Истребительная авиация Польши в 1970–1990-е годы

61
Истребительная авиация Польши в 1970–1990-е годы

Вооруженные силы Польши были одними из самых сильных среди стран-союзников СССР в Восточной Европе. Народное войско польское традиционно являлось получателем самой современной советской военной техники и вооружения.

Уровень подготовки личного состава польских вооруженных сил находился на высоком уровне, материально-техническое снабжение и доля исправной боеготовой техники в войсках были даже лучше, чем в Советской армии.



Истребители МиГ-21 ВВС Польши


В ответ на совершенствование боевой авиации стран НАТО в 1960-е годы в ВВС государств Варшавского договора появились сверхзвуковые истребители МиГ-21 с треугольным крылом. Польша стала одной из первых стран Восточного блока, принявшей на вооружение фронтовой истребитель МиГ-21Ф-13. Поставки истребителей этого типа начались в январе 1963 года. Всего в Польшу было доставлено 25 МиГ-21Ф-13.


Польский МиГ-21Ф-13 в музейной экспозиции

Истребитель МиГ-21Ф-13 с максимальной взлётной массой 8 625 кг и двигателем Р-11Ф-300 стал первой широкой модификацией в многочисленном семействе «двадцать первых». Его бортовой приборный комплекс был очень простым. На самолёте не имелось собственного радиолокатора, прицельное оборудование состояло из оптического прицела АСП-5Н-ВУ1, сопряженного с вычислителем ВРД-1, и радиодальномера СРД-5 «Квант», расположенного в радиопрозрачном обтекателе центрального тела воздухозаборника двигателя.

Поиск воздушных целей осуществлялся пилотом визуально или по командам с наземного пункта управления. Встроенное вооружение включало в себя 30-мм пушку НР-30. Под крылом могли быть подвешены две самонаводящиеся ракеты воздушного боя К-13. По воздушным целям также можно было применять 57-мм НАР С-5 из двух 16-зарядных пусковых установок. Максимальная скорость полёта на высоте – 2 125 км/ч. Дальность полёта – 1 300 км, с дополнительными баками – 1 580 км.

Несмотря на очень простое БРЭО и ограниченные возможности в части борьбы с воздушным противником, в тёмное время суток польские военные высоко оценили МиГ-21Ф-13 и желали получить лицензию на его производство. Однако в этом Польше было отказано.

В 1965 году 19 исправных МиГ-21Ф-13 свели в 4-й истребительный авиаполк, базировавшийся в 35 км к северо-востоку от Щецина. В октябре 1973 года 12 последних оставшихся в строю польских истребителей этого типа передали Сирии.

На смену МиГ-21Ф-13 в польских строевых эскадрильях пришли фронтовые перехватчики МиГ-21ПФ, с усовершенствованным двигателем, радиолокационным прицелом РП-21 «Сапфир» и аппаратурой командного наведения «Лазурь», что позволяло МиГ-21ПФ действовать в сложных погодных условиях и ночью. В отличие от МиГ-21Ф-13, на этом самолёте не имелось встроенного пушечного вооружения, и по воздушным целям можно было применять только управляемые ракеты или 57-мм НАР С-5.

С апреля 1964 года по август 1965 года Польша получила 84 самолёта, которые в течение длительного временного периода эксплуатировались в девяти авиаполках. Последние машины этого типа списали в 1989 году.

В 1965 году в Польшу прибыли шесть учебно-боевых МиГ-21У, и их распределили между четырьмя авиаполками. Служба этих самолётов оказалась продолжительной, два последних МиГ-21У были выведены из эксплуатации в феврале 1990 года и переданы музеям в Кракове и Джонове.


В 1972 году в дополнение к имеющемся МиГ-21У закупили 20 учебно-боевых МиГ-21УМ, которые служили до 2003 года.

С февраля 1966 года начались поставки МиГ-21ПФМ – самого многочисленного представителя семейства «двадцать первых» в Польше. Всего польские ВВС получили более 100 таких истребителей. Их служба продолжалась до 1993 года.


Истребители МиГ-21ПФМ ВВС Польши

МиГ-21ПФМ имел максимальную взлётную массу 9 120 кг и оснащался турбореактивным двигателем Р-11Ф2С-300 с тягой 6 175 кгс. Максимальная скорость – 2 175 км/ч. Практическая дальность – 1 300 км, с ПТБ – 1 670 км. Потолок – 18 000 м.

Фронтовой перехватчик МиГ-21ПФМ был оснащён доработанным радиолокационным прицелом РП-21М и имел возможность подвески контейнера ГП-9 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л. В состав вооружения МиГ-21ПФМ, помимо «тепловых» УР Р-3С (К-13), входили управляемые ракеты К-5МС с радиолокационной системой наведения.

Управляемая ракета воздушного боя Р-3С (К-13) с тепловой головкой самонаведения была создана в 1960 году на базе американской ракеты AIM-9B Sidewinder.


Управляемая ракета «воздух-воздух» малой дальности Р-3С

В боевом положении ракета весила 76 кг. Длина – 2 838 мм. Диаметр корпуса – 127 мм. Размах крыла – 528 мм. Дальность пуска – до 7,5 км.

МиГ-21ПФ/ ПФМ в течение длительного периода времени являлись основными польскими перехватчиками ПВО и активно участвовали в совместных учениях с боевой авиацией стран ОВД. В 1971 году чехословацкий истребитель-бомбардировщик Су-7БКЛ был случайно сбит польским МиГ-21ПФМ во время совместных учений.

В 1967 году вместе с закупкой большего количества МиГ-21ПФМ в Польшу поступило 12 МиГ-21ПФМ (94Н) в варианте носителя тактической ядерной бомбы мощностью 10 кт (в польских ВВС этот самолёт имел обозначение МиГ-21Н). Впрочем, польские источники утверждают, что «атомные» истребители могли также выполнять все задачи, свойственные обычным фронтовым перехватчикам.


МиГ-21ПФМ

Самолётами МиГ-21Н были вооружены эскадрильи 11-го истребительного авиаполка в Дебжно и 2-го истребительного авиаполка в Голенюве. Обучение применению ядерного оружия проводилось в СССР. Для отработки применения специального вооружения использовались макеты ядерных бомб с дымовой шашкой внутри.

В годы холодной войны на территории Польши имелись хранилища ядерного оружия, обслуживание и охрана которого осуществлялась советскими военнослужащими. В особый период «специальные боеприпасы» могли передаваться польским ВВС, но до получения непосредственного приказа на применение коды активации хранились отдельно.

В 1969 году советские лётчики перегнали на польские аэродромы партию из 30 фронтовых истребителей МиГ-21М, предназначенных для замены дозвуковых Lim-5. Этот истребитель сохранил двигатель Р-11Ф2С-300, но был оснащён доработанным радиолокационным прицелом РП-21МА и значительно расширенным составом вооружения. Всего Польша импортировала 120 МиГ-21МФ, которые находились в строю до конца 1990-х.

В 1972 году в польских ВВС появились МиГ-21МФ с БРЛС РП-22. Новая станция имела более высокие характеристики, дальность обнаружения цели достигла 30 км, а дальность сопровождения увеличилась с 10 до 15 км.

Более современная модификация «двадцать первого» несла ракеты Р-3Р (К-13Р) с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и увеличенной дальностью пуска, что серьёзно повысило возможности по перехвату ночью и в условиях плохой видимости. Радиолокационная УР Р-3Р поступила на вооружение в 1966 году. Дальность пуска: от 0,3 до 15 км.


Истребитель МиГ-21МФ ВВС Польши

С 1979 года ВВС Польши эксплуатировали истребители с изменяемой геометрией крыла МиГ-23МФ, но этот самолёт оказался гораздо сложней и дороже в эксплуатации, чем хорошо освоенные «двадцать первые». И вместо дополнительной партии МиГ-23 МФ командование ВВС Польши летом 1979 года предпочло заказать самолёты самой совершенной модификации в семействе «двадцать первых» – МиГ-21бис.


Истребитель МиГ-21бис ВВС Польши

МиГ-21бис был создан на основе анализа опыта манёвренных воздушных боёв в локальных конфликтах. Истребитель, оснащённый новым двигателем Р-25-300 с чрезвычайной форсажной тягой 7 100 кгс, получил очень хорошие разгонные возможности и высокую скороподъёмность. Так, истребитель модификации МиГ-21Ф-13 имел скороподъёмность 140–150 м/с, а МиГ-21бис – до 225 м/с.

МиГ-21бис имел совершенное по меркам тех лет БРЭО и вооружение, что сделало его весьма грозным противником в ближнем воздушном бою. На самолёте монтировалась новая БРЛС РП-22М и аппаратура связи «Лазурь-М», обеспечивающая взаимодействие с наземной командной системой наведения на воздушные цели, а также пилотажно-навигационный комплекс для ближней навигации и захода на посадку при автоматическом и директорном управлении. Помимо ракет семейства К-13, в состав вооружения ввели манёвренные УР ближнего боя Р-60 с тепловой головкой самонаведения. При этом на узлах подвески можно было разместить до шести ракет. На самолёте имелась встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л. Для сокращения разбега могли устанавливаться твердотопливные ускорители с тягой 1 300–3 700 кгс.

МиГ-21бис имел максимальную взлётную массу 10 400 кг. Дальность полета – 1 265 км, дальность полета с тремя подвесными баками – 1 900 км. Максимальная скорость – 2 175 км/ч. Практический потолок – 17 500 м.

Первые 10 МиГ-21бис прибыли в Польшу в феврале 1980 года. Эти машины, вошедшие в партию из 36 самолётов, поступили на вооружение 34-го истребительного авиаполка, базирующегося в Гдыне. В июне 1980 года польские МиГ-21бис приняли участие в учениях «Гранит-80», в ходе которых истребители этого типа впервые осуществляли боевые стрельбы на морском и сухопутном полигонах. В августе 1980 года группа в составе 14 летчиков и офицеров наведения полка выехала на полигон Ашлук, где в ходе учений «Аргон-80» осуществлялись пуски управляемых ракет по радиоуправляемым воздушным мишеням Ла-17.

Всего Польша приобрела 72 истребителя МиГ-21бис, которые поступили на вооружение двух авиаполков. Польские источники утверждают, что все эти самолёты могли быть носителями тактических ядерных бомб. В 1989 году, незадолго до ликвидации Организации Варшавского договора, советские специалисты отключили электрические цепи и прицелы, необходимые для применения ядерного оружия.

В 1987 году начался восстановительный ремонт МиГ-21бис ВВС Польши на авиаремонтном заводе в Демблине. По состоянию на 1991 год в боеготовом состоянии имелось 64 самолёта.

В 1990-е годы капитально отремонтированные польские МиГ-21бис активно летали. В связи с нехваткой финансирования, шесть истребителей продали в Уганду. Вырученные в результате этой сделки деньги пошли на подержание оставшихся в строю самолётов. Но, несмотря на это, аварийность МиГ-21бис была высокой. Так, с 1993 по 2000 год в лётных происшествиях разбились 9 самолётов и погибли 3 пилота.

По состоянию на 2001 год в воздух могла подняться лишь половина из имевшихся пятидесяти МиГ-21бис, и в декабре 2003 года лётная карьера истребителей этого типа в Польше завершилась.

После переориентации польских клонов МиГ-17Ф/ПФ на ударные задачи по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск, сверхзвуковые МиГ-21 в 1970–1980-е годы являлись основными польскими фронтовыми истребителями, предназначенными для завоевания превосходства в воздухе, прикрытия частей и важных объектов от средств воздушного нападения.


Всего в Польшу с 1965 по 1980 год было доставлено 582 самолета МиГ-21 всех модификаций. За 38 лет активной эксплуатации часть машин потеряли в катастрофах и авариях, а часть продали за рубеж. Помимо стран третьего мира, покупателями польских МиГ-21 стали американские частные авиационные компании, оказывающие услуги Министерству обороны США по организации боевой подготовки подразделений ПВО и ведению учебных воздушных боёв с авиатехникой потенциального противника.

Истребители МиГ-23 ВВС Польши


Последние модификации МиГ-21, имевшиеся в боевом составе ВВС Польши, являлись очень неплохими для своего времени лёгкими истребителями с удачным балансом по критерию «стоимость-эффективность».

Однако при всех неоспоримых достоинствах «двадцать первого» этот истребитель имел относительно небольшой радиус действия, ограниченную грузоподъёмность, очень скромные характеристики бортовой радиолокационной станции и не мог нести ракеты «воздух-воздух» средней дальности.

В середине 1970-х годов руководство ВВС Польши озаботилось поиском замены истребителя МиГ-21ПФМ – основного перехватчика войск ПВО. Новый сверхзвуковой истребитель должен был соответствовать нескольким основным критериям, таким как большая высота и высокая скорость полёта, а также способность бороться с воздушными целями в любых погодных условиях и в тёмное время суток.

Для этого новый перехватчик должен был иметь совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, радиолокатор с высокими энергетическими характеристиками, ракеты средней дальности, способные поражать визуально не наблюдаемые цели, мощный двигатель, обеспечивающий хорошие разгонные характеристики и высокую сверхзвуковую скорость полёта, а также большой запас топлива на борту, что необходимо для обеспечения требуемого радиуса действия.

Единственным советским истребителем, который хотя бы частично соответствовал указанным критериям, на тот момент был МиГ-23М. Впервые польские представители смогли ознакомиться с ним в июне 1978 года.

В январе 1979 года группа лётчиков и техников ВВС Польши была отравлена в СССР для обучения пилотированию и обслуживанию самолётов МиГ-23МФ и МиГ-23УБ.

4 июня 1979 года в Польшу прибыли 9 истребителей МиГ-23МФ и 2 учебно-боевых МиГ-23УБ. Всего до конца сентября 1982 года польские ВВС приняли 36 МиГ-23МФ и 6 МиГ-23УБ. Этими самолётами была укомплектована только одна часть – 28-й истребительный авиаполк, который сначала базировался на аэродроме Минск-Мазовецкий, а затем его перевели в Слупск.


Истребители МиГ-23МФ ВВС Польши

Истребитель с изменяемой геометрией крыла МиГ-23МФ был существенно крупней и тяжелей МиГ-21. Самолёт с максимальной взлётной массой 17 790 кг имел дальность полёта 2 700 км. Максимальная скорость полёта на высоте 12 500 м – 2 500 км/ч. Практический потолок – 17 200 м.

МиГ-23МФ оснащался БРЛС «Сапфир-23Э» с дальностью обнаружения 45 км, теплопеленгатором ТП-23 и системой командного наведения «Лазурь-СМ». Вооружение состояло из двух УР средней дальности Р-23Р или Р-23Т, двух-четырёх ракет малой дальности К-13М или УР ближнего боя Р-60 и подвесного контейнера с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

Бортовой радар МиГ-23МФ по сравнению со станцией РП-22М, установленной на МиГ-21бис, мог обнаруживать цели в 1,5 большей дальности. Ракета Р-23Р с полуактивной радиолокационной ГСН была способна поражать цели на дальности до 35 км и превосходила УР К-13Р по этому показателю в 4 раза. Дальность пуска УР Р-23Т с ТГС достигала 23 км. Считалось, что эта ракета могла поражать цели на встречных курсах, и для захвата цели достаточно нагрева передних аэродинамических поверхностей.

После освоения лётным и техническим составом истребителей МиГ-23МФ они участвовали в большинстве учений, организованных в Польше и за рубежом. Маневры этого типа подтвердили как высокие качества боевые самолета, так и хорошую подготовку пилотов.


МиГ-23МФ, выполняя задачи по обеспечению ПВО страны, летали в экстремальных метеоусловиях и ночью, на больших и малых высотах. Они многократно поднимались на перехват самолетов, нарушивших государственную границу Польши.

В 1981 году «двадцать третьи» 28-го истребительного авиаполка приняли участие в больших маневрах стран Варшавского договора «Союз-81». Польские МиГ-23МФ регулярно отрабатывали нанесение ударов по надводным целям и базирование на взлётно-посадочных полосах, устроенных на шоссе. На морском полигоне Устка проводились стрельбы по воздушным мишеням. В 1980, 1982, 1984 и 1985 осуществляли перехват ракетами средней дальности мишеней Ла-17 на полигоне Ашлук.

Приобретенные Польшей МиГ-23МФ могли нести ядерные бомбы. В 1989 году после решения советского правительства о сокращении ядерных сил аппаратура, необходимая для применения специального вооружения, была демонтирована.

В конце 1980-х годов начался капитальный ремонт польских МиГ-23МФ/УБ. Первый самолёт был отремонтирован в ГДР на заводе в Дрездене в ноябре 1988 года. Многие истребители прошли капитальный ремонт на болгарском заводе в Пловдиве и на советском заводе в Чугуеве. Однако после распада ОВД ремонт за границей стал невозможен, и с 1993 года польские истребители с изменяемой геометрией крыла ремонтировали на авиаремонтном заводе в Демблине.

В 1985 году СССР предложил Польше более совершенную модификацию «двадцать третьего» – МиГ-23МЛ. Этот истребитель имел силовую установку с увеличенной тягой, улучшенные разгонные и манёвренные характеристики, а также электронику на новой элементной базе. Дальность обнаружения БРЛС «Сапфир-23МЛ» составляла 85 км, дальность захвата – 55 км. Теплопеленгатор ТП-23М обнаруживал выхлоп турбореактивного двигателя на дальности – до 35 км. Вся прицельная информация выводилась на лобовое стекло. В боекомплект МиГ-23МЛ входили ракеты воздушного боя Р-24 с дальностью пуска в переднюю полусферу до 50 км и модернизированные Р-60МК с помехоустойчивой охлаждаемой ТГС.

Однако с учётом того, что все модификации МиГ-23 по сравнению с МиГ-21 были существенно дороже в обслуживании, истребитель с изменяемой стреловидностью крыла предъявлял повышенные требования к квалификации лётного состава и был строг в пилотировании, руководство ВВС Польши в условиях экономического кризиса и внутренней политической нестабильности от приобретения МиГ-23МЛ отказалось.

К началу 1990-х годов военные эксперты НАТО неплохо изучили истребители семейства МиГ-21, но с МиГ-23 они были знакомы плохо. В марте 1993 года состоялась первая демонстрация возможностей МиГ-23МФ делегации экспертов НАТО, которые могли наблюдать имитацию воздушного боя с МиГ-29 над Повидзом и детально ознакомиться с БРЭО самолётов. В сентябре 1994 года в Слупске в рамках программы «Партнерство ради мира» проводились совместные полеты польских МиГ-23МФ с американскими F-15C 493-й истребительной эскадрильи ВВС США. Самолеты МиГ-23МФ/УБ также действовали с западных аэродромов, принимая участие в учениях Orla Szpon-9 и Ocelot-99.

Высокая интенсивность полётов иногда приводила к отказам техники, также имели место ошибки пилотирования. Четыре самолета МиГ-23МФ разбились, два пилота погибли.

В связи с нехваткой запасных частей и большими эксплуатационными расходами, начиная с 1994 года польские «двадцать третьи» стали летать меньше, а самолёты, требующие дорогостоящего ремонта, списывали. В 1996–1998 гг., несмотря на большой остаточный ресурс, из эксплуатации вывели 21 МиГ-23МФ/УБ. Оставшиеся в строю 8 МиГ-23МФ и 2 МиГ-23УБ по финансовым соображениям списали в сентябре 1999 года. Эти самолёты могли служить еще не менее 8 лет, но экономические факторы взяли вверх. В условиях, когда Польше никто не угрожал, политическое руководство решило отказаться от боевых самолётов, требующих значительных эксплуатационных затрат.


Списанные истребители перевезли на полигон в Надажины, где они служили мишенями для истребительно-бомбардировочной авиации. Несколько пригодных для восстановления самолётов купили американские компании. Примерно 10 экземпляров остались в Польше в качестве памятников и музейных экспонатов.

Истребители МиГ-29 ВВС Польши


В первой половине 1980-х в ВВС европейских стран НАТО стали поступать самолёты американского производства F-16А/В, а на авиабазах в Италии и Германии началось развёртывание истребителей 4-го поколения из состава ВВС США.

Опыт боевых действий сирийской авиации в Ливане продемонстрировал, что истребителям советского производства МиГ-21 и МиГ-23 очень сложно противостоять американским F-15 и F-16.

В связи с этим во второй половине 1980-х было принято решение поставить странам ОВД истребители МиГ-29, которые по комплексу боевых характеристик как минимум не уступали новейшим американским боевым самолётам.

Летом 1989 года в Польшу прибыло 7 самолетов МиГ-29 (4 одноместных истребителя МиГ-29А в варианте 9.12А и 3 учебно-боевых МиГ-29УБ в варианте 9.51), еще 5 одноместных истребителей были поставлены в октябре 1990 года. Все одноместные и двухместные МиГ-29 вошли в состав одной эскадрильи 1-го истребительного авиационного полка в Минске-Мазовецком, две других эскадрильи продолжали использовать МиГ-21МФ.


Один из первых польских МиГ-29А

Боевой самолёт с максимальной взлётной массой 18 480 кг мог находиться в воздухе более двух часов и развивать на большой высоте скорость 2 450 км/ч. Этого было вполне достаточно, чтобы контролировать воздушное пространство такой страны, как Польша.

Поставляемые союзникам по Варшавскому договору истребители МиГ-29А экспортной модификации существенно превосходили по своим боевым и эксплуатационным характеристикам все строевые истребители советского производства, переданные ранее.

В ближнем воздушном бою МиГ-29 в 1980–1990-е годы, благодаря высокой манёвренности и тяговооруженности, имел преимущество над всеми истребителями НАТО. Кроме того, Fulcrum был для своего времени оснащён достаточно совершенным БРЭО и нес шесть ракет ближнего боя Р-60МК и Р-73 с дальностью пуска 10–30 км.

Встроенное вооружение – 30-мм пушка ГШ-301. Для борьбы с воздушным противником вне прямой видимости в состав боевой нагрузки могли входить две ракеты средней дальности Р-27Р с полуактивной радиолокационной ГСН, способные поражать воздушные цели на дальности до 60 км, что в свою очередь позволяло выполнять задачи по перехвату фронтовых и стратегических бомбардировщиков на дальних подступах от защищаемых объектов. БРЛС Н019, установленная на экспортном истребителе МиГ-29А, способна обнаруживать цель типа «истребитель» на дальности до 85 км. Оптико-локационная система в условиях хорошей видимости фиксирует цели в ИК-диапазоне на дальности до 35 км. Информация о целях выводится на лобовое стекло.

Двухдвигательный МиГ-29А выгодно отличался от МиГ-23МФ, во многом ориентированного на атаки ракетами средней дальности, простотой пилотирования, манёвренностью и меньшими трудозатратами при подготовке к боевому вылету.

Планировалось, что этот фронтовой истребитель 4-го поколения к концу 1990-х годов заменит в ВВС стран Варшавского договора истребители МиГ-21 и МиГ-23. Однако в связи с крахом коммунистической идеологии и распадом СССР эти планы не удалось воплотить в жизнь, и поставки МиГ-29 в страны Восточной Европы прекратились.

После развода со Словакией Чехия решила избавиться от своих истребителей МиГ-29 и стала искать на них покупателя. В 1995 году была оформлена сделка об обмене 9 одноместных истребителей и одной «спарки» на 11 вертолётов W-3 «Sokół» (созданных фирмой PZL на базе Ми-2).

В начале 2000-х конструкторское бюро авиазавода в Мелеце предложило совместно с Россией разработать на базе МиГ-29 истребитель М-2000 и производить его в Польше. Но дальше обсуждения дело не продвинулось.

1 января 2001 года изменилась структура авиационных частей в Польше – 1-й истребительный авиационный полк был преобразован в 1-ю тактическую авиационную эскадрилью. Истребители МиГ-29 стали основными самолётами, обеспечивающими неприкосновенность воздушных границ, и 1-я эскадрилья часто действовала с других аэропортов страны отдельными звеньями, которые поочередно несли боевое дежурства в течение 2–3 месяцев.


В 2003 году Польша получила от Германии 22 самолёта МиГ-29. В том числе 18 одноместных МиГ-29G и 4 двухместных МиГ-29GТ. Перед передачей их в состав ВВС истребители прошли восстановительный ремонт на заводе в городе Быдгощ. В июне 2005 года 4 самолета МиГ-29 (3 одноместных и 1 двухместный) поступили на вооружение 41-й эскадрильи тактической авиации в Мальборке.


В 2006 году два самолета МиГ-29 были направлены в лётное училище, расположенное в Демблине. В связи с нехваткой запасных частей семь бывших немецких МиГ-29 разобрали на запасные части. Один учебно-боевой истребитель стал экспонатом Музея польской авиации в Кракове.


В XXI веке польские МиГ-29 регулярно принимали участие в совместных мероприятиях с авиацией стран НАТО. В период с 1 января до 31 марта 2006 года истребители из состава 1-й тактической авиационной эскадрильи, базируясь в аэропорту в Зокняй под Шяуляем, контролировали воздушное пространство трех прибалтийских государств: Литвы, Латвии и Эстонии. В состав польской группы входили 4 самолета МиГ-29 и 6 пилотов.

В 2009 году авиационный завод в Быдгоще предложил вариант кардинальной модернизации имеющихся МиГ-29 с одновременным проведением капитального ремонта. При этом польские истребители должны были получить современную западную авионику и вооружение. Но по финансовым причинам от этого отказались.

Продолжение следует…
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    19 мая 2022 04:52
    польские военные высоко оценили МиГ-21Ф-13 и желали получить лицензию на его производство.

    Слава Богу не докатились до этого... помогали полякам в ущерб себе... зачем?
    1. +10
      19 мая 2022 05:00
      Цитата: Леха с Андроида.
      Слава Богу не докатились до этого... помогали полякам в ущерб себе... зачем?

      Никакого бы ущерба производство МиГ-21 в Польше, которая тогда была верным союзником СССР не нанесло. В те же годы Хрущев передал лицензию на производство МиГ-21 и Ту-16 в Китай, с которым отношения шли к разрыву. Где логика?
      1. +1
        19 мая 2022 06:46
        . во второй половине 1980-х было принято решение поставить странам ОВД истребители МиГ-29

        Кто знал, что потом придет Горбачев с Ельциным и поставленное советское вооружение обернется против нас.
        1. +9
          19 мая 2022 12:46
          Цитата: Stas157
          Кто знал, что потом придет Горбачев с Ельциным и поставленное советское вооружение обернется против нас.

          До 2014 года нынешнее руководство нашей страны всячески содействовало военно-техническому сотрудничеству между Россией и Украиной. Кто знал, что это обернётся против нас?
    2. +5
      19 мая 2022 07:17
      Цитата: Bongo
      .

      hi
      Тут важна скорость реакции.
      Процесс занимал много времени?
      1. +7
        19 мая 2022 12:49
        Цитата: Mister X
        Тут важна скорость реакции.
        Процесс занимал много времени?

        Друг мой, подготовка к крупному конфликту, как правило занимает определённое время. Все действия в особый период хорошо регламентированы. Но это обсуждать чревато...
        1. +5
          19 мая 2022 13:57
          Цитата: Bongo
          Цитата: Mister X
          Тут важна скорость реакции.
          Процесс занимал много времени?
          Но это обсуждать чревато...

          Понял, спасибо!
          Ответил почти как Каневский wink
      2. +5
        19 мая 2022 15:36
        hi
        Была познавательная книжитца переводная "Советское ядерное оружие", даже в 90-е годы в Доме Книги продавалась. Так что тайну не открою.

        В ней, насколько помню, со ссылкой на "того самого польского полковника" (примечательная личность...) указывалось, что каждый (ну это вряд ли) пилон спецМига21 мог быть использован для подвески спецзаряда, что доводило их суммарное число до 4, но практически отрабатывалось применение только одного заряда за вылет (а это похоже на правду).
        Время подготовки - до нескольких часов, в зависимости от степени готовности (это совсем непонятно) специзделия.

        Но как на самом деле - неизвестно, "кто скажет правильный ответ, тот получит десять лет". Я только книжку из магазина читал... Могу точные цитаты поискать, если надо. Книжка где-то стоит еще...
        1. 0
          11 июля 2022 17:09
          Совершенно логично. Вы же не думаете, что такие бомбы можно просто выкатить на тележках из бункера, подвесить их и они готовы к применению.
    3. +5
      19 мая 2022 12:54
      Цитата: Леха с Андроида.
      Слава Богу не докатились до этого... помогали полякам в ущерб себе... зачем?

      МиГ-21Ф-13 по лицензии чехи выпускали, поляки выпускали Ми-2 и Ан-2. Просили лицензию на Су-25, вот тут вот реально хорошо что не случилось...
    4. +3
      20 мая 2022 12:23
      Цитата: Леха с Андроида.
      помогали полякам в ущерб себе... зачем?

      ПНР тоже ведь помогала
      БДК пр. 775 — Ropucha (жаба) — серия больших десантных кораблей (БДК) 2-го ранга ближней и дальней морской зоны построенные в Польше на верфи «Stocznia Polnocna» в Гданьске для ВМФ СССР.
      Там же пр 770 (771,773)
      МиГ-21 Ф-13 поступил в ЧССР в 1962 г
      Серийный выпуск самолетов по лицензии начался в ЧССР в том же году на заводе Аэро Водоходы, расположенном в предместье Праги. МиГ-21Ф-13 чешской постройки отличались от истребителей советскою прои зводства отсутствием прозрачной неподвижной части фонаря кабины, на чешских машинах он был зашит металлом. Поначалу чехи собирали истребители из узлов и агрегатов, поставляемых из Союза. Освоение серийного производства шло сложно. (!!! если чехам сложно с их промышленностью, то полякам было еще сложней)

      Большинство построенных в Водохадах истребителей МиГ-21Ф-13 поступило на вооружение полков ПВО Чехословакии, но небольшое количество чехи экспортировали в ГДР. Серийное производство истребителей МиГ-21Ф-13 на заводе Аэро Водоходы завершилось в 1973 г., всего в Чехословакии были изготовлено 194 самолета данного типа

      тут ни какой политики и дальновидности.
      Разделение труда по СЭВ
  2. +1
    19 мая 2022 06:12
    МиГ-29 были проданы в ПНР по цене 4,2 млн $ за штуку.
  3. 0
    19 мая 2022 06:28
    В особый период «специальные боеприпасы» могли передаваться польским ВВС,

    А можно узнать откуда взялась эта информация. Пожалуйста огласите первоисточник.
    1. +7
      19 мая 2022 08:23
      Данный автор в распространении откровенно недостоверной информации не замечен. Ядерные погреба в страх варшавского договора были, и отработка совместного использования ядерного оружия производилась.
      Вот достаточно подробная статья о советском хранилище в Чехословакии.
      https://www.currenttime.tv/a/nuclear-weapons-czechoslovakia-ussr/29444985.html
      1. +5
        19 мая 2022 08:51
        Точно, у Bongо очень качественные статьи.
      2. +2
        19 мая 2022 09:10
        Я не в коем случае не оспариваю профессиональную компетентность и качество статей Уважаемого С.Линника, которые как правило отличаются в лучшую сторону от некоторых других материалов. Факт размещения тактического ЯО на территории стран ВД тоже давно не секрет. Но возможность передачи его "союзникам" - как говорится "не факт". Поэтому я и поинтересовался первоисточниками.
        p.s. Спасибо за ссылку. Но эта журналистская статья, в которой смешаны "кони, люди и залпы...", поэтому она не может быть использована в качестве серьезного доказательства. drinks
    2. +6
      19 мая 2022 12:53
      Цитата: Нафаня из дивана
      А можно узнать откуда взялась эта информация. Пожалуйста огласите первоисточник.

      Источников было несколько. Вот один из них:
      http://www.samolotypolskie.pl/samoloty/1856/126/Mikojan-MiG-21-PF-PFM-R-S-U-US
      1. +1
        19 мая 2022 13:15
        Спасибо за ссылку. Правда пришлось потрудиться, что бы перевести польский "Уголок неба" на русский. Заранее приношу свои извинения, но поляки про СССР могут написать все что угодно. Им веры нет. После того, как наверняка известный Вам "зеленый" эколог А.В.Яблоков насочинял тонны макулатуры о советском ЯО и его проблемах, я крайне осторожно отношусь ко всевозможным публикациям на эту тему.
        1. +4
          19 мая 2022 13:28
          Цитата: Нафаня из дивана
          Заранее приношу свои извинения, но поляки про СССР могут написать все что угодно. Им веры нет.

          Верить или нет, дело личное. Но как и у американцев, в ЗГВ отрабатывалась передача ТЯО в особый период союзникам по ОВД. Это подтверждается рядом независимых источников.
          Цитата: Нафаня из дивана
          осле того, как наверняка известный Вам "зеленый" эколог А.В.Яблоков насочинял тонны макулатуры о советском ЯО

          С его трудами не знаком. no
    3. +5
      19 мая 2022 13:18
      Цитата: Нафаня из дивана
      А можно узнать откуда взялась эта информация. Пожалуйста огласите первоисточник.

      Несколько польских Су-20 из 7 разведывательного- бомбардировочного полка, что стоял в Повидзе, были оборудованы системами для применения ядрёнбатона. Ну, а на счёт передавать панам "батон" вроде как только ходили такие мысли. А вот применить его под "присмотром" наших специалистов в случае полномасштабной войны вполне могли. Но опять же это разговоры такие у нас ходили, но не более. Хотя в 70-е годы некоторое "количество польских пилотов даже проходило подготовку в Союзе на ядрёное применение Су-20". Правда, это опять же на уровне разговоров, честно говоря я пока ещё не видел подтверждающих эти разговоры документов. Был слух что по войне, нам из польских частей передавались носители взамен на простые борта. На моей памяти несколько раз наши, из Ключево улетали с техсоставом в Слупск на несколько дней, потом возвращались обратно, но само собой что/ почём не освещалось, до нас не доводилось - не тот уровень, всё не далее домыслов и слухов. hi
  4. +6
    19 мая 2022 07:04
    Сергей, доброго времени суток! С интересом читаю Ваши статьи. Хотел бы внести небольшое уточнение : w-3 в два раза тяжелее ми-2 и все таки создавался не на его базе. На базе ми-2 поляки разработали вертолёт kania. они действительно имеют ряд внешних сходств (в частности капоты двигателей). Даже "уголок неба" вперемешку фото kania и w3 в статье по kania выложил. Кстати, благодаря тому, что при чтении зацепился за это утверждение для себя наконец-то определил какой и где вертолет изображён. Как ни крути, а "заграничное производство" лёгких вертолетов Миля - это значитнльная, хоть и спорная, часть отечественной вертолетосроительной отрасли
  5. +5
    19 мая 2022 07:09
    В январе 1979 года группа лётчиков и техников ВВС Польши была отравлена в СССР
    Нельзя после бимбера резко на водку переходить!
    Спасибо, Сергей!
    1. +3
      19 мая 2022 12:57
      Цитата: 3x3zsave
      В январе 1979 года группа лётчиков и техников ВВС Польши была отравлена в СССР
      Нельзя после бимбера резко на водку переходить!

      Привет! Спасибо, повеселил... good
      Кстати, о птичках...Посылку я получил, но мне право не ловко. Просил же, отправить за мой счёт. Надеюсь через пару месяцев продегустируем на новоселье. Сергею Михайлову отдельная благодарность!
      1. +4
        19 мая 2022 13:11
        Посылку я получил, но мне право не ловко.
        1. Отлично!
        2. Забей.
      2. +4
        19 мая 2022 13:29
        Спасибо, повеселил...
        Просто, вызвало ассоциации с "рассказиками" Безуглова, в комментариях к которым один мой камрад написал: "Такое впечатление, что в ВВВУ вместе с лейтенантскими погонами выдавали запасную печень".
        1. +5
          19 мая 2022 13:38
          Цитата: 3x3zsave
          Просто, вызвало ассоциации с "рассказиками" Безуглова, в комментариях к которым один мой камрад написал: "Такое впечатление, что в ВВВУ вместе с лейтенантскими погонами выдавали запасную печень".

          Как мне представляется, Безуглов слегка преувеличивает. В частях ПВО которые несли БД от тех кто слишком "синячил" избавлялись. Хотя на многое другое, что не сказывалось на несении службы закрывали глаза. Ты же сам в ПВО служил, наверняка помнишь.
          1. +4
            19 мая 2022 13:53
            Мне сложно судить об офицерском составе, но рядовой четко делился на две касты: те, кто ходит на БД, и те, кто ходит в наряды. При хронической нехватке личного состава это принимало гипертрофированные формы. Я, например, порой неделю из под земли вылезал только в столовую, а "тот парень" "через день - на ремень". А квасили мы там же, на боевом посту.
            1. +4
              19 мая 2022 16:10
              Цитата: 3x3zsave
              Мне сложно судить об офицерском составе, но рядовой четко делился на две касты: те, кто ходит на БД, и те, кто ходит в наряды. При хронической нехватке личного состава это принимало гипертрофированные формы. Я, например, порой неделю из под земли вылезал только в столовую, а "тот парень" "через день - на ремень". А квасили мы там же, на боевом посту.

              В 90-е такая ситуация почти везде была. Но, насчёт "квасили", я сильно сомневаюсь. Так, выпивали, что бы бытие скрасить. На коммутаторе можно и выпимши работать, а вот на приёме групп, или на планшете этот номер не пройдёт.
              1. +3
                19 мая 2022 16:25
                Так, выпивали, что бы бытие скрасить.
                Ну, типа того... Очень культурно употребляли.
              2. +4
                19 мая 2022 16:28
                на планшете этот номер не пройдёт.
                Еще как проходил!
                1. +4
                  19 мая 2022 16:35
                  Цитата: 3x3zsave
                  Еще как проходил!

                  На БД, по реальным целям? belay
                  Ты SR-71 застал? Что там у вас вообще летало?
                  На Дальнем Востоке временами очень жарко было. Во всяком случае, Р-3С "Орион" и СR-135 у нас круглосуточно над нейтральными водами висели.
                  1. +4
                    19 мая 2022 16:41
                    Что значит по реальным целям? По моим пвошным представлениям любой свободнолетящий предмет, уже цель.
                    1. +6
                      19 мая 2022 16:50
                      11-я ОА ПВО работала по настоящим самолётам условного противника. Так даже С-200ВМ дислоцированный в Князе-Волконском под Хабаровском, реально сопровождал американский SR-71. Комплексы развёрнутые на побережье, те были "на переднем крае". Когда очередной американский или японский "Орион" подлетал слишком близко к нашей границе, достаточно было взять его на прицел СНР включённой на 10% мощности, и он быстренько линял.
                      1. +3
                        19 мая 2022 17:05
                        Сергей, не забывай, что я служил несколько позже. На ноте "непротивления злу насилием" мне даже из М-16 удалось пострелять.
                      2. +2
                        20 мая 2022 03:38
                        Цитата: 3x3zsave
                        Сергей, не забывай, что я служил несколько позже. На ноте "непротивления злу насилием" мне даже из М-16 удалось пострелять.

                        Из трофейной?
                        Мне М-16 в плане стрельбы понравилась. Мягкая отдача и меньше кидает. Но это был "охотничий карабин".
                      3. +4
                        20 мая 2022 06:13
                        Скажем так, из ленд-лизовской.
                        В начале июля 92 года, в рамках мемориала PQ-17, в Североморск пришли два американских эсминца. Мне случилось присутствовать на этом мероприятии, "пострелушки" имели место быть.
                      4. +2
                        20 мая 2022 06:18
                        Цитата: 3x3zsave
                        Скажем так, из ленд-лизовской.
                        В начале июля 92 года, в рамках мемориала PQ-17, в Североморск пришли два американских эсминца. Мне случилось присутствовать на этом мероприятии, "пострелушки" имели место быть.

                        Скорей всего ты стрелял из "длинной" М16А2. Я же баловался с карабином М4. Он компактней. Не знаю как тебя, но меня не покидало ощущение, что это оружие "игрушечное".
                      5. +3
                        20 мая 2022 06:34
                        После АКМ она мне показалась какой-то... "неухватистой", что-ли...
                      6. +3
                        20 мая 2022 06:45
                        Цитата: 3x3zsave
                        После АКМ она мне показалась какой-то... "неухватистой", что-ли...

                        Мне наоборот, она показалась более удобной и комфортной при стрельбе. Хотя было непривычно.
                      7. +1
                        20 мая 2022 07:12
                        Мне особо сравнивать было не с чем, да и сейчас тоже. Не сложился у меня роман с длинностволом.
                  2. +5
                    19 мая 2022 16:57
                    Скажем так, на планшете я лично никогда не сидел, но пару раз видел, как в хлам бухой "дед", подрывался от пинка прапора и вполне прилично вел цель по планшету. Это было в Харькове, в Мурманске все было по-другому.
      3. +3
        19 мая 2022 14:41
        Добрый день Сергей,
        Посылку я получил, но мне право не ловко. Просил же, отправить за мой счёт

        Даже не думайте, никаких проблем. "ПаракалО" - как говорят наши греческие "друзья"! drinks
        Надеюсь через пару месяцев продегустируем на новоселье.

        Постараюсь Вам к этому событию отправить что-нибудь из Homemade.
        Сергею Михайлову отдельная благодарность!

        Это не мне, это прежде всего Николаю! hi
        P.S. неожиданный вопрос: а у Албании ПВО было? авиация?
        Ничего про это не знаю, как говорит нынешняя молодежь "от слова совсем" wassat
        1. +4
          19 мая 2022 15:06
          Это не мне, это прежде всего Николаю!
          "А Балаганову-то за что? Он что, работал?!" (С)
          1. +3
            19 мая 2022 15:11
            Цитата: 3x3zsave
            "А Балаганову-то за что? Он что, работал?!" (С)

            Пилите, Шура, они - золотые... wassat
            1. +4
              19 мая 2022 15:32
              Да, пора бы и мне уже добраться до городского бюджета...
        2. +5
          19 мая 2022 15:59
          Цитата: Mihaylov
          Даже не думайте, никаких проблем. "ПаракалО" - как говорят наши греческие "друзья"!

          Ладно, сочтёмся как нибудь! drinks
          Цитата: Mihaylov
          Постараюсь Вам к этому событию отправить что-нибудь из Homemade.

          Давай на Ты уже ?В Питере вроде так общались.
          Цитата: Mihaylov
          Это не мне, это прежде всего Николаю!

          Николая я отдельно поблагодарю!
          Цитата: Mihaylov
          P.S. неожиданный вопрос: а у Албании ПВО было? авиация?
          Ничего про это не знаю, как говорит нынешняя молодежь "от слова совсем"

          Спасибо за идею! Может быть возьмусь как нибудь за ПВО Албании.
          До начала 1960-х основным поставщиком оружия в Албанию был СССР. Тирана вмести с истребителями первого поколения успела получить МиГ-21Ф-13. После разрыва отношений с Москвой основным поставщиком стал Китай. В Албании до середины 1990-х эксплуатировалось несколько десятков J-6 ( китайская копия МиГ-19) и J-7 (МиГ-21). Большая часть самолётов постоянно находилась в подземных укрытиях. Радары были тоже китайского производства. Так же китайцы поставляли ЗРК НQ-2 (копия С-75). Последние два ЗРК этого типа списали где-то 2016 году. Ирония заключается в том, что на тот момент Албания уже была в НАТО. Также в Албании имелось несколько тысяч зениток калибра 37-85-мм. Сейчас своей ПВО в Албании нет, и они целиком полагаются на заокеанского "старшего брата".
          1. +3
            19 мая 2022 16:17
            Цитата: Bongo
            В Албании до середины 1990-х эксплуатировалось несколько десятков J-6 ( китайская копия МиГ-19) и J-7 (МиГ-21). Большая часть самолётов постоянно находилась в подземных укрытиях. Радары были тоже китайского производства. Так же китайцы поставляли ЗРК НQ-2 (копия С-75).

            Получается что для такой страны в принципе неплохое ПВО?
            Также в Албании имелось несколько тысяч зениток калибра 37-85-мм.

            Насколько они эффективны против реактивной авиации? или на тот момент еще вполне?
            Вот такую "зенитку" видел в танковом музее в Финляндии, стояла у них на вооружении:

            В аннотации было указано, что с развитием реактивной авиации утратила значение.
            Сейчас своей ПВО в Албании нет, и они целиком полагаются на заокеанского "старшего брата".

            Вот и не понятно что лучше: тратиться на свою армию, авиацию и ПВО или полагаться на старшего брата. hi
            1. +4
              19 мая 2022 16:30
              [quote=Mihaylov]Получается что для такой страны в принципе неплохое ПВО?[/quote]
              Только непонятно с кем они воевать собирались. Против сильного противника это бы не помогло, а Югославии они нафиг ненужны были.
              [quote=Mihaylov]Насколько они эффективны против реактивной авиации? или на тот момент еще вполне?
              Вот такую "зенитку" видел в танковом музее в Финляндии, стояла у них на вооружении:[/quote]

              В аннотации было указано, что с развитием реактивной авиации утратила значение.
              [quote]Сейчас своей ПВО в Албании нет, и они целиком полагаются на заокеанского "старшего брата".[/quote]

              Вот и не понятно что лучше: тратиться на свою армию, авиацию и ПВО или полагаться на старшего брата. hi[/quote]
              Всё относительно. Во Вьетнаме американцы наибольшие потери в авиации понесли от зениток. Но в Албании явно другая ситуация была.Энвер Ходжи своей паранойей довел страну до нищеты. Большая часть бюджета уходила на армию и репрессивный аппарат.

              [quote=Mihaylov]Вот такую "зенитку" видел в танковом музее в Финляндии, стояла у них на вооружении[/quote]

              Это 57-мм самоходная ЗСУ-57-2. В Польше они тоже были. В СССР эксплуатировались до начала 1970-х. Такие машины активно воевали на просторах бывшей Югославии, но применялись в основном против наземных целей. Основным недостатком этой ЗСУ на базе танка Т-54 было отсутствие дальномера. Данные для стрельбы вводились расчётом на глаз. Поэтому, несмотря на неплохую скорострельность, эффективность стрельбы была низкой. Фактически по скоростным целям можно было вести только заградительный огонь.

              [quote=Mihaylov]Вот и не понятно что лучше: тратиться на свою армию, авиацию и ПВО или полагаться на старшего брата.[/quote]
              В ситуации Албании, сейчас безусловно - второе.
          2. 0
            19 мая 2022 17:49
            ВТС СССР и Албании было прекращено в 1961г. Никакие МиГ-21 туда не попали. Только китайские J-7
      4. +2
        19 мая 2022 18:35
        Ну, ребят, вы даёте! Я просто в восторге! good wink drinks

        Серёж. за статью, как всегда, спасибо, а Ольге привет! love
        1. +3
          20 мая 2022 03:37
          Цитата: Морской Кот
          Ну, ребят, вы даёте! Я просто в восторге! good wink drinks

          Серёж. за статью, как всегда, спасибо, а Ольге привет!

          Костя, здравствуй!
          Оля тоже тебе кланяется! smile
          Ты чего не спишь?
          1. +2
            20 мая 2022 04:50
            Здравствуй, Сергей! smile
            Бессонница одолела, окаянная, вот и полуночничаем на пару с котом.
            А на дворе дождь и сырость -- тоска.

  6. +1
    19 мая 2022 07:13
    группа лётчиков и техников ВВС Польши была отравлена в СССР

    Звучит устрашающе, прямо в русле современных польских россказней об ужасах СССР... wink laughing
  7. +4
    19 мая 2022 09:46
    Очень интересно и познавательно! В рамках вовсе не критики, а скорее хотелки - нахватало мне информации о немецких МиГ-29G, вернее о том что они из себя представляли и как пытались их подогнать под стандарты НАТО и что они представляют из себя сейчас
    1. +5
      19 мая 2022 13:03
      Цитата: parma
      Очень интересно и познавательно! В рамках вовсе не критики, а скорее хотелки - нахватало мне информации о немецких МиГ-29G, вернее о том что они из себя представляли и как пытались их подогнать под стандарты НАТО и что они представляют из себя сейчас

      Cейчас эти машины находятся в завершающей стадии жизненного цикла. Основная модернизация совмещённая с восстановительным ремонтом заключалась в установке систем госопознования связи и навигации стандартов НАТО. Есть информация, что была обновлена авиаоника предназначенная для вывода информации.Работы проводили компания MiG Aircraft Product Support GmbH (MAPS), совместное предприятие между MiG Moscow Aviation Production Association и DaimlerChrysler Aerospace.
      1. +2
        19 мая 2022 14:29
        Цитата: Bongo
        Цитата: parma
        Очень интересно и познавательно! В рамках вовсе не критики, а скорее хотелки - нахватало мне информации о немецких МиГ-29G, вернее о том что они из себя представляли и как пытались их подогнать под стандарты НАТО и что они представляют из себя сейчас

        Cейчас эти машины находятся в завершающей стадии жизненного цикла. Основная модернизация совмещённая с восстановительным ремонтом заключалась в установке систем госопознования связи и навигации стандартов НАТО. Есть информация, что была обновлена авиаоника предназначенная для вывода информации.Работы проводили компания MiG Aircraft Product Support GmbH (MAPS), совместное предприятие между MiG Moscow Aviation Production Association и DaimlerChrysler Aerospace.

        Благодарю за информацию, но не попадалась ли Вам информация о возможности применять западных ракет? Видел не особо обоснованную информацию, что МиГ-29G могут применять чуть ли не маверики (что странно, ведь именно мавериков в Германии нет)
  8. +3
    19 мая 2022 12:46
    Списанные истребители перевезли на полигон в Надажины
    У нас он писался почему-то Надажице...
    1. +4
      19 мая 2022 13:16
      Александр, добрый вечер!
      Цитата: Fitter65
      У нас он писался почему-то Надажице...

      Я опирался на польские источники, в них такая транскрипция была. Но, думаю суть не важно. В общем-то название понятно.
      1. +4
        19 мая 2022 13:31
        Добрый вечер, Сергей!
        Цитата: Bongo
        Я опирался на польские источники, в них такая транскрипция была. Но, думаю суть не важно. В общем-то название понятно.

        Конечно. Например у поляков шло Хойнице мы звали Хойня, Пыжице у них, Пыжица у нас... Поляки называли Вроцлав, мы между собой Бреслау, да и Щецин иногда звали Штетином. Ну, а что делать было сидя на БД, в ЗКП которое было построено немцами до войны. laughing laughing good drinks
  9. 0
    19 мая 2022 16:00
    Цитата: parma
    Благодарю за информацию, но не попадалась ли Вам информация о возможности применять западных ракет? Видел не особо обоснованную информацию, что МиГ-29G могут применять чуть ли не маверики (что странно, ведь именно мавериков в Германии нет)

    Источники утверждают, что истребители МиГ-29G были ориентированы на воздушный бой. Вооружение осталось штатным: УР Р-27 и Р-73.
  10. 0
    11 июля 2022 17:14
    Не пугайтесь, коллеги. Учитывая, что последние партии 29х поступали в Польшу и СНВ в середине 80х годов, а после этого производитель их не обслуживал, не думаю, что на сегодня в странах НАТО осталось много летающих 29х. Ну выкатят с консервации штук 5-10, ну передадут... Это ничего не решает сегодня. ФРГ, насколько я помню, списало последние летающие ГДРные Миги несколько лет назад.