пирса занимает. Подняв, его нужно отправить на переплавку. Вместе со всем, что хоть как то будет напоминать о нынешней территории 404
  14. 0
    14 марта 2022 05:30
    Хорошая судьба корабля, названного именем такой с в о л о ч и, как Сагайдачный.
    Туда и дорога.
  15. -1
    11 апреля 2022 21:06
    Все идёт от комплекса неполноценности. А теперь даже береговой охраны не будет, Николаев и Одессу страна 404 потеряет... и выход к морю йок. А если бы в 2014 не полезли бы на рожон и жили бы мирно, как все по-другому сложилось бы. Но англосаксы не дали шанса миру, пусть и не самому доброму...
  16. Комментарий был удален.