Военторг армии США: сын маминой подруги

20

Предыстория


Прежде чем перейти непосредственно к теме, нужно немного окунуться в историю, а также в этимологию слова. Так разница станет еще чуть контрастней.

Комиссариа́т (фр. commissariat от ср.-лат. commissarius от лат. committere «поручать») – государственное или административное учреждение, во главе которого стоит комиссар.



Заимствованное из французского языка и знакомое каждому мужчине слово. Военные комиссариаты появились в нашей стране в результате принятия 8 апреля 1918 года декрета «Об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам». На основании этого документа в течение года на территории Советских республик было создано 7 окружных, 39 губернских, 385 уездных и 7 тысяч волостных военных комиссариатов.

На военные комиссариаты были возложены следующие основные задачи:

1) вести учёт военнообязанных;

2) проводить первоначальное военное обучение и осуществлять призывы в Вооружённые силы СССР, формировать их части, организовать их снабжение, управлять войсками, предназначенными для обслуживания территории данной губернии, проводить в жизнь Декрет о всевобуче (система обязательной военной подготовки граждан, которая существовала в РСФСР и Советском Союзе).

В наше время всего в России функционируют 1 234 военкомата. Фактически они занимаются всей кадровой работой от призыва на срочную службу до трудоустройства желающих в ВС РФ на гражданские должности.

После приёма на службу в дело вступает МТО ВС России. Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил Российской Федерации – составная часть Вооружённых сил РФ: единая система органов управления, специальных войск, учреждений и других военных организаций, осуществляющих техническое и тыловое обеспечение всех видов вооружённых сил и отдельных родов войск ВС России.


Флаг МТО ВС РФ

Важно, что материально-техническое обеспечение организуется и осуществляется во всех видах повседневной и боевой деятельности, с целью поддержания войск и сил в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению. Всё, что солдат носит, ест, на чём ездит, за счёт чего ездит, чем стреляет и в чём живёт – является лишь частью зоны ответственности МТО ВС России. Конечно, трудно переоценить важность столь крупной и влиятельной организации, но дьявол, как известно, кроется в мелочах. Чем более крупной и многофункциональной становится организация, тем большую инертность она приобретает в решениях и действиях. Вдобавок ко всему прилагается консервативность, зачастую в плохом смысле этого слова.

Военторг у нас


Военторг – это система торговых институций, предназначенных для предоставления услуг военнослужащим и членам их семей. Такие военторг-магазины должны обеспечивать военные части и городки обмундированием, экипировкой и продуктами.

История современного военторга началась в далекие послереволюционные годы. Впервые Центральное управление красноармейских лавок (ЦУКЛ) было создано в СССР Приказом РВСР № 373 от 13 декабря 1918 года. Согласно этому приказу, были развернуты склады, специальные отделения и лавки, которые должны были стать военторг-магазинами. ЦУКЛ было передано Центральному управлению снабжения армии в июле 1919 года.

Позже, в 1921 году, при гарнизонах создаются специализированные военные потребительские общества (ВПО), согласно декрету «О кооперации» и постановлению СНК РСФСР. В округах в это время тоже создаются военно-кооперативные управления. Эти организации и должны были создавать военторги недалеко от военных частей. Планировалось организовать военторг Воронежа, Екатеринбурга и др. А в системе Центросоюза появляется Всероссийское военно-кооперативное управление, занимающееся распределением и контролем таких военторг-магазинов.

Однако в июле 1924 года военная торговля прекращает свое существование, расформировываются уже созданные военторги Москвы, а также исчезают военторги практически во всех городах страны: военторг в Новосибирске, военторг в Пензе и так по всему СССР, практически каждый военный магазин в Москве был закрыт.

Обслуживание армии передается Центральному рабочему кооперативу. Закрытые военные кооперативы (военторги) появились лишь в 1929–1930 годах. Их появление было вызвано нехваткой продовольствия в военных частях. При Центральном и областных потребсоюзах были созданы так называемые военно-кооперативные секторы, функцией которых был контроль над обеспечением военных кооперативов, снабжением товарами военторг-магазинов. На базе этих секторов было создано Центральное военно-кооперативное управление в апреле 1932 года.

И наконец, 17 октября 1935 года специальным постановлением СНК создается Центральное государственное объединение военной торговли и обслуживания производственно-бытовых нужд армии и флота под сокращенным названием Центрвоенторг. Ему и были переданы все основные предприятия военной торговли Центрсоюза. А уже 3 апреля 1938 года Центрвоенторг был реорганизован в Главвоенторг – Главное управление военно-торговыми предприятиями.

Перед самой войной, в 1939 году, были также созданы Главвоенфлотторг и Главспецторг. Особое место в системе довоенных торговых предприятий, занимающихся снабжением армии, занимали полевые военторги. Эти организации создавались для обслуживания войсковых частей в военное время. Их структура включала полковую лавку (военторг-магазин), дивизионный военторг, военторг фронта и армейский магазин. Такие учреждения стали появляться в СССР в 1939–1940 годах. Под конец войны в таких полевых военторгах насчитывалось около 30 тысяч служащих, в то время как во внутренних округах было почти пять тысяч предприятий торговли.

Во время войны военторгом предоставлялись посылки с определенными товарами повседневного спроса на фронт. Например, в 1944 году таких посылок военторгом было продано около 5 миллионов. Во время боевых действий на передний край выезжали также автолавки с необходимыми вещами от многих военторгов.


В целом Главвоенторг подчинялся Наркомторгу СССР. Это в некоторой мере усложняло работу военторгов, потому что им иногда отказывали в строительстве помещений, ремонте и автотранспорте в военных частях. В ответ на это Главвоенторг продавал товары в большие города, в частности, в военторги Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда), в военторг Екатеринбурга и другие, от чего в основном страдали отдаленные гарнизоны. Кроме того, у таких военторгов, как военторг Тюмени или военторг Пензы, была чрезвычайно слабая материально-техническая база.

С распадом СССР все предприятия Главвоенторга, военторги Москвы, военторги Санкт-Петербурга были реорганизованы и попали под разное подчинение. Было также принято решение создать ритейлинговую компанию на базе 1 300 военторг-магазинов и складов в подчинении Минобороны Российской Федерации. Такая идея была поддержана Дмитрием Булгаковым, который был назначен заместителем министра обороны в конце декабря 2008 года.

Однако вскоре было принято решение о распродаже всей недвижимости, такой как торговые базы военторгов в больших городах, военторги Москвы, военторги Санкт-Петербурга, крупные универмаги и предприятия общественного питания. Таким образом, идея создания ОАО «Военторг» была похоронена. Исчезли успешно работавшие когда-то военторг Воронежа, военторг Екатеринбурга. Та же участь постигла военторг Ростова и военторг в Новгороде.

Вместо этого была создана целая сеть частных предприятий и торговых центров под названием «Военторг». Многие из сотрудников предприятий Главвоенторга в это время остались без работы, но сохранили богатый опыт в этой деятельности и связи. Так появились военторги в Ростове-на-Дону и Красноярске. Бывшие сотрудники военторг-магазинов, не растерявшиеся в сложившихся обстоятельствах, создали военторг в Ижевске и Иркутске. Открылись военторги в Хабаровске, Кемерово и Липецке.

В настоящее время АО «Военторг», согласно государственным контрактам, заключенным с Минобороны России, оказывает услуги по организации питания военнослужащих и некоторых других категорий лиц. А с 6 февраля 2010 года является единственным исполнителем, оказывающим услуги по помывке личного состава и стирке предметов вещевого имущества. Также проводится работа по возобновлению профильной деятельности, связанной с оказанием торгово-бытовых услуг в военных городках. А еще АО «Военторг» осуществляет индивидуальный пошив предметов военной формы одежды для офицерского состава Минобороны России и военнослужащих женщин (повседневная и парадная одежда).

Судя по описанию с официального сайта, АО «Военторг» глубоко интегрирован в систему тылового обеспечения и регулярно прибегает к услугами аутсорсинга.

Военторг у них


Commissary (с англ. «магазин») – это магазин провизии, который может включать в себя готовые продукты для употребления в пищу как на территории фирмы, так и за ее пределами. Обычно он работает в таких организациях, как горнодобывающая компания, сталелитейный завод, корпоративный центр, правительственное учреждение или военная часть, и часто предназначен в первую очередь для использования сотрудниками. Нас сейчас интересуют конкретно заведения при военных частях.

Управляет такими магазинами «Агентство по комиссариату обороны Соединенных Штатов», и похожи они на супермаркеты. Магазины предоставляют военнослужащим большую часть тех же продуктов, доступных в Соединенных Штатах, абсолютно независимо от того, как далеко от родины они находятся.

Военторг армии США: сын маминой подруги

Некоторые Commissary настолько велики, что имеют свои рестораны быстрого питания и кинотеатры. В целом магазины Commissary продают в основном продуктовые товары, другие предметы можно приобрести в магазинах, отличия в которых крайне любопытны, поскольку у Армии, ВСС и ВМС они отличаются.

У ВВС и ВМС магазины называются «базы» (Base exchange, сокращённо BX), у Армии – это «посты» (Post Exchanges, сокращённо PX). Несмотря на то, что у Армии «посты», сами они называют их «фортами», по аналогии с «Фортом Худ» (англ. Fort Hood – одна из главных военных баз армии США). Тем не менее, отправляясь домой, армейцы сообщают о возвращении на «пост».


Defense Commissary Agency (DeCA) управляет почти 240 магазинами по всему миру. Американские военные комиссары продают продукты и товары для дома действующим военным, гвардейцам, резервистам и пенсионерам всех восьми силовых структур Соединенных Штатов, а также членам семей военных.

Любопытно ценообразование. Стоимость товара включает в себя себестоимость плюс надбавка за логистику, что в сумме экономит посетителям тысячи долларов по сравнению с гражданскими супермаркетами.

Продажа товаров со складов хозяйственных отделов военному персоналу началась в 1825 году, когда офицеры армии США на определенных постах могли делать покупки по себестоимости для личного пользования, а к 1841 году офицеры могли также покупать вещи для своих ближайших родственников.

Можно считать, что современная эра Commissary фактически началась в 1867 году, когда рядовые получили такую же возможность покупать по себестоимости, как и офицеры, которые пользовались этой привилегией в течение четырех десятилетий. Магазины развивались параллельно с ростом рыночной торговли. В 1868 году список товаров в Commissary включал в себя 82 наименования и был сопоставим с ассортиментом типичного гражданского магазина того времени.

В наши дни среднее количество товаров насчитывает более 12 000 позиций, а в крупнейших магазинах на несколько тысяч больше. Для сравнения: ассортимент товаров гражданского супермаркета в России может включать в себя от 5 до 20 тысяч наименований товаров. Например, примерно так обстоят дела в магазинах «Пятёрочка», «Перекрёсток» или «Лента».


По мере того, как роль американских вооруженных сил росла, Commissary начали распространяться по всему миру. Первые зарубежные магазины открылись на Кубе, Филиппинах и в Китае в период с 1898 по 1904 год. Вскоре за ними последовали магазины в Панаме и Пуэрто-Рико. В конце концов все службы приняли армейскую концепцию торговых магазинов и адаптировали ее к своим потребностям. В 1952 году Конгресс разрешил надбавку к стоимости продукции, а в 1983 году установил её на уровне 5 процентов.

Пока DeCA торгует продуктами питания, служба Army & Air Force Exchange Service (AAFES) занимается снабжением войск повседневной и военной одеждой, а также предметами быта. AAFES управляет более чем 4 000 объектами, включая минимаркеты, магазины одежды, а также рестораны быстрого питания такие как Subway , Burger King, Starbucks и другие. Вышеупомянутые Base exchange и Post exchanges входят в состав AAFES.


И DeCA и AAFES подчиняются Министерству обороны США и управляются советом директоров. Это агентства с нецелевыми фондами, что означает их самостоятельное финансирование, а наценка на товары возвращается обратно в фонд. Фактически эти организации освобождены от налогов, подчиняются установленным строгим правилам Конгресса, но не отчитываются перед ним.

Прилагаю небольшую часть переписки с вышедшим на пенсию морским котиком.


Из неё следует, что у командира подразделения есть специальная «кредитная карта» с деньгами, которые они могут потратить на необходимые товары. А кроме того, каждый боец может заказать в магазине что-то необходимое лично ему.

Предполагаю, что деньги эти не являются результатом народных сборов или «общаком» с зарплаты каждого члена подразделения, которые он вынужден потратить, потому что надо.

Что хочется сказать в заключение?


Несмотря на изначальное сходство идей, развитие организаций пошло очень разными путями, и дело тут не в 100-летней форе у Commissary.

Наши военторги, прямо скажем, настрадались, то открываясь, то закрываясь, то переходя в новые руки, что не могло сказаться на общем здоровье системы снабжения. Хождение по мукам закончилось капитализмом, который, к сожалению, вытеснил патриотизм.

Например, вы можете заказать услуги организации питания для своего торжества от «Военторг catering» или купить одежду в онлайн-магазине «Армия России», куда входят все магазины «Военторг», защищённые чьими-то авторскими правами.

В целом разобраться во всей глубине деятельности АО «Военторг» довольно сложно, да и не нужно. Хорошо, что, пройдя сквозь все ненастья, они не развалились окончательно, собрались и функционируют.

Однако очень хочется увидеть наш импортозамещающий не имеющий аналогов Commissary и AAFES с минимальной наценкой для действующих сотрудников, что позволило бы не только не забирать у них деньги на нужное снаряжение, но и гибко подбирать экипировку под себя и под конкретную задачу.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    18 июля 2022 11:12
    с минимальной наценкой для действующих сотрудников, что позволило бы не только не забирать у них деньги на нужное снаряжение, но и гибко подбирать экипировку под себя и под конкретную задачу.
    recourse Мммм.... Капитализм, однако. "Утром деньги- вечером стулья" Вот когда Владимир Владимирович...., тогда конечно. А пока, ёк request
    1. 0
      19 июля 2022 12:10
      Цитата: Mavrikiy
      Мммм.... Капитализм, однако.

      А у них там, по вашему, что? Может дело тут не в капитализме совсем?
      1. -1
        19 июля 2022 12:42
        Цитата: Облитератор
        Может дело тут не в капитализме совсем?

        А с чего вы решили что там лучше то? Бабушка на базаре сказала? fool
        1. +1
          19 июля 2022 16:41
          Цитата: Mavrikiy
          А с чего вы решили что там лучше то? Бабушка на базаре сказала?

          А вы вообще комментируемую статью читали? Там же указано, что американцам капитализм никак не помешал создать систему, когда военные могут закупаться снаряжением по минимальным ценам.
  2. +4
    18 июля 2022 11:14
    Любопытно ценообразование. Стоимость товара включает в себя себестоимость плюс надбавка за логистику, что в сумме экономит посетителям тысячи долларов по сравнению с гражданскими супермаркетами.

    Идея не плоха, но в России не работает к сожалению. И как то название и содержание далеко ушли друг от друга.
  3. +6
    18 июля 2022 11:22
    Очень интересно! Вообще не копаная тема.
  4. -1
    18 июля 2022 11:31
    Однако очень хочется увидеть наш импортозамещающий не имеющий аналогов Commissary и AAFES
    В 90-е уже пытались многое строить по образцу и подобию... Чем закончилось объяснять необходимости нету.
    В целом разобраться во всей глубине деятельности АО «Военторг» довольно сложно
    Кто работает в сфере торговли так не считает. А заканчивается статья вообще почти по принципу коммунизма - от каждого по способностям, каждому по потребностям:
    с минимальной наценкой для действующих сотрудников, что позволило бы не только не забирать у них деньги на нужное снаряжение, но и гибко подбирать экипировку под себя и под конкретную задачу.
  5. +6
    18 июля 2022 11:41
    Помню как во времена позднего СССР пацанами забегали в военторг с желанием купить погоны, звёздочки и прочие пацанские радости для дворовой "войнушки" и как нам постоянно в этом отказывали (продажа только по уд.личности и военному билету), иногда какой нибудь служивый и помогал, но чаще шли на вещевую помойку местного военного училища (которое потом даже окончил) и копошились в груде шмоток, курсантские погоны вообще не ценились,искали офицерские и звёздочки, а если счастливчик находил с двумя просветами и несколько больших звёзд, то сразу становился на некоторое время полковником-предводителем дворового "полка". Драки за "место под солнцем" (свалку) тоже с представителями других районов были :). Запомнилось как за пачку сигарет Opal, один курсант принес несколько пар свежесрезанных майорских и подполковничьих погон, а за вторую офицерскую фуражку, видимо ротный и комбат или кто-то из преподавателей потом были сильно удивлены и расстроены feel
    1. -1
      18 июля 2022 11:58
      А вы в каком городе и в какие годы росли?
      1. +1
        18 июля 2022 12:06
        Цитата: U_GOREC
        А вы в каком городе и в какие годы росли?

        В сибирском, середина 80-х
        1. -1
          18 июля 2022 12:11
          Военный городок?
          1. +4
            18 июля 2022 12:26
            Военные училища в массе своей были в городах, поэтому областной центр. В военных городках у детей для игр не было проблем с формой, фурнитурой или вещами с полигонов-стрельбищ... Дядька родной в те времена был ВВшником, в таежеой деревне где несколько зон и было свое стрельбище, так после лета проведенного я вообще приехал упакованный, да ещё с кучей разных гильз и пуль, ох и долго потом мы во дворе "бомбочки" с них делали... ))
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    18 июля 2022 12:53
    -У нас в городке были очень неплохие магазины Военторга! Продуктовый и "чепок" располагались в здании казармы, а "шмоточный" на "главной улице" ...
    - Правда, некоторые продукты и вещи "срочники" могли купить только по "остаточному" принципу - но могли.
    - В том числе и дефицитные, во многих регионах, импортные обувь и предметы одежды (цивильные).
    - А вот приобрести утраченные военно-морским способом предметы снаряжения и обмундирования возможности, увы. не было...
  8. Dos
    0
    18 июля 2022 13:54
    hi Занятно, поучительно и "зело пользительно" ! Только в нашем варианте не реализуемо ... request
    1. 0
      18 июля 2022 14:15
      Всё просто - наша армия не "самоокупается"... В отличии от американской, которая отрабатывает вложенные в неё средства, своей работой обеспечивая получение прибыли спонсорам! Реальное применение Вооруженных Сил разное... wink
  9. +5
    18 июля 2022 14:17
    У меня зять американец и служил у нас в Германии на авиабазе в Рамштайне. Ну а с ним и мы с женой бывали на авиабазе и в Commissary как гости.
    Самое главное достоинство Commissary, по его мнению, это аутентичные американские товары, т.е.: 1) для них это кусочек Родины; 2) еда с привычным для них вкусом; 3) возможность купить ту еду, что не продаётся в немецких магазинах.
    А вот по ценам - ни сколько не дешевле немецких магазинов.
    1. Dos
      0
      18 июля 2022 14:23
      hi Видимо сказывается разная доходность?
  10. +4
    18 июля 2022 17:01
    Табуреткин с подругой распродали весь военторг, так у нас во владимире в 2 бывших магазинах теперь магнит, в столовой в народе называемой " мутный глаз" за вечно немытые большие окна, теперь пятерочка, поскольку эти магазины расположены в открытом военном городке, в принципе жителям даже неплохо в плане ассортимента и выбора товаров, поскольку подобных магазинов в том районе близко нет, обидно было за военное ателье, здание специально построенное для нужд и под потребности ателье, расположенное рядом с воинскими частями, продали под пятерочку, ателье скиталось несколько лет по арендным площадям, сейчас вроде как обустроились в более менее подходящее помещении, но в неудобном месте, далековато от военных, но и помещение все равно не идеал под их нужды.
  11. 0
    18 июля 2022 22:36
    Цитата: Gvardeetz77
    Цитата: U_GOREC
    А вы в каком городе и в какие годы росли?

    В сибирском, середина 80-х

    Мы так и поняли... . bully
  12. 0
    19 июля 2022 07:59
    Наш нынешний военторг не имеет ничего общего с данной американской организацией - цены конские, причем для всех. Еда не очень, ассортимент - фигня.