General Atomics показала макет «верного ведомого» Eaglet

10

MQ-9 и "верные ведомые", изображение 2021 г. Графика GA-ASI


Американская компания General Atomics продолжает разработку перспективных БПЛА, предназначенных для взаимодействия с техникой тяжелого класса. Несколько дней назад она представила полноразмерный макет такого беспилотника под названием Eaglet. В будущем он должен стать «верным ведомым» для тяжелых БПЛА MQ-1C и MQ-9, а также расширить их оперативные и боевые возможности.



Беспилотник с беспилотником


Концепция «верный ведомый» (Loyal Wingman) в исходном виде предусматривает создание БПЛА, способного взаимодействовать с пилотируемым самолетом и работать по его командам. Такой беспилотник должен брать на себя самую опасную работу, снижая риски для самолета и его экипажа. Не так давно было предложено реализовать такую концепцию с использованием только беспилотной техники.

В 2020 г. ВВС США запустили конкурс ALE (Air-Launched Effects). Ее целью является создание нового среднего по массе беспилотника, который сможет выполнять функции «ведомого» при БПЛА тяжелого класса. Последний при этом станет его носителем. К программе присоединилось несколько компаний, в т.ч. General Atomics Aeronautical Systems, Inc., имеющая большой опыт в сфере беспилотной авиации.

Год назад на конференции SOFIC-2021, посвященной технике и системам для Сил спецопераций, компания GA-ASI впервые показала внешний вид нового изделия. На опубликованном изображении художник показал тяжелый БПЛА MQ-9, выполняющий запуск двух меньших «ведомых» характерного внешнего вида. Позже появлялись и новые картинки с перспективным беспилотником.


Другой вариант применения "ведомых". Графика GA-ASI

Во время SOFIC-2021 компания-разработчик отметила сам факт существования нового проекта, но не стала раскрывать его подробности. Название беспилотника, его задачи, особенности и характеристики остались неизвестными.

Через несколько месяцев на конференции Ассоциации ВВС США компания GA-ASI продемонстрировала масштабную модель ранее показанного БПЛА. Как и ранее, подробности и техническая информация не приводились.

Проект «Орленок»


На прошлой неделе состоялась очередная конференция SOFIC-2022, и компания GA-ASI вновь показала свои последние разработки. В частности, на выставку привезли полноразмерный макет беспилотника-ведомого, год назад показанного только на картинке. На этот раз компания-разработчик раскрыла основные особенности проекта и огласила свои планы на будущее.

«Верный ведомый» для тяжелых БПЛА носит название Eaglet («Орленок»). Он разрабатывается в рамках программы ALE и одновременно является частью инициативы GA Evolution Series, направленной на создание и освоение новых технологий и решений в области беспилотной авиации.

Целью проекта Eaglet является создание многоцелевого БПЛА, запускаемого с тяжелых машин. Такие аппараты, стартуя с носителя, смогут решать широкий круг боевых и вспомогательных задач. Согласно требованиям к программе ALE, «верные ведомые» должны вести разведку с применением различных средств, обеспечивать целеуказание, применять системы радиоэлектронной борьбы и даже поражать обнаруженные цели.


Малый БПЛА крупным планом. Графика GA-ASI

Как и другие «верные ведомые», БПЛА Eaglet предназначаются для работы в опасных зонах. Потеря такого изделия от воздействия ПВО противника не станет большой проблемой. При этом более дорогой и ценный тяжелый БПЛА будет оставаться за пределами зоны поражения и продолжать работу.

GA-ASI сообщает, что летом новый проект Eaglet представят ВВС США. Первый полет запланирован на конец года. Сколько времени займут испытания и доводка, и как скоро БПЛА сможет дойти до серии, не сообщается. Планируемые сроки завершения программы ALE тоже не раскрывались.

Особенности конструкции


БПЛА Eaglet представляет собой беспилотник средних размеров, построенный по нормальной аэродинамической схеме с V-образным оперением. При этом в конструкции используются любопытные решения и идеи, повлиявшие на конструкцию и внешний вид.

«Орленок» построен в фюзеляже с плоским днищем и выпуклой верхней частью. Вероятно, в конструкции широко используются композитные материалы. Обводы фюзеляжа указывают на использование стелс-технологий и некоторое сокращение заметности. В носовой части фюзеляжа имеется лобовой воздухозаборник. В качестве центрального тела в нем присутствует перемычка, из которой выходит вал воздушного винта.


Макет БПЛА Eaglet обр. 2022 г. Фото Thedrive.com

Беспилотник получил раскладное крыло. В транспортном положении консоли уложены вдоль фюзеляжа, в рабочем выходят на штатную стреловидность. Использовано V-образное хвостовое оперение. На всех плоскостях предусмотрены рулевые поверхности.

Тип двигательной установки неизвестен. Лобовой воздухозаборник указывает на применение поршневого или турбовинтового двигателя. При этом выемка на верхней поверхности фюзеляжа может быть соплом ТВД. Полет осуществляется при помощи тянущего воздушного винта.

Очевидно, что для «Орленка» разрабатывается особая система управления с максимально возможной автономностью. Она должна выполнять полет по заданному маршруту, выполнять поставленные задачи и реагировать на изменение обстановки. Как продвигается разработка такой системы, не сообщается.

Размах крыла и длина БПЛА Eaglet – ок. 10 футов (ок. 3 м). Масса – 200 фунтов (91 кг). Максимальная скорость – 210 км/ч. Дальность – 700 км, продолжительность полета – 8 ч. Старт будет осуществляться с воздушного носителя. Способ посадки неясен. Не исключается возможность возвращения на тяжелый БПЛА.

Полезная нагрузка «Орленка» размещается внутри планера и весит 20-30 фунтов (9-13,6 кг). Беспилотник сможет нести приборы разного назначения, но разработчик не уточняет, какие именно.


Применение БПЛА типа ALE в боевой обстановке. Графика Минобороны США

В качестве носителей «ведомого» рассматриваются тяжелые БПЛА MQ-1C и MQ-9. Изделия Eaglet будут размещаться на внешней подвеске с использованием стандартных держателей полезной нагрузки. MQ-1C и MQ-9 смогут нести и применять по два беспилотника.

Теория и практика


Концепция Loyal Wingman появилась достаточно давно и с тех пор активно изучается ведущими странами. Она показала свой потенциал на теоретическом уровне, и теперь разрабатываются реальные проекты с прицелом на внедрение в ВВС. Кроме того, прорабатывается возможность создания особых вариантов «верного ведомого», таких как ALE / Eaglet.

В целом преимущества беспилотного «ведомого» хорошо известны. Специальный БПЛА, сопровождающий самолет, способен взять на себя часть боевых и вспомогательных задач, а также возможные риски при работе в опасной зоне. Самолет может управлять одним «ведомым» или несколькими. Групповое применение позволяет охватить более крупный район и быстрее собрать необходимую информацию либо выполнить все атаки.

Тяжелые разведывательно-ударные БПЛА, такие как MQ-1 или MQ-9, в свое время создавались в качестве дополнения или замены для пилотируемых самолетов и должны были взять на себя часть их задач. Программа ALE теперь предлагает передать им функции «ведущего» легких и средних беспилотников. При этом планируется получить двойной набор преимуществ и выгод.


MQ-1C - один из предполагаемых носителей "Орленка". Фото GA-ASI

Носитель в виде тяжелого MQ-9 или MQ-1C даст большую дальность и продолжительность полета, а также все известные возможности по ведению разведки. Малые Eaglet смогут увеличить рабочий радиус комплекса и снизить риски для дорогих тяжелых носителей. При этом «Орлята» смогут нести разное целевое оснащение, что упростит организацию конкретных миссий при обеспечении необходимого потенциала.

Впрочем, получение подобных результатов связано с известными трудностями. Компании General Atomics и ее конкурентам по программе ALE предстоит решить ряд важных и сложных вопросов. Прежде всего, необходимы новые средства управления – полный комплекс для «ведомого» и дополнительные устройства и программные модули для «ведущего». Затем предстоит небыстрая и непростая отработка новых конструкций и систем на земле и в воздухе, связанная с теми или иными рисками. И только после этого Eaglet сможет в полной мере претендовать на место в ВВС.

Планы на будущее


К настоящему времени компания GA-ASI провела основную часть проектных работ и уже демонстрирует полноразмерный макет нового БПЛА. В ближайшие месяцы проект представят заказчику, а до конца года может состояться первый полет. Вскоре после этого ВВС США должны будут изучить предложения конкурсантов и выбрать наиболее удачный беспилотник для дальнейшего развития.

Какими будут результаты программы ALE, неизвестно. Перспективы проекта Eaglet в рамках этой программы тоже под вопросом. Однако сам факт наличия этих разработок говорит о многом. Он показывает, что ВВС США намерены продолжать развитие направления «верных ведомых», в т.ч. в виде полностью беспилотными комплексами. Насколько успешной будет такая версия этой концепции, станет ясно в ближайшие годы.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 мая 2022 22:34
    Отверстие в верхней части физюляжа скорей всего выхлоп поршневого двигателя, а не сопло газовой турбины. Если это всё же турбовинтовой апарат, то направленное сопло на верх не прибавит подъемной силы. Скорей всего поршневик, выхлоп на верх для уменьшения инфракрасной сигнатуры (если смотреть с земли в тепловизор).
    При таких габаритах вешать турбовинт не вариант, ценник будет конский, расход топлива зверский, мощность избыточной, тепловая заметность значительной.
    Да и КПД газовой турбины при таких размерах будет низким.
    Если это недорогой однаразовый апарат, то скорей всего поршневик, на подобие как у орлана-10.
    Интересная штука.
  2. +4
    26 мая 2022 23:44
    Тип двигательной установки неизвестен. Лобовой воздухозаборник указывает на применение поршневого или турбовинтового двигателя. При этом выемка на верхней поверхности фюзеляжа может быть соплом ТВД. Полет осуществляется при помощи тянущего воздушного винта.

    Возможно тип двигательной установки (ДУ) - свободно-поршневой газогенератор (СПГГ) со свободно-поршневыми линейными электрогенераторами. Почему СПГГ, а не турбовинтовой двигатель предпочтительно применить в верном ведомом?
    Маленькие ТВД менее экономичны по сравнению с большими ТВД, имеющими газовую турбину большего диаметра. Причина низкой экономичности - в зазорах уплотнений газовой турбины. Технологически трудно уменьшить зазоры уплотнений в газовых турбинах малых ТВД.
    Для не очень больших беспилотников (по сравнению скажем с АН-225), имеющих на борту не очень большие двигатели, топливная экономичность важна - она позволяет дольше находиться в воздухе на одной заправке.
    Мощность поршневого двигателя на основе СПГГ со свободно-поршневыми линейными электрогенераторами может быть резко увеличена применением турбонаддува турбокомпрессором, приводимым во вращение выхлопными газами СПГГ. Аналогично турбонаддувом увеличивают мощность ДВС в автомобилях. Вместо отбойных пневматических камер (аккумулирующих энергию для последующего такта сжатия в центральной камере сгорания) могут быть применены отбойные камеры сгорания, в которых топливо сжигают для последующего такта сжатия в центральной камере сгорания.
    Плотность энергии, хранимой в качестве химического топлива и используемой в двигательной установки на основе свободно-поршневого газогенератора (СПГГ) со свободно-поршневыми линейными электрогенераторами, — превосходит как аккумуляторные батареи любого типа, так и топливные элементы.
    Чем объясняется такая высокая экономичность СПГГ? Ее секрет в том, что в камере сгорания дизеля температура рабочего тела достигает 2000— 2200'С. Предельно же допустимая температура на рабочих лопатках лучших газовых турбин 800 — 1000'С, а паровых всего 550—600°С. Такая разница объясняется просто: в двигателях внутреннего сгорания процесс периодичен, нагрев сменяется охлаждением, горячие газы не действуют на поршни и стенки цилиндра непрерывно, как на лопатки газовых турбин.
    Миниатюрность размеров, высокая плотность хранения энергии, дешевизна производства — делают генераторы такого типа особенно привлекательными для использования их в качестве миниатюрных источников энергии, для небольших летающих дронов военного назначения.
    Выемка на верхней поверхности фюзеляжа верного ведомого - может быть выхлопным соплом турбокомпрессора наддува СПГГ. Тянущий воздушный винт верного ведомого может приводится во вращение электродвигателем, питаемым электротоком, вырабатываемым свободно-поршневыми линейными электрогенераторами.

    1. +1
      27 мая 2022 09:23
      Пусть делают небольшие дирижабли с камерой. Больше толку будет. Они же одноразовые!
    2. 0
      1 августа 2022 00:26
      СПГГ очень плохо поддаются регулированию. По сути, экономично работает только на номинальном режиме. Линейный генератор всегда по удельной мощности проигрывает ротационному. Да и что даст электропередача при винтовой нагрузке. Так что ничего лучше поршневого двигателя в данном случае не просматривается.
      1. 0
        9 августа 2022 12:06
        Цитата: ln_ln
        СПГГ очень плохо поддаются регулированию. По сути, экономично работает только на номинальном режиме. Линейный генератор всегда по удельной мощности проигрывает ротационному. Да и что даст электропередача при винтовой нагрузке. Так что ничего лучше поршневого двигателя в данном случае не просматривается.

        По удельной мощность (Вт/Кг массы двигателя) безусловный лидер - турбореактивный двигатель. Но он прожорлив, неэкономичен, много топлива потребляет на 1км пути.
        Сравним по массе два двигателя одинаковой мощности - двигатель внутреннего сгорания (ДВС) со свободными поршнями и поршневой ДВС с коленвалом.
        Удельная мощность ДВС со свободными поршнями выше, чем у поршневого ДВС с коленвалом, т.к. нет тяжелых коленвала, маховика, редуктора.
        Есть конечно доп. затраты массы на электродвигатель и электрогенератор. Но современные технологии позволяют резко уменьшить массу электродвигателя и электрогенератора, сделав её меньше суммарной массы коленвала, маховика, редуктора, имеющихся в ДВС с коленвалом той же мощности (подобно тому как в ВЧ инверторах переходом с частоты 50Гц на частоту 50кГц резко уменьшили массу ВЧ ферритовых трансформаторов). Например авиационный тяговый электродвигатель ДТ-60 НС для прямой установки воздушного винта с частотой вращения 2100 об/мин, обеспечивает механическую мощность на винте 60 кВт при жидкостном охлаждении с помощью автомобильной охлаждающей жидкости, является бесконтактным двигателем постоянного тока с постоянными редкоземельными магнитами, весит всего 22 кг. Ссылка: https://naukasoft.ru/produkciya/aviacionnoe-oborudovanie/aviacionnyi-tjagovyi-ehlektrodvigatel-dt-60-ns.html
        Свободнопоршневой ДВС более надёжен - в нем меньше деталей и меньше вибраций, чем у ДВС с коленвалом. Электропередача при винтовой нагрузке даст повышение экономичности расхода топлива на 1км пройденного пути.
        Т.е. БПЛА со свободнопоршневым ДВС пролетит на большую дальность, чем БПЛА с коленвальным ДВС, при одинаковой мощности упомянутых ДВС.
        Что касается регулирования СПГГ, то современные микроконтроллеры, оснащённые датчиками Холла для контроля положения свободных поршней успешно решают проблему регулирования при наборе/снятии нагрузки электрогенератором. Не стоит также забывать о необходимости мощного источника электроэнергии в современных БПЛА для питания бортовых АФАР, лазеров, микроволновых пушек и т.д.
  3. +1
    28 мая 2022 00:03
    "При этом более дорогой и ценный тяжелый БПЛА будет оставаться за пределами зоны поражения и продолжать работу."
    Жесть, они уже боятся за потерю беспилотника.
    А потом что ? Сделают еще один беспилотник поменьше, чтобы не терять средние.
    Может тогда вообще не воевать, а то потеряешь еще что-нибудь.
  4. 0
    29 мая 2022 01:56
    У Eaglet 700 км туда и обратно вообщем1400 км масса 91 кг двигатель поршневой маловероятна дальность...
    1. 0
      14 августа 2022 04:46
      Смотря с какой высоты сбросят .
  5. 0
    3 августа 2022 01:01
    Какой вопрос решает сей пепелац - авиаматка ? Что вьiзвало его к жизни ?
  6. -1
    5 августа 2022 14:52
    Хосподи-спаси и сохрани!!!Где рисовали аэродинамику этого чуда в Сколкове?
    И конечно поразила своей глубиной догадка автора про сопло ТВД на горбу этого урода-там всего то 1200 градусов,-подумаешь, пропустили коллектор под обшивкой,зато красиво.
    Не ясно где же все таки то днище в которое наконец упрутся дегенераты заполнившие интернет...