После Синопа. В игру вступают Англия и Франция…

38
После Синопа. В игру вступают Англия и Франция…
Кадр из кинофильма 1965 года «Фараон», где верховный жрец Амона как раз говорит полководцу Нетагору слова, вынесенные в эпиграф… Очень мудрые, кстати говоря, слова!

«Дело военачальников выигрывать битвы. Но бывает, что военачальники проигрывают их, и дело министров думать об этом!»
«Фараон» Б. Прус

Неизвестные войны. Итак, для начала посмотрим, чем же всё-таки завершился Синопский бой с военной точки зрения для России, с учётом того, что русская эскадра имела и количественное, и качественное превосходство в артиллерии над турецкой, а её экипажи обладали отличной выучкой (что, правда, в определённой степени можно подвергнуть сомнению, учитывая некоторые аспекты этого боя, но пусть, пусть будет – отличной!), но она, тем не менее, при всём при этом очень сильно пострадала в бою от сопротивления турок. Более того, в Синопском сражении турецкий флот был лишь ослаблен, но никак не уничтожен полностью. Только четвёртая его часть была потеряна. Между тем в турецком флоте оставалось 6 линейных кораблей, 6 фрегатов и 7 корветов, и 4 сильных пароходофрегата. Причём Черноморский флот после боя мог выставить против этих сил всего лишь 3 линейных корабля, 5 фрегатов, 2 корвета и пароходофрегаты, по всем показателям уступавшие турецким. То есть Синоп для Турции катастрофой не стал, хотя и показал, что в Чёрном море самостоятельно действовать она уже не может.

То есть победа была как бы сама по себе, российское общество порадовала, удовлетворение принесла, равно как и награды участникам боя, но вот реальных дивидендов она, увы, не принесла. И даже напротив… Чему, кстати, есть прямое доказательство в виде письма самого Нахимова, написанное им австрийскому консулу прямо из Синопа. И вот что там было написано:



«Узнав, что турецкие корабли, которые постоянно направлялись к абхазским берегам для возмущения племён, подданных России, укрылись на Синопском рейде, я был доведён до плачевной необходимости сражаться с ними с риском причинить ущерб здешнему городу и порту. Я отношусь с симпатией к печальной судьбе города и мирных жителей, и только упорная защита вражеских кораблей и, в особенности, огонь батарей вынудили нас применить бомбы в качестве единственного средства поскорее привести их к молчанию. Но наибольший ущерб, причинённый городу, определённо вызван горящими обломками турецких кораблей, сожженных большей частью их собственными экипажами... Теперь я покидаю этот порт и обращаюсь к вам, как к представителю дружественной нации, рассчитывая на ваши услуги, чтобы объяснить городским властям, что императорская эскадра не имела никакого враждебного намерения ни против города, ни против порта Синоп.»


Русская эскадра на рейде Севастополя. И. К. Айвазовский. Государственный Русский музей

Явно Нахимов попытался в нём выступить как дипломат. Но чего боялся он, представитель великой державы? На войне как на войне и… горе побеждённым. Специально мы город не жгли, но… превратности войны, знаете ли. Тут и объяснять ничего не надо было. Но, видимо, надо, раз он такое письмо написал. Да только зря кланялся. Потому как Австрия в будущей войне между Россией и её противниками всё равно заняла враждебную ей позицию. И тем не менее… Видимо, червячок сомнения в мотивированности своих действий и их результатов в душе у него всё-таки был, пусть даже повторить Наварин он повторил, хотя в несколько меньших масштабах, чтобы там об этом Корнилов ни говорил.

А вот канцлер Нессельроде расценил Синопский бой как грубейшую политическую ошибку. Он начал убеждать европейских дипломатов, что большого значения придавать этому событию не стоит – «бой он и есть бой», ну потопили несколько фрегатов, чего не бывает, но тут его подвёл уже сам император, который начал говорить о нём как о событии, имеющем большое значение.


«Новые доки в Севастополе». Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци (1814–1891), 1850 г. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Но его усилия были напрасны. Был найден повод вмешаться в русско-турецкий конфликт, и пропустить его было попросту невозможно. Вот, например, что по этому поводу написал император Наполеон III Николаю I в своём письме от 17 января 1854 года:

«До сих пор мы были заинтересованными наблюдателями борьбы, когда Синопское дело заставило нас занять более определенную позицию. Франция и Англия не считали нужным посылать десантные войска на помощь Турции, их знамя не было затронуто столкновениями, которые происходили на суше, но на море это было совсем иное. У входа в Босфор находились три тысячи орудий, присутствие которых достаточно громко говорило Турции, что две первые морские державы не позволят напасть на нее на море. Синопское событие было для нас столь же оскорбительно, как и неожиданно. Ибо неважно, хотели ли турки или не хотели провести боевые припасы на русскую территорию. В действительности русские напали на турецкие суда в турецких водах, когда они спокойно стояли в турецкой гавани. Они были уничтожены, несмотря на уверения, что не будет предпринята наступательная война, несмотря на соседство наших эскадр. Тут уж не наша внешняя политика получила удар, но наша военная честь. Пушечные выстрелы при Синопе болезненно отозвались в сердцах всех тех, кто в Англии и Франции обладали живым чувством национального достоинства. Раздался общий крик: «Всюду, куда могут достигнуть наши пушки, наши союзники должны быть уважаемы». Посему дано было нашим эскадрам предписание войти в Черное море и, если нужно, силою препятствовать повторению подобного события.»


«Вид Севастопольской гавани». Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци (1814–1891), 1850 г. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Чтобы как можно сильнее задеть российского императора, Наполеон III приказал опубликовать это письмо в газетах. В ответ Николай I попытался объяснить, что, дескать, Европа сама подтолкнула Турцию к войне с Россией, в которой та терпит поражения как на суше, так и на море.

«Синопское дело было неминуемым последствием положения, принятого обеими державами»,

— отвечал Николай I Наполеону III. Вот только слушать его в Париже никто не захотел, а в Англии лорд Кларендон 1 февраля уведомил посланника Бруннова, что английская эскадра в Чёрном море будет останавливать русские суда и принуждать их силой вернуться в свои порты, тогда как туркам обеспечивается свобода мореплавания, хотя меры по недопущению их нападения на русскую территорию и будут приняты.

Действительно, англо-французские корабли в Чёрное море зашли, но сначала никак не препятствовали перевозке российских войск с Кавказа в Крым, проходившей в марте месяце и до конца апреля. То есть нам, можно сказать, в этом очень повезло. Хотя повезло лишь потому, что несмотря на то, что многие корабли находились в починке (а материалов на неё в Севастополе, как это всегда у нас бывает, не хватало), союзники не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы говорить с нами языком пушек. Война была объявлена ими лишь 16 марта 1854 года, когда у англичан на Чёрном море было 40, а у французов 26 кораблей, но и после этого активная фаза военных действий началась далеко не сразу. Причём, если мы посмотрим, что там были за корабли, то станет очевидно, что Чёрное море не было первоочередной целью именно винтовых линейных кораблей, и что союзники считали, что вполне достаточно для победы и тех парусников и пароходов, что они туда послали.


Вход в Севастопольскую бухту. И. К. Айвазовский. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского

Не так они отнеслись к морю Балтийскому. Против российского флота на Балтике, состоявшего из 26 линейных кораблей, 14 фрегатов, 9 пароходофрегатов и 2 корветов, противник отправил новейшие паровые корабли. Так, британская эскадра вице-адмирала Непира в Балтийском море в апреле 1854 г. насчитывала 43 корабля, включая: 13 винтовых линейных кораблей и семь чисто парусных линкоров; восемь винтовых фрегатов, 11 пароходофрегатов и три посыльных парохода. Эскадра французского вице-адмирала Парсеваль-Дашена состояла из 23 кораблей: одного винтового и восьми парусных линейных кораблей, одного пароходофрегата, семи парусных фрегатов и шести паровых корветов.


110-пушечный корабль «Император Александр». Ф. Перро (1808–1841). 1840 г. Художник ошибся и вместо кормового Андреевского флага (косой лазоревый крест) он нарисовал финский государственный флаг (прямой крест)

Так что заявления, будто бы Черноморский флот не мог сражаться с паровыми судами противника, на деле не вполне обоснованы. Мог! Просто нужно было «головой думать» и использовать любую возможность, чтобы повредить неприятелю.


П. С. Нахимов, адмирал, с рисунка В. Ф. Тимма (1820–1895). Рисунки именно Тимма являются наиболее достоверными портретами Нахимова

Кстати, есть много свидетельств того, что Нахимов, когда речь заходила о Синопе, становился мрачным, неохотно о нём говорил и даже сердился, не разделяя восторгов по поводу этой победы, так как считал, что дал таким образом англичанам и французам предлог ввести свои корабли в Чёрное море. И это отмечали многие его современники, такие как Богданович, Ухтомский, Шестаков. Ухтомский так прямо и писал, что

«Павел Степанович не любил рассказывать о Синопском сражении. Во-первых, по врожденной скромности, и, во-вторых, так как полагал, что эта морская победа заставит англичан употребить все усилия, чтобы уничтожить боевой Черноморский флот, а он невольно стал тому причиной.»


Линкор «Двенадцать апостолов». Литография того времени

И причин тому много, и одна из них чисто… информационная. То есть на словах союзники распинались о невероятной мощи своих флотов, а реально они ей не обладали. Например, на британских кораблях не хватало матросов, поэтому набиралось очень много… юнг, которые не могли, однако, полностью быть качественной заменой. Кормили свои команды англичане плохо. Дисциплина также была весьма низкой. К тому же они увеличивали количество комендоров на своих кораблях за счёт… полевых артиллеристов, что было совсем неравноценной заменой. Их требовалось переучивать, но боеприпасов на это не отпускалось! И всё это должна была вскрыть наша разведка и доложить, куда надо.


120-пушечный линкор «Британия» входит в гавань Портсмута, 1835 год. «Британия» была флагманским кораблём адмирала Джеймса Уитни Дундаса, командующего британским флотом на Средиземном и Чёрном морях с 1851 по 1854 год. Джордж Хайд Чамберс (1803–1840). Национальный морской музей, Гринвич

На знаменитых маневрах 8 августа 1853 года на Плимутском рейде попытки поставить в одну линию парусные корабли и паровые суда привели к тому, что корабли сбились в кучу, так как из-за дыма сигналов флагмана не было видно. Два фрегата и пароход вообще столкнулись, а команда новейшего винтового линкора «Санспарейль», вошедшего в строй в 1852 году, и вовсе поломала машину: кочегары… напились и почему-то начали швырять в топку чугунные болванки. Пароходы пришлось ставить на подветренный борт, так как из-за дыма ничего не было видно. Да и стреляли корабли далеко не лучшим образом. Всё это отнюдь не являлось какой-то тайной и вполне могло быть использовано для нанесения удара по столь недостаточным образом подготовленному противнику.

Но вместо этого мы опять имели ситуацию, аналогичную той, что мы видим в кинофильме «Гусарская баллада», где граф Нулин изволит заметить:

С Европой нам нельзя тягаться...
Возможно ли – ля Франс и мы!
Нет, в мире лучшие умы
Нам не советовали б драться...


Кадр с графом Нулиным из кинофильма «Гусарская баллада»

Однако точно так же дело тогда обстояло и в реальности. Например, великий князь Константин Николаевич, ставший морским министром, заявлял:

«Материальная сила нашего флота, состоящая в судах, много уступает качествами своими флотам иностранным. Свойства леса, постройка, неимение винтовых двигателей, меньшая быстрота хода, такелаж, артиллерия, снаряды, всякое ручное оружие и проч. суть предметы, в которых мы не можем соперничать с флотами английским, французским и американским...»


Портрет великого князя Константина Николаевича. Франц Крюгер (1797–1857). Государственный Эрмитаж

Между тем англо-франко-турецкий флот превосходил Черноморский флот только по количеству вымпелов и числу пушек. Например, в марте у англичан на Чёрном море было 40 кораблей, а у французов 26. Но винтовых линейных кораблей у союзников было всего… три, причём два имели машины по 140 л. с. и гребной винт на них являлся лишь вспомогательным, а не основным движителем. Подавляющее число линейных кораблей было парусниками, как и черноморские линкоры, а многочисленные пароходы были, напротив, слабо вооружены и использовались в основном в качестве буксиров.


«Ингерманланд», 74-пушечный линкор, с Его Императорским Высочеством Великим князем Константином на борту. Показан отъезд великого князя Константина из Плимута. На гравюре по наброску Н. М. Конди изображён «Ингерманланд», проходящий мимо «Королевы», флагманского корабля адмирала Джона Уэста. Вдали стоят линейные корабли «Альбион», «Авангард», «Родней», «Канопус», «Суперб», «Адмирал Дакрес» и «Дэринг». «Это было одно из лучших зрелищ, которые мы когда-либо видели», — отмечено в комментарии к иллюстрации. «Иллюстрированные лондонские новости», 1845 г., том VII

Ну а бомбические орудия системы Пексана из-за несовершенства своих снарядов были, как мы это уже знаем, не таким грозным оружием. Всё это великий князь должен был знать, но не знал либо не хотел обладать таким знанием, поскольку оно потребовало бы от него решительных действий и… ответственности!


Французский линейный корабль «Жан Бар». Репродукция XIX века. Автор Луи Ле Бретон. Артиллерийское оружие: 90 гладкоствольных пушек: 26 x 30-фунтовых пушек, 4 x 220-мм пушки Пексана (нижняя палуба); 32 x 30-фунтовые пушки (средняя палуба); 24 x 30-фунтовые пушки, 6 x 160-мм пушек Пексана (верхняя палуба). Экипаж 846 человек

К апрелю месяцу усилиями адмирала Корнилова в строю Черноморского флота находилось уже 12 линкоров, 5 фрегатов, 6 пароходофрегатов и 1 корвет. Планировалось силами 12 линкоров напасть на Варну, где союзники в это время высаживали свои войска, и уничтожить их корабли. Более того, как раз в это время союзная эскадра подошла к Одессе, и её тоже можно было бы атаковать под покровом темноты. Правда, война Россией Англии и Франции ещё объявлена официально не была. И это при том, что враждебные действия на море в отношении наших купеческих судов уже имели место. В итоге наш флот так в море и не вышел.


Линейный корабль «Бретань». Жюль Ашиль Ноэль (1815–1881). Национальный морской музей, Лондон

Продолжение следует…
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 мая 2022 05:10
    За всю историю своего существования российский флот выполнил полностью своё предназначение только во время Петра i и Екатерины II.
    1. +3
      21 мая 2022 06:46
      Сомневаюсь, что причина в персонах на троне. Причина в Чём-то другом
      1. +5
        21 мая 2022 09:30
        Цитата: lisikat2
        Сомневаюсь, что причина в персонах на троне. Причина в Чём-то другом

        Наверное в том, что нам хватало дел на суше. На ней и были сконцентрированы реальные наши интересы. Всё таки, если трезво смотреть на вещи, то проливы никто бы нам не позволил забрать ни тогда, ни в будущем. Поэтому и сейчас наш флот не есть в приоритете, может это и правильно. Больно большие морские границы обязывают иметь несколько изолированных флотов. Каждый из которых должен быть, по сути, сильнейшим на данном ТВД. Дорого, ни одна экономика этого не потянет.
        1. +2
          21 мая 2022 10:24
          Возможно, Вы правы
    2. +7
      21 мая 2022 07:50
      hi Здравствуйте, коллеги. Павел I тоже достаточно много за срок своего царствования сделал для Русского флота. А вот Александр I, по мнению многих его современников и историков, флот не любил, не понимал, судил о нем, по выражению самого императора, "как слепой о красках". Долгое его царствование считается мрачной эпохой в истории русского флота. Это выразилось в назначении председателем Комитета образования флота действительного тайного советника и сенатора графа А. Ф. Воронцова, который отрицал необходимость сильного флота для России: "По многим причинам, физическим и локальным, России быть нельзя в числе первенствующих морских держав, да в том ни надобности, ни пользы не предвидится. Прямое могущество и сила наша должна быть в сухопутных войсках..."
      Несмотря на это, в бытность императора Александра I русский флот активно, выполнял свои союзнические обязательства, в особенности на Средиземном море. Русские моряки, как и в предыдущих кампаниях, с честью выполняли свой долг, но в первой четверти XIX в. в русском парусном флоте наиболее ярко проявился кризисис. Однако, это была общемировая тенденция.
      До заключения тильзитского мира в средиземном море успешно действовала эскадра балтийского флота вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина (соединение из 5 линейных кораблей, 1 фрегата и 2 бригов), который принял под командование уже несшую там службу эскдру контр адмирала А.С. Грейга (в составе 6 линейных кораблей, 4 фрегатов, 5 корветов, 1 брига и 1 шхуны.)
      1. +7
        21 мая 2022 11:16
        Цитата: Толстый
        До заключения тильзитского мира в средиземном море успешно действовала эскадра балтийского флота

        А после него, как только столкнулись с серьезным противником, сдалась англичанами в Лиссабоне и была доставлена в Британию...
        Печаль одна с этим флотом у нас...
        1. +1
          21 мая 2022 12:31
          "Печаль одна с этим флотом", но и без флота невозможно обойтись
        2. +3
          21 мая 2022 14:45
          Приветствую, Михаил. После подписания Тильзитского соглашения Россия формально Стала союзником наполеоновской Франции. Эскадра Сенявина оказалась запертой Коттоном в Лиссабонской гавани. Сенявин в течение 10 месяцев игнорировал "наезды" Жюно с призывами принять участие в боевых действиях. Жюно вел переговоры с британцами об условиях сдачи Лиссабона.
          В результате 30 августа 1808 года между французами и англичанами было подписано окончательное соглашение об эвакуации французской армии из Португалии, более известное как Синтрская конвенция. Конвенция эта уникальна. Ничего подобного история не знала ни до того, ни после. По словам военного историка Майкла Гловера, «никогда еще армия-победительница, имея все преимущества в своих руках, не подписывала таких соглашений, дающих так много побежденному противнику и так мало ей самой». Согласно этой конвенции Жюно со своей армией вывозились на британских транспортных судах во французские порты. Условия Синтрской конвенции были беспрецедентны: французские войска эвакуировались из Португалии со всем оружием и багажом, солдаты и офицеры не признавались военнопленными и по возвращении во Францию были вольны продолжать воинскую службу. Примечателен и особо оговоренный пункт соглашения: любая из статей конвенции, которая могла показаться сомнительной, должна была трактоваться в пользу французов.
          (с) Сергей Нечаев.
          В Итоге Сенявин оказывался в гавани занятого британцами Лиссабона и заблокированным британским флотом.
          Имела место встреча двух адмиралов, и 23 августа (1808), была подписана конвенция, согласно которой русские военные корабли предписывалось… "немедленно передать адмиралу сэру Чарльзу Коттону со всем корабельным имуществом и отправить в Англию, где они станут содержаться в качестве депозита Его Величества Короля Британии, а затем будут возвращены Его Императорскому Величеству через шесть месяцев после заключения мира между Его Величеством Королем Британии и Его Величеством Императором России". Не больше и не меньше.
          1. +2
            21 мая 2022 17:06
            Моё почтение. hi
            Та война с англичанами вообще была, как бы это сказать, "для вида". Где-то читал или слышал, что добро на сдачу эскадры Синявин получил аж из самого Санкт-Петербурга. smile
            Вполне такое могло быть.
            1. +1
              21 мая 2022 18:17
              К сожалению, ничего не нашел о высочайшем позволении.
              Однако кое какие интересные детали можно найти:
              Тарле Евгений Викторович. Экспедиция адмирала Сенявина в Средиземное море (1805—1807) https://flot.com/publications/books/shelf/senyavin3/
      2. +2
        21 мая 2022 13:02
        "Достаточно много за срок своего царствования сделал"
        Я горжусь, что Екатерина 2 была моей тезкой. Это была умная правительница, но Павел 1 ярче. Возможно, он один из самых способных самодержцев в России.
        ПС.
        На сайте читала, что есть : крейсер Петр Великий, АПЛ Александр 3,а именем Павла, что-то назвали? Для России он сделал много хорошего
        1. +1
          21 мая 2022 16:02
          Цитата: lisikat2
          "Достаточно много за срок своего царствования сделал"
          Я горжусь, что Екатерина 2 была моей тезкой. Это была умная правительница, но Павел 1 ярче. Возможно, он один из самых способных самодержцев в России.
          ПС.
          На сайте читала, что есть : крейсер Петр Великий, АПЛ Александр 3,а именем Павла, что-то назвали? Для России он сделал много хорошего

          Тонкое замечание!
          На вскидку, из Императоров России не увековечены в морском флоте: Пётр III, Павел и Николай II. Даже Пётр II удостоился данной чести. Правда на пару с дедом. Первый 100 пушечный корабль так и назывался: «Пётр I и Пётр II». Правда достроен он был в годы правления Анны Иоанновны.
          1. +6
            21 мая 2022 19:16
            Цитата: Коте пане Коханка
            На вскидку, из Императоров России не увековечены в морском флоте: Пётр III, Павел и Николай II. Даже Пётр II удостоился данной чести. Правда на пару с дедом. Первый 100 пушечный корабль так и назывался: «Пётр I и Пётр II».

            Если Вы вспомнили про парусный линкор, то с Павлом все впорядке
            1. +2
              21 мая 2022 20:06
              Спасибо. А я про Черноморскую серию и забыл! hi
    3. Комментарий был удален.
    4. +5
      21 мая 2022 11:02
      Цитата: certero
      флот выполнил полностью своё предназначение только во время Петра i и Екатерины II.

      Что считать предназначением.
      Если как у англичан - обеспечение господство на море в любой точке мирового океана, контроль торговых путей и т.п., то такое предназначение русский флот не выполнял никогда. Максимум, на что он был способен - это установление локального господства во внутренних морях и то только до тех пор, пока не сталкивался с настоящим противником - англичанами, немцами, японцами. Шведы и турки в этом смысле - наш потолок как это не реально осознавать. И этому есть вполне рациональное объяснение. Нет у нас выхода в океан, кроме Ледовитого, только во внутренние моря, а долгое время не было выхода даже к ним.
      1. +5
        21 мая 2022 16:03
        Нет у нас выхода в океан, кроме Ледовитого, только во внутренние моря, а долгое время не было выхода даже к ним.

        Приветствую Михаил, сегодня ещё есть «Тихий»!
        1. +4
          21 мая 2022 17:03
          Доброй суббота, Влад. smile
          Владивосток тоже, считай, на закрытом море находится. В океан - только через проливы.
          1. ANB
            +4
            21 мая 2022 22:01
            Петропавловск-Камчатский?
        2. +2
          21 мая 2022 17:08
          Он такой "есть", что лучше б не было!
      2. +4
        21 мая 2022 17:10
        Нет у нас выхода в океан, кроме Ледовитого,
        Тоже весьма сомнительный выход.
      3. +3
        21 мая 2022 19:20
        Цитата: Хозяин Трилобита
        Если как у англичан - обеспечение господство на море в любой точке мирового океана, контроль торговых путей и т.п., то такое предназначение русский флот не выполнял никогда. Максимум, на что он был способен - это установление локального господства во внутренних морях и то только до тех пор, пока не сталкивался с настоящим противником - англичанами, немцами

        Не напомните, в какой войне немцы "обеспечивали превосходство в любой точке мирового океана"?
        1. +1
          21 мая 2022 19:49
          Не напомню. Читайте мой комментарий внимательно. Там ничего нет по превосходство немцев в любой точке мирового океана. Есть по англичан, про их стремление обеспечить это превосходство. Немцы отмечены только как серьезный противник.
          1. +7
            21 мая 2022 19:56
            Цитата: Хозяин Трилобита
            Читайте мой комментарий внимательно.

            Я как раз прочел.
            И именно эта задача Вами поставлена как эталонная. А потом в ряду англичан внезапно оказались немцы, хотя их флоту как раз особенно похватать и нечем. Даже при встречах с нами.
            Так вот, уважаемый коллега, флот, когда им у нас занимались серьезно, всегда решал свои задачи.
            А "про господство в любой точке" даже у англичан не часто получалось.
            1. +1
              21 мая 2022 20:19
              И про "эталонное" я тоже ничего не говорил. Я только отметил, что задачи, которые ставили перед своим флотом англичане, русские никогда ставить даже не пытались.
              Что касается русского флота, то даже "свои" задачи (не бог весть какие амбициозные) ему удавалось решать далеко не всегда - вспомним так же Крымскую войну или недоброй памяти русско-японскую. А "серьезно" у нас флотом занимался, разве что Пётр I, у остальных правителей он всегда шёл по остаточному принципу, что, учитывая наше географическое положение, в общем-то объяснимо.
              1. +3
                21 мая 2022 20:34
                Цитата: Хозяин Трилобита
                Что касается русского флота, то даже "свои" задачи (не бог весть какие амбициозные) ему удавалось решать далеко не всегда - вспомним так же Крымскую войну

                Видите ли, уважаемый коллега. Я одной стороны, я целиком и полностью поддерживаю мысль, что наш флот в той войне мог дествовать гораздо активнее.
                С другой, нельзя отрицать, что если против третьего по силе флота объединяются первый и второй, никакой вменяемой тактики кроме глухой обороны не просматривается.
                Цитата: Хозяин Трилобита
                только отметил, что задачи, которые ставили перед своим флотом англичане

                Морских держав довольно много, но подобные задачи ставили перед собой далеко не все. Тех у кого хотя бы иногда получалось еще меньше.
                Пытались ли мы? Ну, флот Горшкова в какой-то мере был как раз про это.
    5. -1
      21 мая 2022 17:43
      сравнивать Петра Великого и николашку№1 смешно , зачем то влез в австрийские дела ответка дошла до второй мировой, повесил декабристов которые особой опасности не представляли зато с этого момента началась дорога к 1917
      1. +5
        21 мая 2022 19:23
        Цитата: Ryaruav
        повесил декабристов которые особой опасности не представляли

        Всего то хотели убить его и всю его семью...
        Вообще-то в любой другой стране, военных за вооруженный мятеж казнили бы поголовно, а нас только пятерых зачинщиков.
        1. 0
          21 мая 2022 22:20
          В предыдущем комментарии есть замечание, что дорога к 1917 началась с повешения декабристов.

          Согласен с Бердяевым, что ещё Великий Раскол необходимо учитывать.
          1. +3
            21 мая 2022 22:49
            Как по мне, не при чем тут декабристы. И вообще, если бы зарвавшихся представителей правящего класса чаще вешали, до трагических событий 1917, возможно, и не дошло. Хотя...
            Пропасть между правящим классом и народом существует везде, но у нас она капитально углубилась после вестернизации Петра Великого. И в общем, не преодолена до сих пор.
            Да и не вышло бы ничего хорошего у этих путанников. Довели бы страну до Гражданской войны на сто лет раньше.
  2. +3
    21 мая 2022 07:04
    Доброе утро. За два дня соскучилась. Вячеслав Олегович, Вы, заинтересованы, чтоб больше было читателей? Опишите подробнее :как союзники действовали на Балтике, на Севере, а то общий обзор меня мало притягивает
    1. +4
      21 мая 2022 08:30
      Цитата: lisikat2
      Опишите подробнее :как союзники действовали на Балтике, на Севере, а то общий обзор меня мало притягивает

      И Вам доброго утра и хорошего дня. Всему свое время. Нельзя перепрыгивать через некоторые моменты.
      1. +1
        21 мая 2022 12:37
        Возможно, Вы и правы, но я люблю интересные материалы читать
    2. +3
      21 мая 2022 08:33
      Цитата: lisikat2
      соскучилась

      Сегодня сразу две статьи. Вторая - раздел "Оружие".
  3. +3
    21 мая 2022 07:14
    "вошли в высокие сферы", наша элита отказалась воевать в салонах елиты европы. Кавказ и босфор не стоили так дорого как можно было получить подарки и купить бриллианты в париже и ницце
  4. +2
    21 мая 2022 07:18
    Цитата: lisikat2
    Сомневаюсь, что причина в персонах на троне. Причина в Чём-то другом

    Фиг знает в чём причина. Без флота нельзя, но и с тем флотом, который действует так как действует тоже нельзя.
    На мой взгляд, нужно перестать грезить боями с авианосными группировками США а сосредоточиться на том что нужно России. Показ флага, локальная операция типа Сирии или Грузии, а с обеспечением обороны побережья вполне справятся наземные ракетные комплексы.
  5. +11
    21 мая 2022 13:05
    Например, великий князь Константин Николаевич, ставший морским министром

    Давайте начнем с того, что Константин Николаевич... никогда не был морским министром!
    Министром с 1836 года, по 1855 был Меншиков.
    ВК Константин с 1831 был генерал-адмиралом и шефом флота, это верно, но из этого не следует, что пятилетний карапуз реально чем-то рулил.
    И в 1853 году, ему двадцать шесть лет. Всего. Да его с младенчества готовили к тому, что он возглавит флот, но согласитесь, опыта руководства взяться просто неоткуда. Поэтому все серьезные решения, принимал министр. К которого ни опыта, ни знаний, зато полное доверие императора Николая.
    то что уважаемый автор написал про британский флот - чистая правда. Однако надо помнить, что и у отечественного флота хватало проблем. И в первую очередь с матчастью.
    Дело в том, что ситуация в те далекие времена, очень сильно походила на ту что была во времена СССР, да исейчас тоже. Строить недурные корабли мы могли, а вот поддерживать их в технически исправном состоянии не получалось. И вроде все было и лес прекрасного качества, и пенька, и мастера имелись... но тотальное воровство сводило все эти преимущества на нет. Нельзя сказать, чтобы руководство ни о чем не догадывалось. Вовсе нет, и ревизии устраивались и наказывали виновных... но не преуспели. Увы.
    Маленький штрих, когда знаменитого Казарского отправили с ревизией по тыловым складам и портам Черноморского флота... капитана первого ранга, из которого мог получиться прекрасный адмирал тупо траванули. Причем, все было шито-крыто! Страшно подумать, кто прикрывал весь этот бардак на самом верху.
    В общем, когда пришли союзники абсолютное большинство высшего руководства флота заорали - куда нам сиволапым, супротив "владытчицы морей". И молодой великий князь не сумел им противостоять.
    Однако. нельзя сказать, чтобы он не сделал выводов. После войны все это руководство тихой сапой отправлено либо в отставку, либо в иные ведомства. А вместо деревянного судостроения, появилось железное, хотя и через десяток с лишним лет после КВ броненосцы с деревянными корпусами не только воевали, но и побеждали.
    Но это совсем другая история:)))
  6. +3
    21 мая 2022 13:22
    Вячеслав Олегович, обратила внимание, что адмирал Корнилов был человек эмоциональный и я бы не сказала, что он хуже Нахимова.
    На днях, мне влепили минусы за вопрос про фрегат "Адмирал Макаров". После этого заинтересовалась серией этих кораблей, точнее именами: Эссен, Григорович, Макаров. Предполагалось:Бутиков, Корнилов, Истомин. У нас почему-то забылись имена талантливых адмиралов, которые не менее Нахимова любили Россию и флот, как - то не справидливо
  7. +3
    21 мая 2022 19:28
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Что считать предназначением.
    Если как у англичан - обеспечение господство на море в любой точке мирового океана, контроль торговых путей и т.п., то такое предназначение русский флот не выполнял никогда. Максимум, на что он был способен - это установление локального господства во внутренних морях

    Вот это предназначение он и не выполнил. Самые серьёзный пример это вторая мировая война когда на чёрном море противника просто не было, тем не менее флот сначала не смог обеспечить снабжение Севастополя и эвакуации войск. А потом не смог воспрепятствовать эвакуации немецких войск из Севастополя.