Сверхзвуковой пассажирский самолет Boom Overture для ВВС США

20

Летающая лаборатория Boom XB-1


В отдаленном будущем ВВС США планируют принять в эксплуатацию перспективный сверхзвуковой самолет специального назначения. В соответствии с заключенными контрактами, его разработают компании Boom Supersonic и Northrop Grumman. Предполагается, что это будет модификация пассажирского лайнера Boom Overture, анонсированного в недавнем прошлом.



Планы и контракты


На протяжении нескольких последних лет американская компания Boom Supersonic занимается разработкой перспективных сверхзвуковых самолетов для использования в гражданской сфере. Она уже представила несколько проектов разного рода и даже сумела привлечь потенциальных заказчиков. Так, сообщается о наличии предварительных договоренностей на несколько десятков пассажирских самолетов Overture.

В 2019-20 гг. компании удалось заинтересовать ВВС США и получить два контракта по линии «инноваций в малом бизнесе». В соответствии с этими документами, компания получила финансовую помощь от Пентагона. Она предназначается для проведения исследовательских и конструкторских работ, результаты которых могут представлять интерес для ВВС.

В октябре 2020 г. Boom Supersonir провела онлайн-презентацию своего первого самолета под названием XB-1. Это летающая лаборатория, созданная для отработки ключевых решений и технологий, которые затем будут использованы при разработке полноценных лайнеров. Летные испытания XB-1 планировалось провести в ближайшие годы.


Самолет Overture в гражданском исполнении

В январе 2022 г. компания-разработчик получила новую помощь от ВВС. В рамках программы AFWERX ей выдан трехлетний контракт стоимостью 60 млн долл. Эти деньги позволят ускорить текущие исследования и быстрее перейти к следующей стадии разработки. Соответственно, Пентагон быстрее сможет получить желаемый самолет специального назначения.

В рамках сотрудничества


Недавно были приняты новые меры, направленные на ускорение работ и получение требуемого результата. Boom Supersonic смогла заручиться поддержкой компании Northrop Grumman Aeronautics Systems. Соглашение о сотрудничестве было подписано 19 июля в рамках международного авиасалона в Фарнборо.

Подробности начатого сотрудничества пока не уточняются. При этом представители компаний отмечают, что оно позволит объединить многообещающую сверхзвуковую платформу от Boom Supersonic и большой опыт в оборонной сфере, имеющийся у Northrop Grumman.

Также раскрыты возможные области применения перспективного самолета. Его предлагают использовать для перевозки личного состава и грузов, для управления силами и войсками или в целях наблюдения и разведки. Во всех случаях большое значение будет иметь сверхзвуковая скорость полета – она позволит сократить время реагирования и оптимизировать продолжительность миссии.

Самолет будущего


Для гражданских и военных заказчиков компания Boom Supersonic разрабатывает лайнер Overture. О разработке этого самолета впервые рассказали несколько лет назад, и в дальнейшем неоднократно раскрывали новую информацию о нем. Кроме того, публиковались изображения лайнера в гражданском и специальном исполнении.


Специальная модификация для ВВС

Проект Overture предусматривает строительство сверхзвукового самолета нормальной аэродинамической схемы. Используется удлиненный фюзеляж с заостренным носовым обтекателем. Он отличается увеличенной высотой, что позволило разместить кабину экипажа выше отсека для пассажиров. При этом кабина не имеет выраженного фонаря: наблюдение за передней полусферой будет осуществляться при помощи видеокамер. Центральная часть фюзеляжа вмещает пассажирский салон и заужена с учетом т.н. правила площадей. В хвостовой части фюзеляжа помещается оперение традиционной конструкции.

Самолет предлагается оснастить стреловидным крылом. Для оптимизации аэродинамики на передней кромке имеется два излома. Задняя кромка тоже состоит из двух частей под углом друг к другу. Механизация крыла стандартная; она включает элероны и закрылки.

В ходе разработки рассматривались разные конфигурации двигательной установки и несколько вариантов ее размещения. В частности, на ранних изображениях фигурировал вариант с двумя двигателями в гондолах под крылом и одним в хвосте фюзеляжа с боковыми воздухозаборниками. Актуальный вариант проекта предусматривает наличие четырех двигателей под крылом. Гондолы находятся в центральной части каждого полукрыла.

Overture рассматривается, в первую очередь, как пассажирский самолет. В зависимости от конфигурации салона, он сможет перевозить от 65 до 80 чел. Самолет способен брать на борт грузы, однако имеются серьезные ограничения, связанные с доступными объемами кабины и грузоподъемностью.


Готовый самолет будет иметь длину ок. 61 м. Весовые характеристики не сообщаются. При помощи двигателей с расчетными параметрами он сможет развивать крейсерскую скорость 1,7 М на высоте 18,2 км. Максимальная дальность превысит 7860 км.

Согласно текущим планам, пока Boom Supersonic будет заниматься разработкой проекта. В 2024 г. компания собирается начать строительство первого опытного образца, вероятно, в коммерческой конфигурации. На 2025-й запланирован его первый полет. Еще несколько лет уйдет на испытания и доводку конструкции, и к началу следующего десятилетия заказчики смогут получить свои первые лайнеры.

Военные перспективы


Можно предполагать, что работы по гражданской и военной версиям Overture теперь будут идти параллельно. В таком случае Пентагон сможет пополнить парк своих специальных самолетов уже в конце десятилетия – одновременно с гражданскими заказчиками. Затем неопределенное время понадобится на строительство требуемой серии, освоение и организацию полноценной эксплуатации.

Возможные сроки появления новых самолетов у ВВС США понятны, но под вопросом остается их предназначение. Как сообщают компании-разработчики, Overture может решать разные задачи, за исключением непосредственно боевых. Какие из предложенных возможностей выберет Пентагон, неизвестно.


Вероятно, самолет будет использоваться в его исходной пассажирской конфигурации. Он сможет перевозить командный состав или спецподразделения, а высокая скорость сократит затраты времени на перелеты и позволит получить иные выгоды. Сейчас с этой целью используются только дозвуковые лайнеры, и полет на удаленные базы занимает немало времени.

Недавно упоминалось, что Overture в доработанном виде может стать воздушным командным пунктом или разведчиком. Действительно, существует принципиальная возможность оснащения самолета рабочими местами операторов и специальной аппаратурой. Это могут быть средства оптической или радиотехнической разведки, разнообразные локаторы и системы связи. При этом высокие летные характеристики положительно повлияют на эффективность при решении основных задач.

Очевидно, что военный вариант Overture будет решать только вспомогательные задачи. Превращение лайнера в носитель авиационных средств поражения невозможно или связано с крайне сложной и нецелесообразной перестройкой конструкции. Кроме того, ВВС США и без того располагает всеми необходимыми ударными самолетами, а также разрабатывает новые.

Повышенный интерес


В последние годы американские авиастроители вновь занялись тематикой сверхзвуковых пассажирских самолетов. Предполагается, что современный уровень развития науки и техники позволяет создать лайнеры с улучшенными характеристиками, которые будут интересны коммерческим перевозчикам. Последние уже присматриваются к предлагаемым проектам и заключают предварительные соглашения.

Кроме того, перспективной тематикой заинтересовался Пентагон. Он поддерживает исследования и разработки в этой области и, вероятно, составляет планы на будущее. Пока до конца не ясно, как именно ВВС США планируют использовать сверхзвуковые лайнеры. Однако очевидно, что они не собираются упускать из виду многообещающее направление, а также готовы поспособствовать его развитию – и получить необходимый результат.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    26 июля 2022 16:40
    ВВС США планируют принять в эксплуатацию перспективный сверхзвуковой самолет специального назначения

    Мде...
    Эра лёгких (доступных) углеводородов для человечества уже закончилась . А они всё ещё планируют прожорливый сверхзвуковой пассажирский самолёт ?
    )))
    1. +5
      26 июля 2022 21:41
      А они всё ещё планируют прожорливый сверхзвуковой пассажирский самолёт ?

      Согласен , пустая затея . Дорога в аэропорт и из аэропорта , регистрация , багаж ... На фоне этого потерянного времени выигрыш пусть в 3 часа двухкратной ценой за билет выглядит нелепым ( а по другому без субсидий не выйдет ).
      Когда-то после войны конструктор знаменитого " Де Хевиленда Бивер" опрашивал коммерческих лётчиков " Что вам надо ? " . Ответ был удивительный - "плевать на скорость , лишь бы быстрее собачьей упряжки . "
      Тут похожее ." Быстрее паровоза и парохода - и ладно". Всё равно день перелёта Москва-Хабаровск насмарку целиком.
    2. +2
      26 июля 2022 22:09
      Эра лёгких (доступных) углеводородов для человечества уже закончилась

      Они будут летать на
      синтетическом экологически нейтральном горючем (Sustainable Aviation Fuel, SAF):
      типичным сырьем являются растительное масло и другие непальмовые отходные масла животных или растений; твердые отходы из домов и предприятий, такие как упаковка, бумага, текстиль и пищевые отходы, которые в противном случае пошли бы на свалку или сжигание. Другие потенциальные источники включают лесные отходы, такие как древесные отходы, и энергетические культуры, включая быстрорастущие растения и водоросли. SAF Air bp в настоящее время производится из отработанного растительного масла и животных отходов.



      Пока дороже «ископаемого». Пока
      ИКАО топит во в ю эту программу
      https://www.icao.int/environmental-protection/pages/SAF.aspx
      1. 0
        27 июля 2022 08:09
        Отчитаются что все хороши идет, а деньги распилят. Как делают "правильные пацаны".
        1. 0
          27 июля 2022 10:39
          Не думаю.
          Тут икао очень сильно топит
  2. +3
    26 июля 2022 16:59
    Boom Supersonic смогла заручиться поддержкой компании Northrop Grumman Aeronautics Systems

    Сдается мне что вся эта контора всего лишь "прокладка/дочка" Northrop, которая создала ее что бы влезть в тендер. Не верю я что ноунейму дадут такой сложный проект, да ещё и для Мин обороны.
  3. 0
    26 июля 2022 19:21
    Как всегда у автора "многа букав". В сухом остатке - действительно вплоть до недавнего времени в Европе и США велись работы над сверхзвуковым самолётом нового поколения. С европейами мы сотрудничали в данном вопросе. Главный вопрос - новая компоновка, ослабляющая звуковой удар на местности. Дело в том, что при определённых градиентах температур в воздушных слоях возможна фокусировка ударной волны, народу на поверхности земли это сильно не понравится. Приведенные автором схемы никакого отношения к новым компоновкам не имеют.
    1. +1
      26 июля 2022 22:25
      Supersonic business jet, SSBJ на основе российских наработками от ЦАГИ, «ОКБ Сухого» («Гражданские самолеты Сухого», «ГСС») и ЦИАМ в международном проекте:HISAC (High Speed Aircraft)

      По нынешним временам видать похоронят и придётся самим пилить программу СПС/СДС

      1. 0
        27 июля 2022 19:37
        Интересная конфигурация у проекта команды А- двигатели под крылом, а воздухозаборник- на хвосте.
        1. -1
          27 июля 2022 20:36
          воздухозаборник- на хвосте.

          Там ТРИ двигателя и 3 воздухозаборники, типа такого

          Просто плохо видно
  4. +2
    26 июля 2022 20:59
    Что-то данные проекты слабо похожи на эффективные сверх звуковые аппараты сегодняшнего дня (не говоря про завтрашний). свободно висящие под крылом мотогондолы больше напоминают В-52 ...
  5. 0
    26 июля 2022 21:06
    Сверхзвуковой пассажирский самолет для ВВС США это что за сочетание?
    1. 0
      27 июля 2022 02:11
      Название недотранспортник вас больше устроит? Они бы хотели конечно нормальный транспортник, но видимо уже, не шмогла.
  6. +1
    26 июля 2022 21:59
    Непонятно, что так переживать.
    С годик -два все писали о проектах ВС лайнеров.
    У нас тоже. Мол, толи угражданенная версия Белого Лебедя (но потом обещалки свернули, чтоб народ не привык), толи сверх-бизнес-джет для арабских олигархов. Но про него тоже замолкли и не пишут.

    А вот американцы да, пишут, реально выкатывают маленькие макеты для испытаний. Вроде и преждевременно похороненный нашими СМИ Боинг тоже разрабатывает.
    И естественно, если будет удачная гражданская версия, то и малек военизированную найдут куда пристроить.(как и у нас тоже было). Так что для ВВС, жалкие 60 млн - это мелочь, пол Ф35 по сути.

    все ,увы, идет как и раньше...
  7. -1
    26 июля 2022 22:15
    Вот только где они титан возьмут? Сомневаюсь что Россия продаст!
    1. 0
      27 июля 2022 00:26
      Россия даже если и захочет продать, как они купят?У них рублей- то нет!
    2. Комментарий был удален.
    3. +2
      27 июля 2022 13:56
      Цитата: Elektric
      Вот только где они титан возьмут? Сомневаюсь что Россия продаст!

      А мы монополисты? Мы даже не крупнейший в мире производитель! На вас кастрюля титановая что-ли?
      Ведущей страной-производителем является Китай. Страна обладает максимальными запасами титановых руд. Из 18 заводов по получению титановой губки 9 расположены в Китае.
      Второе место занимает Япония. На авиакосмический сектор уходит только 2–3% металла, а остальной используется в химической промышленности.
      Третье место в мире по производству титана занимает Россия . Затем следует Казахстан.
      США – следующая в списке страна-производитель, расходует титан традиционным образом: 60–75% титана использует авиакосмическая промышленность.

      Мы были основным поставщиком для Боинга и Аэрбаса потому что наш титан дешевле...
  8. -1
    28 июля 2022 11:12
    Если картинка соответствует реальному проекту, то скорее всего на сверхзвуке отвалятся движки.
  9. -1
    5 сентября 2022 21:40
    перспективнее ракетный ускоритель и пврд для межконтинентальеых "жабьих прыжков" через стратосферу. Рейс сидней-лондон или нью-йорк-пекин. Там где лететь больше 13 000 км и 15 часов на обычном дозвуковом
  10. 0
    21 октября 2022 07:55
    Цитата: dauria
    орога в аэропорт и из аэропорта , регистрация , багаж

    При серьезном изменении приоритетов общества, отмене "досмотров", и прочих потерь времени, сверхзвуковая авиация становится серьезным конкурентом наземному транспорту. Особенно для протяженных стран, как США, РФ, Бразилия, Аргентина. Да, в Европе от Берлина до Рима он может быть не оправдан, но уже в Австралию или Тайвань - весьма хорошая машина. В нем тише, чем в дозвуковом, меньше время в пути - выше комфорт, авиакомпания съекономит на обедах. Меньше летное время - меньше зарплата экипажа, что компаниям тоже понравится.
    Сдачу багажа можно сделать более быстрой, как и его выдачу. Не кидать чемоданы с ленты в тележку, а с тележки в самолет, а грузить чемоданы прямо в аэропорту в некую "клетку", а ее целиком подвешивать в бомболюк, в смысле грузовой отсек. И потом спускать лебедкой на погрузчик и везти прямо в здание аэропорта. В общем, вытянуть минут 10 - 20 на операциях с багажом можно. Или просто отменить отдельный багаж как таковой, чтобы пассажиры клали чемоданы в отведенную часть коридора сами, и после полета забирали обратно.