Крымская война. На батареях севастопольских…

67
Крымская война. На батареях севастопольских…
Михайловская батарея в Севастопольской гавани

«Ведь наша любовь — это пушки, и пушки верны в боях!
Бросайте свои погремушки, не то разнесут в пух и прах — бабах!
Тащите вождя и сдавайтесь, все вместе: и трус, и смельчак,
Не хватайся за меч, не пытайся утечь, нет от пушек спасенья никак!»

Редьярд Киплинг

«Я ничего так не боюсь, как русских пушек.»
Фридрих Великий

Неизвестные войны. Вы, безусловно, обратили внимание на текст письма императора Николая I Меньшикову от 7 декабря, приведённое в статье о «бомбических мифах», в котором он писал о том, чтобы союзники отведали наших батарей в Севастополе, «где ты и примешь с салютом, которого они, может, и не ожидают». То есть император был уверен в том, что военная мощь Севастополя такова, что союзному флоту у его стен не поздоровилось бы в любом случае. Но из чего проистекала подобная уверенность нашего императора? А вот об этом мы вам сегодня и расскажем…



Севастопольская бухта к началу обороны 1854 г. и впрямь была защищена самым превосходным образом. Целых восемь батарей смотрели со стороны суши на её водную гладь, грозя засыпать ядрами каждого, кто только посмеет сунуться. План обороны рейда Севастополя был составлен ещё в 1834 году, а уже к 1852-му все восемь батарей были полностью готовы к бою.

На Южной стороне находилась батарея № 10, которая должна была обстреливать Карантинную бухту. Затем – Александровская батарея: оборона входа на рейд и часть самого рейда. Бастион № 7, а ещё батарея № 8, которые также прикрывали вход на рейд. Теперь – Николаевская батарея, которая должна была вести встречный огонь по прорывающимся на рейд кораблям. И, наконец, Павловская батарея: поперечный обстрел рейда и части южной бухты.

С Северной стороны огонь по рейду должны были вести Константиновская и Александровская батареи, составлявшие первую линию рейдовых батарей. Затем шла Михайловская батарея, целью которой были корабли, уже вошедшие в гавань. Батарея № 4 должна была обстреливать фарватер и вход в Южную бухту.


Внутренний двор Михайловской батареи. Фото автора

Батареи представляли собой (несмотря на достаточно простой внешний вид со стороны моря) сложнейшие инженерные сооружения. Все они, как правило, имели три яруса, с казематами на одно орудие. То есть – сколько на фасаде амбразур – столько пушек внутри. Строения – каменные, из инкерманского известняка, со стенами толщиной в 5-6 футов. Верхний свод, а казематы имели сводчатые потолки для большей прочности, имели толщину в 3 фута, и ещё присыпались сверху землёй. Толщина поперечных стен составляла 4 фута. То есть сооружения эти были очень прочными.

На Константиновской батарее расстояние между амбразурами составляло 3 сажени. Угол обстрела – 26 градусов. На Павловской и Михайловской батареях, которые проектировались позже, обстрел из амбразур был увеличен до 50 градусов. Углы возвышения составляли от 7 до 9-ти градусов, угол склонения – от 5 до 6-ти. На Александровской углы склонения амбразур и возвышения были одинаковыми – 3 градуса. Чтобы казематы могли самоочищаться от дыма, над каждой амбразурой на лицевой стене имелась отдушина, а в задней стене окна, в 3–4 раза больше самих амбразур! То есть вентиляция, особенно при ветре, была достаточно хорошей.


В одном из казематов, правда, всего лишь в одном, но и этого вполне достаточно, посетителей батареи встречает вот такое орудие на крепостном станке. Впечатление оно оставляет очень сильное. А ещё можно выглянуть в амбразуру и увидеть, что море… вот оно, под ногами, что гавань простреливается вся, и если заранее как следует натренироваться, то можно садить в неприятельские суда одно ядро за другим! Фото автора

Расположение батарей было таково, что ими простреливалась вся акватория гавани, да ещё и под разными углами. То есть вражеский флот, прорвавшийся на рейд Севастополя, оказывался в гигантском «огненном мешке», из которого не было выхода. Опыт тогдашних сражений показывал, что следует подходить к неприятелю как можно ближе. Это называлось «тактикой карронад». Они были довольно скорострельными, поэтому и на береговых батареях старались устанавливать пушки среднего калибра, но в большом количестве, чтобы сразу же засыпать его массой чугуна. А вот тяжелые орудия ставили на внутренних батареях «кинжального боя», чтобы в упор расстреливать уже повреждённые неприятельские суда, прорвавшиеся в глубину гавани. Так что всё было устроено в соответствии с тогдашней наукой ведения боя.


Табличка под орудием. Фото автора

Мало того, в январе 1854 года были построены ещё три дополнительные батареи в глубине Севастопольской бухты. Батарея Двенадцати Апостолов, вооружённая 20 орудиями, Парижская – 22 орудия, и Святославская с 17-ю. Все пушки были корабельными, с корабля «Три Иерарха», находившегося в доке. Таким образом, на вооружении береговых батарей Севастопольской гавани перед началом его осады находилось 592 орудия. Так ведь и этого было мало: к 13 мая было поставлено ещё 5 батарей!

План был следующий: при приближении к гавани с расстояния 2500 метров от входа на рейд корабли противника должны были встретить выстрелами 4 бомбических пушек батарей Александровской и № 10. С дистанции 1700 метров от входа они вошли бы в зону огня 81-го орудия батарей № 10, Александровской и Константиновской и № 8. Затем по мере продвижения вглубь рейда количество орудий, ведущих по ним огонь, непрерывно бы возрастало. На расстоянии 850 метров от входа по неприятелю стреляли бы уже 146 орудий с батарей № 8, с 7-го бастиона, Михайловской и Николаевской батарей.

Дистанция 425 метров: огонь ведут 229 орудий, из них 200 простреливают сам вход. Самое мощное огневое воздействие ожидало суда неприятеля на расстоянии за 400 метров от входа и за входом на рейд. Затем интенсивность его слабела, но эффективность бы огня росла из-за сокращения дистанции выстрелов. Пройдя вход, неприятельские корабли подверглись бы огню 123 орудий с расстояния в 350 метров, не более!

Что касается входа в Южную бухту, то она прикрывалась бы 42 пушками с берега и… 230 бортовыми орудиями эскадры адмирала Корнилова! Затем по нему огонь могли вести 59 пушек Двенадцати-Апостольской, Святославской, 22 орудий Парижской батареи, и… 470 орудий с одного борта эскадры адмирала Нахимова. Столь мощный и плотный огонь делал прорыв внутрь гавани не просто проблематичным, а реально самоубийственным! Ко всему прочему свою роль играло не только количество пушек, но также и их качество. Так, на вооружении батарей находились 1-пудовые (197-мм) крепостные единороги образца 1805 года и пушки калибра 36-30 фунтов (173-164-мм). Имелись на севастопольских батареях и 3-х пудовые пушки образца 1849 г.

Отмечается, что это были калибры для ведения огня литыми чугунными ядрами. На дальности около 500 м такое ядро было столь могущественным, что могло пробить деревянный линейный корабль насквозь. Более крупные орудия были невыгодны, так как росли их вес, стоимость и количество номеров прислуги, а вот эффективность повышало незначительно.

Стреляли также книппелями – специальными снарядами, чтобы перебивать такелаж на кораблях, и зажигательными брандкугелями. Бомбами называли разрывные снаряды весом больше 1 пуда (16,36 кг), а меньшие по весу – гранатами. Картечь делилась на ближнюю, которую засыпали в железный цилиндрический корпус, и дальнюю. И если картечная пуля весила более фунта (0,4095 кг), то она относилась к ядрам, а если меньше, то к пулям. Например, 36-фунтовая пушка могла стрелять картечью, вес ядер которой составлял 537 г, а их диаметр 52,8 мм. Такие ядра помещали на поддоне, а самих таких поддонов, скреплённых между собой, обычно было три. Дальность выстрела такими «тяжеленькими пулями» была весьма приличной – 600-800 м. Боезапас для всех орудий составлял 160 зарядов, включая 10 картечных. Это вдвое превышало количество зарядов на кораблях.

Но главными снарядами береговых пушек были… калёные ядра! Нагревали их в специальных печах до тёмно-вишнёвого цвета и при помощи особых клещей опускали в канал ствола. Естественно, что, попав в деревянный корабль, такие калёные ядра приводили к пожарам.

Для стрельбы калёными ядрами обычно использовались 24-фунтовые пушки (ядра 36-фунтовых пушек нагревались медленнее, но применять их тоже было вполне возможно). На севастопольских батареях имелось целых 27 ядрокалительных печей: 3 — на батарее № 10, 6 — на Константиновской батарее, 2 — на Александровской батареи, 4 — на бастионе № 7 и батарее № 8, 2 — на Михайловской батарее и 10 — на Николаевской. Ей таких печей досталось почему-то больше всех! Интересно, что поскольку цельные ядра раскалить до нужной температуры было трудновато, было предложено калить… пустотелые гранаты, которые нагревались значительно быстрее. И на батареи отправили 500 таких гранат.

Орудийная прислуга была довольно многочисленной. Так, на каждое орудие полагалось 6 человек. 5 человек обслуживали ядрокалительную печь. А всего обсуживали артиллерию Севастопольской гавани 2708 человек.


Но что особенно впечатляет, так это ряд печей, установленных в коридоре. Их… много! А теперь представьте, что все они топятся, что по коридору снуют люди, в казематах напротив тех, в которых находятся пушки, стоят двухъярусные нары, тут же стоят столы и кругом люди, люди, люди. А в стены бьётся холодное, зимнее море… Фото автора

Здание батареи было сложено из известняка, добытого здесь же в каменоломнях в Килен-балке. Если посмотреть на батарею сверху, то она представляет собой П-образный форт в два этажа, состоящий из центрального и двух боковых корпусов, расположенных к нему под углом 100°. Длина сооружения – 108 метров по фронту, вместе с боковыми корпусами – 205 метров. Толщина стен доходит до 1,8 метра. С тыла имелась оборонительная стена и ров, но от них мало что сохранилось. На углах были построены две башни, из которых до наших дней дошла только одна. Численность гарнизона батареи составляла 750 человек.


Заглянул в один из таких казематов, а там очень живая инсталляция. Ну просто очень живая. Даже стало немного не по себе… Фото автора

Так уж получилось, что на одной из этих батарей, а именно Михайловской, автору удалось лично побывать ещё в 2011 году. Узнал, что там музей, приехал со стороны Любимовки на остановку на Северной стороне и пошёл домами куда-то вправо. И вышел прямо к ней, и уж осмотрел там всё, что можно, хотя фотографий качественных из-за особенностей освещения сделать удалось немного.

Узнал, что построили её в 1846 году и назвали в честь Великого князя Михаила Николаевича, четвёртого сына Николая I. Вооружалась она 115 пушками разного калибра, находившимися в 62 казематах в двух этажах и на открытой платформе. 68 из них могли непосредственно обстреливать рейд. Офицеры жили вместе с солдатами, но в отдельных казематах, числом 23. На батарее было две ядрокалильных печи для 24-фунтовых ядер. Все казематы связывал длинный общий коридор, в котором одна за одной стояли печи для отопления. Можно себе представить, сколько же они сжигали в холодное время года дров и угля!


«У самовара я и моя Маша, а на дворе совсем уже темно». Фото автора

Кстати, и сами калильные печи были далеко не простым сооружением. Такая печь обычно имела 2 метра в ширину, 2,5 в длину, высоту до крыши – 1,7 метра. Спереди у неё было три дверцы: для загрузки и выгрузки ядер с полкой для сбора выкатываемых из неё ядер, дверцы для топлива и выемки золы. Сзади большая дверца для закладки ядер с дверцей. Внутри было три решетки: нижняя для топлива, две верхних для ядер. Обе верхние с небольшим наклоном.

Сначала в печь закладывалось топливо, затем ядра. Одновременно в такой печи можно было раскалять до 100 ядер. Правда, 24-х фунтовых – самых крупных ядер можно было разместить меньше – 63 штуки. Так что можно себе представить, какое количество по сути «огненных ядер» устремлялось к неприятельским кораблям с началом обстрела. Ведь только на той же Николаевской батарее можно было за раз раскалить… 1000 ядер!

Плохо было лишь то, что времени на то, чтобы раскалить ядра нужно было от 2 до 3 часов с момента растопки печи. Но зато раскалив их достаточное количество, скажем, сразу в двух печах, батарея могла вести ими огонь довольно продолжительное время, при этом сзади в печь можно было всё время подкладывать новые ядра!


А ещё на батарее впечатляет толщина кладки стен и сводов! Фото автора

Ну а о том, насколько действенным было такое раскалённое ядро, говорят данные произведённых в то время опытов. Так, 24-фунтовое ядро сразу же зажигало два сырых бревна, а 32-фунтовое, пролежавшее 4 минуты на воздухе и три раза облитое холодной водой, зажгло только что срубленное дерево. Даже 15 минут пролежавшее на воздухе ядро, которое до 30 раз окунали в воду, всё-таки могло зажечь даже сырое дерево, не говоря уже о сухом.

Так что технически Михайловская батарея была оснащена очень даже хорошо, к тому же она могла не только обстреливать внешний рейд, но и отбиваться от неприятеля с суши. В ходе Крымской войны во время морского боя 5 (17) октября 1854 года, когда эскадра союзников попыталась атаковать Севастополь, Михайловская батарея также открывала огонь, но скоро стрелять перестала и больше уже не стреляла вообще. Зато в её казематах устроили госпиталь.


Ещё одно крепостное орудие находится во дворе батареи у входа. Фото автора

В общем, на этом её боевая история и закончилась, а затем её в основном использовали под склад. Но зато в 2010 году в Михайловской батарее открылся музей, и музей очень интересный, причём созданный на частные средства некоторых состоятельных граждан-любителей истории. В нём же были представлены и многочисленные экспонаты частной коллекции «Музея Шереметьевых». А в 2014 году музей перешёл под российскую юрисдикцию и является экспозиционной площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации. В бывших казематах разместили главные экспонаты — прекрасно изготовленные инсталляции и подлинные артефакты времён Крымской войны, так что побывать в этом месте и осмотреть его будет интересно всем любителям отечественной истории.

Продолжение следует…
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    29 мая 2022 03:27
    Автору спасибо за погружение в историю, хочу напомить коллегам (рядом история) , Екатерина ll спросила генерала чем отличается пушка от единорога, генерал ответил : “Ваше Величество , пушка она она сама по себе , а единорог он сам по себе ,Екll-Спасибо я поняла”, вроде Пётр Вяземский писал в своих записках. Сорян что отсупил от темы, напомнило )p.s бивали мы Фридрика.
    1. +5
      29 мая 2022 04:47
      Присоединяюсь к добрым словам Автору!
      От себя добавлю «генерал» умница, женщине, да ещё императрице объяснить на пальцах чем гаубица отличается от пушки не только сложно, но и черновато. Как не как матушка императрица, может и обидится, а обидевшись «умника» и в Сибирь оборудовать оборону Петропавловска-Камчатского сослать! Так что «генерал» поступил четко с правилами «политеса» того времени. не , но остался при своём.
      1. +6
        29 мая 2022 07:50
        "Как не как матушка императрица" была умная женщина.
        У Екатерины Великой было понимание, когда обижаться, а когда нет.
        Как-то она спросила адмирала Чичагова о морском бое.
        Адмирал увлёкся и начал выражаться не печатно.
        Когда, Чичагов опомнился, матерится при императрице и начал просить прощения.
        Екатерина 2 сказала
        -Ах, я всё равно не поняла Ваших морских слов.
        А могла отправить его к белым медведям
  2. +8
    29 мая 2022 04:43
    Спасибо Вячеслав Олегович, очень интересный аспект этой исторической драмы.
    Ну а о том, насколько действенным было такое раскалённое ядро, говорят данные произведённых в то время опытов.
    Это понятно, ядро не пробивало деревянный борт, а застревало в нем или же пробив, влетало во внутренние помещения, где и оставалось. а дерева там было предостаточно. Именно, используя такие ядра, в свое время Баторий брал русские крепости, пара-тройка попаданий в деревянное тело крепости и все, пожар обеспечен, а с ним и сдача крепости
    А вот , что использовалось в качестве топлива, для многочисленных печей? Где хранился его запас? И на сколько дней он был рассчитан? Откуда осуществлялся подвоз? В самом то Крыму с деревом то определенные проблемы
    Здание батареи было сложено из известняка, добытого здесь же в каменоломнях в Килен-балке.
    А вот тут интересно. Понятно, что использовали наиболее доступный материал, но кто проводил его испытания на прочность? На сколько я помню, известняк уж больно хрупкий материал.
    5-6 футов
    Толщина стен в 1,5...1,8 метра конечно впечатляет, но было ли этого достаточно? Не образовывались ли осколки от внутренних стенок?
    1. +5
      29 мая 2022 06:06
      Как Вы сами понимаете, раз об этом не написано, значит с информацией туго.
    2. +2
      29 мая 2022 06:08
      Цитата: svp67
      Толщина стен в 1,5...1,8 метра

      Это толщина борта деревянного корабля. И то от него ядра часто отскакивали! А тут камень!
      1. -1
        29 мая 2022 16:08
        kalibr (Вячеслав)
        Цитата: svp67
        Толщина стен в 1,5...1,8 метра

        Это толщина борта деревянного корабля. И то от него ядра часто отскакивали! А тут камень!

        Сами то поняли какую чушь написали? С такой толщиной борта корабли должны были сами по себе идти на дно. Ну так на вскидку из тети Вики:
        Толщина одной только наружной обшивки на некоторых линейных кораблях достигала 60 см у гондека (у испанского Santisima Trinidad), а общая толщина внутренней и наружной — до 37 дюймов (то есть около 95 см). Англичане строили корабли со сравнительно тонкой обшивкой, но часто расположенными шпангоутами, в районе которых общая толщина борта у гондека достигала 70-90 см сплошного дерева. Между шпангоутами суммарная толщина борта, образованная только двумя слоями обшивки, была меньше и достигала 2 футов (60 см). Французские линейные корабли для большей скорости строились с более редкими шпангоутами, но более толстой обшивкой — в сумме до 70 см между шпангоутами.
        . Тоже мне "историк и знаток техники"... fool laughing
        1. +2
          29 мая 2022 17:36
          Цитата: Алекс_1973
          Тоже мне "историк и знаток техники".

          Вы думаете я это придумал? Ха, Вы пользуетесь Викой, отлично, но есть и другие источники. К тому же Вы невнимательны. 90-95 см. это толщина обшивки, но кроме обшивки был еще и набор её подкрепляющий и толщину обшивки с набором как раз и нужно принимать за приведенные показатели. Хотя понятно, что ядра не всегда попадали в те места, где была обшивка + набор.
          1. 0
            29 мая 2022 18:44
            Цитата: kalibr
            90-95 см. это толщина обшивки, но кроме обшивки был еще и набор её подкрепляющий и толщину обшивки с набором как раз и нужно принимать за приведенные показатели.

            почему - "нужно принимать")?
            1. +2
              29 мая 2022 20:54
              Потому, что "нужно". Толщину борта можно считать по-разному. Например, читал, что адмирал Лазарев отметился во флоте многими усовершенствованиями. В частности, приказал отпиливать выступающие концы болтов, стягивающих обшивку с шпангоутами. Там указывалось, что толщина борта в этих местах была как раз 1,5 м и винты ещё на сколько-то высовывались. Так вот до него торчавшие из борта винты... срубали зубилом, что расшатывало крепление (я думаю, даже если наковальню подложить), он же предложил спиливать.
      2. 0
        2 июня 2022 22:14
        Цитата: kalibr
        Цитата: svp67
        Толщина стен в 1,5...1,8 метра

        Это толщина борта деревянного корабля. И то от него ядра часто отскакивали! А тут камень!

        Что делается с камнем можете почитать о падении Кинбурна.Кроме того противник не олень лезть в гавань под обстрел фортов.а также можете прочитать о применении французами бронированных плавучих батарей для обстрела Кинбурна.
        1. 0
          3 июня 2022 07:16
          Цитата: Pilat2009
          Что делается с камнем можете почитать о падении Кинбурна.Кроме того противник не олень лезть в гавань под обстрел фортов.а также можете прочитать о применении французами бронированных плавучих батарей для обстрела Кинбурна.

          Читаю о Восточной войне с 1999 года...
    3. +5
      29 мая 2022 07:10
      Очень хорошие вопросы. Была ли альтернатива дереву в качества топлива? И в наше время дрова подвозятся. Но они в цене.
      1. +5
        29 мая 2022 17:59
        Вечер добрый Сергей!
        В истории отечественного речного флота есть факт, что в Поволжье с появлением паровых судов «вымели» почти весь лес за четверть века. В последние десятилетия речной флот из-за дефицита «дров» переходил на уголь. Из трёх крупных пароходств, на дровах ходило только одно. С личных дач судовладельца. В начале века волжские пароходы уже использовали для нефтяное или смешенное топливо.
        К слову если верит беллетристики, то придания скорости американцы использовали туши копчёных свиней!!!
        1. +3
          29 мая 2022 18:27
          Вспомнилась "Бесприданница"...
        2. +7
          29 мая 2022 18:43
          Цитата: Коте пане Коханка
          К слову если верит беллетристики, то придания скорости американцы использовали туши копчёных свиней!!!

          В романе Майн Рида "Квартеронка" описана гонка пароходов с топкой окороками.
        3. +4
          29 мая 2022 18:53
          Приветствую, Владислав! Вторая половина XIX века вообще характеризуется обезлесиванием. Особенно после отмены крепостного права.
          1. +4
            29 мая 2022 19:27
            Цитата: Korsar4
            Приветствую, Владислав! Вторая половина XIX века вообще характеризуется обезлесиванием. Особенно после отмены крепостного права.

            Наверное это больше связано с упразднением заповедных лесов со строевым лесом.
            1. +4
              29 мая 2022 20:11
              Промышленность развиваться начала. А денег не хватало. Вот за счёт леса и решали проблемы.

              Как Стива Облонский лес из приданного жены продавал.
    4. 0
      30 мая 2022 16:14
      Цитата: svp67
      Здание батареи было сложено из известняка, добытого здесь же в каменоломнях в Килен-балке.
      А вот тут интересно. Понятно, что использовали наиболее доступный материал, но кто проводил его испытания на прочность? На сколько я помню, известняк уж больно хрупкий материал.
      Крымбальский камень — это местное чисто севастопольское, и подразумевает под собой органогенно-обломочный перекристаллизованный известняк с включением кварцевого гравия.
      Фраза «сооружен из крымбальского камня» встречается в описаниях первых памятников Севастополя (Казарскому,Графская пристань), фортификационных сооружениях времён Крымской войны (Константиновская и Михайловская батареи, оборонительная башня Малахова кургана).важным свойством крымбальского камня является высокая морозостойкость. У него только после 100 циклов замораживания и оттаивания отмечают потерю прочности.В книге М. И. Субботина «Строительные каменные материалы Крыма» (1952 г.) отмечается высокая прочность крымбальского камня при сжатии. Даже у наименее прочной разновидности этой породы она достигает (в среднем) 70 килограммов на квадратный сантиметр (Не меньше, чем у мшанкового известняка). А у самых плотных значение прочности достигает 350–380 килограммов на квадратный сантиметр .
      камень батарей выдержал Великую Отечественную Войну . На первой фотографии видны следы от снарядов и оспины от стрелкового оружия . На Северную сторону Севастополя англичане и французы не прошли . Рядом с Башней на первой фотографии стоит памятный знак . -"Здесь было наплавная-плавучая переправа с Южной стороны Севастополя на Северную ".
  3. +12
    29 мая 2022 05:02
    От себя добавлю, крепостная казематная артиллерия Крымской воны превосходила корабельную за счёт механизации скорострельностью, точностью и возможностью более широкой возможности наведения. Не будем забывать, что Николай I был по образованию инженером и «его» крепости, как морские и сухопутные сыграли свою роль, не только в Крымскую, но и в Первую Мировую войну.
    С воды мы потеряли только одну крепость Кинбурн. Правда ее земляные валы не шли в никакое сравнение с каменными казематами Севастополя и Кронштадта. Да и выиграл противник за счёт своего «броненосного» флота.
    1. +4
      29 мая 2022 06:06
      И ещё на Балтике пару...
      1. +3
        29 мая 2022 11:33
        Цитата: kalibr
        И ещё на Балтике пару...

        Если я не ошибаюсь, то на Балтике мы потеряли недостроенный Бомарзунд.
        Однако там первую скрипку играл не флот, а десант. Да и что могли сделать незавершенные строительством три башни и форт с двумя 32 фунтовыми орудиями?
        Впрочем победа союзников была «пиррова». В преддвериях зимы англичане и французы покинули острова.
        Насколько я знаю остальные попытки захвата морских крепостей провалились. Не считать же морскими крепостями Соловки, Колу и Петропавловск.
        1. +3
          29 мая 2022 17:44
          Цитата: Коте пане Коханка
          Впрочем победа союзников была «пиррова».

          У Карла Маркса в 10-ом томе ПСС очень занятно описана эта "победа". Найти легко...
          1. +5
            29 мая 2022 18:07
            Цитата: kalibr
            Цитата: Коте пане Коханка
            Впрочем победа союзников была «пиррова».

            У Карла Маркса в 10-ом томе ПСС очень занятно описана эта "победа". Найти легко...

            Читал.
            Мне в этом плане повезло «корифеев» коммунизма листал уже в зрелом возрасте, не из под палки. Так что В.И. Ленин на фоне К. Маркса и Ф. Энгельса «нормальный теоретик», правда зацикленный на царизме. В чём-то Напоминания наших «фоменковцев» от истории, но на порядк эрудированнее. Маркс и Энгельс у меня восторга не вызвали, хотя их взгляд на историческую тему иногда был интересен. В ряде случаев они были очевидцами. Если жестко, то первый в моем понимании «социопат и человеконенавистник», а второй «обыкновенный фашист».
            1. +3
              29 мая 2022 18:40
              Но как журналисты неплохи оба. По ряду вопросов очень эрудированные и точные статьи. Недаром их так хорошо печатали, причем очень солидные британские издания. А уж как он описал британских солдат в Крыму? Впрочем, как раз это я вставлю в одну из следующих статей.
              1. +5
                29 мая 2022 19:30
                Будет интересное дополнение. Хотя наиболее яркое русофобство можно отнести к описанию событий связанных с событиями восстания венгров в австрийской империи.
            2. -1
              30 мая 2022 08:28
              О да мыслитель с мировым именем ниспровергает классиков:)Очень жаль что вместо кандидатского минимума таких "учоных" не отправляли на лесоповал.Нет конечно были исключения,-например фашист и дегенерат Гумилев.
        2. +2
          29 мая 2022 19:36
          hi Это замечательное замечание, Спасибо. На Соловки... десант... Ну да ладно. Спасибо, Вячеслав Олегович....
      2. +2
        29 мая 2022 20:13
        Все обрисовалось очень КХМ... очень не хорошо....
        Узнаю...
    2. +2
      29 мая 2022 08:32
      "Николай 1 по образованию был инженером" Я читала, что по проекту Николая 1 построены 2 форта между Кронштадтом и столицей
  4. +11
    29 мая 2022 06:36
    Спасибо, Вячеслав! Очень хорошая и полноценная статья! good
    Из всех батарей Севастополя мне удалось побывать только на Константиновском равелине и то только потому, что зашли с воды на катере под флагом ВМФ. Экспозиций в советское время не было нигде, все равелины находились у ВМФ и туристов туда не пускали, а на Константиновском была ещё и "Сигнальная батарея" из сравнительно современных орудий, а со стороны бухты, на пирсе, база спецназа ОВРа с их скоростными катерами и "учёными" дельфинами. А вот в "Дельфинятнике", где тренировали этих дельфинов, побывать удалось, даже искупались в бассейне с одним "убийцей" диверсантов по кличке Иржик. smile
  5. +5
    29 мая 2022 06:47
    Зажигательное действие раскаленных ядер впечатляет.
    1. -2
      3 июня 2022 23:20
      Мне не верится. В детстве много каникул, много дней провел в кузнице. Железо, сталь, охлаждаются очень бьiстро. После полоскания в воде за секунду из желтого цвет становится черньiм. Значить с 1000 градусов до меньше 400. Не сохранить ядро зажигательную способность. Еще в полете при такой скорости остьiнет. А на фотке печи все отепительньiе, ни одна не калительная.
  6. +5
    29 мая 2022 06:49
    Хорошая статья !
    От себя скажу ,что если строители новых фортов прекрасно справились с задачей и выстроили новые мощные сооружения за короткое время , то такого же нельзя сказать об новой артиллерии , что размещали в этих фортах в канун той Крымской войны . Новые пушки катастрофически опаздывали . Для высшего командования долго и мучительно пробивала себя путь истина , что для защиты берега со стороны моря нужна специальная береговая артиллерия . Корабельная , осадная и полевая артиллерия тут не годится .
    Хотя была создана 3-пудовая бомбовая пушка для этих целей с дальностью выстрела 4 км и с не снимаемым во время выстрела прицелом , из 600 пушек на фортах 3- пудовых бомбовых пушек было всего что то 20 единиц...
    Но ещё более нужной на фортах была пушка Маиевского . Орудие Маиевского по своим ТТД превосходило все береговые орудия стран Западной Европы . И пушку Маиевского устанавливали уже на металлическом , а не на деревянном лафете . Если пушки изготовленные по английскому образцу разрывались после 400 выстрелов , то пушка Маевского выдерживала 1000 выстрелов .
    Но всё это будет принято на вооружении в России только после Крымской войны ...
  7. +6
    29 мая 2022 07:03
    Строения – каменные, из инкерманского известняка

    Или


    Здание батареи было сложено из известняка, добытого здесь же в каменоломнях в Килен-балке.


    В Килен балке по-моему, не было и нет каменоломен. А в Инкермане карьеры с античных времен, даже папа римский Климент I, добывал там известняк для нужд Римской империи в конце первого века н.э.
    Кстати, впечатление эти каменоломни производят, а озеро там было классное. Может восстановилось, хочется снова поплавать в нем.
  8. Eug
    +4
    29 мая 2022 07:17
    Был на этой батарее в 2012. Отдыхали в Учкуевке, грех было не пойти. Масса интересного и впечатляющего. По статье - классно расписано, четко понятно, что с моря Севастополь был очень серьезно защищен. Вражины это знали и атаковали с суши....
  9. +3
    29 мая 2022 07:40
    Меньшиков-это актер и режиссер ,а Александр Меншиков -это один из великих государственных деятелей России .
    1. +1
      29 мая 2022 07:45
      Цитата: tatra
      это один из великих государственных деятелей России .

      И по совместительству вор и мошенник! Как и многие наши "деятели" самых разных времен. Традиция такая!
      1. -3
        29 мая 2022 08:02
        Есть люди ,которым можно многое простить за то ,что они сделали больше хорошего ,чем плохого.
        А вот врагов коммунистов на территории СССР не за что прощать . От них всегда -и при СССР ,и особенно ,после захвата ими СССР ,один только вред стране и народу и огромные жертвы народа ,насаждение ими злобы и ненависти ,клеветы на историю нашей страны и народа .
        Они после захвата ими СССР отняли у народа его историю и культуру -как советскую , так и многовековой дореволюционной России .
        1. +7
          29 мая 2022 11:35
          У меня лично, аж слеза навернулась, когда Тетя Татра написала первый комментарий к статье без «врагов коммунистов»!!! Угу, размечтался.
          1. +2
            29 мая 2022 19:58
            Это же Хорошо.... Другие антиекоммунисты найдутся...А пацана провожающего колонны - фиг вам....
  10. +3
    29 мая 2022 07:52
    Все казематы связывал длинный общий коридор, в котором одна за одной стояли печи для отопления. Можно себе представить, сколько же они сжигали в холодное время года дров и угля!


    Скорее всего там начали топить древесным углем и дровами а закончили, уже после перехода в статус склада, уже на каменном угле, так как, в то время в 1870 г., в Одессе, была сооружена первая фабрика, выпускавшая антрацитовые брикеты для судов торгового флота.
    Да и по технологичности и инновационности предел тогдашней техники отнюдь не был достигнут: тогда давно уж применялось газовое освещение и отопление и начали внедряться серийные городские газовые уличные фонари у тогдашних коммунальщиков. Могли бы легко сделать разводку подземных газовых труб от удаленной станции производства светильного газа, опутав ею каждую крепость, и калить ядра горелками газовых кузнечных горнов, освещаться и обогреваться; обеспечить работу кузни в крепостях и на верфях.
  11. +2
    29 мая 2022 08:13
    Всем желаю доброго утра. Сегодня в честь воскресенья хотела по дольше поспать, но соседи в 3 ночи начали какие-то сборы:двигали мебель, что-то роняли, били стекло и отборный мат.
    В 6 уехали, как теперь спать?
    Спасибо на сайте есть, что почитать
  12. +3
    29 мая 2022 08:31
    Два раза был там в 2014 и 2017 гг. Внутри строение грандиозное, а подвалы еще расчищают, там видимо много интересного откроется.
  13. +1
    29 мая 2022 08:43
    Вчера в новостях показали Константиновский батарею. С 2015 начались реставрационные работы. Очистили от многолетнего мусора, укрепляют стены.
    Вячеслав Олегович, Где-то читала, что была Девечья батарея. Это так?
  14. +3
    29 мая 2022 09:40
    спасибо Вячеслав! интересная и познавательная статья.
  15. +1
    29 мая 2022 09:54
    Доброе утро всем! )))
    Статья впечатлила. Вячеслав Олегович описал устройство Ада. Теперь я знаю, как он выглядит.
    Опыт тогдашних сражений показывал, что следует подходить к неприятелю как можно ближе.

    В данном случае , быть может, уместнее выражение "подпускать неприятеля как можно ближе"?
  16. +2
    29 мая 2022 10:00
    Был в этом музее в 2015 году, очень интересно, но говорили, что вся экспозиция принадлежит украинскому гражданину и скоро будет вывезена.
  17. +5
    29 мая 2022 18:25
    hi
    Эх, не могу вернуть книжку с севастопольскими дневниками из Питера (за нее в залог брал 3 книги, жаба душит; да и того, кто книгу не вернул, тоже понимаю, редкая и интересная... feel ).

    ИМХО, пишу по памяти, так что "не кидайтесь тапками": основной причиной затопления кораблей было именно сомнение в эффективности береговых батарей, были сомнения, что они из-за низкой скорострельности и эффективности смогут перетопить флот вторжения. Вот и было решено так защитить Севастополь...

    Так что, вопрос эффективности береговых батарей Севастополя в 19 веке - вопрос дискуссионный, ИМХО. Как бы пример Кинбурна намекает....
    1. +2
      29 мая 2022 20:01
      Эх, не могу вернуть книжку с севастопольскими дневниками из Питера
      Мое почтение, коллега!
      Нужна помощь в Питере?
      1. 0
        29 мая 2022 20:24
        Старый.... Знаю Я к тебе к пенервому......
        НеТ . ...
      2. +2
        29 мая 2022 23:17
        hi
        Спасибо, не надо!
        Я даже не могу сказать, что за название и что это за издательство было, "...дневники" или "...записки из Севастополя". request
        В номере питерской гостиницы была полка с книгами, на вложенных закладках было написано что-то вроде "вы можете их приобрести, обратившись на ресепшн" what . А на ресепшн сказали, "мы не знаем ни издательство, ни сколько стоит, все кладут за них деньги в ящик на благотворительность".
        Ну а "ноги приделали" am уже в Москве crying , я хотя бы "в заложники" успел взять неплохие издания, в том числе "Воспоминания о царстве Александра Третьего" и Сунь Цзы в переводе и с комментариями Конрада feel . Так что пальцы никому в Питере выкручивать не надо, моя скорбь уже отомщена. drinks
        1. +1
          29 мая 2022 23:27
          У меня ситуация еще интересней, до меня английское издание Тальхоффера из Лондона доехать не может...
          1. +1
            30 мая 2022 22:48
            Будет и Тальхофер и Темпл и какао с чаем yes .
            1. +1
              2 июня 2022 14:43
              Спасибо, Алекс!
    2. +1
      29 мая 2022 20:43
      Цитата: Wildcat
      именно сомнение в эффективности береговых батарей, были сомнения, что они из-за низкой скорострельности и эффективности смогут перетопить флот вторжения.

      ++++++++++++++++++++
  18. +1
    30 мая 2022 02:14
    В Крымскую войну 1854 – 55гг Севастополь, достаточно и тщательно подготовленный к обороне с моря, оказался весьма скверно подготовлен к обороне с суши. И большинство орудий с добротно и толково сооруженных фортов береговой обороны были вынужденно направлены на спешно подготовленные сухопутные оборонительные позиции. В противокорабельных дуэлях с англо - французской эскадрой русским канонирам довелось поучаствовать только во время противодействия 1 – й и 4 – й бомбардировок противником Севастополя, в которых активно участвовали и корабли союзников. Несмотря на превосходство в вооружении (1340 пушек на более чем 30 кораблях вражеской эскадры против 115 орудий береговых батарей и артиллерии двух русских пароходофрегатов) 8 боевых кораблей интервентов получили серьезные повреждения, а два парохода – буксировщика пошли ко дну. Экипажи англичан и французов в бою потеряли около восьмидесяти человек убитыми (включая почти всю свиту адмирала Гомелена) и около полутысячи ранеными и искалеченными. Сражение происходило на расстоянии между противниками около километра и в 4 – ю бомбардировку корабли союзников предпочли вести бой на большем удалении. Окончание Крымской войны повлекло за собой необходимость анализа допущенных многочисленных ошибок. И одним из уроков обороны морской крепости стала отчетливая необходимость организации надежной защиты подобной военной структуры с суши. Однако урок не всегда оказался в прок. Даже спустя почти столетие, уже во время ВМВ.
  19. 0
    30 мая 2022 07:00
    Честно говоря, всегда задавался вопросом-зачем затопили флот на входе в бухту, ведь корабли так же могли вести огонь по вражеским кораблям вместе с береговыми батареями.
    1. 0
      3 июня 2022 13:38
      Цитата: oleg2016.sever
      зачем затопили флот на входе в бухту

      Чтобы не утонуть в море в бою.
  20. 0
    30 мая 2022 07:43
    А как заряжали такие ядра в пушку чтоб заряд пороха не взорвался от жара?
    1. +1
      30 мая 2022 14:35
      Деревянный пыж.
      1. -1
        3 июня 2022 23:31
        А куски окалиньi ? А просьiпшийся с картуза порох ? Рискованное дело.
        1. 0
          6 июня 2022 07:50
          А куски окалиньi ? А просьiпшийся с картуза порох ? Рискованное дело.

          В те времена к этому попроще подходили.
          Значит судьба.
  21. 0
    30 мая 2022 21:09
    домики позади все портят!! кто разрешил так близко их ставить?
  22. -1
    5 июня 2022 18:26
    Цитата: stankow
    Железо, сталь, охлаждаются очень бьiстро.

    Не надо ничего верить.
    Достаточно для начала понять, что ядра делали из чугуна, затем посмотреть справочнике теплоёмкость чугуна, площадь поверхности шара, которым является ядро и скорость теплопередачи. Тогда поймёте что ядро нагретое до 1.000 с лишним градусов очень долго не остынет.
  23. 0
    9 июня 2022 16:01
    Но зато в 2010 году в Михайловской батарее открылся музей, и музей очень интересный,
    А уже в российское время была великолепно отреставрирована и превращена в музей ранее закрытая Константиновская батарея. Кто не был — рекомендую. А какой там вид с галереи стен на море и на Южную сторону!!!