«Ростех» создал стелс-стекло с улучшенными характеристиками

47


Специалисты из госкорпорации «Ростех» заявили, что доработали методику изготовления стелс-стекла. Теперь фонарь кабины пилота «самолета-невидимки» получит улучшенные характеристики, напрямую влияющие на боевой потенциал и выживаемость крылатой машины.



Разработка принадлежит инженерам из ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (входит в «Ростех»). Сообщается, что новая технология позволит снизить радиолокационную заметность авиационного комплекса и в то же время повысить оптические характеристики, которые как раз и влияют на выживаемость, а также боевой потенциал «самолета-невидимки».

Со слов заместителя генерального директора Госкорпорации «Ростех» Владимира Артякова, первые образцы стелс-стекла, изготовленные на модернизированном оборудовании, полностью подтвердили расчетные параметры.

Что касается самой технологии, она заключается в использовании тончайших пленок металлов и оксидов металлов, нанесенных на поверхность стекла методом магнетронного распыления в вакуумной установке. Последняя, после доработки, позволяет наносить пленки со значительно меньшим поверхностным сопротивлением благодаря увеличению пикового значения распыления магнетрона более чем в 3 раза. По крайней мере, так объяснили специалисты.

Исходя из полученных в ходе замеров и тестирования данных, новая технология изготовления стелс-стекла позволяет улучшить характеристики остекления кабины самолета по малозаметности на 20%.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    24 марта 2022 17:19
    Хорошо что наши военные технологии не стоят на месте. Вон какие полезные прорывы в гиперзвуке и ракетном оружии нам сейчас помогают. Все таки радует что прекратилась, видимо, "утечка мозгов" и наши НТР доходят до воплощения в изделиях и продукции.
    1. +5
      24 марта 2022 17:39
      Надо бы активно использовать наработки в гражданском секторе и зарабатывать деньги.
      1. +6
        24 марта 2022 18:08
        Цитата: ARIONkrsk
        Надо бы активно использовать наработки в гражданском секторе и зарабатывать деньги.

        Точно!!! Смазал машину пастой и ни одна камера не видит wassat
        1. 0
          24 марта 2022 18:34
          Что касается самой технологии, она заключается в использовании тончайших пленок металлов и оксидов металлов, нанесенных на поверхность стекла методом магнетронного распыления в вакуумной установке. Последняя, после доработки, позволяет наносить пленки со значительно меньшим поверхностным сопротивлением благодаря увеличению пикового значения распыления магнетрона более чем в 3 раза.

          Раз рассказали технологию - значит запатентовали, а не засекретили
          А значит и китайцы такое тоже получат.
          Что будет совсем не лишним для противостояния съехавшим с катушки американцам
          1. -2
            24 марта 2022 18:38
            Цитата: Shurik70
            Раз рассказали технологию - значит запатентовали, а не засекретили

            Мдя, мне интересно какое у Вас образование? Без обид! Если вот Вами процитированное Вы называете "рассказали технологию"
            1. +2
              24 марта 2022 18:43
              Цитата: НДР-791
              Мдя, мне интересно какое у Вас образование? Без обид! Если вот Вами процитированное Вы называете "рассказали технологию"

              Так суть-то рассказали.
              Это как с обогащением урана. Было всего две страны с атомным оружием, а потом в СМИ попало, что уран обогащают на центрифугах. Вроде и не раскрыли особенных секретов, но методом тыка эту технологию смогли воспроизвести многие.
              1. 0
                24 марта 2022 18:55
                Цитата: Shurik70
                Вроде и не раскрыли особенных секретов, но методом тыка эту технологию смогли воспроизвести многие.

                Эээ..простите. Многие это кто??? СССР-Индия, США-Пакистан, США-Британия, СССР-Китай-КНДР, США-Израиль, Израиль-ЮАР(не смогли повторить оборудование). Пути передачи технологий неисповедимы. Иран тоже в курсе, и вроде центрифуги есть, и где Иранская бомба???
                1. 0
                  24 марта 2022 19:02
                  Иран и КНДР самостоятельно освоили.
                  Да и Израиль под вопросом
                  А иранская бомба - израильские спецслужбы слишком эффективны.
                  И Израиль не требовал бы с таким маниакальным упорством развязать против него полноценную войну, если бы не знал, что технология у Ирана есть - стереть с лица Земли Израиль хотят многие, но враг №1 у Израиля именно Иран.
                  1. -4
                    24 марта 2022 19:06
                    Цитата: Shurik70
                    А иранская бомба - израильские спецслужбы слишком эффективны.

                    Шутки шутите? wassat В любом случае для этого Израилю понадобилось 30лет, а Ирану 60+.
                  2. 0
                    25 марта 2022 00:10
                    Да и Израиль под вопросом

                    Израилю как-раз Франция и подсобила.
                2. 0
                  25 марта 2022 00:09
                  Вы Францию забыли добавить в список.
          2. +5
            24 марта 2022 18:55
            Статьи от 2016 года:

            «Стекло для кабины Т-50»
            https://bmpd.livejournal.com/1897837.html

            «Су-57: стекло кабины — крепче стали»
            https://aviation21.ru/3246-2/

            «Технология по остеклению самолетов Т-50»
            http://integral-russia.ru/2016/07/29/tehnologiya-po-ostekleniyu-samoletov-t-50/
            1. +2
              24 марта 2022 22:20
              Это просто технологии "просветлённой оптики" или стекла( в т.ч. органического) . Известны давно , используются для покрытия оптических линз для биноклей , подзорных труб , телескопов и ... очковых линз . Многие , кто носит очки с боле-менее приличными линзами знакомы с этими покрытиями , они дают на линзе "металлический" остаточный рефлекс , при этом более прозрачны и устойчивы к царапинам . Посмотрите на свои очки , если линзы полимерные и с покрытием , вы увидите остаточный рефлекс зелёного , голубого(фиолетового) , золотого или даже (да-да) бордово красного цвета( есть и такие) . У меня на одних очках зеленоватый рефлекс , это немецкие линзы "Роденшток" . На других рефлекс фиолетово-голубой , это французские "Эсилор" . Покрытие как правило многослойное , чем лучше материалы и совершенней техпроцесс , тем покрытие более стойкое . И да - оно отражает ЭМИ , как и положено металлизированному покрытию . Оттого фонарь не пропускает ЭМИ и внутренние элементы кабины , отражая электро-магнитную волну , не демаскируют так самолёт , как было бы без этого . В большинстве стран мира все кабины давно покрывают таким покрытием . А у некоторых даже материал\покрытие кабины фотохромное - темнеет на солнце и светлеет в тени . Наверное замечали ? Взлетает самолёт при ярком солнце , а его кабина тёмная , как тонированная , да ещё и зелёный отблеск(или золотой) даёт ... а приземляется , когда тучка солнце закрыла - фонарь прозрачный .

              Просто в РФ научились , видимо , делать качественное покрытие . И это хорошо .
          3. -2
            24 марта 2022 19:10
            Раз рассказали технологию - значит запатентовали, а не засекретили

            Как у Вас всё просто... а как же магия 80 level - без неё зачастую никуда, и про неё никому не рассказывают! winked
          4. 0
            25 марта 2022 04:43
            А китайцы уже, ещё на J-20. Причём у них - беспереплетный фонарь.
            Подобное же стекло было на памятном Ф-117.
            1. +1
              25 марта 2022 13:46
              Цитата: 3danimal
              А китайцы уже, ещё на J-20. Причём у них - беспереплетный фонарь.
              И какие у него преимущества перед той конструкцией, что у нас ?
              То, что место стыка может давать дополнительную засветку на радаре, совсем не факт (переплёт может быть изготовлен из композитов, который засветки не даёт и тд).

              На F-22 переплёта на фонаре нет, а вот у более позднего F-35 он опять уже есть -
              утеряли технологии ? или он зачем то, всё-таки нужен ?
              1. +1
                25 марта 2022 15:36
                То, что место стыка может давать дополнительную засветку на радаре

                Именно. На Су-57 переплёт явно не композитный, о чем говорят клёпки.
                На худой конец - сделать пилообразные кромки фонаря, как у Ф-117.
                Аналогично и со створками отсеков оружия.
                утеряли технологии ?

                Смотрите на конструкцию фонаря Ф-35: стекло цельное, внутренняя композитная дуга используется лишь для его усиления и как часть системы катапультирования сквозь фонарь (который не сбрасывается).
                Все давно изучено smile :
                https://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=16960

                Напомню, цельный каплевидный фонарь использовался ещё на Ф-16.
                Тогда как ни на одном советском/российском самолете такого решения не было.
                Китайцы, однако, смогли повторить.
                Из несомненных плюсов - великолепный обзор в ближнем бою. Странно, что на сверхманевренном истребителе не постарались воплотить похожее решение, обзорность на Су-57 стала даже чуть хуже, чем на Су-35:

                1. 0
                  25 марта 2022 16:08
                  Цитата: 3danimal
                  На Су-57 переплёт явно не композитный, о чем говорят клёпки.
                  Что, по Вашему, на схеме обозначает жёлтый цвет ?

                  Цитата: 3danimal
                  Странно, что на сверхманевренном истребителе не постарались воплотить похожее решение, обзорность на Су-57 стала даже чуть хуже, чем на Су-35:
                  И что мешает обзору ?
                  Для сравнения F-35
                  1. +1
                    25 марта 2022 16:34
                    Что, по Вашему, на схеме обозначает жёлтый цвет ?

                    Не могу точно сказать, но:
                    по словам главного конструктора А. Давиденко, по массе композитные материалы составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности — 70 %.

                    Выделенные жёлтым части на вашей схеме явно не составляют 70% площади планёра.
                    И что мешает обзору ?

                    Сравните с Су-35:

                    Для сравнения F-35

                    А я и не сравнивал с Ф-35 (к слову, у него есть обзор с внешних камер на 360’), речь шла о сверхманевренных истребителях с ОВТ: Су-35, Ф-22.
              2. +1
                25 марта 2022 16:09
                Ещё один момент: на Су-57 стеклянный фонарь, соответственно без переплёта не обойтись. Возможно причина подобного выбора - в отсутствии ряда технологий.
                На Ф-22,Ф-35, J-20 - поликарбонат, полиакрил, у последних двух изнутри усиленный углепластиковыми (радиопрозрачными) дугами.
                Напомню, фонарь должен выдерживать столкновение с птицей на скорости около 800 км/ч.
                1. 0
                  25 марта 2022 16:37
                  Цитата: 3danimal
                  Возможно причина подобного выбора - в отсутствии ряда технологий.

                  Ещё около сорока лет назад специалисты НИТС разработали технологию глубокого моллирования, когда в специальную печь закладывается несколько слоев стекла и в течение нескольких часов при высокой температуре под собственным весом оно изгибается, приобретая нужную форму и кривизну. При необходимости специальные механизмы подталкивают заготовку, заставляя её изгибаться по специальному графику.
                  По этой технологии на истребителе МиГ‑29 заменён фонарь, состоявший ранее из трёх стёкол, на одно беспереплётное стекло из силиката.
                  https://aviation21.ru/3246-2/
                  То есть, беспереплётные фонари из силиката мы могли делать ещё 40-ок лет назад.

                  Цитата: 3danimal
                  Напомню, фонарь должен выдерживать столкновение с птицей на скорости около 800 км/ч.
                  С прочностью у него всё в норме. Пример Ту-204 (не думаю, что на военном самолёте требования ниже):
                  "... При толщине стекла в самолете Ту-204 — 17 мм, а у Boeing 787 — 45 мм, пассажирский «Туполев» выдерживает скорость соударения с птицей в 660 км/час, а Dreamliner — 648 км/час ...."
                  " .... Несколько лет назад, чтобы доказать высокую прочность силикатного стекла, в институте сделали стеклянные гвозди. Забивали молотком. Они могли бы найти применение в изделиях с антимагнитными свойствами. Также эти гвозди испытывались взамен струбцин при склейке корпусов яхт. Но гвозди остались только экзотикой...." Ссылка та же.
                  1. +1
                    25 марта 2022 16:46
                    То есть, беспереплётные фонари из силиката мы могли делать ещё 40-ок лет назад.

                    Покажите хоть одно фото Миг-29 с цельным беспереплетный фонарём request
                    С прочностью у него всё в норме

                    Я говорил о том, что не смогли сделать цельный силикатный («стеклянный») фонарь достаточной прочности (причём - переменной, именно передняя часть должна выдерживать столкновение) поэтому пришлось сделать из двух частей.
        2. +1
          24 марта 2022 18:44
          Пастой ГОИ, если я правильно понял?. Так это только отполировать. lol
    2. -1
      24 марта 2022 17:43
      На Руси всегда много кулибиных. Вот только наночубайс со своим нанораспилом мегананобюджета в Наносколково не давал реализовать творческий потенциал инженеров и конструкторов. Нужна государственная программа поддержи инноваций, нужны венчурные фонды. Сталин справился с этой задачей, в том числе и с помощью шарашек. Грабин в 1941 году за 38 дней сконструировал и запустил в серийное производство артиллерийское орудие. А сейчас? Я в 2006 году в гараже конструировал видеорегистратор для автомобиля, когда ещё ни одного импортного на рынке не было. Ну и толку?
      1. 0
        24 марта 2022 18:08
        Цитата: Бородач
        Вот только наночубайс со своим нанораспилом мегананобюджета в Наносколково не давал реализовать творческий потенциал инженеров и конструкторов.

        Он еще славный малый. Надеюсь, его возьмут на работу в Госдеп США.
      2. -2
        24 марта 2022 18:11
        Я в 2006 году в гараже конструировал видеорегистратор для автомобиля, когда ещё ни одного импортного на рынке не было. Ну и толку?

        Да,вся проблема системы в нежелании что -то делать , и желание заработать, ну а, так что хотели? - капитализм он такой, цель - накопление ресурсов. И фамилии во главе системы...никакой принципиальной разницы, пока это система - капитализм.. Но верю , победа будет за нами,. soldier fellow
        P.S. сейчас главное ДЭГ не пропустить, а то сольют выборы в унитаз
        1. 0
          25 марта 2022 02:10
          И что же телевидение с вертолетом и мобильной связью в СССР первыми не освоили, несмотря на технологический приоритет?
          Капитализм вроде "не мешал"...
      3. -1
        24 марта 2022 18:37
        Надеюсь, ваши мечты осуществятся и вас в числе первых закроют в «шарашку», где вы будете эффективно трудиться на благо родины, раз уж на воле не можете!
        1. +1
          24 марта 2022 18:45
          Цитата: moscowp
          Надеюсь, ваши мечты осуществятся и вас в числе первых закроют в «шарашку», где вы будете эффективно трудиться на благо родины, раз уж на воле не можете!

          Я не против. В шарашке я быстро стану академиком. soldier
          1. -2
            24 марта 2022 18:50
            Ага, « Товарищ Сталин, вы большой учёный…»
            Там компетентные товарищи разберутся кем вы станете…)
          2. +1
            24 марта 2022 19:23
            Я не против. В шарашке я быстро стану академиком

            Вы очень самонадеяны, в шаражке никто не стал академиком, даже Туполев с Королёвым стали академиками только после того, как их оттуда выпустили. Это, по-моему, ужасно, работать под присмотром - НКВД-шников.
            Есть такая байка (достоверность не гарантирую): в Туполевской шаражке переделывали "Дуглас" на "Ли-2", обсуждают вспомогательный двигатель, работающий на генератор электроэнергии. Выступает Туполев, типа мне не нравится этот двухтактный движок, давайте переделаем его на четырёхтактный. И тут начальник НКВД-шников решил показать, кто там главный: "Как это сразу переделаем на четырёхтактный, нет уж, будем переделывать на трёхтактный!"
      4. 0
        24 марта 2022 19:12
        Я думаю, в шаражки надо загонять тех, кто за них ратует - пусть они и работают под присмотром вертухаев, а за любой просчет в проектировании - сразу к стенке! вот работа пойдет!
      5. +2
        25 марта 2022 02:11
        Цитата: "В 1930 г. я был переброшен на нелегальную работу в Америку, где мною был выполнен ряд заданий, имевших своей целью укрепление оборонной мощи нашей родины. К числу этих заданий относится работа по дизельному авиамотору. В то время появились сообщения, что фирма "Паккард" провела большие научно-исследовательские и практические работы по выпуску авиационного дизельного мотора. По линии Амторга велись переговоры по приобретению этого мотора. Фирма "Паккард" согласилась оказать нам техпомощь, но потребовала за нее огромную сумму (почти миллион долларов). Мне было поручено достать весь материал по этому делу. Проведенной работой мною были приобретены не только все чертежи, но также все операционные карты на детали и рецептуры на стали всего за несколько тысяч долларов. Материал, привезенный мною, был передан комиссии в составе Чаромского (теперь Герой Социалистического Труда) и др. для определения его ценности. Комиссия признала, что он представляет для нас огромную ценность".
      6. 0
        25 марта 2022 04:44
        Только Чубайс все эти годы мешал нашим гениям? Или организация всей системы?

        (С 1:00)
    3. +1
      24 марта 2022 18:37
      Магнетрон распылять НЕВОЗМОЖНО!Это скрещенный диодный заряд в сильном магнитном поле!Распылять можно с помощью магнетрона, а не сам магнетрон!!! fool fool Текст пожалуйста, исправьте negative
  2. +3
    24 марта 2022 17:20
    Чую нюхом - Су-75 будет иметь много сюрпризов...
    good
    1. +1
      24 марта 2022 17:40
      Время не стоит на месте. Нам также готовят сюрпризы, типа материала 2DPA-1, который легче пластика и тверже стали
    2. 0
      25 марта 2022 04:53
      А когда он будет? В следующем десятилетии, штучный экземпляр?
  3. +1
    24 марта 2022 17:21
    Это хорошая новость , что наши конструкторы и инженеры создали такое удивительное стекло. Теперь дело за массовым его производством.
    1. +1
      24 марта 2022 18:11
      Цитата: Гигант мысли
      Теперь дело за массовым его производством.

      Главное что бы оборудование для его производства было нашего производства. А то у нас с этим беда-беда
      1. +1
        25 марта 2022 04:51
        Проблема современного мира в том, что НИ одна развитая страна не имеет все сложное оборудование и комплектующие собственного производства.
  4. +1
    24 марта 2022 17:35
    Забавно в статье промелькнула фраза после объяснения автору технологии напыления
    По крайней мере , так объяснили специалисты lol
    Наши инженеры красавцы good
    1. -2
      24 марта 2022 18:48
      Цитата: host
      Наши инженеры красавцы

      Вспомнил. Как то приходит наш новый хозяин, показывает на ресивер, и спрашивает:
      - А что это такое?
      - Самогонный аппарат.
      Меня после этих слов лишили бригадирства. sad
      1. +2
        24 марта 2022 19:11
        Цитата: мордвин 3
        Меня после этих слов лишили бригадирства. sad

        hi Владимир, гордитесь!
        так объяснил специалист
        С иностранцами гораздо тупее происходит , коротко : начало 2000ых локация -Зап.Сибирь, под.база, мой склад > индонезиец-инженер Шлюмберже Янду грустит возле Тойоты битый час- сбил 2х щенков, ваш покорный слуга с легкого похмелья - Янду, в похожей ситуации русские спускают колесо и говорят Боже, это не я, подвела техника. Через 5-10мин. сидя в кабинете слышу тарахтение автонасоса, ч/з 20 мин. машины нет. yes
        1. -1
          24 марта 2022 19:27
          Цитата: host
          Цитата: мордвин 3
          Меня после этих слов лишили бригадирства. sad

          hi Владимир, гордитесь!
          так объяснил специалист
          С иностранцами гораздо тупее происходит , коротко : начало 2000ых локация -Зап.Сибирь, под.база, мой склад > индонезиец-инженер Шлюмберже Янду грустит возле Тойоты битый час- сбил 2х щенков, ваш покорный слуга с легкого похмелья - Янду, в похожей ситуации русские спускают колесо и говорят Боже, это не я, подвела техника. Через 5-10мин. сидя в кабинете слышу тарахтение автонасоса, ч/з 20 мин. машины нет. yes

          Фигня.... Работает американец, ноги на столе... Заходит к нему охраниик, сам ржет, говорит бомбу под американца подсунули. Американец хватает свою папочку, и бегом. А напоследок он спросил : "А чё вы ржете то?"
  5. -1
    25 марта 2022 03:46
    Лучше бы двигатель наконец допилили… с улучшенными характеристиками..
  6. -2
    25 марта 2022 04:39
    Вместо «стелс-стекла» лучше бы создали наконец беспереплетный фонарь. На Ф-22 он уже давно, даже китайцы на J-20 (2-е фото) смогли, в чем дело?