Британские и американские радиолокаторы периода Второй мировой войны, использовавшиеся в советской ПВО

66
Британские и американские радиолокаторы периода Второй мировой войны, использовавшиеся в советской ПВО

В годы Второй мировой для своевременного оповещения войск ПВО, наведения истребительной авиации и корректировки зенитного огня использовались радиолокационные станции советского, британского и американского производства. До нападения нацисткой Германии на СССР и в военное время наша промышленность сумела изготовить около 900 радиолокаторов различного типа и назначения. В рамках военной помощи Советский Союз получил от союзников 2 074 единицы радиолокационной техники.

Радиолокаторы, созданные в СССР в предвоенное время


В 1939 году на вооружение был принят первый советский радиолокатор, предназначенный для обнаружения воздушных целей – РУС-1 «Ревень». Станция, работавшая в частотном диапазоне 75–83 МГц, состояла из передатчика и двух приёмников, смонтированных на грузовом шасси. Элементы станции должны были располагаться на местности по прямой так, чтобы расстояние между ними не превышало 35 км. Такое размещение создавало направленное излучение в виде «радиочастотной завесы», при пересечении которой самолеты обнаруживались по биениям прямого и отраженного сигналов, регистрировавшихся на бумажной ленте прибора – ондулятора.



В 1939–1940 гг. было выпущено 45 РЛС РУС-1, для чего использовали 275 автомобилей. Помимо передатчиков и приёмников, в грузовых фургонах размещали электрогенераторы.


Приёмная часть РЛС РУС-1

В ходе военной спецоперации против Финляндии несколько радиолокаторов РУС-1 разместили недалеко от линии боевого соприкосновения. Однако РЛС, прекрасно работавшая на учениях, оказалась почти бесполезна в ходе реальных боевых действий. В апреле 1940 года станции РУС-1 с постов наблюдения на Карельском перешейке были переброшены для дальнейшего использования в Закавказье и на Дальний Восток.

Во время Зимней войны также прошла испытания импульсная РЛС РУС-2 «Редут». Судя по всему, этот радар произвел на военных более благоприятное впечатление, чем РУС-1 «Ревень».

Вся аппаратура станции, работавшей на частоте 75 МГц, располагалась на трёх автомобилях: одном ЗИС-6 (передающая станция) и двух ГАЗ-ААА (в одной – фургон оператора с приемной аппаратурой, во второй – электрогенератор). Импульсная мощность – до 120 кВт. Максимальная дальность – до 150 км. Погрешность по дальности – 1,5 км, по азимуту – 3°.


РЛС РУС-2 «Редут»

Приёмная и передающая антенны идентичны – типа «волновой канал». Обнаруженные цели оператор наблюдал на экране ЭЛТ с горизонтальной развёрткой. При круговом синхронном вращении обеих антенн станция РУС-2 обнаруживала самолеты на разных азимутах и дальностях в пределах действия своей зоны и следила за их перемещениями.

РЛС РУС-2с «Пегматит» являлась упрощенным вариантом станции РУС-2 «Редут». Вместо двух антенн на РУС-2с имелась одна приёмо-передающая. Ламповый передатчик был заменён тиратронным. При транспортировке элементы станции размещалась на двух автоприцепах, также имелись варианты, смонтированные на двух автомашинах и стационарно. Корабельный вариант РУС-2 известен как «Редут-К». Одна станция этого типа была размещена на крейсере «Молотов» пр. 26-бис. С 1 июля 1941 по 18 декабря 1943 года корабельная РЛС «Редут-К» за 1 269 включений обнаружила 9 383 самолёта.

Всего до 1945 года было произведено 607 радиолокаторов РУС-2 всех модификаций. По своим характеристикам станции этого типа на фоне зарубежных аналогов смотрелись вполне достойно. Они применялись в ходе Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. По уровню технического совершенства и характеристикам РУС-2 по сравнению с системой РУС-1 была значительным шагом вперед, так как позволяла не только обнаруживать самолеты противника на больших расстояниях и практически на всех высотах, но и непрерывно определять их дальность, азимут и скорость полета.

Советские специалисты в предвоенное время продемонстрировали способность самостоятельно создавать неплохие радиолокаторы. Но слабость нашей радиопромышленности, выпускавшей ограниченный ассортимент радиоэлектронных элементов, не позволяла внедрить в массовых образцах все наработки. Ситуация усугубилась после начала войны с Германией, и импортные радиолокационные станции, поставки которых начались поздней осенью 1942 года, стали существенным подспорьем в борьбе с авиацией противника. Помимо использования по прямому назначению, ряд импортных образцов и отдельных компонентов подвергся копированию, они впоследствии выпускались на наших предприятиях.

Британские радиолокаторы, поставленные в СССР


В прошлой публикации, посвящённой зенитным пулемётам и пушкам, один из читателей справедливо указал на то, что поставки техники и вооружения для Красной Армии из Великобритании к ленд-лизу не относились, хотя их и доставляли те же самые северные конвои, которые везли в СССР ленд-лизовские грузы из США. Но когда мы говорим об оборудовании, произведенном непосредственно в Англии, речи о ленд-лизе не идет

По состоянию на начало Второй мировой войны Великобритания являлась одним из лидеров в области радиолокации. Британские вооруженные силы имели возможность использовать разветвленную сеть радиолокационных систем предупреждения о воздушном нападении, радары массово применялись на кораблях, в авиации и наземной ПВО.

Согласно информации, опубликованной в английских источниках, Советский Союз в годы Второй мировой получал четыре типа радиолокаторов британского производства. Судя по всему, первыми импортными радарами, отравленными в СССР, были станции наводки зенитных орудий GL Mk. II (англ. Gun Laying Radar – радар для наводки орудия). Наличие этих английских радиолокационных станций на территории СССР в конце 1941 года подтверждается отечественными историческими материалами.


Радиолокационная станция орудийной наводки GL Mk. II

Радиолокационная станция GL Mk. II, принятая на вооружение в начале 1941 года, являлась модернизированным вариантом радара GL Mk. I, появившегося в 1939 году и предназначенного для измерения дальности и высоты, а также выдачи целеуказания зенитной артиллерии. После модернизации станция GL Mk. II могла осуществлять самостоятельный поиск целей на дальности до 46 км и корректировать зенитный огонь на дальности до 18 км. На дистанции 12 км координаты цели измерялись с погрешностью 50 м по дальности и по азимуту – 0,5°. Импульсная мощность – до 150 кВт. Диапазон рабочих частот – 54,5 до 85,7 МГц.


До августа 1943 года было произведено 1 679 станций GL Mk. II , около 200 единиц отправили в СССР. В нашей стране английские радиолокаторы получили обозначение СОН-2а (станция орудийной наводки английская). В РККА боевой дебют этих радаров состоялся поздней осенью 1941 года, когда РЛС СОН-2а развернули для контроля воздушного пространства под Москвой.

Британский радиолокатор GL Mk. II нашим зенитчикам понравился, и 1943 году было принято решение о его копировании, хотя это было непросто. Например, пришлось осваивать в производстве сразу более 30 новых для нас типов радиоламп. Тем не менее в первой половине 1944 в войска поступили первые станции СОН-2от, где буквы «от» обозначали «отечественная».

Гораздо более совершенной являлась станция орудийной наводки GL Mk. III, принятая на вооружение в 1942 году. Всего было выпущено 876 комплектов, часть станций изготовили в Канаде. По британским данным, в СССР отправили 50 радаров этого типа.


Станция орудийной наводки GL Mk. III

Аппаратура станции размещалась в двухосном фургоне. Параболические антенны находились на крыше и вращались вокруг вертикальной оси, а также могли менять угол наклона. Переход на диапазон рабочих частот 2 750–2 855 ГГц позволил улучшить точность измерения. Но при этом максимальная дальность действия не превышала 32 км. В режиме обзора воздушного пространства информация обновлялась каждые 30 секунд.


В 1944 году появилась улучшенная модификация Mk. III(B), имевшая большую дальность действия. Но она не получила широкого распространения, так как британские военные предпочли американскую РЛС SCR-584.

В ходе подготовки к наступательным и десантным операциям в Северной Африке выяснилось, что РЛС GL Mk. III плохо приспособлена к эксплуатации в полевых условиях. В связи с этим был разработан относительно компактный буксируемый радар, известный как AA No. 3 Mk. 3 Baby Maggie. Британские источники утверждают, что антенный пост и кабина с аппаратной частью и рабочими местами операторов была установлена на вращающемся основании, заимствованном у зенитного прожектора SLC Mark VI с радиолокационным наведением. Необходимой компактности удалось достичь благодаря внедрению блока автоматического определения дальности. Сама станция могла буксироваться автомобилем грузоподъёмностью 3 т.


Зенитный прожектор SLC Mark VI

К сожалению, изображения РЛС AA No. 3 Mk. 3 Baby Maggi найти не удалось, есть только описание. Фургон размещался на вращающейся «колонне». С этой «колонной» были жестко связаны антенны, а сигналы на мониторы трех операторов передавались через вращающиеся контактные кольца.

Радиолокационная станция «Малышка Мэгги» была способна обнаруживать вражеские самолёты на дистанции до 18 км. Также эта РЛС могла использоваться для определения координат вражеской артиллерии на дальности до 13 км. Первые 12 станций были использованы в ходе операций «Хаски» и «Лавина» во время высадки на Сицилии и в Салерно. Однако в полевых условиях РЛС AA No. 3 Mk. 3 проявила себя не очень хорошо. Характеристики самой станции вполне соответствовали её назначению. Проблема была в перегруженности ходовой части прицепа, которая часто ломалась, не выдерживая буксировки по плохим итальянским дорогам. Всего до марта 1945 года выпустили 172 станции, из них 50 единиц англичане отправили в СССР.

Отечественные источники утверждают, что конструктивные решения, применённые в радиолокаторе Baby Maggi были частично заимствованы и использованы при создании отечественной мобильной РЛС П-3, принятой на вооружение в 1945 году. После войны мобильный радиолокатор модернизировали и с 1948 года выпускали под обозначением П-3А. Основные элементы станции размещались на шасси двух автомобилей Studebaker US6. Дальность обнаружения целей, летящих на большой высоте, в простой помеховой обстановке достигала 120 км. Эта станция активно эксплуатировалась в СССР до конца 1950-х и передавалась странам-союзникам.

Весьма удачными считались мобильные британские радары семейства AMES Type 6 Light Warning (также известна как LW). Существовали самоходные и транспортабельные варианты этой стации 11 модификаций. Радиолокатор AMES Type 6 во многом вдохновил американских специалистов, которые на его базе создали семейство РЛС SCR-602.


Мобильный вариант РЛС AMES Type 6

В полностью мобильном варианте все компоненты станции размещались на грузовом шасси Fordson WOT 2, Ford F 15A или Chevrolet C. 15A.


Радиолокатор включал в себя два автомобиля с аппаратурой и два автомобиля с передающими и приёмными антенными постами. Электропитание осуществлялось от электрогенераторов, работающих на бензине.

Антенный пост транспортабельного варианта размещался в палатке. Бензиновый электрогенератор находился рядом с палаткой.


Все варианты работали в диапазоне частот 176–212 МГц (длина волны 1,42–1,7 м). Импульсная мощность в зависимости от модификации 85–100 кВт. Дальность – до 35 км.

Судя по всему, РЛС семейства AMES Type 6 являлись достаточно удачными, их выпуск в Великобритании продолжался в первые послевоенные годы. В СССР было отправлено от 30 до 50 станций данного типа.

Американские радиолокаторы, поставленные в СССР


Первым серийным радиолокатором, эксплуатируемым американской армией, стал SCR-268 (Signal Corps Radio № 268). Официальная разработка этой станции началась в феврале 1936 года. Испытания опытных образцов длились с ноября 1938 года по май 1940 года. После чего было признано, что РЛС в целом удовлетворяет основным требованиям.

Станция, работавшая в частотном диапазоне 195–215 МГц, при импульсной мощности до 75 кВт могла обнаружить вражеский бомбардировщик на дистанции 36 км. Точность по дальности составляла 180 м, по азимуту – 1,1°. Американское командование сочло, что при таких данных этот радар пригоден для корректировки зенитного огня в тёмное время суток и в условиях плохой видимости.

Оборудование размещалось на трёх автоприцепах: сама станция – на одном, бензиновый электрогенератор мощностью 15 КВт – на другом, и высоковольтный выпрямитель со вспомогательным оборудованием – на третьем.


Антенный пост РЛС SCR-268

РЛС SCR-268 установлена на вращающемся основании и состоит из передатчика, передающей антенны, двух приёмных антенн с приёмником для каждой из них и трёх электронно-лучевых индикаторов на местах операторов.

Радары SCR-268 придавались батареям 90–120-мм зенитных орудий, а также подразделениям зенитных прожекторов. Станция применялась на всех театрах боевых действий Второй мировой, где воевали американские сухопутные силы. С февраля 1941 года по апрель 1944 года изготовлено 2 974 единицы. По договору ленд-лиза в СССР было отправлено 25 SCR-268.

Основными американскими радиолокаторами обнаружения воздушных целей в годы Второй мировой войны являлись SCR-270 и SCR-271. Эти станции были конструктивно сходны и отличались исполнением. РЛС SCR-270 была транспортабельной, а SCR-271 – предназначалась для стационарного использования.


РЛС SCR-271

РЛС SCR-270 и SCR-271 работали на частоте 106–110 МГц и имели импульсную мощность до 300 кВт. Крупная воздушная цель, летящая на высоте 6 000 м, могла быть обнаружена на дальности 230 км. На дистанции 120 км погрешность по дальности – 7,3 км, по азимуту – 4°. Информация обновлялась 1 раз в минуту.


РЛС SCR-270 в походном положении

Комплект оборудования SCR-270 весил 46 т и перевозился с использованием четырёх тяжелых грузовиков. Расчёт из 7 человек разворачивал станцию за 6 часов.


Рабочие места операторов РЛС SCR-271

Для своего времени радиолокаторы SCR-270/271 обладали хорошими характеристиками и удовлетворительной надёжностью, и она достаточно широко использовалась в качестве станции дальнего обнаружения. Всего было изготовлено 788 стационарных и мобильных РЛС. В рамках ленд-лиза Советский Союз получил 3 мобильных и 3 стационарных радара.

В ходе подготовки десантных операций на Тихоокеанском ТВД выяснилось, что в распоряжении КМП США нет компактных радиолокаторов, пригодных для переброски на кораблях и быстрого развертывания на захваченном плацдарме.

Для экономии времени в 1942 году американское командование решило использовать компактный радар британского призводсва AMES Type 6 Light Warning, который позволял определять дальность и азимут цели, а также приблизительную высоту. Станция, получившая обозначение SCR-602-T1 (VT-158), предназначалась для временного использования (непрерывно 500 часов), до развертывания мощных радаров. Питание осуществлялось от бензинового генератора. Лицензионное производство РЛС SCR-602-T1 в США осуществляла компания Eitel-McCullough, Inc.


РЛС SCR-602-T1

На базе SCR-602-T1 в США создали ещё несколько вариантов, из которых самым удачным стала РЛС SCR-602-T8, принятая на вооружение под обозначением AN/TPS-3. При разработке AN/TPS-3 внимание было уделено не только улучшению характеристик, но и увеличению ресурса станции.


На позиции основная аппаратура и рабочее место оператора размещались в палатке. Антенна РЛС AN/TPS-3 представляла собой симметричный параболический рефлектор диаметром около 3 м. Диапазон рабочих частот: 590–610 МГц. Импульсная мощность – до 200 кВт. Самолёт, летящий на высоте 6 км, мог быть обнаружен на дальности 100 км. Антенна вращалась со скоростью 5 об/мин. Оборудование транспортировалось в 4 ящиках общей массой 315 кг.

Точной информации о количестве американских станций AN/TPS-3, поставленных в СССР, найти не удалось. Но достоверно известно, что Советский Союз передавал радиолокаторы этого типа странам Восточной Европы, где они использовались до второй половины 1950-х.

Одной из самых совершенных обзорных РЛС, используемых американскими вооруженными силами в годы Второй мировой, была SCR-527. Опытная эксплуатация первых станций SCR-527 началась в апреле 1943 года. Массовые поставки в войска улучшенной модификации SCR-527А – в начале 1944 года.


Антенный пост РЛС SCR-527

В этой станции использовались две вращающиеся антенны, размещённые на двуосных прицепах. Одна работала на передачу, другая на приём. Передающая и приёмная антенны разносились на расстояние не менее 60 метров. Вращение антенн происходило синхронно со скоростью 3–5 об/мин. Этот радиолокатор работал на частоте 209 МГц и имел импульсную мощность 225 кВт. Дальность обнаружения крупных целей в благоприятных условиях могла достигать 180 км. Для транспортировки всех частей радара SCR-527A требовалась 7 транспортных единиц – автофургонов и тягачей. Расчёт станции – 8 человек. Масса станции – 44 т.


Усовершенствованные РЛС SCR-527A чаще всего применялись для руководства полётами авиации и наведения перехватчиков. На конечном этапе боевых действий эти радиолокаторы использовались Красной Армией, а в послевоенное время эксплуатировались в Польше и Чехословакии.

В мае 1943 года на войсковые испытания был передан радиолокатор SCR-584 с параболической антенной. Эта мобильная РЛС в режиме обзора воздушного пространства могла обнаруживать цели на дальности до 60 км, однако гораздо чаще использовалась в роли станции орудийной наводки, сильно потеснив ранние американские и британские модели: SCR-268, GL Mk. II и GL Mk. III. Массовое использование началось в 1944 году. Достаточно точная корректировка зенитного огня, вне зависимости от условий визуальной видимости, была возможна на дистанции до 15 км.


РЛС SCR-584

Основные элементы станции и операторы размещались в буксируемом фургоне массой 10 т. Параболическая антенна диаметром около 1,6 м во время транспортировки складывалась. Импульсная мощность достигала 250 кВт. В рабочем диапазоне 2 700–2 800 МГц имелось четыре литерных частоты. По точности определения координат и удобству работы РЛС SCR-584 существенно превосходила существовавшие тогда станции аналогичного назначения. В режиме кругового обзора антенна делала 5 об/мин. После обнаружения цели включался режим конического сканирования воздушного пространства и автосопровождение.


Все модификации РЛС SCR-584 могли взаимодействовать с приборами управления зенитным огнём, а модели позднего выпуска сопрягались с радиолокационными запросчиками «свой-чужой».


Операторы РЛС SCR-584

Сочетание радаров SCR-584, директорных приборов централизованной артиллерийской наводки и снарядов с радиовзрывателями позволило многократно снизить расход боеприпасов и увеличить эффективность стрельбы. Так, в августе 1944 года американские батареи 90-мм зенитных орудий, размещённые на британской территории, уничтожали 70–80 % германских «летающих бомб» Фау-1, попавших в зону их огня. При этом расход боеприпасов на одну цель зачастую не превышал 100 снарядов.


Станции, установленные неподалёку от линии боевого соприкосновения, успешно выявляли позиции вражеской артиллерии и использовались для руководства точным бомбометанием своих тяжелых бомбардировщиков в условиях плохой видимости или ночью.


РЛС SCR-584В

В общей сложности три американские компании – Westinghouse, Chrysler и General Electric, выпустили 3 825 станций модификаций SCR-584, SCR-584A и SCR-584B. Неустановленное количество радиолокаторов незадолго до окончания войны удалось доставить в СССР.

Наши специалисты высоко оценили возможности РЛС SCR-584, и после того как советская разведка сумела добыть полный комплект технической документации, эта станция производилась у нас с 1947 года под обозначением СОН-4.


Станция орудийной наводки СОН-4

По своим характеристикам и компоновке СОН-4 во многом повторяла SCR-584 и использовалась для выдачи целеуказания 100-мм зенитным орудиям КС-19. В 1950–1960-е годы компоновочная схема и принципы работы, аналогичные тем, что использовались в SCR-584, были применены при создании станций СОН-9 (для 57-мм зенитных автоматов С-60), СОН-30 (для 100-мм орудий КС-19М2) и радиолокационного дальномера РД-75 (ЗРК С-75).
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 июля 2022 05:38
    Британские и американские радиолокаторы периода Второй мировой войны, использовавшиеся в советской ПВО
    Уже впору писать статью британские и американские радиолокаторы периода СВО, использовавшиеся ВСУ
    1. +22
      21 июля 2022 06:15
      Смысл иронии?
      Уважаемый Сергей на сегодняшний день один из грамотных Авторов военного обозрения по техническим темам. Какой ляд провоцировать его? Самое интересное от кого-кого, а от Вас я подобного не ожидал.
      Если серьезно, то в продолжение темы Сергея, хотелось почитать про РЛС морского базирования. Ведь мы их тоже получали, как с патрульными и торпедными катерами, так и с «гладкопалубниками». Думаю крейсер Мурманск и линкор Архангельск полученные нами в счёт репарации итальянского флота, также были упакованы «букетом» новинок - мимо которых мы не прошли.
      Например, у меня в голове крутится название РЛС ленд-лизовских торпедных катеров «заслон», хотя может уже наших «Большевиков». То что мы брали, развивали и копировали «забугорные» компетенции ничего плохого не вижу. Удивительное дело, что могли. Причём не только повторить, но и качественно улучшить.
      Например, дедушка нашего Т-34, американский танк Кристи. Плохо ли это? Банально стоит сравнить американский М3 «Грант» и «тридцатьчетвёрку». ……! Мы ещё ругаем своих за тесную башню, единый башенный люк, свечную подвеску.
      Стоит почитать мемуары противников Лиса пустыни о их восторгах о «трёхэтажном американском сарае на гусиницах». Восторги были искренними.
      Все друзья, спасибо! Просьба - давайте беречь Авторов! Любить, холить и лелеять не надо, а беречь - самое то.
      С уважением, Влад!
      1. +8
        21 июля 2022 06:31
        Цитата: Коте пане Коханка
        Уважаемый Сергей на сегодняшний день один из грамотных Авторов военного обозрения по техническим темам. Какой ляд провоцировать его

        Сергей неоднократно писал в комментариях, что по ряду причин не считает возможным освещать происходящее на Украине. Хотя, это конечно достойно сожаления. Было бы кране интересно почитать его грамотный анализ в части действий ВВС и ПВО сторон.
        1. +9
          21 июля 2022 07:08
          Утро доброе!
          Я это прекрасно знаю, поэтому и написал комментарий выше.
          В прочем, там же допустил ошибку первые послевоенные отечественные торпедные катера не имели РЛС «Заслон», а вооружались РЛС обнаружения «Зарница» и - распознавания «Факел»: ТД-200-бис 1947-51 годы - 163 ед., ТК-123К «Комсомолец» 1949-1953 гг - 155 ед. и ТК-183 «Большевик» - 1952-1960 гг - 560. Последний в «полном обвесе» в том числе радиолокационном ещё производили в Китае и Корее.
          1. +9
            21 июля 2022 07:33

            Нашёл в своём архиве «Комсомольца» правда без станций РЛС.
            1. +8
              21 июля 2022 09:20
              Хай-тек по тем временам! Автор, ждем продолжение про боевое применение.
            2. +6
              21 июля 2022 12:33
              Добрый день, Владислав! smile

              Нашел несколько фотографий "Хиггиносов" и "Восперов", но на них не понятно есть радар, или нету, зато на базовом тральщике типа ТАМ он хорошо заметен.



              Да и "ассортимент" поставленных нам по ленд-лизу кораблей разных типов довольно приличен. Чего стоят хотя бы одни эскортники типа "Такома".

              1. +5
                21 июля 2022 13:43
                Привет дядя Костя. Первые торпедные катера нам поставлялись без РЛС.

                Фотография рисунка из книги Торпедой пли (под редакцией Тарасова) советского торпедного катера ТК 254 типа «Воспер» оборудованного мачтой с радаром SO-13.
                1. +4
                  21 июля 2022 15:20
                  Нашел ещё одно фото -- наши атакуют порт Сейсин.



                  Радар чётко виден.
        2. +16
          21 июля 2022 08:28
          Цитата: Tucan
          Было бы кране интересно почитать его грамотный анализ в части действий ВВС и ПВО сторон.

          За объективную аналитическую статью на эту тему, у нас сейчас можно присесть лет так на семь.
          1. +9
            21 июля 2022 08:57
            За объективную аналитическую статью на эту тему, у нас сейчас можно присесть лет так на семь.

            Влад все сказал правильно. Ольга, приветствую! love Сергей, как обычно, на высоте - хорошая статья о том, о чем мало кто знает! drinks
          2. +6
            21 июля 2022 12:24
            Добрый день, Оля. smile love
            Сергею большой привет и благодарность за отличную статью! good

            Присоединяюсь к просьбам мужиков осветить ленд-лиз по флотским радарам, о том что они поставлялись информация есть, а вот на каких кораблях устанавливались ничего не сказано.
            Да, есть ещё вопрос по Перл Харбору на 7 декабря 1941 года, знаю, что у них был установлен радар и он вроде бы засёк приближение японских самолётов, но точной информации опять же не имею. request

            Удачи вам обоим и здоровья! drinks
            1. +8
              21 июля 2022 13:11
              Николай, Костя, спасибо за добрые слова! У нас лето в разгаре и на "писательство" остаётся совсем немного времени. Вчера ездил за грибами, подосиновиков и белых ещё нет, но набрал лисичек. Сегодня с Олей занимались делами в магазине, а вечером катались на велосипедах.
              Цитата: Морской Кот
              Присоединяюсь к просьбам мужиков осветить ленд-лиз по флотским радарам, о том что они поставлялись информация есть, а вот на каких кораблях устанавливались ничего не сказано.

              Костя, эта тема интереснейшая и некопаная. Но для того, чтобы сделать нормальную статью про морские радары нужен доступ к архивам. Я для этой-то публикации собирал материалы "с миру по нитке", в том числе и в иностранных англоязычных источниках. Извини, но за морские радары я не возьмусь. Если искать сведения в зарубежных изданиях, работа получится очень трудоёмкой.
              В ближайших планах сделать обзор по ПВО Румынии. Скорей всего напишу только о современном состоянии. Делать обзорный цикл аналогичный ПВО Польши не вижу смысла, получается слишком затянуто и это интересно очень ограниченному числу читателей. Так же в планах рассмотреть системы ПВО которые западные страны могут поставить Украине.
              1. +4
                21 июля 2022 14:04
                Извини, но за морские радары я не возьмусь.

                Если Сергей отказался, не поленюсь накидать ниже что имею под рукой.
                Платонов пишет, что на севере было зарегистрировано 30 фактов обнаружения надводных целей у катеров, эсминцев и больших охотников.
                Модно предположить, что по крайней мере один радиолокационный контакт привёл к поражению подводной лодки противника. В 22.45 8 декабря 1944 года эсминец Живучий, осуществляя попутный поиск на переходе из горла Белого моря в Кольский залив, обнаружил своей РОС на удалении 52 Кб надводную цель. Эсминец увеличил ход до 24 узлов и на дистанции 3-4кб обнаружил подводную лодку. Командир принял решение ее таранить. к

                В результате была повреждена U-1173.
              2. +2
                21 июля 2022 15:06
                Если искать сведения в зарубежных изданиях, работа получится очень трудоёмкой.

                Жаль, конечно, но тебе, в любом случае, виднее. drinks
          3. +5
            21 июля 2022 12:45
            Цитата: zyablik.olga
            Цитата: Tucan
            Было бы кране интересно почитать его грамотный анализ в части действий ВВС и ПВО сторон.

            За объективную аналитическую статью на эту тему, у нас сейчас можно присесть лет так на семь.

            Наверное не так «грозно», но СВО это сродни «гражданской войны», а там победителей нет. Точки над и растащит время.
            1. +8
              21 июля 2022 13:14
              Цитата: Коте пане Коханка
              Наверное не так «грозно», но СВО это сродни «гражданской войны», а там победителей нет. Точки над и растащит время.

              Владислав, здравствуй! Согласен, об этом можно будет говорить, толко когда всё закончится, и то не сразу. Оля к сожалению не преувеличивает, у нас по ряду моментов "перегибают палку", и людей иногда судят даже за публикацию открытых материалов.
            2. +3
              21 июля 2022 15:10
              Да не сродни, дружище, а именно Гражданская война, со всей её мерзостью и подлостью.
      2. +9
        21 июля 2022 07:55
        хотелось почитать про РЛС морского базирования
        good категорически поддерживаю!
      3. +4
        21 июля 2022 09:17
        Цитата: Коте пане Коханка
        Смысл иронии?

        Даже мысли не имел, просто констатация факта
        1. +5
          21 июля 2022 12:15
          Цитата: svp67
          Цитата: Коте пане Коханка
          Смысл иронии?

          Даже мысли не имел, просто констатация факта

          Тогда извините, то то я искренне удивился читая Ваш первый комментарий к статье.
          Даже рад, что я ошибся.
  2. +14
    21 июля 2022 06:25
    Судя по тому, что говориться в статье, в СССР в конце 30-х начале 40-х имелась научно-производсвенная база позволявшая создавать радиолокаторы самостоятельно. Но но в военное время отечественных радаров не хватало. Импортные поставки позволили не только закрыть насущные нужды, но и дали возможность скопировать наиболее удачные образцы
    1. +10
      21 июля 2022 07:28
      Да имелась!
      Про сухопутные много не напишу, пол морские читал следующее.
      До войны у нас на вооружении была ровно одна морская РЛС «Редут-К» 1940 года (морской вариант РУС-2) установленная на крейсере Молотов. Если верить Платонову, то за 1269 включений она обнаружила 9383 самолёта. Иногда безотказно работала до 20 часов в сутки с дальностью обнаружения до 120 км. С крейсером даже была организована проводная телефонная связь со штабом Черноморского флота.
      За время войны наши моряки получили ещё (или всего) три отечественные РЛС «Гюйс-1», установленные на эсминцах «Строгий», «Громкий» и «Рьяный». Мало? Да мало, но вскопано лучше чем ничего.
      Как я выше писал остальные станции мы получали с иностранными кораблями и катерами. Как минимум по пять типов британских и американских РЛС обнаружения и 4 станции управления огнём (3 британских и одна из США с Мурманском). На Архангельске даже стояла РЛС наведения авиации!!! Изучали ли мы их? Ответ да! Были бы «недальновидными людьми» если упустили эту возможность.
    2. +8
      21 июля 2022 10:33
      Цитата: Tucan
      Судя по тому, что говориться в статье, в СССР в конце 30-х начале 40-х имелась научно-производсвенная база позволявшая создавать радиолокаторы самостоятельно. Но но в военное время отечественных радаров не хватало.

      Даже не то, что не хватало - часть довоенных разработок с началом войны просто не могла производиться. Так, из-за эвакуации НИИ-9 был "потерян" сантиметровый диапазон - не стало клистронов. В результате, авиационный "Гнейс" пришлось переделывать под имеющуюся базу метрового диапазона.
      1. +5
        21 июля 2022 12:18
        Цитата: Alexey RA
        Цитата: Tucan
        Судя по тому, что говориться в статье, в СССР в конце 30-х начале 40-х имелась научно-производсвенная база позволявшая создавать радиолокаторы самостоятельно. Но но в военное время отечественных радаров не хватало.

        Даже не то, что не хватало - часть довоенных разработок с началом войны просто не могла производиться. Так, из-за эвакуации НИИ-9 был "потерян" сантиметровый диапазон - не стало клистронов. В результате, авиационный "Гнейс" пришлось переделывать под имеющуюся базу метрового диапазона.

        Читая сколько наработок только по навигационном приборам мы потеряли из-за начала Великой Отечественной даже руки опускаются.
  3. +4
    21 июля 2022 06:42
    Ламповый передатчик был заменён тиратронным
    Тиратрон такая же лампа как и диод, триод и пр пентоды, я помнится в молодости на них (тиратронах) светомузыку собирал...
    1. +10
      21 июля 2022 09:07
      Тиратрон это газонаполненная лампа, а диоды, триоды и прочие пентоды, равно как магнетроны, фантастроны, клистроны и т.д. это электровакуумные приборы. Ну и накопители разные. Тиратрон используется обычно с ИДЛ (искусственной длинной линией), а для электровакуумных приборов как правило конденсаторы идут. А вообще надо сказать что до сих пор в наших серийных радарах того же ЛЭМЗ, стоят копии американских передатчиков времен ВМВ. На сколько я знаю только в Лире-Т заменили стеклянный тиратрон на керамический. И кстати передатчик, чуть ли не самый надежный узел в локаторах семейства Сатурн, Меч, Лира. Меняй магнетроны с тиратронами по регламенту, и он вообще ни когда из строя не выйдет. Нечему там больше ломаться.
      1. +4
        21 июля 2022 10:53
        Уели, я как то не подумал что тиратрон не электровакуумный прибор, идентифицировал не по тому принципу ))) good
  4. +3
    21 июля 2022 09:36
    В чём "провинились" станции РУС-1 зимой 1939 года?
    И, как проходила их служба на "второстепенных" участках СССР?
    1. +8
      21 июля 2022 10:43
      Станции располагались вдоль границы. В связи с небольшим расстоянием от границы до Ленинграда, ПВО не всегда успевала изготовится к отражению налета. Плюс сам принцип работы -- обнаружение цели по прерыванию луча, довольно ущербный. В отличии от импульсной схемы, он не дает информации по координатам, а позволяет только зафиксировать сам факт пролета цели и очень приблизительно дать информацию по азимуту. Ну и конечно помехозащищенность в те времена была очень слабым местом всех радаров. Зенитчикам приходилось реагировать и на реальные и на ложные тревоги. Причем вторых было на порядок больше.
      1. +4
        21 июля 2022 11:12
        Конечно не вышеописанные изделия "заклятых друзей". Но если стали разрабатывать свои системы обнаружения значит было понятие их надобности.
        А "первый ком" он трудный самый...
        Особенно при том развитии радио и электронной промышленрости в СССР.
        1. +9
          21 июля 2022 11:37
          Да нормальный в то время уровень был у СССР в этой сфере, вполне себе сопоставимый с мировым. Первые английские радары, которые стояли вдоль побережья по такому же принципу работали. Другой вопрос что промышленность не могла вытянуть требуемый объем поставок, тем более в условиях войны.
          1. +4
            21 июля 2022 12:20
            Полностью с Вами согласен - промышленность СССР не всегда могла удовлетворить запросы армии и Народного хозяйства.
            Начиная от мотоциклов и заканчивая РЛС.
          2. +1
            22 июля 2022 12:32
            Цитата: Yakut
            Да нормальный в то время уровень был у СССР в этой сфере, вполне себе сопоставимый с мировым.

            В разработке и опытняке - да, примерно на уровне. Но главная проблема была в серийном выпуске. Те же "Гнейсы-1" и весь сантиметровый диапазон РЛС держался на опытном производстве одного НИИ - промышленность не могла дать вообще ничего.
        2. +5
          21 июля 2022 12:33
          Цитата: hohol95
          Конечно не вышеописанные изделия "заклятых друзей". Но если стали разрабатывать свои системы обнаружения значит было понятие их надобности.
          А "первый ком" он трудный самый...
          Особенно при том развитии радио и электронной промышленрости в СССР.

          День добрый! Морской «Редут», он же РУС-2 уверенно ловил цельна расстоянии 100 километров, что на порядок больше его ровесников «британцев». Правда точность покачивала. По дальности ошибка со да достигать 15000 метров, по градусам до ~7. Его британский визави «281» имея аналогичные показания дальности, по градусам допускал ошибку от ~0,5-1. Впрочем англичанин мог работать только на расстояние 6000 метров вместо наших 64 - 128 км.
          1. +3
            21 июля 2022 18:06
            По дальности поставил один лишний нолик, каюсь negative
          2. +2
            21 июля 2022 20:27
            Не знаю, как обстояли дела с радиолокацией в Италии, но в Японской Империи военных она совершенно не интересовала.
            Пока "жареный карп" за причинное место не укусил.
            И принялись они копировать трофейные экземпляры.
            В виду редкостного, для Японии взаимопонимания между флотом и супутной армией, в деле копирования трофейных РЛС японцы выпустили 7500 экземпляров аж 30 видов.
            Информация wargaming "Радары Японии".
  5. +6
    21 июля 2022 12:16
    Генеральный конструктор первой отечественной системы ПРО Г.В.Кисунько в 1941 году служил в 337 орб ВНОС. По его воспоминаниям на вооружении батальона были РЛС РУС-2, РУС-2с и три английские МРУ-105. По всей видимости МРУ-105 это и есть GL-Mk-II.
  6. +7
    21 июля 2022 12:20
    Добрый день Сергей,
    вот такой вопрос: не было ли проблем при эксплуатации в РККА британских и американских станций?
    хватало ли квалификации персонала при работе с ними? ведь я так понимаю, что достаточно сложная штука для того времени и нужен подготовленный персонал? hi
    1. +7
      21 июля 2022 13:20
      Цитата: Mihaylov
      Добрый день Сергей,
      вот такой вопрос: не было ли проблем при эксплуатации в РККА британских и американских станций?
      хватало ли квалификации персонала при работе с ними? ведь я так понимаю, что достаточно сложная штука для того времени и нужен подготовленный персонал? hi

      Сергей, здравствуй!
      А вот не знаю, может и были. Но в радиотехнические подразделения набирали тех кто имел профильное образование и знал за какую часть паяльника браться. Не знаю как американские, но британские станции в основном зарекомендовали себя положительно. Иначе бы их не копировали.
      1. +4
        21 июля 2022 14:56
        Цитата: Bongo
        Но в радиотехнические подразделения набирали тех кто имел профильное образование и знал за какую часть паяльника браться.

        А какой численности расчет обслуживал такую станцию?
        Всего получается за ВОВ у нас было порядка 3 тысяч станций (900 своих и 2074 поставленных), понятно, что не все они "воевали" одновременно. Вероятно во второй половине войны насыщенность ими фронта была уже вполне достаточная или все же не хватало?
        1. +3
          22 июля 2022 10:33
          Цитата: Mihaylov
          А какой численности расчет обслуживал такую станцию?

          У разных станций от 9 до 15 человек - это по всей видимости с водителями, так же обслуживавшими бензогенераторы.
          Цитата: Mihaylov
          Всего получается за ВОВ у нас было порядка 3 тысяч станций (900 своих и 2074 поставленных), понятно, что не все они "воевали" одновременно. Вероятно во второй половине войны насыщенность ими фронта была уже вполне достаточная или все же не хватало?

          Это скорей всего с учетом флотских станций, на сухопутном ТВД их было намного меньше. Надо понимать, что часть станций была потеряна в боевых действиях и вышла из строя "по естественным" причинам. По моим прикидкам в войсках было не больше 600 станций реально способных своевременно выдавать оповещение и управлять действиями своей авиации. Надо понимать, что не все они были постоянно боеготовы. Много это или мало с учетом протяженности фронта и радиуса действия РЛС суди сам.
          1. +1
            22 июля 2022 12:41
            Цитата: Bongo
            Это скорей всего с учетом флотских станций, на сухопутном ТВД их было намного меньше. Надо понимать, что часть станций была потеряна в боевых действиях и вышла из строя "по естественным" причинам. По моим прикидкам в войсках было не больше 600 станций реально способных своевременно выдавать оповещение и управлять действиями своей авиации.

            Причём, судя по всему, большая часть РЛС ушла в ПВО страны. Фронтовые ВА имели не более десятка РЛС на армию, а в большинстве - и того меньше. Отдельные ИАК - одна-две РЛС на корпус.
            До Берлинской операции штатные радиолокационные станции из состава воздушных армий придавались на период операции истребительным авиационным корпусам, которые выполняли задачу завоевания господства в воздухе над полем боя и прикрытия ударных группировок сухопутных войск. Радиолокационные станции использовались преимущественно по системе одиночных радиолокационных станций обнаружения и наведения вне общей связи с другими радиолокационными станциями.
            Впервые радиолокационные станции были применены по системе узлов обнаружения и наведения во время Берлинской операции 1945 г. в 16-й Воздушной армии.
            При подготовке этой операции количество радиолокационных станций в 16-й Воздушной армии было доведено до девяти. К началу операции они были сведены в три радиолокационных узла обнаружения и наведения.

            Так, если в 1944 г. в составе командных пунктов истребительных авиационных соединений имелось по одной, а в некоторых по две радиолокационных станции «Редут», то в 1945 г. командные пункты всех истребительных авиационных соединений, как правило, имели в своем составе по две радиолокационные станции «Редут».
            © Радиолокационное обеспечение авиации в годы ВОВ.
    2. +4
      21 июля 2022 15:53
      Добрый день Сергей,
      вот такой вопрос: не было ли проблем при эксплуатации в РККА британских и американских станций?

      Листая домашние справочники увидел интересную характеристику РЛС времён ВОВ - максимальная длительность непрерывной работы. У всех от пяти до двадцати часов! Так что эксплуатация и отладка подобных систем вызывает изумление.
      1. +3
        22 июля 2022 10:28
        Цитата: Коте пане Коханка
        Листая домашние справочники увидел интересную характеристику РЛС времён ВОВ - максимальная длительность непрерывной работы. У всех от пяти до двадцати часов! Так что эксплуатация и отладка подобных систем вызывает изумление.

        Это вполне предсказуемо. Даже у П-18 (не модернизированной) средняя наработка на отказ - 100 часов.
      2. +4
        22 июля 2022 12:55
        Цитата: Коте пане Коханка
        Листая домашние справочники увидел интересную характеристику РЛС времён ВОВ - максимальная длительность непрерывной работы. У всех от пяти до двадцати часов! Так что эксплуатация и отладка подобных систем вызывает изумление.

        Хе-хе-хе... в отчётах по результатам боёв 1942 года командир "Big E" постоянно жаловался, что РЛС либо не работает вообще, либо её дальность обнаружения меньше, чем у оптики. И вообще, на корабле невозможно обеспечить надлежащие условия для эксплуатации столь нежных приборов. smile
  7. +7
    21 июля 2022 15:01
    Спасибо за интересную статью. Об этой стороне ВОВ раньше не знал, поэтому благодарен, что теперь хоть немного прояснили. В фильмах и книгах всё больше про подвиги лётчиков, а вот тех, кто следил за небом, как-то обходят)))
  8. +5
    21 июля 2022 21:54
    В прошлом году на даче наткнулся на "Науку и жизнь" конца 80-ых начала 90-ых с воспоминаниями о службе автора на РЛС в войну под Ленинградом. Надо будет в выходные найти те журналы...Сергею преогромнейшее спасибо за работу! Очень интересно!
  9. +5
    21 июля 2022 23:13
    Коте пане Коханка (Владислав), уважаемый, с первыми тральщиками типа АМ, построенными в США, была та же проблема. Первые 5 кораблей (с Т-111 по Т-115) пришли самостоятельно из Флориды в Кольский залив 30.10.1943 г. Т-116 и Т-117 пришли из Исландии с конвоем JW-54-A 24.11.1943 года. Т-118, Т-119, Т-120 с конвоем JW-57 пришли в Полярный 29.02.1944 г. Установка РЛС SL-1 была произведена в СССР в 1944 году на: Т-111, Т-113, Т- 115, Т- 116, Т-117, Т-119.
    Да, ругаем сегодня судоремонтников наших за долгий ремонт кораблей. Уважаемый Морской Кот (Константин) разместил фото базового тральщика типа ТАМ. Тральщик Т-105 СФ СССР (бывший китобой "Шуса") пришёл с конвоем PQ-12 в Мурманск 12.03.1942 года. 24.11.1942 года сильным штормом был выброшен на берег острова Данилов. Повреждения были значительными, аварийно-спасательные работы из-за ледостава пришлось прервать. Корабль разоружили и оставили на зимовку. Летом 1943 года его сняли с мели и отбуксировали на завод № 402 в Молотовск (ныне Севмаш в Северодвинске). Вновь в строй тральщик ввели в 1952 году. Пример Т-105 это ещё и аргумент в споре с теми, кто утверждает, что технику ленд-лиза вернули всю американцам в 1945 году, а они её прямо на причале - под пресс.
    1. +3
      22 июля 2022 01:26
      По условиям лендлиза возвращалась только уцелевшая на войне техника. А в 1945 вопросное судно стояло на ремонт после аварии.
    2. 0
      22 июля 2022 06:44
      ругаем сегодня судоремонтников наших за долгий ремонт кораблей. Крейсер " Адмирал Нахимов " стоит в ремонте с 1999 г. Ну нормально ведь это. Целее будет.
  10. +1
    22 июля 2022 01:10
    "Станции, установленные неподалёку от линии боевого соприкосновения, успешно выявляли позиции вражеской артиллерии"

    А зто как ? Кто нибудь знает при такога режима станции ? С чего отражался сигнал ?
    1. +3
      22 июля 2022 10:26
      Цитата: stankow
      А зто как ? Кто нибудь знает при такога режима станции ? С чего отражался сигнал ?

      Станция SCR-584 была такога режима, что её сигнал отражался от артиллерийских снарядов, на основании чего делалась засечка координат артиллерийской позиции.
      1. 0
        26 июля 2022 12:12
        Где прочитали ? Сомнительно, что и ПВО, и артиллерийская ... И pls за ошибки не издевайтесь !
        1. 0
          27 июля 2022 10:09
          Цитата: stankow
          Где прочитали ? Сомнительно, что и ПВО, и артиллерийская ..

          Можете сомневаться, дело ваше. Но я фантазиями не увлекаюсь. Могу поспорить, на бутылку хорошего коньяка, или на любой другой напиток по вашему усмотрению. Вы готовы?
          1. 0
            27 июля 2022 17:51
            Да что вьi, вьi Автор, к вам слова уважение wink Просто укажите где прочитать :)
            1. 0
              28 июля 2022 03:20
              При подготовке данной публикации я в основном пользовался англоязычными источниками и копать их по новой не хочу. Если у вас есть острое желание, можете забить в поисковик на английском - "боевое применение радара SCR-584".
              1. 0
                30 июля 2022 13:16
                Кажется для баллистических исследований их применили после вoйньi. Обнаружить снаряд можно, а для вьiчисления точки вьiстрела нужен непростой вьiчислитель, какой во время войньi в зтой станции не бьiло.
                1. +1
                  30 июля 2022 14:20
                  Цитата: stankow
                  Кажется для баллистических исследований их применили после вoйньi. Обнаружить снаряд можно, а для вьiчисления точки вьiстрела нужен непростой вьiчислитель, какой во время войньi в зтой станции не бьiло.

                  Вы заблуждаетесь. Оператор SCR-584 видел снаряды на траектории и мог определить место откуда произведён выстрел. Другой вопрос, что в этот момент он сам находился в зоне досягаемости артиллерийского огня.
                  1. 0
                    31 июля 2022 16:03
                    Видеть недостаточно. Нужно, чтобьi система захватила снаряд в равносигнальной зоне и некоторое время следила (проблематично). Потом автоматически или вручную снимать азимут, уголь места и наклонная дальность. Потом по нескольким точек решить дифур и найти функцию траектории. Потом задать начальньное условие "вьiсота над местности" - ноль. Решить систему и найти координатьi начала траектории (ОП) или конца (цель). Вручную, графически, может и делали. Ученьiе, баллистики. После войньi. За пол часа на снаряд. А потом присобачили вьiчислитель, сначала аналоговой. И родилась рлс арт разведки.
  11. 0
    22 июля 2022 13:32
    Очень долго (не одно десятилетие), проезжая по одной из улиц в районе станции метро Сокол, я видел торчащий над забором верх кунга и тумбу с параболической антенной станции СОН-4 (а может и самой американки). Давно там не бывал, может и сейчас стоит...
    1. 0
      22 июля 2022 15:09
      Цитата: bbss
      Очень долго (не одно десятилетие), проезжая по одной из улиц в районе станции метро Сокол, я видел торчащий над забором верх кунга и тумбу с параболической антенной станции СОН-4 (а может и самой американки). Давно там не бывал, может и сейчас стоит...

      Это могла быть и станция космической связи "Кристалл".
  12. +1
    24 июля 2022 23:26
    На даче нашёл № 8 за 1991 года "Науку и жизнь", стр. 43-46, автор Г. Гельфенштейн "Радары вступают в бой" . Автор работал на "Редут-3" в июле 1941 года у д. Логи в районе Лужской губы. 21 сентября 1941 года станция стояла у д. Большие Ижоры. Автор был старшим оператором, оператором в его смене был В. Майоров. Зафиксирован был взлёт около 250 самолётов фашистов со стороны Луги, с аэродромов Красногвардейска и Сиверской, данные переданы по телефону в штаб ПВО КБФ, объявлена своевременно воздушная тревога, массированный авиа удар с 3 направлений на Кронштадт немцев провалился. 22 и 23 сентября немцы вновь пытались нанести удары по кораблям, но их взлёт не оставался не замеченным для радаров. Из строя выведена носовая башня главного калибра линкора "Марат", за 3 дня налётов сбито авиацией и зенитной артиллерией 35 самолётов немцев. Командиром станции был младший лейтенант Гусев, инженером - воентехник Д. Лютоев, старшими операторами Б. Корягин, Л. Козачков, автор статьи, операторами - В. Майоров, П. Шакалов, В. Орлов.
  13. +3
    24 июля 2022 23:47
    stankow (stan), уважаемый, особенно учитывая, что американские тральщики типа YMS в количестве 6 штук прибыли в наши базы БФ в июле 1945 года, а 6 штук в базы ЧФ в августе 1945 года. 10 штук тральщиков типа ММS-126 переданы ЧФ СССР после окончания войны. Последние четыре корабля принимались советскими экипажами в феврале-марте 1946 года... История, вся наша история, очень часто и история ленд-лиза, ещё полна не просто белых пятен, а целых белых широких полос. Чуть начинаешь разбираться - так и вспоминаешь строки:"О, сколько нам открытий чудных..."
    1. +1
      27 июля 2022 18:25
      Согласен с вами. Только уточнил, что значилось в соглашении о ленд-лизе. А при его вьiполнении (и завершении) чего только не бьiло. Ведь счет шел на сотни тьiщ единиц машин ...
  14. 0
    25 июля 2022 02:55
    Цитата: Tucan
    Это могла быть и станция космической связи "Кристалл".

    Я не видел этой станции и поэтому ничего сказать не могу. Но не думаю. Заборчик, из-за которого выглядывал кунг, ограждает территорию принадлежащую МАИ. Так что скорее всего это одно из учебных пособий.