Турция собирается создавать свой двигатель для истребителя 5-го поколения

57

Управление оборонной промышленности Турции объявило конкурс на разработку турбовентиляторного двигателя. Перспективный силовой агрегат предназначен для истребителя пятого поколения TF-X, сообщает Defense News. Сказать, что сильно удивился - вообще ничего не сказать. Создать перспективный двигатель, для самолета 5-го поколения, при условии, что не никаких ТРДД ранее не производилось - запредельный оптимизм. С учетом того, что у Турции очень сложное экономическое положение, а создание такого двигателя - более чем затратный проект, трудно сказать, на что надеется Эрдоган.

Заявки на участие в конкурсе подали две компании и, что вполне ожидаемо, обе турецкие. Tusas Engine Industries и TRMotor. По словам главы Управления оборонной промышленности Турции Исмаила Демира, созданная турецкой Kale Group и британским производителем Rolls-Royce компания TAEC также примет участие в конкурсе. Впрочем, участие в проекте англичан вызывает сильные сомнения. У Турции сейчас не самые лучшие отношения с партнёрами по НАТО, поэтому рассчитывать на передачу каких-то серьезных технологий не стоит. Да и нет у британцев каких-то "прорывных" технологий. Их разработки закончились на движках для "Еврофайтера". Они теперь сами закупают Ф-35 в США.



Демир перечислил требования, точнее сказать "озвучил хотелки", к участникам программы. Двигатель должны производить в Турции, права на интеллектуальную собственность будут принадлежать республике. Также производитель не должен ограничивать получение экспортных лицензий. Понятно, что сами турки не смогут сделать такие двигатели, а те кто могут - французы и англичане, на такие условия не согласятся.

Считается, что разрабатываемый TAEC двигатель позволит TF-X летать на высоте более 12 тысяч метров. Самолет сможет развивать скорость до 1,8 числа Маха. По словам Демира, предложение TAEC отвечает всем критериям, кроме передачи прав на интеллектуальную собственность. Если Турция не сможет договориться с Rolls-Royce, разработку двигателя продолжат самостоятельно.

В марте Демир сообщил, что прототипы истребителя TF-X получат американский двигатель General Electric F110. Правда, непонятно, на чем базируется его уверенность. Хотя Эрдоган и выторговывает у Байдена поставку некоторого количества Ф-16 и комплектующих для модернизации тех, которые уже летают в Турции. Но вопрос остается открытым, поскольку Конгресс пока не одобрил поставку, да и Швеция с Финляндией не спешат выполнять свои обещания. Так что, договор "Ф-16" в обмен на согласие присоединения к НАТО, может и не состоятся.

Надежды на то, что перспективный самолет совершит первый полет в 2026 году, а в 2029-м TF-X может поступить на вооружение, выглядят из разряда малонаучной фантастики.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    16 июля 2022 09:25
    Турки сделают конечно, платить инженерам конструкторам и программистам они умеют всегда, но вот как их опускают в рамках НАТО забавно смотреть
    1. +8
      16 июля 2022 09:39
      Хотелки конечно , это хотелки, но на что то видимо все же рассчитывают. Как бы может не для 5го поколения двигатель получится, но продвинут (или сдвинут с мертвой точки) авиадвигателестроение. На сегодняшний день требования к реальным самолетам 5го поколения сильно размыты от начальных и уже снижение заметности считают как 5е поколение, хотя там комплекс требований был... Так что назвать самолет 5м поколением уже не зазорно, тем более перспективную разработку. Ну а как я сказал выше, сдвигать с мертвой точки двигателестроение Туркам надо и правильной дорогой идут "товарищи".
      1. +7
        16 июля 2022 09:54
        В последнии годы Турки серьёзно повысили престижность и социальный статус инженерам конструкторам и программистам, там они везде преподносят их как национальная элита Турции, там никто не двигает в депутаты артистов, певцов, лицидеев... В этом плане они двигаются правильно
        1. +2
          16 июля 2022 13:52
          Инфляция в 70% - убивает производство.
          Только добыча ресурсов живет. Но их нет.
      2. +1
        16 июля 2022 13:49
        Цитата: НИКНН
        Хотелки конечно , это хотелки, но на что то видимо все же рассчитывают.

        Вот Султан и обсудит в Тегеране то, на что он рассчитывает.
        По идее, цена вопроса: выход из НАТО. Ну никак не меньше. hi
        1. +1
          17 июля 2022 04:56
          Да уж, сходняк в Тегеране, весьма любопытное мероприятие, хотя к авиации и не особенно относится. Думаю, его результаты мы скоро увидим, пусть даже и по косвенным признакам.
      3. +2
        16 июля 2022 16:21
        Цитата: НИКНН
        Хотелки конечно , это хотелки, но на что то видимо все же рассчитывают.

        Даже скажу на кого и на, что... На перетягивание к себе специалистов "Мотор Сич" и "Ивченко", у тех имеются хорошие компетенции в данных вопросах
        1. +1
          17 июля 2022 05:00
          Увы, ни "Прогресс", ни "Мотор" не делали движки для боевых самолетов, только военно - транспортные. Ну, если не брать совсем уж древние двигатели, для МиГ - 15. Так что, тут они ничем помочь не могут. Сотрудничество и так идет. Разрабатывается ударный вертолет совместно с "Мотором" и двигатели АИ - 450 "прогрессовские", для БПЛА "Акинчи" - но это сейчас под вопросом. Сборочный корпус сильно пострадал.
      4. +1
        16 июля 2022 20:16
        ...все с чего- то начинают...попытка не пытка...
        1. +1
          17 июля 2022 05:01
          Любая попытка должна иметь под собой какое - то научно - техническое обоснование. А это - маниловщина.
      5. +4
        16 июля 2022 22:32
        Как человек, измученный нарзаном (работающий на авиадвигателестроительном заводе), могу вам сказать, что турки просто не осознают всю ширину широт и глубину глубин, проблемы которую они пытаются решить. Почему и написана данная статья. И это я еще не говорил о БРЭО, которое само по себе - геморой еще тот и стоит бешенных денег.
        1. 0
          17 июля 2022 11:01
          Китай и Индия подтвердят, если их спросить. yes
          1. +1
            17 июля 2022 12:37
            Индия точно подтвердит))) после неудачного "Теджаса", со своим таким же неудачным движком, они начинают пилить опять же свой аэроплан 5 - го поколения, со своим же якобы движком))) приходит на ум старая шутка, про мышей, которые плакали, давились, но продолжали грызть кактус))) неужели одного раза не хватило? Можно ведь купить у русских, да без полного пакета технологий, но достаточной степенью локализации. Но нет, продолжаем скачки на граблях)))
            1. +1
              17 июля 2022 13:27
              Когда и если, между Китаем и Индией как-то выстроятся
              отношения, может и будут у нас покупать. А пока, пыхтят
              как могут и ставят задачи своим специалистам. Которые,
              естественно, обещают, что справятся. Имеем, что имеем.hi
              1. 0
                17 июля 2022 14:27
                Китайцев я могу понять, у них хоть что-то получается. Но, результаты индейцев - это просто слезы.
    2. +2
      16 июля 2022 10:15
      Цитата: Диверсант_ВМС
      Турки сделают конечно, платить инженерам конструкторам и программистам они умеют всегда,

      Вполне возможно ,что Россия им поможет в этом ,с определенными условиями ..
      Цитата: Диверсант_ВМС
      но вот как их опускают в рамках НАТО забавно смотреть

      Так это же очень хорошо ..! Именно этого Россия и добивается отторжения Турции от нато (вторая армия после сша) ..Если выйдут ,это будет начало конца НАТО Чего Россия уже давно добивается ,внося раскол в их единство ..
      С-400 у турков есть ,выпрашивают С-500 Но пока рано
  2. 0
    16 июля 2022 09:25
    Вопрос возможности реализации проекта в уровне глобализации компаний - участниц конкурса. Видимо руководство Турции пытается развивать свою промышленность и намеренно инвестирует в самые высокотехнологичные проекты с целью освоить как можно большее количество передовых технологий в рамках одного проекта и, таким образом, уменьшить опасность вероятного санкционного давления .на страну.
    1. +5
      16 июля 2022 09:36
      Создание истребителя 5 - го поколения, вместе с движком и БРЭО, они оценили в 10 млрд.))) Сумма должна быть на порядок больше. А где ее взять, в нынешнем состоянии турецкой экономики?
      1. +3
        16 июля 2022 10:18
        Цитата: ТермиНахТер
        Создание истребителя 5 - го поколения, вместе с движком и БРЭО, они оценили в 10 млрд.))) Сумма должна быть на порядок больше. А где ее взять, в нынешнем состоянии турецкой экономики?

        Обратиться к русским и обсудить условия ,чтобы они нам не мешали с США разбираться ,а еще лучше ,это выход из НАТО !
        1. +3
          16 июля 2022 22:35
          Проблем заключается в том, что Россия тоже не особенно рвется делится технологиями 5 - го поколения, даже с таким давним партнером, как Индия. В то, что туркам передадут какие - то критические технологии - сильно сомневаюсь. Продать, как С - 400, без проблем, в любых разумных количествах. Технологии - фиг вам)))
  3. +6
    16 июля 2022 09:37
    Это выйдет как с двигателем для танка Алтай?Тут слепое копирование ничего не даёт, спросить могут у китайцев. Технологии, технические идеи и принципы, всё должно быть свое полностью. Здесь проблем начать и кончить не проканает, тут только исследования по режимам работы,по материаловедению на долгие годы. И,для этого нужны и большие деньги, и спецеалисты, и оборудование отличное от того что используется для двигателей покаления 4 и 4+.
    1. 0
      16 июля 2022 09:42
      Ну вот они и начнут и, как я думаю, не на пустом месте - привлекут спецов, купят доступные технологии. Даже если не получится сделать всё задуманное, всё равно начало развитию положат. Это лучше чем терять свои наработки.
      1. +2
        16 июля 2022 10:42
        Спецов не так много и все они уже трудоустроены. Современные и перспективные технологии, никто не продаст - потому как капитализм. А с технологиями вчерашнего дня 5 - ое поколение не сделаешь.
  4. +2
    16 июля 2022 09:44
    Турки потому и засуетились, что американцы приняли поправку из-за которой Турция не получит даже Ф16. Насчет двигателей американцы еще решают. Так что султану болт будет, а не самолеты. Вот и придется им или самим все разрабатывать или очередной кульбит исполнять и у России покупать. Ну последнее - призрачно. В любом случае султана американцы объявили ненадежным союзником и продажи им пока перекрыли. Дохитрится султан когда нибудь.

    зы Как вариант могут прикупить у французов или шведов, если тем США разрешат. Им даже прикрыли продажу расходников и запчастей к уже имеющимся Ф16. На длительный период. В связи "с внутренними потребностями ВВС США".
  5. -1
    16 июля 2022 09:50
    Ну что-то не сходится от слов «совсем» и «никогда»… они вообще не производят авиационные двигатели…

    В лучшем случае это международный, открытый конкурс, ибо турецкие подвижки сосредоточены на локализации, и композиционных материалах - планируют взять 2% от мирового производства…Завод построен, 850 рабочих + 150 ИТР…
  6. +2
    16 июля 2022 10:04
    Нет у турок ни школы, ни возможностей и запад не поможет, ну если только пилить бюджет.
    Сомнения автора оправданы.
  7. -5
    16 июля 2022 10:30
    Какой-то движок у них получится. На основе разработок Ролс-Ройс.
    Которые пытаются создать движок для Темпест.
    1. +5
      16 июля 2022 10:45
      У англичан все остановилось на движках для "еврофайтера", а если и есть у Роллс - Ройса что - то новое, то делится с кем - то, а тем более с турками, они не станут.
      1. -4
        16 июля 2022 10:59
        Лабораторные прототипы движка для Tempest существуют.
        Не хватает финансирования.
        А турки как-раз обещают (верней, обещали smile )
        деньги.
        Сейчас Темпест пытаются объединить с японской программой F-X.
        1. +1
          16 июля 2022 11:48
          Алексей-у турок лира давно уже в глубоком пике,и выхода из экономического тупика не видно. А ,Роллс-Ройс не горит желанием поделиться не только технологиями, даже нароботками. В теории они могли бы только продавать и обслуживать готовые двигатели. Передача даже наработок,а тем более технологий в их планы в ближайшее века не входит. Раньше вы звездолет построите,тем турки сами с нуля двигались 5го покаления...
          1. -2
            16 июля 2022 11:56
            Турки могут создать и запустить в производство добротный истребитель поколения 4++ с элементами стелс.
            (Что-то типа российской демонстрационной модели ШахМат.)
            Кроме того, они близки к выпуску реактивных околозвуковых дронов.
            Если Эрдоган перестанет вмешиваться в дела
            Центробанка, то инфляция остановится.
            Но Вожди теряют чувство реальности, увы...
            1. +1
              16 июля 2022 13:48
              Алексей, сами они не могут!Отсутствие нужных технологий и знаний в высокотехнологичных сферах критично!К тому же Су75 самолет покаления 5,а не 4+++!
        2. +1
          16 июля 2022 11:58
          Вот в том - то и есть суть проблемы. Для создания движка надо много денег, а их нет. Ни у турок, ни у англичан. И в ближайшем обозримом будущем не предвидится.
          1. -3
            16 июля 2022 12:03
            Настоящие деньги (на инвестиции) нынче есть только у двух стран: у США и Китая.
            Причем, у Китая больше laughing
            (У Катара, пожалуй, тоже найдется recourse ).
            1. +1
              16 июля 2022 12:20
              Катар весьма опасно раскидывает свои деньги. Может плохо закончится.
        3. 0
          16 июля 2022 22:37
          Темпест пока что существует только в компьютере. Когда его начнут делать "в железе" не сказала бы даже Ванга)))
          1. -2
            16 июля 2022 22:51

            Вот его нелетающий прототип.
            В аэродинамической трубе его продували, вроде .
            1. 0
              16 июля 2022 23:04
              Из чего сделан прототип? Из пластмассы? Размеры натуральные или модель? Смогут уместить все желаемое? Выдаст двигатель, которого пока что нет, положенную тягу?
              1. -1
                16 июля 2022 23:27
                Это модель в натуральную величину.
                Не знаю, запустят ли Темпест когда-нибудь в производство, но как-раз движок для него Роллс-Ройс, полагаю , одолеет.
                1. 0
                  16 июля 2022 23:51
                  И движок выдаст все требуемые параметры? И от движка далее будут "танцевать" все остальные характеристики - этого пока еще теоретического аэроплана.
  8. 0
    16 июля 2022 11:21
    Дык ,не надо путать намеренье и сроки.
    Турки хотят и движутся в этом направлении. А сроки - дело гибкое.

    По танкам писали тоже схожеее -не смогут ,не будут...
    А турки взяли , и запустили производство легких танков, и разработали частично свой обычный ,не выпуская пока
    1. 0
      16 июля 2022 11:50
      Макс 1995-каких именно лёгких танков турки запустили производство?Из ,чего,и тем более, чей двигатель там???
      1. -1
        16 июля 2022 13:12
        Щас уже не помню ,каких.
        Поэтому заранее извинюсь за ошибку, но вроде писали - начала производить потихоньку.

        Двигатель? Таки не Россия, часть деталей чужая, это нормально. И в евопе так, и в корее, и даже ,якобы, в Омерике...
    2. 0
      16 июля 2022 11:59
      и против кого будут использоваться легкие танки? Против Т - 62 или Т - 72?
      1. -1
        16 июля 2022 13:15
        На ВО многократно обсуждали. Бородачей гонять да всякие нестандартные условия ,типа гор.

        Поскольку Турки - "СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР" РФ, то против непартнеров. Ну, в основном.
        И , "танки с танками не воюют"))), так что даже 62, 72 - в виде сильного исключения
        1. +1
          16 июля 2022 13:35
          Это все хорошо, а местами даже интересно, в теории))) а на практике, легкий танк "не держит" даже обычную гранату от РПГ - 7, не говоря о более современных. А РПГ - 7 на планете четь меньше, чем АК.
          1. -2
            16 июля 2022 14:17
            Опять же ,сдесь была масса статей, что легкие танки ,ВДРУГ, стали интересны буквально всем - от Омерики до России. Не зря же.

            И про броню и держание - там тоже было. По памяти - средне. Хуже ,чем у танка, лучше чем у БМП. Чем тяжелее модель ,тем лучше держит ,естественно.
            И так же , различные виды ПЗ и АЗащиты для них
            1. +1
              16 июля 2022 14:41
              Омерика или Россия, могут себе позволить роскошь, выбросить несколько миллиардов, на какой - нибудь бред. Особенно это касается Вашингтонской рейхсканцелярии, вернее оружейного лобби. Турция сейчас, не может себе позволить бессмысленных трат, по причине полуубитой экономики и отсутствия каких - то внятных перспектив для этой экономики. Не говоря уже, о многочисленных провалах, как - то танк "Алтай" или УДК "Анадолу".
              1. -1
                16 июля 2022 15:58
                Естественно. Все почти все стараются и продать за бугор.
                Как Путин про СУ-57 - продается мол.

                Так и турки - вроде здесь же писали в статьях о желаниии продавать ими танки за бугор. До Z как то не шло. Поэтому разработали , показали на выставках, и замерло дорабатываться дальше по основному танку. Но не отказались от идеи.

                А легкий танк - опять же по памяти, не 100%, была инфа о начале производства.
                Наверняка вначале мелкого, но тут Z подоспела, бюджеты ВПК вздуваются , посмотрим.
  9. +1
    16 июля 2022 11:27
    Самолет начинается с двигателя! Компоновка,"дизайн"-проще.И еще авионика,геморой еще тот,половина стоимости приходится на нее.
    А нет двигателя начинают импортные ставить,старых моделей,и потом называют это-"первым этапом. hi
  10. +2
    16 июля 2022 13:15
    Турки, реально не представляют себе, что это такой- реактивный двигатель, даже для самолёта 4го поколения. Уж на что китайцы шустрые, а ничего конкретного, пока не выходит.
  11. 0
    16 июля 2022 14:23
    Делать "приличные" авиа \двигатели могут: Россия, США, Великобритания, Франция, Канада... А "прорывные" а\двигатели, так - сказать, - они - же... А все остальные "производители" - покупатели этих "движков" или пытаются копировать, как Китай... Турция в том - же ряду (покупателей)... Даже "хвалёные" "Байрактары" летают с канадским "сердцем", а "бодрые" заявления о разработке собственного "движка" для следующей модели "Байрактара", скорее всего, очередной пиар - ход турецкого ВПК. Время покажет....
    1. 0
      16 июля 2022 22:39
      Канаду вы сюда зря прибавили - они делают по лицензии. Своей школы авиадвигателестроения у них нет и никогда не было, как впрочем и авиастроения.
  12. +1
    16 июля 2022 19:08
    С каких пор турки стали понимать в двигателестроении. Не создали ни одного двигателя и сразу сделают двигатель для 5-го поколения? Бред.
  13. 0
    16 июля 2022 19:44
    До смешного оптимистично, даже китайцы не до конца освоили технологию, что уж говорить о Турции :))
  14. Eug
    0
    17 июля 2022 09:47
    Думаю, что турки кое-чем (или кое-кем) разжились и на ЗМКБ Ивченко - Прогресс и на Мотор-Сич. Хотя в этом сегменте там нет передовых разработок, все вертится вокруг модификаций довольно древнего АИ-25, но спецы вроде есть и у спецов наверняка есть идеи и наработки...
  15. 0
    17 июля 2022 11:22
    Роллс-ройс давно уже в отличие от РФ создал 30 тс двигатели. Не надо поливать грязью ведущую мировую компанию, насчитывающую более 100 лет своего существования, огромную кучу собственных разработок и все свои сохраненные в эти годы компетенции. Это в России сдуру "до основания разрушить, а затем строить новое". Итак уже который раз всё перестраивают, никак ничего толком построить не могут!