Возвращение живых мертвецов или новая армия для старых ВВС

34
Возвращение живых мертвецов или новая армия для старых ВВС
Самолет-мишень QF-16 идет на взлет. Пилота в кабине нет.


Наш уважаемый друг с той стороны земного шара Кайл Мизоками откровенно веселится над тем, какие идеи рождаются в головах деятелей из американского военного ведомства, но такова уж природа человека: почему не посмеяться над тем, что кажется смешно?



Поводом для веселья стало выступление военного аналитика Захарии Калленборна, предложившего бросить все силы на создание воздушного флота из отслуживших свой срок самолетов.

«Самолеты-нежить» или «самолеты-зомби», переоборудованные должным образом, могут сыграть роль беспилотных ударных средств, способных вести боевые действия и тем самым увеличить общий парк ВВС США.

Предложение весьма интересное, но есть нюансы.

Все мы прекрасно знаем о том, какое огромное количество старых самолетов находится на хранении в одной из американских пустынь. Там они, в отсутствии воздействий атмосферных осадков, не так быстро коррозируют и некоторые из них потихоньку разбираются на запчасти.


Так что, считает Калленборн, если в Пентагоне сочтут тему авианекромантии достойной внимания (в смысле – бюджета), то для начала из почетной отставки можно вернуть какое-то количество F-16 и сделать из них беспилотники.

Necro-Aeronautics: Raising Undead Aircraft for War («Некро-аэронавтика – поднять самолеты-нежить для войны») – так называет свою статью Калленборн и, надо сказать, термины у него только в путь.

Вообще тема-то совершенно не новая. Использовать старые самолеты в качестве мишеней для тренировки пилотов начали еще после Второй Мировой войны, а идею дистанционного управления самолетами пытались реализовывать еще во время войны.

Но здесь идет речь о несколько иных вещах. То, что делает сегодня Китай, превращая старые самолеты в управляемые летающие бомбы или дроны-камикадзе, в США должны превзойти. Незачем превращать старые самолеты в мишени и усеивать землю обломками, лучше вооружить их и бросить на врага. И толк будет, и определенная экономия экипажей.


Американские военные должны прошерстить американские (а можно и у союзников поковыряться на свалках) авиационные кладбища, причем, как военные, так и гражданские, чтобы набрать достаточное количество самолетов, которые можно превратить в БПЛА. Это потребует тщательной инвентаризации и инспекций самолетов на кладбищах для оценки летной годности, возможности перехода на дистанционный или автономный полет и вариантов вооружения.

Для некоторых самолетов стоит задуматься относительно подвески бомб и ракет, а некоторые (гражданские) можно использовать именно как дронов-камикадзе.

Для осуществления этой некро-программы потребуется приличный штат техников, чтобы содержать самолеты в боеспособном состоянии, а также пилоты-операторы, которые будут управлять этими самолетами. Естественно, надо быть готовыми к тому, что потребуются изрядные суммы не только на переоборудование и дооснащение самолетов, но и на первичный отбор.

Зато на выходе довольно приличное количество летательных аппаратов, способный к осуществлению ударных действий. Дроны часто относительно дешевы и могут быть брошены на противника без особого сожаления. Использование стаи беспилотников одновременно может сокрушить цель: моделирование слушателями Военно-морской аспирантуры в 2012 году показало, что при атаке восьми беспилотников на корабль класса эсминец обычно четыре проходят через оборону.

Эта способность подавлять цели также делает беспилотные летательные аппараты весьма ценными для миссий с высоким риском. Например, масса беспилотников хорошо подходит для подавления задач ПВО противника — потери дешевых беспилотников гораздо менее значительны, чем потеря дорогостоящего пилотируемого самолета и гибель или захват пилота.

Аналогичным образом, беспилотные летательные аппараты хорошо подходят для атаки командных пунктов, конвоев или логистических линий, где стратегические выгоды могут значительно перевесить потерю большого количества беспилотников. Даже простые роли, такие как беспилотные летательные аппараты для корректировки огня артиллерии, требуют большого количества, потому что противник, понимая суть их задач, просто стремится их сбить.

Российско-украинская война хорошо иллюстрирует проблему массы, когда обе стороны старательно уничтожали запасы беспилотников противника. Украина и Россия приложили значительные усилия для увеличения поставок, в том числе и за счет импорта из Турции и Ирана, и обе стороны активно закупают и используют в военных целях гражданские беспилотники.

Авиационные кладбища обеспечивают потенциально отличный источник для восстановления запасов беспилотных летательных аппаратов путем преобразования самолетов в беспилотные системы. Крупнейшее в мире кладбище самолетов, 309-я аэрокосмическая группа технического обслуживания и регенерации в Тусоне, штат Аризона, утверждает, что обычно на контроле и хранении находится более 4 200 самолетов, начиная от советских МиГов до А-10 Thunderbolt.


Низкая влажность Аризоны означает, что самолеты ржавеют медленнее. Да, самолеты находятся в различных состояниях, некоторые самолеты предназначены для утилизации, в то время как другие обслуживаются и модернизируются. На всякий случай.

Кладбищенские самолеты часто разбирают на запчасти, но многое будет зависеть от того, какие были сняты детали. Самолету-нежити не нужно поддерживать жизнеобеспечение живого пилота и всех систем с ним связанных, в том числе и управления. Да, потребуются некоторые технические изменения для переделки на дистанционное пилотирование. Так что порой что-то уже демонтированное не придется возвращать обратно. Недостающие части могут быть ненужными.

Проблемы реальной недостачи частей для старых самолетов предположительно можно решить с помощью 3D-печати. Такие детали могут стать выходом. Конечно, они не прослужат столько, сколько оригинальные, но это и не требуется. Особенно это касается самолетов-камикадзе, у которых дорога реально в один конец.

Естественно, остаются вопросы организации роев дронов. Это влечет за собой установку дополнительных приемников и передатчиков информации, разработки алгоритмов поведения и программирования, но зато самолеты-нежить получат возможность к автономным полетам и даже выполнению задач. Одновременно это снизит потребность в пилотах-операторах.

Такие самолеты смогут в условиях реальных боевых действий выполнять различные задачи. Наиболее очевидным является наполнение самолета взрывчаткой, после чего нанесение удара камикадзе. Большая дальность полета самолета делает их подходящими для атак по целям в тылу, таким, как железнодорожные мосты и прочие объекты инфраструктуры.

Более хорошо сохранившиеся самолеты можно использовать неоднократно, подвесив им бомбы или ракеты. Это может быть довольно эффективно в качестве атаки первой волны перед пилотируемыми самолетами: самолеты-нежить и другие приманки загружают работой радары противовоздушной обороны, по которым можно наносить удары противорадиационными ракетами. Если самолеты-нежить пройдут через противовоздушную оборону, они могут атаковать цели не только подвешенным вооружением, но и как камикадзе, нанося дополнительный ущерб.

В целом на выходе получается довольно маневренный и быстрый, но не отягощенный интеллектом, боеприпас. Зато этот боеприпас недорогой и его можно использовать по первому, так сказать, требованию.

В идеале, самолеты-БПЛА должны быть максимально автономными, чтобы снизить требования к обучению и эксплуатации, а также иметь относительно стандартизированные системы управления, чтобы пилоты могли легко переходить от одной системы к другой. В долгосрочной перспективе на смену настоящему пилоту должен прийти пилот искусственного интеллекта, полностью устраняя необходимость в пилоте-человеке. Что было бы особенно интересно, так это предоставление возможности для переоборудования сбитых и захваченных самолетов противника в самолеты-БПЛА. Это было бы технологически сложно и не потоком, но это могло бы дать дополнительные бонусы. Как немцы во время Второй Мировой войны использовали для спецопераций захваченные и восстановленные самолеты союзников.

Калленборн замечает (и правильно!), что самолеты, взятые с базы хранения («кладбища») могут сильно различаться по возрасту, готовности к полету и, следовательно, затратам на переоборудование. Старые самолеты могут не иметь мощности и стабильности, необходимых для работы с современной авионикой. Даже если планер в порядке, поддержка, обслуживание, транспортировка и преобразование в удаленное управление требуют времени и стоят денег.

Еще больше средств может потребовать транспортировка этих самолетов к местам применения. Здесь вся надежда на авианосный флот, если, к примеру, самолеты необходимо будет доставить в Европу или Корею, для использования против России или Китая. Однако, это оправданные траты.

Вообще, затраты и выгоды необходимо сравнивать с созданием и развертыванием традиционных беспилотных летательных аппаратов. А традиционные беспилотные летательные аппараты могут быть дешевле, но также нести гораздо меньшую полезную нагрузку, а производственное предложение может не удовлетворить спрос в крупномасштабной войне, как это получилось у России и Украины.

Конечно, со временем, запасы самолетов в «костяных дворах» закончатся, но к тому времени промышленность уже сможет реализовать полученную передышку и нарастить объемы производства. Объемы – это масса самолетов, которые могут быть подняты в воздух и использованы против врага.

Если беспилотные системы — это будущее войны, то развитие и поддержание массы летающих средств — это тоже работа на будущее. Беспилотные системы имеют высокие показатели износа, у них не такой долгий ресурс, как у обычного самолета, поэтому запасы БПЛА могут быть быстро истощены. Поскольку Соединенные Штаты готовятся к возможности массовой войны великих держав, страна должна творчески подумать о том, как получить преимущество в затяжном конфликте.

Самолеты-БПЛА могут быть полезным дополнением к дорогим «умным» боеприпасам. Большие тупые самолеты, начиненные взрывчаткой, летящие в цель, могут быть хороши для некоторых миссий, оставляя умные бомбы, на миссии, где они будут более полезны.

Но успешная некро-аэронавтика потребует первоначальных усилий по инвентаризации и оценке авиационных кладбищ для жизнеспособных самолетов, и этот процесс может начаться сейчас, в самое ближайшее время. По крайней мере, для этого нет никаких препятствий.

Затем эти самолеты должны быть отремонтированы по мере необходимости, преобразованы в автономные или беспилотные, и оснащены взрывчатыми веществами. Естественно, с пилотами или операторами, которых еще предстоит обучить.

Учитывая, что самолеты-нежить, как правило, будут скорее планом Б, чем планом А, акцент должен быть сделан на подготовке к конверсии, а не на немедленном массовом «воскрешении». Но с будущих конфликтах эскадрилья таких самолетов может стать полезным дополнением к обычной авиации, особенно в затяжных войнах, когда техника и боеприпасы буквально горят.


Интересный подход, не так ли? С одной стороны смотрится как некий «Тришкин кафтан», с другой – а зачем все эти кладбища военных и гражданских самолетов? Профит очевиден. Конечно, дооборудование обойдется в огромную копеечку (размером с Пентагон), но оно того будет стоить. Действительно, масса самолетов-беспилотников, способных уничтожить что-то на земле, масса задействованных людей, масса освоенных долларов…

Почему нет? Даже под смешным термином «некро-авиация», толк может быть. Кстати, «самолет-нежить» - это довольно точное понятие, если вдумчиво переводить с английского. «Самолёт-призрак» - это нечто такое, бестелесное, а «нежить» в понимании американцев – наоборот, вполне осязаемо. Как зомби.

ВВС США уже работают над преобразованием F-16 в QF-16, обозначение «Q» означает «неуправляемый». QF-16 используются в качестве беспилотных летательных аппаратов-мишеней, имитирующих высокоэффективные истребители противника, что дает пилотам-истребителям возможность использовать боевые ракеты против дистанционно управляемой цели. Так что ничего такого сверхнового, просто Калленборн пошел дальше с предложением вооружить такой самолет, дать ему дистанционное управление и отправить на штурмовку.

Роботизированный самолет QF-16, вооруженный противорадиационными ракетами HARM – идеальное средство первого удара. Да, эти «зомби» точно погибнут все, но их ракеты смогут вывести какое-то количество реальных радаров ПВО и тем самым ослабить систему противовоздушной обороны противника. Такая миссия весьма опасна для обычного самолета и пилота, а вот для «нежити» - в самый раз.

Или (как уже говорит сам Мизоками) гражданский лайнер, превращенный в бомбу и направленный на Крымский мост. Идея так себе, там БПЛА не пролетит, не то что такая туша, но в других местах вполне можно попробовать такой сценарий.

Если Калленборн добьется своего…

А что будет, если он добьется того, чтобы старые списанные самолеты получили свою новую некро-жизнь?

В ближайшие лет 10 – ничего. Первоначально надо изготовить какое-то количество комплектов систем управления для авианежити, потом отобрать эти самолеты, обслужить, подготовить…

В общем, дело реально на несколько лет и несколько миллиардов долларов. Но в итоге из него может получиться что-то дельное. Все зависит от того, как подходить к процессу.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    23 августа 2022 04:28
    Про Qf-16 ничего сказать не могу. Но про базу хранения около а.б. Дэвис-Монтан добавлю, что автор ошибается. Я там был. Там - две зоны: А и В. Все, что переходит из А в В - идет на запчасти и в металлолом. Но вот самолеты, хранящиеся в зоне А, могут быть спокойно возвращены в строй. Кроме нулевой влажности воздуха, на них заклеен каждый шов и отверстие. Работу выполняют гражданские контракторы, и делают ее очень хорошо. Ну и кроме этого там есть практически новые самолеты. Например, были средние транспортники Spartan, которые Пентагон заказал в Европе, а потом - передумал. Их там штук 10 стояло...
    Территория - хорошо охраняется, экскурсии проводятся только в автобусе и гулять среди самолетов никого не выпускают
  2. +10
    23 августа 2022 04:33
    В последнем конфликте из за Карабаха Азербайджан довольно эффективно применял беспилотники на базе Ан-2. По крайней мере какое то рациональное зерно в такой постановке вопроса есть.
    1. +6
      23 августа 2022 05:55
      Цитата: andrewkor
      В последнем конфликте из за Карабаха Азербайджан довольно эффективно применял беспилотники на базе Ан-2. По крайней мере какое то рациональное зерно в такой постановке вопроса есть.

      Китайцы начали переделывать устаревшие истребители J-6 (МиГ-19) в прорыватели ПВО ещё 10 лет назад. Недавно добрались до Y-5B (китайская версия Ан-2), но бипланы они планируют использовать для доставки грузов, в районы где есть большой риск потерять пилотируемый самолёт.
      Подробней здесь:
      Беспилотники военного назначения, созданные на базе снятых с вооружения самолетов
      https://topwar.ru/188809-bespilotniki-voennogo-naznachenija-sozdannye-na-baze-snjatyh-s-vooruzhenija-samoletov.html
      1. 0
        6 октября 2022 18:43
        Цитата: Bongo
        Цитата: andrewkor
        В последнем конфликте из за Карабаха Азербайджан довольно эффективно применял беспилотники на базе Ан-2. По крайней мере какое то рациональное зерно в такой постановке вопроса есть.

        Китайцы начали переделывать устаревшие истребители J-6 (МиГ-19) в прорыватели ПВО ещё 10 лет назад. Недавно добрались до Y-5B (китайская версия Ан-2), но бипланы они планируют использовать для доставки грузов, в районы где есть большой риск потерять пилотируемый самолёт.
        Подробней здесь:
        Беспилотники военного назначения, созданные на базе снятых с вооружения самолетов
        https://topwar.ru/188809-bespilotniki-voennogo-naznachenija-sozdannye-na-baze-snjatyh-s-vooruzhenija-samoletov.html

        Ну и что? Ничего не меняется с времён птеродактилей Boeing B-52C и ADM-20 Qual.
  3. +2
    23 августа 2022 04:43
    Идея, конечно, неоднозначная. С одной стороны - затраты, особенно на восстановление устаревших самолетов и их переоборудование. Подготовка операторов не столь затратна и сложна: в принципе, дистанционное управление самолетом, это фактически компьютерная игра. К тому-же VR технологии уже используются для обучения пилотов. А вот восстановление - да, это очень серьезные деньги, не смотря даже на 3D принтеры. С другой стороны - ПВО совершенствуются. И я сомневаюсь, что самолеты смогут прорваться там, где испытывают трудности даже гораздо меньшие по размеру БПЛА. В общем, я не могу сказать, хорошая это идея, или нет...
    1. +3
      23 августа 2022 05:03
      Цитата: Дед-дилетант
      хорошая это идея, или нет...

      Кого-то жаба давит, что столько самолетов стоят "без дела" ! wink
    2. +2
      23 августа 2022 05:47
      Цитата: Дед-дилетант
      С другой стороны - ПВО совершенствуются. И я сомневаюсь, что самолеты смогут прорваться там, где испытывают трудности даже гораздо меньшие по размеру БПЛА. В общем, я не могу сказать, хорошая это идея, или нет...

      А сообразить можете, что дороже, пуск ракеты С - 400 или восстановление до летного состояния авиахлама? Они этим мусором наше ПВО разоружат. request
  4. 0
    23 августа 2022 05:02
    Смущает стоимость работ по переделка разнотипных самолётов под дистанционное управление.
    1. +5
      23 августа 2022 09:24
      Цитата: реалист
      Смущает стоимость работ по переделка разнотипных самолётов под дистанционное управление.

      А что Вас смущает? Статья не о чем, тк ещё года 2 назад был контракт на переделку 15 F-16 в QF, стоимость в районе 3 млн за штуку. Если память не изменяет, помимо работы в качестве мишени заложена возможность беспилотных ударов, и к тому же возможность пилотируемого вылета. Основная идея, как мне видится, заключается в том, что первой волной идут QF, они по сигнатуре неотличимы от строевых самолетов, далее или ПВО их пропустит и они отработают по своим объектам или (что вероятнее) ПВО начнёт противодействие… далее «дикие ласки» из тыла выпустят ПРР, а уцелевших добьют БПЛА (можно запустить в 3 волне все тех же QF, они условно бесплатные)… за малые деньги можно перегрузить ПВО цели
      1. +2
        23 августа 2022 16:20
        То есть не важно сколько это стоит, важно что волной этих самолётов ПВО будет обезоружена, условно конечно. Спасибо, понял.
        1. +2
          23 августа 2022 16:29
          Цитата: реалист
          То есть не важно сколько это стоит, важно что волной этих самолётов ПВО будет обезоружена, условно конечно. Спасибо, понял.

          Смысл в том, что это условно бесплатно… что такое 3 млн за самолёт для военного бюджета? Эти самолёты уже на хранении и без ооооочень крупной войны ненужны, но за малые деньги (и без потери персонала, что важно, тк стоимость даже пехотинца в США больше 3 млн) их можно приспособить для практически любой задачи. Почему американцы не используют их вместо риперов скажем? Эксплуатационные расходы… риперами дешевле гонять «злобных зулусов», но для серьезного противника они более чем дешевые
  5. +6
    23 августа 2022 05:09
    Статья типичный пример "журналистики". negative Броский заголовок, при минимуме полезной информации. Чувствуется, в авиационной тематике автор разбирается слабо.
    Вот гораздо более адекватная и интересная статья на эту тему:
    https://topwar.ru/189128-amerikanskie-samolety-misheni-i-proryvateli-pvo-sozdannye-na-baze-snjatyh-s-vooruzhenija-istrebitelej.html
  6. -2
    23 августа 2022 05:39
    Возвращение живых мертвецов или новая армия для старых ВВС
    Да, паршивая новость, ибо запасы авиахлама США, просто беспредельны....
  7. +2
    23 августа 2022 06:02
    А еще есть немало опытнейших пилотов, списанных на пенсию по возрасту или медицине. Кое-кто из них наверно пожелает вернуться в небо хоть так, "на удаленке". И даже за не очень великое жалованье, поскольку оно идет добавкой к пенсии, так что вместе будет как бы не больше чем получал на службе.
  8. +3
    23 августа 2022 06:46
    Неплохая задумка как без потерь и больших (очень больших) финансовых затрат обрушить мощную ПВО ТВД противника. Наверное, над этим нужно посмеяться, чтобы этот план остался только планом.
  9. +1
    23 августа 2022 07:03
    Идея действительно интересная и в случае глобального противостояния (войны), такой "рой зомби" вполне можно использовать для нанесения массированного первого удара именно с целью вскрытия и частичной нейтрализации системы ПВО. Особенно если на цель пойдет не одна, а несколько таких ударных волн. И операторы будут находиться - часть на земле, а часть в воздухе, на тех-же самых АВАКСах или Посейдонах. В этом случае будет проще координировать действия ударного роя и операиивно перенацеливать его. На большее они пожалуй и не сгодятся. Да и не требуется большего.
  10. +2
    23 августа 2022 10:23
    А что будет, если он добьется того, чтобы старые списанные самолеты получили свою новую некро-жизнь?

    В ближайшие лет 10 – ничего. Первоначально надо изготовить какое-то количество комплектов систем управления для авианежити, потом отобрать эти самолеты, обслужить, подготовить…


    Хм, ну можно же было хотя бы сайт ВО почитать?
    https://topwar.ru/189128-amerikanskie-samolety-misheni-i-proryvateli-pvo-sozdannye-na-baze-snjatyh-s-vooruzhenija-istrebitelej.html
    "Американские самолёты-мишени и прорыватели ПВО, созданные на базе снятых с вооружения истребителей",
    Бонго написал статью, и не так давно. Там все расписано, показано на фотографиях и на картах.
    Туда выкладывали видео, где штатно беспилотники использовались, в том числе где "на тепловых ловушках" беспилотник уклоняется от Сайда под веселый смех "пилота в атаке".

    "Клепают" эти мишени в количестве "сколько надо", никаких проблем ни с подготовкой, ни с управлением нет.

    "Прорыв ПВО мишенями" - фича возможная, но пока ненужная для США, ИМХО. Но, с другой стороны, просто ради того, чтобы попробовать, могут такое сделать, хотя бы на Украине.
  11. +1
    23 августа 2022 10:25
    В каментах уже упоминают бесспорно эффективный прием Азербайджана с применением "авиахлама" для разведки и подавления ПВО армян. Помимо плюсов комментаторам, добавлю, что мне показался удивительно рациональным, толковым и способ конверсии Ан-2 в беспилотники - самая сложная часть, взлет, выполнялась пилотами, которые затем выпрыгивали с парашютом, что давало возможность использовать "автопилот" уровня "упер палку в педаль газа", предельно минимизируя стоимость конверсии. Понятно, что американцы могут позволить себе куда больше...
  12. +1
    23 августа 2022 10:29
    Лучше , конечно, попилить...как у нас. И списать и попилить Су17. Потом бегать и спрашивать: где ИБ...?!
  13. +1
    23 августа 2022 11:01
    В Аризоне запас доноров не сопоставим не с одним кладбищем самолетов в мире. Клондайк цветмета. 1000 гектар усеяны фюзеляжами и железом.
  14. -6
    23 августа 2022 11:11
    Как вы думаете, что опасней - удар 5 тыс крылатых ракет или удар 5 тыс летающих трупов? Летающий труп виден за 400 км и маневренность у него не очень. Если вы готовы отразить 5 тыс КР (а вы должны быть к этому готовы, у америкосов они есть), для вас проблема отразить 5 тыс трупов? Ну, потребуется увеличить запас зенитных ракет, и даже не самых дальнобойных. А что дороже - хранить дополнительные зенитные ракеты или поддерживать летную годность кучи трупов?
    Эта идея годится в качестве именно штопки дыр, когда у вас закончилось современное вооружение и нужно хоть чем-то воевать. Берете все свои гражданские самолеты, набиваете их взрывчаткой и вперед, чтобы врагу не достались..
  15. -1
    23 августа 2022 11:59
    Как управлять-то всей этой техникой при прорыве ПВО? Через спутник-ретранслятор? Их мало и они дороги. С земли? Тогда - дальность 150 км. Летающих штабов наделать? Это можно. Но их выявят визуально и средствами радиотехнической разведки (интенсивнейший радиообмен), собьют и вся волна прорыва ПВО накроется.
  16. 0
    23 августа 2022 12:21
    В принципе закономерная новость.
    Системы ПВО совершенствуются и стали довольно сильны в плане самозащиты. Но у всех систем ПВО всё ещё существуют 2 ограничения

    1 - цена комплекса и ракет к нему
    2 - кол-во ракет в комплексе

    При чём второе ограничение вытекает из первого.
    А самолёт-зомби неплохо так решает эту проблему. Поскольку эти самолёты-зомби изначально и были самолётами и истребителями, то ПВО не отличит самолёт зомби от пилотируемого истребителя. При этом он всё ещё может нести вооружение. Фактически, оснастив самолёт противорадиолокационными ракетами, можно подводить такие самолёты в зоны ПВО противника где они совершают залп ракетами, а спустя время сами стараются протаранить точки ПВО. Фактически, главная задача таких самолётов в ходе вылета - заставить потратить противника как можно больше ракет систем ПВО и уничтожить как можно больше систем и радаров.
    Сама атака происходит через 2 группы самолётов в 3 этапа.

    1 этап - "самолёты-зомби" летят первыми и организуют первичный залп своим вооружением
    2 этап - "самолёты-зомби" сами провоцируют ПВО и таранят уцелевшие цели на земле
    3 этап - уже пилотируемые самолёты добивают оставшиеся точки и организуют локальное воздушное господство
  17. 0
    23 августа 2022 12:54
    Все уже было описано здесь
    И мы, и китайцы, и американцы уже разработали вставку-БПЛА в старые самолеты.

    А теперь, благодаря Z, у ВПК добавится деньжат ,так что наверняка решат переоснащать старье.
    И Ирония автора здесь неуместна, Не те, так другие переоснастят.
    Дешего, сердито, большие запасы....

    А несколько милиардов... так ВПК будет рад и такой мелочи...
  18. PPD
    -6
    23 августа 2022 16:10
    Глупая идея изначально, и дело не в том, что 0% влажности в принципе не бывает, самолет при постановке на хранение уже подвергался воздействию окружающей среды, в т.ч. и коррозии.
    В пустыне какая температура - небольшая в принципе laughing - почти все время +50. Ну ерунда же.
    Реанимация, не говоря уже про переделку в бпла займет кучу времени и денег.
    Выгодно только тем, кто переделывать будет.
  19. Eug
    0
    23 августа 2022 17:55
    Можно было оргаризовать подобную базу и в СССР, вроде в Туркмении есть местности со сходным климатом. А уж полет по маршруту с программируемыми ППМ-ами (поворотными пунктами маршрута) даже на тренажере отрабатывали, т.е. модернизация советских самолетов не требует сверхестественных разработок.. сколько однодвигательных самолей списали, одно время шла речь о модернизации (в основе - замена двигателя на АЛ-31 и комплекса оружие - БРЭО) индийских МиГ-27 с переносом опыта на МиГ-23, но все умерло...
  20. +1
    25 августа 2022 15:06
    Статью можно было сократить вчетверо, вылив из неё всю воду и убрав многократные повторения одного и того же.
  21. 0
    28 августа 2022 11:57
    Пилот-кОмикадзе из страны-У или другой страны-полигона гораздо более дешевое решение, чем автоматизация, если речь о "небе в алмазах" для прорыва ПВО.
  22. 0
    29 сентября 2022 10:46
    Здорово раздражает овская терминология? Что, ..., за "миссии" у наших военных?!
  23. 0
    22 октября 2022 07:08
    Цитата: Макс1995
    Все уже было описано здесь
    И мы, и китайцы, и американцы уже разработали вставку-БПЛА в старые самолеты.

    А теперь, благодаря Z, у ВПК добавится деньжат ,так что наверняка решат переоснащать старье.
    И Ирония автора здесь неуместна, Не те, так другие переоснастят.
    Дешего, сердито, большие запасы....

    А несколько милиардов... так ВПК будет рад и такой мелочи...

    Нет у нас старых самолётов. Всё раздербанили. Попытка создать базу хранения в Семипалатинске с треском провалилась. Та заброшка, фото которой периодически появляется, никула не полетит- полная труха, только на памятник.
  24. D O
    0
    25 октября 2022 15:21
    Старый истребитель, переоборудованный в дрон-камикадзе, способен нести в один конец несколько тонн взрывчатки. Такая мощность недоступна тактическим ракетам, но может потребоваться для поражения инфраструктуры противника. Например, для разрушения железнодорожных туннелей, мостов и депо на Западной Украине.
    При соответствующем оснащении, такой дрон-камикадзе, помимо высокой мощности заряда на борту, может обладать возможностями истребителя при преодолении ПВО противника - сверхзвуковая скорость, противозенитный маневр, огибание земного рельефа, или наоборот, полет на "потолке".
  25. 0
    29 октября 2022 09:05
    Идея - так себе. Затраты большие, боевая эффективность... ну разве что в качестве ЛЦ для перенасыщения систем ПВО. Но с учетом реальных затрат - дороговато. Наверняка есть более дешевые альтернативы.
    Смахивает на очередной, весьма масштабный проект по распилу бюджетного бабла. Кто-то на таком неплохо бы наварил, так что лобби стараться будут...
  26. 0
    9 ноября 2022 05:08
    Дайте несколько этих самолётов радиолюбителям ДУ. И условных три копейки. Они сами всё сделают
  27. 0
    18 ноября 2022 19:56
    Как-то странно. Восстановить один дохлый ф16, как беспилотник, или сделать пяток новеньких гераней... Сильно сомневаюсь, что оно того стоит