Железнодорожная катастрофа: советский танк Т-64 против немецкого поезда

74
Источник: dishmodels.ru

Источник: dishmodels.ru

Принято считать, что несчастные случаи, связанные с боевой техникой в мирное время, обычно происходят в воинских частях или на полигонах, а в списках пострадавших в основном значатся сами военнослужащие. Однако иногда в этих происшествиях не обходится без жертв среди гражданского населения. Примером такой трагедии может служить столкновение пассажирского поезда с танком Т-64А, произошедшее 19 января 1988 года в Восточной Германии.

Танковый полигон около железной дороги


После победы в Великой Отечественной войне СССР разместил в Восточной Германии крупнейший в мире зарубежный воинский контингент, наиболее известный как Группа советских войск в Германии (ГСВГ). Её максимальная численность достигала почти трёх миллионов человек, хотя и менялась год от года.



Для размещения столь огромного соединения использовались как вновь построенные базы, так и доставшиеся в наследство от гитлеровского режима. К последним относилась Форст Цинна. Расположенная недалеко от городка Ютербог в земле Бранденбург эта военная часть с 1934 по 1945 год служила базой для СС, танковой школой и пунктом размещения для солдат вермахта.

Форст Цинна. Механики-инструкторы тяжёлых танков. 1970-е годы. Источник: yaplakal.com

Форст Цинна. Механики-инструкторы тяжёлых танков. 1970-е годы. Источник: yaplakal.com

С приходом СССР Форст Цинна, несколько раз сменив назначение, в итоге стала местом дислокации одной из советских учебных танковых частей. Стоит отметить, что на эту роль бывшая немецкая база подходила идеально: на её территории имелся довольно большой танковый полигон, а в буквально шаговой доступности проходила двухпутная железная дорога Берлин – Галле, расширявшая логистические возможности.

Однако сами железнодорожники относились к этому участку с опаской и между собой называли его «стреляющим перегоном». И действительно, снующие практически вплотную к путям танки не внушали доверия – мало ли, вдруг перед поездом на дорогу выскочат или попадут учебным снарядом по составу. Как потом оказалось, опасения не были напрасными.

Перед катастрофой


19 января 1988 года во второй половине дня на железнодорожном вокзале Лейпцига готовился к отправлению скорый поезд восточно-германского управления железных дорог «Дойче Рейхсбан», следовавший по маршруту «Лейпциг – Берлин – Штральзунд». Во главе состава из 12 пассажирских вагонов и одного вагона-ресторана был электровоз DR Class E11, считавшийся довольно скоростным и способным разгоняться до 120 км/час. Это впоследствии стало одним из факторов, приведших к сильным разрушениям и человеческим жертвам.

Электровоз DR Class E11. Источник: en.wikipedia.org

Электровоз DR Class E11. Источник: en.wikipedia.org

Между тем стоит отметить один интересный факт. Дело в том, что данное направление было довольно популярным у немцев, поэтому в поезд частенько набивалось под тысячу человек. Однако в тот злополучный день в поезде находилось 450 пассажиров. Счастливая случайность, которая спасла множество жизней, ведь забитые до отказа вагоны могли значительно увеличить список пострадавших.

Ближе к 18:00 по местному времени поезд уже подходил к участку дороги рядом с полигоном Форст Цинна.

В это время на танковом полигоне проходили очередные учебные забеги. О том, что предшествовало дальнейшему развитию событий, единой точки зрения нет. Но логичнее всего предположить следующее.

На дворе – зима. Световой день короткий, поэтому к пяти часам вечера уже темно. За рычагами танка Т-64А, совершавшего манёвры по полю, сидел неопытный механик-водитель. При этом движение, скорее всего, осуществлялось с помощью прибора ночного видения, поэтому инструктор, сидевший на месте командира, и мехвод могли потерять ориентацию в пространстве. Это, собственно говоря, и произошло.

В какой-то момент водитель окончательно сбился с маршрута и двинулся в сторону железной дороги. Инструктор заметил это не сразу, поэтому несвоевременно отдал приказ на торможение. Но команда по каким-то причинам до водителя не дошла, и он продолжил движение, остановившись прямо на путях. Двигатель, очевидно, заглох, поэтому оба члена экипажа, увидев приближающийся поезд, покинули машину.

Столкновение и последствия


Поезд нёсся на скорости около 110 км/час. Машинисты заметили помеху на путях далеко не сразу, поэтому, когда танк возник буквально перед носом, экстренное торможение уже было бесполезным. В 17:50 по местному времени произошло столкновение.

Удар оказался настолько мощным, что 38-тонную «шестьдесятчетвёрку» протащило за поездом около 130 метров. Но танк – это не легковушка, которую поезд может просто снести. В момент аварии локомотив и часть вагонов искорёжило так, что позднее, чтобы достать пострадавших и снять с рельсов то, что совсем недавно выглядело как пассажирский состав, пришлось воспользоваться газовыми резаками и спецтехникой.

Танк Т-64А после столкновения с поездом. Источник: yaplakal.com

Танк Т-64А после столкновения с поездом. Источник: yaplakal.com

Танк Т-64А после столкновения с поездом. Источник: yaplakal.com

Танк Т-64А после столкновения с поездом. Источник: yaplakal.com

Что же касается танка, то его повреждения оказались серьёзными. Сильно разбило ходовую часть и внешнее оборудование, включая надгусеничные полки. А вот внутри, как указывается в источниках, в основном пострадали только аккумуляторные батареи. В общем, при желании машина подлежала восстановлению.

Первыми на место катастрофы, услышав сильный грохот, прибыли советские военные из Форст Цинны. Оперативно приступив к спасательным мероприятиям, они спасли немало жизней. Но помочь удалось не всем. Практически мгновенно погибли оба машиниста, находящихся в электровозе, а также четверо пассажиров. Ещё 33 человека получили ранения различной степени тяжести.

Ликвидация последствий катастрофы. Источник: gsvgshniki.ru

Ликвидация последствий катастрофы. Источник: gsvgshniki.ru

Ликвидация последствий катастрофы. Источник: gsvgshniki.ru

Ликвидация последствий катастрофы. Источник: gsvgshniki.ru

Чуть позже подоспели спецслужбы: спасатели, медики и, естественно, представители правоохранительных органов. Последовало долгое разбирательство.

Кого можно назвать виновным в этом ужасном происшествии? Дать однозначный ответ на этот вопрос достаточно сложно. Учебное назначение воинской части Форст Цинна уже говорит о том, что её нельзя было располагать близко к инфраструктурным объектам, поскольку по полигону ездили неопытные экипажи, которые только начинали осваивать свою специальность и могли совершать грубые ошибки. Да и внутри того злополучного Т-64А не всё было гладко.

Согласно русскоязычным источникам, механик-водитель «шестьдесятчетвёрки» был уроженцем одной из южных республик СССР и плохо владел русским языком, от чего не до конца понимал все команды инструктора. Хотя позднее появилась версия, что виновником всему стал не языковой барьер, а отключенное или сломанное танковое переговорное устройство. Впрочем, с судьбой этих танкистов тоже не до конца всё ясно. Западные авторы говорят, что дело дошло до расстрела, а вот отечественные – до дисциплинарных взысканий.

Так или иначе, 19 января 1988 года стало скорбной датой в истории немецкого народа, а по количеству жертв и пострадавших эта катастрофа и по сей день считается одной из самых крупных в Германии.
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    5 июля 2022 04:43
    Отец служил в Германии в начале 50-х, зампотех роты тяжёлых танков Т-10. На Ж\Д переезде заглох танк его роты. А тут поезд ,скорость его была невелика и танк потащило по рельсам как на салазках какое то расстояние. Ни кто не пострадал. Батя загремел в ТуркВО,в Мары,где я и родился.
    1. +9
      5 июля 2022 11:02
      Цитата: andrewkor
      Отец служил в Германии в начале 50-х, зампотех роты тяжёлых танков Т-10. На Ж\Д переезде заглох танк его роты.

      Я неоднократно ездил из Берлина на поезде "Лейпциг-Берлин-Штральзунд" и как раз моя последняя поездка была в 1988 году, но уже в мае. Все было восстановлено, и только в Штральзунде, от своих немцев я узнал о трагедии. Наши даже не знали, запрещено было говорить. Хотя был большой политический скандал и извинялся перед ГДР лично М,С. Горбачев
      За рычагами танка сидел курсант Охапов Жарылгасын Еламанович.
      1. +11
        5 июля 2022 12:21
        В Германии был ещё случай с танками. При перевозке танков на железнодорожных платформах, на одном из танков расстопорилась башня (или не была застопорена) и башня развернулась пушкой поперёк движения поезда. Встречный пассажирский поезд, раскрутил башню и та стволом попротыкала вагоны поезда на всём его протяжении. Были погибшие.
        После этого случая, при перевозке танков на платформах, башню стали стопорить дополнительно: танковый трос цепляли за крюк танка, трос один раз обматывали вокруг ствола и далее цепляли этот трос за другой крюк. Сейчас вместо троса, ствол пушки стопорят проводом, типа катанки.
      2. +5
        5 июля 2022 12:39
        Цитата: tihonmarine
        от своих немцев я узнал о трагедии. Наши даже не знали, запрещено было говорить.

        Мы в СГВ и то знали про это уже на следующий день, потом примерно через неделю нам и приказ по этому делу зачитывали. Правда без подробностей и указаний фамилии. Типа в одной из частей ГСВГ произошло происшествие связанное и тд и тп, но было указанно строго запретить распространять панические слухи, особенно основанные на сообщениях западных средств пропаганды которые не имеют ни чего общего с действительностью... А учитывая что у нас связистов были не какие-то там бытовые приёмники, и мы частенько слушали "свежую музыку" по радио Люксембург...
        1. +1
          5 июля 2022 14:30
          Цитата: Fitter65
          Мы в СГВ и то знали про это уже на следующий день, потом примерно через неделю нам и приказ по этому делу зачитывали.

          Ну а мы то не СВГ, мы были гражданские, Соврыбфлот и Судоимпорт.
        2. +1
          5 июля 2022 19:32
          Цитата: Fitter65
          Цитата: tihonmarine
          от своих немцев я узнал о трагедии. Наши даже не знали, запрещено было говорить.

          Мы в СГВ и то знали про это уже на следующий день, потом примерно через неделю нам и приказ по этому делу зачитывали. Правда без подробностей и указаний фамилии. Типа в одной из частей ГСВГ произошло происшествие связанное и тд и тп, но было указанно строго запретить распространять панические слухи, особенно основанные на сообщениях западных средств пропаганды которые не имеют ни чего общего с действительностью... А учитывая что у нас связистов были не какие-то там бытовые приёмники, и мы частенько слушали "свежую музыку" по радио Люксембург...

          Совершенно точно, через несколько дней доводили приказ об этом проишествии, тем более в части также было танковое подразделение. Но наши даже из боксов редко выезжали, танкисты на вождения ездили в УТП в Свинтошув.
      3. 0
        5 июля 2022 16:16
        Каракалпак походу. Так-то они ребята нормальные. Но русского нифига не знали.
        1. +1
          5 июля 2022 18:35
          Вы точно про них говорите ,одна из самых грамотных республик СССР и по выс. образованию .
          1. +1
            5 июля 2022 22:22
            Говорю, конечно, только про тех, кого знал. Не обобщая.
    2. +1
      7 июля 2022 16:34
      Есть на свете 3 дыры: Кушка, Пришиб и Мары. Бог собрал всю эту дрянь и назвал "Нахичевань".
      Была такая поговорка
      1. +3
        8 июля 2022 13:52
        Эту поговорку придумали кто служил в Пришибе, Пришибский погранотряд в.ч.2013, он находился между Баку и Ленкоранью, а это была совсем не дыра, но солдатский фольклор почему то поместил Пришиб в дыру и я там был и мед и пиво пил, и т.д., вот Кушка это дыра, там лошади на высокогорье, как мухи дохли, а солдаты жили и службу несли, один плюс в горах, ни москитов тебе, ни комаров со слепнями....
        1. +1
          8 июля 2022 14:35
          В каком году Пришиб посещали? Я то выводился из Пришиба и передавали все Азербайджану
          Поэтому про фолклер этой дыры знаю очень хорошо. Как и про нахождение далеко не между Баку и Ленкоранью
          1. 0
            9 июля 2022 16:45
            Как же, станция Джалилабад рядом с Пришибом в аккурат железка между Баку и Ленкоранью, а был я там последний раз в 1988 году, за три года до вывода. Так вы будете из танкистов или пограничников ?
            1. 0
              10 июля 2022 11:24
              Массалы там гораздо ближе. По крайней мере к в/ч 2013, в коей я служил с 91 по 93. И вывели нас позже. Проще говоря забыли до 93.
              1. -1
                20 июля 2022 00:07
                Значит погранец, в отряде был или на заставе ? Село Приветинское всегда удивляло, вроде русские жили, а на кладбище сплошь звезда Давида без крестов. Служил 85-88 на 22 заставе в талышских горах, тогда задержали нас , Иран с Ираком воевал и много дезертиров шло из Иран, коих мы отлавливали, даже в отпуск за это дело отпустили...
                1. +1
                  20 июля 2022 08:22
                  В отряде. ВПБС. На заставы в усиление ездили. 91-93. 80е, наверное были временами "тишины".
                  В 90м систему смели. Псковская ВДВ была на усилении. После их "усилий" местные нас считали только как врага. Десантники ушли. Потом украинцы. Осталось л/с четверть. На некоторых заставах по 9-10 чел. Не до границы. Самим бы выжить. В марте 93 начался вывод и передача границы Азербайджану. Тоже не без "тёрок". Уходили в Нальчик. Чечня не пустила. Сцепились с ними на маленькой станции Тарки. Они на эшелон напали. 2 суток 19 чел боевого охранения на 19 вагонов БК. Без потерь. Всякое было...
                  1. -1
                    24 июля 2022 17:33
                    Взвод повышенной б.с., ага в 80-е тихо было, так тихо, что впбс у нас на 22-й ПЗ год стоял, когда дезертиры с оружием в СССР драпали от Иракской войны с боями, а проще спрятаться в горах, чем в Мугани, да ладно. Как вас Чечня не пустила не понимаю, уже шла первая чеченская компания, бармалеи тогда до БК были шибко охочие, но значит вам повезло. Спасибо за все хронику-ельцину, земля ему стекловатой, столько народу положил и ещё сколько положено будет, вот за 4 месяца СВО потери уже в 2 раза больше, чем в Афгане за 10 лет, вот чего минские договоренности наделали и ещё сколько наделают отдав им черноморские порты, блин идёт война, бойцы гибнут каждый день, а у нас концерты в Питере каждый день, волосатые бухают и веселятся, противно все это видеть...
  2. +7
    5 июля 2022 04:44
    Аналогичный случай в 80-х (с менее тяжкими последствиями) произошёл на ж/д Улан-Батор - Сайн-Шанд в районе переезда "35-я площадка" (если не ошибаюсь) недалеко от Чойра. БТР не смог преодолеть проходящие по пустынной местности рельсы и был "сбит" следовавшим поездом (интенсивность движения - до 5 поездов в сутки)...Долго-долго мы выясняли - каким образом:
    1. +3
      5 июля 2022 04:58
      19 января 1988 года стало скорбной датой
      Ничего об этом не слыхал....Но, видимо, особо об этом и не распространялись...
      1. +9
        5 июля 2022 07:36
        Это ещё что: 1974 год, Севастополь, ж/д ветка Балаклава- Камышёвая, эшелон из 3-4 вагонов проходит раз в сутки. Так прапорщик средь бела дня на мотороллере умудрился под него попасть! Вот это точный расчёт по времени и местонахождению! Есть подозрение, что он на диверсанта учился...
        1. +2
          8 июля 2022 21:39
          Строительство БАМа. Рабочие поезда ( тмка и один-два вагона) ходят со скоростью 10-15 км/час. Так вот, один машинист ( и сейчас он жив-здоров, пенсионер) умудрился за два года сбить на переездах три! машины! Хотели снять его, но пожалели. И это не в одно лицо, с помощником!
      2. +2
        5 июля 2022 16:42
        Цитата: Uncle Lee
        Ничего об этом не слыхал....Но, видимо, особо об этом и не распространялись...

        Даже в ГДР ни одно СМИ не информировало, хотя народное радио конечно разнесло.
        1. +1
          7 июля 2022 07:05
          Цитата: tihonmarine
          Цитата: Uncle Lee
          Ничего об этом не слыхал....Но, видимо, особо об этом и не распространялись...

          Даже в ГДР ни одно СМИ не информировало, хотя народное радио конечно разнесло.

          В местной прессе (я про Ютербог) дня через три сообщили. Даже, вроде, с фото. А поначалу, да, молчали.
      3. +2
        7 июля 2022 06:56
        Цитата: Uncle Lee
        19 января 1988 года стало скорбной датой
        Ничего об этом не слыхал....Но, видимо, особо об этом и не распространялись...

        В пределах ГСВГ, мне кажется, все были в курсе. А в масштабах ВС СССР это был малозначительный эпизод, чтобы его тиражировать.
    2. +10
      5 июля 2022 06:20
      Это что же за БТР такой, что "не смог преодолеть проходящие по пустынной местности рельсы"? Или всё же банально заглох?
      Но пять поездов в сутки... это ж надо было так погадать время. laughing
      1. +4
        5 июля 2022 09:22
        Но пять поездов в сутки... это ж надо было так погадать время.

        Просто катались через пути постоянно , а с поездом встречается один. В ЗабВО по ветке Чита -Забайкальск поезд проходит два раза в сутки . И коровы умудряются под него попасть. Там коровы гуляют сами по себе и зимой , и летом .Как бездомные собаки , даже по помойкам "шарятся".
        1. +1
          5 июля 2022 16:21
          В тех местах бесхвостые и одноногие собаки не редкость. Почему такие тупые? В деревнях даже куры не лезут на дорогу.
          1. 0
            5 июля 2022 19:53
            В деревнях даже куры не лезут на дорогу.


            Ещё как лезут, точнее лезли, у нас в округе кур почти никто не держит, проще купить.
      2. 0
        5 июля 2022 19:44
        Цитата: Морской Кот
        Это что же за БТР такой, что "не смог преодолеть проходящие по пустынной местности рельсы"? Или всё же банально заглох?
        Но пять поездов в сутки... это ж надо было так погадать время. laughing

        Это всё теория вероятности, проклятущая wink . Кстати, в институте, во время лекции по данной науке преподаватель рассказывал об одном случае - якобы в 1924 году во всём Казахстане были ОДИН аэроплан и ОДИН автомобиль. Но однажды случилось практически невероятное - они столкнулись yes .
    3. +5
      5 июля 2022 16:20
      За полтора года в Сайн-Шанде 2 таких случая. И это притом, что там поезд ходит ровно один раз в сутки. И переезд один. Вероятность можно посчитать. Один случай - то ли "Урал", то ли ЗИЛ-131 с солдатами заглох. Все разбежались. Машина всмятку. Другой раз танк Т-55 (кажется). Тоже заглох перед поездом. Экипаж катапультировался в секунду. В общем, танк против тепловоза и состава не значит ничего. Как спичечный коробок улетел. Все живы. Это 87-88 года.
      1. +1
        5 июля 2022 16:51
        Цитата: mmaxx
        Как спичечный коробок улетел. Все живы. Это 87-88 года.

        Здесь физика, тут ничего не поделаешь:
        1. 0
          5 июля 2022 22:24
          Данная формула никак не описывает отлет танка от полученного импульса. laughing
    4. 0
      11 июля 2022 05:05
      Было такое, братан старший рассказывал он как раз в Чойре служил
  3. +9
    5 июля 2022 05:05
    Столбы, проволока, краснобелые таблички на проволоке вдоль путей. Неужели так сложно...
    С погибшими в статье нет ясности. Если всего 6 и 33 пострадавших из 450 в поезде, столкнувшимся на скорости 110 с танком, то это чудо какое-то.
    1. +2
      5 июля 2022 20:57
      Цитата: VicktorVR
      Столбы, проволока, краснобелые таблички на проволоке вдоль путей.

      Темное время суток...И ПНВ с, мягко говоря, небольшим сектором обзора. Да и ночник 87-года это не тепловизор 2020-х.
    2. 0
      5 июля 2022 22:28
      Если что-то плохое может случиться, оно обязательно случится.
      Если что-то можно сделать неправильно, то всегда найдется тот, кто именно так и сделает. Ну, и тд тп
      1. 0
        6 июля 2022 07:58
        Цитата: mmaxx
        Если что-то можно сделать неправильно, то всегда найдется тот, кто именно так и сделает. Ну, и тд тп

        И по стечению обстоятельств, они нашлись, но им повезло, вышли "сухими", но стрелочников из офицеров нашли, хотя замполита через полгода оправдали.
    3. -1
      10 июля 2022 09:05
      Цитата: VicktorVR
      Столбы, проволока, краснобелые таблички на проволоке вдоль путей. Неужели так сложно...

      Вот, вот. Неужели для танковой части, имеющей соответствующую инженерную технику, трудно выкопать по границе полигона (вдоль железной дороги) противотанковый ров с насыпью. Получается - между гражданским и военным объектами никакой границы не было (и солдатики могли свободно бегать в самоволку)? Или полигон располагался по обе стороны жел. дороги?
    4. AUL
      0
      11 июля 2022 09:09
      Цитата: VicktorVR
      С погибшими в статье нет ясности. Если всего 6 и 33 пострадавших из 450 в поезде, столкнувшимся на скорости 110 с танком, то это чудо какое-то.

      В 60-х под Курском была железнодорожная катастрофа. В конце августа, когда дети возвращались из Анапы домой к школе, по вине диспетчера навстречу поезду, по его колее, пошел товарняк. Лоб в лоб. Двое суток танками растаскивали железо. Трупами забили все окрестные морги. А по официальной версии - один пострадавший, повар в вагоне ресторане кипятком обварился. Вот так.
      1. -1
        11 июля 2022 09:28
        Цитата: AUL
        Трупами забили все окрестные морги. А по официальной версии - один пострадавший, повар в вагоне ресторане кипятком обварился. Вот так

        Сейчас придет tatra, и запишет вас во "враги коммунистов".
  4. +2
    5 июля 2022 05:13
    "В это время на танковом полигоне проходили очередные учебные забеги"...
    А что, у танкистов есть такой термин "забеги"?
    Или автор не копенгаген?
    1. +2
      5 июля 2022 07:41
      Наверное, шутливое иносказание.
  5. +5
    5 июля 2022 06:06
    Спасибо автору за статью, любопытная информация.
    80 - е время катастроф. Аварии на ж/д в СССР, землетресение в Армении, и конечно же Чернобыльская авария.
    1. +11
      5 июля 2022 09:25
      Добавлю еще - 5 июня 1983 года, недалеко от Ульяновска пассажирский теплоход "Александр Суворов" врезался в железнодорожный мост через Волгу, по которому шел грузовой состав. В результате погибли 176 человек.
      31 августа 1986 года, в Цемесской бухте столкнулись пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Петр Васёв», погибли 423 человека. Да, 80-е можно назвать временем катастроф
      1. 0
        5 июля 2022 13:24
        Это точно, в последней катастрофе было 5 свадеб.
  6. +10
    5 июля 2022 07:22
    Эх водители из южных республик, тоже служил в Германии, в Шёнебеке. Ремонтировали топопривязчик уазик во взводе управления, комбат уехал в отпуск, без него сказал не заводить, что то со стартером было. Ну двое водил решили комбату перед приездом "подарок" сделать, решили топопривязчиком на базе 66 уаз дернуть и завести, дернули на тросу, завели. Но Очилов перепутал газ с тормозом, "подарок" знатный получился laughing
  7. +10
    5 июля 2022 07:47
    Ещё пар фото
    Т-55

    А это, похоже, М60 - не только у нас служат "герои".
    1. +1
      6 июля 2022 00:01
      Ещё пар фото
      Т-55
      ,, доброе время ночи,Константин, по данному фото нашел только,

      Огнеметный танк ОТ-55, не поделивший дорогу с локомотивом. Ленинакан. Армянская ССР. СССР. 1976 год.
      больше инфы не на шел sad
      1. +1
        6 июля 2022 14:18
        Там тоже один Ж/Д путь на всю округу и поезд раз в сутки? wink
  8. +8
    5 июля 2022 08:49
    Что же касается танка, то его повреждения оказались серьёзными. Сильно разбило ходовую часть и внешнее оборудование, включая надгусеничные полки. А вот внутри, как указывается в источниках, в основном пострадали только аккумуляторные батареи. В общем, при желании машина подлежала восстановлению.
    Нет, не подлежал этот танк восстановлению. Видел я его на ремонтном заводе, от места удара тепловозом пошла вертикальная трещина по борту корпуса, а уж, что там внутри... Короче списали его и разбраковали
  9. +4
    5 июля 2022 09:35
    Армейский тупизм так привычен для самих венных, что они с ним мирятся, как с неизбежным.
    Мой приятель служил в ГСВГ в полку самоходок. Самое-самое начало 80-х. Полк располагался в старинной цитадели в центре города. Периодически полк выезжал на полигон и чтобы меньше мешаться на улицах города, выезжал и въезжал обратно в свою цитадель всегда ночью. Немцы, мягко говоря, были очень недовольны. Постоянный грохот ночью тряска домов. Улицы узкие, вымощенные камнем, всегда был страх, что кто-то въедет в дом. Так и произошло. Однажды молодой мехвод не сбросил газ на повороте и самоходка пошла юзом, срезала здоровенное дерево, которому была не одна сотня лет и ткнулась в дом. Хорошо, что ничего не обвалила, но с самого утра от немцев прибыла представительная делегация с протестом. Командование всячески извинялось. Срезанное дерево силами части вырвали в тот же день и быстро посадили вместо него другое. Но немцам, конечно, это не особо радость принесло. Полк оставался в цитадели.
  10. +5
    5 июля 2022 09:57
    Численность ГСГВ в 3 миллиона?
    Если только в 1945-1946...
    hi
    1. +2
      5 июля 2022 10:16
      Вот именно. У нас к развалу Союза в начале 90-х была вся численность армии такая. Она от года к году слегка менялась, в зависимости от количества призывного возраста.
    2. +3
      5 июля 2022 11:07
      Тоже обратил внимание на эту цифру .
      Думаю очепятка .
      Так же хотел покритиковать автора за Deutsche Reichsbahn , думал быть того не может , что в ГДР что то от Рейха осталось , однако это действительно так , в ФРГ была Bundesbahn , , в ГДР почему то оставили старое название .
      Всегда были и будут происшествия с военной техникой , всегда найдётся "дол---б в кабине".
      1. +3
        5 июля 2022 13:26
        В ГДР он назывался Deutsche Reichsbahn, потому что касался юридических вопросов. Железнодорожной компании также принадлежало много земли, зданий и домов для железнодорожников. Таким образом, у ГДР было много собственности в Западном Берлине, а также в ФРГ, что, конечно, сильно раздражало капиталистический Запад.
        1. AUL
          0
          11 июля 2022 09:17
          Das Reich - государство.
  11. -3
    5 июля 2022 10:48
    После стольких полетов глупо было возвращаться к этой напасти. К чему стремится автор? Это случилось со мной, это случилось, и дело было расследовано. Автор как-то забыл, что am
  12. 0
    5 июля 2022 11:04
    Забор построить не судьба? Бетонный вдоль железки? И внушить всем мехводам: забор НЕ ПЕРЕЕЗЖАТЬ!!!
    1. +1
      5 июля 2022 22:30
      Найдется всегда тот, кто решит попробовать: сломает танк забор или нет?
    2. 0
      5 июля 2022 23:57
      Бетонный вдоль железки

      , , после данного инцендента построили.
  13. +9
    5 июля 2022 11:52
    Согласно русскоязычным источникам, механик-водитель «шестьдесятчетвёрки» был уроженцем одной из южных республик СССР и плохо владел русским языком, от чего не до конца понимал все команды инструктора. Хотя позднее появилась версия, что виновником всему стал не языковой барьер, а отключенное или сломанное танковое переговорное устройство. Впрочем, с судьбой этих танкистов тоже не до конца всё ясно. Западные авторы говорят, что дело дошло до расстрела, а вот отечественные – до дисциплинарных взысканий.

    ,,,19 января 1988г.часов в 6 вечера , 7 УТР(ротный м-р Шамшур) 118 УТП просто пошла на второй танкодром Форстцинны на ночное вождение. курсант,если не ошибаюсь узбек, в первый раз ехал с ТВН,и не заметил шлагбаум проехал прямо,не свернув по маршруту,а тангенту не подключил,и выехав на железку упёрся пушкой в станционное здание ----и заглох. Инструктор (из 2 БУБТА)пытался его вытащить,а тот пока вылез,время ушло. Акумы сели ,воздуха в баллонах не было,а тут прожектор со стороны Ютербога....Поезд был Лейпциг-Берлин . Погибло 19 человек . Ком полка п.п-ка Коржакова и всех замов сняли спец указом Политбюро Повезло только Воропаеву(НШ-был в отпуске) Язов был а полку уже утром. Наши помогали спасать потерпевших,в поезде были и наши .Это конечно была жуть .Электровоз (квадратный малиновый) стал шариком,пять вагонов-в хлам. У 64-ки бабахнула наружная группа баковУдар был в правый борт- левая ходовка улетела под виадук,а это метров 150-200 вместе с баллансирами и торсионами
    из интернета.
    1. +1
      5 июля 2022 23:55
      казах мехводом был
      1. 0
        6 июля 2022 00:05
        ,,, hi может быть. Что в инете нашел. Может вы точнее знаете? Было бы интересно.
  14. +3
    5 июля 2022 13:52
    У нас тоже там было чп: вытягивали застрявшую машину, трос были вынуждены протянуть через дорогу, выставили пост, чтобы останавил движение по ней. Ну и немец, включил Шумахера на мотоцикле, вот... такая была там история .
  15. +6
    5 июля 2022 16:01
    Служил в это время,как раз в Третьей Ударной Армии.Механик-водитель был тракторист с Казахстана,ночью по приборам не смог ориентироваться и выехал с учебного полигона,командир,если не ошибаюсь сержант Петухов дернул ручку экстренной остановки танка-она не сработала,когда танк на путях заглох,он вытащил мехвода из люка и спас его.У нас в части по нелегальным телевизорам каналы ARD и ZDF это сразу же показывали,а в Созе только летом в Красной Звезде про это написали.
    1. 0
      10 июля 2022 09:29
      Цитата: ГСВГ 86-88
      командир... дернул ручку экстренной остановки танка

      Никогда не знал, что в Т64 есть стоп-кран. Век живи, век учись request laughing
      1. 0
        10 июля 2022 18:16
        Танкисты говорили что на учебных танках есть экстренная остановка танка из башни,ручка это или кнопка,по моему не важно,смысл не в этом и не нужно умничать,мне не нужны Ваши комменты.
        1. +1
          10 июля 2022 18:31
          Цитата: ГСВГ 86-88
          Танкисты говорили что на учебных танках есть экстренная остановка танка из башни

          А! То есть местные самоделкины доработали... тогда понятно...

          Цитата: ГСВГ 86-88
          смысл не в этом и не нужно умничать

          А я не умничаю. Я служил на Т64Б, и ни разу там "стопкрана" не видел. Потому и поинтересовался.
  16. 0
    6 июля 2022 02:32
    За статью СПАСИБО ! Теперь сложилась полная картина о чём нам довели на построении , тогда в 88-м. Аж в далёком от Германии Лен.ВО. Если не ошибаюсь, после этого , потребовали оборудовать всю учебную технику "кнопкой" глушения движка у инструктора
  17. -1
    6 июля 2022 10:09
    из позднего , у населения где были "группы войск", у водителей авто - "посмотри налево,посмотри направо-нет ли рядом русского "Урала"?
    1. 0
      7 июля 2022 07:21
      Цитата: iz odessy
      из позднего , у населения где были "группы войск", у водителей авто - "посмотри налево,посмотри направо-нет ли рядом русского "Урала"?

      Процент "особо одарённых" во всех армиях примерно одинаковый. Янки, к примеру, не слабо в Зап.Берлине барагозили, просто кол-во л/с у нас и у них было несоизмеримо, отсюда и впечатление такое.
      1. -1
        7 июля 2022 10:12
        не надо научного и процентов, тем более что вы просто словоблудием, нет у вас и не может быть подтвержденных данных. Не имел смыслом как то унижать советских, сам там служил . Просто вспомнил
        1. 0
          8 июля 2022 14:30
          Цитата: iz odessy
          не надо научного и процентов, тем более что вы просто словоблудием, нет у вас и не может быть подтвержденных данных. Не имел смыслом как то унижать советских, сам там служил . Просто вспомнил

          Я тоже там служил и в Зап.Берлине бывал, видел своими глазами. Так штааа(с)
  18. 0
    8 июля 2022 13:50
    это ещё Т-64 не такой крепыш как Т-72А или Т-80Б, эти и по тяжелее - и делов наворотили бы по более