Ту-160: лебединая песня еще не спета

83

В этом году исполнилось 35 лет, как на страже интересов страны стоит стратегический бомбардировщик Ту-160 или по-нашему «Белый лебедь». В стане наших вероятных его называют «Black Jack», что некоторые неправильно переводят, как «черный валет», на самом деле «Вlack jack» - это удар с размаху дубиной, повергающий в нокдаун. Более справедливое название, как по-моему.

35 лет – это много? В принципе – нет. Не так давно у нас были статьи о В-52 и Ту-95, которые отмечали свое семидесятилетие на военной службе, так что 35 лет – это так, семечки…



В принципе, в тех материалах достаточно хорошо были обговорены все проблемы и возможности старых самолетов, но ведь Ту-160 – он уже из другого поколения.


Начиналось все в шестидесятые годы, когда пик «любви и дружбы» между СССР и США мешал в космосе летать спутникам. Обе страны изо всех сил наращивали свои ядерные арсеналы и, естественно, средства их доставки.

У СССР был турбовинтовой Ту-95 и реактивный 3М, у США – В-52. Тогда считалось, что дозвуковые самолеты не могут гарантировано преодолеть ПВО развитой страны, потому работы велись в обеих странах, но если в США над стратегической авиацией работали плотно, то в СССР предпочли развивать межконтинентальные баллистические ракеты.

Но в 1964 году случилось событие, которое несколько перевернуло авиационный мир СССР: в США совершил первый полет экспериментальный стратегический бомбардировщик North American XB-70 «Valkyrie».


Самолет, который развивал крейсерскую скорость 3 Маха на высоте 21 километр, задумывался как неуязвимый бомбардировщик, который сможет достигать высот, где ПВО противника будет бессильной, а от перехватчиков его должен был защищать персональный истребитель North American XF-108 «Rapier», который оснащался бы такими же двигателями на бороводородном топливе.

Проект, что называется, «не сыграл», «Валькирию» и «Рапиру» строить серийно не стали по многим причинам, но свою роль «Валькирия» сыграла: в СССР задумались над созданием высотного сверхзвукового перехватчика, который мог бы уничтожать такие самолеты за пределами действия ПВО. Так началась история МиГ-25, о котором мы тоже недавно писали. (МиГ-25: окончательный уход в историю)

Далее американцы, разочаровавшись в перспективах высотного прорыва ПВО СССР, сконцентрировались на создании самолета, способного на малых высотах обходить ПВО и наносить удары. Так началась история Rockwell B-1 «Lancer».


А у нас, параллельно с созданием МиГ-25 начались работы над созданием «такого же, но лучше» стратегического сверхзвукового ракетоносца. Так что соответствующим Постановлением Совета министров СССР в 1967 году были начаты работы над проектом, который впоследствии стал Ту-160.

Самолет должен был нести до 45 тонн боевой нагрузки на дальность до 13 000 км со скоростью 2500 км/ч.

Самое интересное, что первоначально над самолетом работали ОКБ Сухого и Мясищева. КБ Туполева подключилось только в 1969 году, придя не с пустыми руками, а наработками по Ту-144.

В конкурсе сошлись Т-4МС конструкции Сухого и М-18 конструкции Мясищева. Победил самолет Мясищева, но далее произошел казус: формально победил М-18, но работать над самолетом далее поручили КБ Туполева. Объяснили это отсутствием производственных площадей у КБ Мясищева. Впрочем, эти перипетии достойны отдельной повести, поскольку туполевские инженеры отклонили большинство наработки по М-18 и фактически построили свой самолет, правда, оставив часть задумок инженеров КБ Мясищева.

В ноябре 1981 года Ту-160 совершил первый полет, за что летчик-испытатель Борис Веремей получил звание Героя Советского Союза.


Самолет получился большим. Намного больше В-1В, который должен был по замыслу скрытно проникать через системы ПВО противника. Размеры Ту-160 дали самолету много титулов. Он до сих пор остается самым большим и мощным сверхзвуковым самолетом в истории боевой авиации, самым большим самолетом с крылом изменяемой стреловидности и рекордсменом по максимальной взлетной массе. 245 тонн взлетного веса и 45 тонн боевой нагрузки – пока этого не мог превысить никто.

Что говорить, если в рядовой полет Ту-160 берет 171 000 литров топлива. Это три железнодорожных цистерны. И это топливо он сжигает, преодолевая около 13 000 километров. Ну и 46 мировых рекордов по дальности, высоте и скорости полета.

Естественно, и вооружение было таким, способным кого угодно повергнуть в страх и ужас. Внутри фюзеляжа, в отсеках, размещались две барабанные пусковые установки МКУ-6-5У, которые могли нести по шесть ракет Х-55СМ и Х-15С.

Ту-160: лебединая песня еще не спета

С течением времени там прописались еще более кошмарные творения человеческого разума, Х-101 и Х-555.


С самолетом так спешили, что начали собирать и отправлять в ВВС до того, как закончился цикл госиспытаний. Ну как всегда, очень хотелось опередить США, хотя сегодня это смотрится довольно дурацки: кроме политических плюсов более ничего. «Сырая» машина на обороноспособность если и сыграет, то только в минус.

Планировали построить 100 самолетов и это было бы весьма весомо. Но увы, Советский Союз закончился раньше, успели построить всего 25 машин. И еще один нюанс: 19 из них оказались на территории незалежной Украины, поскольку при СССР базировались в составе 184 ТБАП в Прилуках.

Получилось своеобразно: самолеты в Украине, а предприятия-изготовители запчастей, ремонтные, летные кадры и техперсонал оказались в России. Украинцы собирались использовать доставшиеся им Ту-160 в качестве носителей неядерного вооружения, но увы, для полетов не хватало средств и специалистов, многие из которых уволились или отбыли в Россию.


И тут в середине девяностых началась драма в истории Ту-160. Добрые американские партнеры новой Украины в рамках программы Нанна-Лугара заплатили украинцам за уничтожение Ту-160 и Ту-95МС. А как всегда, нуждавшиеся в деньгах украинцы, согласились порезать самолеты.


До 2001 года уничтожили 10 самолетов, один Ту-160 стал музейным экспонатом. Причем, это была практически новая машина, всего 430 часов налета!

Как видите, доллары, вовремя и куда надо занесенные творят чудеса, работая намного эффективнее высотных перехватчиков и зенитных ракет.

К счастью для нас, обнищание и разворовывание Украины шли такими темпами, что денег всем не хватало, а потому российской стороне удалось обменять самолеты на нефть и газ. За 285 миллионов долларов Россия получила 8 самолетов Ту-160, 3 самолета Ту-95 и более 500 ракет.

В 1992 году была поставлена первая точка в истории Ту-160. Вроде бы в обмен на прекращение строительства В-2 в США, Россия перестала строить Ту-160. Достроенные 6 самолетов были переданы ВВС в 1994 году, на этом выпуск Ту-160 прекратился.

Однако, точка оказалась точкой с запятой. И в 2000 году ВВС приняли самолет, выпущенный уже в России. Он получил имя сперва «Илья Муромец», а потом был переименован в «Александра Голованова».

А в 2005 году произошло вообще знаменательное событие: указом президента Путина Ту-160 был официально принят на вооружение российских ВВС. Плюс самолет несколько модернизировали, установив двигатели НК-32-01 с увеличенным ресурсом и увеличив количество топлива, принимаемого во время воздушной дозаправки с 43 до 50 тонн.

Как-то так тихо и почти незаметно снова начали собирать двигатели НК-32, появилась вторая модернизация НК-32-02, начали изучать возможности по производству самолетов, в 2007 году Россия объявила о том, что снова начинает полеты стратегической авиации.

И в 2007 году вышел фильм «07-й меняет курс». Фильм, конечно, не тянет даже на «троечку», потому что убог как по постановке, так и по исполнению актерами, но в нем главную роль сыграл Ту-160 «Александр Молодчий».

В 2008 году в ВКС России пришел 16-й по счету Ту-160, получивший имя «Виталий Копылов». Как и «Александр Голованов», это был самолет, собранный из советского задела, с агрегатами старого образца.


Затем от Ту-160 все отвлеклись, поскольку решили срочными и ударными темпами разрабатывать и строить ПАК ДА. Этот проект должен был заменить все советские самолеты большого радиуса действия. Однако вскорости горячие головы остыли, «успехи» по программе ПАК ФА заставили задуматься о том, что самолеты нужны завтра, а не через 30 лет.

В итоге президент Путин приказал прекратить развлечения прожектами и приступить к возобновлению серийного производства Ту-160М, самолетов, оснащенных по последнему слову и российским возможностям. В мае 2015 года был подписан соответствующий указ.

Надо отметить героизм российских авиастроителей, заново освоивших, казалось бы, утраченные технологии по сварке титана и производстве таких сложных машин. Но они справились, приказ Путина о том, что ВКС нужно 50 машин есть приказ. Не знаю, чего это стоило казанским авиастроителям, но они справились и первый Ту-160М полностью российской постройки «Петр Дейнекин» уже проходит цикл испытаний.


В 2015 году состоялось и боевое крещение Ту-160. Да, цели были не очень весомые для самолета такого класса, но российские стратеги отработали своими ракетами по позициям террористов в Сирии. Ракеты Х-555 и Х-101 показали свою серьезность и также прошли проверку боем. Цели были поражены «с высоким качеством».

Это испытание стало первым применением стратегического самолета, созданного в 70-х годах прошлого века. Но стало ли это доказательством актуальности Ту-160?


Действительно, сегодня многих волнует вопрос: а насколько современен и востребован самолет, который будет стоить таких денег? И насколько Ту-160М может выполнять те задачи, для которых он создавался, то есть, прорыв эшелонированной ПВО?

Современные средства поражения самолетов за эти тридцать лет совершили изрядный скачок в эволюции. Зенитные ракетные комплексы стали стрелять и дальше, и точнее. Ракеты не то чтобы стали «умнее», но сбить их с курса стало сложнее.

Эксперты в определенных источниках считают, что Ту-160М получит модернизированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, его оснастят новыми средствами связи, навигации и управления. Появятся перспективно новые средства поражения, о которым мы еще не знаем по разным причинам. Все это звучит красиво, но не отвечает на главный вопрос: актуальность Ту-160М на чем основана и чем подкреплена?

И над этим ломают голову не только в России. У американцев проблемы примерно того же плана. Для них сегодня главный вопрос в том, стоит ли В-1В «Лансер», которого тоже сперва хотели порезать за ненадобностью, а теперь решили дать второй шанс как носителю гиперзвукового оружия.

Конечно, нам будет интересно наблюдать за развитием проекта ARRW (Air Launched Rapid Response Weapon), продуктом которого стала ракета AGM-183A. Возможно, американская гиперзвуковая разработка составит конкуренцию нашему «Кинжалу», а возможно и нет.

Но судьба В-1В не так нас всех волнует, сколько потребность в Ту-160М и понимание того, сможет ли этот самолет оправдать затраченные на него суммы в будущем?


Для начала ответим на несколько вопросов.

Сможет ли Ту-160 незаметно подойти к рубежам США? – Нет. Спутниковые группировки и другие средства слежения «увидят» бомбардировщики намного раньше, чем те подойдут на дистанцию удара.

Является ли Ту-160 сильнейшим компонентом ядерной триады? – Нет. Подводные лодки несут больше ракет, и они более мощные. О наземных ПУ даже не говорим.

Можно ли назвать Ту-160 неуязвимым? – Нет. Самолет хоть и оснащен средствами защиты, но целенаправленная атака 2-4 истребителей сведет на нет все усилия по защите бомбардировщика, и он будет уничтожен.

Является ли сверхзвуковая скорость Ту-160 гарантом того, что бомбардировщик сможет выполнить все возложенные на него задачи? – Нет. Скорость Ту-160 высока, но скорость современных ракет все равно выше. Равно как и многие самолеты, атакуя на контркурсах, способны «достать» Ту-160.

Так может быть, вообще стоит отказаться от этих самолетов?

И снова «нет».

Наверное, покажется странно, но Ту-160 годен не только для красивых парадных полетов и олицетворения возможностей российских ВКС. Тем более, что 17 машин (считая «Петра Дейнекина») – это не так внушительно смотрится, как 60 американских В-1В или 80 В-52. Вопрос эффективности.


Так где может пригодится такой самолет, как Ту-160 и чем он силен?

Главное преимущество Ту-160 – это его скорость. Да, сейчас некоторые ткнут пальцами в написанное выше, так вот: смотря о каких задачах будет идти речь. Если о том, чтобы в упор подойти к американским объектам и отстрелять по ним барабаны своих револьверов – это одно. А мы посмотрим на проблему немного с другого ракурса.

Итак, напряженность в отношениях между США и РФ достигает почти максимума. Почти – это значит, что атомные ракетоносцы еще занимают позиции в океанах, но АУГ США идут к тихоокеанским рубежам нашей страны, которая, скажем, все-таки сцепилась с Японией за Курилы. Японский флот тоже начинает дергаться в нашу сторону.

И вот в такой ситуации, на удалении, Ту-160 могут оказать очень большое влияние на развитие событий. Самолет быстр. Он не просто быстр, не каждый истребитель в мире сможет его догнать. Когда перехватчик стартует с земли, а бомбер уже делает 2500 км/ч на высоте 15 км – вперед, догоняйте! Это математика, а она против такого. Перехватчик должен выдавать 3-3,5 тысячи км/ч, чтобы догнать Ту-160, да и то, это произойдет не сразу.

Кто у нас может так раскочегариться кроме МиГ-31? Вот то то и оно… И кроме того, запас топлива на истребителях несколько не такой, как у Ту-160.

Сильная сторона «Белого лебедя» проявляется именно тогда, когда самолет УЖЕ взлетел и болтается в районе событий. естественно, с полной боевой нагрузкой, и лучше в компании себе подобных.


Это получается такой джокер, который может многое именно потому, что самолет сможет очень быстро оказаться там, где ему надо. Точнее, надо командованию, которое отдает приказы.

Подводная лодка на боевой позиции (имеется в виду ПЛАРК, мы пока не стираем мир в труху) – это хорошо. Но главный козырь ПЛ в том, что она может прийти в район событий скрытно. Но не быстро. А Ту-160 может не скрытно, но очень быстро. И тактическое равновесие нарушается для любой АУГ, потому что самолетам надо еще взлететь (молчим, что F/A-18 «тушку» просто не догоняет) и что-то изобразить, а стратег уже «на районе распальцовывает». А крылатые ракеты – это очень подлая штука. Она не быстрая, но точная. А Х-555 вполне нормально стартует с таких расстояний, что ни одна американская система ПВО на таких дистанциях не работает.

Чем ближе может подойти самолет до пуска ракет, тем меньше времени остается ПВО для реагирования. И тем сложнее перехватить ракету, которая по вредности своей будет еще маневрировать и лететь над самыми волнами.

А можно сразу зайти с гиперзвуковых. Чтобы обозначить серьезность намерений. Ту-160 идеально подходит на роль носителя «Кинжала», потому что первая ступень из него хоть медленнее, чем из МиГ-31, зато ракет он точно унесет не одну. И на большее расстояние.

Ту-160 – это идеальное оружие первого круга обороны, способное встретить противника на значительном удалении. На не так уж и надо взламывать ПВО США, это сложно, да и не наше это дело – первыми нападать. А вот встретить тех, кто идет с официальным, но совершенно недружественным визитом – для этого Ту-160 и его ракеты пригоден, как никто другой.


Если придет время сносить с лица земли континент Северная Америка, с этим вполне нормально справятся и подводные лодки с МБР, и шахтные чудовища.

Сегодня такой самолет, как Ту-160, не очень хорош для того, чтобы прорываться через завесы истребителей, ЗРК и комплексов РЭБ. То есть то, что мы имеем, говоря о прорыве системы ПВО. Но это идеальное оружие, щит, выдвинутый на 3-5 тысяч километров от границ страны. Ну и меч, способный очень чувствительно ударить по противнику.

Когда мы говорим не о первом ядерном ударе, не о втором, а о превентивном, на дальних подступах к нашим границам – вот здесь Ту-160 просто идеален.

Я в своих статьях не раз говорил о том, что тактика обороны США, которая рассчитывается от плавучих аэродромов, выдвинутых далеко от границ, неплоха. Если нет оружия, способного утопить эти аэродромы. Именно потому военные в США так нервничают, глядя в стороны наших подводных стратегических ракетоносцев, было бы неплохо, если они так же стали нервничать от наличия у России более полусотни (так в планах у Путина было) стратегических воздушных ракетоносцев.

Мы привыкли к тому, что стратегический бомбардировщик рассматривается непременно как оружие первого удара или возмездия. Это не так. В наше время это инструмент хирургически точного воздействия на обстановку, способный вывести из строя АУГ, флот снабжения, мосты, военные базы и прочие цели, находясь ЗА пределами действия ПВО и на дистанциях, недоступных наземным ОТРК.

Так что в наше время должным образом подготовленный и модернизированный Ту-160 очень полезен и актуален. Вопрос только в том, как его применять. Но этот самолет действительно может оказать большое влияние на расклад сил в любом регионе мира при любом конфликте.
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    12 августа 2022 05:17
    Какой элегантный и очаровательный белый лебедь!
  2. +10
    12 августа 2022 05:23

    Какая печальная картина и в то же время свидетельство окончания холодной войны, к сожалению не в нашу пользу - экскаватор американского производства Cat своим ковшом раздербанивает Ту-160...
    1. +14
      12 августа 2022 05:44
      Там висит не ковш, там висят гидравлические ножницы, но сути конечно это не меняет. Жаль, столько потеряли...
    2. +16
      12 августа 2022 05:59
      Лучше б я этого фото не видел бы - сердце кровью обливается и слёзы на глазах...
      1. +1
        12 августа 2022 06:34
        Цитата: aleks neym_2
        Лучше б я этого фото не видел бы - сердце кровью обливается и слёзы на глазах..

        могли бы и не тащить это фото сюда - редиски!
    3. +14
      12 августа 2022 07:52
      Я не романтик, но когда вижу как уничтожают самолёты и корабли, мне слышится их крик живых душ. Ведь каждый самолёт или корабль несёт частицу души его создателей. Вот почему плачут моряки смотря на гибель их корабля.
    4. +6
      12 августа 2022 13:24
      Обратите внимание что в носовой части этого бедолаги снята РЛС "Сопка" , ее электронные блоки , и другие антенны основания крыла. А также нет двигателей.
      Так вот, все это дело снимали под наблюдением наших и списывали во 2-ю , в 4-ю или 5-ю категории запчастей.
      И самое хорошее в утробе транспортника Ил-76 вывозилось в Казань и Энгельс где до сих пор используется для поддержки эксплуатируемых машин.
      Остальное так где-то и лежит на Украине.
    5. 0
      14 октября 2022 21:40
      Это на украине. А рядом летчиков построили = многие из них воевали в "афгане".... Ревели мужики в погонах... А как потом выцарапывали оставшиеся.. История целая. А вот еще (уже) история
      https://inforuss.info/uleteli-oni-uleteli-tak-chtoby/
  3. +11
    12 августа 2022 05:46
    Имеющимися сегодня ресурсами Россия не сможет держать ту 160 в воздухе на боевом дежурство, как и США не смогли держать б52. Увы, денег на это нет.
    1. +8
      12 августа 2022 06:43
      Цитата: реалист
      Имеющимися сегодня ресурсами Россия не сможет держать ту 160 в воздухе на боевом дежурство, как и США не смогли держать б52. Увы, денег на это нет.

      А вот Ту-95 может. Там совсем другая экономичность. Нужен недорогой дозвуковой носитель размерностью Ту-95 и двигателями ПД-14. Их можно было бы выпускать уже не штучно, как Ту-160. Да и потеря была бы не так страшна.
      1. -2
        12 августа 2022 11:53
        Цитата: Stas157
        Цитата: реалист
        Имеющимися сегодня ресурсами Россия не сможет держать ту 160 в воздухе на боевом дежурство, как и США не смогли держать б52. Увы, денег на это нет.

        А вот Ту-95 может. Там совсем другая экономичность. Нужен недорогой дозвуковой носитель размерностью Ту-95 и двигателями ПД-14. Их можно было бы выпускать уже не штучно, как Ту-160. Да и потеря была бы не так страшна.


        ПАК ДА заменит со временем все стратегические бомбардировщики.Размерность у него меньше чем у Ту-95 ,да и двигатели другие.
      2. 0
        12 августа 2022 19:18
        Ту 95, турбовинтовой, точно? Может на платформе ан 124 лучше, он больше вроде?
        1. 0
          13 августа 2022 09:21
          Скорее на базе гражданских машин способных сутки висеть в воздухе на дежурстве.
      3. 0
        13 августа 2022 11:10
        Stas 157:

        —-Честно говоря, меня убедили все «Нет» Автора.

        —-А сценарий, в котором ТУ-160 является средством обороны - меня не убедил. Но это неважно, главное на ВО - чтобы те кто в теме усмотрели рациональность предложенного.
  4. +13
    12 августа 2022 05:57
    Самолет классный и красивый!
    Но к такому самолету и удачному применению его помимо экипажа нужно еще классное командование, которое и отдаст приказ на его применение! К сожалению, это командование не всегда показывает себя с лучшей стороны в СВО! Я имею ввиду командование с большими звездами на погонах..
  5. +3
    12 августа 2022 05:58
    Но этот самолет действительно может оказать большое влияние на расклад сил в любом регионе мира при любом конфликте.
    Ну слава богу, "Лебедь" оправдан и может дальше плыть в небесах. feel
  6. +7
    12 августа 2022 06:08
    Всех причастных с Днём ВВС!
    1. +1
      13 августа 2022 17:36
      И всех , кто причастен к ГВФ !
      1. 0
        13 августа 2022 18:55
        Цитата: тол100в
        И всех , кто причастен к ГВФ !

        ну и их тоже заодно! правда в ГВФ не взяли, зато собирал Ту-154 (производственная практика) в цехе СЧК (все пальцы были в герметике, каждую заклёпку приходилось мазать)))
  7. +7
    12 августа 2022 06:15
    автор не рассмотрел главный козырь Ту-160 это пуск гиперзвуковых ракет с прямоточным двигателем, такое только ему под силу (сверхзвук и габариты)
  8. 0
    12 августа 2022 06:17
    Ну,не понимаю зачем нашим бомбардировщикам такого типа прорывать "собой" ПВО,если они предназначены для того,чтобы наносить удары крылатыми ракетами большой дальности?
    Л-логика =)Зачем самолету который возит крылатые ракеты на 2500+КМ преодолевать системв ПВО?Это уже все вопросы к ракетами.
    Как видим,наши вояки и правительство решило бесконечный поток "аналоговнет" делать,в 1 экземпляре для парадов.
    Хотя нужна просто хорошая и безотказная техника,в больших количествах.Мы не печатаем доллары как США,зачем все эти вундервафли?Я лично не понимаю.
    1. -8
      12 августа 2022 12:20
      вот именно что ничего не понимаете)))
    2. 0
      19 августа 2022 07:15
      Что Вы несёте? recourse
  9. +9
    12 августа 2022 06:26
    У автора каша в голове: он считает, что перехватчик будет не перехватывать бомбардировщика на встречных курсах, а догонять.
  10. 0
    12 августа 2022 06:37
    Ценность этого самолёта в том, что он за какие-то часы может выгрузится по целям в балтийском регионе, снарядится по новой и сделать тоже самое в тихоокеанском регионе.
    1. -1
      12 августа 2022 10:46
      Цитата: Крабонг
      Ценность этого самолёта в том, что он за какие-то часы может выгрузится по целям в балтийском регионе, снарядится по новой и сделать тоже самое в тихоокеанском регионе.

      Не сможет.
      1. Срок подготовки к вылету измеряется десятками часов.
      2. Дальность полета с полной нагрузкой очень сильно падает. С Энгельса в полном грузе он долетит в лучшем случае до Красноярска.
      1. +10
        12 августа 2022 11:15
        1. Срок подготовки к вылету измеряется десятками часов

        Срок предполетной подготовки измеряется временем заправки самолета топливом, загрузкой боевого снаряжения и легким тех.обслуживанием его инженерно-технической службой. Я - авиаинженер...

        Дальность полета с полной нагрузкой очень сильно падает

        Вы забываете о дозаправке в воздухе...
        1. +1
          12 августа 2022 11:27
          Цитата: Luminman
          1. Срок подготовки к вылету измеряется десятками часов

          Срок предполетной подготовки измеряется временем заправки самолета топливом, загрузкой боевого снаряжения и легким тех.обслуживанием его инженерно-технической службой. Я - авиаинженер...

          На подготовку этого самолёта, требуется 64 селовека-часа на каждый час полета машины.
          В составе обеспечивающего вылет АО насчитывается 15 специализированных машин.
          Отказов по БРЭО предостаточно до сих пор.
          Тот же Байкал, как был неработоспособным, так и сейчас глючит а каждом полете. И не он один.
          1. 0
            12 августа 2022 13:46
            Цитата: SovAr238A
            На подготовку этого самолёта, требуется 64 селовека-часа на каждый час полета машины.

            Это откуда? Из РТЭ? А сколько в часах норматив на предварительную, предполетную, к повторному, послеполетную?

            Цитата: SovAr238A
            В составе обеспечивающего вылет АО насчитывается 15 специализированных машин.

            АО это авиационное оборудование.

            Цитата: SovAr238A
            Тот же Байкал, как был неработоспособным, так и сейчас глючит а каждом полете. И не он один.

            Это ж комплекс обороны. В курсе, что его не в каждом вылете используют? Кстати состав его знаешь? Что такое Л-103 например?
      2. 0
        12 августа 2022 13:48
        Что уж там, до Саратова не доползет и о Волгу расшибется wassat
      3. 0
        19 августа 2022 07:19
        А в Укра́инке он загрузиться не сможет?
  11. +6
    12 августа 2022 06:39
    Цитата: Роман Скоморохов
    Сможет ли Ту-160 незаметно подойти к рубежам США? – Нет. Спутниковые группировки и другие средства слежения «увидят» бомбардировщики намного раньше, чем те подойдут на дистанцию удара.
    Для подхода на дистанцию удара НЕ требуется подходить к рубежам США. Благодаря дальнобойным ракетам прорывать наземную систему ПВО не придётся, т.е. не придётся входить в зону ПВО для пуска ракет.
    АУГ США идут к тихоокеанским рубежам нашей страны... И тактическое равновесие нарушается для любой АУГ, потому что самолетам надо еще взлететь (молчим, что F/A-18 «тушку» просто не догоняет)...
    А что, Ту-160 будет пролетать обязательно над АУГ противника? Почему бы не облететь АУГ за 1500-2000 км от неё, чтобы не входить в морскую зону ПВО? В конце концов, можно вообще лететь через Северный полюс.
    1. +7
      12 августа 2022 13:27
      Как это не придется прорывать наземную ПВО США и Канады ?
      Куда он сможет ударить при дальности ракет пусть даже в 4500-4800 км не входя в зону ПВО ?
      Только по Аляске , максимум.
      Расстояние до целей в континентальной части США намного больше.

      НИКАКИХ (!!!) ракет для атаки АУГ и кораблей Ту-160 в настоящее время не несет и нести не может. Их не просто для него.
      А атаковать АУГ опять же возможно только с расстояния 300-350 км когда ее обнаружат РЛС носителя ПКР и головки ракет захватят цель.
      По другому никак.
  12. +5
    12 августа 2022 07:15
    Интересно, по какой причини наши военные демонстрировали кадры работы Ту-160 в Сирии, но не делают тоже самое на Украине?
    1. +6
      12 августа 2022 07:41
      Да по той, что в Сирии у аллах-бабахов всей ПВО только и было, что "Стрелы" да джихад-мобили с ЗУ-23-2. А у yкpoв С-300 и "Бук", и вроде как скоро еще норвежские вундервафли подгонят. А ТУ-160 всего 16 штук, и потеря любого из них станет таким же громким пропагандонским успехом страны 404, как и потеря крейсера. А может и громче.
      1. +2
        12 августа 2022 20:28
        Цитата: Наган
        Да по той, что в Сирии у аллах-бабахов всей ПВО только и было, что "Стрелы" да джихад-мобили с ЗУ-23-2. А у yкpoв С-300 и "Бук", и вроде как скоро еще норвежские вундервафли подгонят. А ТУ-160 всего 16 штук, и потеря любого из них станет таким же громким пропагандонским успехом страны 404, как и потеря крейсера. А может и громче.

        Вот честно, даже не смешно.
        Дальность пуска ракет у ТУ-160 запредельная.
        Х-101 под 5000 км.
        Х-555 под 2000 км. Давно украинское пво на 2000 км пуляит?

        И касательно Крейсера о котором вы заговорили - я в своих статьях уже давно в качестве аргумента приводил, что Ту-160 может наносить удары с безопасной дистанции из глубины территории при этом все его инфраструктура находится далеко от "войны".
        А флот в этих акваториях предельно уйязвим как и его инфраструктура.

        И что в итоге мы видим? Флот наш чехрыжат как хотят.
        ПВО пропускает хаймарсы по мостам и некоторым объектам инфраструктуры.
        Что все корабли в ЧМ по сути плавающие мишени, которые в любой момент могут обстрелять ПКР. А пропуск ракеты это событие вероятностное, невозможно сбивать все.

        И то что их не утопили это только по тому, что запад не готов к такому уровню эскалации (полному уничтожению черноморского флота вместе с ее инфраструктурой).
        А технически... это можно было сделать уже 100 раз.
        1. +1
          12 августа 2022 21:59
          Цитата: Александр Воронцов
          Дальность пуска ракет у ТУ-160 запредельная.
          Х-101 под 5000 км.
          Х-555 под 2000 км.

          А цена у них не запредельная? Сколько "Калибров" можно произвести за цену каждой? Добавьте сюда цену часа полета Тушки, и покойный Леонид Ильич, сказавший "Экономика должна быть экономной", будет в гробу крутиться, как вентилятор. А целей, оправдывающих такие затраты, в/на не так-то уж и много.
          Ту-160, конечно, может нести и чего подешевше, но чтоб это запустить, а тем паче сбросить свободнопадающий чугуний, придется входить в зону ПВО, со всеми сопутствующими рисками.
          Конечно, тренировочные полеты и пуски ракет никто не отменял, и вынести реальную цель в/на как-то правильнее, чем условную цель на полигоне.
  13. +2
    12 августа 2022 07:18
    Очень интересно зачем автор собрался выдвигать Ту-160 против АУГ и главное чем эти АУГ он предлагает обнаружить?
    1. 0
      12 августа 2022 09:04
      " Спутниковые группировки и другие средства слежения «увидят» бомбардировщики намного раньше, чем те подойдут на дистанцию удара."
      У нас же тоже есть спутники слежения.
      1. +4
        12 августа 2022 13:32
        Тех разведывательных спутников что есть очень мало и ресурс их на орбите очень ограничен.
        Они не могут сегодня даже Украину эффективно смотреть, не говоря уже про мировой океан.
      2. +1
        12 августа 2022 18:22
        У нас же тоже есть спутники слежения.

        Правда? А что же мешало в течении шести месяцев этим "спутникам слежения" обнаружить места базирования все еще летающих украинских самолетов и все еще работающие их ЗРК?
        1. +4
          12 августа 2022 20:42
          Цитата: ramzay21
          Правда? А что же мешало в течении шести месяцев этим "спутникам слежения" обнаружить места базирования все еще летающих украинских самолетов и все еще работающие их ЗРК?

          Совокупность факторов, принципиельно отличающих АУГ от единичного самолета.
          1) Мобильность. Самолет может перелететь из одной части Украины в другую буквально за 30 минут. Просмотрели снимки - нет самолетов. Через сколько проверять конкретный аэродром повторно? АУГ движется максимум со скоростью 30 узлов что дает возможность составить расписание проверок.
          2) Способность к маскировке. Самолет можно спрятать так что даже просмотрев снимок со спутника вы его не увидите. Как вы понимаете Авианосец уйти под воду не может.
          3) места базирования таки обнаруживались, вы изначально вопрос ставите некорректно - нужно добавить места базирования ВСЕХ самолетов.

          И по поводу аэродромов... вы когданибудь видели кадры как летчики садятся и взлетают с дорог общего пользования? А если говорить о советских самолетах, то при всем моем скептическом отношении к Су-25 .... мне приходится признать, что что-то а вот сесть чуть ли не на деревенскую дорогу, а потом зарулить чуть ли ни в коровник... он вполне может.
          1. 0
            12 августа 2022 23:00
            То есть обнаружить самолеты (не единичный самолёт) спрятанные на максимум двух десятках аэродромах или замаскированные комплексы С-300 это проблема а обнаружить на миллионах квадратных километрах водного пространства авианосец, постоянно перемещающийся со скоростью 60 км в час это ерунда. Потрясающе!

            Вы почитайте вице адмирала Кореева, про то, как спутниковая система Лиана, включающая активные спутники РТР с атомными реакторами, авиаполк разведчиков Ту-16Р, несколько СКР и множество подводных лодок в 1982 году не смогли обнаружить американскую АУГ, которая оставаясь необнаруженной отработала удары по главной базе РПКСН ТОФ с удаления 300 км.
            А возможности ТОФ СССР не идут ни в какое сравнение с ТОФ РФ, на вооружении которого нет ни Лианы с активными спутниками РТР ни полков авиаразведки, ни дивизии МРА, как и вообще нет МРА, из МАПЛ только полуживой Кузбасс и один Ясень-М, а вместо множества СКР несколько корветов с неработающей ПВО.
            1. +1
              13 августа 2022 10:07
              Цитата: ramzay21
              То есть обнаружить самолеты (не единичный самолёт)
              постоянно перемещающийся со скоростью 60 км в час это ерунда. Потрясающе!

              Узнаю стиль Тимохина.
              Перемешать пару факто с дюжиной предположений, которые ничего общего с реальностью не имеют. И на основе этого строить рассуждения.

              Ну вот возьмем к примеру
              обнаружить самолеты (не единичный самолёт)

              Вот откуда вы взяли "не единичный самолет"?
              Военные со времен царя гороха, в качестве отдельного направления деятельности продумывают и улучшают вопросы вывода авиации из по удара, и внимание "рассредоточения". Поэтому уничтожать самолеты плотно стоящими пачками можно только в начале войны.


              Второй вопрос. Откуда вы взяли максимум 20 аэродромов?
              Вы в курсе что СССР развивал аэродромную сеть на Украине очень активно и вы хотите сказать что там 20 аэродромов?))) Вы эту шутку отправьте в КВН.

              Если вы загуглите список аэроПОРТОВ Украины (значительно более крупная единица чем оперативный аэродром) их будет 40 штук.

              В одной из своих статей я выкладывал ролик, где наши ВКС отрабатывают "развертывание" оперативного аэродрома на участке трассы. Это штатная процедура.
              А теперь вопрос знатокам - а как вы думаете, Украина готовилась к войне?
              А как вы думаете, их курируют люди из Пентагона?
              А как вы думаете, в Пентагоне не понимают, что у России много дальнобойных калибров и мы будем уничтожать авиацию на земле, а следовательно нужно разработать мероприятия по выводу авиации из под удара?

              Я могу найти на карте Гугла любой коровник на Украине и задать вам вопрос - вы даете гарантию что в этом коровнике нет РСЗО? Танка? ПВО?
              Или вы не видели кадры, как украинская РСЗО базируется в торговом центре?
              Или вы не видели кадры, как они перезаряжаются в поле из гражданских фур?
              Или вы не видели кадры как украинские военные пачкой выпрыгивают из машины скорой помощи и не по тому что им стало плохо и им ее вызвали, а потому что они на ней перемещаются.
              Или не видели танки и ПВО стоящие вплотную к жилым домам?

              Более того, я бы на месте наших противников в первые дни войны угнал бы все самолеты в Польшу, где они прошли бы наиболее серьезное ТО, а затем по 2-3 штуки отправлял бы их на Украину. Вот и ищи свищи эти 2-3 борта на всей Украине. По факту это ничем не отличается от поставок на Украину любого другого оружия. И мы не можем жахнуть по складу где та или иная техника стоит на хранеии потому что это не Украинские склады. И не на Украинских заводах и пунтках ТО эту технику приводят в чувства.

              При том что помимо самолетов ресурсы разведки нужно тратить еще и на все остальное - искать системы ПВО, РСЗО, артиллерию, контролировать логистику, понимая где какими силами враг располагает.

              При таких вводных я бы на месте нашего командования вообще забил в какой-то момент на поиски самолетов, в виду крайне неэффективного КПД использования развед ресурсов в условиях наличия более приоритетных задач для имеющихся средств.
              1. -1
                13 августа 2022 20:43
                Узнаю стиль Тимохина.

                С Тимохиным абсолютно согласен и он оказался прав, жаль что вы этого не поняли.

                И вы ушли от первоначального вопроса.
                Самолеты должны совершать вылеты, для этого они должны покидать укрытия, выруливать на ВПП и взлетать, и пусть аэродромов будет даже 100 они все находятся неподвижно на одном и том же месте и если все так хорошо с нашей спутниковой группировкой и все так просто, то почему наши спутники за полгода не поймали выруливающие из укрытий самолеты, хотя их счет на десятки и они каждый день совершают вылеты?
                Почему спутники РТР не обнаружили работу радаров и радиообмен на определенных частотах, характерный для функционирующих аэродромов?
                Почему спутники РТР за полгода не обнаружили работу ЗРК С-300 или Бук?
                Почему за полгода наши спутники не обнаружили танковые колонны, свободно перемещающиеся по Украине и колонны снабжения?
                Почему не обнаруживаются установки ПКР и РСЗО, которые должны покидать укрытия и выдвигаться на позиции?

                Ответьте честно на эти вопросы себе и вы поймете почему эти чудесные спутники не в состоянии обнаружить АУГ, если командующий этой АУГ не захочет чтобы эту АУГ наш спутник обнаружил.
  14. -4
    12 августа 2022 07:33
    А не слышали о продаже Ту160 Индии? Не успели освоить производство, как уже собираемся продавать https://inosmi.ru/20220810/tu-160-255437980.html
    1. -2
      12 августа 2022 08:26
      Китайцы исходят из того, что сказали индийские чиновники, и не исключают возможности того, что кто-то мог спровоцировать китайско-российские отношения. Они напоминают китайцам, что в пограничной войне 1965 года между Китаем и Индией Советский Союз оказывал поддержку Индии, и что если бы выбор был Китай или Индия, русские всегда встали бы на сторону Индии, чтобы ослабить Китай, так же как США используют Украину, чтобы ослабить Россию.
  15. +7
    12 августа 2022 07:34
    инструмент хирургически точного воздействия на обстановку, способный вывести из строя АУГ, флот снабжения, мосты, военные базы и прочие цели
    А мост в Затоке все еще стоит, и эшелоны через него все еще идут. Или имеется в виду, что вышеуказанные задачи будут решаться с применением специальных БЧ?
  16. 0
    12 августа 2022 08:13
    Мосты говоришь способен вывести из строя..
  17. -1
    12 августа 2022 08:18
    Самолёт именно красиво смотрится, в его чертах видна оптимальность. Ну разве это калоши? И да, самолёт необходим именно для поддержки ВС.
  18. -7
    12 августа 2022 08:38
    все верно.
    Пока нет других новых самолетов, а с эффективными менеджерами им появится не просто, надо летать на чем есть.
    И 35 лет - не такой уж большой срок. Буквально вчера новость - комуто продали партию СУ (су 25 вроде ) 40ка летней разработки. и ничего, порядок
  19. +7
    12 августа 2022 09:10
    Есть вопрос целеуказания. Его надо решать одновременно со строительством таких самолетов. Ибо плавучие аэродромы - это не статическая цель, они двигаются.
  20. 0
    12 августа 2022 09:28
    После СВО, предлагаю из музея забрать на Украине Ту160 и вернуть в строй
    1. +1
      12 августа 2022 10:38
      Цитата: Zaurbek
      После СВО, предлагаю из музея забрать на Украине Ту160 и вернуть в строй

      Увы, это невозможно по многим причинам.
  21. +2
    12 августа 2022 10:38
    Автор статьи вообще все переворачивает с ног на голову и не стесняется в подтасовках.

    1. Зачем истребителю, защищающему территорию, гоняться за бомбардировщиком?
    Ведь бомбардировщик сам летит к тебе. И его надо встречать.
    Ракеты на встречных курсах, прекрасно наводятся. ГСН РЛС прекрасно наводится как на сам самолёт, так для нее открытые со всречного ракурса турбины вообще мед для захвата цели.
    ГСН ИК так же прекрасно наводятся на очень горячие кромки воздухозаборников и передние кромки крыльев.
    Не надо догонять бомбер, зачем писать такую ахинею.

    2. Ту-160, как и все остальные самолёты, имеет прямую зависимость по максимальному взлетному весу и в топливе и оружии, соответственно в дальности полета. Либо полная загрузка оружием, но тогда топлива будет гораздо меньше и дальность полета меньше и скорость полета меньше.
    Практически в 3 раза меняется.
    От тех рекордных показателей, которые делались в тепличных условиях.
    3. Самолёт не может продолжительное время летать на сверхзвуке. Сверхзвук, это для Ту-160, экстремальный режим, как для двигателей, для фюзеляжа, так и по расходу топлива. Можно найти информацию о том, что время полета с максимальной скоростью ограничено 12-15 минутами. И все
    Дальше уже идут неотвратимые повреждения элементов.
    4. То назначение и те цели, которые описывает автор для Ту-160, вполне могли бы быть применены в Украине. Но как мы видим ход СВО, успехи в таком применении крайне незаметны.
    Минимальны. Причем работают, судя по ракетам, в основном Ту-22. А уж про вывод из строя АУГ, автор вообще фантазер. Вернее даже не фантазер безобидный, а конкретно шапкозакидатель, который сознательно врёт в статье, которую прочитают десятки тысяч человек, и некоторые из них будут введены в заблуждение, сознательным обманом автора.

    Превентивный ядерный удар силами Ту-160? Это вообще что?
    С одной стороны автор понимает, что массовый взлет стратегов будет обнаружен наших геополитическим врагом мгновенно, соответственно о какой превентивном и идёт речь?
    Какая часть объектов на территории врага сможет быть уничтожена силами имеющихся Ту-160? Мизер!
    Никакой целесообразности в таком мизерном превентивном ударе - нет от слова совсем.
    Тогда зачем писать об этом ударе вообще?
    В общем не статья, а куча сознательной подтасовки, не имеющего ничего общего с реальностью.
    1. -3
      12 августа 2022 13:33
      Цитата: SovAr238A
      Ракеты на встречных курсах, прекрасно наводятся. ГСН РЛС прекрасно наводится как на сам самолёт, так для нее открытые со всречного ракурса турбины вообще мед для захвата цели.

      У тебя турбины спереди? Может и пламя в камере сгорания спереди видишь?

      Цитата: SovAr238A
      ГСН ИК так же прекрасно наводятся на очень горячие кромки воздухозаборников и передние кромки крыльев.

      Как они нагреются-то? Летит он на 900 км/ч.

      Цитата: SovAr238A
      Либо полная загрузка оружием, но тогда топлива будет гораздо меньше и дальность полета меньше и скорость полета меньше.

      Как скорость будет меньше? Все оружие внутри!

      Цитата: SovAr238A
      Практически в 3 раза меняется.

      Думаешь если недолить 25 т из 150, то в 3 раза меняется?

      Цитата: SovAr238A
      3. Самолёт не может продолжительное время летать на сверхзвуке. Сверхзвук, это для Ту-160, экстремальный режим, как для двигателей, для фюзеляжа, так и по расходу топлива. Можно найти информацию о том, что время полета с максимальной скоростью ограничено 12-15 минутами. И все
      Дальше уже идут неотвратимые повреждения элементов.

      Где такую ахинею взял? Про рекорды почитай и что с этим самолетом стало.
      1. +2
        12 августа 2022 13:49
        Цитата: Летавший
        Цитата: SovAr238A
        Ракеты на встречных курсах, прекрасно наводятся. ГСН РЛС прекрасно наводится как на сам самолёт, так для нее открытые со всречного ракурса турбины вообще мед для захвата цели.

        У тебя турбины спереди? Может и пламя в камере сгорания спереди видишь?

        Цитата: SovAr238A
        ГСН ИК так же прекрасно наводятся на очень горячие кромки воздухозаборников и передние кромки крыльев.

        Как они нагреются-то? Летит он на 900 км/ч.

        Цитата: SovAr238A
        Либо полная загрузка оружием, но тогда топлива будет гораздо меньше и дальность полета меньше и скорость полета меньше.

        Как скорость будет меньше? Все оружие внутри!

        Цитата: SovAr238A
        Практически в 3 раза меняется.

        Думаешь если недолить 25 т из 150, то в 3 раза меняется?

        Цитата: SovAr238A
        3. Самолёт не может продолжительное время летать на сверхзвуке. Сверхзвук, это для Ту-160, экстремальный режим, как для двигателей, для фюзеляжа, так и по расходу топлива. Можно найти информацию о том, что время полета с максимальной скоростью ограничено 12-15 минутами. И все
        Дальше уже идут неотвратимые повреждения элементов.

        Где такую ахинею взял? Про рекорды почитай и что с этим самолетом стало.

        Ты на чем летавший то?
        То, что температура передних кромок крыльев доходить до 600-700 градусов ты не в курсе, Летавший?
        На скоростях в 1000-1500 температура кромок вполне может быть до 250 градусов.
        То, что вращающиеся лопатки компрессора, самая лучшая цель для РЛС АФАР в передней сфере, ты не в курсе, Летавший?
        Скорость загруженного самолёта, как и дальность полета, имеет прямую зависимость от веса самолёта. Тот же Ту-95 с полной нагрузкой имеет боевой радиус не более 3500 км, а ему дают по 12...
        Судя по тому, что ты совершенно не знаешь простейших вещей, летал ты явно не дельтаплане...
        1. -1
          12 августа 2022 14:57
          Цитата: SovAr238A
          Ты на чем летавший то?

          На балалайке laughing

          Цитата: SovAr238A
          На скоростях в 1000-1500 температура кромок вполне может быть до 250 градусов.

          Русским по белому написано 900±50 км/ч у него крейсер. Откуда 250 градусов на 1000 км/ч? ГОСТ 25431 изучи, а потом уже глупости пиши. По такой логике конкорд на числе М=2 (более 2100 км/ч) плавился? Или это другое?


          Цитата: SovAr238A
          То, что вращающиеся лопатки компрессора, самая лучшая цель для РЛС АФАР в передней сфере, ты не в курсе, Летавший?

          Ты же про турбину писал! Переобулся?

          Цитата: SovAr238A
          Скорость загруженного самолёта, как и дальность полета, имеет прямую зависимость от веса самолёта.

          Ну скажи какая скорость у Ту-160 с массой 250 т, 220 т, 200т?
  22. 0
    12 августа 2022 10:39
    Толковая статья, автору плюс.
  23. 0
    12 августа 2022 11:17
    Мне кажется, что концепт (при одном техническом уровне) до(транс)звукового бомбера с просторным и универсальным бомболюком, гражданскими ТРД , БРЭО, кабиной...перспективнее, чем сверхзвуковой Ту160.
  24. +7
    12 августа 2022 11:23
    Во-первых, многие путают Ту-95 и Ту-95МС. В отличие от американских В-52, выпущенных в лохматые годы, Ту-95МС это повторный запуск в серию переработанной версии Ту-95 в восьмидесятые годы, потому машина сравнительно новая.
    Во-вторых, нужно строить не только Ту-160, но и Ту-95МС. Самолёты прекрасно дополняют друг друга. Если первый способен на стремительный рывок, то сильная сторона второго возможность длительного патрулирования.
    А учитывая географическое положение РФ, это оптимальное решение. Именно в стратегическую авиацию нужно вкладываться и не отвлекать ресурсы на постройку корыт именуемых авианосцами, чей звёздный час уже прошёл, во время ВМВ.
    В-третьих, по поводу невидимости. Снижение РЛ заметности дело хорошее, но должно быть без фанатизма. То есть, не в ущерб ЛТХ. Нужно понимать, что абсолютной РЛ незаметности не бывает, она только в определённых диапазонах и то временно. Для тех же РЛС дальнего обнаружения её не существует вообще. Можно изощряться с материалами, покрытиями, но от факта наличия зоны уплотнённого воздуха перед самолётом никуда не деться. А этого более чем достаточно для РЛС.
    1. +1
      12 августа 2022 20:49
      Цитата: vovochkarzhevsky
      А учитывая географическое положение РФ, это оптимальное решение. Именно в стратегическую авиацию нужно вкладываться и не отвлекать ресурсы на постройку корыт именуемых авианосцами, чей звёздный час уже прошёл, во время ВМВ.

      Именно. Об этом и писал в своей статье
  25. +4
    12 августа 2022 11:30
    но если в США над стратегической авиацией работали плотно, то в СССР предпочли развивать межконтинентальные баллистические ракеты.

    Правда в те годы в США и про совершенствование баллистических ракет "очень даже не забывали", начиная с постановки на боевое дежурство первых межконтинентальных ракет типа SM-65 "Атлант" в 1959 и далее - межконтинентальных ракет типа HGM-25A "Титан", LGM-25C Титан-2".
    Проект, что называется, «не сыграл», «Валькирию» и «Рапиру» строить серийно не стали по многим причинам

    По сути по единственной причине. Бороводородное топливо, которое эти самолеты использовали это такой лютейший капец, "что ни в сказке сказать, ни пером описать" (с)
    Далее американцы, разочаровавшись в перспективах высотного прорыва ПВО

    Ну как разочаровались.. высотный самолет-разведчик SR-71 "Черный дрозд", например, очень даже применялся, например...
    Можно ли назвать Ту-160 неуязвимым? – Нет.

    Собственно, человечество пока что не выдумало вообще НИ ОДНОГО самолета, который можно было бы назвать неуязвимым.
    Когда перехватчик стартует с земли, а бомбер уже делает 2500 км/ч на высоте 15 км – вперед, догоняйте! Это математика, а она против такого.

    Если бомбардировщик не является самолетом, построенным с использованием технологии стелс, перехватчик полетит к нему встречным курсом, а не догоняющим. Потому что бомбардировщик будет достаточно рано обнаружен радарами системы ПВО.
    тогда, когда самолет УЖЕ взлетел и болтается в районе событий. естественно, с полной боевой нагрузкой, и лучше в компании себе подобных.

    Правда, никто не гарантирует, что в условиях гипотетического "угрожаемого периода" рядом не будут "болтаться" истребители гипотетически-потенциального противника. Скорее всего как раз таки очень даже будут.
    потому что самолетам надо еще взлететь и что-то изобразить, а стратег уже «на районе распальцовывает»

    Ничто собственно не мешает истребителям авианосной группы гипотетически-потенциального противника "распальцовывать" прямо рядом с бомбардировщиком. Периодически ротируя состав самолетов по мере выработки топлива/накопления усталости пилотов.
    просто не догоняет

    Та же ракета "воздух-воздух" типа AIM-120C/D AMRAAM развивает скорость около 4 Махов.
    1. 0
      12 августа 2022 13:43
      Цитата: Terran Ghost
      По сути по единственной причине. Бороводородное топливо, которое эти самолеты использовали это такой лютейший капец, "что ни в сказке сказать, ни пером описать" (с)

      Какое еще бороводородное топливо? Это проджект. Валькирия летала на керосине JP-6. А вот то что стратофортресс нес четыре скайболта, а валькирия в теории один кастрированный очень даже сыграло. Ну и создание С-200 и МиГ-25П само собой.

      Цитата: Terran Ghost
      Ничто собственно не мешает истребителям авианосной группы гипотетически-потенциального противника "распальцовывать" прямо рядом с бомбардировщиком. Периодически ротируя состав самолетов по мере выработки топлива/накопления усталости пилотов.

      Что ему там делать? Хорнеты дальше 800 км от палубы не летают.

      Цитата: Terran Ghost
      Та же ракета "воздух-воздух" типа AIM-120C/D AMRAAM развивает скорость около 4 Махов.

      А стреляет на сколько? Как Х-55 на 1500+ км?
  26. -6
    12 августа 2022 12:54
    начался очередной содом тролей и отставников. Генералы и командиры с большими звездами негодятся. Идея бомбера устарела. приказ никто не отдаст потому что абрамович не разрешит. Все коррумпированны, надо наделать ИЛ2 и всех разбомбить. автор - тупарь ,все некомпетентны, и прочая прочая. американцы тоже неумные люди т.к. дали денег на заранее провальный проект. Короче: все плохо и ту 95 самое то ,потому что мы к нему керосин возили и тогда мы были молоды и нас бабы любили (иногда).
    А самолет прекрасен и главное -ОН ЕСТЬ У НАС!
  27. 0
    12 августа 2022 13:30
    Чë то в комментах разгорелся безсмысленнный спор. Хотя отчасти в этом и вина автора что сделал несколько ошибок в деталях применения и потому сделал неверный общий вывод.

    Задача лебедя, это быстрый перелëт в опасный регион, зделать залп дальнобойными ракетами (могут быть как дозвуковые так и сверх/гиперзвуковые) и так же быстро вернутся для заправки и готовности к следующему вылету. При этом сам самолëт в силу использования дальнобойных ракет даже не будет входить в зону действия большенства систем ПВО противника.

    Короче тактика данного бомбардировщика, быстрый и массированный ракетный залп по противнику не входя в зону действия ПВО с быстрым возвращением из зоны перехвата к себе на аэродром.
  28. -2
    12 августа 2022 13:42
    "Прощай, Антонина Петровна, - не спетая песня моя" ("Давно не бывал я в Донбассе"\\Музыка: Н.Богословский Слова: Н.Доризо)
  29. +5
    12 августа 2022 13:48
    По поводу использования данного ракетоносца против кораблей, то в настоящее время в вооружении самолета совсем отсутствуют какие-либо ракеты для этого.
    Их просто нет и никогда не предусматривалось такое применение этого ракетоносца в отличии от Ту-22М.
  30. -1
    12 августа 2022 14:09
    Ту-160 будет хорош только в том случае, если количество таких машин обеспечит гарантированное нанесение превентивного удара. Для этого они должны быть построены в таком количестве, чтобы с учетом необходимости организации сменного боевого дежурства и нормального ритма регламентного обслуживания они могли эффективно выполнить свою миссию. Не могу сказать сколько машин для этого потребуется, но то что не менее пятидесяти - однозначный факт. Поэтому на сегодняшний день следует признать Ту-160 недостаточно эффективным оружием. Именно с точки зрения их малочисленности.
  31. -1
    12 августа 2022 15:43
    Просто эмоции, хоть и не достойно Нашего сайта.
    КРАСОТА УЖАСА НЕОТВРАТИМОСТИ ВОЗМЕЗДИЯ!
    Когда то с таёжного озера спугнул пару лебедей-шипунов. Реально - по размерам две коровы, а ведущий( мужик) оглядывался на меня и шииипел.
    Через какое то время увидел взлёт пары "160". Так же натужно, долго, до конца ВПП ( как инженер могу предположить, что с max взлётной массой). Ведь кто то умный назвал их "Белые лебеди" - слуги Бабы-Яги, а не птички на Патриарших прудах.
  32. 0
    12 августа 2022 17:28
    ту160 конечно замечательный, но учитывая , что его проект занял лишь третье место, остаётся только гадать насколько великолепный самолёт мы потеряли в результате подковёрной борьбы Туполева
  33. +1
    12 августа 2022 19:32
    Я сначала читал.Зачитался, а потом автора посмотрел.И не удивился. good Вещь!
    Как видите, доллары, вовремя и куда надо занесенные творят чудеса, работая намного эффективнее высотных перехватчиков и зенитных ракет.
    -А это вообще шедевр!
  34. 0
    13 августа 2022 17:14
    «успели построить всего 25 машин» - на самом деле было собрано более 30 машин (~35 - 36).
  35. 0
    13 августа 2022 19:03
    Когда перехватчик стартует с земли, а бомбер уже делает 2500 км/ч на высоте 15 км – вперед, догоняйте! Это математика, а она против такого. Перехватчик должен выдавать 3-3,5 тысячи км/ч, чтобы догнать Ту-160, да и то, это произойдет не сразу.
    Очередной бред. 1) Почему должен догонять.
    2) Время полета на сверхзвуке.
    Но это идеальное оружие, щит, выдвинутый на 3-5 тысяч километров от границ страны. Ну и меч, способный очень чувствительно ударить по противнику.
    Как мило Роман расписывал про вражье ПВО, а тут забыл свои же слова и снова бредит.
  36. 0
    18 августа 2022 09:42
    Александр ,спасибо за статью, хотелось бы уточнить два момента из нее:
    все-таки сцепилась с Японией за Курилы. Японский флот тоже начинает дергаться в нашу сторону.

    Сможет ли наша дальняя и стратегическая авиация потопить флот Японии (попутно задеть аэродромы на островах), одним залпом при начале такого конфликта, если допустим на ту-22 и ту 160 появится гиперзвук. Если здесь еще можно придумать как можно получить целеуказания, не слишком далеко Япония. Вопрос будет в эффективности пво эсминцев, то
    И тактическое равновесие нарушается для любой АУГ, потому что самолетам надо еще взлететь (молчим, что F/A-18 «тушку» просто не догоняет) и что-то изобразить, а стратег уже «на районе распальцовывает». А крылатые ракеты – это очень подлая штука. Она не быстрая, но точная. А Х-555 вполне нормально стартует с таких расстояний, что ни одна американская система ПВО на таких дистанциях не работает.

    если и ту 160, 22 не будут влетать в зону действия ф-18, как крылатые или гиперзвуковые ракеты получат целеуказания на корабли противника за 1000-1500 км?
  37. +1
    20 августа 2022 10:09
    Модификации могут изменить оружие и любую вещь до неузнаваемости. В хороших руках Ту 160 ещё летать и летать......

    А в руках безразличных- вещь выжимают до предела и выбрасывают, не задумываясь о том, что заменить её нечем. Безумие.... Ибо боевой самолёт в России - не может быть "иномаркой".
    Автор невольно подразумевает, что мы живем за счёт эксплуатации советских технических идей и советского наследия. "Ту 160" -1981 год, "Калибр" - 1983 г.....

    "Буран", который в 1988 поднял 100 тонн на НОО - попросту выкинули.
    "Буран превратили в ресторан".
    Рогозин занимался разрисовыванием ракет под матрёшки. И главное достижение было в том, что "сегодня опять запустили ракету и никого не убило"
    1. 0
      5 октября 2022 19:35
      А вы почитайте на досуге сколько было успешных запусков до и при Рогозине. Я вас уверяю, сильно удивитесь…
  38. 0
    20 августа 2022 16:56
    am Актуальны Ту-160М и Ту-22М3М только с Кинжалами!
  39. 0
    20 августа 2022 21:39
    awtor cus neset nado perwym udarit eto jedinstwennyj sans pobedy inace 1941 powtoritsa ne hocu Panfilowcem 2.0 stat 27 km od rozwalin Moskwy i Kremla net gwarancji sto paradom pobedy okoncitsa i ze kitajcy w Sybir ne wlezut unasledowat resursy pokojnoj Rossji etaja nelepaja boltownja "Nikogda perwymy ne primenim"istinnoj priczinoj obnaglenja NATO nenawidet ne perekratjat pust bojatsa nacnut
  40. 0
    20 августа 2022 22:08
    Цитата: Наган
    специальных БЧ?

    samolot ne deszewoj ispolzowat obyczne oruzje raztocitelno jest w wojennoj nauke ponjatje ekonomiceskoj prawilnosti udara: bojepripas i stoimost dostawki srawnaetsa z stoimostej porazenoj celi protiw etomu casto USA gresili primer jugoslawja po 122 mm haubice obrazca1938 Tomahawkom walit bezumje
  41. 0
    20 августа 2022 22:23
    Цитата: Osipov9391
    нести не может. Их не просто для него

    modernizacja w nositela Cirkona ispolnima ili net moj wopros do specjalistow? ja ne lotcik ja diwersant pospecjalnosti no mne interesno
  42. 0
    29 сентября 2022 23:08
    Вот автора песни про лебедей, который её пел, не помню, но помню, что Лебедь сложил крылья и ударился об землю. Неужели этот лебедь должен сделать такое и запеть песню лебедя летя к земле?
  43. 0
    8 октября 2022 09:36
    1. Есть ещё локальные конфликты где этот самолет можно использовать из-за пределов работы ПВО. 2. Демонстрация силы у берегов потенц. противника. Да и разовый пуск 16-ти крылатых ракет с ядерными боеголовками из-за 200-мильной зоны это серьезный аргумент. Удар пары ту-160 и какая бы хорошая ПВО не была, часть ракет пропустит. Идеального ничего не бывает. Да и крылатые идут не быстро, но почти по земле. А холмистая местность идеал для их полета.