Гибридная силовая установка для БПЛА от МАИ

54

Перспективная ГСУ на стадии сборки

Ряд отечественных организаций сейчас занимается разработкой перспективных силовых установок специально для беспилотных летательных аппаратов. Один из проектов такого рода создается в Московском авиационном институте. В его основе лежит гибридная схема, которая позволит получить высокие технические и экономические характеристики. Пока проект находится на ранних стадиях, но уже этой осенью планируется первый полет самолета-демонстратора с новой гибридной установкой.

В процессе развития


МАИ имеет большой опыт в разработке авиационных двигательных установок разных классов, и теперь он используется в новом проекте. Гибридная силовая установка (ГСУ) для БПЛА разрабатывается на кафедре 203 «Конструкция и проектирование двигателей». Инициатором и одним из основных участников проекта является инженер-конструктор Кирилл Балясный. Также в работах участвуют другие специалисты и студенты МАИ.



Как сообщается, проектные работы по новой теме стартовали в мае прошлого года и получили поддержку руководства МАИ. В ноябре развивающийся проект представили на межотраслевом конкурсе «Молодежь и будущее авиации и космонавтики», и он занял первое место в направлении силовых установок.

Вскоре после этого, в декабре, с проектом ознакомилось руководство института, в т.ч. ректор Михаил Погосян. Авторам рекомендовали продолжать развитие проекта с целью создания целой линейки авиационных ГСУ. Такие изделия, обладающие разными характеристиками, в перспективе смогут использоваться на разнообразных летательных аппаратах.


В феврале авторы проекта сообщали об успешном продолжении работ. На тот момент была разработана техническая документация, и был изготовлен стенд для наземных испытаний. Осуществлялись проверки отдельных компонентов и продолжалось изготовление новых агрегатов. В целом сборка демонстратора ГСУ находилась на финальной стадии.

В ближайшее время планировалось начать стендовые испытания. На этом этапе необходимо проверить работу отдельных компонентов, в т.ч. новой разработки, и установки в целом. В частности, особое внимание уделят отработке системы управления, которая обеспечивает синхронную работу двух двигателей.

В течение года МАИ построит самолет-демонстратор технологии с новой ГСУ. Его летные испытания начнутся осенью; более точная дата не называется. По результатам полномасштабных испытаний перспективный проект сможет дойти до производства и внедрения. Впрочем, сроки этого остаются неопределенными.

По гибридной схеме


Новая гибридная силовая установка от МАИ разрабатывается для применения на авиационной технике разных классов и с учетом ее требований. Ею в будущем предлагается оснащать БПЛА массой 400-600 кг или самолеты самых легких классов.


Состав установки

В целом ГСУ рассматривается в качестве отечественного аналога иностранного иностранных изделий. Так, по удельной мощности и массе он будет похож на Rotax 912UL. При этом будут получены преимущества технического и экономического характера, а также некоторые новые возможности. В дальнейшем возможна разработка новых модификаций или изделий с иными характеристиками.

ГСУ построена на основе двигателя внутреннего сгорания. Это бензиновый двухтактный авиационный мотор РМЗ-500 мощностью 50 л.с. Также используется электромотор неназванной модели, способный работать в режиме генератора. Мощность двигателя – 14-18 кВт (18-24 л.с.) в зависимости от режима. Двигатели через редуктор новой разработки соединяются друг с другом и с воздушным винтом. Электродвигатель соединяется с силовой электроникой и аппаратурой управления. Также проект предусматривает использование литий-полимерного буферного аккумулятора мощностью 0,9 кВт.

Новую ГСУ отличает высокая степень локализации – порядка 70% агрегатов имеет отечественное происхождение. При этом в оставшиеся 30% импорта входят жизненно важные компоненты, такие как контроллер электродвигателя, аккумулятор и различные датчики. В дальнейшем долю иностранных изделий планируют сократить до 10-15 проц.

Собственная масса такой ГСУ составляет 63,5 кг. Расчетная мощность на разных режимах меняется от 34 до 57,2 кВт (45-76 л.с.) Удельная мощность – 0,9 кВт/кг, удельный расход горючего – от 333 до 550 г/кВт. Благодаря использованию доступных компонентов, таких как двигатель РМЗ-500, стоимость изделия находится в пределах 500 тыс. руб.


Двигательная установка БПЛА "Орион" / "Иноходец"

Согласно проекту, ДВС будет работать постоянно и на всех режимах полета, обеспечивая требуемые технические и экономические характеристики. В горизонтальном полете с устоявшимися параметрами электродвигатель должен выполнять функции генератора и заряжать батарею. На взлетном режиме или при наборе высоты электродвигатель будет создавать дополнительную тягу. Кроме того, электродвигатель может использоваться при отказе основного двигателя.

Ожидаемые преимущества


Перспективная ГСУ от МАИ еще не прошла весь цикл испытаний на стенде и в воздухе, но основные ее особенности и преимущества уже понятны. В этом отношении она не отличается от других разработок своего класса. Как и другие ГСУ, новая будет иметь несколько режимов работы, которые смогут обеспечить оптимальное соотношение технических и экономических характеристик на всех этапах полета.

ГСУ предлагается для использования на пилотируемых и беспилотных самолетах. При этом наибольший интерес представляет предложение о БПЛА. Именно беспилотные комплексы некоторых классов способны наиболее полно реализовывать потенциал гибридных установок. Кроме того, сейчас в нашей стране наблюдаются определенные трудности с двигателями для БПЛА средних и тяжелых классов – и проект МАИ в перспективе способен разрешить эту ситуацию.

По расчетам, ГСУ мощностью до 55-60 л.с. пригодна для использования на беспилотниках массой до 500-600 кг. В этой весовой категории могут строиться разведывательные и разведывательно-ударные летательные аппараты с ограниченной скоростью и большой продолжительностью полета. На такой технике обычно используются поршневые двигатели с требуемым уровнем характеристик.


Двигатель и винт разведывательно-ударного БПЛА "Форпост-РУ"

ГСУ от МАИ в предлагаемом виде вполне пригодна для применения на БПЛА такой категории. При этом удастся получить определенный прирост летных данных в сравнении с аналогичными конструкциями, но с «обычными» силовыми установками. Также следует учитывать возможности ГСУ по генерации электроэнергии, необходимой бортовой аппаратуре беспилотника.

Важно, что нынешняя ГСУ мощностью до 60 л.с. является только первым экспериментальным образцом. Если эта разработка хорошо себя покажет, на ее базе могут создать новые установки с разным уровнем характеристик. Разные образцы этого семейства можно будет использовать в тех или иных проектах авиационной техники, в первую очередь, на существующих или перспективных БПЛА тяжелого класса.

Также гибридную установку планируют предложить любительской авиации. Эта категория техники тоже сталкивается с недостатком подходящих двигателей, и перспективное семейство проектов от МАИ может решить эту проблему. Любопытно, что в случае с любительскими сверхлегкими самолетами главным преимуществом ГСУ станет меньшая стоимость в сравнении с иностранными аналогами.

Задел на будущее


В целом новый проект авиационной гибридной силовой установки от МАИ представляет интерес и может иметь большое будущее. Изделия такого рода вполне способны найти свое место в отечественной и, возможно, зарубежной авиации. При этом с их помощью удастся закрыть фактически пустующие ниши – и дать новые возможности военным и гражданским авиаторам.

Однако пока перспективный проект находится на ранних стадиях. Первые стендовые испытания новой ГСУ планируется начинать только сейчас. Первый полноценный полет запланирован на осень, а сроки и вероятность запуска серии пока остаются под вопросом. Впрочем, специалисты МАИ имеют большой опыт в области авиационных двигателей, и он поможет им в решении поставленных задач.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 марта 2022 17:52
    Интересно, а Li-pol акб где производят?
    1. +4
      22 марта 2022 17:59
      Цитата: Alien From
      Интересно, а Li-pol акб где производят?

      В Китае
    2. -4
      22 марта 2022 18:01
      используется электромотор неназванной модели, способный работать в режиме генератора

      электродвигатель в роли генератора?
      я не технарь, тут споткнулся
      1. +4
        22 марта 2022 18:42
        электродвигатель в роли генератора?
        Зачем это здесь - из статьи непонятно. Но ряд конструкций электродвигателей действительно может работать в этом режиме. В 80-е годы в Ужгороде был эксперимент с троллейбусами - там много подъёмов и спусков, так на участках спуска троллейбусы отдавали сгенерированный ток обратно в сеть. Потом всё тихо замолкло.
        1. -1
          22 марта 2022 18:56
          на спуске использовать дармовой крутящий момент - вариант

          но здесь в роли генератора скорее ДВС должен работать, если принципиально необходим запас энергии для электродвигателя
          1. +3
            23 марта 2022 12:53
            Цитата: Наводлом
            но здесь в роли генератора скорее ДВС должен работать, если принципиально необходим запас энергии для электродвигателя

            belay what no request Расшифруйте !
        2. +10
          22 марта 2022 19:13
          Это старый добрый режим рекуперации, использовался много лет в электротранспорте.
          1. +3
            22 марта 2022 21:38
            Окститесь, зачем рекуперация на самолете? Там что, часто приходится тормозить? На автомобиле рекуперация нужна, чтобы запасти энергию торможения при движении в "рваном" городском цикле. На шоссе она уже бесполезна. И в авиации рекуперация невозможна.
            1. +2
              23 марта 2022 04:09
              Цитата: astepanov
              И в авиации рекуперация невозможна.

              Не совсем рекуперация, но супермаховики Гулиа предлагал использовать в малой авиации.
              1. +2
                23 марта 2022 12:01
                Э, бросьте. Принципиально нет разницы: что маховик, что аккумулятор. И в реальности идеи Гулиа так и не проросли в практику: маховики (даже "супер") имеют меньшую удельную энергоемкость, чем современные аккумуляторы.
                1. +1
                  23 марта 2022 14:04
                  Цитата: astepanov
                  маховики (даже "супер") имеют меньшую удельную энергоемкость, чем современные аккумуляторы.

                  Насколько помню супермаховик предлагался как аварийный аккумулятор минут на 15-20, не более.
              2. +2
                23 марта 2022 12:56
                Цитата: Владимир_2У
                Не совсем рекуперация, но супермаховики Гулиа предлагал использовать в малой авиации.

                Дык, и паровые машины в авиацию предлагали ! fellow
                1. 0
                  28 марта 2022 16:42
                  Гибридные силовые установки предлагались в транспорте для использования имеющегося ДВС в однорежимной работе с наилучшим КПД. Электротрансмиссия вообще более гибка в плане компоновки. Вполне действующая модель на базе самолёта Ан-2 под шифром "Партизан" явно не может быть реализована иначе.
            2. +3
              23 марта 2022 13:31
              Цитата: astepanov
              Окститесь, зачем рекуперация на самолете?

              Ну, с рекуперацией на самолете народ ,конечно же, малёхо перегнул ! Но в чём же суть :гибридная ЭУ на самолете,беспилотнике ? 1.Основной рабочий двигатель -это электромотор (!), но есть схемы ЛА , где предпочитают устанавливать несколько электромоторов и,иной раз, в самых неожиданных местах ! В этом "удобство" электрических ЭУ... Но аккумуляторные батареи ,всё же,в настоящее время имеют ограниченные возможности ; а д.в.с. не везде установишь ,да и на несколько винтов распределить один д.в.с. бывает не комильфо !Вот тут-то и выручает "гибрид" ! Авиационный "гибрид" -это типа того "бензоэлектроагрегата",что устанавливают на мобильных средствах эл.связи в армии, ставят на стационарных узлах связи в качестве источника резервного эл.питания, покупает народ на дачи и в глухие деревни...только ,бывает, по-меньше ! То есть ,д.в.с. нужен лишь для обеспечения работы эл.генератора !
              2. Но возможна и несколько иная функция д.в.с. ! Ну,например, к "полю боя" (вне его...) БПЛА летит на "движке Д.В.С." ... при приближении к "полю боя" переходит на эл.движок с целью снижения теплового излучения и акустической "шумности" ! Ну,как-то так !
              1. 0
                23 марта 2022 20:11
                В статье прямо написано что эл.двигатель будет использоваться как дополнительный при взлете и увеличении скорости в помощь ДВС,а так же при выходе оного из строя как резервный.
                1. +1
                  23 марта 2022 21:12
                  Цитата: svd-73
                  В статье прямо написано что эл.двигатель будет использоваться как дополнительный при взлете и увеличении скорости в помощь ДВС,а так же при выходе оного из строя как резервный.

                  В статье описан ,довольно-таки,"частный" случай ! Я же описал более "популярный"...!
        3. +2
          22 марта 2022 20:14
          В любой подобной установке необходим генератор и электродвигатель. Тут это одно и то же.

          В движение его приводит ДВС, а не пропеллер.
        4. 0
          23 марта 2022 19:54
          По такой схеме карьерные самосвалы работают за бугром вроде в Норвегии там руду добывают на вершине горы и когда машина идет груженая вниз акки заряжаются, потом на них без груза она подымается в гору.. Стартер генератор давно используется на БМВ, тут же банальный гибрид..У меня только вопрос почему двухтактник?
        5. 0
          24 апреля 2022 17:01
          Уже давно должны были создать целый ряд подобных двигателей. В конце концов скопировать с чьего-либо и не моросить! 2020 год показал, что за беспилотниками будущее...
        6. 0
          25 апреля 2022 20:59
          Цитата: Авиатор_
          В 80-е годы в Ужгороде был эксперимент с троллейбусами - там много подъёмов и спусков, так на участках спуска троллейбусы отдавали сгенерированный ток обратно в сеть. Потом всё тихо замолкло.

          Сейчас применяется в троллейбусах с аккумуляторами.
        7. 0
          18 июня 2022 22:36
          На отдельных участках провода полопались ? laughing
      2. +6
        22 марта 2022 19:01
        Цитата: Наводлом
        электродвигатель в роли генератора?
        я не технарь, тут споткнулся
        На наших танках Т-64 и Т-72 стоят стартёр-генераторы. То есть один и тот же агрегат является и стартером (двигателем) и генератором.

        На правительственном "Аурусе" - так же.
        1. +2
          22 марта 2022 19:37
          стартёр потребляет электричество
          генерировать его он может только при включенном двигателе

          для БПЛА такой режим работы может быть необходим только для обеспечения работы бортовой аппаратуры

          то-есть, это не генератор в чистом виде. при выключенном двс он ничего не сгенерирует
          1. +9
            22 марта 2022 19:50
            Цитата: Наводлом
            то-есть, это не генератор в чистом виде. при выключенном двс он ничего не сгенерирует
            Там о таком режиме и не говорится. Зачем он нужен ?
            Электродвигатель-генератор:
            1) при работающем ДВС работает как генератор (работа электроники самолёта, зарядка аккумулятора)
            2) во время взлёта самолёта, в режиме электромотора добавляет свою мощность к ДВС.
            3) при отказе основного мотора (к примеру, отказ ДВС при взлёте), кратковременно может его заменить (даст возможность спасти самолёт, или увести в сторону, что бы минимизировать ущерб)
            1. +5
              22 марта 2022 20:54
              Цитата: Bad_gr
              Электродвигатель-генератор

              1)....-3) ещё об одном забыл - запуск ДВС от него же.
              Думаю, стартёр-генератор в одном устройстве - это ещё и выигрыш в весе (по сравнению с отдельно генератором + отдельно электродвигатель (стартёр)), и то и другое на самолёте необходимо.
      3. +1
        23 марта 2022 06:19
        На ЖД транспорте давно используется режим рекуперации на длинных спусках!
      4. +6
        23 марта 2022 11:54
        Цитата: Наводлом
        используется электромотор неназванной модели, способный работать в режиме генератора

        электродвигатель в роли генератора?
        я не технарь, тут споткнулся


        В стовременных машинах использующих режим "старт-стоп" используется так называемый реверсивный генератор, совмещающий функционал стартера и генератора...
        Так что тут не проблема уже.
  2. +3
    22 марта 2022 17:55
    Всё же процент применения импортных составляющих достаточно высок, в чём виден недостаток этого изделия. Отсутствие импортных деталей будет существенным плюсом при рассмотрении вопроса о применении этой установки.
  3. -4
    22 марта 2022 17:58
    Иногда думается ,что человеческая глупость это болезнь. Ну ведь нужно понимать ,что привод или двигатель осуществляют процесс поддержки взаимодействия движителя с энергетической внешней средой. А для непонятливых ,что создав эффективный движитель и все вопросы с двигателем решаются на совершенно новых принципах
    Удивляюсь сам себе ,что десять лет нужно объяснять то ,что в своей природе люди не способны понять . Есть притча когда Бог предупредил людей запастись водой потому ,что наступят времена когда вода станет ядом. И только один мудрый человек стал делать такие запасы ,а все остальные не желали слышать предостережение. И вот настал такой момент когда вода стала ядом . И люди стали стали погибать . Но и мудрец вылил всю живую воду и не стал ею пользоваться.
  4. +4
    22 марта 2022 18:07
    Рад за ребят, хочется пожелать им успехов и доведения разработки до коммерческой стадии!
    Не их вина, что у нас не делают нужных аккумуляторов и контроллеров
  5. +1
    22 марта 2022 18:08
    Задел на будущее
    . Как то это не вдохновляет, чисто из опыта, как у нас бывало и не раз, заделывали, переделывали, а потом за бугром покупали, то, да не то!
    Надеюсь, как всегда, на это раз не будет.
  6. +4
    22 марта 2022 18:13
    мне одному кажется, что статья странная? Судите сами:
    Это бензиновый двухтактный авиационный мотор РМЗ-500 мощностью 50 л.с. Также используется электромотор неназванной модели, способный работать в режиме генератора. Мощность двигателя – 14-18 кВт (18-24 л.с.) в зависимости от режима. Двигатели через редуктор новой разработки соединяются друг с другом и с воздушным винтом. Электродвигатель соединяется с силовой электроникой и аппаратурой управления. Также проект предусматривает использование литий-полимерного буферного аккумулятора мощностью 0,9 кВт.
    Т.е. мощность аккумулятора составляет от 3,7 до 5 % от мощности электрического двигателя!. А какой у этого аккумулятора энергозапас? Какие его электрические характеристики? Кто производит? Уж ни чубайсов ли "Лиотех"? И какой в этом случае прок от электродвигателя? Далее:
    удельный расход горючего – от 333 до 550 г/кВт.
    Это - бессмысленная цифра, она ничего не говорит о расходе топлива, поскольку в размерность не входит время.
    Тщательнее нужно работать, господа авторы.
  7. +2
    22 марта 2022 18:32
    Если там отметился сам Погосян, то работы будут свернуты, или пойдут по тупиковому пути!
    1. +3
      22 марта 2022 18:38
      Погосян там на почётной должности ректора, причём был назначен прямо после пинка из кресла ОАК. Он даже звания доцента не имел (я уж про профессора не говорю) и сразу в ректоры. По-хорошему его судить надо за "Супербюджет" (RRJ)
      1. -1
        22 марта 2022 21:35
        Суперджет самолёт нормальный основная его проблема была в сервисном сопровождении ждём полностью отечественный Суперджет он должен вроде как в следующем году взлететь.
        1. 0
          22 марта 2022 21:39
          Суперджет самолёт нормальный основная его проблема была в сервисном сопровождении
          Ну да, в сервисном обеспечении иностранными комплектующими. А то, что Погосян начал свой "Супербюджет" с нуля и угробил уже сертифицированный к тому времени Ту-334, это мелочи.
  8. +5
    22 марта 2022 18:44
    Сравнивать рмз-500 с дохлым электромоторчиком с 912 ротаксом это настолько некорректно и дико, что просто не могу подобрать слова.
    Рмз-500 это копия старенького слабенького ротакса, причем ненадёжная. Имхо очередной распил.
    1. -3
      22 марта 2022 21:39
      Движок на стадии НИОКР - а у Вас уже копия ненадёжная что лично в его разработке участие принимали?
      1. +6
        23 марта 2022 00:23
        Цитата: Вадим237
        Движок на стадии НИОКР


        Вадим, Вы статью удосужились прочитать?

        Студенты с доцентами лепят гибридную силовую установку на основе Рмз-500. Сам двигатель они не разрабатывают, т.к. Рмз-500 - это далеко не молодой и хорошо известный в узких кругах ДВС.
        Глубокий же смысл этого проекта - кратковременное увеличение общей пиковой мощности силовой установки за счёт параллельной работы ДВС и электродвигателя. Задорого. С мутными перспективами.

        Вот чем строить очередную потёмкинскую деревню из китайских контроллеров, МАИ лучше бы научил своих студентов отличать квт от квт*ч. На рекламной картинке этих двоечников из МАИ полная позоруха - аж 2 ошибки в размерности параметров.
        1. 0
          28 марта 2022 16:53
          У них может быть практикум по китайским компонентам. А тут пафоса нагнали. Отчитались. :))
  9. -1
    23 марта 2022 01:50
    Ускорятся надо ребятушки... Нет времени на раскачки
  10. +2
    23 марта 2022 05:38
    ага-ага.. читал я где-то эпопею, как для БПЛА движок поршневой делали.. Лет 10, на основе иностранного, так и не "взлетел" ...
  11. +2
    23 марта 2022 09:32
    РМЗ-500авиа - клон ротокса 503, который уже давно снят с производства, а "МАИ, имеющий большой опыт в разработке авиационных двигательных установок разных классов" пытается вдохнуть новую жизнь в этот труп. Печальное топтание на месте. Значит замены импортным двигателям на наших беспилотниках, даже военных, не предвидится.
  12. 0
    23 марта 2022 10:22
    В режиме взлёта или набора высоты ЛА использует ДВС + электродвигатель(в режиме тяги). В крейсерском режиме такая мощность не используется, на тягу работает только ДВС. А электродвигатель работает в режиме генератора (источник мех. энергии ДВС) и заряжает аккумулятор.
    Если ещё работает ЛиоТех, то в системе можно на 100% использовать отечественные комплектующие.
  13. +3
    23 марта 2022 10:50
    Ребята, ну нафига вам все эти заморочки? Ради копеечного улучшения эффективности вы влезаете в производство широкой номенклатуры комплектующих, которое чревато катастрофическими проблемами в случае форс-мажорных обстоятельств. На войне надо все упрощать, чтобы как можно меньше зависеть от негативных обстоятельств. А вы наоборот, повышаете эту зависимость.

    Гораздо правильнее было бы тупо и дешево повторить этот самый Ротакс 912 и клепать его в достаточном количестве, чтобы не жалко было потерять. Именно таким путем идут нормальные китайцы, и своими успехами убедительно доказывают стратегическую целесообразность такого подхода. Вместо этого мы бесконечно нудно пытаемся развивать прорывные технологии, а за это время фатально отстаем от остального мира во внедрении и использовании того, что уже давно придумано и разработано.
    1. +1
      23 марта 2022 20:00
      Вы еще предложите ЗМЗ и УМЗ купить лицензию на нормальные дизеля и их делать..
      1. JPV
        0
        28 марта 2022 08:59
        У ЗМЗ был неплохой лицензионный Штайр...но технологически довольно сложный, чем всё кончилось....не пошло...жаль , получили бы неплохие компетенции в технологиях..
        1. 0
          28 марта 2022 09:06
          Тупиковый был штайр..Им покупать надо лицензию был лет 15-20назад ..Фолькс1,9., Тойоту или Ниссан, мерсовский дизель 2.9, кубота.. выбор большой
          1. JPV
            0
            28 марта 2022 09:22
            И в чём тупиковость?!...а вот технологии были бы весьма к стати, как и оборудование...
            1. 0
              28 марта 2022 12:14
              Дык и оборудование было и технологии, сама конструкция тупик ..
  14. +2
    25 марта 2022 04:46
    Вы бы хоть на этот ротакс поставили инжекторы , в конце 90-х ротакс на двух тактные ставил уже инжекторы. Экономия топлива и мощность бы возрасли.
  15. 0
    28 марта 2022 16:46
    Я понимаю что это презентация, а не обзор отрасли, общее состояние которой печально. Наше патентное право не способствует прогрессу, оно грабительское. Капитализм, мать его! И этот малыш за полмиллиона вызывает жалость.
  16. 0
    11 мая 2022 11:42
    опять нам показывают макеты, действующие или нет, но макеты!
    особенно понравилось: "Благодаря использованию доступных компонентов, таких как двигатель РМЗ-500, стоимость изделия находится в пределах 500 тыс. руб." - это как?
    при курсе 70-80 руб. за доллар?
    даже обсуждать не хочется прочитав: "Так, по удельной мощности и массе он будет похож на Rotax 912UL. При этом будут получены преимущества технического и экономического характера, а также некоторые новые возможности." откуда могут быть преимущества?, если в оригинале все возможное из двигателя - уже "выжато"? - а здесь только копия...
    опять одна болтовня...
  17. -2
    7 июня 2022 22:04
    За слова гибридный и цифровизация надо ставить к стенке-однозначный маркер распила.