Як-38 на техпозиции

97

Вот что-то обуяла меня ностальгия, ну и решил для своего личного музея построить модель – диораму родной техпозиции на аэродроме «Новофёдоровка» (Крым, Саки, НИТКА) со своим «изделием» – на котором я учился и на котором имел честь служить.
Советская «вертикалка» Як-38 (изделие ВМ) – один из двух серийных СВВП в мире.
Так что здесь будет такой вот фотообзор, ну а в комментариях к этим фото попробую рассказать немножко реальной истории, а то как нынче начнёшь «Интернеты читать», так просто уши в трубочку сворачиваются.

Специализация наша была весьма редкой, как у нас шутили, выпускалось по ней в Союзе «меньше, чем космонавтов». Готовили по нашей специальности «техник самолёта» на изделие ВМ только в Васильковском ВАТУ им. Ленинского комсомола Украины. И выпускалось только 1 классное отделение.



Як-38 на техпозиции

Соответственно, разъезжались мои однокурсники и на Север и на ТОФ, ну а мне повезло попасть на службу в первый палубный «лидерный» 299 КШАП, который базировался в Новофёдоровке на знаменитой НИТКЕ и на базе которого проводилась переподготовка лётного состава на вертикалки для всех флотов, а также велась опытно-экспериментальная работа по доработке и боевому применению этих машин.




Работы хватало, на подготовке в СССР не экономили, 4 лётные смены в неделю, в общем-то, были нормой. А что такое «лётная смена»? Для техника самолёта это 12–14 часов рабочего дня, в 4 утра подъём – 3 часа предполётной, 8 часов сама лётная смена, за которую 4–5 вылетов обслужишь, и 3 часа послеполётной.


59-й бортовой – это моя машина

К сожалению, поскольку относились наши изделия к категории «совершенно секретно», то фотографий непосредственно со службы мизер... Да и те в основном вот так: «вид с тылу». Впрочем, техник главным образом именно в такой вот позе и пребывает... Разлючишь машину, и оттуда только твоя задница и торчит...


Вот она, родная техпозиция – фотографий крайне мало, но вот на этой как раз она. Где, собственно, большая часть жизни техника и проистекает.

Кстати, примечательное фото, на ней Як в «афганском» камуфляже. Видимо, снимок сделан после знаменитой операции «Ромб», где наши изделия проходили проверку и боевые испытания, что называется, «по прямому назначению».

Если кто не в курсе, то Як – это «лёгкий штурмовик» по основной задаче. Кстати, вставший на вооружение раньше «Грача»... Очень интересный был музей в штабе нашего полка. Боюсь только, в эпоху «самостийности» всё там пропало.


Вот, кстати, «бортовой 05» у здания штаба уже как памятник, а на фото выше – он ещё «лётный».

Ну я и решил свой собственный «музей» сделать...








Тем более что на очередной юбилёй подарили мне модели и Яка и АПА, ну а аэродром сам «выпилил».




Знаете, какое главное «орудие» техника? Водило! Это покруче, чем РУС, им ты машину рулишь, на нём, если время позволяет, можно и прикорнуть на чехлах...






Ну и стремянка, конечно... Как без неё. Опять же, башмаки-упоры – как машину без них газовать?












А вот без этой машинки АПА-50М Як вообще никуда не полетит... Такая интересная система была придумана.

Дело в том, что Як, наверное, единственный самолёт, который не может самостоятельно запустить двигатель. И не потому, что электропитания нет на борту. А потому, что автомат запуска у него установлен не на двигателе самолёта (Р27В-300), а на АПА. Т. е. циклограмма запуска отработает только при подключенном внешнем агрегате. Как у нас народ шутил, чтобы нейтрализовать наш полк, достаточно в автопарке АПА в бак сахарку сыпануть... И всё, никто никуда не летит.
















В общем, и с самой моделью пришлось повозиться, наши китайские друзья не всегда утруждали себя с точностью подгонки деталей. Да и подготовка под окраску, дабы выглядел, как живой, тоже не самое простое занятие.

Ну что получилось – судить вам. В принципе, фото с чем сравнить есть.


Полосатые штанги и рыжие коробки у мачты освещения – это наземные агрегаты подачи питания (мы ими не пользовались по указанной выше причине).


Ракурс, как на фото...



Немножко крупнее.






Ну и средний план.






Як-38 – модель от Hobby Boss. АПА-50М – модель от AVD models. Всё остальное: ПВХ, картон, латунь, алюминий... Грунт KUDO, краски TAMYA.

Жаль, конечно, что не хватает фигурок людей... Но я скульптор хреновый, а фигурок техников я, увы, не нашёл. Пилотов в масштабе в ВМСК, как положено, сколько угодно... А техников советских нет... Одни фрицы. Есть на ВОВ – но там совсем другая форма...

Кстати, комбезы технички у нас были кремовые... Проклянешь всё на свете, пока отстираешь. Масло, керосин, сажа...

А всё равно это было замечательное время! Это были наши первые крылья над океаном. И, кстати, далеко не такие плохие, как о них нынче пишут... Хотя техников КБ Яковлева «любило» какой-то очень извращённой любовью. Я как-то посчитал, чтобы выполнить регламент в парковый день, мне надо было ручками открутить и потом закрутить около 400 винтов под «крест»...

А это вам и песенка на тему.


Моим однокурсникам из 135 к/о и сослуживцам из 299 КШАП посвящается. Диорама «Як-38 на техпозиции». Аэродром Новофёдоровка (Крым, Саки. НИТКА). 59-й бортовой номер – машина, на которой я был техником.
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 мая 2022 04:24
    Спасибо Алексей. Интересно так же послушать пилотов этого самолёта или что знаете сами. Сравнить с английским самолётом вертикального взлёта. Ваше мнение о ЯК- 141? Буду ждать следующей статьи. soldier
    1. +11
      24 мая 2022 10:52
      Ну по большому счёту Як был ничем не хуже Харриера, а по тяговооружённости его превосходил. (опять же если сравнивать сравнимые модификации) Ну а "Фристайл" должен был кардинально поменять ситуацию - жаль что попал он уже на "интересное время" - а мы их ждали, должны были на него перевооружаться. Баку (пр 1143.4) то уже под них строился...
      1. +1
        24 мая 2022 22:20
        в Севастополе на северной стороне у 4 причала есть Михайловская батарея нынче музей , довольно хороший , так там стоит самолёт як38у б\н 03 , очень интересная машина . но что меня удивило почему у него такие маленькие плоскостя ? я понимаю что это самолёт сввп , но его представляют как штурмовик , а какая манёвренность и малая скорость для захода на цель при таких крыльях ?
        1. +5
          24 мая 2022 22:28
          Ну это реально кажущееся. Крыло кажется маленьким из за относительно толстого фюзеляжа. В реальности крыло там почти такой же площади как у Миг 21го. И кстати по пилотажным свойствам и взлётно посадочным характеристикам Як был очень близок к мигарю. Не зря у нас 3я эскадрилья в полку была именно на Миг 21 - на них отрабатывали "полёты по самолётному" прежде чем переходить на вертикальные...
  2. +6
    24 мая 2022 04:29
    59-й бортовой номер – машина, на которой я был техником.
    hi Ностальжи....
  3. +1
    24 мая 2022 05:04
    Автор, если вы в курсе, это правда, что бортовые номера на корабле во время рейда втихую перекрашивали, чтобы Нато думало, что летают разные машины?
    1. +10
      24 мая 2022 10:49
      Ну я о таком не слышал... и так хватало в общем то. Какой смысл так "обманывать" если наши заклятые друзья и так видели сколько машин на борту. Мы же с ними "нюх в нюх" ходили регулярно... не то что номера, заклёпки можно было посчитать.
      1. +2
        24 мая 2022 13:01
        Цитата: AC130 Ganship
        Автор, если вы в курсе, это правда, что бортовые номера на корабле во время рейда втихую перекрашивали, чтобы Нато думало, что летают разные машины?
        Было такое на крейсере «Киев», когда, судя по номерам, в воздух было поднято больше самолётов, чем в корабле могло поместиться. Но разовая это была показуха, или практиковалось время-от-времени, информации не имею.
  4. +6
    24 мая 2022 05:37
    Отличный репортаж с места событий, отличные модели - прямо душа радуется!
    Небольшой вопросик: полосатый столб с конусам - это что то противопожарное?
    1. +6
      24 мая 2022 05:48
      Молодец Вы. Ностальгия дело тонкое. Очень все красиво. Мечтаю что-то подобное "сотворить" на тему вертолетного полка СФ.
    2. +6
      24 мая 2022 10:34
      Это просто мачта освещения. Ночью же тоже летали.
      1. +2
        24 мая 2022 11:19
        Цитата: Даос
        Это просто мачта освещения.

        Понятно, просто по бокам мачты какие то шланги с раструбами, выглядят по пожарному. Ну хоть они то пожарные? winked
        1. +6
          24 мая 2022 11:37
          Нет. Это агрегаты аэродромного питания для подготовки самолётов. Мы ими не пользовались (по изложенным выше причинам) а для других самолётов можно было не гонять моторесурс АПА а подключаться с помощью этих штанг.
  5. +6
    24 мая 2022 05:44
    Кстати, комбезы технички у нас были кремовые... Проклянешь всё на свете, пока отстираешь

    Все самолеты с ТРД-двигателями чистые, можно во фраке с бабочкой обслуживать. А мне в одно время доводилось обслуживать АН-2, на них десантники делали свои первые прыжки, вот там комбез хрен отстираешь! Весь в масле и го...не wink А за статью спасибо!
    1. +13
      24 мая 2022 10:37
      Ну как сказать "чистые" ... Смотря где. Например на моём изделии в районе подъёмных двигателей он всегда как пончик в масле... Дело в том что у ПД была открытая маслосистема и масло выбрасывалось в газовый тракт...
  6. +7
    24 мая 2022 06:18
    Цитата: Автор
    рассказать немножко реальной истории....

    Жду продолжения, а то нехорошие чувства вызывают виртуальные "жители СССР", у которых вместо треугольных пакетиков молока(как их все реально называли) были некие "тетрапаки".
    1. +6
      24 мая 2022 11:24
      Цитата: Гюнтер
      были некие "тетрапаки".
      Будете смеяться, но это тетрапаки и были, точнее технология выкупленная у "Тетрапака".
    2. +8
      24 мая 2022 13:07
      Цитата: Гюнтер
      Жду продолжения, а то нехорошие чувства вызывают виртуальные "жители СССР", у которых вместо треугольных пакетиков молока(как их все реально называли) были некие "тетрапаки".

      А это смотря какие годы. Когда я начал учиться в школе в 1980 г. - были вечно текущие по швам пирамидки, сложенные, ЕМНИП, в шестиугольные металлические корзины. Причём швов у пирамидки было два, так что тёк пакет в любом положении. А к окончанию школы появились уже и привычные нынче коробки-параллелепипеды, раскрывавшиеся сверху "с носиком".
      А у виртуальных жителей СССР надо сразу спрашивать - в чём продавались молокопродукты в СССР, какого цвета была крышка на кефире и из чего она была? smile
      1. +6
        24 мая 2022 13:28
        Здравствуйте, Алексей!
        Не знал, что мы с Вами ровесники.
        Про весь СССР не могу сказать, но в Мурманской области были стеклянные бутылки с крышками из фольги, на кефире они были светло- зеленого цвета, а "пирамидки" я видел только в Москве.
        1. +6
          24 мая 2022 14:29
          Цитата: 3x3zsave
          Про весь СССР не могу сказать, но в Мурманской области были стеклянные бутылки с крышками из фольги, на кефире они были светло- зеленого цвета

          Дык... это ж СССР - единый стандарт. И в Ленинграде, и на отдыхе в Крыму или в Сочи: кефир - зелёный, молоко - цвета натуральной фольги, сливки - сиренево-малиновый. Вот с ряженкой не помню - то ли фиолетовый, то ли золотой.
          А потом бутылки помыть, накопить, собрать в сумку - и в пункт приёма стеклотары. И не дай бог, чтобы щербинка на горлышке была... smile
          Цитата: 3x3zsave
          а "пирамидки" я видел только в Москве

          В Ленинграде они тоже были, но их брали крайне неохотно - ибо пирамидки постоянно текли. Нам молоко в пирамидках ещё и в школе на завтрак выдавали. smile
          1. +3
            24 мая 2022 15:30
            Вот с ряженкой не помню - то ли фиолетовый, то ли золотой.
            Бежевый, а еще был фруктовый кефир, там крышка была сиреневой или розовой.
            У нас еще молоко в розлив продавали, пока АЭС не достроили и совхоз не передали на баланс области.
            1. 0
              24 мая 2022 16:43
              Цитата: 3x3zsave
              У нас еще молоко в розлив продавали, пока АЭС не достроили и совхоз не передали на баланс области.

              У нас тоже разливное молоко продавали - из бочек на перекрёстках. Но вставать за ним приходилось всё раньше. Если в школьные времена к бочке с бидоном (три литра - 84 копейки за бидон) я приходил часов в семь, то в начале девяностых уже с вечера занимали. И хранилось это молоко... а-а-а, вообще не хранилось - если не вскипятил его по приходу, то к вечеру практически всегда скисало.
              Кстати, сейчас у нас во дворе тоже бочка приезжает - но уже днём.
              1. +1
                24 мая 2022 16:55
                И хранилось это молоко... а-а-а, вообще не хранилось
                Ну, значит, нормальное молоко было.
                К слову, Алексей, я так и не смог определить Вашу локацию, Вы в каком районе живете?
                1. +2
                  24 мая 2022 17:26
                  Цитата: 3x3zsave
                  Ну, значит, нормальное молоко было.

                  Это да, консерванты тогда дорогие были. smile
                  Цитата: 3x3zsave
                  К слову, Алексей, я так и не смог определить Вашу локацию, Вы в каком районе живете?

                  Озерки - "меж трёх больниц" (Областная, №2, Святого Георгия). Я ещё помню, как они все строились. smile
                  1. +1
                    24 мая 2022 17:46
                    А я из "понаехвшихтут". Жил в "Веселом поселке", на Петроградке (это любовь навсегда!), на "Нарвской" (депрессивный район, от слова "совсем"), нынче живу на "Коменде"...
            2. +5
              24 мая 2022 16:45
              Полосатая крышка - Сливки. Правда редко доставалось. До сих пор питьевые сливки обожаю.
              1. +2
                24 мая 2022 16:58
                "А ты местный кефир пробовал?" (С)
        2. +1
          24 мая 2022 15:29
          В Москве были точно такие же бутылки. Ряженка была, если не ошибаюсь, с розово-фиолетовой крышкой
        3. +3
          24 мая 2022 16:46
          Я тоже кстати с 80-го в школу пошел.
          1. +1
            24 мая 2022 18:24
            Братва!!!)))
      2. +2
        24 мая 2022 21:22
        А ещё из проволочных ящиков для молочных бутылок получались отличные санки для катания по льду... ;-)
      3. 0
        5 июля 2022 13:02
        В начале 80- х уже были пластиковые пакеты с молоком и кефиром,сливками.В тетрапаки упаковывают пастелизированое молоко.
    3. 0
      25 мая 2022 10:24
      у которых вместо треугольных пакетиков молока(как их все реально называли) были некие "тетрапаки".

      Но это все равно был
      Tetra Classic
      / и иногда их звали пирамидки
  7. +4
    24 мая 2022 06:38
    Супер! Даже немного завидую, увлеченности и терпению. И на память всплыли, уроки труда в начальных классах, с моделированием из готовых наборов, - рейки, бумага для авиамоделей, резинка...
    1. +5
      24 мая 2022 10:46
      Ну я заниматься моделизмом начинал ещё во Дворце пионеров. Даже в соревнованиях участвовал, с той поры наверное и любовь к технике вообще. Вот на старости лет снова вспомнил...
      1. +7
        24 мая 2022 12:54
        Вот на старости лет снова вспомнил...

        Мастер . Удивительное терпение.... В этом деле главное - вовремя остановиться . laughing Чем больше лепишь, тем меньше нравится сделанное раньше . Ещё вчера думаешь " Во я молодец, как красиво вышло ", а сегодня " Ну и фигня по сравнению с сегодняшним " . А то и так - делаешь, делаешь , а потом через коленку и в мусор . Не лежит душа, хоть тресни.
        Был у нас мастер спорта международного класса по моделизму. А по совместительству лётчик Ми-8 .
        Глянул я на его стендовую каравеллу - и сразу потух . Шедевр, до которого хоть из штанов выпрыгни , не дотянешься. Плюнул . И с тех пор делаю , что умею - радиоуправляемые полукопии - полуигрушки для детворы . Долго не живут . Да и раздарил почти всё.
        1. +4
          24 мая 2022 20:38
          Ну тут дело такое... Делаешь то по большому счёту для себя, для души... поэтому тут вопрос у кого чего душа просит. И время опять же... Я Бисмарка строил больше 5 лет...




          Забрасывал, снова брался... но однако получилось.
          Сейчас планирую новый проект, хочу воспроизвести р/у модель фигурного курса с которой я в своё время выиграл зональные соревнования. По той, советской технологии, без покупных деталей.
      2. +2
        24 мая 2022 19:50
        hi Здравствуйте, Алексей. Великолепная работа. Спасибо за мастер-класс.
        С Уважением.
  8. +4
    24 мая 2022 06:41
    Добрый день, возник вопрос, если на земле запуск осуществлялся от АПО, то как это происходило в море? Там тоже был автомобиль или какое то другое устройство? Это на аэродроме места много и можно к каждому самолету подогнать автомобиль и оперативно всех запустить. А как в условиях стесненности на корабле? Да и много машин там проблемно разместить.
    1. +5
      24 мая 2022 10:44
      На кораблях тоже отдельные агрегаты запуска (там они покомпактнее) ну и на корабле же тоже техпозиция есть. По моему рассчитано было на одновременный запуск и взлёт до 4х машин.
  9. +5
    24 мая 2022 06:52
    Спасибо за статью, и за Вашу работу!
  10. +1
    24 мая 2022 07:58
    Спасибо, Автор!
    Особо поражает детализацияция покраски. Жаль масштабы не соответствуют, и это заметно.((
    hi
    1. +2
      24 мая 2022 10:42
      А масштаб чего не соответствует?
      1. +3
        24 мая 2022 11:29
        Цитата: Даос
        А масштаб чего не соответствует?

        1:48 (Як), 1:43(ЗиЛ). hi
        1. +2
          24 мая 2022 11:34
          Это да, к сожалению нет этих моделей в одном масштабе. Но разница не очень велика.
          1. +1
            24 мая 2022 19:07
            Качал эту тему.. Хотел возпроизести тему "Тополей" 90-х годов...
            Спасибо,Вам!!
            1. 0
              28 мая 2022 16:51
              Нигде не нашел своего Тополя с точкой
  11. +1
    24 мая 2022 08:18
    Классная работа. Молодость вспомнил. :) Но вот рамка лестницы (или как правильно? Трап?) толстовата. Впечатление складывается, что из труб 100 мм сварили. :)
    А материала о Вашей работе техником маловато. А жаль ...
    1. +6
      24 мая 2022 11:44
      Ну стремянку я делал из "сварочной проволоки" - взял самую тонкую что была. Да. чуть толще чем в масштабе... но в масштабе не соберёшь... и так надрюкался с кондуктором и всё под лупой... По хорошему тут "травлёнка" нужна но не нашёл...
  12. +3
    24 мая 2022 08:32
    мне надо было ручками открутить и потом закрутить около 400 винтов под «крест»...

    Скажите, пожалуйста, а был у Вас в то время какой-то аналог современного шуруповёрта?
    Или реально всё "ручками" ?
    1. +5
      24 мая 2022 10:39
      Были только механические отвёртки. Теоретически в ТЧ иногда пользовались пневматикой. Электрических тогда точно не было.
      1. +3
        24 мая 2022 12:45
        Электродрели уже были, но без плавного пуска.
        Вообще же и в мире в целом с ручным электроинструментом дела обстояли ахово. "Бош" запустил свою первую полномасштабную линейку только в 1982 году.
        Спасибо за статью!
  13. +8
    24 мая 2022 08:33
    Проерасная статья. На воздушном параде 1990 года в Жуковском видет эту машину в воздухе, зависала над Москвой-рекой. Шум совершенно дикий. Несколько позже видел Як-141 в воздухе, на испытаниях. Финансирование проекта прекратилось после расстрела ЕБНом парламента в 1993 году.
    1. +5
      24 мая 2022 10:41
      Да, когда он ПД запускает там такой визг стоит... Нам специально выдавались шумоглушащие шлемофоны... иначе просто трындец... Ну а что... считай больше 5 тонн тяги и до среза сопла сантиметров 30...
    2. +2
      24 мая 2022 11:29
      Финансирование проекта прекратилось после расстрела ЕБНом парламента в 1993 году -Скоростной, военный, черный,
      Современный, двухмоторный
      Самолет — стальная снасть —
      Ухнул в землю, завывая,
      Шар земной пробить желая
      И в Америку попасть.
  14. 0
    24 мая 2022 10:13
    красиво....
    еще фок-мачту (или как там её) сделать..для окончательной..картины-))))
  15. +5
    24 мая 2022 10:20
    Автору спасибо. В 1978г я начинал свою трудовую в КБ Яковлева (ММЗ "Скорость"). Как раз в макетном цехе. В т.ч. делали макеты 38-х и 41-х.
    Приятно посмотреть на хорошую работу и вспомнить молодость.
  16. exo
    +4
    24 мая 2022 10:35
    Интересный рассказ и диорама-классная! Сам отработал техником по СиД больше 20 лет. А сейчас инженером. Правда, в ГА. Ну и модели строю.Как же без этого!)))
  17. +2
    24 мая 2022 11:25
    Да пришлос побывать в годах в Саках 78-79 аппарат довольно интересный для своего врмени
  18. +4
    24 мая 2022 13:12
    Знаете, какое главное «орудие» техника? Водило! Это покруче, чем РУС, им ты машину рулишь, на нём, если время позволяет, можно и прикорнуть на чехлах...

    © Валерий Владимирович Медведев. Иркутское ВВАИУ в 1980г. 8 лет техником - в 703 уап Черниговского ВВАУЛ (г. Городня). 12 лет - преподавателем в Васильковском ВАТУ.
    У него вообще шикарный цикл рисунков по работе техсостава.
    1. +5
      24 мая 2022 20:40
      Я с ним знаком заочно... рисует человек замечательно. Ну а я вот пишу да модельки клею...
      Техник он зараза как правило талантливая... ;-)
  19. -3
    24 мая 2022 13:16
    Три часа - предполётная, семь - полёты, полтора часа - послеполётная (и то на очень большом аэродроме, когда от одной аэ в полётах участвуют 8..10 самолётов). Как-то так...
    Як-38 - это не самолёт, а так... икспиримент, причём неудачный.
    1. +5
      24 мая 2022 20:46
      Ну вот мне всегда было интересно почему у нас "имею мнение хрен оспоришь" подаётся как истина? Як конечно машина специфическая... Но тем не менее отнести его к неудачным экспериментам я бы поостерёгся. Один из двух серийных как минимум. Три строевых полка - это многовато для эксперимента. Процент потерь (особенно пилотов) значительно ниже чем у того же Харриера. Его развитие (41й) по сию пору не превзойдённый уровень СВВП. ИМХО опять же... но проект 1143 с 41ми... сейчас бы весьма не лишним был...
      1. -2
        25 мая 2022 10:58
        Учитывая, что самолёт был не способен взлететь в жару, имел никакую боевую нагрузку и радиус действия 90 км, назвать это недоразумение "специфической машиной" - это хороший комплимент. Я бы сказал так: если бы на смену Як-38 пришёл Як-141, то икспиримент можно было бы назвать оправданным. Но...
        1. +3
          25 мая 2022 13:08
          Проблему взлета в жару решили. Собственно даже операция ромб это показывает.
          Радиус до 170км, боевая нагрузка до 1.5-2 тонн (соответствует миг-21). Ну и нужно учитывать, что это нишевый самолёт.
        2. +3
          25 мая 2022 13:11
          Вы похоже тоже "интернетов начитались"... Во первых после цикла доработок и установки системы кислородной подпитки ПД Яки взлетали в любую жару... Его боевая нагрузка при работе по "полному профилю" была больше чем у хвалёного Харриера. Тот имея тонну на подвесках по вертикали вообще взлететь не мог. А 38М поднимал до полутора тонн... Боевой радиус сильно зависел от "профиля полёта" но даже при полном профиле и стандартной боевой нагрузке составлял около 200 км что никак не 90 и больше чем у большинства боевых вертолётов. Это Харриер по вертикали поднимал фактически только самого себя. Поэтому собственно взлетали почти всегда с ВКР.
        3. +1
          25 мая 2022 13:33
          Я думаю вам стоит почитать эти монографии.



          А также статьи на topwar.ru
          1. +2
            25 мая 2022 13:56
            А также руководство по Як-38 1983 года.
            1. +1
              25 мая 2022 19:59
              Ой, мой учебник...
              1. 0
                25 мая 2022 21:25
                Если она Вам нужна,то она здесь.
                http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=734&t=3122&sid=f72c68d60937510bc30bab7c3a8ff965&start=60
                1. +1
                  25 мая 2022 22:08
                  Спасибо, скачал уже... Начал читать прям хоть по каждой строчке воспоминания... А ведь когда то мы эту книжку под роспись получали с давали в секретную часть. Даже конспекты все были под грифом - выдавались и сдавались.
      2. +1
        25 мая 2022 13:03
        Все же уже один из трех серийных.
  20. +5
    24 мая 2022 13:33
    Спасибо за отличную статью,требую продолжения банкета.У меня вопрос,как взлетали Як-38 на аэродроме,по-самолётному,с коротким разбегом или вертикально.Если вертикально,то бетонная ВВП обычная судя по фото,не термоупрочнённая,на ТАКР Киев на палубе были керамические плиты,импортные,если не ошибаюсь из Швеции,с детективной историей спецслужб.К тому же во время операции «Ромб»,был потерян один Як-38,из-за потери мощности и заброса температуры в ТРД,можете прояснить.А также был создан прицеп-стартовая площадка для Як-38,это получило развитие или кануло в Лету,как и проект стартовых точек с решетчами газоотбойниками на сухопутных аэродромах подскока а также корабельная версия их.Если можете поделиться с этим буду очень рад.Спасибо большое за статью.
    1. +5
      24 мая 2022 21:01
      1) Летали по всякому. И по самолётному и с ВКР и по "полному профилю" - для вертикальных были две площадки выложенные теми самыми стальными плитами с термозащитной эмалью. НИТКА она же не только трамплин и финишёры отрабатывала.
      Да, аэродромщики нас не любили, сильно даже на рулении Як разрушал швы между плитами... Там кстати на фото техпозиции на заднем плане дымит агрегат, швы заливают...
      Не было на ТАКРах никакой керамики. Были стальные плиты покрытые специальной термокраской... Зелёная такая...
      2) Як насколько я знаю в Афгане не теряли... Было несколько случаев аварийных, когда нагрузку приходилось сбрасывать "на невзрыв" поскольку тяги не хватало. Ну шмякались, до ремонта... Но потерь не было... ПД вообще крайне чувствительны к колебаниям температуры и давления на входе из за короткого газового тракта - там как раз в итоге отрабатывали кислородную подпитку.
      3) Прицеп площадку для взлёта отработали, доказали что взлёт и посадка возможны но поскольку какого либо развития "сухопутная" тема на Яках не получила так в общем осталось в виде эксперимента. Ну и площадки быстровозводимые из стальных плит с термозащитой в общем то тоже. Каких либо сложностей это не вызывало... Хотя у нас как то курсант промахнулся мимо площадки и завис над грунтом... Сел... Но Як вырыл такой котлован... что сам был покрыт слоем грунта. Ничего, заменили движки и ввели машину в строй. Так что в случае нужды ... Ну а на корабле газоотводы в общем то и не понадобились... достаточно ход дать.
      1. +2
        24 мая 2022 22:12
        Хорошая у вас диорама получилась, но хотелось бы немного добавить по тексту статьи.
        1. Аэродромный передвижной агрегат для подачи электропитания и запуска ПМД Як-38, 38М, 38У назывался АПА-50М-3К.
        2. ПД уже на Як-38М были РД-38 с повышенной тягой, с мероприятиями по повышению ГДУ, усовершенствованной системой запуска и топливной автоматикой. Случаев незапуска как на земле так и в полете на Як-38М не зафиксировано, как и случаев самоостанова.
        3. Полётная палуба ТАКР типа Киев была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф, даже на двух площадках ТАВКр Кузнецов они есть.
        4. Техпозиция в Саках изначально была разработана на запуск ПМД Як-38, с двух сторон подсоединялись две АПА-50М-3К и осуществляли запуск на колонках, единственное условие - запуск по очереди трех, четырех самолетов, одновременный запуск не допускался, точно также было организовано на техпозиции в Североморске, в Саках была еще возможность списания полетной информации Тестер-У3, сер. 3К3 дистанционно (был специальный жгут), магнитофон не требовался.
        1. +2
          25 мая 2022 13:29
          С Кузнецова, к стати, як-38 летали в рамках испытаний.
  21. +4
    24 мая 2022 14:03

    А что с носовой частью,повреждения или авария при рулёжке.
    1. +6
      24 мая 2022 21:04
      А это прикольный снимок... Курсант на посадке "раскачал" машину... СК-ЭМ катапультировало его нафиг а автоматика успела подхватить и посадить машину (естественно приложив её о площадку) - но в итоге машину восстановили... У Яка была очень прочная конструкция.
  22. Eug
    +1
    24 мая 2022 14:08
    Всколыхнуло... только у нас в полку на водиле еще ящик с инструментом крепили при буксировке из капонира на Централизованную Заправку (так у нас ТехПозицию называли). Чехлы на самолете в скатанном виде, ящик с инструментом на водиле, водило приведено в траспортное положение (чуть приподнято рукояткой насоса НР01/1, тягачи - КрАЗы) - к буксировке готов!
    1. +2
      24 мая 2022 21:26
      Ну там у меня в "Байках старого техника" тема чехлов и буксировки надеюсь полнее раскрыта... Водило было конечно полегче так что всё "пердячим паром" без гидравлики... и таскали нас те же АПА.
  23. +2
    24 мая 2022 16:52
    Интересно. А как их запускали на авианосцах? Вспоминаю советский фильм "Случай в квадрате 36-80". На платформе с трюма подняли, крылья разложил, НУРСы прицепили, поднялся и полетел. wink
    1. +5
      24 мая 2022 21:14
      Ну собственно так и запускали... На корабле был свой "пусковой агрегат". Там можно было запустить двигатель и на тех позиции (справа за надстройкой) и непосредственно на взлётной площадке. Были лючки и кабельные трассы. Ну а когда испытывали Яки на Москве так для запуска АПА на борт брали...

  24. 0
    24 мая 2022 19:34
    Так и не втянул) : бортовые 05,25, памятник, модель в коробке.. Это всё про ЯК-38?
    05_25 совершенно разные же?
    1. +3
      24 мая 2022 21:18
      бортовой 05 - это спарка Як 38У (изд. ВМУ) он же "бешеный огурец".
      бортовой 25 это обычный боевой Як 38.
      Вообще было три серийных модификации Яков... Як 38, Як 38У, Як 38М - Эмки отличались новыми двигателями (увеличенной тяги) наличием возможности нести ПТБ, и контейнерной пушкой.
      1. +1
        25 мая 2022 00:46
        Кстати нашёл очень интересный сайт по Як-38.
        http://www.vologda18.ru/index.php/forum/istoriya-morskoj-aviatsii-rossii/78-yak-38-palubnyj-shturmovik-svvp
        Тогда вопрос к Вам,исходя из схемы вооружения Як-38,Вы и лётчики в ваше время службы отрабатывали реальные пуски ракет Х-23М и ракеты Р-60,или только в теории?
        1. +3
          25 мая 2022 13:03
          Р 60е пускали. (даже один случай был с пуском на техпозиции) а Х 23е только подвешивать тренировались.
      2. 0
        25 мая 2022 13:33
        Вы пишите про контейнерную пушку на як-38м. Т. Е. ВСПУ-36 таки серийно применяли?
    2. +1
      24 мая 2022 21:27
      05 - спарка, учебно-боевой, поэтому кабина другая, чтобы инструктора разместить.
  25. 0
    24 мая 2022 22:07
    А можно Об операции Ромб? Калиев боеприпаси реално применяли ? УБ-32-57 ,УПК-23? И сколько било реално по духам?
    1. +3
      24 мая 2022 22:31
      С УПК точно не работали. В основном НУРС и бомбы. Пробовали даже С 24 - но по вертикали Як их там поднять не смог... А так стандартная боевая шесть соток или два блока Б20. или 4 УБ 16
    2. +1
      25 мая 2022 23:06
      В Афганистане работали только на полигоне афганской армии. Секретность была страшная. И когда супостаты заинтересовались испытаниями Су-25 и Як-38, то испытания прекратили и отправили всё в Союз.
      Очевидно, что Як-38 в Афганистане был совершенно бесполезен, а в океане тем паче. Такой самолётик стал бы лёгкой добычей для ПВО практически любого корабля. А поразить любой корабль ему было нечем. "Голубь мира". Единственно и только лишь для формирования корпуса палубных пилотов, которые ждали что-то вроде Як-141.
      1. +1
        25 мая 2022 23:32
        Ну мягко говоря не так. В Афганистане Як как раз мог быть полезен - отрабатывался вариант огневой поддержки "по вызову". Вертикалки могли значительно быстрее чем вертолёты прилетать на вызов авианаводчиков и им как и вертолётам не требовались полосы. И работали не только "на полигоне" - было несколько десятков боевых вылетов по реальным целям. И испытания свернули точно не из за внимания "супостатов" - была выполнена задача - по итогам этих испытаний машины были доработаны. .
        И на море... самолётик как минимум нёс специзделие и лёгкой добычей для ПВО он не был. Станция помех + малые размеры - и возможность работать "по зрячему" из под радиогоризонта. Гораздо более древние Скайхоки Аргентины успешно бомбили свободнопадающими бомбами современные на тот момент корабли Британии. Хотя безусловно машина была больше "опытно-боевой".
  26. 0
    24 мая 2022 22:54
    Фотографий минимум. У меня вообще нет, что было сгорело.
  27. +1
    25 мая 2022 22:10
    Автор, молодец!
    Хорошо сработано, профи!
    Не один десяток коробок замучил
  28. 0
    28 мая 2022 17:53
    Цитата: Алексей Z
    Нигде не нашел своего Тополя с точкой

    М? Восьмиосный? У меня в контекстной рекламе постоянно вываливается...( со смартфона...). Есть и готовые модели. Я до сих пор не собрал за два года М 1:72.
    Сегодня выскочила реклама "Тополь-М"(8- осный) М 1:35(!),- 1200 деталей +... hi
    1. 0
      14 июля 2022 15:43
      Нет, такие видел, а вот своя никогда не попадалась, Тополь "с точкой", ещё 7осный.
      1. +1
        14 июля 2022 17:14
        Цитата: Алексей Z
        Нет, такие видел, а вот своя никогда не попадалась, Тополь "с точкой", ещё 7осный.

        Не все из служивших в те годы видели их, знали об их существовании( от региона зависело).
        hi