Музей ФСО: Гараж особого назначения и тонкости импортозамещения

33

История кортежей первых лиц государства


В Советском Союзе умели делать хорошие автомобили. Пусть не для простых смертных, но вполне на мировом уровне. До последнего времени увидеть вживую весь цвет автопрома для высшей номенклатуры было затруднительно. Но в 2021 году Гаражу особого назначения стукнуло 100 лет, и к этой дате на московском ВДНХ открыли замечательную экспозицию, посещение которой наводит на определённые мысли. Особенно в свете современной ситуации. Итак, павильоны № 53-54 «Музей Гаража особого назначения ФСО России».

Сразу стоит отметить, что львиная доля экспозиции музея вращается вокруг современного представительского лимузина «Аурус», серийное производство которого стартовало в прошлом году в Елабуге. Но представленные в музее машины собраны в московском НАМИ вручную, с немалым использованием импортных комплектующих. К слову, большая часть зарубежных деталей производится в недружественных странах. Но об этом позже.



А пока в окрестностях павильонов № 53-54 посетителей встречает фанерный макет президентского лимузина, умеющий подавать голос, если интересующиеся нажмут соответствующую кнопку.


На входе красуется один из первых макетов будущего «Аурус Сенат», в котором отчётливо просматривается подражание стилю ЗИС-110, который ещё помнит Иосифа Виссарионовича. Этот поисковый прототип не прижился, но многие элементы декора встречаются на серийных «Аурус Сенат».




Музей ФСО, насколько это позволяет режим секретности, раскрывает историю и тонкости использования кортежей для первых лиц государства. В одной из первых экспозиций можно найти краткий экскурс:

«Появление в России автомобильного кортежа первого лица связано с именем Николая II. Император, как правило, передвигался на различные мероприятия вместе со свитой, автомобили которого входили в состав Собственного Его Императорского Величества гаража. Насчитывая до десяти и более автомобилей, императорский гараж не выполнял функции охраны персоны императора. Скорее, здесь можно говорить о представительской составляющей протокольной практики при проведении мероприятий. Машина императора, как правило, двигалась в кортеже первой.»




Mercedes 22/40PS образца 1910 года. Входил в состав Собственного Его Императорского Величества гаража. Фото автора

Интересно, что на радиаторе императорской машины появилась мощная электрическая фара – прообраз привычного нам сегодня синего спецсигнала. Когда к власти пришёл Ленин, он отказался от кортежа, хотя машины из гаража императора охотно использовал. Как раз при Владимире Ильиче появился знаменитый Гараж особого назначения, который в настоящее время числится транспортным подразделением Федеральной службы охраны и обслуживает президента и премьер-министра России. В ФСО комментируют:

«Днем рождения Гаража особого назначения принято считать 1 января 1921 года, именно с этого дня, в соответствии с приказом № 13 по Управлению делами Совета народных комиссаров РСФСР, Особый гараж автобазы СНК (Ленинский гараж) был выделен в самостоятельное подразделение.»




В 1921-1924 годах Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost – персональный автомобиль Ленина

К началу 30-х годов в СССР после нескольких инцидентов с машинами первых лиц появился кортеж, предназначением которого стало обеспечение безопасности первых лиц. С того времени и вплоть до начала 50-х годов кортеж состоял из четырёх машин. Первой была, как тогда называли, «машина-разведчик»: она шла сразу после автомобиля ОРУД (отдел регулирования уличного движения), за ней двигались две однотипные машины, в одной из которых находился Иосиф Сталин, замыкал группу автомобиль с охраной. Формально милицейская машина в кортеж не входила, она сопровождала остальные от Боровицких ворот Кремля до Ближней дачи.


ЗИС-101 образца 1941 года из гаража Сталина




Packard Twelve 1408 – в 1936-1950 годах персональный автомобиль Сталина




ЗИС-110 и его замечательный домкрат






С 1950 года и до самой смерти Сталин пользовался бронированным ЗИС-115

Хрущев предпочитал открытые автомобили, явно подражая американским президентам. Джон Кеннеди также был неравнодушен к полноразмерным кабриолетам. До определённого момента, конечно… В Советском Союзе по понятным причинам кортежи Хрущева перестали выполнять защитную функцию и стали строго представительского характера. Но автомобиль с охраной и «машину-разведчик» в кортеже всё-таки оставили. Порядок встреч гостей был существенно изменён. Важным элементом стала церемониальная сторона. Изменения в основном заключались в торжественном следовании кортежа из аэропорта Внуково в Кремль: на всём пути выстраивались москвичи с флажками и транспарантами.




Фаэтон ЗИС-110Б Никиты Хрущева

Кортежи Леонида Брежнева отличались двумя дополнительными автомобилями: один – с закрытой связью, а второй – с бригадой врачей, для которых был создан специальный ЗИЛ-универсал с приподнятой крышей.


ЗИЛ-111Г. В 1963-1964 годах – персональный автомобиль Никиты Хрущева, в 1964-1967 годах – первый лимузин Леонида Брежнева




ЗИЛ-111Д – лимузин Леонида Брежнева, которым он пользовался до 1976 года. Рядом мотоцикл М-72, состоявший на службе в Почетном эскорте в 1956-1961 годах


ЗИЛ-117 из гаража особого назначения


ЗИЛ-114 – персональный автомобиль Леонида Брежнева с 1967 по 1978 год


И снова лимузин Леонида Ильича. Генсек пользовался автомобилем ЗИЛ-4104 с 1978 по 1982 года, позже он стал персональным лимузином Ю. В. Андропова








Сразу два лимузина ЗИЛ-41045. Машина относится к эпохе развитого социализма, оттого и хозяев меняла часто. В 1983-1984 годах на ней перемещался Ю. В. Андропов, в 1984-1985 годах – К. У. Черненко, 1985-1986 годах – М. С. Горбачев. Ниже представлены уникальные пулестойкие шины «Гранит»




На простреленных шинах современный «Аурус» может пройти несколько десятков километров на вполне приличной скорости




Казалось бы, одинаковые машины, но нет – вверху ЗИЛ-41047, персональный автомобиль М. С. Горбачева в 1986-1991 годах. Ниже ЗИЛ-41052, которым Горбачев также пользовался с 1986 года, а потом на него пересел Б. Н. Ельцин и использовал до 1990 года

При Михаиле Горбачеве кортеж приобрёл практически тот же вид, что сохранился и сейчас. В то время появился спецавтомобиль для охраны ЗИЛ-41072 «Скорпион». Он не был бронированным и отличался от лимузина первого лица государства двумя большими подножками по бокам автомобиля. На крыше был также закреплён специальный поручень, за который могла держаться охрана. Когда машина трогалась, охрана могла сразу вскочить на подножку и таким образом перемещаться. В машине была предельно облегчена задача опускания оконных стёкол: они буквально падали при нажатии на кнопку. Заднее стекло машины – в обычных условиях неподвижное – также мгновенно откидывалось, что позволяло вести огонь из салона.

Импортозамещение для кортежа президента


Естественно, никто раскрывать детали перемещения кортежа президента и премьер-министра не станет, но некоторые моменты в открытом доступе есть. Из комментария на информационных панелях музея ГОН:

«Главное, что можно сказать: в кортеже всегда есть основной автомобиль, в котором передвигается охраняемое лицо. Все остальное – в зависимости от ситуации, обстановки и места посещаемого мероприятия. Если это торжественная церемония вступления в должность Президента России – у кортежа один состав; если рабочая поездка в регионы страны – другой состав; если официальный визит в иностранное государство – третий. При этом основной автомобиль не всегда является лимузином представительского класса. Им, к примеру, может быть желтая «Лада Калина», на которой президент перемещался по трассе Хабаровск-Чита, или вездеход «ТРЭКОЛ», применявшийся во время поездки главы государства в Арктику. В ходе официальных визитов используется «Аурус Сенат Лимузин», а в поездках по стране – и седан «Аурус Сенат».»














Ещё несколько знаковых экспонатов музея ФСО – аппаратура спецсвязи, охотничьи «Волга» Леонида Брежнева и «Гелендваген» Бориса Ельцина

Если программа поездки по стране предусматривает совместные перемещения (например, с группой руководителей регионов), то основным автомобилем может быть и микроавтобус. Если же запланирована поездка по местности со сложным рельефом, то могут использоваться автомобили повышенной проходимости.




Слева направо. 1. Военная форма одежды военнослужащих ФСО России, несущих оперативно-постовую и караульную службу. 2. Форма одежды военнослужащих боевых подразделений охраны ФСО России. 3. Форма одежды военнослужащих подразделений специального назначения ФСО России. 4. Специальная формы одежды военнослужащих Президентского полка. 5. Форма одежды военнослужащих кинологических подразделений ФСО России. Фото автора

Мотоциклетный эскорт при передвижении кортежей с первыми лицами страны не используется. Единственное исключение – торжественная церемония вступления в должность Президента России. Изначально Почетный эскорт был создан для сопровождения иностранных делегаций, прибывающих в нашу страну с официальным визитом. Структура кортежа и количество мотоциклов при этом зависят в том числе и от протокольных тонкостей. Например, от того, приезжает высокий гость один или с супругой.




«Аурус Сенат» Президента России и парадный кабриолет министра обороны Шойгу

«Аурусами» президент Путин пользуется с 7 мая 2018 года и с того времени разработчики уверяют, что в машине всё меньше используются импортные комплектующие. Но модели в экспозиции компонентов говорят о том, что автомобили первых лиц страны серьёзно зависят от технологий недружественных стран. Ниже представлена галерея, иллюстрирующая уровень использования импортных компонентов в автомобилях для первых лиц государства.




Тяговая батарея гибридной силовой установки




АКПП российская от компании «КAТЕ»
















598-сильный мотор «Ауруса» и импортные узлы в его конструкции. Часть из них сложно заменить в одночасье




Экспонат музея, иллюстрирующий компоновку «Ауруса»

Безусловно, часть импортных узлов «Ауруса» можно будет безболезненно заменить. Например, австрийский масляный фильтр. Но вот блок цилиндров, который отливают в Германии и турбонаддув из Японии воссоздать в России будет непросто. А если и получится, то с серьёзным снижением ресурса и качества. По крайней мере, на первое время. Однако, если заглянуть под капоты советских лимузинов, то найти там деталь импортного происхождения очень непросто. А если и удастся, то это будет деталь малозначимая, либо из стран Варшавского договора. Всё-таки несколько десятилетий разрушения технологической базы автомобилестроения дали о себе знать, и без импортных комплектующих мы не можем обойтись даже на машинах первых лиц страны.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    29 июня 2022 05:24
    Как Яшка Кошелек грабанул Ленина, так и появился ГОН.
    1. +13
      29 июня 2022 08:21
      На чем будут ездить высшие сановники, это совсем несерьезная проблема. Уверяю, без колес не останутся!Глобальная проблема - на чем будет ездить
      весь народ. Простую Ладу Весту оказалось не могут делать без Запада.

      . без импортных комплектующих мы не можем обойтись даже на машинах первых лиц страны.

      Пусть на Гранту пересаживаются. Ее вполне импортозаместили. Без подушек безопасности, ABS и коробки автомат.
      1. -1
        29 июня 2022 08:26
        У Хозяина лошадь всегда должна быть породистой, ухоженной и накормленной.
      2. +3
        29 июня 2022 15:31
        Простую Ладу Весту оказалось не могут делать без Запада.

        Тут есть маленький момент. Если любой, акцентирую, ЛЮБОЙ, "великой" автомобильной державе влупить хотя бы половину тех санкций, что влупили нам, то у них вся автопромка встала пожалуй ещё хуже чем у нас, ибо глобализация и межгосударственная кооперация, ну может кроме Китая и Ирана. А так, с учётом того, что большая часть заводов т.н. отвёрточной сборки у нас строилась на условиях максимальной локализации производства комплектующих у нас, в России, думаю мы справимся потихоньку.
        1. +3
          29 июня 2022 16:22
          Цитата: Paladin
          Если любой, акцентирую, ЛЮБОЙ, "великой" автомобильной державе влупить хотя бы половину тех санкций, что влупили нам, то у них вся автопромка встала

          А почему СССР легко делал авто, он в разряд любой не входит что ли? А он ведь тоже под санкциями был!

          Запад же наши санкции как нибудь переживёт. И уж тем-более авто выпускать сможет. Поэтому ваша логика работает только в пользу бедных.
          Мы девять лет всё усиленно импортозамещалли... а на деле пшик оказался!

          Цитата: Paladin
          думаю мы справимся

          Ладу Гранту уже выпускать стали. А вот машины посложнее без Китая - никак.
          1. +2
            29 июня 2022 17:00
            А почему СССР

            Потому, что говорим про сейчас, а не про тогда. Тогда и у них было локализовано до 100% и у нас.
            наши санкции как нибудь переживёт

            Не наши, а такие же, как и нам, читайте внимательнее.
            Мы девять лет всё усиленно импортозамещалли

            То, на что ввели 9 лет назад жёсткие санкции успешно импортозаместили. И двигатели для вертолётов и насосы в нефтянку и много чего ещё. Пройдёт ещё немного времени справимся и с этим. А так то мы не в волшебной стране для деточек-максималистов, где по щелчку пальцев всё делается.
            Запад же наши санкции как нибудь переживёт.

            Ну вот и посмотрим у кого кишка толще. У России опыт преодоления санкций больше чем США лет, первые были ещё в 1548г. (некоторые говорят, что 1958г.), лично я спокоен.
            1. +2
              29 июня 2022 23:17
              Тогда и у них было локализовано до 100% и у нас

              Позвольте узнать когда «тогда»? ( какие года)
              И у на это в какой отрасли или для какого автомобиля?
              Легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, тракторы, автобусы – импортозависимость, %.


              На каких станках, оборудовании все это изготавливалось?
              Металлорежущие и деревообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование, электродвигатели и генераторы – импортозависимость, %.


              ПыСы. Если память не подводит, то титан ( губчатый) для первой «золотой рыбки» из Финляндии завозили, а относительно приличную бесшумность движителя для апл получили на нелегально ввезённых станках с чпу от Хитачи/ Япония не даст соврать/☝️
              1. 0
                30 июня 2022 07:43
                Позвольте узнать когда «тогда»?

                Вы зачем вопрос задаёте, если сами себе на него и отвечаете? Вам 5 за домашнее задание)))
                На каких станках, оборудовании все это изготавливалось?

                Тема вообще то не о станках, титане, и подводных лодках.
                И вообще, следуя из ваших графиков, импортозависимость в районе 10%, это ниачОм. К примеру импортозависимость Boeing и Airbus от нас колеблется в районе 50%. Поинтересуйтесь кстати где проектировались Boeing 787 и 747 Dreamlifter, вас ждёт интересное открытие))))))
                Но суть не в этом, суть в том, что вы пропустили - "межгосударственная кооперация" и вот у них она гораздо шире и они от неё существенно зависимее, на что вам указал наш коллега ниже.
                1. 0
                  30 июня 2022 09:14
                  Спасибо за «5» пойду возьму пирожок
                  - графики не мои
                  это ниачОм

                  -а вы писали о 100% локализации.
                  10+100=110% ? Однако махорочка у вас…. Специфическая.
                  Да и не 10% там ☝️ Не надо переобуваться в полёте и натягивать это самое на то самое.
                  Причём тут Боинг и США?
                  Речь о нас. Зачем демагогией заниматься
                  И да - нет там 50%.
                  А все ,что есть: они заместят быстро.
                  межгосударственная кооперация

                  Покажите мне и тонический пример за последние 100 лет когда они облачили кого-то из них санкциями
                  1. 0
                    30 июня 2022 09:51
                    Речь о нас. Зачем демагогией заниматься

                    Ну вы же соскальзываете с обсуждаемой темы и современной ситуации на подводные лодки и станки и с России на СССР... Почему считаете, что вам на то не укажут или не сделают так же?
                    графики не мои

                    Графики ваши, до тех пор пока иной источник не указан, серьёзный труд, молодец)))
                    Да и не 10% там

                    10% действительно ниочём. Однако если вы глянете внимательно на свои же графики, то даже без лупы можете увидеть, что периоды с нулевой импортозависимостью у нашей промышленности достаточно длительны. Ну что вы выкручиваетесь, не надо))
                    Причём тут Боинг и США? И да - нет там 50%.

                    На пальцах объясню.
                    При том, что санкции введённые нам, таки бьют по ним больше, чем по нам. И не только по США, отсутствие санкционного сырья, комплектующих, технологий останавливают заводы в Европе.
                    И да, есть более 50%, это я слегка усреднил и поскромничал.)))))))
                    Вот к этому я и имел в виду межгосударственную кооперацию. Так понятнее.
                    P.S. Насчёт санкций и примеров... Вы слово "ЕСЛИ" в моём первом комментарии заметили? winked
          2. +1
            29 июня 2022 17:49
            Цитата: Stas157
            Запад же наши санкции как нибудь переживёт. И уж тем-более авто выпускать сможет. Поэтому ваша логика работает только в пользу бедных.
            Запад свои-то санкции с трудом пережить может! Россия им пока никаких санкций и не вводила. Хуже того. Западный автопром начинает загибаться и без всяких санкций вообще (что своих, что воображаемых наших). Когда из страны 404 перестали поступать жгуты проводов (а они были интегрированы в западный автопром), БМВ и Фольксваген вынуждены были (внимание!) остановить производство. И нет, это не кремлёвская пропаганда, это Фаненшинал Таймс.
            Так что по поводу западного автопрома вы излишне оптимистичны.
        2. 0
          29 июня 2022 23:09
          Если любой, акцентирую, ЛЮБОЙ, "великой" автомобильной державе влупить хотя бы половину тех санкций,

          Им ( любым) это не грозит. На этом можно закончить
          1. 0
            30 июня 2022 07:44
            Действительно можно закончить, ибо как сказал опять же наш коллега - они себя перенести не могут.)))
            1. +1
              30 июня 2022 09:16
              Како мой коллега?
              Вы постоянно теребите не ту часть тела/души
              1. 0
                30 июня 2022 09:55
                Вы желаете потеребить тему перехода на личности? Слово "коллега" относилось не к вам. Вы естественно не коллега, а мягко выражаясь - оппонент)))))))
      3. +1
        26 августа 2022 11:36
        а давайте наш президент будет ездить на такси или еще лучше ,на велосипеде. Чтобы такие вот демагоги успокоились. Любимый вами клоун в фильме катался на велосипеде, так чего же он не продолжает?
        1. kim
          0
          1 сентября 2022 11:25
          Кеннеди хотел быть ближе к народу. И таки был.
          Кстати, с началом СВО резко попритихли желающие пересадить нашу верхушку на велики и т.п. Совпадение ? не думаю :)
  2. +4
    29 июня 2022 06:37
    Когда к власти пришёл Ленин, он отказался от кортежа, хотя машины из гаража императора охотно использовал.
    А так, они с февраля стояли в гараже , пылились, никто их не использовал.. smile
    1. -2
      29 июня 2022 08:51
      Цитата: parusnik
      А так, они с февраля стояли в гараже , пылились, никто их не использовал..

      Использовал. Яшка Кошелек Ленина тормознул. А поскольку он был глуховат, то фамилию Ленина не расслышал. Левин! А я Яшка Кошелек! wink Потом врубился, но не догнал.
      1. 0
        2 июля 2022 10:32
        Цитата: мордвин 3
        Цитата: parusnik
        А так, они с февраля стояли в гараже , пылились, никто их не использовал..

        Использовал. Яшка Кошелек Ленина тормознул. А поскольку он был глуховат, то фамилию Ленина не расслышал. Левин! А я Яшка Кошелек! wink Потом врубился, но не догнал.

        Ленин, Левин, всего одна буква, а какая разница!
        ;)
    2. +5
      29 июня 2022 09:59
      Адольф Кегресс, личный шофёр и механик царя, а так же изобретатель по совместительству, использовал лучший царский автомобиль (не помню марку) в личных целях. После Февральской революции на автомобиле он вывез семью в Финляндию, откуда отправился на историческую родину- во Францию. Автомобиль же благополучно продал финнам.
  3. +8
    29 июня 2022 08:03
    порадовал такой пассаж:
    "На входе красуется один из первых макетов будущего «Аурус Сенат», в котором отчётливо просматривается подражание стилю ЗИС-110"
    но если бы мы - читатели, кроме ЗИС-110 ничего не видели - то нормально;
    а когда смотришь на Роллс или Бентли, то просматриваются "многие черты";
    а по "импортозамещению" - так, кроме железа и труда наших людей, там ничего нашего, от слова сАвсем!
    а музеи техники, стране нужны
  4. +7
    29 июня 2022 08:30
    без импортных комплектующих мы не можем обойтись даже на машинах первых лиц страны.
    Для этого нужно было уничтожить отечественный автопром.
  5. +3
    29 июня 2022 13:40
    С Аурусом классный распил денег вышел, можно только восхититься. Как строят во всем мире машины для первых лиц государства? Берут серийное ведро, бронируют, готово - затраты минимальны. Как сделали в России - спроектировали бронированное ведро и запустили с производство по конской цене на выходе. Хотя можно было взять ГАЗ-2330 и сделать на его базе семейство автомобилей для президента и иже с ним, раз уж на мерсе ездить было не по пацански)
    1. 0
      29 июня 2022 17:55
      Цитата: KrolikZanuda
      . Хотя можно было взять ГАЗ-2330 и сделать на его базе семейство автомобилей для президента и иже с ним,

      Опоздали с умной мыслью.


    2. +1
      29 июня 2022 19:05
      Надо было ЗиЛ и Волги оставить для чиновников, чтобы они думали о том как страну вообще и автопром в частности развить так чтобы Волга и ЗиЛ из полностью отечественных комплектующих не уступали Мерседесу и Лексусу. Нет мозгов или не могут пусть ездят на черной Волге с карбюратором и без кондиционера.
    3. 0
      2 июля 2022 08:49
      Какое серийное ведро можно взять в России, чтобы так сделать? Волги больше нет, а ВаЗы не подойдут. К тому же сейчас не так делают, вон американский президентский кадиллак только выглядит, как серийная модель, а по факту у него с серийной моделью столько же общего, сколько и у условного раллийного пежо с серийным, то есть ничего практически.
  6. 0
    29 июня 2022 14:56
    В начале 90-х немного покатался на Зил-117... Чудовищная управляемость, валкая примитивная "баржа". отвратительная посадка водителя, неудобное все, что можно себе представить.
    Жду возможность сравнить с "Аурусом" - что-то мне подсказывает, до "Мерина" и "БМВ" будет так же далеко
    1. -1
      30 июня 2022 07:59
      А по моему ты не на ЗИЛ-117 ездил,а в карете скорой помощи в клинику им.Кащенко,да и то в качестве пассажира.
      1. +1
        30 июня 2022 13:35
        Откуда и зачем это дурашливое хамство?...
        Мы в 90-е переделывали авто под заказ, в т.ч. и ЗиЛ был в работе.
        Естественно поездил.
  7. 0
    29 июня 2022 18:55
    А кто же уничтожил спец цех выпускавший уникальные лимузины на ЗиЛе, вместе с самим ЗиЛом и разогнал уникальных специалистов? Ответ очевиден, это Путин, ему то наши заводы не нужны были.
  8. 0
    30 июня 2022 15:53
    Цитата: мордвин 3
    Как Яшка Кошелек грабанул Ленина, так и появился ГОН.

    Товарищ Ленин ездил на авто из гаража Николая II.
  9. 0
    23 августа 2022 18:29
    Это вам скажет каждый