Ухтыш и Узола – гусеничные «Бобик» и «Таблетка»

33
Для любого военного, названия «Бобик» и «Таблетка» сразу ассоциируются с военной техникой, которая собственно и носит данные прозвища, как и их гражданские варианты. Как бы то ни было, но данные названия вызывают различную степень ностальгии - у кого положительную, у кого отрицательную.

Машины, представленные компанией из Нижнего Новгорода, производящей вездеходную технику, получили «вторую жизнь», теперь они называются «Ухтыш» и «Узола» - гусеничные особо легкие вездеходы. Кстати, гусеницы машин - асфальтопроходимого типа, на которых без проблем можно ездить по асфальтированным дорогам. Вездеходы имеют сертификацию как тракторная техника. Облегченный вездеход «ЗВМ-2410» предназначается для перемещения людей или небольшого груза по любым слабонесущим поверхностям, воде и льду.

«Ухтыш» или ЗВМ-2410 обладает серьезным преимуществом перед остальными гусеничными и колесными вездеходами – он обладает наименьшим коэффициентом удельного давления, создаваемым машиной на грунт 12.5 кПа. Подобными характеристиками могут похвастаться разве что вездеходы на пневматике.

Ухтыш и Узола – гусеничные «Бобик» и «Таблетка»


А теперь самое главное, что интересует в первую очередь, – это сколько такое решение будет стоить, и какой будет расход топлива. Так вот, стоимость одной единицы в базовой комплектации стоит чуть более одного миллиона рублей, согласитесь, не такая уж заоблачная сумма для облегченного вездехода. Расход, в зависимости от езды, составляет 25-30 литров на 100 км. Вездеход выпускается в комплектации с бензиновым или дизельным двигателем. Естественно у дизельного «ЗВМ-2410» расход будет немногим меньше. Скорость, как для гусеничной техники, очень приличная и составляет до 60 км/ч для бездорожья. Основной изюминкой вездехода Ухтыж является способность преодолевать водные преграды! Передвижение осуществляется за счет проворачивания гусениц со скоростью до 5 км/ч. Возможно использование навесного лодочного мотора для увеличения скорости.

Конструкция и оборудование
Интерьер машины сделан в классическом варианте - кресла и панель знакомы по салонам отечественных УАЗиков.
Агрегаты и оборудование вездехода взяты от разных машин отечественного автопрома:
- силовая и некоторые агрегаты трансмиссии от «УАЗ»;
- пневматический компрессор от «ПАЗ»;
- пневматические краны от трактора.



Вездеходы основаны на водоизолированной лодке, на которой установлена верхняя часть, для Ухтыша - это верх «УАЗ-469», для «Узолы» - это верх «УАЗ-452». Нижняя часть (лодка) негерметична, перед преодолением водных преград необходимо включить насосы и опустить пластину, установленную перед радиатором.

Ухтыш был первым транспортным средством, созданным на предприятии. К нему сразу проявили интерес многочисленные отечественные организации и компании. Сейчас облегченные вездеходы трудятся у энергетиков, газовиков, геологов и нефтяников.

Количество сидений и мест зависит от требований заказчика – от двух мест до восьми (Узола). Наличие вместительного кузова не сильно влияет на общий вес вездеходов. Стандартная вместимость Ухтыша - до 5 человек (с водителем), полезная нагрузка - 50 килограммов. Можно сложить задние сидения для увеличения вместимости полезного груза. Для «Ухтыша» снаряженный вес составляет 2.7 тонны, для «Узолы» - 2.8 тонны (вес отличается в зависимости от модификации). Дополнительное оборудование вездеходов – багажник, лебедка, силовые бамперы, автономный подогреватель. Как заверяют создатели, возможна установка практически любого дополнительного или специфического оборудования.



Гусеничный трак - для вездехода самое дорогое. Основа трака – пластина металлическая с зубом в резинокордовой оболочке. Внутри трака два РМШ. Соединение между траками осуществляется при помощи цевков (специальные железные пластины), надеваемые на выступы РМШ. Цевки далее соединены с уширителями. В данное время используется последняя модификация траков, в которых усилены уширители (раннее случались частые обламывания при езде по острым камням). Срок гарантийной эксплуатации составляет 8 тысяч километров. Если сравнивать цены на гусеничный трак, то они значительно дешевле зарубежных аналогов – 130 000 рублей (для шведского BV-206 -160 000 рублей). Установить гусеницу на вездеход под силу двоим всего за полчаса. Как показала практика использования, вездеход получился действительно отечественным - одеть гусеницу можно подручными средствами, например, деревянными брусками. При использовании вездехода зимой требуется установка «снегочиста» - железного пальца устанавливаемого в ведущую звездочку.

Двигательные установки на вездеходы можно установить достаточно разнообразные. В данное время устанавливают в базовых комплектациях бензиновый ЗМЗ-409-10 или дизельный ЗМЗ-514 (основной). Известны случаи установки «под заказ» иностранных двигателей типа ниссановского турбодизеля RD28.

Коробка осталась об УАЗ четырехступенчатая с УАЗовской 2-х ступенчатой раздаточной коробкой. От ГАЗ-71 достался корпус главпередачи. Фрикционы многодисковые сухого трения с пневматическим управлением. Подвеска рычажно-торсионная независимая. Передние и задние балансиры обеспечены амортизаторами. Ходовая – шесть сдвоенных опорных обрезиненных катков с тремя поддерживающими роликами по каждому борту.

Эксплуатация
Передвижение на облегченном вездеходе достаточно комфортное и независимое от рельефа пересекаемой местности. Ход машины мягкий без ощущения тряски. В наследство от УАЗ достается только отсутствие шумоизоляции. Зимой в салоне достаточно тепло, летом можно открыть большой люк на крыше машины. Вождение машины имеет свои особенности – отсутствие педали тормоза и наличие вместо руля двух рычагов. Принцип работы прост и давно используется в управлении гусеничной техникой:
- рычаги на себя – торможение, включаются ленточные тормоза;
- рычаг левый /правый на себя – поворот влево/вправо, фрикцион задействованного рычага отключается, и машина продолжает движение на одном (противоположном) фрикционе и соответственно начинает поворачивать. Непривычным для водителя автомобиля становится отсутствие инерции и быстрое переключение передач. Однако привыкание к такому вождению происходит довольно быстро, ведь на самом деле управление машиной максимально упрощенное.



Основные характеристики ЗВМ-2410 Ухтыш:
- вес снаряженный/полный – 2.7/3.2 тонны;
- скорость по земле/воде – 60/5 км/ч;
- емкость топливных баков – 130 литров;
- дорожный просвет – 40 сантиметров;
- база – 2.5 метра;
- высота – 2 метра;
- ширина – 2 метра;
- длина – 4.2 метра;
- мощность двигателей бензин/дизель – 150/110 л.с;
- гусеница ширина/шаг – 40/11.5 сантиметров.

Источники информации:
http://www.zgt.ru/index.php?id=15
http://inetauto.ru/2009/01/06/zvm-2410-ukhtysh...-dzhip-ili-tank.html
http://karl-lvovich.ru/post208814233/
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. grizzlir
    +14
    1 октября 2012 08:25
    Машина будет востребована на большей территории России,там где снега и болота.В свете проекта создания в России арктических бригад,машины могут быть актуальны и в армии.
    1. Hon
      +8
      1 октября 2012 08:31
      Только не понятно что данная статья делает на сайте. Я про этот "ухтыш" лет пять назад читал в авто ревю.
      1. 0
        11 октября 2012 16:39
        Классные штуки, на севере они востребованы будут!
  2. Братец Сарыч
    +1
    1 октября 2012 08:25
    Забавные агрегаты! Только вот управление рычагами как-то вообще несовременно выглядит...
    1. +9
      1 октября 2012 08:38
      по-моему рычажное управление проще и дешевле чем рулевой колонкой. ведь большинству из них вряд ли удастся 'понюхать' асфальт.
      а так действительно машины замечательные и очень пригодятся в труднодоступных районах. особенно если производитель сумеет обеспечить должное качество конструкции/сборки.
      1. +1
        15 октября 2012 19:12
        Рычажное управление для тихоходной 2-х гусеничной техники самое удобное и простое для эксплуатации на мой взгляд. Было бы хорошим подспорьем для егерей, охотников и рыбаков.
  3. valeroyd
    0
    1 октября 2012 08:42
    "Машина будет востребована"
    Интересно когда... Этот Узала с Ухтышом разрабатывались лет 15 назад.
    1. lotus04
      +1
      1 октября 2012 19:13
      Цитата: valeroyd
      Интересно когда... Этот Узала с Ухтышом разрабатывались лет 15 назад.


      Тогда, когда страна снова будет заинтересована в производстве, разработке новых месторождений полезных ископаемых. А если она (машина) создавалась ещё 15 лет назад, когда в стране всё просиралось, то низкий поклон тем людям, которые занимались её разработкой. Агрегат очень нужный. Страна у нас огромная, а мест в которых, как говорится "не ступала нога человека" ещё много.
  4. snek
    +2
    1 октября 2012 08:46
    А не проще (а также дешевле и удобнее) было бы подобную штуковину использовать:

    например, вот так:

    или вот так:
    1. Skavron
      +1
      1 октября 2012 09:54
      Вариант великолепный, не требующий особых временных затрат и переделки базового авто.
      1. borisst64
        +5
        1 октября 2012 10:11
        Выскажу свое мнение, такой вариант шасси требует очень аккуратного изменения направления движения. Направляющая тележка гусеницу будет скидывать на поворотах, особенно при выезде из колеи, или в вязком и мягком грунте. Это чисто снежный вариант.
        1. snek
          0
          1 октября 2012 10:28
          Цитата: borisst64
          Выскажу свое мнение, такой вариант шасси требует очень аккуратного изменения направления движения.

          Сам не ездил, но вот видео, где машинка весьма неплохо маневрирует (на немецком):

          вот про эту систему на русском языке:

          а вот просто забавное на тему "гусинецы для народа"
        2. snek
          0
          1 октября 2012 10:53
          Цитата: borisst64
          Это чисто снежный вари

          тоже нет
          1. 0
            15 октября 2012 19:27
            Да херня все это едет по снегу глубиной 5 см. Трек для F-1 забыли веником подмести. И неставте в на показ подобную чушь.
    2. grizzlir
      +3
      1 октября 2012 15:41
      Цитата: snek
      А не проще (а также дешевле и удобнее) было бы подобную штуковину использовать
      Наверное проще,дешевле и удобнее.Только в таком варианте возрастает давление на грунт,значительно падает проходимость.
    3. 0
      1 октября 2012 18:33
      Цены не указал.Мне припоминаетса что комплект гусянок(2 шт!!! в комплекте и ни как иначе)стоит как сам УАЗ .
    4. +1
      1 октября 2012 22:12
      Цитата: snek
      А не проще (а также дешевле и удобнее) было бы подобную штуковину использовать


      проще, но эти 4 гусеницы они не настолько снижают давление на грунт как 2 длинных. 4 гусенички это просто ездить по ровному но заснеженному. А 2 длинных: это вездеход, смотрите первую фотку, 4 гусенички на такое не заедут. На двух длинных можно и по болотам, по лесу, перепаханному полю, и так далее.
    5. +1
      2 октября 2012 04:10
      нет не проще..вариант конечно хороший, но это всего лишь "треугольные колёса"...в статье же представлен вариант плавающей лодки с гусеницами...представленные на фото ниссан и уаз с треугольными колесами явно не умеют плавать...
  5. мангуст
    +1
    1 октября 2012 09:37
    нормальная техника, для егерей, лесников и жителей северов, кстати подумываю о покупке, дотащил на прицепе до лесочка и в "пампасы laughing
  6. Skavron
    0
    1 октября 2012 09:53
    Да и еще разработана гусеничная платформа, на которую можно практически любой легковой автомобиль поставить. Так что идея с уазами вобще не нова.
    Да и рычажное управление не есть гуд.
  7. cvx
    cvx
    +3
    1 октября 2012 09:59
    Техника полезная, а разработка хоть и не новейшая, не потеряла своей актуальности. Молодцы нижегородцы!
  8. itr
    -2
    1 октября 2012 10:03
    Статья на рекламу тянет ! Модераторы интересно ее согласовали ????
    Мой Тесть лет 30 по лесам на всякой технике ходит . Короче УЗОЛА ОТСТОЙ я это хотел сказать . с его слов устали ее мужики ремонтировать
  9. +1
    1 октября 2012 10:28
    На Ахтубе и близ Норильска ездил на подобной технике. Это что то с чем то! Управляется отлично! Идет как по маслу! Вообщем достойная техника! Одевать на них тяжелые пулеметы и отправлять на Север и в Арктику! И грузы возить и от врагов отстреливаться!
    1. itr
      0
      1 октября 2012 10:41
      Манагер Привет ! какие тяжелые грузы ???? ну что ты пишешь
      1. Узкие гусеницы
      2. короткий
      3. Вес не адекватный
      Сейчас тестю позвонил тот сразу сказал Газушка в 10 раз лучше
      А сейчас вместо вместо Узолы хотят Лось какой то взять короче Вольво 4 лимона стоит
      У Узолы при заезде в болото вырывает амортизаторы а потом переворачивает катки лебедка вообще не тянет . Короче мужики машина не для моего региона
      1. 0
        1 октября 2012 12:09
        Цитата: itr
        Манагер Привет ! какие тяжелые грузы ???? ну что ты пишешь

        А про прицепы ты ничего не слышал?
        1. itr
          0
          1 октября 2012 12:24
          нет не слышал А тебя что в Норильск занесло ???
  10. 0
    1 октября 2012 11:18
    Посадка и высадка наверное - сущая пытка. Особенно если в какой нибудь экипировке....!!!!
  11. 0
    1 октября 2012 12:24
    нужные и интересные машинки!!! wink laughing русские всегда были -мыслителями!!!! laughing
  12. Voin sveta82
    0
    1 октября 2012 13:16
    Мысль инженера - безгранична...!!!!))))
  13. 0
    1 октября 2012 13:45
    Нижняя часть (лодка) негерметична, перед преодолением водных преград необходимо включить насосы и опустить пластину, установленную перед радиатором.

    А если на воде мотор заглох и насосы встали, все, утонет машина?

    Видел очень интересную конструкцию гусеничного движителя, предназначен для классики и нивы. Машина заезжает на него, кардан отсоединяется от заднего моста и подключается к приводу гусениц.
    1. itr
      0
      1 октября 2012 14:46
      Байрат читал и за эту технику . Ну там есть одна проблема Директор данного предприятия не чист на руку деньги взял а воз и по ныне там . Короче попахивает кидаловом . данной темой увлекался так как сам подумывал взять болотоход в личное пользование Но понял одно денег пока у меня на данную технику нет . Меньше лимона не подходи короче
  14. пухлый
    0
    1 октября 2012 16:04
    Как в старом бородатом анекдоте: Чего только русские не придумают, чтоб не делать дорог! А если серьезно - если для замены ТЛЛБ, то поширше кузов и чуть подлинней. А Бобон на гусеницах, канеш, насмешил: тракторёнок! Этакий внучок К-700. За исполнение -5, за идею -2.
  15. arthur_hammer
    0
    1 октября 2012 16:34
    Еще "Газель" есть на гусенечном шасси
  16. sibir54
    +1
    1 октября 2012 17:55
    отличная машина!
    1. 0
      5 октября 2012 17:40
      Вы гусеничный вариант пробовали? На мой взгляд, полное гомно.
  17. Shilovr
    0
    1 октября 2012 21:39
    Бесспорно машины хорошие, но и бесспорно то, что как гусеничная техника у них не большой запас хода. А наличие фрикционов в конструкцию считаю минусом.
    1. 0
      2 октября 2012 04:13
      указанный в статье вес перевозимого груза в 50 кг вообще ни о чём..хотя возможно это опечатка....
  18. тарик
    0
    1 октября 2012 21:42
    Молодцы, предки "Левши"!!!!
    1. +1
      5 октября 2012 17:43
      Не вижу повода для радости. Старушка МТ-ЛБ оптимальна, а эти "выкидыши"... Ну-ну...
  19. 0
    2 октября 2012 12:25
    Ух-тыж ну и Ухтыш)))
  20. mind1954
    +1
    3 октября 2012 21:05
    Пневматики или гусеницы, но, именно, об этом должна, прежде всего,
    болеть голова у отечественного автопрома ! И, именно, по этим машинам
    мы должны быть первыми в мире законодателями и продавцами !
    Это они должны быть нашей фишкой ! Обладать высокой надёжностью,
    простотой, ремонтопригодностью и дешевизной, доступностью для
    нашего населения ! К огорчению итальянцев, хорошие дороги мы никогда
    строить не будем и Сибирь асфальтировать не будем ! И нечего тратить
    силы и средства на соревнование в разработке всякого асфальтового
    паркетного дерьма для ворья ! Кому надо, пусть покупают это у запада !

    P.S. Неплохо бы, прежде всего, разработать своё такси, на подобие
    английского !
  21. 0
    23 октября 2017 07:30
    Контора приобрела Узолу. Как бы деликатно сказать. Убожество. Ходовая не выдерживает никакой критики, разваливается на ровном месте. При попытке плавать чуть не утонула. Вода хлынула из всех мест