Сидеть и не потеть: сидения для танкистов со встроенным кондиционером

73
Источник: smolbattle.ru

Источник: smolbattle.ru


Как известно, в жаркую и солнечную погоду нахождение внутри танка слегка напоминает поход в баню – температура воздуха в его обитаемых отделениях может достигать отметки в +50 градусов Цельсия. В таких условиях о длительной боевой работе не может быть и речи, поэтому наличие кондиционеров на военной технике уже стало привычным делом. Но охлаждение воздуха – лишь один из способов сделать жизнь танкистов комфортнее. Альтернативой может быть «холодное сидение», разработанное ещё в СССР в 80-х годах.



Источник: ivan-perevodchik.ru

Источник: ivan-perevodchik.ru

А зачем оно нужно?


Для того, чтобы понять целесообразность разработки «холодного сидения», нужно немного поговорить о требованиях, предъявляемых к танковым кондиционерам.

Почему же в танке бывает настолько жарко? В первую очередь, конечно, из-за брони. Корпус и башня танка очень быстро нагреваются от горячего окружающего воздуха и солнечных лучей, при этом они крайне активно отдают тепло и фактически устраивают из обитаемых отделений танка настоящую баню. Дополняется этот вредный обогрев и другими источниками тепла: работающим двигателем и трансмиссией, жар от которых проникает в боевой отсек. Вносит свою лепту и стрельба из пушки – калории сжигаемого при выстреле пороха не пропадают бесследно.

Учитывая такое количество «обогревателей», охлаждающий воздух кондиционер должен обладать весьма приличной мощностью, потому «отжирание» пары киловатт из бортовой электросети танка – это далеко не предел, а возможности её далеко не безграничны. Кроме того, жёсткие ограничения накладываются и на габаритные показатели охладителя, впрочем, наиболее крупные элементы его конструкции можно вынести за пределы заброневого объёма.

Внешний блок кондиционера на башне Т-90СА. Источник: topwar.ru

Внешний блок кондиционера на башне Т-90СА.

Разумеется, на сегодняшний день все эти проблемы так или иначе решены, так что установка «кондёра» вполне возможна и практикуется, хотя и не в принудительно-массовом порядке, для абсолютно всех машин. Но что может предложить охлаждаемое сидение?

Очень умеренное потребление электроэнергии. Обычному кондиционеру требуется непрерывно перегонять через себя большие объёмы воздуха – отсюда, в общем-то, и те самые киловатты, нагружающие бортовую сеть. Сидение же охлаждает тело танкиста за счёт плотного контакта с ним. Таким образом отвод тепла происходит напрямую, а это непременно положительно сказывается на энергоэффективности системы – в среднем одному сидению танкиста требовалось не более 300 ватт для своей работы.

Что же, пришло время рассмотреть это изделие подробно. Тем более что его состав одним лишь креслом не ограничивается.

Конструкция охлаждаемого сидения


За основу изделия взято вполне стандартное сидение, нижнюю подушку (на которой танкист сидит) которого заменили на модернизированную. В ней установлена панель, состоящая из девяти термоэлектрических элементов, работающих по принципу эффекта Пельтье.

В упрощенном виде этот эффект заключается в переносе энергии (тепла) при прохождении электрического тока в месте контакта двух разнородных проводников. Примером могут служить два элемента – один из сурьмы, а другой из висмута. Если в месте их соприкосновения капнуть немного воды и пустить через них электрический ток, то вода превратится в лёд.

Источник: «Локальная тепловая защита экипажа ВГМ». В.А. Арефьев, В.И. Голуб и др.

Источник: В. А. Арефьев, В. И. Голуб и др. «Локальная тепловая защита экипажа ВГМ».

При работе таких термоэлектрических панелей их верхняя часть (пластина), которая контактирует с телом танкиста, будет охлаждаться, а вот нижняя, наоборот – нагреваться. Поэтому для отвода тепла от этих элементов используется водяное охлаждение: вода прогоняется через теплообменники охлаждающих панелей и затем уходит в радиатор, обдуваемый вентилятором.

Охлаждаемое сидение и продуваемый жилет. Источник: «Локальная тепловая защита экипажа ВГМ». В.А. Арефьев, В.И. Голуб и др.

Охлаждаемое сидение и продуваемый жилет. Источник: В. А. Арефьев, В. И. Голуб и др. «Локальная тепловая защита экипажа ВГМ».

Но одним «холодным сидением» решили не обходиться. Дополнением к нему стал специальный противоосколочный жилет танкиста, к которому через шланг подключен воздушный нагнетатель. Этот жилет выполняет двойную роль: защищает от ранений при пробитии брони и охлаждает верхнюю часть тела человека за счёт обдува воздухом.

В итоге получилась хоть и сложная на вид, но довольно энергоэффективная установка, которая при своей работе потребляла до 80 ватт в режиме обдува через жилет и до 300 ватт в совмещённом режиме, когда включался одновременно обдув тела и охлаждение сидения. Остальные характеристики можно посмотреть на прикреплённом ниже изображении.

Параметры охлаждаемого сидения в комплекте с жилетом. Источник: «Локальная тепловая защита экипажа ВГМ». В.А. Арефьев, В.И. Голуб и др.

Параметры охлаждаемого сидения в комплекте с жилетом. Источник: В. А. Арефьев, В. И. Голуб и др. «Локальная тепловая защита экипажа ВГМ».

Испытания и выводы


Для того, чтобы проверить работоспособность и эффективность охлаждающего сидения, им оборудовали место механика-водителя в танке Т-62 и провели испытания в пустынной местности на юге Узбекистана. Для опытных заездов выбирали наиболее жаркое дневное время: с 12:00 до 18:00. При этом температура воздуха внутри обитаемых отделений достигала 48 градусов по Цельсию, а внутренних поверхностей танка – 55 градусов.

Все члены экипажа были одеты в одинаковую одежду, состоящую из хлопчатобумажных брюк и гимнастёрок, а также жилетов и кирзовых сапог.

В ходе эксперимента практически сразу подтвердился факт: без кондиционера в сильную жару даже просто находиться в танке, не выполняя сложной боевой работы, уже пытка. Командир и наводчик, у которых не было охлаждающих кресел, не выдерживали больше трёх часов. Более того, нередки были ситуации, когда испытания приходилось прерывать уже через час-два после их начала, поскольку танкисты теряли сознание или находились в таком состоянии, что продолжение этой экзекуции грозило серьёзными последствиями для их здоровья.

Мониторинг физиологических параметров командира и наводчика показал, что температура их тел взлетела до 38,5–38,6 градусов Цельсия, а частота сердечных сокращений возросла до 120 ударов в минуту. Влагопотери (через пот) доходили до 850 грамм в час.

А вот водителю, как говорится, было «по кайфу» с обдуваемым жилетом и прохладным сидением. Высокая температура внутри танка не помешала ему управлять танком, совершая, кстати, немало физической работы, в течение шести и более часов. По сути, он мог сидеть в нагретой машине хоть сутки, если бы это понадобилось.

Температура его тела не превышала 37 градусов, а пульс – 76 ударов. Влагопотери составили 708 грамм. Результат вполне отличный.

Так же, помимо танка, охлаждаемое сидение испытывалось в БМП-2 и БТР-80, где тоже показало себя хорошо. Об этом можно узнать из приложенной таблицы.

Кондиционер, вытяжка – совместная работа сидения и жилета; вытяжка – использование только продуваемого жилета; прочерк – отсутствие жилета и охлаждающего сидения. Источник: «Локальная тепловая защита экипажа ВГМ». В.А. Арефьев, В.И. Голуб и др.

Кондиционер, вытяжка – совместная работа сидения и жилета; вытяжка – использование только продуваемого жилета; прочерк – отсутствие жилета и охлаждающего сидения. Источник: В. А. Арефьев, В. И. Голуб и др. «Локальная тепловая защита экипажа ВГМ».

В целом изделие получилось действительно интересным. Оно стало довольно нестандартным для бронетанковой техники решением проблемы нормальных климатических условий в обитаемых отделениях боевых машин. При этом, в отличие от классических кондиционеров, эта система потребляла небольшую мощность из бортовой электросети – менее одного киловатта, если охлаждаемые сидения были у всех членов экипажа. Поэтому эти охладители активно предлагались к установке на советские танки, но не получилось.

Перспективы у такой локальной термозащиты танкистов были весьма туманны.

Во-первых, для радиаторов и вентиляторов, охлаждающих воду, требовался хоть и не большой, но всё же очень дефицитный свободный заброневой объем, каждый кубический сантиметр которого в наших танках и без того на вес золота.

А во-вторых, учитывая консервативность военных (и не только военных) чинов, об установке даже обычных кондиционеров, не говоря уже о локальных, можно было и не мечтать.
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    12 августа 2022 05:18
    с обдуваемым жилетом и прохладным сидением.

    Интересно, а знакомо ли авторам изобретения "прохладного сидения" слово "простатит"?
    1. +12
      12 августа 2022 05:54
      Ну радикулит то точно знаком
      1. +4
        12 августа 2022 06:13
        Всяко разно, кондиционер удобнее.
        Всем привет!
        1. +7
          12 августа 2022 06:42
          Утро доброе. Никогда о таком изобретении не слыхал, но...
          Вспоминая свои танковые марши, могу сказать с уверенностью, что больше досаждал пот, заливающий лицо, а не перегретая спина или "пятая точка" smile
          1. +2
            12 августа 2022 09:47
            Доброе утро .
            Тоже не слышал о таком "кондиционере" .
            Нет слов , кондиционер штука удобная и полезная . Человек в жару не такой внимательный , может совершить ошибки .
            Но не все хорошо и с кондиционером . Он сушит воздух .
            При долгой езде ощущение , как песок в глаза насыпали , без соответствующей влажности воздуха , высыхает оболочка глаза .
            Я при долгой езде в жаркую погоду , кладу на заднее сиденье кусок целлофана , а на него влажное полотенце , которое время от времени смачиваю .
            1. -1
              12 августа 2022 16:37
              Цитата: Кузнец 55
              Но не все хорошо и с кондиционером. Он сушит воздух

              Это как раз исправимо, испарительная форсунка в джете решает эту проблему, увлажняя воздух.
            2. +2
              12 августа 2022 21:49
              Значит плохой кондиционер ,у нас на танках Меркава-4 и БТР Намер автоматически регулируется влажность и к тому же стоит накопитель влаги и через фильтр отличная вода,а также минибар с горячей и холодной водой,на учениях в пустыне радости нет границ.
              1. +2
                12 августа 2022 22:19
                Танк я себе еще не приобрёл ))))
                А на легковушке стоит климатроник . На короткие поездки не надо увлажнять воздух , но если ехать несколько сотен км , то лучше . Но можно и время от времени открывать окошко или делать остановку .
              2. -5
                13 августа 2022 16:55
                Цитата: merkava-2bet
                а также минибар

                А блэкджек и шлюхи?
          2. +4
            12 августа 2022 10:50
            Тоже вспомнил свои ощущения,правда не средняя азия или афган а прибайкалье.По моему дешевле сделать памперс на тело(желательно многоразовый) и небольшой приток относительно прохладного воздуха к голове.
          3. +1
            12 августа 2022 11:31
            Цитата: Вождь краснокожих
            Утро доброе. Никогда о таком изобретении не слыхал, но...
            Вспоминая свои танковые марши, могу сказать с уверенностью, что больше досаждал пот, заливающий лицо, а не перегретая спина или "пятая точка" smile

            Я Игорь, читал о подобных задумках в периодической литературе. Идея неплохая, частично реализована в Израиле.
            Но любые жилеты всегда будут стеснять экипаж.
      2. AUL
        +8
        12 августа 2022 08:05
        Цитата: сибиряк54
        Ну радикулит то точно знаком

        И чирьи по всему телу! Думаю, форумчане-медики могут многим дополнить этот список.
        1. +1
          12 августа 2022 20:46
          Вот сколько езжу за рулем с кондеем ни когда с описанной вами проблемой не сталкивался
        2. +1
          13 августа 2022 13:02
          Конкретно на испытаниях этих жилетов была пневмония. Похоже, что надо локально охлаждать плечи и бёдра, но не суставы. И голову умеренно.
    2. +4
      12 августа 2022 06:11
      Который на таком сиденье будет гарантирован 146%.
    3. 0
      12 августа 2022 10:57
      Цитата: Дилетант
      с обдуваемым жилетом и прохладным сидением.

      Интересно, а знакомо ли авторам изобретения "прохладного сидения" слово "простатит"?

      Я так понимаю, что машины с вентилируемым сидением у вас никогда не было и вы никогда даже не садились в такую машину?
    4. +3
      12 августа 2022 11:32
      Кроме простаты там(в области таза) еще много чего "веселого" можно заработать.
    5. +1
      12 августа 2022 20:42
      Цитата: Дилетант
      с обдуваемым жилетом и прохладным сидением.

      Интересно, а знакомо ли авторам изобретения "прохладного сидения" слово "простатит"?

      Бывает так, что с простым кондёром или не удачно открытым окном, так продует мышцы спины и шеи, что совсем не до езды и работы становится, а тут в танке. Я думаю кондиционер, всё же лучше, чем охлаждаемое сидение. У меня в машине есть такая функция, никогда не пользуюсь.
    6. -1
      10 ноября 2022 19:30
      Простатит конечно опасен, но потеря сознания мехводом это минимум авария на учениях, и гибель машины в бою, так что риск небольшой, по сравнению с пользой.
      1. 0
        11 ноября 2022 04:26
        Простатит конечно опасен, но потеря сознания мехводом это минимум авария на учениях,

        Вы абсолютно правы! Но только в случае, когда у мехвода мозги не в голове, а в попе, которую вдобавок требуется охлаждать.
  2. +2
    12 августа 2022 05:22
    Вот это патент!
    У израильтян как то проще - от маломощного кондиционера идут гибкие пластиковые трубы, тебе надо - засунул её в коммерческих, не надо - вытащил
    1. +3
      12 августа 2022 16:20
      Кому и куда совать?)) Альберт, Приветствую!
      1. +2
        12 августа 2022 23:13
        Привет! hi
        В комбинезон себе ))
        Ну, если приведешь в танк солдатку - то ролевые игры и все такое, yes .))
  3. +3
    12 августа 2022 06:10
    учитывая консервативность военных (и не только военных) чинов, об установке даже обычных кондиционеров, не говоря уже о локальных, можно было и не мечтать.

    Об этой "консервативности" можно слагать легенды.... Жаль только, что не очень позитивные. wink
    1. +2
      12 августа 2022 11:39
      Цитата: Hagen
      учитывая консервативность военных (и не только военных) чинов, об установке даже обычных кондиционеров, не говоря уже о локальных, можно было и не мечтать.

      Об этой "консервативности" можно слагать легенды.... Жаль только, что не очень позитивные. wink

      Это реализм а не консервативность..
      Пара лет на таком сиденьи в Средней Азии и танкист станет профнепригоден- радикулит и т.п.
      А у срочников - простатит, и это при том что государство билось за размножение народа...
      1. +3
        12 августа 2022 12:01
        Цитата: свой1970
        Это реализм а не консервативность..

        Это в большой степени воспитанное терпеливостью русского солдата равнодушие некоторых отцов-командиров к нуждам солдатской массы. И это не только в кондиционерах на военной технике заключается. Это и в простых хозяйственных буднях повсеместно жило до конца прошлого века. Сегодня что-то меняется, но все это не движение "снизу", не от простого ротного или комбата. Это надо чтобы министр приехал и облагодетельствовал. Как-то встречал в полку министра обороны Финляндии. Та сдержанно удивлялась дремучим условиям жизни солдата в нашем полку. А полк был с именем, по меркам округа продвинутым. Как-то в очередной раз мы выиграли "переходящее знамя" по итогам летнего периода обучения. Командующий решил его вручить 2 января. Весь полк новогоднюю ночь встречал "рукопашной" схватке со снегом. И что примечательно, ни малейшего намека на механизацию процесса. Бедна была та рота, которой достался полковой плац laughing. На стрельбах зимой от одного вида замороженной БМП в дрожь бросало. А учения на технике в шинелях кроме мата не рождали никаких эмоций laughing (Наверное от этого служба в СА помятна любому мужчине советского производства на всю жизнь, и потом объединяет их невзирая на положение в карьере. laughing
  4. +5
    12 августа 2022 06:14
    Я предпочел бы прохладный ветерок в лицо, а не в зад.
    1. AUL
      +2
      12 августа 2022 08:07
      В комплекте с гайморитом?
      1. -1
        12 августа 2022 11:23
        В комплекте с гайморитом?

        Обычно в машине я направляю холодный воздух на лобовое стекло. Но вот на этой неделе ехал из Крыма и при проезде Ростова вынужден был направлять холодок в лицо, жара была 35 градусов и пробка.
  5. +1
    12 августа 2022 06:19
    Можно ещё комбез охлаждаемый сделать совсем хорошо будет танкисту.
    1. Eug
      +5
      12 августа 2022 06:32
      По типу ППК для летчиков, только вместо сжатого воздуха по трубкам холодный пускать.. и танковый шлемофон можно подключить к этой системе..
      1. +4
        12 августа 2022 11:23
        Цитата: Eug
        По типу ППК для летчиков

        Для формы танкистов дополнительные требования: негорючие материалы, итд.
        Да и экстренное покидает машины нужно предусмотреть в такой экипировке
  6. +7
    12 августа 2022 06:23
    У авторов холодного сиденья отсутствовали мозги. Даже в бане , наверное, не были. Прежде всего боится перегрева голова, вернее мозг, поэтому и надевают шапки в парной. Как говорится "неумный" и уши холодные. Но на самом деле человеческие уши и служат уникальным радиатором мозга. Поэтому при усиленных размышлениях температура ушей повышается, а не задницы.
    1. +5
      12 августа 2022 11:05
      Не только у человека уши - радиатор.
      У зайца, у пустынных ежа и лисы эти органы слуха, также, увеличены в размерах.
      1. +1
        12 августа 2022 11:19
        У зайца, у пустынных ежа и лисы эти органы слуха, также, увеличены в размерах.

        Ну это классика. У слонов тоже уши радиаторы. Только наука называет человеческие уши рудиментами, а народ умней, поэтому и поговорка такая, "неумный"(ценз ВО) и уши холодные drinks
  7. Eug
    -1
    12 августа 2022 06:29
    ПМСМ, это как раз тот случай, когда не стоит изобретать велосипед, а стоит "содрать" решение с тех же Меркав. Праада, там заброневой об'ем побольше будет....
  8. -3
    12 августа 2022 07:37
    Схожего эффекта можно добиться, опрыскивая например башню водой. Снаружи. Раз в 15-20 минут, литров по 5-6. Насчет энергоэффективности молчу) Воду можно использовать любую, самую грязную, абы была.
    1. +3
      12 августа 2022 09:37
      Какой примитивный подход. Надо как в уличном кафе, с шиком и размахом. Противоджавелиновую решетку на башню поставить, а на неё систему форсунок для наведения тумана.

      И бочку с водой, литров на двести как минимум.
      p.s. система туманообразования будет применима только на командирских танках оснащенных вспомогательной двигательной установкой wassat

      А так должна выглядеть система при отсутствии решеток над башней.

      fellow
      1. 0
        12 августа 2022 11:36
        Эти прыскалки не для нашего климата, через несколько часов от повышенной влажности будет еще хуже. hi
      2. +4
        12 августа 2022 11:48
        У индийцев уже есть готовое решение по Т-90 smile
      3. 0
        12 августа 2022 13:08
        Кроватные сетки на броне тоже смешно. Правда, работает, и неплохо) Я когда то так москвич охлаждал. Граммов 50-70 воды на крышу (поставил бачок с моторчиком от омывателя) и в кабине распространяется приятная прохлада. Конечно, кондеи через 5-7 лет по цене танковой пушки - это хорошо. А бачок с моторчиком может сделать себе экипаж, прямо сейчас)
      4. 0
        26 октября 2022 19:47
        Как то зимой, заснул в полуметре от работающего увлажнителя воздуха . Когда проснулся, легкие хлюпали. Вообщем случилось воспаление легких.
    2. 0
      12 августа 2022 11:41
      Цитата: михаил3
      Схожего эффекта можно добиться, опрыскивая например башню водой. Снаружи. Раз в 15-20 минут, литров по 5-6. Насчет энергоэффективности молчу) Воду можно использовать любую, самую грязную, абы была.

      Полтонны воды в сутки на борту - в Средней Азии...
      1. 0
        12 августа 2022 13:09
        Полтонны горючки в сутки на элементы Пельтье. В нашей армии...
        1. -1
          12 августа 2022 18:24
          Когда я служил срочку в Кушке лето начиналось там в марте, заканчивалось в ноябре.С апреля могло быть+50, с мая +60..
          Зимой в конце января днем могло быть +25- но мы мерзли и одевали бушлаты на шинели днем.
          Уволившись с +60я приехал домойк своим родным +37.Мне стало холодно, я одел свитер и пошел отцу помогать- в свитере!...так соседки мать задергали- belay belay
          1. -1
            12 августа 2022 20:38
            + 60С это если в голом виде на раскаленный асфальт прилечь в три часа дня. А так там + 44-45С самое большее в тени. Википедия дает рекорд +47,6С.
            Про холодные ночи в пустыне врут, днем за 40 градусов, ночью 30-35 градусов, с ума можно сойти от жары. Температура ночью сильно зависит от высоты, уровня. Если близко к уровню мирового океана, то никакая ночь от жары не спасет, в Ашхабаде что днем, что ночью почти одно и то же.
            1. +1
              12 августа 2022 22:21
              Цитата: СергейАлександрович
              А так там + 44-45С самое большее в тени.

              служил срочку в Кушке в 1988-1990. Артполк, верхняя точка в дивизии, слева - Алеша справа - Крест....
              Градусники были с разбивкой до +60, 50 градусные просто зашкаливали.
              Цитата: СергейАлександрович
              Про холодные ночи в пустыне врут,

              Цитата: свой1970
              днем(!!!!) могло быть +25 - но мы мерзли
              1. 0
                12 августа 2022 22:36
                Давно ночь, а в Туркменбаши, Кумдаге и Балканабаде +30С. Врут про холодные ночи, врут.
                Смотрим Афганистан, Мазари-Шариф +30С, а все говорят, что там по ночам холодно.
                1. 0
                  12 августа 2022 23:00
                  Не верно,разница градиента температуры очень большая,особенно в предгорьях Копетдага и Ашхабада.Сам родился и вырос в Мары,климат был легкий для меня,но вот в Израиле два года привыкал к высокой влажности.
                  1. 0
                    12 августа 2022 23:10
                    А цифры есть? Вот прямо сейчас, если посмотреть на карту температур? Цифры подтверждают мою правоту, а не мифы из телевизора.
                    1. 0
                      13 августа 2022 00:02
                      Цитата: СергейАлександрович
                      Цифры подтверждают мою правоту, а не мифы из телевизора.

                      Как только доберусь до сканера и альбома дембельского- скину фото градусника....
                      И да- для срочника это не мифы из телевизора- я там служил.И вагоны грузил Градовскими карандашами при +60...
                      1. 0
                        13 августа 2022 00:14
                        Оппонент говорил о неких немыслимых градиентах, которые за два года там так и не встретились. А температура она в тени измеряется, а иначе летом на солнце и от черного резинового шланга можно ожог получить, а за трубу ПНД на солнце ухватиться ещё то удовольствие.
                  2. 0
                    12 августа 2022 23:34
                    Ясно, цифр холодной ночи по Туркестану, на данный момент, не имеется. Вот такие они телевизорные мифы и детские предрассудки.
            2. -1
              13 августа 2022 02:57
              Так то в тени... на солнце-то намного больше выходит. А насчет дневной и ночной... даже у нас в Ульяновской обл. Суточные перепады в 20 градусов... а уж там :( belay
  9. У нас всё через одно место делают.
  10. +1
    12 августа 2022 11:35
    То есть, судя эссе кондиционер тратит много энергии и трубки мешают, а у этого агрегата трубки не будут мешать, как и потребление энергии пропадет?
    Новые законы физики и механики?
    Не проще комбезы сделать которые будут подключаться к общей сети и уже они будут охлаждать или обогревать чело? request
    1. +1
      12 августа 2022 13:11
      Трубок там почти нет. Правда, под задницей прохлада, в двух сантиметрах от рабочей зоны можно яишню жарить. Так что интенсивное воздушное охлаждение горячей части элементов Пельтье, и непременно за борт, а то вообще в кабине край будет.
      1. 0
        12 августа 2022 13:38
        и непременно за борт, а то вообще в кабине край будет.

        Всё верно. За борт. Но когда борта нет?
        В московском метро уже лет десять эксплуатируют вагоны с кондиционерами. В результате в летний жаркий период при подходе поезда из тоннеля идет напор разогретого воздуха, а раньше дул холодок . Система вентилирования(климата) метро была построена на обогреве станций зимой теплом от людей, а летом охлаждение от холодной поверхности тоннелей. В Питере комфорт в метро сохранили, там свой вагоностроительный завод и тот бесполезные кондиционеры для метро не втюхивает. Кто принимал решение о кондиционерах в метро, во-первых неграмотный человек, а во-вторых в метро не ездит.
        1. +1
          16 августа 2022 07:00
          Вы вообще о чем? Ничего не понял, совсем.
          Кстати - а что насчет нефритов? Охлаждение спины и пятой точки приведет к отказу почек. Как это обычно бывает с людьми, севшими в жару на холодную землю...
    2. +2
      12 августа 2022 23:03
      То что мы и сделали ещё на танках Меркава-3 с подключением к общей сети к каждому комбинезону.
  11. 0
    12 августа 2022 13:07
    Не совсем понятно как сделать охлаждаемое сидение для мехвода. Оно же в буквальном смысле залито свинцом и весит как 100 чертей. При обслуживании отделения управления его вдвоём вытаскивали. В смысле -- один мехвод выталкивает его наружу, а второй, на броне, подхватывает.
    Но это я про Т-72. В Т-90 может многое изменилось.
  12. 0
    12 августа 2022 13:19
    Как насчёт сравнить КПД?
  13. +2
    12 августа 2022 13:25
    Того кто придумал установить такое "прохданое кресло" в танк нужно обязать пользоваться этим чудо креслом самих, до появления простатита.
    1. 0
      12 августа 2022 20:57
      Да неужели? Разве на раскаленной сковородке лучше сидеть? У меня за бортом сейчас и в темноте +31С.
      1. 0
        12 августа 2022 23:05
        А где это у Вас +31°C?
        1. 0
          12 августа 2022 23:12
          Примерно, в треугольнике Камышин, Шахты, Астрахань. Сейчас уже чуть ниже, где-то +29-30С.
          1. 0
            13 августа 2022 00:05
            Согласно яндексу сегодня у меня было +32.Я чуть севернее вас
            1. 0
              13 августа 2022 00:17
              Так днем и меня автомобиль +36С показал. Не суть важно, охлаждать экипаж танка нужно, вопрос в том, каким образом.
  14. 0
    13 августа 2022 22:20
    Сидение же охлаждает тело танкиста за счёт плотного контакта с ним. Таким образом отвод тепла происходит напрямую, а это непременно положительно сказывается на энергоэффективности системы

    м л я... :)
    автор не пробовал, в жару градусов под 40, залезть в железный ящик стоящий на солнце, сесть на большой кусок льда и проверить как быстро он остынет через свой сфинктер...
    мог бы полюбопытствовать почему радиаторы в электронике делают "игольчатыми"...
    вот благодаря таким умникам, у нас ничего и не делается для солдата...
    кондюки ставят только на заказ иностранных армий, типа арабы/индусы...
    там солдат - человек...
    1. 0
      16 августа 2022 03:33
      А автор комментария не пробовал прочитать статью, где ясно указаны результаты испытаний, которые подкреплены физиологическими показателями танкистов? laughing
      1. 0
        16 августа 2022 20:49
        показателями танкистов

        в отличии от "танкистов", я сам два года в броне прослужил и в регионе где за 30 градусов в тени и знаю, что такое сидеть внутри закрытым "по боевому" на палящем солнце...
        кондюков, ест-но, тогда в помине не было и лучше всего спасал мокрый кусок простыни которым обматывался под комбезом...
  15. 0
    14 августа 2022 10:54
    А зачем оно нужно?
    Это не роскошь, а обеспечение заданной (высокой) функциональности экипажей системы «человек-техника», которая создаётся и применяется для достижения заданной (высокой) боевой эффективности. Эффективность такой системы зачастую ограничивается эффективностью человеческого компонента.
    Эти ограничения носят не только субъективный характер (недоученность, недисциплинированность, несоответствие врождённых или приобретённых психофизиологических качеств требованиям профессии), но и объективный характер, т.е. ограничения, которые присущи человеку как биологическому виду.
    Первое относят к "субъективному фактору", второе относят к "человеческому фактору".
    Не путать!
  16. 0
    14 ноября 2022 16:07
    По вопросу установки в танке кондиционера. Вопрос конечно интересный! Если взять Европейский театр военных действий, то необходимость в нем сомнительна.
    Это я исхожу из своего 35 летнего пребывания в танковых войсках, в том числе 2 года в Азербайджане, 7 лет в Украине.
    Среднесуточные температуры самых жарких месяцев на юге России (Ростовская область) составляют:
    Месяц Макс./Мин.(°C)
    Июнь 26° / 16°
    Июль 29° / 18°
    Август 28° / 17°
    Конечно, во время моего трехлетнего пребывания в Сирии, необходимость в кондиционере ощущалась.
    Для танка Т-90 такой кондиционер, воздушно-душевого типа, был создан еще в конце 90-х годов.
    Однако, при поставках танков Т-90 за границу местные начальники-танкисты к кондиционерам относились по-разному.
    Я участвовал в переговорах о закупках этих танков в Индии и в Алжире. И, если алжирцы были очень довольны, что танки будут с кондиционерами, то индийцы категорично отказались от кондиционеров, уповая на то, что их танкисты к жаре приучены. Должен заметить, что во время двухмесячных испытаний танков в пустыне Тарр (восток Индии) при температуре 40-45 градусов индийские экипажи показывали себя вполне работоспособными, что нельзя было сказать о российских сотрудниках группы сопровождения испытаний.
    Если говорить о повышении комфортности работы танкистов на Европейском ТВД и на Севере, то желательно обратить внимание на обогрев боевого отделения. Этот недостаток ярко проявился у танка Т-80У во время международных испытаний танков в Швеции в 1993-94 гг., когда во время теста на время пребывания экипажа в танке зимой при заглушенном двигателе, наш экипаж сдался первым.