Матрос Преминин – герой, предотвративший «второй Чернобыль»

33

Сергей Преминин и его подводная лодка К-219


Течи в шахтах


Погибшая в октябре 1986 года атомная субмарина К-219 относилась к самому многочисленному советскому проекту 667АУ – по натовской классификации Yankee I. На момент своего появления в 70-х годах, подводное судно было вполне современным – в движение его приводили два водо-водяных ядерных реактора ВМ-4 тепловой мощностью 90 МВт.



Субмарины проекта строили вокруг одноступенчатых стратегических ракет Р-27У, особенностью которых было жидкое двухкомпонентное топливо – тетраоксид диазота использовался в качестве окислителя гептила. Оба вещества крайне токсичны. Ракеты располагались в шестнадцати шахтах установки Д-5У и могли запускаться только из подводного положения. Для этого шахты предварительно затоплялись забортной водой.

В 1973 году с топливными компонентами на лодке К-219 случилась чрезвычайная ситуация – забортная вода под давлением попала в одну из ракетных шахт, раздавила ракетные топливные баки и вступила в реакцию с упоминаемым тетраоксидом диазота. Продукт реакции – едкая азотная кислота – уничтожила систему топливоподачи, отравила несколько матросов, один из которых скончался. По другим данным, вода каким-то роковым образом смогла замкнуть проводку и вызвать пожар. Версия выглядит маловероятной, так как шахты изначально предназначены к затоплению перед пуском баллистической ракеты. Тем не менее, развивающиеся процессы могли закончиться катастрофой, но подводная лодка успела вернуться на базу, после чего аварийную шахту просто герметизировали и с тех пор не использовали.

Помимо высокой токсичности компонентов топлива, у баллистических ракет Р-27У был ещё один весомый недостаток – сравнительно небольшая дальность полета в 3 тыс. километров. По этой причине боевое дежурство субмарины приходилось организовывать в непосредственной близости от восточного побережья США.

В свой последний поход лодка К-219 вышла из порта приписки Гаждиево Мурманской области 4 сентября 1986 года. К слову, это было тринадцатое по счёту боевое дежурство субмарины, которое должно было продлиться ровно 90 дней. По возвращении из задания корабль подлежал списанию – всё-таки в боевом строю Северного флота К-219 с мая 1970 года. Историки утверждают, что субмарина с самого начала службы обладала «несчастливым» ореолом – традиционная бутылка шампанского при спуске на воду не разбилась.


Один из многочисленных памятников герою

В последнем походе с самого начала присутствовала критическая неисправность в ракетной шахте № 6. Капитан 3-го ранга Александр Петрачков, ответственный за ракетное вооружение, обнаружил течь забортной воды – совершенно аналогичное происшествие, случившееся тринадцатью годами ранее. По одним данным, Петрачков сообщил об этом руководству, но в ответ лишь получил указание отключить соответствующую систему сигнализации. По другим источникам, Петрачков всё-таки утаил от капитана неисправность и весь поход откачивал шахтную воду в гальюн. Для верности в шахту подали сжатый воздух, который в дальнейшем сыграл роковую роль.

Урановая баня


В сложных технических системах к трагедии приводит зачастую стечение роковых обстоятельств. Первым стала течь в шахте, которая совершенно не гарантировала катастрофическое развитие ситуации. Но добавился второй фактор – преследование американской подводной лодки USS Augusta, которая вела К-219 с рубежей системы SOSUS. Это гидроакустическая противолодочная система НАТО, протянувшаяся на пути следования советских субмарин в Атлантике. Как только акустики обнаруживали подводную лодку, позади неё на курс ложился преследователь, который обычно прятался в непрослушиваемой зоне за кормой.

Обычно капитаны советских судов для поиска шпионов регулярно разворачивались и «прощупывали» сонарами пространство позади. У американцев этот приём получил название «Сумасшедший Иван» (Crazy Ivan). 3 октября командир подлодки Игорь Британов приказал совершить очередной Crazy Ivan, в ходе выполнения которого вода хлынула под давлением в шахту № 6. С учётом того, что капитан 3-го ранга Петрачков накачивал её сжатым воздухом, давление внутри резко возросло, баки ракеты разгерметизировались и компоненты жидкого топлива вступили в реакцию. Далее последовал взрыв, крышку шахты вместе с боеголовкой ракеты выбросило за борт, а сама шахта мгновенно заполнилась морской водой. Детонация повредила прочный корпус, вызвала пожар и мгновенно убила матросов Игоря Харченко и Николая Смаглюка. Учитывая секретность всего, с чем связан советский, а позже и российский ядерный щит, существует и альтернативная причина аварии. Упоминаемая выше субмарина USS Augusta могла столкнуться с К-219 как раз во время выполнения разворота последней. Однако эта версия неоднократно отвергалась как командиром Британовым, так и ВМС США.

Что же сделал командир субмарины сразу после аварии? Счёт шёл на минуты и последствия взрыва грозили катастрофой – лодка набирала воду и погружалась в глубину Саргассова моря в одной тысяче километров от американского берега. Когда субмарина ушла на 350 метров, капитан отдал приказ на всплытие – иначе давление просто раздавило бы К-219. Надо понимать, что всплытие советской стратегической субмарины вблизи США означает провал боевого задания. При этом принимать помощь от американских «коллег» было категорически нельзя – уровень секретности был запредельным. Как только подлодка всплыла, началась трёхдневная эпопея борьбы за живучесть корабля, оснащённого 15-ю баллистическими ракетами, двумя водо-водяными реакторами и парой 533-мм ядерных торпед. К тому времени от отравления продуктами горения и парами азотной кислоты скончался капитан Петрачков, которого некоторые называют главным виновником произошедшего. Созданная аварийная команда смогла справиться с основным пожаром и последствием взрыва ракетного топлива, но возникла неожиданная проблема – в один из обесточенных реакторов не опустились графитовые решётки. Эта важнейшая аварийная система должна была обеспечить остановку ядерного реактора за счёт поглощения нейтронов графитом. Что-то подобное случилось на Чернобыльской АЭС пятью месяцами ранее, только тогда инженерам удалось опустить графитовые поглотители в активную зону реактора. С одной оговоркой – графитовые стрежни, наоборот, вызвали ускорение реакции (так называемый «концевой эффект» из-за неудачной конструкции узлов) и ядерную катастрофу. На субмарине К-219 четыре графитовые решётки-поглотители повисли над активной зоной реактора, которая постепенно расплавлялась и грозила устроить второй Чернобыль в Атлантике.


Матрос Сергей Преминин – Герой России

На опасное и крайне ответственное задание отправились старший лейтенант Николай Беликов и матрос Сергей Преминин, ставший четвёртой жертвой аварии на подлодке. В седьмом отсеке, в котором предстояло работать, стояла настоящая ядерная баня – температура превышала 80 градусов, атмосфера насыщена продуктами горения и парами азотной кислоты. Видимость – не дальше собственной руки. В изолирующих костюмах героям удалось опустить три из четырёх решёток-поглотителей, после чего они вернулись в соседний восьмой отсек на передышку. Беликов, обладавший большой физической силой, тем не менее, не смог продолжить работу и упал в обморок. Преминин принял единственно верное для него решение и отправился в седьмой отсек один. В первый выход справиться с решёткой окончательно не удалось, она погрузилась в реактор только наполовину, и матрос вернулся в седьмой отсек на отдых. В следующий раз Преминину ценой неимоверных усилий удалось заглушить реактор, но выйти из отсека он уже не смог. Внутренним давлением в реакторной заблокировало двери, и матрос только успел по внутренней связи сообщить о выполненном задании. Переборку тщетно пытались вскрыть снаружи, пока отсеки не заполнили ядовитые газы, и матросы не стали по очереди терять сознание. Преминин, по всей вероятности, погиб от нехватки кислорода в изолирующем противогазе – на связи с командиром подлодки он был всего несколько минут.




Мемориал Герою в школе № 15 города Красавина

Большую часть экипажа эвакуировали советские корабли 4 октября, а спустя два дня К-219 затонула при попытке буксирования, унеся с собой жизни четырёх моряков. Один из которых – Сергей Преминин – спас мир от ядерной катастрофы и возможного военного конфликта СССР и США.


Имя героя несут две школы в его родной Вологодской области, поставлены памятники, названы улицы городов, а также противодиверсионный катер П-429 проекта 21980 «Грачонок» Северного флота. В 1986 году Сергея Преминина посмертно наградили орденом Красной Звезды, а 7 августа 1997 года его удостоили высшей государственной награды – Герой Российской Федерации. Герой бессмертен в молодёжной организации «Юный премининец», многочисленных документальных хрониках и музее Сергея Преминина в СОШ № 15 города Красавина.

В официальных итогах расследования причиной аварии на К-219 стало

«сокрытие аварийной ситуации, проведение нештатных операций, слабое знание личным составом материальной части, неисполнительность и низкую подготовку по борьбе за живучесть корабля.»
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +27
    22 августа 2022 06:50
    Простой матрос -срочник, Герой, настоящий мужчина! Вечная память!
    1. +11
      22 августа 2022 19:38
      . Простой матрос -срочник


      Хочу поправить. Никакой не "простой". На подводных лодках таких нет. Он полноправный член экипажа. У него были свои обязанности и ответственность. И от каждого члена экипажа зависит выполнение боевой задачи.
      Преминин свою задачу выполнил. Ценой своей жизни. За это ему честь и хвала!
      1. +6
        22 августа 2022 19:43
        Имел ввиду простой парень от сохи, а то что он был боевой еденицей экипажа сомнений нет
      2. +2
        23 августа 2022 10:22
        Хочу поправить. Никакой не "простой"

        Это верно . Служили по три года . И похоже , отбирали "с пристрастием ". Сколько ни встречал бывших ( а у нас в Нижнем Новгороде их по каким-то причинам очень много ) - толковые мужики , технически подкованные и без тараканов в голове . Одно словечко с детства запомнилось - "зашхерили ящик сгущёнки " . Это парень соседский вернулся , а мы слушали , рот разинув. А один ( корабельный старшина ) как-то признался -"Я , говорит , и море только с берега видел . А так под водой тихо висим где-то месяц , даже не знаем где . "
        1. +2
          23 августа 2022 19:44
          . а у нас в Нижнем Новгороде их по каким-то причинам очень много


          Так один завод "Красное Сормово" наклепал "железа" всякого! И дизелюхи и атомоходы. Экипажей естественно много было. Форма мелькала постоянно. Почитаешь историю завода- там подлодок построено сотни!
          Жаль, подплава в Сормово больше нет.
    2. -9
      22 августа 2022 23:52
      Угробили парня, чтоб спасти собственую жизни.

      Смотрите на 28:00

      https://youtu.be/Y1dEk-_HmPQ



      Версия что двер заклинила полная лож и бред!
      Металическая двер лвгко можно охладить с помощей воду под давлением...

      Двер не откривали вобще, чтоб не рисковать разпространение пожара. Питались спасти железо(которое уже на етом моменте било металолом.

      Смотрите видео там сам екипаж признают что брисили его.
      1. 0
        23 августа 2022 07:24
        Вы абсолютный человек с замутненным сознанием и умственно отсталый
        1. +1
          24 августа 2022 17:19
          Аргументи в вашего поста Андрей нету. Толко оскорблении.

          Дверь запретили откривать, и придумали что она 'от нагрева заклинила".

          Вьи как думаете конструктори когда создавали двер котороя должна вьидержать огонь, радиация, вода под давление и димние газьи не знали как правилно спроектировать???

          Каждий узель в подводний крейцер подвергается жесткие изпитания, в том числе двери.

          И кстати самую конструкцию ету дверь не позволяеть чтоб она заклинивала в случай разници в температури.
          Если парень бил живой в другом отсеке(как екипаж сам признал), ето означает что температура била макс. 50-60 градусов. От 20 градусов до 60 разница всего лиш 40. Никак ето двер не заклинит при разнице от 40 градусов Целзия.

          Вот как стоят дела. След раз не оскорбляйте меня.
          1. 0
            24 августа 2022 17:28
            Болгарин,видать ты и в армии то не служил,не говоря уже о подводном флоте.
            Есть такая книга,написанная кровью,потом и опытом сотен людей РБЖ называлась в то время.И не пишите больше,не надо,молчание оно часто золото
            1. 0
              24 августа 2022 17:37
              Я долго буду ждать ваш технически аргументирований ответ?
              И еще 1 конкретний вопрос:

              В последнем походе с самого начала присутствовала критическая неисправность в ракетной шахте № 6. Капитан 3-го ранга Александр Петрачков, ответственный за ракетное вооружение, обнаружил течь забортной воды – совершенно аналогичное происшествие, случившееся тринадцатью годами ранее. По одним данным, Петрачков сообщил об этом руководству, но в ответ лишь получил указание отключить соответствующую систему сигнализации. По другим источникам, Петрачков всё-таки утаил от капитана неисправность и весь поход откачивал шахтную воду в гальюн. Для верности в шахту подали сжатый воздух, который в дальнейшем сыграл роковую роль.


              Где ето 'руководство' и зачем не приняли ответственость для свое решение??
              1. 0
                6 ноября 2022 18:22
                Он не румын- он болгарин. Да один черт. Что с болгарина взять - они всю жизнь тявкали из под забора и предавали русских и православную веру. Предатели по жизни и по состоянию души. А ещё и трусы. Вот и сегодня из под тишка поставляют оружие, чтобы убивать русских. Да и здесь воняет. Давит"клаву" на диване и ждет ответа. Да кто ты такой, румын? Ой перепутал, болгарин. Вы ещё не все памятники русским солдатам разрушили? До Шипки и Плевны еще не добрались? Так что жди, мы снова придем. И помните = еще Бисмарк вас непутёвых учил: „Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.“ Мое мнения: считаю, что вооружённые сил РФ должны нанести ракетный удар по портам Варна, Бургас- превратить их в хлам, так как оттуда идут наибольшие поставки оружия

      2. +3
        23 августа 2022 07:36
        Вообще-то, распространение пожара, в первую очередь грозит не железу, а экипажу. В случае любого пожара, отсек борется с ним своими силами. И погибает, если не справился. Горькая математика, пусть лучше погибнет часть, чем все.
      3. +2
        23 августа 2022 13:32
        У нас на флоте, есть негласное правило.
        Если жизнь отсека угрожает живучести корабля, отсек задраивают, независимо от того, есть там члены экипажа или нет.
        Жестоко, сурово, но это реалии, где ценой жизни нескольких человек, спасают экипаж и возможно корабль.
      4. +1
        23 августа 2022 18:45
        Цитата: Болгарин_5
        Металическая двер лвгко можно охладить с помощей воду под давлением...

        А давление в отсеке Вы тоже водой снижать будете?
        По команде ГКП проводилось вентилирование VIII, IX (турбинного) и X (концевого) отсеков в атмосферу, давление в них снизилось до атмосферного, а в VII отсеке по отношению к VIII осталось повышенным (повышение давления, вероятно, произошло из-за разрушения, в результате пожара, трубопровода ВВД в IV отсеке прим.). Из-за этого по окончанию работ личный состав VIII отсека не смог открыть переборочную дверь между VII и VIII отсеками.
        При попытке выравнивания давления по системе вакуумирования нижнего помещения VIII отсека из трубопровода пошел бурый дым, и систему перекрыли.
        1. 0
          24 августа 2022 17:40
          А давление в отсеке Вы тоже водой снижать будете?


          Если не получаетса в одно отделение снизить давление, тогда можно в другое отделение поднять его, чтобь оно стало одинаковое.
      5. +3
        23 августа 2022 20:17
        Смотрите видео там сам екипаж признают что брисили его.


        Мы же здесь не мерзость и трусость вспоминаем. Вспоминаем поступок Преминина, отдаем ему должное. Жаль, но там где присутствует чей то подвиг, рядом стоит чья то трусость, безответственность, незнание матчасти и своего заведования, мерзость. Давайте сегодня воздадим должное тому, кто смог встать и пойти туда, откуда не возвращаются... .
    3. +1
      23 августа 2022 12:33
      Цитата: Андрей ВОВ
      Простой матрос -срочник, Герой, настоящий мужчина! Вечная память!

      У нас вся Россия их таких вот простых парней, в острую минуту принимающих единственно правильное решение... hi
    4. 0
      24 августа 2022 18:32
      О Курске здесь смотреть:

      https://youtu.be/Wdt_RywZXf4
  2. Комментарий был удален.
  3. +6
    22 августа 2022 09:33
    Уважаемый автор! Город, всё же, в Вологодской области, в Великоустюгском районе, Красавино.
  4. +6
    22 августа 2022 10:44
    капитаны советских судов

    какие еще капитаны? автор, на боевом корабле - командир
    1. +8
      22 августа 2022 20:54
      Добавлю.
      автор в военной подводной службе, мягко выражаясь "ни ухо, ни рыло".
      В ВМФ ССС (РФ) нет субмарин (есть подводные лодки), нет капитанов (командиры), нет ответственного за ракетное вооружение (есть командир БЧ-2), не было капитана Петрачкова (был капитан 3 ранга), и т.д., и т.п. Ещё раз, автор собрал тексты из статей в жёлтой прессе и удовлетворил свою фанаберию. Про попытку аварийного слива ни слова, про отличные действия связистов, тоже молчок, и много ещё чего. Есть краткая, но ёмкая характеристика "глубокий обморок".
      1. +1
        23 августа 2022 12:36
        Цитата: Подтекст
        не было капитана Петрачкова (был капитан 3 ранга)

        Для автора что каптри что гидромайор - одно и тоже...
  5. 0
    22 августа 2022 12:37
    Может, всё-таки Герой Советского Союза?
    И реакторы неужели ядерные?
    1. +5
      22 августа 2022 15:10
      Цитата: ЧистыеКлючи
      Герой Советского Союза?

      Герой Российской Федерации. Коммунисты ему заслуженную награду посмертно присвоить пожалели.
      1. +1
        13 сентября 2022 10:57
        Спасибо за подсказку. hi
  6. +3
    22 августа 2022 20:23
    Странная какая-то традиция у русских - скрывать имена своих героев. Узнаём спустя десятки лет...
  7. 0
    13 октября 2022 21:21
    Родной корабль К-219 в 1973 году несильно пострадал - только 7-я шахта, поскольку там был повреждён только бак с окислителем и и немного водоотливных средств связанных с осушением аварийной шахты. К этому следует добавить, что корабль был новым, экипаж прошёл подготовку в учебном центре и приёмку от предприятия. Действия командира М.В. Иванова были решительными - невзирая на то, что только пришли в район боевой службы грозить врагу- приказал всплыть провентилировать и промыть шахту, донёс о произошедшем на ГКП ВМФ и получил приказ возвращаться в Гаджиево. В том году к кораблям 667А проекта ещё относились с почтением, что проявлялось в комплектовании экипажей и каждый корабль имел 2 родных (первый и второй, для К-219 это были в/ч 34205 и 34205-А), все штатные должности занимали свои люди, которых знали и которые были подготовлены к всяким ситуациям. Через пару лет в 3-й флотилии в приоритет выходят экипажи для 667 Б, БД, БДР и на Азухи всё идёт по остаточному принципу. Выход в море любого экипажа стал делом всей дивизии - недостающих специалистов прикомандировывали из числа имеющихся на других кораблях. К событиям 1986 года К-219 пришла в таком виде: корабль в годах,а рембаза на флоте не самое сильное место, перешёл из 31-й в 19-ю дивизию и потому какой-то не очень свой, корабль переходил из рук в руки разных экипажей, по ОСВ-1 проект 667-А начали выводить из боевого состава (их лишали ракетных отсеков) и ставили в очередь на ту или иную форму переоборудования. А тут некстати подвернулось размещение "Першингов" в Европе и мудрая голова с заплаткою и присные затеяли асимметричный ответ - дальность полёта и подлётное время сопоставимое, значит давай гонять оставшиеся Азухи к вражеским берегам. Кто в таких условиях осмелился бы сказать слова отказа от боевой службы из-за какой-то протечки в шахте? Ну и приплыли. Матрос Сергей Преминин герой, потому лично до конца делал своё дело. Но бедлам в сборном экипаже, в их борьбе за живучесть погубили парня. Не стоит сюда приплетать Чернобыль и спасение мира от ядерной катастрофы: реакторы корабля- это меньше двухсот кг ядерного топлива в каждом, а РБМК -1000 выбросил несколько десятков тонн. Реактор корабля не склонен к ядерному взрыву, только лишь к тепловому, что тоже не подарок. Конечно, никто не рассчитывал, что корабль утрачен и обречён на гибель,потому и работали в 7-м отсеке, глушили реактор. Кстати к устройству этого отсека: его переборочные двери открываются вовнутрь отсека, и даже небольшое избыточное давление в 7-м отсеке прижимает дверь так, что её не сдвинешь. Диаметр двери-примерно 900 мм, просто подсчитать силу прижима, зная давление в отсеке, где такая температура. Клапан выравнивания давления между 7 и 8-м отсеками в условиях спокойного действия требует уйму времени, а уж при аварии !!! Вот и лежат на дне океана Герой - моряк и несчастливый корабль.Бардак в стране оставил без особых последствий всех участников трагедии от Генсека до командира отсека, разве что кого-то мучают муки совести и то неочевидно.
  8. 0
    13 октября 2022 21:34
    По другим источникам, Петрачков всё-таки утаил от капитана неисправность и весь поход откачивал шахтную воду в гальюн. Для верности в шахту подали сжатый воздух, который в дальнейшем сыграл роковую роль. Ужас-с-сссс! Свой взгляд-эссе изложенный ранее надо завершить советом автору: не пиши о том, что тебе не очень понятно - компиляция это путь профанов.
    1. 0
      22 октября 2022 19:45
      Откачивать забортную воду в гальюн- это запредельная жесть, т.к. баллон гальюна очень невелик и освобождается он продуванием ВСД во время всплытия на перископную глубину для сеанса связи и определения места (суть обсервации). Таким образом, лить туда ещё и забортную воду - это быстро лишать экипаж одного из пяти корабельных гальюнов. Это чревато непониманием и разбором, что за этим стоит. Куда логичнее откачивать воду просто за борт, что потребовало бы разрешения ГКП на пуск водоотливного насоса (поршневого или центробежного, что чревато нарушением скрытности), т.е. утаивание командиром БЧ-2 факта протечки в шахте от родного командира корабля быстро бы вскрылось со всеми оргвыводами. Не стоит валить на погибшего лишнего.
  9. 0
    20 октября 2022 05:18
    Аварийные стержни защиты некогда не были графитовыми.Графитовые стержни это замедлители а не поглотители,их цель в реакторах снизить скорость нейтронов что бы повысить вероятность захвата и деления как называемых медленных тепловых нейтронов.А защитные стержни делают из поглощающих нейтроны материалов ,в основном бор и кадмий .
    1. 0
      6 ноября 2022 18:37
      Довольно сложная штука - ядерный реактор. Чтобы быстро и эффективно остановить цепную реакцию, нужно «поглотить» выделяемые нейтроны. Для этого используется поглотитель (как правило, карбид бора). Стержни с поглотителем вводятся в активную зону, нейтронный поток поглощается, реакция замедляется и прекращается. Для того, чтобы стержни попали в активную зону при любых условиях, на российских АЭС их подвешивают над реактором и удерживают электромагнитами. Такая схема гарантирует опускание стержней даже при обесточивании энергоблока: электромагниты отключатся и стержни войдут в активную зону просто под действием силы тяжести (без каких-либо дополнительных команд персонала). В этом отличие отечественных проектов от американского, использованного в Японии на АЭС «Фукусима-1» (он предполагал введение стержней снизу).
      [media=https://myatom.ru/enciclopedia/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D1%8D%D1%81/]тяжелую воду"
      1. 0
        4 мая 2023 16:47
        Они входят... если тока ТВЭЛ не раздуется от перегрева..
        А если ТВЭЛ раздулся.. то капец.. начинают "козла" мочить.
  10. 0
    1 ноября 2022 11:22
    слабое знание личным составом материальной части, неисполнительность и низкую подготовку по борьбе за живучесть корабля.» что то не вяжется с действиями экипажа,которые по сути спасли лодку.