Современная истребительная авиация Польши

29
Современная истребительная авиация Польши

В отличие от большинства восточно-европейских государств, входивших в Организацию Варшавского договора, Польша не только сохранила значительную часть сил ПВО, имевшейся к моменту окончания холодной войны, но и прилагала усилия, чтобы подтянуть их до современных требований. В целом система ПВО Польши неплохо сбалансирована и развита гораздо лучше, чем, например, в Великобритании, Германии или Франции.

Воздушное пространство над всей территорией страны и на глубину до 250 км за границей круглосуточно контролирует густая сеть стационарных и мобильных радиолокаторов польского и итальянского производства, увязанных в единую автоматизированную систему управления и передачи данных.



Наземные подразделения ПВО вооружены артиллерийскими и ракетными системами, произведенными в СССР и Польше, которые с момента принятия на вооружение прошли через ряд последовательных программ ремонта и модернизации. В настоящее время Войско Польское имеет скорострельные артиллерийские и артиллерийско-ракетные установки, переносные зенитные ракетные комплексы, мобильные ЗРК малой и средней дальности.

Для перехвата воздушных целей и пресечения нарушений воздушных границ используются истребители советского производства МиГ-29 и американские F-16. В ближайшее время ожидаются поставки истребителей 5-го поколения F-35A.

Истребители МиГ-29


С момента списания истребителей МиГ-21 и МиГ-23 в конце 1990-х и до 2006 года основными истребителями ВВС Польши, предназначенными для перехвата воздушных целей и завоевания господства в воздухе, являлись одноместные МиГ-29А (модификации 9.12) и двухместные МиГ-29УБ (модификации 9.51).


Истребитель МиГ-29 ВВС Польши

До ликвидации Организации Варшавского договора Польша успела получить от СССР 12 новых истребителей МиГ-29. В 1995 году Польша обменяла в Чехии 11 вертолётов W-3 Sokół на 9 одноместных истребителей и одну «спарку». В 2003 году Германия передала 22 бывших в употреблении самолёта: 18 одноместных МиГ-29G и 4 двухместных МиГ-29GТ. Эти истребители после восстановительного ремонта, произведенного авиаремонтным предприятием в городе Быдгощ (WZL № 2), частично заполнили брешь, образовавшуюся после вывода из эксплуатации МиГ-21бис и МиГ-23МФ.


По прошествии 20 лет службы польские МиГ-29 изрядно обветшали, а ряд ключевых электронных систем перестал соответствовать современным требованиям. Контракт на ремонт и модернизацию истребителей национальных ВВС стоимостью $44,5 млн был подписан с Авиаремонтным заводом № 2 в городе Быдгощ в сентябре 2011 года. Модернизации подлежали 13 истребителей МиГ-29А и три истребителя МиГ-29УБ.

На авиаремонтном предприятии также осуществляется ремонт и модернизация другой авиатехники ВВС Польши: истребителей-бомбардировщиков Су-22М4 и Су-22УМ3К и учебно-тренировочных самолётов TS-11 Iskra. В недавнем прошлом здесь также осуществлялся ремонт боевых самолётов ВВС Анголы и Индии. В конце 2021 года завод WZL № 2 получил контракт на выполнение до 2032 года капитальных ремонтов истребителей F-16C/D, принадлежащих ВВС США, дислоцированных на базе Хилл, штат Юта.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты МиГ-29, TS-11 Iskra и Су-22 на авиаремонтном заводе в городе Быдгощ

В рамках контракта предусматривалось обеспечить продление срока эксплуатации истребителей МиГ-29 до 2028 года, повышение их боевых возможностей и функциональной совместимости с истребителями F-16С/D.


В ходе модернизации МиГ-29 получили новое БРЭО, в том числе бортовые компьютеры MDP, шины передачи данных MIL-Std-1553В, интерфейсы INSB-29, AVB-29 и HDB-29, цветные многофункциональные дисплеи и системы навигации с модулями SAASM защиты сигнала GPS от помех.

Замена устаревшего аналогового оборудования современными системами повысила надежность и уменьшила массу самолетов, обеспечивая тем самым возможность увеличения бомбовой нагрузки и запаса топлива.

По ряду причин, в первую очередь в связи с высокой затратностью, намеченное перевооружение польских МиГ-29 на ракеты воздушного боя стандартов НАТО не состоялось. Для борьбы с воздушным противником вне прямой видимости истребитель, как и раньше, может нести две ракеты средней дальности Р-27Р с полуактивной радиолокационной ГСН. Для ближнего боя на МиГ-29 можно подвесить шесть ракет Р-73 с ИК ГСН. Ряд источников утверждает, что ракеты советского производства Р-27Р и Р-73, имеющиеся в ВВС Польши, прошли техническое облуживание на Украине.

Модернизированные польские МиГи неоднократно принимали участие в совместных учениях сил ПВО стран НАТО. Последний раз самолеты МиГ-29 ВВС Польши взаимодействовали с боевой авиацией альянса в июне 2021 года.

Согласно справочным данным, по состоянию на конец 2021 года в составе польских ВВС числилось 27 одноместных и двухместных истребителей МиГ-29. В настоящее время все МиГи сконцентрированы на 22-й тактической авиабазе в Мальборке и на 23-й тактической авиабазе в Минске-Мазовецком. Эти авиабазы вместе с 12-й базой беспилотных летательных аппаратов входят в состав 1-го тактического авиакрыла.


Сейчас польские МиГ-29 находятся в конце своего жизненного цикла. С полной уверенностью можно утверждать, что из имеющихся в наличии истребителей этого типа подняться в воздух в лучшем случае могут не более 70 % от списочного состава. Остальные используются как источник запчастей.


Спутниковый снимок Google Earth: МиГ-29 на аэродроме Минска-Мазовецкого

На спутниковых снимках аэродромов Мальборк и Минска-Мазовецкого видно, что МиГ-29 летают в последнее время мало. Но, несмотря на ограниченный ресурс и приличный возраст, МиГ-29 регулярно участвовали в ближних боях с истребителями F-16 Jastrząb.


Для этого МиГи перебазировались на аэродромы Кржесины и Ласк, где на постоянной основе размещены истребительные эскадрильи, летающие на самолётах F-16 Jastrząb. Однако о результатах этих учебных схваток в открытых источниках информации нет.


Спутниковый снимок Google Earth: истребитель МиГ-29 и УТС TS-11 Iskra у входа в железобетонное авиационное укрытие на авиабазе Ласк, снимок сделан в июле 2019 года

Совсем недавно польское правительство рассматривало вопрос поставки истребителей МиГ-29 на Украину. Хотя в итоге от этого отказались, известно, что Украине передавались запасные части и авиационные средства поражения. Также имеется информация, что уже после 24 февраля 2022 года украинские МиГ-29 проходили ремонт в Польше.

Истребители F-16C/D


Вскоре после вступления Польши в НАТО было принято решение о поэтапном переходе на западные стандарты вооружения. В 2001 году польское военное ведомство объявило тендер на перспективный истребитель, которым в будущем предполагалось заменить МиГ-29. В конкурсе приняли участие: американские F-16 Fighting Falcon от Lockheed Martin, F/A-18 Hornet корпорации Boeing, французский Dassault Mirage 2000-5 и шведский JAS 39 Gripen от SAAB.

Согласно требованиям командования ВВС Польши, многоцелевые истребители должны принимать участие в борьбе за господство в воздухе, вести воздушную изоляцию, осуществлять ближнюю поддержку сухопутных войск, авиационную поддержку сил ВМФ и воздушную разведку. Перспективный сверхзвуковой боевой самолет, взаимодействуя с наземными радиолокационными постами, должен был осуществлять перехват воздушных целей в составе системы ПВО сухопутных районов, прикрывать от ударов с воздуха корабельные группы, сопровождать транспортные и ударные самолёты при выполнении задач над территорией, где они могли подвергнуться нападению. Участвовать в изоляции района боевых действий и осуществлять непосредственную авиационную поддержу сухопутных войск, вести воздушную разведку наземных и морских объектов.

На основании этих требований предполагалось закупить 60 новых истребителей иностранного производства. Но после того, как Германия безвозмездно передала 22 истребителя МиГ-29, количество приобретаемых самолётов снизили до 48 единиц.

На финальном этапе рассматривались истребители Lockheed Martin F-16 Block 52+, Dassault Mirage 2000-5 и SAAB JAS 39С/D Gripen. Все три самолета в основном соответствовали тактико-техническим запросам штаба ВВС Польши, но тендерная комиссия выбрала истребители американского производства, так как они обладали лучшими на тот момент возможностями по обнаружению воздушных и наземных целей и широким спектром авиационных средств поражения, а также были наиболее оптимальными по критерию «стоимость/эффективность». Но также следует признать, что на итоги конкурса во многом повлияла политическая подоплёка.

Официальное оглашение итогов тендера состоялось 27 декабря 2002 года. 18 апреля 2003 года правительства Польши и США подписали контракт на поставку 36 одноместных боевых самолетов F-16C и 12 двухместных учебно-боевых самолетов F-16D в 2006–2008 гг. Их стоимость составила $3,6 млрд. При этом общая сумма сделки, включая обучение пилотов и инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры – около $6 млрд. Одним из условий по приобретению американских истребителей было обещание США инвестировать в экономику Польши сумму, равную стоимости самолетов.

В отличие от ряда других стран, закупивших бывшие в употреблении американские истребители, эти самолеты были новыми. Их строили на заводе Lockheed Martin Aeronautics Company в Форт-Уэрте, штат Техас. Первый польский F-16C поднялся в воздух 14 марта 2006 года. В ВВС Польши американские F-16C/D Block 52+ получили обозначение F-16 Jastrząb (польск. jastrząb – ястреб-тетеревятник).


Истребители ВВС Польши F-16C и F-16D

Самолеты были окрашены в двухцветный камуфляж, состоящий из серых пятен на светло-серых верхних поверхностях, нижние поверхности – однотонные светло-серые. Опознавательные знаки ВВС Польши – красно-белые квадраты, в шахматном порядке нанесены на вертикальном стабилизаторе и на нижних поверхностях крыльев.

Назначенный лётный ресурс польских F-16 Jastrząb составляет 8 000 часов, что позволяет им находиться в эксплуатации 40 лет, при среднем годовом налете 200 часов на машину. Двухместные самолеты обладают теми же возможностями, что и одноместные истребители, за исключением несколько уменьшенного тактического радиуса действия. Первые четыре польских F-16 были переданы Польше 11 ноября 2006 года, а последние три доставлены 12 декабря 2008 года.

Основной задачей польских F-16 Jastrząb является противовоздушная оборона территории страны. Для этого истребители оснащены всеми доступными боевыми средствами и оборудованием. Корпорация Raytheon поставила два новейших типа управляемых ракет класса «воздух-воздух»: 178 УР средней дальности AIM-120C-5 AMRAAM и 178 малой дальности AIM-9X Sidewinder.

Польские F-16 Jastrząb оснащены новейшей БРЛС Northrop Grumman (Westinghouse) AN/APG-68(V)9 с максимальной дальностью обнаружения крупной воздушной цели более 290 км. Максимальная дальность обнаружения цели типа «истребитель» составляет 120–160 км. Станция может одновременно сопровождать 10 воздушных целей и наводить ракеты на четыре цели.


БРЛС AN/APG-68(V)9

С бортовым радаром истребителя F-16 Jastrząb совмещена система обмена тактической информацией IDM (Iproved Data Modem), которая работает в стандарте Link 16 и позволяет создавать совместную визуализацию обстановки, осуществлять обмен данными с наземными и воздушными пользователями тактической информации.

Для самообороны используется система радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-211(V)4 AIDEWS. Она включает в себя приёмник радиолокационного облучения, совмещённый с базой данных угроз, процессор управления и генератор активных широкополосных помех. Кроме того, самолет оснащен системой отстрела противорадиационных и тепловых ловушек AN/ALE-47.

Польша закупила 360 ракет AGM-65G Maverick, предназначенных для поражения наземных и морских целей, 340 – 227-кг авиабомб свободнопадающих бомб Mk 82, 230 – 909-кг бомб Mk 84 и 270 комплектов JDAM для переделки их в управляемые бомбы, а также более 40 планирующих управляемых авиационных боеприпасов AGM-154 JSOW.

В дополнение к вышеупомянутому оружию польские ВВС получили 22 оптоэлектронных комплекта наблюдения и целеуказания Lockheed Martin Sniper-XR и 7 разведывательных блоков Goodrich DB-110 с наборами сбора и анализа наземных данных в режиме реального времени, а также прицелы J-HMCS, очки ночного видения NVG и большое количество запасных частей.

Начиная с середины 2016 года в ходе технического обслуживания и модернизации на авиаремонтном заводе в Быдгоще некоторые F-16 Jastrząb окрасили в камуфляж, созданный польскими специалистами.


Плановые работы по модернизации самолетов проводятся из расчета две машины в месяц. Ориентировочная стоимость закупки дополнительного вооружения и модернизации составляет $250 млн.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16С/D Jastrząb на авиабазе Кржесины

В настоящее время подразделения польских многоцелевых истребителей F-16 Jastrząb находятся в ведении 2-го тактического авиакрыла со штабом в Познани. Самолеты этого типа размещены на двух базах: в Кржесинах в Познани и в Ласке под Лодзью.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16С/D Jastrząb на авиабазе Ласк

В составе 31-й базы тактической авиации в Кржесинах имеется две эскадрильи, а в составе 32-й группы воздушных операций в Ласке одна эскадрилья. 31-я авиабаза имеет 23 F-16C и 9 F-16D, а 32-я авиабаза – 13 F-16C и 3 F-16D.

Польские истребители регулярно принимают участие в учениях боевой авиации НАТО в Европе. В начале июня несколько F-16 Jastrząb были задействованы в воздушных манёврах над странами Балтии.

В связи с тем, что Словакия передала единственный дивизион ЗРС С-300ПМУ Украине, польское правительство в рамках партнёрства по НАТО обещало, что в случае необходимости истребители F-16 Jastrząb будут патрулировать воздушное пространство Словакии.

Известно, что после обострения ситуации на Украине Министерство обороны Польши рассматривает вопрос приобретения 60 бывших в употреблении истребителей F-16C/D Block 52+. Другой альтернативой могут стать новые F-16V Viper, которые по критерию «стоимость/эффективность» в роли перехватчиков смотрятся даже предпочтительней, чем истребители 5-го поколения F-35A Lightning II.

Планы по развёртыванию истребителей F-35A


В настоящее время в боевом составе ВВС Польши имеется три истребительных эскадрильи F-16С/D Jastrząb, две истребительных эскадрильи МиГ-29 и две истребительно-бомбардировочных эскадрильи Су-22М4/УМ3К.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители-бомбардировщики Су-22М4 на авиабазе Свидвин

С учётом того, что истребители МиГ-29 планируется списать в 2028 году, а ударные Су-22М4 – в 2025 году, Польше требуется компенсировать убыль парка боевых самолётов.

В связи с этим в январе 2020 года польское правительство подписало соглашение на закупку истребителей F-35A Lightning II. В рамках контракта стоимостью $4,6 млрд планируется приобрести 32 истребителя 5-го поколения, а также авиационное вооружение, расходные материалы, запчасти, обучить лётный и технический состав. В дальнейшем после освоения F-35A в строевых эскадрильях предусмотрен опцион на закупку дополнительной партии самолётов.


Командование ВВС Польши считает, что универсальный F-35A сможет успешно заменить устаревшие истребители, адаптированные в основном для ведения воздушного боя, а также ударные машины советского производства. После приятия на вооружение «Лайтнинг-2» должен будет осуществлять перехват воздушных целей и работать по наземным и морским целям.

По информации, опубликованной в иностранных СМИ, на заводе Lockheed Martin Aeronautics Company в Форт-Уэрте в данный момент ведётся изготовление F-35A для ВВС Польши. Передача первой партии из 16 истребителей должна состояться в 2024 году.

Самолёты, построенные для Польши, будут представлять собой F-35A Block 4 с внутренней подвеской шести единиц вооружения, с доработанным программным обеспечением, улучшенными датчиками, компьютерами и обновленной аппаратурой обмена данными.

Известно, что Варшава планирует разместить одну эскадрилью истребителей (16 самолетов F-35A) на авиабазе 32-й группы воздушных операций Ласк в центре Польши, где они будут эксплуатироваться совместно с F-16С/D Jastrząb. Вторая эскадрилья заменит списываемые Су-22М4 на 21-й тактической авиабазе Свидвин, неподалеку от побережья Балтийского моря. В рамках подготовки базирования новой авиатехники в Ласке и Свидвине в настоящее время ведётся реконструкция аэродромной инфраструктуры.

Окончание следует…
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 июня 2022 16:11
    Мда "зоопарк" еще тот, но в чем нельзя отказать, так это в мастерстве польским пилотам...
    1. +8
      22 июня 2022 16:33
      Цитата: svp67
      в чем нельзя отказать, так это в мастерстве польским пилотам

      пилотирует cpt. Adrian Rojek
      вид на это действо изнутри кабины
      1. +1
        23 июня 2022 19:05
        Машина-супер! На какой ещё можно такое от земли вытворять? Слава русским инженерам-конструкторам!
    2. +12
      22 июня 2022 17:13
      Цитата: svp67
      Мда "зоопарк"

      Особого "зоопарка" нет no В ВВС иных стран зоопарк гораздо больше. В ВВС Польши сейчас эксплуатируется всего три типа боевых самолётов. Добивают советское наследие: МиГ-29 и Су-22- которые скоро уйдут.
      1. +6
        22 июня 2022 22:13
        Есть даже подозрение что их в салорейх сплавят. А полякам еще ф16 все же подгонят.
    3. +7
      22 июня 2022 19:46
      бросил тормоз и как минимум препятствовал отрыву и набору ,"ручкой" , потом оторвал и снова держал на разгон без набора ,потом "полетел" . Классное чутьё у пилота . Аппарат надо чувствовать. Каждый имеет что то свое ,кому бы это не казалось "приметой"
      1. +5
        22 июня 2022 21:24
        То, что вы назвали чутьем - повседневные "рабоче-рутинные" действия любого военного летчика. И эти первичные "половые признаки "чутья" летчика" сердито прививаются инструктором курсанту на первых вывозных полетах, неусвоивших - отчисляют по "нелетке". Но это было в "истребительных", "ИБАшных" и "ФБАшных" училищах, у "транспортов" - пофиг, наблюдал уже седых вечных праваков, которым до пенсиона ручку "нивжисть" не доверят, так это буратино "пассажиро-связистом" справа и летает, отвечая в экипаже за 3 "Ж"(жилье, женщины, жратва). Такая разная авиация
        1. +7
          22 июня 2022 23:26
          не претендую на истину. По себе знаю , чувство самолета у всех неодинаково. Одному хватит один провозной после отпуска например ,другому трех мало
    4. +1
      23 июня 2022 14:43
      Зоопарк после принятие в строй Ф 35 болльше не будет!
  2. -10
    22 июня 2022 16:29
    Пора отработать по украинским авиабазам и АРЗ в Польше. Ядерной войны из-за этого не будет. А если будет, то Польша - это только предлог. И из-за Литвы не будет. И т.д.
  3. -9
    22 июня 2022 18:20
    Пшеки и в Африке будут пшеками. Никчомная нация-паразит.
    1. 0
      23 июня 2022 19:00
      Брось, тоже обманутые братья-славяне. Их тоже будут освобождать.
  4. +10
    22 июня 2022 18:50
    Ну что можно сказать... Всё познаётся в сравнении. Территория Польши (312,5 тыс. кв км) в два раза меньше территории Украины до 14-го года (603,5 тыс. кв км), а истребителей даже несколько больше (75 - МиГ-29 - 27 ед.; F-16 - 48 ед.), чем на Украине (70 - МиГ-29 - 36 ед.; Су-27 - 34 ед.). Замечу, что с 2008 года не утрачено ни одного F-16. И эти самолёты лет на двадцать свежее Украинских Су, и радары на них достойные. В воздухе Польша есть и будет достойным противником ВКС РФ.
  5. -5
    22 июня 2022 19:07
    Вот так внезапно осознаёшь что Россия сейчас воюет с самой вооружённой страной Европы.
    По крайней мере по численности самолётов Украина ткрыла Польшу, а если уже взять число бронетехники так Польша просто мальчик для битья.
    1. +2
      23 июня 2022 06:43
      Цитата: certero
      Вот так внезапно осознаёшь что Россия сейчас воюет с самой вооружённой страной Европы.
      По крайней мере по численности самолётов Украина ткрыла Польшу

      Серьёзно? А на мой вкус наоборот, иллюстрация грамотной (в целом) работы с одной стороны и советской туфты с другой. Сравнивать силу польской и украинской авиации просто смешно, особенно если вместо подсчета самолетиков брежневских времен поинтересоваться средствами поражения.
  6. -3
    22 июня 2022 19:09
    Цитата: Шарнхорст
    Ну что можно сказать... Всё познаётся в сравнении. Территория Польши (312,5 тыс. кв км) в два раза меньше территории Украины до 14-го года (603,5 тыс. кв км), а истребителей даже несколько больше (75 - МиГ-29 - 27 ед.; F-16 - 48 ед.), чем на Украине (70 - МиГ-29 - 36 ед.; Су-27 - 34 ед.). Замечу, что с 2008 года не утрачено ни одного F-16. И эти самолёты лет на двадцать свежее Украинских Су, и радары на них достойные. В воздухе Польша есть и будет достойным противником ВКС РФ.

    Конфликт на Украине показал что при таких незначительных численностях ВВС рулят системы ПВО. Поэтому если сражаться один на один то больше не светит вообще ничего.
  7. +3
    22 июня 2022 19:40
    автору - миг 29 ,выменяла у Чехии, у Чехии ,на вертолеты
    1. +6
      23 июня 2022 03:39
      Цитата: iz odessy
      автору - миг 29 ,выменяла у Чехии, у Чехии ,на вертолеты

      Вы абсолютно правы! yes Самое смешное, что я об этом прекрасно знал, в прошлом у меня была серия статей по ВВС и ПВО Чехословакии. Но в процессе создания публикации так бывает, что думаешь одно, а на автомате пишешь другое. request
  8. 0
    23 июня 2022 09:21
    А передать Су-17 Украине не рассматривалось?
    1. 0
      23 июня 2022 10:00
      Цитата: Pavel57
      А передать Су-17 Украине не рассматривалось?

      Кто может передать Украине Су-17 ?
      1. -1
        23 июня 2022 12:22
        zyablik.olga - Кто может передать Украине Су-17 ?

        Да ладно, уж. Су-22 - экспортный вариант Су=17.
        1. +3
          23 июня 2022 15:01
          Цитата: Pavel57
          zyablik.olga - Кто может передать Украине Су-17 ?

          Да ладно, уж. Су-22 - экспортный вариант Су=17.

          Экспортный вариант Су-17 - это Су-20. После появления Су-17М экспонатная модификация именовалась Су-22.
  9. -4
    23 июня 2022 14:32
    Назначенный лётный ресурс польских F-16 Jastrząb составляет 8 000 часов, что позволяет им находиться в эксплуатации 40 лет, при среднем годовом налете 200 часов на машину.


    Это не учитывает коэффициенты для каждого типа полета, маневрирование с большими перегрузками ресурс убивает быстрее.
  10. 0
    23 июня 2022 18:53
    Хорошо бы захватить новые F-16 и F-35. Жалко, что F-22 не будет, очень нужно познакомиться с движком F117, как предтечей F135. Почему РФ не догадались во времена дружбы взасос купить хотя бы по одному новому самолёту? Надо ведь знать, кто с чем воюет. Вообще недальновидная в РФ власть. Хотя бы знали новые разработки, могли копировать и улучшать, как китайцы.
    1. +1
      24 июня 2022 06:20
      Цитата: Velmi Shin
      Хорошо бы захватить новые F-16 и F-35. Жалко, что F-22 не будет, очень нужно познакомиться с движком F117, как предтечей F135. Почему РФ не догадались во времена дружбы взасос купить хотя бы по одному новому самолёту? Надо ведь знать, кто с чем воюет. Вообще недальновидная в РФ власть. Хотя бы знали новые разработки, могли копировать и улучшать, как китайцы.

      Не продали бы.
  11. +3
    24 июня 2022 01:31
    Польша - страна серьезная.

    Это Украине можно затрещин понавешать.

    Польше - просто накидать не получится.
    Думаю так.

    Да и побогаче они нас будут, гораздо причем.
    ВВП (ПСС) - 45 (у них) место против 59-го у нас.
    На 30 (тридцать) процентов, между прочим.
    1. -1
      24 июня 2022 06:24
      Да и побогаче они нас будут, гораздо причем.
      Да уж, бабла было за 30 лет в Польшу хозяевами влито много.
      Польше - просто накидать не получится.
      Думаю так.
      Надо будет — накидаем, не волнуйтесь. Самые опасные враги России не на западной границе, а внутри Садового кольца.
      1. +4
        24 июня 2022 14:10
        Поляки тоже не дураки - прикрыты НАТО.
        Ждать, когда они выйдут из него можно вечно.
        1. +1
          24 июня 2022 14:16
          Они прикрыты лишь в случае, когда защищаются от агрессии. В случае, если они сами начинают БД, 5-я статья не действует.