Воздухозаборник для ПАК ДА: реальный проект и версии

74

Условный самолет с новым воздухозаборником, чертеж из патента


В настоящее время ПАО «Туполев» занимается разработкой «Перспективного авиационного комплекса дальней авиации» (ПАК ДА). Об этом проекте известно не слишком много, и тайной остается даже внешний вид будущего бомбардировщика. Секретность ожидаемо привлекает внимание, а также способствует появлению различных версий и оценок. На этот раз поводом для далеко идущих прогнозов стал патент на полезную модель, оформленный «Туполевым».



Неожиданная находка


Хорошо известно, что компания «Туполев», самостоятельно и вместе со смежными организациями, постоянно проводит различные научно-исследовательские работы. Некоторые результаты подобных мероприятий находят применение в реальных проектах авиационной техники, а также патентуются.

Так, в августе 2021 г. в российское патентное ведомство была подана заявка на полезную модель «Воздухозаборник двигателя самолета». Авторами изобретения значатся О.В. Бухаров, В.Ф. Гуров и О.О. Катаев. Патент за номером RU209424U1 был опубликован 16 марта 2022 г. Его владельцем значится ПАО «Туполев». В документе приводится описание воздухозаборного устройства и воздуховода для турбореактивного двигателя. К нему приложены схемы такого изделия, вписанного в планер самолета.

На момент публикации патент остался незамеченным. На него обратили внимание лишь в самом конце июля с подачи издания Aviation Week. Последнее указывало, что летательный аппарат, схематически изображенный в патенте, похож на описание перспективного бомбардировщика ПАК ДА.

Публикация в Aviation Week и сам патент RU209424U1 закономерно привлекли внимание и стали поводом для новых статей и обсуждений в профильных изданиях. При этом во всех публикациях отмечаются несколько основных тем. В первую очередь, это сходство гипотетического ПАК ДА с другими известными бомбардировщиками, такими как B-2 и B-21. Кроме того, с показательной уверенностью делаются негативные прогнозы: под санкциями, с экономическими проблемами и без зарубежных комплектующих Россия якобы не сможет построить такой самолет.


Вид сверху

Необходимо учесть, что поводом для этих обсуждений стало лишь предположение о некой взаимосвязи мартовского патента и программы ПАК ДА. Имеют ли они реальное отношение друг к другу – неизвестно. Даже если такая связь и существует, ее характер и степень тоже остаются под вопросом.

Новая конструкция


В патенте описана конструкция воздухозаборника, предназначенного для размещения на крыле самолета вблизи его передней кромки. Также приводится конструкция воздуховода, соединяющего заборное устройство с входным аппаратом турбореактивного двигателя. Отмечается, что предложенная конструкция дает воздухозаборнику и каналу требуемую прочность и жесткость на всех углах атаки и на всех режимах полета. Кроме того, снижается нагрузка на планер.

Приложенный чертеж показывает воздухозаборник неправильной трапециевидной формы на верхней поверхности крыла вблизи его кромки. За ним помещается воздуховод сложной формы. Он проходит вдоль оси планера и изгибается в вертикальной площади – передний срез канала значительно выше заднего.

Воздуховод имеет поперечное сечение в виде прямоугольника со скругленными углами. Такой агрегат помещен и закреплен внутри жесткой оболочки с эллиптическим сечением. Именно оболочка воздуховода присоединятся к силовым элементам планера и обеспечивает связь всех элементов.

Гипотетический бомбардировщик


Конструкция воздухозаборника и способ его размещения внутри планера показаны на примере условного самолета схемы «летающее крыло». Чертеж из патента показывает планер с несколькими характерными особенностями. Основную его часть составляет несущая плоскость. Сверху на ней присутствуют рудиментарный фюзеляж с остеклением кабины и выступающие агрегаты воздухозаборников.


Продольное сечение по воздуховоду

Крыло выполнено стреловидным. При этом передняя кромка изломана: стреловидность центроплана больше, чем у консолей. Задняя кромка тоже состоит из нескольких элементов. Так, в центроплане она имеет небольшую отрицательную стреловидность, и под ней находятся сопла двигателей. Интересен и профиль крыла, показанный сечением по воздухозаборнику. Предусматривается характерный загиб в передней части, а из-за наличия внутренних агрегатов такое сечение отличается большой высотой.

Компоновка планера ясна лишь частично. Видно, где помещается кабина, и как расположена двухдвигательная силовая установка. Прочие элементы конструкции на чертеже не указаны. Впрочем, можно представить возможные способы размещения грузового отсека, топливных баков и т.д.

Известное и предполагаемое


Ранее сообщалось, что бомбардировщик ПАК ДА будет дозвуковым и малозаметным, а также покажет улучшенные летные характеристики. Для получения таких качеств его построят по схеме «летающее крыло». При этом часть такой информации пока не имеет официального подтверждения. Остальные сведения и вовсе отсутствуют.

Впрочем, информации о «летающем крыле» уже хватило для отождествления условного самолета из патента с реальным стратегическим бомбардировщиком. Косвенными доказательствами этой версии стали некоторые особенности самолета с чертежа и предполагаемые качества будущего ПАК ДА. При этом прямые доказательства пока отсутствуют – как и явные опровержения.

Насколько версия о ПАК ДА в патенте соответствует действительности, пока не известно. Ситуация прояснится только позже, когда будет официально раскрыт реальный облик перспективного бомбардировщика. Можно предположить, что нынешние версии, если и подтвердятся, то лишь частично. Следует ожидать только сходство в отдельных чертах.


Поперечное сечение канала: 4 - собственно канал; 5 - жесткая оболочка; 7 - крепления оболочки к планеру; 8 - силовой элемент конструкции

Необходимо отметить, что патент RU209424U1 интересен не только в контексте перспективной программы ПАК ДА. Сам факт его появления показывает, что «Туполев» и другие отечественные организации и предприятия ведут научную работу и создают новые конструкции разного рода. По известным причинам, такие разработки защищаются патентами.

Новый патент также показывает, что в «Туполеве» занимаются изучением новых схем и концепций, а также ищут оптимальные решения для них. В частности, разработан воздухозаборник и изогнутый воздуховод, предназначенные специально для «летающего крыла». Подобная схема пока не пользуется популярностью в отечественном авиастроении, но ее изучают и прорабатывают.

Как будут использовать запатентованную разработку, неизвестно. Она может найти применение в перспективных проектах авиационной техники, в т.ч. в классе ожидаемого ПАК ДА. Однако нельзя исключать, то такая конструкция не найдет реального применения – хотя и пополнит список потенциально полезных наработок наших авиастроителей.

Неясное будущее


Таким образом, наблюдаемый на профильных ресурсах ажиотаж может быть неоправданным. Версия о связи между мартовским патентом и программой ПАК ДА пока не имеет достаточных подтверждений, а все имеющиеся аргументы носят косвенный характер. Ситуация прояснится только в неопределенном будущем, когда официально покажут, как минимум, макет нового стратегического бомбардировщика.

Впрочем, это не мешает делать самые смелые предположения. Так, зарубежная пресса уже заявила, что Россия не сможет построить такой самолет. По всей видимости, в будущем, после премьеры ПАК ДА, иностранные специалисты изменят мнение. И с той же уверенностью начнут утверждать, что самолет не дойдет до серии и не попадет в войска.
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 августа 2022 16:33
    Интересно, утечку по потенту допустили умышленно? Или сугубо по Русски "всё идет как по маслу, но через задницу пока "?
    1. +17
      5 августа 2022 16:46
      Почему умышленно? Просто секретная тайна квадратной трубы давно раскрыта! laughing

      В чём новизна, решительно не понимаю...
      1. +6
        5 августа 2022 18:05
        Цитата: Владимир_2У
        В чём новизна, решительно не понимаю...

        Владимир, hi
        Разделяю ваше недоумение. Ранее что-то подобное англичане применяли на своих бомберах типа Вулкан В-2.

        Правда, фюзеляж и крыло не были столь "интегрированы" как на детище туполевцев.
        Кстати, хунфузы на своем новом стратеге Н-20 также пытались интегрировать воздухозаборники в фюзеляж-крыло своей машины.

        Это выходит -- общемировая тенденция, что ли!? belay
        1. 0
          5 августа 2022 18:22
          Цитата: Удав КАА
          Разделяю ваше недоумение.

          Ниже есть мнение что новизна имеет место.
        2. +1
          10 октября 2022 14:22
          Видите ли, некоторую роль при размещении воздухозаборника играет наука аэродинамика) Сравните вашу картинку и рисунок в статье. Видите разницу?
          Некоторое отличие вызвано вот чем. Самолет летает, потому что его несут крылья, и толкает реактивный двигатель. С двигателем понятно, но крылья тут при чем?
          Крылья создают подъемную силу. А как? А вот как.
          Снизу крыла площадь его поверхности меньше, чем сверху. А обтекающий крыло поток воздуха обладает свойством сплОшности, то есть он един. И получается, что если расположить воздухозаборники снизу, как на вашем фото, в их зоне воздух будет поплотнее (для компрессора это лучше), но подъемная сила понизится.
          А если сверху, как на рисунке в статье, плотность будет несколько ниже (хотя это зависит от многих тонкостей), но подъемная сила повысится!
          Эти картинки и подходы конструирования в них вообще друг на друга непохожи)
          1. +1
            10 октября 2022 16:54
            Цитата: михаил3
            Видите разницу?

            Спасибо. Теперь "увидел". hi
      2. +9
        5 августа 2022 18:15
        Цитата: Владимир_2У
        В чём новизна, решительно не понимаю...

        Новизна в креплении, чтобы не создавать нагрузку на планер, поскольку воздуховод упруго меняет свою размерность в разных условиях.
        Очень вероятно, что этот патент просто нужен кому-то, для накопления "минимума" публикаций/заявок, при защите научного звания.
        1. +2
          5 августа 2022 18:19
          Цитата: Genry
          Новизна в креплении, чтобы не создавать нагрузку на планер, поскольку воздуховод упруго меняет свою размерность в разных условиях.

          Мысль такая была, что овальная труба крепится к чему то там, набору, обшивке, неважно, а уже в ней елозит wink прямоугольная. Возможно это и новинка, хотя сомневаюсь. А ещё сомневаюсь что это критично для дозвуковой/трансзвуковой машины.
        2. +2
          5 августа 2022 19:28
          Новизна в креплении, чтобы не создавать нагрузку на планер, поскольку воздуховод упруго меняет свою размерность в разных условиях.
          Очень вероятно, что этот патент просто нужен кому-то, для накопления "минимума" публикаций/заявок, при защите научного звания.
          Скорее всего Вы правы. Только защищают учёную степень. А "полезная модель" - это самый низкий уровень, выше - изобретение и открытие. Сомневаюсь, что он имеет статус публикации, хотя сейчас всё возможно.
      3. +3
        6 августа 2022 00:31
        Только в Голливуде в вентиляционных коробах саморезы внутри не торчат. wassat
        1. +1
          7 августа 2022 04:37
          Цитата: tralflot1832
          Только в Голливуде в вентиляционных коробах саморезы внутри не торчат.

          Но это уже са-а-авсем другая история! wink
    2. +4
      5 августа 2022 17:44
      Всё давно утверждено, и с обликом определились! Зачем эта статья очередного чайника. Какая утечка ? В2 давно летает...

      https://naukatehnika.com/pak-da-obrel-svoe-liczo.html
      1. -1
        5 августа 2022 18:07



        Этот вариант подтверждён патентом.Поэтому думаю что это и есть ПАК ДА.В следующем году по плану должны собрать первые образцы и публично продемонстрировать.
        В августе 2021 года ПАО «Туполев» подало в Федеральную службу интеллектуальной собственности заявку на патент «полезной модели воздухозаборника двигателя самолёта». 16 марта 2022 года ведомство зарегистрировало патент RU 209424U1. По приведённым в документе чертежам можно предположить, что речь идёт о перспективном авиационном комплексе дальней авиации (ПАК ДА), который разрабатывается по схеме «летающее крыло».


        В декабре 2021 года первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Андрей Ельчанинов в интервью «Интерфаксу» рассказал о реализации проекта ПАК ДА.

        «Работы по ПАК ДА идут по графику и обеспечены необходимым финансированием в полном объёме на весь срок выполнения госконтракта. Поставки этого самолёта будут предусмотрены новой программой вооружения. Изготовлены два опытных образца двигателя ПАК ДА, начаты их стендовые испытания. В ходе них подтверждены характеристики технического задания», – рассказал Ельчанинов.

        https://aviation21.ru/tupolev-zapatentoval-vozduxozabornik-dlya-pak-da/

        А вот по движкам очень интересно.Проходила информация что будут два движка по 23~24 тонн тяги каждый,то есть по сути создаётся аналог Д-18Т ,который устанавливается на Ан-124.У нас раньше двигателей такой тяги не делали.Круто если получится.Скорее всего на ОДК-Кузнецов сделали форсированный вариант 18-ти тонника НК-56 ,создававшегося в своё время для Ил-96,форсировав его до 24 тонн.Ну и какие то технологии от серийного ныне НК-32-02.В своё время Д-18Т создавали взяв за основу западный 18-ти тонный движок и форсировали тягу до 23,4 тонн.

        1. 0
          5 августа 2022 18:45
          Цитата: neworange88
          А вот по движкам очень интересно.

          Да, очень... Наверное вы правы, приводя примеры прежних разработок. Но мне кажется, что параллельно работают над чем-то новеньким. Как вариант, над Р-579-300 в форсированной версии до 23-25 тонн/тяги. А в перспективе его собираются форсировать до 45 т/тяги (!) И что самое интересное, на него очень большие ставки: он и с плоским соплом, и УВТ у него, и на Су-75 его хотят поставить, и на "Охотник"...
          Борисов, еще будучи вице-премьером, ну оччччень соловьем в его адрес заливался.
          Так что, думаю, поставят его. Могу и ошибаться, не спец по авиа двигунам... bully
          1. +2
            5 августа 2022 19:07
            У Р -579-300 крейсерская тяга 13 тонн и 21 тонна на форсаже согласно таблице.Но движок то для ПАК ДА делает ОДК-Кузнецов,а не АМНТК «Союз».К тому же 21 тонны мало,нужна тяга 24 тонны.


            Но мне кажется, что параллельно работают над чем-то новеньким.


            Работают над новым 24 тонником на ОДК-Кузнецов.Более экономным.Что то вроде движка 2 этапа.В конце этого года завершается НИР по нему и начинается ОКР.

            Самарское двигателестроительное "ОДК-Кузнецов" приступило к разработке газогенератора для двигателя 5-го поколения в классе тяги 18-24 тс. Новый двигатель может быть использован для перспективных самолётов дальней и военно-транспортной авиации - ПАК ДА и ПАК ВТА. Научно-исследовательские работы планируется завершить до конца 2022 года. Об этом рассказал генеральный конструктор компании Павел Чупин.

            НИР должна завершиться глубокой, в объёме технического проекта, проработкой конструкции, включая разработку трёхмерной геометрической модели, "цифровых двойников" газогенератора и его основных узлов, сборочных единиц и деталей по всем основным физическим процессам.

            https://aviation21.ru/odk-kuznecov-razrabatyvaet-gazogenerator-dlya-novogo-perspektivnogo-dvigatelya/
            1. 0
              5 августа 2022 19:25
              Спасибо, понял!
              Я же писал -- не спец по авиадвигунам... hi
              1. -5
                6 августа 2022 00:24
                Я вообще не понимаю, зачем такой громадный самолёт ? Зачем ,что-то делать с нуля, зачем эти приседания и не государственный подход. ПАК ДА надо делать на основе Су-34, с новым двигателем для Су-57, можно без форсажа или ПД-14.... Переделать фюзеляж и компановку для невидимости , применить новые материалы, сохранив общие подходы и увеличив в размерах в 1,5 раза...Внутренний отсек между двигателями на 2-4 "Оникса"или" Кинжала", два лётчика и новое оперенье или без него...И уже бы летал давно...
                1. +2
                  6 августа 2022 07:08
                  Я вообще не понимаю, зачем такой громадный самолёт ?


                  Это же Дальняя Авиация.Требования к ПАК ДА касаемо дальности около 15 000 км.Его конечно попытаются сделать компактным насколько это возможно,но самолёты Дальней Авиации ввиду своей специфики дальних полётов компактными как правило не бывают.

                  Зачем ,что-то делать с нуля, зачем эти приседания и не государственный подход.


                  Если хотите машину актуальную на десятилетия вперёд и пригодную для модернизаций в будущем, то её стоит делать только с нуля.

                  ПАК ДА надо делать на основе Су-34, с новым двигателем для Су-57, можно без форсажа или ПД-14....


                  Как можно делать Дальний стратегический бомбардировщик на основе тактического истребителя-бомбардировщика? belay request what
                  1. Комментарий был удален.
                  2. -1
                    7 августа 2022 13:36
                    Требования к ПАК ДА касаемо дальности около 15 000 км.

                    Это очень спорное суждение . Зачем такая дальность , если на борту могут быть гиперзвуковые ракеты. Тем более есть огромный демонстратор флага для круизов и визитов Ту-160М, который все видят , и который никуда не спрятать. Этой витрины достаточно !
                    Как можно делать Дальний стратегический бомбардировщик на основе тактического истребителя-бомбардировщика?

                    Не можно, а нужно ! На основе фронтового ядерного бомбардировщика...
                    И бомбардировщика не будет и ..штанов! Сказку про 50, потом 25 Ту-160М помните ещё...Ну, и какой итог ? А где 30 модернизированных Ту-22М3М ? А..?
      2. +1
        6 августа 2022 01:15
        Цитата: Пономарь
        Всё давно утверждено, и с обликом определились! Зачем эта статья очередного чайника. Какая утечка ? В2 давно летает...

        https://naukatehnika.com/pak-da-obrel-svoe-liczo.html

        Винглеты или как их там, они каждый раз меняют название, военному самолёту Аля бомбер малозаметный, крайне противопоказаны.
        1. 0
          11 августа 2022 10:40
          Тут и сопла под вопросом
      3. -2
        6 августа 2022 08:02
        Сие отрисованно тупым кретином.Зачем раздувать крыло до более 2 метров в сечении?
        Двигатели должны быть установлены на пилонах.
        Свидетелей карго-культа -малозаметность надо расстреливать немедленно. Инноваторы хреновы.
    3. +4
      5 августа 2022 22:09
      О да, сверх секретная информация. А в других странах, совсем тупые работают и к таким же выводам не приходили. Физика то разная у всех и аэродинамика. Погуглят и украдут обязательно laughing
    4. 0
      7 августа 2022 09:39
      Цитата: Бережливый
      Интересно, утечку по потенту допустили умышленно? Или сугубо по Русски "всё идет как по маслу, но через задницу пока "?

      Автора зациклено на ПАК ДА, а схема "летающие крыло" перспективна для водородной авиации. Вот проект водородного пассажирского самолета от Airbus
  2. +4
    5 августа 2022 16:33
    Раз опубликовали открытый патент, значит в ПАК ДА будет другая конструкция, иначе бы комиссия либо запретила публикацию, либо авторы подали бы заявку на изобретение с грифом "секретно".
  3. -2
    5 августа 2022 16:34
    Если аппарат планируется дозвуковой, зачем такие хитрости с воздухозаборником? Почему не сделать забор с нижней части. Если верхний забор увеличивает подъёмную силу значительно, тогда согласен.
    1. +6
      5 августа 2022 16:42
      Малозаметность. В "стелс" с той же целью применяют s-образные воздуховоды, чтобы лопатки турбины не "светить".
      1. -1
        5 августа 2022 18:07
        А у В-2 где заборники?
      2. +1
        5 августа 2022 19:30
        чтобы лопатки турбины не "светить".
        Не турбины, а компрессора
        1. +1
          5 августа 2022 19:42
          Ай вот не надо это! Компрессор это также турбина наоборот. Ещё грамарнаци включите! Ага.
          Мы же поняли друг друга. Ну???
    2. +4
      5 августа 2022 16:43
      Воздухозаборник в нижней части увеличивает ЭПР (РЛС светят снизу)
    3. 0
      5 августа 2022 21:07
      Если аппарат планируется дозвуковой, зачем такие хитрости с воздухозаборником? Почему не сделать забор с нижней части.
      Очевидно что из соображений радиолокационной малозаметности. Большинство потенциальных радаров ПВО и раннего обнаружения находятся на земле. То есть в нижней полусфере. Причем, для успешности выполнения полетного задания, важно снизить радиозаметность с переднего ракурса.
      Это основная причина. Остальное только бонусом.
      1. 0
        5 августа 2022 21:55
        Если самолет дозвуковой зачем городить такие сложности. Всё что находится выше нижней отражающей поверхности может просто быть багажником, грубо говоря.
        1. 0
          9 августа 2022 08:00
          Если самолет дозвуковой зачем городить такие сложности. Всё что находится выше нижней отражающей поверхности может просто быть багажником, грубо говоря.
          Где же там вычурные сложности? Все в пределах нормального конструкторского процесса.
          Кроме снижения радиозаметности, вся поверхность самолета подчинена вопросам снижения лобового сопротивления, которое влияет на грузоподъемность, топливную эффективность, устойчивость в полете во всем диапазоне скоростей, управляемость и т.д. Это как бы банальщина. Удивительно, что мне приходится ее озвучивать. "Поженить" все эти характеристики, зачастую взаимоисключающие, и требует "городить такие сложности".
          Могу только добавить, что хотя основные радары и будут подсвечивать создаваемый самолет с передней и нижней полусфер (основное направление, когда бомбер летит с бомбовой нагрузкой к цели), но еще есть облучение от ДРЛО, перехватчиков, облучение радарами сбоку или задней полусферы при маневрировании/развороте/уходе от цели после удара. И это так же банальщина.
  4. -2
    5 августа 2022 16:39
    Так, зарубежная пресса уже заявила, что Россия не сможет построить такой самолет.

    Помнится подобные же разговоры шли про СУ-57. Однако...
    Впрочем, о чем им ещё мечтать?
    1. +4
      5 августа 2022 17:24
      Построить или запустить в серию? Много 57-х в строевых частях?
      1. 0
        7 августа 2022 08:35
        Самолет построен? Построен! Летает? Летает! Их производят для ВС? Да! Что вам от моих слов ещё нужно? Я тезис обсуждаю
        1. 0
          8 августа 2022 15:56
          Вот в этом и заключается глобальная проблема РФ -- болтология и обсуждение тезисов.
          Из того, что действительно хорошо импортозаместили и, главное, запустили в массы, я вижу только платёжную систему Мир. Вот здесь молодцы, вопросов нет, отработано на пять. Во всём остальном (ну ок, может не во всём, поправьте, если где не прав) количество слов превосходит количество дел на порядок. Ушло Рено -- и производство АвтоВАЗа встало (Калины без АБС и экологии не в счёт -- это уровень девяностых годов). Показали Армату и 57-й, но в реальности их как не было в строевых частях, так и нет, и непонятно когда появятся.
          1. 0
            9 августа 2022 10:56
            Я не против поболтать про эту тему, но к моему тезису претензий я не нашел) Я говорю про факт постройки в условиях санкций. По мнению зарубежных экспертов, построить не выйдет, а я уверен что выйдет.
            Да по массовости и по качеству таких вот "выйдет" могут быть вопросы. Но кто сказал что будет легко. Да и денег на все это надо много. Я опять же сомневаюсь что вверху не осознают недостаток СУ-57, скорее причиной тут нечто иное, и даже не деньги. Это правда мои мысли, инсайдов и прочего я не знаю.
            1. 0
              10 августа 2022 10:15
              Я говорю про факт постройки в условиях санкций.

              До февраля месяца санкции были достаточно условные, а Китай их и не вводил никогда
    2. +2
      6 августа 2022 01:19
      Цитата: vargo
      Так, зарубежная пресса уже заявила, что Россия не сможет построить такой самолет.

      Помнится подобные же разговоры шли про СУ-57. Однако...
      Впрочем, о чем им ещё мечтать?

      Ссылкой поделитесь?
      Я вот не помню ни одной новости за последние 12 лет о том, что вы пишете...
      1. -2
        7 августа 2022 08:39
        Ну ваша память не обязательно должна все помнить, да и не все вы могли видеть. Конечно. Как и моя, ссылок не хранит, однако тезисно я такое помню, и были уже подобные разговоры. Уж извините, тратить много своего времени на поиск ссылки для вашего успокоения я не буду. Я свою мысль выразил.
  5. -1
    5 августа 2022 16:44
    Меня всегда интересует в авиации один только вопрос-что с авионикой? Все видит ли? Помехоустойчив? Как в режиме Онлайн с АСУ работает?
  6. +3
    5 августа 2022 16:48
    В данном патенте нет ничего секретного. Подобный воздухозаборник просто позволяет экранировать двигатели для волн РЛС. Если самолёт дозвуковой , то такой воздухозаборник вполне эффективен.
    А по поводу строительства - так в самом планере нет ничего особого, типовая бесхвостка , с формой для сокращения отражающих плоскостей.
    Главное - материаллы отражающих плоскостей и внутренняя начинка.
    Но и тут нет ничего невозможного для российской авиационной промышленности на сегодняшнем этапе её развития.
    Ну а западники всегда ругатют наши разработки до момента их применения , после этого хор этих ругальщиков плавно сходит на нет.
    1. +2
      6 августа 2022 01:23
      Цитата: svoroponov
      В данном патенте нет ничего секретного. Подобный воздухозаборник просто позволяет экранировать двигатели для волн РЛС. Если самолёт дозвуковой , то такой воздухозаборник вполне эффективен.
      А по поводу строительства - так в самом планере нет ничего особого, типовая бесхвостка , с формой для сокращения отражающих плоскостей.
      Главное - материаллы отражающих плоскостей и внутренняя начинка.
      Но и тут нет ничего невозможного для российской авиационной промышленности на сегодняшнем этапе её развития.
      Ну а западники всегда ругатют наши разработки до момента их применения , после этого хор этих ругальщиков плавно сходит на нет.

      Западники ругают за:
      20-30 летнее отставание наших разработок.
      За то, что даже имея 20 лет отставания, умудрились на Су-57, полностью уничтожить малозаметность, открыв лопатки компрессора всем радарам, и сделав это конструктивно неустранимым, отчего индусы и отказались, хотя вложили почти 4 млрд долларов...
      Так что не хор ругалтщикоа, а ржут они над нашими конструкторами, и ничего не нет не сходит.
      Су-57 не самолёт 5 поколения.
      4 с плюсами, но стелся в нем нет уже от слова совсем.
      1. +1
        6 августа 2022 09:05
        Всё зависит на сколько лопатки удалены от обреза воздухозаборника .Чем дальше , тем РЛС их хуже видит и на определённом расстоянии уже не видит совсем.
        Оценку Су-57 дали западные спецы. Так вот , смеха там нет , вообще. А по поводу невидимости. Подобные борта плохо определяются дециметровыми РЛС. Для длинноволновых эти самолёты светятся как новогодние ёлки. По этому наши РЛС часто работают в 2 диапазонах или работает как длинноволновая так и дециметровая РЛС. Кстати , загоризонтные РЛС ,,невидимки,, хорошо видят.
      2. 0
        10 октября 2022 14:37
        Индусы отказались по тому что им надо их сейчас а самолёт ещё не доведён . Только пошли испытания с двигателем 2 -ого этапа.Да и по цене они хотели по дешевле . Как они торгуются это мама не горюй. Тут на форуме уже были примеры работы и торговли с индусами по поводу любой техники. Видно решили подождать. А может (и скорей всего) их министра обороны или авиации подкупили французы , вот он им и отдал предпочтение.
  7. 0
    5 августа 2022 17:30
    Сама концепция ДОЗВУКОВОГО ПАК ДА предусматривает, что он будет атаковать противника НЕ ВХОДЯ в зону его ПВО. А раз он туда не полетит, то зачем ему малозаметность и прочие прибамбасы. Единственно, что ему нужно - это дальность и время нахождения на боевом дежурстве. Что бы атаковать противника с самого неожиданного направления. Этакий модифицированный Ил-96, но вместо пассажиров баки с керосином, а вместо багажа- ракеты. Все остальное - "От лукавого".
    1. +1
      5 августа 2022 18:28
      Как это зачем?
      Как в ниндзюцу "удар из тени" ну или "крадущийся тигр, затаившийся дракон" и всё такое.. :)
      Ту95 светится как ёлка на новый год.
      Вход в зону ПВО это одно, а вход в зону обнаружения сильно другое.
      Неприятно узнать , что в тебя уже летит и надо что-то срочно делать.
      Ту160 противоположная концепция , наглый скоростной прорыв.
      Я не берусь судить что актуальнее
      на данный час но если верить глазам и ушам выше в несколько раз ©
      С охотником теже пляски с бубном в меньшем масштабе.
    2. +2
      6 августа 2022 01:32
      Цитата: Дилетант
      Сама концепция ДОЗВУКОВОГО ПАК ДА предусматривает, что он будет атаковать противника НЕ ВХОДЯ в зону его ПВО. А раз он туда не полетит, то зачем ему малозаметность и прочие прибамбасы. Единственно, что ему нужно - это дальность и время нахождения на боевом дежурстве. Что бы атаковать противника с самого неожиданного направления. Этакий модифицированный Ил-96, но вместо пассажиров баки с керосином, а вместо багажа- ракеты. Все остальное - "От лукавого".

      Неправильные предпосылки.
      Малозаметный самолёт, должен быть малозаметен во всех диапазонах.
      Не только радио, но и тепловая.
      Ибо взлет бомбардировщиков сейчас засекают именно по тепловому следу.
      Любой малозаметный бомбардировщик, даже дозвуковой может долететь ближе к целям, не будучи обнаруженным.
      Долетая ближе к целям он сможет запускать ракеты меньшей дальности и соответственно меньшего размера и соответственно их может быть просто больше.
      Одно дело запустить с 3000 пару ракет, другое дело с 1500 - уже 6 ракет.
      Эта разница и как раз в малозаметности.
  8. 0
    5 августа 2022 17:38
    Интересно.
    Шумиха какаято действительно есть.
    Применится ли патент в реальном изделии - неясно. Что там такого скупер-инновационного, кроме заявленного удобства на "разных углах атаки" - тоже неясно.
    Может есть, может нет. Так как некоторые пиаренные раньше в СМИ патенты/решения выглядят явным бредом и более нигде не упоминаются.
    НАвскидку вспоминается пара: треугольные крылышки для сверх-скоростного вертолета, и патент на обнаружение самолетов стелс методом сравнивания участка вдали с фоновым излучением вселенной (Както так, недословно)

    надо ждать реальной информации.
  9. +2
    5 августа 2022 18:01
    Что за вброс? Не совсем понятно.
    1. +4
      5 августа 2022 19:29
      Что за вброс? Не совсем понятно.

      Рябову надо ₽ , за буковки.
      «Талант» из пустого в порожнее.
      Из
      https://yandex.ru/patents/doc/RU209424U1_20220316
      И
      https://aviation21.ru/tupolev-zapatentoval-vozduxozabornik-dlya-pak-da/
      Цитата: автор
      Отмечается, что предложенная конструкция дает воздухозаборнику и каналу требуемую прочность и жесткость на всех углах атаки и на всех режимах полета. Кроме того, снижается нагрузка на планер.

      Тема не раскрыта☝️
      Как «конструкция» обеспечит жесткость на «всех углах атаки»?
      У этого ла точно не будет «углов атаки» которые могут бы повлиять на жесткость
      1. +2
        6 августа 2022 05:57
        Вообще-то жесткость и прочность конструкции рассчитываются из условий самой экстремальной по нагрузкам эксплуатации. Что за бред человек пишет, непонятно? fellow
        1. +1
          6 августа 2022 09:38
          Писать это его призвание.
          Он, как Никифор Ляпис-Трубецкой: графоман.
          «Служил Гаврила …»
          А воздухозаборники: конечно же в первоисточнике имелось ввиду: обеспечат требуемый поток при любых, предусмотренных для данного ла углах атаки .
          Верхнее то расположение « болеет» этим
        2. Eug
          -1
          6 августа 2022 10:11
          Скорее всего, автор подразумевает, что выход на некоторые углы атаки приведет к возникновению поперечной перегрузки, которая будет причиной возникновения колебаний конструкции планера, жесткость которой усилит эллиптическая оболочка. Или что колебания канала будут "гаситься" эллиптической оболочкой, не воздействуя при этом на другие элементы КСС.
          1. +1
            6 августа 2022 14:12
            1.Этот пепелац ни на какие «такие» углы атаки не может выйти по причине отсутствия возможностей. Лететь он может прямо с незначительными кренами, рысканием и тангажем.
            2. Такая конструкция: здесь силовой и гашение: крыло-«фюзеляж»
  10. +1
    5 августа 2022 19:33
    Логика подсказывает, что к ПАК ДА эта конструкция имеет слабое отношение. По простой причине, если бы была, впрочем и есть необходимость патента, то её бы хрен кто увидел или узнал в виду жуткой секретности. Она никогда не оказалась в свободном доступе. Как пример Су-75, пока не выкатили на поле макет, никто и ни сном, ни духом не знал. Только потом стали вспоминать, о модельке на столе у Борисова.
  11. +1
    5 августа 2022 19:59
    Сам факт его появления показывает, что «Туполев» и другие отечественные организации и предприятия ведут научную работу и создают новые конструкции разного рода.
    Сам факт его появления показывает то, что проведение патентных работ было необходимо для закрытия этапа. То, что оборонный НИИ не оформляет патенты совсем не значит, что он не работает. Оформление патентов процесс непростой, по времени обычно совпадает с закрытием этапа, поэтому с ним стараются не связываться.
  12. 0
    5 августа 2022 21:08
    изгибается в вертикальной площади
    Явная опечатка. Исправить бы.
  13. -2
    6 августа 2022 08:16
    Цитата: Дилетант
    Этакий модифицированный Ил-96, но вместо пассажиров баки с керосином, а вместо багажа- ракеты. Все остальное - "От лукавого".

    Все верно, за исключением относительно низкой прочности планера пассажирских лайнеров.А это устойчивость к боевым повреждениям и возможность активного маневрирования во всем диапазоне высот полета.Думаю безхвостка все же лучше, с точки зрения обеспечения прочности и низкого аэродинамического сопротивления+лекго интегрировать в конструкцию антенны РЛС.
    Логично было б получить многофункциональный самолет схемы ЛК взлетной массой до 75 тонн,с максимальным использованием гражданского оборудования-БРЭО,двигатели(2 Х ПС-90),ВСУ,гидро- и электросистемы. Соответсвенно получить дешевые-бомбер-носитель КР,самолет ДРЛО,ПЛО,заправщик,носитель БПЛА.
    Но этого конечно не будет пока авиацией в РФ заправляет Мантуров и Чемезов.
    1. Eug
      +2
      6 августа 2022 10:04
      Гидросистемы с гражданского точно не пойдут - ЛК статически неусточиво в продольном канале. Для обеспечения устойчивости нужно повышенное (по сравнению с гражданскими лайнерами) давление в гидросистеме (210 на пасс. - 280 у Су-27 - 350 на Су-57). Иначе быстродействие гидроприводов будет недостаточным. Сопутствующая "плюшка" - уменьшение габаритов исполнительных устройств гидросистемы.
  14. -1
    6 августа 2022 08:19
    Цитата: kytx
    Ту160 противоположная концепция , наглый скоростной прорыв.

    Что несешь-основной боевой режим Ту-160 -дозвуковой.
  15. Eug
    0
    6 августа 2022 09:57
    Как по мне, интересная попытка создать оптимальную для входного потока двигателя конфигурацию воздушного канала, заключив ее в опять-таки оптимальный, но уже с точки зрения прочности, силовой элемент. Думаю, что эллиптическая оболочка не просто "присоединяется к силовым элементам планера" (так в статье), а является одним из элементов КСС.
  16. -1
    6 августа 2022 11:57
    Цитата: Eug
    Гидросистемы с гражданского точно не пойдут - ЛК статически неусточиво в продольном канале.

    Отчасти вы правы,но ведь можно уменьшить диаметр цилиндров,при сохранении без изменения насоса,приводов и системы управления-самолет то поменьше Ту-204,например.По крайней мере, часть гидросистемы можно использовать-все дешевле.А шасси,вообще можно без существенных изменений применить.
  17. -1
    6 августа 2022 12:00
    Цитата: SovAr238A
    Любой малозаметный бомбардировщик, даже дозвуковой может долететь ближе к целям, не будучи обнаруженным.

    Может хватит пургу то нести.Тепловой след-результат сжигания топлива,соответсвенно тепловой след зависит от количества сжигаемого топлива а не от конфигурации сопла.
  18. 0
    6 августа 2022 14:03
    На b2 использовали технологии левитации.
    Надо создать гибрид двигатель ПД 35 с изделием 30.
  19. 0
    6 августа 2022 14:48
    Сможет, сможет, конечно сможет...
    Или нет?
  20. 0
    6 августа 2022 21:07
    Уже чертежи даже печатают широким кругам общественности...
    Надо же...
    Стало быть- не правильные чертежи.
    Правильные ни один ...... выкладывать права не имеет. hi
  21. 0
    7 августа 2022 08:49
    Патенты получают, в основном, для того чтобы иметь какие-то деньги по договору в случае серийного выпуска изделия. Новизна технического решения порой проявляется только в написании формулы.
    1. 0
      11 августа 2022 15:26
      Цитата: ИВЗ
      Патенты получают, в основном, для того чтобы иметь какие-то деньги по договору в случае серийного выпуска изделия. Новизна технического решения порой проявляется только в написании формулы.

      Если патент не соответствует критерию новизны - это верный путь к возможности его аннулирования в судебном порядке. Даже для патента на конкретную полезную модель.
  22. 0
    11 августа 2022 10:39
    Радует, что два ТРД на нем. Значит есть экономичный и надежный ТРД с тягой 20-30тн....
  23. 0
    24 сентября 2022 18:20
    Воздухозаборник сверху - меньше шансов подхватить что-нибудь с ВПП. Возможно, шасси поменьше. А что до использования гражданских прямолётов для войны, то если бомбардировщику надо уворачиваться или сопротивляться разрушению от попаданий... Ну, сами понимаете, ему по-любому ПЦ.
  24. 0
    28 сентября 2022 23:40
    КБ Туполева труп, будет очередной долгострой косячный.
    Нужно было Сухому разработку отдать