Глубокий снег и болото: колёсная бронетехника хуже гусеничной?

119
Источник: sibnarkomat.livejournal.com

Источник: sibnarkomat.livejournal.com


Так уж получилось, что колёсная бронетехника рангом выше бронетранспортёра является чуть ли не самым спорным классом боевых машин. Часто можно услышать такие упрёки в адрес этой техники, как невозможность установки мощного бронирования, низкая стойкость колёсного движителя к различным поражающим фактором и проч. Однако, пожалуй, самым распространённым доводом противников «колёс» является их невысокая проходимость в сравнении с гусеницами. В данном материале мы кратко рассмотрим возможности утяжелённых колёсных машин по преодолению болотистой местности и снежной целины, как довольно сложных для движения типов трасс.



Давление на грунт


Небольшая масса колёсного движителя и его минимальное сопротивление движению – два важнейших фактора, которые при меньшей мощности двигателя и невысоких затратах топлива обеспечивают технике этого класса тот уровень подвижности, что практически недостижим для гусеничных машин аналогичной весовой категории. Но за всеми этими плюсами кроется жирный минус в виде значительного давления на грунт.

Дело в том, что гусеничное шасси, несмотря на некоторые нюансы, в целом оказывает давление на грунт как широкая площадь опоры, ограниченная шириной и длиной гусеницы. А вот колёса в данном случае выступают изолированными небольшими точками, на которые распределяется вес машины. Разница в показателях давления у гусениц и колёс оказывается довольно велика – вплоть до двукратной.

Так, статистические данные показывают, что давление на грунт, оказываемое многоосной колёсной машиной массой 10 тонн, находится на уровне примерно 75–90 кПа. Много это или мало? Для сравнения: гусеничная машина той же массы и габаритов даёт около 45–50 кПа. С увеличением массы ситуация начинает стремительно ухудшаться. Например, условная колёсная 20-тонная БМП уже даст под 120 кПа – на 20 % больше, чем основной боевой танк весом 40 тонн.

Источник: «Экспериментальная оценка проходимости гусеничных и колёсных машин» О.М. Гопкало, А.И. Мазур

Источник: О. М. Гопкало, А. И. Мазур «Экспериментальная оценка проходимости гусеничных и колёсных машин»

Что означают эти цифры на практике? В очень упрощённом смысле: движение машины окажется не очень устойчивым на слабых грунтах. Песок, влажный чернозём, илистые и торфяные почвы – далеко не полный список, где колёсная техника будет подвержена увеличению глубины колеи, буксованию и даже «посадке» на днище.

Но всё ли так плохо? Болотистая местность и глубокий снег в целом будут не менее слабыми, чем перечисленные выше типы почв, поэтому по ним и проводились опытные заезды.

Выбор конкурентов для испытаний


С целью выявить максимальные возможности колёсного шасси в сравнении с гусеничным, в конце 80-х годов советскими учёными были проведены натурные испытания двух образцов – по одному от каждого типа движителя. В дополнение были использованы результаты БМП-2 и МТ-ЛБ.

Для того чтобы более-менее правильно определить проходимость колёсной техники, нужно проводить множество контрольных заездов на машинах разной весовой категории, но в данном случае была взята относительно усреднённая. Этой машиной стало опытное четырёхосное шасси массой 20,5 тонны с неповоротными колёсами с серийными эластичными шинами КИ-80, устанавливаемыми на бронетранспортёры.

Пример утяжелённой колёсной техники – американская боевая машина «Страйкер». Источник: en.wikipedia.org

Пример утяжелённой колёсной техники – американская боевая машина «Страйкер». Источник: en.wikipedia.org

Опытный экземпляр имел длину опорной поверхности – 3 600 мм, ширину колёс – 730 мм, диаметр колёса – 1 132 мм и клиренс – 580 мм.

Против колёсной машины выступила гусеничная, и тоже фактически экспериментальная – переделанная танковая платформа массой 24,5 тонны. Длина её опорной поверхности составляла – 4 008 мм, ширина гусениц – 540 мм, клиренс – 456 мм.

Заезды по снегу и болоту


Первая попытка преодолеть болотистый участок по результативности оказалась довольно удачной. Въезжая на мягкий, развалистый и водянистый грунт, колёсная машина вполне легко его преодолела. Но здесь, конечно, определённую роль сыграл тот факт, что эта испытательная трасса ещё не была распахана колёсами.

Для того чтобы имитировать движение колонны, машину гоняли по одному и тому же месту несколько раз. И вот здесь уже начали проявляться проблемы. Проезжая раз за разом, испытуемая машина углубляла колею до 60–70 сантиметров и начинала буксовать всё сильнее. Уже на пятом заезде всё кончилось – испытуемая техника окончательно зарылась в грунт и уже не могла самостоятельно выбраться. Усугубило ситуацию и то, что грязь, вырывающаяся из-под колёс во время буксования, плотным слоем забивала межколёсное пространство, что дополнительно увеличивало сопротивление движению и мешало сцеплению с грунтом.

Источник: structure.mil.ru

Источник: structure.mil.ru

Примечательно, что гусеничное 24-тонное шасси, имея гораздо меньшее давление на грунт, могло нормально двигаться при схожей глубине колеи – 60–70 сантиметров. Но явления буксования у неё выражались не так ярко, потому и застревания практически не наблюдалось.

Для зимних испытаний была выбрана снежная целина различной глубины. Плотность снега составляла 0,25–0,27 грамма на кубический сантиметр, а температура изменялась в пределах от –3 до –10 градусов по Цельсию. Здесь стоит отметить, что проходимость колёсной машины сравнивалась уже не с показателями 24-тонной гусеничной платформы, а с более лёгкими БМП-2 и МТ-ЛБ, которые должны были показать более высокие результаты из-за значительно меньшей массы и гусеничного движителя.

На данном этапе испытаний формальную победу одержали БМП-2 и МТ-ЛБ, которые могли преодолеть снежный покров толщиной 90–100 сантиметров. Колёсная же машина показала себя скромнее, установив предельную преодолеваемую толщину снега в районе 70 сантиметров. Но не всё так однозначно.

Гонки по сугробам проводились по тому же принципу, что и с болотом: с многократным проездом по одному и тому же маршруту для имитации движения колонны. И вот тут колёса раскрыли себя в полном объёме.

Источник: topwar.ru

При первом проходе по снегу глубина колеи колёсной машины примерно на 15 % больше, чем у той же БМП-2. Однако спустя 4–5 проездов колея от колёс стабилизируется и в последующем даже уменьшается в сравнении с гусеничными машинами, и становится в некоторой степени более благоприятной для движения.

Дело в том, что грунтозацепы гусениц при каждом проезде перемалывают основание колеи, а вот колёса его равномерно утрамбовывают, создавая относительно твёрдый слой, который уже не даёт провалиться глубже в снег.

Выводы


Какие можно сделать выводы из всего вышеперечисленного? Да, колёсные боевые машины в целом действительно уступают гусеничным в проходимости по слабому болотистому грунту. Глубина колеи в этом случае схожа с гусеничной техникой сравнимой массы, поэтому на первый план выходит повышенный коэффициент буксования, который определяют небольшие площади опоры колёс и меньшее, чем у гусениц, сцепление с поверхностью.

Тем не менее наиболее ярко недостатки колёсного движителя будут проявляться при движении в колоннах, либо по уже распаханной трассе.

Что же касается глубокого снега, то здесь шины даже частично выигрывают у траков, не углубляя колею и создавая более благоприятные условия для проезда колонны.

Источники:
Исследование О. М. Гопкало, А. И. Мазур. «Экспериментальная оценка проходимости гусеничных и колёсных машин». Рассекречено экспертной комиссией ФГАОУ ВО «СПбПУ». Акт № 1 от 09.06.2020 г.
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -12
    20 июля 2022 05:08
    Глубокий снег и болото: колёсная бронетехника хуже гусеничной?
    Ездить нужно по дорогам. feel Европейские грунты, там колеса вне конкуренции, а по болотным гатям?Очередная сова на глобус. request
    1. +26
      20 июля 2022 06:07
      Цитата: Mavrikiy
      Ездить нужно по дорогам.

      Боевая техника это не туристический автобус... Сегодня в любой части света есть дороги, но есть и, как минимум, пашня сельхоз угодий с речными поймами вперемешку. А кроме того, мы сегодня больше опасаемся агрессии НАТО, чем стремимся к "европейскому походу". А потому надо иметь ввиду в большей степени наши климатические и дорожные условия. Если у нас техника пройдет, то и по Европе пройдет не хуже. Думаю, нужен здравый баланс между гусеничной и колесной техникой. Не совсем благоразумно впадать в крайности.
      1. +15
        20 июля 2022 06:20
        По дорогам ездить можно, даже приятно, НО, там, в первую очередь, всякие "неожиданности" будут встречаться!!! скорее всего не шибко приятные ....
        1. +2
          20 июля 2022 07:04
          Цитата: rocket757
          По дорогам ездить можно, даже приятно, НО, там, в первую очередь, всякие "неожиданности" будут встречаться!!! скорее всего не шибко приятные ....

          Именно в этом и состоит отличие БМП от, скажем, туристического Мерседеса на 50 мест. wink
          1. +1
            20 июля 2022 08:14
            Туристический транспорт сам по себе ... он интересен именно туристам.
          2. +5
            20 июля 2022 10:55
            его минимальное сопротивление движению

            Я Вам открою небольшую тайну - сопротивление движению гусеничного движетеля ниже чем колёсного. Да-да, именно так. Я это Вам утверждаю как лицо в далёком прошлом изучавшее данную тему не кафедре "тракторы и автомобили". Преимущества колёс - цена и долговечность. Это так, для сведения.
            1. +3
              20 июля 2022 11:28
              Цитата: Bobik012
              Я Вам открою небольшую тайну

              Не надо мне этих "тайн" открывать. Это вы автору откройте. А у меня тоже "колесно-гусеничное" образование. Наслышан об этом... wink
              1. 0
                20 июля 2022 23:06
                Не надо мне этих "тайн" открывать

                Приношу искренние извинения. В принципе, автору и отвечал. К Вам случайно влез. Ну, и приятно встретить грамотного человека. Хоть и случайно smile
            2. +1
              20 июля 2022 12:57
              Цитата: Bobik012
              Да-да, именно так. Я это Вам утверждаю как лицо в далёком прошлом изучавшее данную тему не кафедре "тракторы и автомобили".

              Как-то сомнительно. Трение в гусеничных шарнирах учитывали?
              1. +2
                20 июля 2022 19:44
                Цитата: DenVB
                Трение в гусеничных шарнирах учитывали?

                И где возникает это трение ? в основном при огибании направляющего колеса и ведущего. Зато опорные катки катятся по ровной дорожке.
                А гусеницы бывают ещё и РМШ, где трении в шарнире мизер. А на лёгкой технике сейчас и ленту начинают применять, а на ней шарниров нет вообще.
                1. 0
                  20 июля 2022 20:00
                  Цитата: Bad_gr
                  И где возникает это трение ? на направляющем колесе и на ведущем.

                  Но ведь возникает?

                  Цитата: Bad_gr
                  Зато опорные катки катятся по ровной дорожке.

                  Асфальт тоже достаточно ровный. Если ехать по нему на стальных катках, сопротивление движению тоже будет минимальное. Но почему-то так не делают.

                  Цитата: Bad_gr
                  А на лёгкой технике сейчас и ленту начинают применять, а на ней шарниров нет вообще.

                  Резиновую ленту? Сопротивление качению будет, как и на резиновом колесе.
              2. -2
                20 июля 2022 23:09
                Как-то сомнительно

                Да, на первый взгляд кажется сомнительным. Тем не менее, научный факт. Многократными опытами подтверждённый.
                1. 0
                  20 июля 2022 23:15
                  Цитата: Bobik012
                  Тем не менее, научный факт. Многократными опытами подтверждённый.

                  Где можно почитать об этих опытах?
                  1. 0
                    20 июля 2022 23:25
                    В любой тематической литературе. В программе автодорожных институтов точно должно быть. Если Вам интересно. У нас лабораторная работа была по определению сопротивления перекатыванию. Там, правда не ставилась цель сравнения колесо/гусеница. А так, цифры во всех учебниках в разделах "шасси", ну, или "ходовя часть"
                    1. -1
                      20 июля 2022 23:29
                      Цитата: Bobik012
                      В любой тематической литературе.

                      Название напишите, пожалуйста.
                      1. -1
                        21 июля 2022 10:00
                        Консультации платные. Номер карты скину в личку
                      2. +1
                        21 июля 2022 10:19
                        Цитата: Bobik012
                        Консультации платные. Номер карты скину в личку

                        Ответ понятен. Благодарю.
              3. 0
                22 июля 2022 15:13
                Немцы свои двушки и единички, на гусеницах с закрытыми игольчатыми подшипниками, вручную перекатывали
            3. 0
              21 июля 2022 11:12
              ещё один маленький секрет, почему мы любим ездить внутри брони
              броня борта гусеничные:
              БМП-1 всеми не любимая на ВО: борт верх 16мм/14 град., низ 18мм, крыша 6 мм
              БМП-2 борт 9мм
              БМП-3 Алюминий:верх 60-43мм, низ 43мм
              МТ-ЛБ борт 7мм
              колесные:
              БТР-80, БТР-82АМ - борт 7мм, крыша 2,5 мм
              как по мне так это БМП-1АМ Басурманин с 30-мм автоматической пушкой,
              или БМП-2Д ещё бы им отвалы для окапывания поставить как у БМП-3
        2. +4
          20 июля 2022 08:14
          Цитата: rocket757
          По дорогам ездить можно, даже приятно, НО, там, в первую очередь, всякие "неожиданности"

          И тем не менее, в СВО основные операции и движения войск идут вдоль дорог, с твердым покрытием и тут колесные БМ имеют явное преимущество в скорости и дальности
          1. 0
            20 июля 2022 08:16
            Цитата: svp67
            И тем не менее, в СВО основные операции и движения войск идут вдоль дорог, с твердым покрытием

            Война и СВО - вещи несколько разные, а потому и тактика, скорее всего, будет отличаться.
            1. -3
              20 июля 2022 11:36
              Война и СВО - вещи несколько разные,
              - убивают больнее?
          2. +1
            20 июля 2022 08:17
            Нет такой плохой, не нужной техники. Для всего находится применение, если всё делать правильно.
          3. +4
            20 июля 2022 19:29
            Цитата: svp67
            И тем не менее, в СВО основные операции и движения войск идут вдоль дорог, с твердым покрытием и тут колесные БМ имеют явное преимущество в скорости и дальности

            Если колонна смешанная, то скорость и дальность диктует самая медленная машина. И все колесники будут равняться на Т-72...
            1. 0
              20 июля 2022 22:36
              Цитата: Альф
              И все колесники будут равняться на Т-72...

              А где ж обещанный легкий колесный танк на базе "Бумеранга"???)))
              1. +2
                21 июля 2022 18:30
                Цитата: svp67
                Цитата: Альф
                И все колесники будут равняться на Т-72...

                А где ж обещанный легкий колесный танк на базе "Бумеранга"???)))

                Там же, где и сам Бумеранг... request
                1. 0
                  29 июля 2022 08:54
                  Он улетел, но обещал вернуться...
        3. +2
          20 июля 2022 09:15
          Почему то не сказано ничего о мастерстве водителей .
          А это играет немаловажную роль .
          Опытный водитель проедет на колёсной технике там , где неопытный и с гусеницами сядет .
          Поэтому в армии нужно учить водителей ездить . Да , все это стоит денег , надо учитывать и амортизацию техники .
          Но как в поговорке , кто не хочет кормить свою армию , будет кормить чужую .
          1. +1
            20 июля 2022 09:28
            Так ВСЁ ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО, это и о том, что водителей, мехводов надо готовить качественно ...
            Прописные истины.
      2. 0
        20 июля 2022 07:43
        Думаю не работает такая логика - "Если у нас техника пройдет, то и по Европе пройдет не хуже". Грунты совершенно иные - у нас 20-40 см чернозем и под ним жесткие суглинки и каменистые всякие. Потому гусеница чуть помесив грязь встает на жесткое основание и едет. А вот Европа... На Украине все это проявилось наглядно - где черноземы под 1м, а под ними слабые песочные почвы. В итоге при попытках съехать с дороги танки успешно тонули закапываясь по башню. Ведь сотни таких фото. Так что у нас на учениях конечно все выглядело успешно, а вот в там...
        1. 0
          20 июля 2022 08:00
          Цитата: arkadiyssk
          А вот Европа... На Украине все это проявилось наглядно - где черноземы под 1м, а под ними слабые песочные почвы. В итоге при попытках съехать с дороги танки успешно тонули закапываясь по башню.

          Тем не менее Т-34 и ИС-2 вполне себе успешно дошли через Вену и Варшаву до Берлина. Значит и Т-90/14 с Терминатором и БМП2/3 тоже дойдут при необходимости.
      3. 0
        20 июля 2022 10:30
        Цитата: Hagen
        Цитата: Mavrikiy
        Ездить нужно по дорогам.

        Боевая техника это не туристический автобус... Сегодня в любой части света есть дороги, но есть и, как минимум, пашня сельхоз угодий с речными поймами вперемешку. А кроме того, мы сегодня больше опасаемся агрессии НАТО, чем стремимся к "европейскому походу". А потому надо иметь ввиду в большей степени наши климатические и дорожные условия. Если у нас техника пройдет, то и по Европе пройдет не хуже. Думаю, нужен здравый баланс между гусеничной и колесной техникой. Не совсем благоразумно впадать в крайности.


        Современная боевая техника - это очень дорогая техника.
        Современный бой - это очень скоротечный отрезок времени, в котором уже нет столкновений "стена на стену", или атак полками времен войны 1812 года или даже 1943 годов.
        Современные воюющие стороны не могут позволить себе разовые потери в 30-50 единиц, так как это было "нормально" в годы ВОВ.
        Тактика современного боя - быстро вышел на позицию, отстрелялся и быстро ушел из под потенциального накрытия.
        Соответственно сейчас вся техника, и гусеничная и колесная, ради этой тактики использует именно дороги.
        ТВД на Украине - это степи.
        Степи - это 100% заметность техники с любых видов разведки.
        Соответственно выходя на маневры в поля - мы не только становимся как на ладони, так и снижаем скорость маневра, движения - и становимся гораздо более легкими целями.

        А врага в поле нет.
        Он по дорогам.
        И что нашим гусеничным машинам делать в поле, если там нет врага, но есть вероятность в 99% накрытия артиллерией?

        Изменилось многое даже со времен 80-х годов.
        Нет и уже не будет танковых прорывов.
        Соответственно роль проходимости у тяжелой гусеничной техники, которая была главным 80 лет назад да и 40 лет назад, уже сдает позиции за ненадобностью.
        1. +1
          20 июля 2022 13:38
          Цитата: SovAr238A
          Нет и уже не будет танковых прорывов.


          Не факт. Если защита танков снова станет актуальной, то и за прорывами дело не станет. Скажем, танки обзаведутся нормальными всеракурсными КАЗами. А то сейчас, по словам ветеранов донбасса, это просто крупнокалиберная снайперская винтовка - выехал, стрельнул, спрятался. Броня вроде как обесценилась, потому и не наступают особо. Но не факт что это навсегда.
        2. 0
          21 июля 2022 11:25
          Как то смотрю на СВО в "прямом эфире"и ваши выводы не находят подтверждения даже в наши дни.Не будет танковых прорывов,а основу БТГ что составляет?И приминение БПЛа и арты наоборот заставляет двигаться не по дорогам.Из наблюдений весной когда все раскисло,колесная техника колоннами стояла вдоль дорог,гусеничная передвигалась в нужном направлении без проблем.А вот передислокация по асфальтированным дорогам наоборот,да и тут все понятно.Правильный вывод техника нужна разная главное умело ее использовать.
      4. -1
        22 июля 2022 21:19
        Если у нас техника пройдет, то и по Европе пройдет не хуже. Думаю, нужен здравый баланс между гусеничной и колесной техникой.

        Предлагаю сразу освоить шагающую бронетехнику и не париться
    2. +2
      20 июля 2022 06:55


      А ещё говорят что в Европе с дорогами всё хорошо.Такой свинарник ещё поискать надо.
      1. -1
        22 июля 2022 21:22
        гримпенская трясина☝️
        Неужели не слыхали?
    3. 0
      20 июля 2022 09:02
      Это Вы американцам расскажите, а то они тупые не знают и посадили Абрамсы в польской грязи.
    4. +4
      20 июля 2022 12:12
      Цитата: Mavrikiy
      Ездить нужно по дорогам. Европейские грунты, там колеса вне конкуренции,

      Польша. Танковая колонна в естественной среде обитания. smile

      1. +5
        20 июля 2022 13:50
        Из личного опыта. У нас были в части и бтр и бмп. Подняли на как-то по тревоге с выдвижением в точку сбора. По пути к пункту назначения половина бтр тупо завязла в грязи на поле и их пришлось бехами вытаскивать. Тч что проходимее определено на практике.
    5. -1
      29 августа 2022 23:18
      в современном конфликте вобще не имеет значение на гусеници или на колеса будеш кататса. Нет и значение на дорогу ли будеш или в лес прятатса.
      Все равно БПЛА с гиростабилизированний узко направлений тепловизор с болшое разрешение найдет тебе и сверху будет поражение.

      Надо работать по усилению защиту верхную полусферу и КАЗ.
    6. +1
      8 сентября 2022 13:28
      При ведении боевых действий ездить по дорогам ...не получается.
      Все время ...приходится, так сказать, маневрировать там, где дорог нет
      Такое вот военное дело ...неудобное для инженеров
      И особенно для бизнесменов - на гусеничном движителе невозможно заработать прибыль
  2. +10
    20 июля 2022 05:09
    а по моему мнению , что по слабо болотистому грунту , что по глубокому снегу проходимость лучше у гусеничной техники .
    1. +7
      20 июля 2022 06:40
      По-моему тоже вопрос странный...
      колёсная бронетехника хуже гусеничной?

      Вся страна знает - "чем круче джип, тем дальше за трактором бежать" wassat
    2. 0
      24 июля 2022 02:13
      Нет, не так. Гусеничная техника сминает снег и садится на брюхо. Колёсная спокойно идёт по колее
      1. 0
        8 сентября 2022 13:36
        Михаил Вы наверное шутите?
        Колесная техника какая? Ничем не загруженная по снегу, насыпанному на асфальт?
        Почему-то так в реальности получается, что техника ездит полностью загруженная (иначе зачем ей ездить? к телкам?) И вот заргуженная техника на реальном снеговом покрове просто останавливается ДО того, как начинает закапываться - перед каждым колесом возникает валик снега с углом вьезда, недоступным для колеса. Если водитель "упорствует", то колесо закапывается
        Гусеничная техника от этой проблем свободна - передний свес гусеницы уплотняет этот валик и движение продолжается.
        Насчет "закапывания". Удельное давление танка на покрытие (грунт, снег) МЕНЬШЕ чем таковое же ГАЗ-66, поэтому танк, не говоря о БМП - никогда не закопается там, где БТП или автомобиль "сел". Умение трамбовать снег под днищем танка - это один из базовых навыков обучения механиков-водителей танков и вообще БГМ (бронированных гусеничных машин).
        Насчет "по колее" :) ничего нет страшнее для колесной техники провала в колею.
        Тут без моей помощи не обойтись. Говорю Вам как командир МСВ на БМП-2 :)
  3. +16
    20 июля 2022 05:11
    Парадоксально - очевидный вывод!
    Стоит добавить, что классическая машина на гусеницах будет устойчивые и ниже, колесная. Последняя правда подкупает эксплуатационными характеристиками.
    Так что основные машины поля боя - это однозначно «гусля», вспомогательные (за исключением специализированных: БЭРМ, ИРМ и др.) - это колесо.
    Всем доброго дня!
  4. +1
    20 июля 2022 05:28
    Хочу выразить автору благодарность за то, что он ни разу не назвал колесную бронетехнику модным словосочетанием "колесный танк". Поскольку словосочетание есть, а вот самих "колесных танков" в природе не существует. И - да, исследование интересное.
    1. +14
      20 июля 2022 06:24
      Цитата: Дед-дилетант
      Хочу выразить автору благодарность

      Автор почему-то ни слова не сказал, что увеличить проходимость колёсной техники можно снижением давления в шинах (подспустить колёса), раньше этому учили водителей в любой учебке. Сам когда служил и был старшим колонны, преодолевали бездорожье на полуспущенных, проходимость сильно увеличивалась.
      1. -1
        20 июля 2022 14:59
        Верно, об этом автор умолчал. Но моя благодарность относится к другому. hi
      2. 0
        20 июля 2022 19:33
        Цитата: Анатоль Клим
        проходимость сильно увеличивалась.

        А насколько падала скорость ?
      3. 0
        8 сентября 2022 13:39
        Можно.
        И если Вам учили, то наверное требовали заучить табличку
        В которой указано, что при снижении давления одновременно снижается грузоподьемность и скорость движения, а "старший колонны" согласовывал изменение маршрута - чтобы на маршруте не было подъемов более 3%.
        Снижение давления - мера, позволяющая преодолеть небольшой участок. Двигаться так долго не выйдет...
    2. 0
      21 июля 2022 01:48
      В 80-ых у Бразилии был! :-)
      Вполне Танковая башня с неплохим калибром,название не помню ,Каскавел,вроде...
      1. 0
        21 июля 2022 03:48
        Танк - боевая машина на гусеничном ходу. На колесном, автомобильном ходу, боевая машина называется - бронеавтомобиль. Который, кстати, появился на свет раньше танка.
  5. +5
    20 июля 2022 05:46
    Всё верно, снег под тяжестью колёс утрамбовывается, и поверхность становится твёрдой как лёд, гусеница же во всё это вгрызается и ломает.
    По болотам гусеницы, по снегу колёса.
    Вот и все дела.
    У каждого свои преимущества.
    И опять таки, всё условно. Зависит от температуры воздуха и промерзлости грунта. Если морозы были крепкими, и земля под снегом промерзла основательно, то гусеница не сильно проигрывает. А если земля под снегом мягкая, вязкая, то тут увязнуть могут и колёса и гусеницы
    1. 0
      8 сентября 2022 13:43
      "снег под тяжестью колёс утрамбовывается" - утрамбовывается под ОСЬЮ колеса, а вот ПЕРЕД колесом возникает валик с углом вьезда, более острым, чем внешний угол касательной к окружности шины, поэтому въехать на него колесо не может - упирается. После этого, если водитель "упорствует" - начинается закапывание.
      Поэтому движение колесного транспорта по сыпучим основаниям так сложно и ведет к РЕЗКОМУ увеличению расхода горючего, так как сильно возрастает сопротивление качению...
      Это все в учебниках 1950-х годов написано, в век нанотехнологий ...забылось, наверное
  6. +3
    20 июля 2022 05:50
    довольно очевидно что надо иметь машины всех классов с обоими типами движителя. в том числе и колесные танки. на одних твд болота, на других - густая сеть дорог
  7. -2
    20 июля 2022 06:49
    Проходимость техники очень зависит от субъективных факторов, от мастерства водителя, от состояния протектора, наличия на гусеницах зимних зацепов и т.д....Искать научную закономерность в таких процессах это чистый распил денег. Например в пустынной местности колеса имеет преимущество и в проходимости и в ресурсе, в тайге с буреломами наоборот, всему свое место, универсального ответа нет и не будет. Финансировать данные исследования не стоит, лучше финансировать разработчиков этой техники, они лучше этот вопрос знают.
    1. +1
      20 июля 2022 07:10
      Ну да ну да, Крузаки подтвердят)))
      1. -3
        20 июля 2022 07:43
        С каких пор Крузак стал бронетехникой, я про БТР, например, в сравнении с БМП в условиях пустыни
        1. 0
          26 июля 2022 09:58
          https://youtu.be/mhHWqTKYfpw
  8. +3
    20 июля 2022 06:50
    Они не лучше и не хуже, они колёсные просто другие и созданы немного для другого. У них разные функции и разные задачи.Впрочем с хорошим водителем умеющим использовать все "навороты" то го же БТР -80 и выше колёсная техника вполне конкурентна с гусеничной. Но обсуждая ТТХ техники, как то забывают о водителях, которых для армейской спецтехники никто специально не готовит.
    1. +3
      20 июля 2022 07:46
      забывают о водителях, которых для армейской спецтехники никто специально не готовит

      Готовят, например в учебной бригаде, в Острогожске, в/ч 20115. Сам там проходил обучение, правда это было давно и был учебный полк. Там обучают на МТЛБ и на многоосной колесной технике, типа МАЗ-543.В мое время это была единственная такая учебка и прикольно было видеть на утреннем разводе на плацу моряков, летчиков, морскую пехоту, десантников и конечно чернопогонников.
      1. 0
        20 июля 2022 09:38
        Речь идет о БТР прежде всего. МАЗы наблюдал вблизи в Афгане и о их водителях ничего не могу сказать. А вот на БТРы сажают любых водителей в основном после обычной автошколы. Проходят сборы водителей при части (всё зависит от организации, наличия специалистов и их желания) 500 км марш и вперёд крушить технику. Помните видео где во время высадки БТР морской пехоты преодолевал клиф под прямым углом? Вот и я об этом
        1. -2
          20 июля 2022 11:11
          Да ладно! Не готовят! Видимо, никогда в водительской учебке по танкодрому не катался. А сзади инструктор сидит с досыльником. Для оперативной фиксации ошибок
          1. 0
            20 июля 2022 11:30
            Не путайте механиков -водителей танков, БМП и водителей БТР это разные люди...
            1. -2
              20 июля 2022 23:17
              По одному танкодрому ездили и БМП и БТР. Программа обучения не отличалась. А ещё чудесный прикол - "пешим по-машинному" для особо неумелых...
  9. Eug
    +2
    20 июля 2022 06:54
    А регулирование давления в колесах, надо понимать, в программу не входило? Без этого "соревнование" трудно считать полным и об'ективным.
    1. -4
      20 июля 2022 07:08
      Потеря времени
  10. +3
    20 июля 2022 07:07
    Колесная тяжелая техника, это очень сомнительное предприятие. Сколько раз я застревал по полям и лесам, монтажником сотовой связи работаю. Столько нервов. И вот имея опыт застревания на относительно легких машинах, что будут делать 30-40 тонные монстры? Это полная шиза, кто придумывает колесные САУ и танки, которые съехав с шоссе в поле, могут там и остаться.
    1. 0
      20 июля 2022 08:30
      Купите Шерп(аналог) в контору самое то для монтажа..
    2. +1
      20 июля 2022 10:35
      Цитата: Usher
      Колесная тяжелая техника, это очень сомнительное предприятие. Сколько раз я застревал по полям и лесам, монтажником сотовой связи работаю. Столько нервов. И вот имея опыт застревания на относительно легких машинах, что будут делать 30-40 тонные монстры? Это полная шиза, кто придумывает колесные САУ и танки, которые съехав с шоссе в поле, могут там и остаться.


      Работаю в обеспечении газопроводов.
      В ХМАО/ЯНАО, круглосуточно наши машины ходят по вдольтрубным проездам.
      А это реальное бездорожье.
      Техника только колесная.
      Гусеничная присутствует конечно, но в основном простаивает.
      Ибо ее ресурс и стоимость эксплуатации - сделает Газпром банкротом в течении пары лет.
      А 30-40 тонные монстры прекрасно ходят и даже гораздо лучше, чем Уралы и Шишиги, и наголову лучше, чем Хайлаксы с Л200 и УАЗами.
      1. +2
        20 июля 2022 13:32
        И зачем только всякие газпромы закупают скажем ДТ-30 "витязь". Если колес везде достаточно.
        1. +1
          20 июля 2022 14:32
          Цитата: squid
          И зачем только всякие газпромы закупают скажем ДТ-30 "витязь". Если колес везде достаточно.

          А сколько времени они в движении и сколько стоят?
          Вы в курсе?
          Я видел эти Витязи живьём в районе Пунги и Сорума.
          Их единицы. А колёсной техники - тысячи.
          Внушает конечно.
          Но их использование настолько единично, что брать их в расчет смысла нет.
          Как вариант использования в том же Газпроме - накатка зимников в болотах.
          А работает по настоящему именно колесная техника.
      2. 0
        20 июля 2022 15:33
        А почему исчезли пневмоколесные краны из российского производства ?
        Ну эксплуатируют импортные или остатки тех отечественных.
        Занимались ими:
        Завод Январского восстания в Одессе (давно нет);
        Самарский "Соокол" (?);
        Юргинский машзавод (Кемеровская область).
        В последнем случае техника неплохая , но завод помер похоже.
      3. +1
        20 июля 2022 20:07
        Цитата: SovAr238A
        А 30-40 тонные монстры прекрасно ходят

        Это что за 40-тонные монстры у вас?
        1. -1
          21 июля 2022 08:32
          Цитата: DenVB
          Цитата: SovAr238A
          А 30-40 тонные монстры прекрасно ходят

          Это что за 40-тонные монстры у вас?

          У нас таких слава богу нет.
          Но я видел реально огромный 4-х осник Ивеко или Рено, сильно гружёный. И как он шел по тем осенним дорогам, что и мы.
          1. +1
            21 июля 2022 09:35
            Цитата: SovAr238A
            Но я видел реально огромный 4-х осник Ивеко или Рено, сильно гружёный. И как он шел по тем осенним дорогам, что и мы.

            Во-первых, не очень понятно, насколько сильно груженый. Во-вторых, шел все-таки по дорогам. А не по "реальному бездорожью".
            1. 0
              21 июля 2022 12:10
              Цитата: DenVB
              Цитата: SovAr238A
              Но я видел реально огромный 4-х осник Ивеко или Рено, сильно гружёный. И как он шел по тем осенним дорогам, что и мы.

              Во-первых, не очень понятно, насколько сильно груженый. Во-вторых, шел все-таки по дорогам. А не по "реальному бездорожью".

              Вы вдольтрубные проезды когда-нибудь видели?
              Дорогами их называют просто по определению.
              Там никаких дорожных работ никогда не было.
              Просто грунт.
              Глина, земля.
              1. +1
                21 июля 2022 12:33
                Цитата: SovAr238A
                Вы вдольтрубные проезды когда-нибудь видели?

                Видели, не видели - это просто слова. Давайте какие-нибудь картинки или видео, где ваши огромные, сильно груженые монстры идут по вашим вдольтрубным проездам. Тогда и оценим, что там за бездорожье.
                1. 0
                  21 июля 2022 18:18
                  Ну, а как строили эти трубопроводы - советские грузовики их и строили, плюс закупленная зарубежом техника.
                  Магирус и т.п.
      4. -2
        21 июля 2022 02:30
        Гусеничными экскаваторами занимались:
        Ковровский завод -головное предприятие по ним. Делали 4 группу , популярные были. Потом стали делать по кооперации с ТВЭКС и завод загнулся. Спрос на ЭО-4225 и модели ЕТ исчез;
        Костромской "Экско". Механические драглайны , грейферы , копровые установки на базе ЭО-5111. Техника вымирающая. Завод исчез в 2000-е;
        Воронежский "Тяжэкс". Колесные и гусеничные. 5 и 6 группы для добычи полезных ископаемых. Завод исчез;
        Киевский "Атек", он же "Красный экскаватор". Гусеничные разных моделей, завода нет с конца 2000-х годов;
        Ивановский "Кранэкск" - штучное производство гусеничных 5 и 6 группы.

        Фактически остался один завод в Твери. Но и там спрос на гусеничные машины очень маленький.
        Делают армейский ЕА-17 на автомобильном шасси и сделали по импортозамещению обратно "Калининец".

        Что же выходит , гусеничные экскаваторы столь популярные на стройках и карьерах еще 20 лет назад уже вымирающий вид техники ?
        1. 0
          23 сентября 2022 09:30
          Цитата: Osipov9391
          гусеничные экскаваторы столь популярные на стройках и карьерах еще 20 лет назад уже вымирающий вид техники ?

          Нет, просто щас все стройки заполонили импортные, Этот ЭО-4224 редкосная гадость была, , вечно масло из всех щелей свистало, а гидромоторы на ходовой это отдельная песня, сам себя еле передвигал. Поэтому и старались на импортные заменить, сначала на КАТО, потом и другие, даже сейчас китайские по сравнению с ЭО, как мерседес против запорожца.
          Да и колесник никогда не заменит гусеничный, колесник только по городу, да легкие грунты копать, проблема с гусеничным это перевозка с обьекта на обьект
          1. -2
            23 сентября 2022 12:57
            А "Киевляне" (ЭО-4323В-3 и гусеничный ЭО-4123В-3 в последствии АТЕК-881 и АТЕК-761) вообще как были ?
            Сейчас еще много где можно встретить колесный "Киевлянин" которым по 25-30 лет а то и больше. Выглядят на стройках неплохо они и сегодня, работая рядом с импортными экскаваторами.

            Сейчас ТВЭКС бывший (ныне ОМГ он не далеко от меня) по "импортозамещению" возобновил выпуск ЕК-14 вроде.
            Но последний спроса почти не имел. И даже в сравнении с 25-летним "Киевлянином" служит мало, лет через 7-10 их списывали обычно.
            1. 0
              23 сентября 2022 16:06
              Незнаю, сейчас на севере в строительстве одни импортные экскаваторы, много китайских но довольно часто и японские старенькие КАТО до сих пор работают и американские есть.
              1. -2
                23 сентября 2022 18:38
                То есть "Ковровцы" (ЭО-4224) так себе машины ?
                У нас в Тверской области они работали на промышленном и гражданском строительстве.
                Но их списывали еще в 2000-е годы и меняли на ТВЭКС типа ЕТ-16 и тому подобное.
                "Киевляне" как я писал еще работают.
                Про ивановские "Кранэкс" не знаю ничего.
                Импортная техника то есть, но мало.
                В основном работают современные "Калининцы" , ибо завод под носом.
      5. 0
        23 сентября 2022 09:15
        Цитата: SovAr238A
        В ХМАО/ЯНАО, круглосуточно наши машины ходят по вдольтрубным проездам.
        А это реальное бездорожье.
        Техника только колесная.

        Да конечно, ага, ездят на уралах и только по дорогам, ну и в тех редких местах где труба по сухому лежит. Обьезды трасс на ДТ30П проводят, но уже лет 10 на вертолетах в основном облет делают, что газпром, сто лукойл, что роснефть. А уж 30-40 тонные монстры на колесах уж точно никуда не проедут кроме как по дорогам.
        По тундряку вообще лучше гусениц ничего нет, даже треколы не конкуренты.
        А уж в средней полосе, по чернозему... лично наблюдал, еще в детстве на картошке, зил 130 на баллонах (колеса такие были, как бочки с огромными грунтозацепами, под метр шириной) в поле встал, его поехали вытаскивать еще 2 таких же, намотали чернозема по полтонны на колесо и встали рядом. В итоге всех вытащил ДТ 75, шел по полю ток чернозем разлетался. laughing
  11. +7
    20 июля 2022 07:09
    Вывод один . Читать мануал . Где производитель пишет , что движение по болотистой местности допускается только с понижением давления в шинах до 0,5 атмосферы и на пониженной передаче . А у нас мануалы читают только когда идут в туалет , листик вырвать . Производитель на технику пишет весь порядок её применения . А школота не умеет читать , её этому не учили . Как не учили порядку применения техники " Большим Погонам " . Поэтому и будет в армии , круглое несём , квадратное катим .
  12. +1
    20 июля 2022 07:51
    Извечная тема!!!Неужели непонятно,что к конкретному ТВД своя техника нужна!!!Никто же в Африке не будет воевать в форме для арктической зоны!!!Так и здесь!!!
  13. +1
    20 июля 2022 07:56
    У всего есть плюсы и минусы . Колёсная техника уедет дальше и быстрее . И горючки потратит меньше . Но маневрировать по грунтам в распутицу , не сможет . Разные задачи , разные решения .
  14. -1
    20 июля 2022 08:50
    Колёсная или гусеничная...гусеничная или колёсная... what Ох,не зря в своё время была популярна тема техники " на воздушной подушке" ! fellow (По крайней мере,в литературе...хотя,не только там !)


    Объекты 760/761...
    А давайте ещё так(!)...ни вашим,ни нашим ! no
    Колёсно-гусеничная !

    или
    Полугусеничная !
  15. +1
    20 июля 2022 09:24
    а почему нету заездов по асфальтированной дороге? через сколько км удастся раскрошить асфальт колесной технике и через сколько гусеничной
  16. 0
    20 июля 2022 10:30
    американцы любят делать комфортную бронетехнику. В результате она немерено тяжёлая и крупногабаритная. Бей - не хочу.
  17. +1
    20 июля 2022 10:51
    Мне всегда казалось что гусеничная техника имеет большую проходимость вне дорог в сравнении с колесной.
  18. +1
    20 июля 2022 12:35
    Колесная техника всегда будет проигрывать в бронировании гусеничной. А нам сейчас нужны высокозащищенные бронированные машины. Бои на украине это показали.
  19. +2
    20 июля 2022 13:09
    Какие можно сделать выводы из всего вышеперечисленного?
    Самый главный вывод, который изначален, - нельзя всё загонять в непримиримое противопоставление. Этак можно и вопрошать, что лучше, самолёт или вертолёт, кто нужнее ребёнку, папа или мама...

    Ну, было уже, колёсно-гусеничные танки типа БТ, где пытались объединить проходимость гусеницы и большую скорость и экономичность хода на колёсах. У нас тут и БМД начинают противопоставлять тяжёлой машине, совершенно попутав все берега в назначении, специфике.

    Техника нужна разная, и не только в противопоставлении гусеница-колесо, но и армейская или полицейская (антитеррористическая, противопартизанская). Одна техника будет лучше для войсковых колонн, их сопровождения, другая для боя в городе, третья для маршей и захвата плацдармов. Не надо этих или-или, а сдуру любую технику можно угробить, и не её в том будет вина, это людям надо на войне понимать, где нужнее маневренный пикап с пулемётом, а где тяжёлый броневик. Ко всему, разделяя антитеррористическую операцию против боевиков и большую войну с полноценными армиями, учитывая географию региона (реки и болота, сухая маловодная местность).
  20. +5
    20 июля 2022 13:29
    Из авторской статьи выходит, что колесная техника ну совсем чуток уступает по удельному давлению. На деле:

    БМП-2
    Боевая масса, т 14,7
    Удельное давление на грунт, кг/см² 0,64—0,66

    БТР-80
    Масса, т - 13.6
    Удельное давление на грунт, кг/кв.см - 1.77 - 3.09

    Примерно на столько же выше и реальная проходимость гусеничной техники.

    В приведенном советском исследовании фигурирует некий прототип с колесом шириной 73см(!). Для сравнения - даже у краза-"лаптежника" с его широченными колесами шина "всего" 53см, про уралы и бтры вообще молчим - там чуть ли не вдвое меньше. Судя по всему использовались арочные шины.
    На деле же колесна техника может использоваться только по дорогам (пусть и плохим, в случае спецтехники). Гусеничная же - вне дорог. Например, в полях и степях Украины. Чего стоит возможность маневра без привязки к дорожной сети - надеюсь, объяснять не надо.
    1. 0
      20 июля 2022 14:37
      Примерно на столько же выше и реальная проходимость гусеничной техники.

      Во время ВОВ удивительно хорошо себя показали в плане проходимости наши полуторки ГАЗ-АА и трехтонки ЗиС-5. Благодаря неравномерной развесовки по осям, т.е облегченные передние колеса не зарывались в грунт и позволяли рулить, а задние узкие колеса проваливались до твердого грунта и цепляясь за твердую основу двигали машину. Так описывали наши грузовики немецкие эксперты.
      Когда на ГАЗе в 90-е годы вместо ГАЗ-53 стали выпускать новые ГАЗ-3309 с тяжелым дизельным мотором, при уборке урожая столкнулись с проблемой проходимости на увлажненной пашне. Ввиду увеличенной нагрузки на переднюю ось передние колеса зарывались в грунт и машины буксовали, в тоже время ГАЗ-51 отлично себя чувствовал в таких условиях. А уж какую проходимость демонстрировал груженный ЗиЛ-130 на арочных шинах, благодаря увеличившейся нагрузке на заднюю ось...
      1. 0
        20 июля 2022 17:56
        ну при малой массе что б не демонстрировать проходимость. вы попробуйте бронетехнику на колеса поставить и проходимостью удивить - даже если получится, гусеничная при прочих равных будет удивлять на порядок больше
    2. +1
      20 июля 2022 20:06
      А как быть в Забайкалье,в Даурии и Приаргунске,Кяхте? На Западной Европе свет клином не сошелся. Возьмите Сирию,много там болот? Африку,особенно северную?
    3. +1
      22 июля 2022 10:59
      Проблема в другом. Нельзя навешивать на 4 оси намного больше, чем уже висит на БТР-80. В СССР этим и не занимались, морпехи вообще предпочли БТР-80 (хотя, возможно, их не очень-то и спрашивали). Поэтому если кто-то в МО хочет существенно усилить бронирование по сравнению с БМП-3 - это уже не для колёс. И на "зарубежный опыт" тут нечего смотреть. Они грязь и снег даже на своих полигонах не всегда находят. Нам тут нечему у них учиться. Хотите колёсную БМП? Логично, для большей части мотострелков. Но при этом придётся смириться с тем, что вооружение у неё будет наша облегченная "тридцатка", а броня - не лучше, чем у "трёшки", при массе как у той же трёшки. В противном случае эти машины не пройдут вслед за танками.
  21. 0
    20 июля 2022 14:11
    Про снег - интересное наблюдение. Накатанная колея решает)
  22. +1
    20 июля 2022 15:18
    Какие можно сделать выводы из всего вышеперечисленного?

    А вот какие! Оставить колёсными из БМ только БРДМы и MRAP-ы(для охранных частей/подразделений, контролирующих дороги). Остальные в утиль и заменить исключительно гусеничными БМ.
  23. 0
    20 июля 2022 17:30
    Знания командира и подготовка механика-водителя, "посадить на брюхо" одинаково возможно и танк Т-80, и БТР-80, видел и то, и другое. Быстро подъехать и захватить - колёсные боевые машины (пример аэродром Приштина), уничтожать и выдавливать - гусеницы (Кавказ и Украина в осенне-весенне-зимний период)
  24. 0
    20 июля 2022 18:05
    да есть способы повысить проходимость колёсной техники по слабым грунтам; логичнее всего выглядят 3 колёса (меньшего) диаметра с планетарным приводом от центральной оси, с возможностью "проворота" по ходу движения при некотором повышенном сопротивлении качению (шагающий эффект)
    1. 0
      20 июля 2022 19:56
      Цитата: prodi
      да есть способы повысить проходимость колёсной техники по слабым грунтам; логичнее всего выглядят 3 колёса (меньшего) диаметра с планетарным приводом от центральной оси, с возможностью "проворота" по ходу движения при некотором повышенном сопротивлении качению (шагающий эффект)

      Встречные вопросы-сколько будет стоить такая машина, сколько топлива спалит ?
      1. 0
        21 июля 2022 06:15
        трудно сказать, скорее всего, где-то между традиционным колёсом и гусеницей; те же четыре ведущие оси с такими "колёсами" дали бы 16 точек опоры вместо 8, да и рулить ими тоже вряд ли получится, придётся как на гусеничном приводе
        1. 0
          21 июля 2022 18:29
          Цитата: prodi
          трудно сказать, скорее всего, где-то между традиционным колёсом и гусеницей; те же четыре ведущие оси с такими "колёсами" дали бы 16 точек опоры вместо 8, да и рулить ими тоже вряд ли получится, придётся как на гусеничном приводе

          И смысл тогда огород городить ?
          1. 0
            22 июля 2022 06:57
            ну а можно ли сказать, что технически, БТР-80 проще чем МТЛБ?.. Удручающе низкий ресурс только у гусениц, а вот расход топлива (на пересечёнке) у них примерно одинаковый; другое дело, что по шоссе у колёсного он снизится вдвое, а у гусеничного только на 10-20%
            1. 0
              22 июля 2022 10:53
              БТР-80 на агрегатах от грузовиков, грубо говоря. БТР 60-70 - вообще "удвоенная" шишига.
              1. 0
                22 июля 2022 14:48
                стандартными, обычно остаются лишь двигатели, со всем остальном приходится мудрить. По количеству агрегатов, колёсная 4-осная (со всеми ведущими) обходит гусеничную
                1. 0
                  23 июля 2022 09:31
                  На трёх ведущих осях (из 3-4) грузовки выпускаются и продаются. Думаю, коробку передач можно заимствовать. Раздатки и прочее - уже другой разговор. Понятно, что у гусеничной машины по сравнению с 8х8, грубо говоря, "одна ось".
  25. 0
    21 июля 2022 19:16
    Ну из данной статьи, вывод можно сделать только один...армии надо пересаживаться на болотоходы)))
  26. 0
    21 июля 2022 20:29
    Автор америку открыл?Это и так давно было известно...
  27. 0
    21 июля 2022 21:31
    Скажу банальность. what Не думаю, что бывает универсальная техники высокой эффективности. Где- то колеса дают хорошие шансы, где-то гусеничная техника. Для каждой задачи, свой набор и комплект средств. Сделал правильный выбор- выполнил.
  28. 0
    22 июля 2022 10:51
    Привет Бумерангу. Ужимайте свои хотелки и массу до 19 т. Тогда ещё кое как за танками будет ехать там, где прошли танки.
  29. 0
    25 июля 2022 14:00
    Неужели все затянется до глубокого снега?
  30. 0
    8 сентября 2022 13:26
    Статья на тему "Азы типов движетелей наземного безрельсового транспорта"
    Ясное дело что гусеничный движитель превосходит колесный во всем, кроме сложности и выносливости сцепного элемента :) это еще в 1930-х годах стало понятно, когда появилась "сталь Гартфилда" - материал для дешевых гусеничных цепей
    О чем спор-то?
    Если транспорт будет двигаться ТОЛЬКО по дорогам с твердым покрытием, то он может быть колесным. Если транспорт должен быть массовым, т.е. сотни тысяч штук, то его ПРИХОДИТСЯ делать колесным. Если транспорт должен развивать высокие (75+ км.ч.) то его целесообразно делать колесным.
    Все это из учебников 1950-х годов....
    И физика с того времени никак не поменялось
    ПЛЮС
    Колесная техника испытывает объяснимые трудности при движении по каменистым грунтам, которые непреодолимы в рамках колесного движителя. Поэтому подразделения на БТР просто не направляются командованием на соответствующие направления.
  31. 0
    15 октября 2022 04:55
    Цитата: yakisam
    Ясное дело что гусеничный движитель превосходит колесный во всем, кроме сложности и выносливости сцепного элемента :) это еще в 1930-х годах стало понятно, когда появилась "сталь Гартфилда" - материал для дешевых гусеничных цепей

    В том числе и пальцы для траков у нас на заводе массового делали - расходный злемент
    в общетехническом понятии .
    Разок в Советской армии казус случился . Села наша аппаратная массой в 22 тонны
    с тягачом Урал-375 задними колёсами в болотце . Сколько машин колёсных понадобилось ,
    чтобы её вытащить ?
    Сначала поставили две с лебёдками .Лебёдки крутят , движок тягача воет , но тянущие
    машины к болотцу приползают . Вот тогда зампотех приказал каждую тянущую машину
    ещё двумя в специально накатанной колее зафиксировать тросами . Вшестером вытянули.
    Часика за два .
    "Думайте сами , решайте сами".
    Танк бы её за время крепления тросов к крюкам тягача , газанув потом враз бы сдёрнул.