Как танку Т-72Б пытались форсаж прикрутить

55
Как танку Т-72Б пытались форсаж прикрутить

При слове «форсаж» могут возникнуть разные ассоциации. Один подумает об известном фильме и гоняющих на закиси азота автомобилях, а второй вспомнит об авиации. Но вряд ли кому-то придут в голову танки, а ведь им возможность кратковременного, но значительного увеличения мощности двигателя порой нужна не меньше, чем какому-нибудь истребителю. Быстро преодолеть подъём или какое-то препятствие, выехать на позицию или шустро откатиться в укрытие – лишь малая часть ситуаций, где может пригодиться эта заветная «кнопка ускорения». Попыток внедрить форсаж на тяжёлых боевых машинах было немало. Одна из них проводилась в конце 80-х годов на танке Т-72Б.

Выбор способа форсажа и оборудование


Кратковременно форсировать двигатель танка возможно несколькими способами. Можно пойти по пути шведских конструкторов и внедрить в состав силовой установки второй – форсажный – мотор, который будет служить одновременно и вспомогательным источником энергии на стоянках. Либо реализовать на практике предложения оснастить танк накопителями энергии инерционного типа на манер некоторых опытных и мелкосерийных автомобилей с маховиками. Однако и в первом, и во втором случае требуется радикальная перестройка моторно-трансмиссионного отсека, так что уже находящиеся в войсках машины под эту модернизацию не подпадают.



Относительно бескровным вариантом, если говорить о движках семейства В-2, считается временное отключение вентилятора системы охлаждения. Дело в том, что вентилятор для своего вращения использует отбор мощности от двигателя, «отжирая», в зависимости от частоты вращения коленвала и включенной передачи, до 15 % лошадиных сил. Поэтому временное отсоединение его привода – от нескольких десятков секунд до нескольких минут – может кратковременно повысить характеристики силовой установки. На Т-72Б дистанционно отключить вентилятор нельзя, а вот в последних модификациях двигателей, устанавливаемых, например, в Т-90М – вполне реально благодаря гидравлической системе. Но так или иначе даже этот способ форсажа потребовал доработки мотора и перестановки в МТО.

А существует ли какое-то решение, которое требует самых минимальных изменений и таких же наименьших финансовых затрат? Инженеры твёрдо ответили – «да». И пошли самым простым путём. Здесь сработал принцип: «хочешь больше мощности – добавь больше топлива». И действительно, если усилить подачу горючего в двигатель, то вырастет и его мощность. Естественно, речь идёт не о бесконтрольном процессе, поскольку в конечном счёте можно попросту убить движок, либо снизить его мощность или вывести на нестабильный режим работы.

Танк Т-72Б, аналогичный испытуемому. Источник: https://arsenal-info.ru/b/book/2002113586/5

Танк Т-72Б, аналогичный испытуемому. Источник: arsenal-info.ru

В системе 840-сильного двигателя В-84 танка Т-72Б применён трёхпозиционный ограничитель подачи топлива, регулирующий работу топливного насоса высокого давления в пределах регламента. В рамках эксперимента этот ограничитель был заменён на опытный экземпляр с управляемой с помощью пневматики рейкой топливного насоса, позволявший усилить подачу горючего. В движение она приводилась воздушным редуктором и электропневматическим клапаном. Увеличенный объём впрыскиваемой солярки при этом позволил довести мощность до 1 000 лошадиных сил.

Ещё до начала активной фазы испытаний выяснилось, что при длительной работе мотора на форсаже температура выхлопных газов выросла со стандартных 710–720 градусов до 910–915 – довольно плохой признак, свидетельствующий не только о возможном перегреве, но и крайне напряжённом режиме работы цилиндропоршневой группы. Чтобы В-84 преждевременно не убыл в утиль, пневматику ограничителя подачи топлива оснастили электронным блоком, который дозировал форсаж в двух режимах: 20 секунд форсажа с последующим отдыхом с работой двигателя в штатном режиме в течение 120 секунд, либо 30 секунд форсажа и 90 секунд отдыха.

Последний вариант мог использоваться дробно: например, прокатиться на увеличенной мощности в течение 10 секунд, переключиться на 5 секунд на штатный режим, а потом доработать оставшиеся 20 секунд на форсаже. Первый режим такую вариативность не предполагал – если положено 20 секунд отработать, то будьте любезны. Оба вида форсажа активировались специальной кнопкой на рычагах управления под руками механика-водителя.

Испытания танка


Поскольку второй режим предоставлял большую вариативность, именно его и взяли за основу. Испытания проводились в широком диапазоне температур окружающего воздуха: от –15 до +25 градусов по Цельсию. Трассы, по которым проходил танк, разделялись на бетонные и грунтовые. Грунтовые, в зависимости от времени года и погоды, были сухими, грязными, заснеженными и замёрзшими. Прогоны модернизированной машины совершались как по ровным отрезкам трасс, так и по подъёмам с углом крутизны от 10 до 20 градусов.

Как известно, у Т-72Б нет автоматической трансмиссии, поэтому некоторое время затрачивается на переключение передач. Оно также может быть увеличено в зависимости от уровня квалификации водителя, поэтому оценка времени разгона танка это время исключает – в среднем 1 секунду на одно переключение.

Скоростные забеги по бетону и грунту показали преимущество кратковременно форсированного двигателя над работающей в штатном режиме силовой установкой. Так, для разгона до скорости 30 км/ч по грунтовой трассе 840-сильному движку требуется в среднем 12 секунд, а форсированному до 1 000 «лошадей» – 7,5 секунд. Также форсированный мотор разгоняет танк до 60 км/ч за 32 секунды по грунту, а штатный – за 38 секунд.

Более полное сравнение можно увидеть в прикреплённой ниже таблице. В приведённых результатах двигатель с форсажем значится под аббревиатурой ТКФ, обозначающей теплоинерционное кратковременное форсирование.

Разгон танка до 30 км/час Т1 и до максимальной скорости Т2. 581 кВт – пониженная мощность, 618 кВт – штатная мощность 840 л.с., 736 кВт – форсаж до 1000 л.с. Источник: «Теплоинерционное кратковременное форсирование мощности танкового двигателя и его технические возможности» Б.И. Васильев, С.В. Дорогин и др.

Разгон танка до 30 км/ч Т1 и до максимальной скорости Т2. 581 кВт – пониженная мощность, 618 кВт – штатная мощность 840 л. с., 736 кВт – форсаж до 1 000 л. с. Источник: Б. И. Васильев, С. В. Дорогин и др. «Теплоинерционное кратковременное форсирование мощности танкового двигателя и его технические возможности».

По подъёмам ситуация оказалась схожей. Форсаж либо уменьшал время преодоления подъёма на той же передаче, что и двигатель в штатном режиме, либо позволял проходить подъём на высшей, в отличие от стандартной, передаче. К этому также можно добавить и тот факт, что форсированный танк преодолевал подъёмы с большей крутизной.

Время (секунды) преодоления подъёмов различной крутизны на двигателях пониженной мощности, штатном и при включенном форсаже. Источник: «Теплоинерционное кратковременное форсирование мощности танкового двигателя и его технические возможности» Б.И. Васильев, С.В. Дорогин и др.

Время (секунды) преодоления подъёмов различной крутизны на двигателях пониженной мощности, в штатном режиме и при включенном форсаже. Источник: Б. И. Васильев, С. В. Дорогин и др. «Теплоинерционное кратковременное форсирование мощности танкового двигателя и его технические возможности»

В целом можно было сказать, что применение форсажа увеличивало среднюю скорость движения танка Т-72Б на 5–6 % и часовой расход топлива на 5–11 %. Последний показатель, кстати, влиял и на запас хода, но незначительно – снижал его на 0,5–4 %.

В наибольшей степени форсаж проявлял себя на грунтовых трассах, где велико сопротивление движению машины. Это, как и увеличение приемистости – разгонных характеристик – особенно важно при маневрировании на поле боя, включая городские условия.

Здесь также стоит отметить, что эффективность форсированного режима сильно зависит от квалификации водителя. Например, на замёрзших трассах водители II–III классов показали увеличение средней скорости на 10,6–10,7 %, а опытные мастера – всего 6,4 %. То есть форсаж более всего полезен менее опытным мехводам, тогда как опытные выжимают из танка всё и ездят на более высоких скоростях даже без увеличения мощности движка.

Влияние форсажа на показатели подвижности танка. Источник: «Теплоинерционное кратковременное форсирование мощности танкового двигателя и его технические возможности» Б.И. Васильев, С.В. Дорогин и др.

Влияние форсажа на показатели подвижности танка. Источник: Б. И. Васильев, С. В. Дорогин и др. «Теплоинерционное кратковременное форсирование мощности танкового двигателя и его технические возможности»

За время испытаний модернизированный Т-72Б прошёл 2 350 километров. Его двигатель в общем отработал 214 часов, из них на форсаже – 49 часов. После разборки мотора и тщательной проверки всех его деталей было отмечено удовлетворительное состояние топливной аппаратуры, кривошипно-шатунной и поршневой групп, а также элементов выхлопной трассы.

В целом описанный выше метод кратковременного форсирования показал себя с хорошей стороны: не требовал внесения значительных изменений в моторный отсек, мало влиял на ресурс двигателя и запас хода, был удобен для использования неопытными водителями. В то же время авторы исследования прямо указывали на то, что форсаж не может стать заменой новым двигателям с повышенной мощностью, а должен служить лишь дополнительной опцией.

В конечном счёте форсажная система не попала в серийное производство: сказался и распад СССР с последующей нехваткой финансов, и крайняя консервативность высших военных чинов. Кроме того, внесли свою лепту и такие факторы, как необходимость переделывания регламентов, технической документации и номенклатуры деталей для топливной аппаратуры. В общем, не получилось.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    2 июня 2022 04:51
    Но,все же ,с закисью азота и прочей химией не пробовали? Интересно!
    1. -1
      22 августа 2022 14:35
      слышали про присадку к дизельному топливу, для повышения воспламеняемости
      фактически, берем воду 1000 литров и добавляем присадку 50 литров
      получаем диз.топливо 1050 литров в полевых условиях
      теперь военным не нужны вереницы бензовозов
      1 топливозаправщик МТЛБу перевозит 4,5 тонны "присадки"
      + просто добавь воды = 90 тонн дизтоплива
      1. kim
        0
        23 августа 2022 04:34
        слышали
        а слышали про насадку на топливопровод, с которой в обратку уходит топлива больше, чем поступает ? и тогда даже заправщик не нужен
        жаль, в серию не пошло - нефтемагнаты подсуетились ...
  2. +15
    2 июня 2022 05:17
    Автору большое спасибо за статью.
    Жаль, что форсаж не пошёл в серию. Как говорится "бывают минуты, когда всё решают секунды и продолжается это часами".
    Но здесь как всегда компромисс между стоимостью, сложностью производства, эксплуатации в войсках и квалификацией конечных "потребителей".
    1. +6
      2 июня 2022 06:58
      Такой форсаж нам не нужен.
      Нужен двигатель с более высоким запасом крутящего момента. Такой как сейчас. В-92ф.25% против 15% на В-84.
      1. 0
        2 июня 2022 08:58
        hi
        Цитата: алексеев
        Такой форсаж нам не нужен.

        Честно очень удивлен, что сейчас при модернизации танков с установкой более мощных двигателей, не устанавливают и модернизированные БКП. Мощность и крутящий момент новых движков вполне позволяет оставить пять, а то и четыре передачи переднего хода, по типу БКП Т-80 с ГТД, но одновременно сделать две передачи заднего хода...
      2. -1
        2 июня 2022 12:15
        Цитата: алексеев
        Нужен двигатель с более высоким запасом крутящего момента.

        Tesla преподносили в качестве главного преимущества электромобилей их разгонную динамику.На презентации 2008 года Илон Маск заявил:
        Наш Roadster набирает сотню за 4 секунды, что гарантирует унизительное поражение для любого спортивного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
        Более статусная Tesla Model S также предлагает разгон 0-100 км/ч максимум за 6 секунд, а комплектация Plaid способна «катапультироваться» до 100 км/ч за 2.1 секунды!
        На рисунках изображена перспективная силовая установка - линейный электрогенератор возвратно-поступательного действия с дизельным двухтактным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) переменной степени сжатия со свободными поршнями (ЛГСП) в верхней и нижней мёртвых точках. Может найти применение в качестве основной силовой установки танка.
        В цилиндрических шайбах, (соединяющих свободные поршни со сборками постоянных магнитов), выполнены отверстия, сквозь которые пропущены длинные стальные болты (или шпильки), скрепляющие центральный цилиндр - камеру сгорания с двумя периферийными цилиндрами - камерами сгорания. За счет такой конструкции крепления
        постоянные магниты удалены от горячих поршней, что позволяет лучше охлаждать сборки постоянных магнитов, предохраняя их от нагрева выше точки Кюри.
        Для форсажа применяют подключение к статорным обмоткам ЛГСП трёхфазного инвертора, запитанного от аккумумулятороной батареи ионисторов.
        Пуск ЛГСП производят созданием бегущего магнитного поля в кольцевом зазоре между статорными трёхфазными обмотками и сборками постоянных магнитов. Подают от трёхфазного инвертора в статорные трёхфазные обмотки трёхфазный электрический ток с углами сдвига фаз тока (в трёхфазных обмотках), управляемыми по сигналам датчиков положения свободных поршней. Эта микроконтроллерная система пуска не сложнее аналогичной системы, используемой в бесщёточном шуруповёрте. Для коммутации токов и управления фазными углами в трёхфазных статорных обмотках применяют сильноточные высоковольтные IGBT транзисторы на основе карбида кремния. Микропроцессорная система по сигналам с датчиков положения свободных поршнй управляет инжекторными форсунками, впрыскивая топливо в цилиндры в моменты времени, когда поршни достигают мертвых точек.
        Электроэнергию снимают с трёхфазных статорных обмоток и направляют на бесщёточные ходовые электродвигатели с высоким крутящим моментом и через выпрямитель на батарею ионисторов.

        1. +1
          2 июня 2022 15:48
          Спасибо за лекторий, но как это можно применить к дизельному танковому В-84 = загадка
      3. 0
        4 июня 2022 22:23
        Придётся вас огорчить. С целью маркетинга (или пускания пыли в глаза заказчику) по двигателям В-92 обычно приводят запас момента в условиях объекта, а рядом с ним стендовое значение для В-84. И вы невольно повторили этот фокус, сделав из него неверные выводы.
        Для неискушенного потребителя В-92 в таком сравнении сразу выглядит в лучшем свете.
        На самом же деле.
        Для В-84:
        13% -- запас по крутящему моменту на стенде (или коэффициент приспособляемости 1,13)
        25% -- запас по крутящему моменту в условиях объекта
        Для В-92С2:
        16% -- запас по крутящему моменту на стенде
        27% -- запас по крутящему моменту в условиях объекта (для В-92С2Ф -- 25%)

        Как видим, по коэффициенту приспособляемости разницы почти нет. Двигатели В-92 лучше за счет мощности.
      4. 0
        6 июня 2022 18:35
        и коробка, хотя бы полуавтомат
  3. +1
    2 июня 2022 05:49
    я уж думал расскажут об опыте по прикручиванию к танку двигателей от ракет "игла" - был такой, хотели использовать для самовытаскивания застрявшего танка, оный совершал весьма бодрый рывок вперед при включении.
    странно что конструкторы решили обогатить топливную смесь вместо того чтобы кратковременно поднять давление наддува
    а еще есть системы впрыска разных добавок в камеру сгорания - наподобие немецких mw50 и gm1 времен вмв или нынешних закисей азота
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      3 июня 2022 11:24
      На плавающей технике для выхода на берег реактивные ускорители испытывали. Но там проблема не в дефиците мощности, а в низком сцеплении гусениц с грунтом на мелководье.
  4. +2
    2 июня 2022 06:15
    Т.е. кислорода хватало даже при увеличенной подаче горючего?
    1. +1
      2 июня 2022 08:59
      Цитата: VicktorVR
      Т.е. кислорода хватало даже при увеличенной подаче горючего?

      Движки турбированные, с запасом по подаче воздуха
      1. +1
        2 июня 2022 12:14
        Танковый дизель В-84 без газотурбинного наддува.
        1. +3
          2 июня 2022 15:46
          Цитата: merkava-2bet
          Танковый дизель В-84 без газотурбинного наддува.

          С наддувом/ это главное. А приводит его турбина и выхлопные газы или педалями - не суть.
          Такие мощности с дизеля без наддува не снять.

          Тип двигателя Четырехтактный, V-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с наддувом от центробежного нагнетателя.

        2. +3
          2 июня 2022 16:27
          Цитата: merkava-2bet
          Танковый дизель В-84 без газотурбинного наддува.

          Дизели В-84М, В-84-1, В-84 относятся к классу быстроходных дизелей с жидкостным охлаждением, с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, комбинированным наддувом от центробежного нагнетателя (ПЦН) и импульсным наддувом.
    2. 0
      2 июня 2022 11:31
      Скорее всего нет,тут использовали охлаждающий эффект топлива внутренней полости цилиндра и оголовка поршня,результат чрезмерное коксование и чадящий выхлоп с забросом температуры,что и было написано в статье.
    3. 0
      2 июня 2022 15:55
      Нет.
      Нужно либо охладить воздух, поступающий в цилиндры
      Или увеличить его количество.
      Иначе все впустую: вылей хоть ведро столяры дополнительно.
      наддув в нем от центробежного нагнетателя: значит надо увеличивать его геометрические размеры или форму лопаток, или частоту.
      Как там делали : не в курсе.
      Но ответ скорее всего здесь:
      комбинированным наддувом от центробежного нагнетателя и импульсным наддувом.
      1. +1
        3 июня 2022 00:34
        Кстати в журнале «Популярная механика» была статья про так называемый «паровый двигатель» на базе четырехтактного дизеля,который стал шеститактовый,за счёт впрыска воды и добовлением двух тактов,снижает температуру внутри цилиндров и повышает мощность.
      2. +1
        3 июня 2022 00:38
        Интересно,кто-нибудь проводил испытания танкового дизеля с турбокомпаундом,ведь вполне рабочая схема,на грузовиках Вольво уже давно стоят.
      3. 0
        3 июня 2022 18:45
        Нужно одновременно и увеличить количество воздуха и охладить его. Решение давно есть в автомобилях называется интеркулер турбо.
        1. 0
          3 июня 2022 20:22
          Ликбез?
          Речь то конкретно о кратковременном форсировании В-84.
          Где там интеркулер?
          1. 0
            3 июня 2022 21:39
            Хех
            Упаси Господи
            Я то грешным делом решил что это вы ликбез проводите :)
  5. +3
    2 июня 2022 08:10
    Здесь сработал принцип: «хочешь больше мощности – добавь больше топлива». И действительно, если усилить подачу горючего в двигатель, то вырастет и его мощность.
    Именно так поступают в авиации - впрыск топлива в форсажную камеру, которая расположена за турбиной перед соплом.
    1. +2
      2 июня 2022 09:01
      Цитата: Авиатор_
      Именно так поступают в авиации - впрыск топлива в форсажную камеру, которая расположена за турбиной перед соплом.

      В танке то же есть подобная система, только такой впрыск приводит к образованию плотного белого облака на выходе и называется та система - ТДА (танковая дымовая аппратура)
      1. +1
        2 июня 2022 15:15
        Цитата: svp67
        только такой впрыск приводит к образованию плотного белого облака на выходе
        Тут топливо используется не по своему прямому назначению. Хотя и с пользой для дела.
      2. +1
        2 июня 2022 20:18
        только такой впрыск приводит к образованию плотного белого облака на выходе
        Естессно, к повышению мощности двигуна это не имеет отношения.
        1. +1
          3 июня 2022 07:07
          Цитата: Авиатор_
          Естессно, к повышению мощности двигуна это не имеет отношения.

          Зато к сохранению жизни очень...
    2. 0
      2 июня 2022 15:13
      Цитата: Авиатор_
      Именно так поступают в авиации
      Именно так поступают везде. Прирост момента и мощности ДВС происходит за счёт сгорания дополнительного топлива. Ту ключевое слово — «сгорания», а не «добавления». Просто добавленное топливо может и не сгореть, не поучаствовать в реакции окисления, а просто вылететь в трубу.
      Поэтому пути два:
      - заставить более пОлно сгорать существующее топливо за счет изменения конструкции двигателя (повысить КПД);
      - впрыснуть дополнительное топливо.
      Ну, или совместить оба варианта. Основная проблема ДВС в том, что топливо в него добавляется легко и непринужденно. А вот добавить воздух — задача не из лёгких. Слишком малО время, отпущенное на подачу воздуха в цилиндр, особенно на высокой частоте вращения. Отсюда все эти нагнетатели, закиси и прочие конструкторсикие изыски. Отсюда же впуски с переменной длиной, разветвленные выпуски и изменяемые фазы клапанов.
    3. +1
      2 июня 2022 15:58
      Нет. По другому.
      В трд там, как правило, воздуха в избытке и работают они не на оптимальной стехиометрии ( лопатки не выдержат Км опт)
      В двс: воздуха всегда мало ( объём цилиндров ограничен).
      Выливай ты хоть по литру в секунду: прирост мощности мизер, догораение будет проходить в выхлопной трубе или вообще нет.
      Хочешь дать больше топлива в двс. Дай больше воздуха ( или улучши смесеобразование)
      1. +2
        2 июня 2022 20:16
        В трд там, как правило, воздуха в избытке
        Это не правило, это предпосылка к помпажу - избыток воздуха. Если воздухозаборник работает правильно, то стехиомертия нормальная. А на Ту-160 даже форсаж с полным сгоранием сделали - гляньте на пламя при форсаже - оно голубое, не то, что у истребителей, из которых на форсажном режиме летит рыжий сноп несгоревшей сажи.
        1. 0
          2 июня 2022 21:43
          Может быть.Но неуверен.
          - pompage это когда скачки объёма среды, проходящей через турбину ( угол атаки напр)
          А если всегда воздуха с избытком- какой Помпадур, если все время с постоянным избытком?
          -нет кв Км теоретическом не работают: нет таких материалов и методов охлаждения
          Создание стехиометрических газотурбинных двигателей связано с решением пробле- мы высоких температур газа перед лопатками турбины. Сегодня эти температуры со- ставляют порядка 2 000 К, что ниже энергетических возможностей топлива. Прибли- зить температуры газа в газотурбинных двигателях к энергетическим возможностям топлива — это стратегическая задача, которая появилась сразу же с созданием га- зотурбинного двигателя, и оставалась таковой в течение более 80 лет.

          /В.Л. Письменный
          Государственный летно-испытательный центр им. В.П. Чкалова, 416507, Ахтубинск, Российская Федерация, войсковая часть 15650
          «Рыжий сноп несгоревшей сажи» good
          - топливо то углеводородное. Сажа БУДЕТ ВСЕГДА. Как ты ее не сжимай получишь: СО2, СО и тд.
          На Н2 сажи не будет ни у кого.
          - разница в конструктивной особенности камеры сгорания, степени двухконтурнности, распылении («форсунка»).
          Ну а к РД-33 по моему конструктивная особенность всей ДУ
          1. 0
            2 июня 2022 22:15
            Сажа БУДЕТ ВСЕГДА. Как ты ее не сжимай получишь: СО2, СО
            Сажа - это не прореагировавший углерод, С. Если его сильно сжать, то можно получить алмаз. laughing СО - догорает, в частности, в глушителе стрелкового оружия после второго выстрела и сильно демаскирует и ослепляет. Полное сгорание углеводородного топлива - это СО2 и Н2О и никакого углерода (сажи). Про ограничение температуры перед турбиной из-за прочности лопаток мне известно, их тянут из монокристалла и делают плёночное охлаждение, поэтому и ушли за 2000 К
            Про стехиометрию - вполне может быть Ваш вариант.
            Про работу воздухозаборника - выбитый скачок меняет режим работы всего тракта, ну и далее, как в учебнике Г.Н. Абрамовича "Прикладная газодинамика"
            1. 0
              2 июня 2022 22:56
              Ну это все понятно.
              С сажей и имел ввиду.
              Скачек , как и срыв потока.
              Но суть БОЛЬШОЙ расход воздуха через тракт трд : не ведёт с Помпадур. А скачки расхода ведут.
              Суть процесс при форсаже в трд- не равнозначен «давайте больше топлива подвалим в цилиндр двс»
              Больше топлива ничего не даст, а воздуха там всегда мало: надо его охладить ( плотность увеличить) или наддуть
              1. 0
                3 июня 2022 11:42
                Обогащение смеси до определенного предела, повышает мощность ДВС.
                1. +1
                  3 июня 2022 17:30
                  Но не для дизеля.
                  начинается эффект пиролиза ( разложение химических соединений при нагревании) топлива и образования максимального количества * С *, так как для этого "созданы" все нужные условия: - высокая температура - недостаток кислорода.
                  Мощность упадёт.
                  И тогда на "выхлопе" наблюдается дым "черно-черного" цвета.
    4. 0
      3 июня 2022 11:29
      В авиационном двигателе таким способом превращают ТРД в 2 двигателя -ТРД+прямоточный ВРД.
      В поршневом вспрыск топлива в выпускную систему кроме пламени и дыма не даст ничего.
      1. 0
        3 июня 2022 17:25
        Цитата: Biggi_2006
        В авиационном двигателе таким способом превращают ТРД в 2 двигателя -ТРД+прямоточный ВРД.

        Поразили.
        Такой двигатель называется:
        турбореактивный двигатель изменяемого цикла.
        Единственный реальный экземпляр это Pratt & Whitney J58-P4 ( JT-11D)
        Неужели вы считаете, что форсаж: впрыск топлива в фк превращает трд в прямоточные???
        belay
        Вот трд, покажите пожалуйста КАК Трд превратится в пврд?
  6. m-z
    0
    2 июня 2022 10:22
    Дело в том, что вентилятор для своего вращения использует отбор мощности от двигателя, «отжирая», в зависимости от частоты вращения коленвала и включенной передачи, до 15 % лошадиных сил.
    Что-то мне подсказывает, что для ДВС с жидкостным охлаждением число завышено раза в 3. До 15-20% мощности тратится у ДВС с воздушным охлаждением. Или на танковых ДВС общая "теория" не работает?
    1. 0
      2 июня 2022 12:08
      Цитата: m-z
      Что-то мне подсказывает, что для ДВС с жидкостным охлаждением число завышено раза в 3.
      Попадались данные, что у Т-72 вентилятор охлаждения двигателя отбирает у мотора более 90 л.с., на современном Т-90 - 75 л.с. (за счёт более правильного профиля лопастей вентилятора), у Леопарда-2 на вентилятор уходит 200 л.с (радиаторы кольцеобразной формы имеют меньшую эффективность, чем классические).
      1. m-z
        0
        2 июня 2022 15:44
        Спасибо! Я просто выразил сомнение, т.к. мне еще на 1 курсе (1996 г.) сообщили, что у ДВС с жидкостным охлаждением требуется 2-5% мощности на привод насоса и вентилятор. Но я изучал тракторы и автомобили, а не танки...
      2. Комментарий был удален.
    2. 0
      3 июня 2022 11:36
      Мощность -это такая лукавая характеристика, как средняя температура по больнице. Некая усредненная величина из произведения крутящего момента на угловую скорость коленвала. И интересна лишь к сферическому двигателю в ваккуме.
      Потребляемая веником мощность очень сильно зависит от оборотов двигателя, зависмость квадратичная, на низах естественно она значительно меньше. И тяги обычно не хватает на низах, где отключенный вентилятор мало что способен добавить.
  7. +3
    2 июня 2022 11:16
    Интересная статья,большое спасибо.Но есть вопрос,то что форсировали дизель,интересный эксперимент,но ни слово сказанного про трансмиссию и ходовую часть,особенно трансмиссии,что с ними было после такого изнасилования. Буду рад прочитать про это.
  8. -2
    2 июня 2022 15:41
    Двигатель на ранке Т-72 с 840 л.с. при сильной грязи и движении по колонным путям с полным боекомплектом и полными топливными баками и так работал с нагрузкой,что требовало от мех.постоянно следить как за температурой масла двигателя ,так и за температурой ОЖ водителя ,т.к.порядок их охлаждения абсолютно противоположный...Это на учениях да на шоу Шойгу они прыгают как кузнечики...А в реальности куда все сложнее..Все 72 с 1130 л.с.двигателями "скакали" с приоткрытой трансмиссией...И это пустые...Поняли о чем я...?В СССР были умные специалисты в ВС и очень четко понимали,чем грозит машине вышеизложенные факты..На в в армии РФ одни менеджеры....Ложь и деньги,обман и очковтирательство,безответственность и кумовство.Именно по этой причине Картаполов в гос.думе так и не ответил депутатам ,сколько погибло наших ребя...Крутился как ерш на сковородке,нес всякую чушь....А по существу вопросов-пшик...Все,что выдается в РФ за новое-это изобретенное и произведенное,но не пущенное в серию,в СССР...
    1. +1
      2 июня 2022 19:11
      Не понимаю где зарыта собака , если , КПД гусеницы танка равно 97% , а КПД ведущего колеса седельного автотягача всегда меньше , около 80% (это при отношении тягового усилия к нагрузке на колесо, равном 0,4, с увеличением этого отношения до 0,7 КПД ведущего колеса снижается до 50%) и тем не менее седельный тягач с гораздо слабее слабым двигателем везет на прицепе танк быстрее чем танк смог бы двигаться самостоятельно.
      1. 0
        2 июня 2022 20:48
        Цитата: agond
        КПД ведущего колеса седельного автотягача всегда меньше , около 80% (это при отношении тягового усилия к нагрузке на колесо, равном 0,4, с увеличением этого отношения до 0,7 КПД ведущего колеса снижается до 50%)

        Откуда эти данные? И куда деваются потерянные 20-50 процентов мощности? В нагрев резины? Она дымиться должна тогда.
    2. 0
      3 июня 2022 02:18
      Все 72 с 1130 л.с.двигателями "скакали" с приоткрытой трансмиссией...

      Т-72 использовали режим перевода крыши со стеллажом радиаторов в поднятое положение. Штатное положение.
  9. 0
    2 июня 2022 21:39
    В движение она приводилась воздушным редуктором и электропневматическим клапаном. Увеличенный объём впрыскиваемой солярки при этом позволил довести мощность до 1 000 лошадиных сил

    А если еще и вентилятор отключить?
    Кстати,что это за вентилятор, что отжирает аж 15% мощности? Только мне кажется, что конструкторам есть о чём подумать и куда приложить свои усилия?
    1. 0
      5 июня 2022 21:12
      Если Вы конструктор-то вперёд
  10. 0
    3 июня 2022 13:52
    Электромотор современный и аккумуляторы могут решить кратковременное увеличение мощности. Гибридных автомобилей много с двух силовых агрегатов мощность неплохую можно снять.
  11. 0
    5 июня 2022 21:08
    Так под всю горючку проектировался
  12. 0
    10 июня 2022 20:28
    Цитата: agond
    КПД гусеницы танка равно 97%


    Вы что-то странное пишите. КПД гусеничного движителя зависит от скорости движения и на максимальной скорости падает аж до 0,2 (20%).

    КПД 0,97 это уровень обычной механической коробки передать, а никак не гусеничного движителя.
    1. 0
      13 июня 2022 10:03
      Специально посмотрел статью "Повышение КПД гусеничного обвода бронированных гусеничных машин" , авторы пишут, что механический КПД гусеницы как движителя высокий, но для идеальных условий , а реально больше половины энергии рассеивается на деформацию и сдвиг грунта грунтозацепами и на колебание массы треков над опорными катками в процессе движения ,особенно на высоких скоростях.
  13. 0
    8 февраля 2024 14:35
    Занимались каким то бредом, а движок как имел все старые проблемы так и имеет до сих пор. И никакой форсаж тут не поможет. Вообще для семейства Т72/90 нужен был новый движок и коробка автомат еще в СССР, но не смогли почему-то, и это при всех этих диких суммах которые тратили на выпуск сотен тысяч танков и тп