«Урал ТМ Барс» – несвоевременная новинка c большим потенциалом

42

«Урал ТМ Барс». Источник: omnifurgone.it. Автор фото – Константин Якубов

Грузовик российский – агрегаты американские


Подмосковная компания «Б-Армс» уже давно занимается доработкой отечественной армейской техники. Впрочем, военный профиль далеко не единственный в богатом портфолио фирмы. «Б-Армс» дислоцируется в подмосковной Истре и, помимо доработки бронетехники, строит заборы, навесы, перила и ворота для малоэтажных домовладений. Важное место в производственной гамме занимают лиофильные установки для сублимирования продуктов питания и газовые грили.

Однако для читателей «Военного обозрения» в первую очередь интерес представляют разработки оборонного назначения. Несколько лет назад был представлен глубоко модернизированный БРДМ-2, получивший индекс «МБ» и имя «Бекас». Машина получилась неоднозначной, как и любая попытка вдохнуть жизнь в морально и технически устаревшие боевые машины.



Но вот последняя разработка «Урал ТМ Барс», хотя и относится к технике двойного назначения, вполне может быть полезна в российской армии. Конечно, не в нынешнем состоянии – у грузовика импортный 6-цилиндровый дизель Caterpillar C15, 10-ступенчатая Eaton Fuller Roadranger и раздаточная коробка передач ZF (китайская лицензионная). Мощность двигателя беспрецедентная для линейки «Урала» – не менее 600 л. с.

Машина построена пока в единственном экземпляре и является примером возможной эволюции капотных грузовиков из Миасса. Тем более что в России уже есть опыт использования сверхмощной армейской техники. Например, КамАЗ-4911 Extreme, собранный всего в 15 экземплярах, под кабиной которого расположен 730-сильный ЯМЗ.

Как пишут сами разработчики, грузовик «предназначен для экстренной доставки грузов в труднодоступные районы по дорогам с осевой нагрузкой до 78 кН (8 тс), а также по грунтовым дорогам и пересеченной местности». Часть партии отправилась служить в ФСБ, остальное – по частным заказчикам. Камскому автозаводу экстремальный двухосный грузовик понадобился не просто так, а для омологации «боевых» КамАЗов для ралли-рейдов. Международная автомобильная федерация FIA потребовала в начале 2000-х годов выпустить аналоги спортивных машин хотя бы чисто символическим тиражом.

На базе Extreme позже родился еще один супергрузовик – бронированный «Фалькатус», служащий в Центре специального назначения ФСБ. На этой же базе построен броневик ФТА-5901 «Викинг», являющийся логическим продолжением «дакаровского» КамАЗа. Только мотор ему снарядили помощнее – ТМЗ 7Э846.22 мощностью 884 л. с. Эта штучная техника уже используется российскими спецслужбами в ходе контртеррористической работы в освобожденных регионах Украины.




Источник: omnifurgone.it. Автор фото – Константин Якубов

Безусловно, «Урал ТМ Барс» в нынешнем исполнении не претендует на роль рейдового бронеавтомобиля для спецслужб, но занять свою нишу в армейских структурах грузовик вполне способен. Конечно, после соответствующей доработки.

Немного о технике прототипа из Истры. С постройкой такого нетривиального «Урала» сразу возникли проблемы. Высокомощный американский дизель изначально не помещался в подкапотное пространство, поэтому кабину для большей емкости подняли на 12 см. Это, кстати, видно невооруженным взглядом и добавляет «Уралу» определенный колорит. Американский дизель действительно немаленький: ширина – около метра, длина – почти полтора, а высота – 1,37 метра.

Масса не заправленного маслом мотора более 1 300 кг. Но даже с поднятой кабиной оснастка 15-литрового Caterpillar C15 полностью не вошла – радиатор интеркулера переехал за кабину. В этом же пространстве поместили радиатор кондиционера и гидроприводы передней и задней лебедок. Лебедки, к слову, также импортные – 9-тонные Runva из Китая. За основу для прототипа был взят серийный «Урал», вероятнее всего, под индексом 4320-1112-61Е5.

Этот бортовой грузовик достался «Б-Армс» в потрепанном состоянии и прошел сразу два курса реабилитации. Первый – в Челябинской области, где машину основательно перебрали, однако результат не устроил новых хозяев. Наверно, потому, что мотор «Урала» заклинил всего через 40 километров пробега. Вторым этапом реабилитации, точнее полного переформатирования, стала постройка прототипа «Урал ТМ Барс», о котором широко стало известно в начале 2022 года.

Несвоевременный «Урал»


Можно много рассуждать о преимуществах «Урала» от «Б-Армс», но точно можно сказать одно – поставить в массовое (даже штучное) производство машину в данном исполнении невозможно. Зарубежные производители автокомпонентов спешно сворачивают бизнес, и среди них Cummins c ZF. О том, было ли у производителя КПП Eaton Fuller своё дело в России, неизвестно – инженеры «Б-Армс» коробку-автомат сняли с магистрального тягача Freightliner. Мотор также достался подержанным, с выгоревшей проводкой и пустой головкой блока цилиндров.

Интересно, что двигатель по паспорту выдавал «всего» 550 л. с. и 2 509 ньютон-метров крутящего момента. В «Б-Армс» мотору заново прошили управляющую электронику, поставили более крупные турбокомпрессоры, модифицированный распредвал, новые форсунки, и старичок Caterpillar C15 заиграл новыми мускулами. По информации инженеров, мощность может достигать 650 л. с.




Уставший «Урал» со сдвоенной кабиной до и после ремонта в Челябинской области. Источник: omnifurgone.it.




Источник: omnifurgone.it. Автор фото – Константин Якубов

Отдельного внимания заслуживает кабина, обустроенная по всем канонам современного уровня комфорта. Обитателей «Урала» основательно изолировали от шумов, удлинили кабину ради большего комфорта, встроили мультимедийную систему, камеры кругового обзора и кондиционер. Получился отличный прогулочный автомобиль для активного отдыха, охоты и рыбалки. Производители утверждают, что супер-«Урал» может использоваться и в коммерческих целях. Например, возить туристов в горах.

Неизвестно, как быстро окупится пятиместный грузовик стоимостью в 20 млн рублей на горных трассах, но вот о перспективах использования «Барса» в армии рассуждать можно. Надо отметить, что в армии «Уралы» со сдвоенными кабинами уже давно используются, в том числе и в бронированном исполнении. В частности, на видео из Гостомеля в кадр попадали несколько таких машин. Однако энерговооруженность и подвижность этой техники не идет ни в какое сравнение с потенциалом «Урала ТМ Барс».

Если допустить, что агрегатную базу удастся заменить на отечественную или хотя бы на китайские комплектующие, то у машины появится своя ниша в Вооруженных силах РФ. Например, в качестве машины для подразделений ССО и ВДВ, которым упоминаемый «Викинг» слишком дорог, а легкий «Тигр» слишком тесен. В реалиях спецоперации на Украине скоростной «Урал» с дополнительным бронированием выглядит совершенно не лишним.




Источник: omnifurgone.it. Автор фото – Константин Якубов

Напомним лишний раз, что подвижность – это один из важных факторов выживаемости, особенно когда противник донельзя насыщен управляемым вооружением. Энерговооруженность «Барса» в 2–2,5 раза выше, чем у стандартного армейского «Урала». Немаловажна и капотная компоновка машины, резко повышающая выживаемость экипажа при подрыве на мине. Кстати, подняв кабину на 12 см, инженеры повысили противоминную стойкость. Здесь работает простой закон (при всех прочих равных) – чем выше над землей, тем меньше вероятность погибнуть.

Хотя, конечно, внутреннее убранство «Барса» совершенно не работает на снижение травматизма. Здесь как минимум требуются кресла с креплением к потолку и добротное бронирование с противоосколочным подбоем. Трехосная компоновка вкупе с полным приводом и 600–650-сильным мотором обеспечивает машине высокую тягу на крюке. А это значит – «Барс» становится мощным артиллерийским тягачом для систем, ранее недоступных классическому «Уралу». И тягач-эвакуатор из истринского прототипа выйдет превосходный.

Дело в этой истории за малым – найти замену иностранным агрегатам. Остается надеяться, что оживившаяся отрасль отечественного грузового автомобилестроения сможет предложить что-то аналогичное в ближайшие годы.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +52
    3 июля 2022 05:49
    Такое ощущение, что рекламный буклет прочитал.
    Смысл в этих наворотах, если массовое производство малореально и дорого?
    И что самое интересное, военным этот тюнинг с такими проблемами не нужен.
    1. +13
      3 июля 2022 12:02
      Можно конечно было просто поделиться рекламой, но это же ВО, надо привязать бред к возможности армейской эксплуатации. request
      1. +3
        8 июля 2022 22:19
        Да это обычная реклама-на авито продают. Построили гумно за баснословные (для урала) деньги и теперь хотят его сплавить то армии, то рыбакам. Армии он ни в одно место не впёрся, а богатые рыбаки за 25М купят вертолёт. Каким нужно быть наивным продвигать «это»!? Типа, ни у кого такого нет! А зачем он? Куда на нём? Движок 650 сил, а ни тормозов, ни управления, ни подвески для такой мощности не модернизировали. Для камикадзе строили?
    2. +13
      3 июля 2022 18:40
      Цитата: demiurg
      Такое ощущение, что рекламный буклет прочитал.

      Так и есть, очередное фуфло собранное очередным "ООО .." большей частью из импортных комплектующих. Вопрос "можно ли это запустить в серию" сегодня просто смешной. Конечно же нет!
  2. +13
    3 июля 2022 05:58
    Ничего себе, "дело за малым". Целую кучу заводов надо построить. И кто будет этим заниматься? Бесперпекстивняк, короче говоря.
    1. +3
      3 июля 2022 06:44
      Они по рыночным теориям должны сами расти.
      Днрипаска уже подвиг совершил-сохранил уралаз
      1. +15
        3 июля 2022 06:59
        Честно скажу, статья просто разозлила. Я 12 лет собирал грузовики, в том числе и Уралы, но я так и не понял ничего в автомобилестроительных формулах, моих мозгов хватило только понять, что каждая деталь жизненно зависит от другой. Урал конечно спроектировали с большим запасом прочности но не настолько, что бы так над ним издеваться. Развалится на ходу, кто ответит? Пускай эти горе-конструктора сами на нем и катаются.
      2. +17
        3 июля 2022 07:23
        УралАЗ сохранили ВС РФ, а так-же Газпром + Роснефть + Лукойл. Это их ежегодные заказы на несколько сот штук грузовиков, от каждого, позволили заводу выжить.
        Плюс, организовали большую гамму различных моделей.
        Еврей, Дерипаска, тут ни с какого боку не причем.
  3. +20
    3 июля 2022 06:04
    А как долго у такого аппарата мосты и карданы прослужат? Мощность движка 600л.с., коробку с раздаткой поменяли под такую мощность, а ходовка от серийного? Наверное просто рекламный ход не расчитанный на долгую службу.
    1. +15
      3 июля 2022 06:26
      Цитата: Алексей 1970
      А как долго у такого аппарата мосты и карданы прослужат? Мощность движка 600л.с., коробку с раздаткой поменяли под такую мощность, а ходовка от серийного? Наверное просто рекламный ход не расчитанный на долгую службу.

      А вы думаете там кто то что то рассчитывал? Я читал учебники по автомобилестроению. Там формулы на каждую детальку. А эти горе-умельцы сработали по принципу:
      "Я тебя слепила из того, что было."
      1. +10
        3 июля 2022 06:56
        Ещё в советском техникуме писал курсовую, по деталям машин, в университете, ещё раз, по тому же предмету, вот сразу же и пришло в голову, что долго такая конструкция не прослужит, а так по такой логике и на карьерный белаз ходовку от ммз воткнуть можно wink
        1. +1
          3 июля 2022 07:33
          Цитата: Алексей 1970
          Ещё в советском техникуме писал курсовую, по деталям машин, в университете, ещё раз, по тому же предмету, вот сразу же и пришло в голову, что долго такая конструкция не прослужит, а так по такой логике и на карьерный белаз ходовку от ммз воткнуть можно

          Хотел бы я полазить по этому чуду-авто, поглядеть например, на какие опоры движок поставили. На родные то он не подойдет, значит что то с рамой мудрили.
        2. +1
          3 июля 2022 16:57
          Что-то всё это напоминает?
          До боли знакомый сюжет про Дальневосточный регион.
          А точнее про автомобили-конструкторы, которые собирают российские автомобильные умельцы-вундеркинды из страны Восходящего Солнца-Японии. Извините, может это "не из той оперы"? Хотя ...
    2. +2
      3 июля 2022 14:57
      Ну для трансмиссии можно обойтись деталями из другой марки стали, а также пора уже начать нормально делать закалку/отпуск/цементацию/азотацию ну и т д ,
    3. +1
      4 июля 2022 09:29
      Цитата: Алексей 1970
      А как долго у такого аппарата мосты и карданы прослужат? Мощность движка 600л.с., коробку с раздаткой поменяли под такую мощность, а ходовка от серийного? Наверное просто рекламный ход не расчитанный на долгую службу.

      Одно время в перестройку ,на КАМАЗы ставили движок от МАЗа через прокладки ,понимали немного кабину .Проблема была в том что при более мощном движке газовать не рекомендовалось.Отрывался меж осевой редуктор ,карданы и валы летели.
      Так что машина заведомо ущербная
      1. 0
        4 июля 2022 17:27
        Это когда на КАМАЗе сгорел завод по производству двигателей, у нас в конторе были такие совки, частенько коробки и мосты ломались и это при небольшой разнице в л.с. и моменте, а тут 600! Полностью согласен с вами, ущербный аппарат.
  4. -2
    3 июля 2022 06:19
    Он на обложке ТиВ несколько месяцев назад, а в поясняющей статье есть интересное фото- на буксире у него трейлер с БТР-Д
  5. -3
    3 июля 2022 07:09
    Оскуднел язык Русский, с именами собственными у нас всё паршиво, раз считаем в порядке вещей называть технику "викинг ",и прочими иноземными словами. Интересно, в армии сша есть грузовик с названием "воевода ",к примеру???
    1. +4
      3 июля 2022 09:09
      Цитата: Бережливый
      Оскуднел язык Русский, с именами собственными у нас всё паршиво, раз считаем в порядке вещей называть технику "викинг ",и прочими иноземными словами.
      Тогда назовём новый грузовик "Урал" - "Варяг"...
      fellow
    2. 0
      3 июля 2022 14:52
      Мы из варягов, учи историю
      1. 0
        3 июля 2022 17:00
        Тогда назовите "Греком"?
        1. +1
          3 июля 2022 17:33
          Цитата: Johann Klassen
          Тогда назовите "Греком"?

          Легат Гай Анонимус подозрительно прищурился... wink
    3. +5
      3 июля 2022 15:15
      Цитата: Бережливый
      Оскуднел язык Русский, с именами собственными у нас всё паршиво, раз считаем в порядке вещей называть технику "викинг ",и прочими иноземными словами.

      Вот когда все агрегаты у грузовика будут отечественными - тогда он и будет "Воеводой". А сейчас он - типичный викинг на службе князя. smile
      1. +2
        3 июля 2022 17:04
        К сожалению, "про все отечественные агрегаты"
        из области невозможной фантастики.
  6. +5
    3 июля 2022 07:30
    Тот же КамАЗ на таких аппаратах избавился от третьей оси. При желании и сам Урал такое построит. Свой дизель ЯМЗ на 410лс есть, мосты скоро сам Урал будет делать 9тн...схожая кабана есть в новом исполнении.
    1. +2
      3 июля 2022 14:52
      Мосты уже делают, пробная партия на р. и. отправили
  7. +9
    3 июля 2022 10:41
    Шоукар для онанизма на фоточки и характеристики.
    Зачем грузовику с грузоподъёмностью в 7 тонн (а учитывая возросший вес и того меньше) 600 л.с.? 240 заводских л.с. ему достаточно, более тяжёлые Уралы и мощности имеют больше.
    Современные удобства есть в Нексте, нет никакого смысла натягивать их на 4320.
    Единственная полезная опция - автомат.
    1. +1
      4 июля 2022 10:12
      Есть американские пикапы типа Ф-150....они тоже, на первый взгляд, избыточные...но на их базе делают кучу МРАП и Броневиков. А В РФ их делают на основе грузовиков
      1. 0
        12 июля 2022 19:39
        Цитата: Zaurbek
        но на их базе делают кучу МРАП и Броневико

        Поправочка: кучу дерьмовых MRAP и броневиков. После того, как гражданская машина нормально забронирована, внезапно(!) выясняется, что её масса уже предельна для данного шасси и полезного она может делать ничего. А подходящее для броневика шасси будет не нужно на гражданском рынке, потому что из-за избыточной собственной массы такая машина не будет нормально ехать, управляться, тормозить и будет бессмысленно жрать лишние литры топлива.
        Цитата: Zaurbek
        А В РФ их делают на основе грузовиков

        Вот и нет, в России, принятые на вооружение MRAP сделаны на специальных шасси.
        1. 0
          13 июля 2022 01:35
          Хреновая поправочка....броневики ездят....
          1. 0
            15 июля 2022 12:04
            Ещё бы они не ездили, у них есть колёса и двигатель...
            "Ездить" и "выполнять боевую задачу" - это разные вещи. Подобные броневики постоянно в перегрузе, а значит у них плохая проходимость и низкая надёжность.
            Ладно, можно поставить мотор помощнее. Это потянет за собой новую, более тяжёлую трансмиссию, которая его выдержит, новые (более тяжёлые) мосты, новую подвеску, и, чтобы рама всё это выдержала - новую раму. Чем это отличается от специально спроектированного шасси? Тем, что времени на испытания и доводку этого будет затрачено кратно больше.
  8. +6
    3 июля 2022 11:07
    Простите, а что в этой машине хорошего ? Тут по сути только одна "шкура" отечественная , вся ключевая начинка - зарубежная, большая часть - от "наших западных партнеров" . Они будут рады-радешеньки если мы напланируем кучу военной техники с их "кишками" , а потом этот краник будет перекрыт.
  9. +6
    3 июля 2022 13:29
    Машина построена пока в единственном экземпляре и является примером возможной эволюции капотных грузовиков из Миасса.

    Вот и все, дальше можно ничего и не говорить. А если вспомнить про зарубежные узлы и агрегаты, то это пустые разговоры, особенно про машины военного назначения.
  10. 0
    3 июля 2022 14:50
    Смысла не вижу, есть прекрасный "тайфун"и .
  11. 0
    3 июля 2022 19:14
    Выглядит очень солидно, выглядит хорошо.
  12. +2
    3 июля 2022 22:47
    У нас в части самой надёжной машиной ЗиЛ-157 был . Урал -375 (80 литров бензина
    на 100 километров , по ругани зампотеха -100 литров на 80 километров, но там прицеп
    был рефрижератор с противопулевым бронированием (аппаратная засекречивания
    связи ) массой с тягачом в 22 тонны . Первым "ЗиЛ" заводился при минус тридцати
    по Цельсию , из боксов и с эшелона , с платформ "Уралы-375 Д" и "Камазы" армейские
    стаскивая. Поглядел бы я ,как новая техника по полуметровому снегу под Хабаровском
    колею проминать будет .
  13. +2
    4 июля 2022 04:46
    какой паразит допустил чужой двигатель в наши машины... какая падла занимается провокацией?
  14. -2
    4 июля 2022 10:50
    Зверюга то, что надо!
  15. 0
    4 июля 2022 12:00
    Вы поставте нужное количество бронировснных машин в войска,что уже разработанны и испытанны.Разработайте комплект сьемной брони,усильте показатель на подрыв,разработайте более комфортные условия для водителя ,да работы хватит только на доводку.Все это и многое другое ,что должны подсказать заказчики,а в часности МО,Рогвардия,ССО все кто заинтересован.Хватит пилить бюджет не нужными "новинками"
  16. +1
    5 июля 2022 00:21
    Ну да, конечно, ведь заменить двигатель Caterpillar - раз плюнуть ))
    1. 0
      5 июля 2022 02:15
      Цитата: Богатырев
      заменить двигатель Caterpillar - раз плюнуть ))

      И ими все склады забиты !
  17. 0
    10 июля 2022 18:11
    Кабина из жести, открытый воздушный фильтр, радиатор незащищен. И зачем он армии?