Сумасшедшая посадка ИЛ-62 с большой историей

45

Продолжаем оглядываться в историю авиации, далекую и не очень. Помогает в этом Emma Helfrich, пишущая для The WarZone на самые разнообразные темы.

Существует совершенно дикое видео посадки дальнемагистрального узкофюзеляжного лайнера советского производства Ил-62 на аэродром с травяным покрытием. На ролике самолет заходит на посадку по крутой глиссаде, едва избегая касания деревьев колесами шасси. Причем это не аварийная посадка, а вполне себе запланированное событие с целью отметить историю и достижения данного аэродрома, летчиков, взлетавших с него, а также и самого самолета Ил-62.



В клипе самолет садится под управлением пилота Heinz-Dieter Kallbach, которого в дальнейшем уважали в Германии почти так же, как восхищались Отто Лилиенталем, который совершил свой последний взлет с этого же самого аэродрома почти 100 лет назад. Рискованная посадка Ила произошла 23 октября 1989 года на полосе с травяным покрытием длиной всего 900 метров на аэродроме города в Stölln/Rhinow (в то время это была Восточная Германия). Сейчас аэродром представляет собой музей, открытый как для местной публики, так и для туристов.


Эта сложная посадка должна была стать финальным аккордом для Ил-62. Единственной целью полета было поставить самолет на вечную стоянку на месте гибели Отто Лилиенталя, у подножия горы Gollenberg Hill. Самолет носил имя «Леди Агнесс» в честь жены Лилиенталя.
Лилиенталь был одним из первых авиаторов в мире, хотя музей, где сейчас находится «Леди Агнесс», утверждает, что он и был самым первым. Лилиенталь, родившийся в 1848 году, занимался своими исследованиями и разработками в области аэродинамики в период между Джорджем Келли, который первым определил силы, влияющие на самолет, и братьями Райт. Начиная с 1981 года Лилиенталь совершил более 2 000 полетов на планерах собственной конструкции и понял многие аспекты авиации, известные сегодня.

9 августа 1896 года Лилиенталь вместе со своим механиком и помощником Paul Beylich на своем любимом месте на склоне Gollenberg Hill готовил к запуску новый планер. Использование холма для старта позволяло достичь нужной скорости и высоты. Взлетев на высоту примерно 15 метров, планер упал из-за порыва ветра. Лилиенталь получил перелом шейного позвонка и умер на следующий день в больнице Берлинской университетской клиники.



Сумасшедшая посадка ИЛ-62 с большой историей

Наследие Лилиенталя превратило холм Голленберг и окружающие его земли не только в реликвию истории авиации, но и в один из старейших аэродромов в мире. Ил-62 по имени «Леди Агнесс», который сейчас там находится, претерпел конструктивные изменения. Одна сторона фюзеляжа служит музеем Лилиенталя, а другая, как ни странно, загсом для молодоженов. Однако история о том, как он там оказался, делает кадры приземления еще более впечатляющими.

Все началось с Interflug. Во время и после Второй мировой войны гражданская авиация Германии сильно пострадала. Главным перевозчиком была компания Deutsche Luft Hansa, но после войны все ее самолеты были задержаны союзниками, а в 1954 году компания и вовсе прекратила существование. Разделенной Германии нужно было быстро найти замену, поэтому название авиакомпании Lufthansa было зарегистрировано как товарный знак Федеративной Республики Германии на Западе, а несколько измененное Deutsche Lufthansa было зарегистрировано в 1955 году как товарный знак Германской Демократической Республики. Сходство названий вызывало беспокойство властей ГДР, и чтобы избежать возможных юридических коллизий, в 1958 году была основана компания Interflug.

К концу 1963 года Deutsche Lufthansa была полностью ликвидирована, и вся деятельность перешла к Interflug. Новая компания базировалась на берлинском аэропорту Шенефельд и управляла флотом самолетов советской эпохи. Ту-134, Ту-154, Ил-18 и, конечно же, Ил-62 – все это конструкции, созданные в Советском Союзе и на протяжении всей своей жизни служившие авиакомпании Interflug. Ту-134 выполнял большую часть операций Interflug на малой и средней дальности между странами, входившими в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), экономического союза социалистических стран, входящих в Восточный блок. Так продолжалось до тех пор, пока Interflug не приобрела Ил-62, который впервые прибыл в аэропорт Шенефельд в 1970 году.


Ил-62, совершивший первый коммерческий полет в 1967 году, стал преемником турбовинтового Ил-18 и совершал рейсы между Москвой и Монреалем для «Аэрофлота» еще до того, как он начал работать с Interflug. Этот 165-местный пассажирский самолет иногда называли «Белым гигантом» из-за его внушительных размеров.

На самом деле он был настолько огромен, что на момент запуска считался самым большим реактивным лайнером в мире, его длина составляла около 174 футов (почти 54 метра). Он также имел дальность полета до 4 200 миль в зависимости от количества пассажиров на борту и летал с четырьмя турбовентиляторными двигателями Кузнецова НК-8-4, расположенными в задней части фюзеляжа лайнера, по два с каждой стороны. Ил-62 был представлен примерно в то же время, что и Boeing 707 и Douglas DC-8, которые также имели четыре двигателя. Однако конкретная конфигурация двигателя Ил-62 была настолько похожа на конфигурацию Vickers VC10 британского производства, что начали возникать обвинения в шпионаже, что в конечном итоге привело к полноценному расследованию спора. Хотя никаких дополнительных доказательств, подтверждающих эти утверждения, так и не нашлось.

Добавление Ил-62 к флоту Interflug в 1970 году позволило авиакомпании продолжить свой важный маршрут Берлин – Москва, а также начать первые межконтинентальные рейсы, в результате чего начиная с 1973 года одним из основных направлений для Ил-62 стала Куба. Всего на «Интерфлюг» было поставлено шесть Ил-62, а в 1980 году флот пополнился 12 модифицированными Ил-62М. Ил-62 оставался знаменитым активом авиакомпании Interflug в ГДР вплоть до 1990 года, когда воссоединение Германии повлекло сокращение пула потенциальных инвесторов Interflug, что привело к полной ликвидации авиакомпании в следующем году.

Однако еще за два года до закрытия Interflug для самолетов Ил-62 планировалась замена на Airbus A310. Это упростило для Interflug решение пожертвовать один из своих Ил-62 аэродрому Штёльн в ознаменование 90-летия со дня смерти Отто Лилиенталя.

Для посадки «Леди Агнесс» на травянистой взлетно-посадочной полосе Stölln/Rhinow был выбран главный пилот парка Ил-62 Хайнц-Дитер Кальбах. Хотя никто не сомневался в мастерстве Кальбаха, некоторые эксперты опасались, что посадка многотонного самолета в таких условиях будет невозможной.

Как видно из видеозаписи, Кальбах доказал, что все, кто сомневался в его способностях, ошибались. Согласно рассказу Кальбаха о приземлении, Ил-62 подпрыгнул немного выше, чем он ожидал. Некоторые могут подумать, что в какой-то момент самолет «скозлил», однако Кальбах заявил, что он намеренно задрал нос самолета, чтобы уменьшить тангенциальную силу на шасси и не дать колесам зарыться в землю. Это также очень похоже на классическое аэродинамическое торможение для быстрого снижения скорости после приземления. Тем не менее, как сообщается, после полной остановки самолета можно было заметить большие оторванные комки земли с травой.

В интервью немецкому авиационному изданию Aero Telegraph Кальбах сказал:

«Нам пришлось делать специальные расчеты, изменить технологию посадки, скорректировать и даже отменить некоторые правила и положения Закона об авиации. При последнем заходе на посадку мы выключили два двигателя, а на высоте 50 метров нам пришлось использовать реверс, что вообще запрещено в авиации и невозможно на современных самолетах при существующих технических стандартах. Заход на второй круг был уже невозможен, и посадка должна была быть совершена, к лучшему или к худшему. К счастью, так оно и случилось!»

Когда самолет сбросил скорость, пара двигателей, продолжающих работать, были переключены на реверс, что подняло большое облако пыли и забросало двигатели мусором. В общем, все это выглядело довольно драматично.

После этого рейса Кальбах продолжал дополнять свое богатое резюме, летая для коммерческих авиакомпаний. Он пилотировал такие самолеты, как Airbus A310 и Boeing 737 авиакомпании Germania. В марте 2000 года с ним приключилось еще одно происшествие, чрезвычайно редкое для гражданского пилота: ему пришлось вступить в схватку с преступником, ворвавшимся в кабину и применившим к нему удушающий захват. Кальбах получил ряд травм, но ему удалось одолеть нападавшего и благополучно посадить самолет со 148 пассажирами.


Трудно представить себе комбинацию пилота, самолета и аэродрома, более заслуживающую увековечивания, чем Лилиенталь, Кальбах, Ил-62 и аэродром Штёльн/Риноу. Таким образом, видео с одной-единственной посадкой самолета имеет историческое значение.

Ну а что касается «Леди Агнесс», то она продолжает удерживать форт на Голленберг Хилл в знак уважения ко всем тем, кто доставил ее туда.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    25 августа 2022 04:17
    Уверен, что самолёт с такой массой просто не может вот так легко совершить посадку на грунт. Наверняка, топлива там было минимальное количество, плюс облегчен самолет был по самые гланды...

    А за статью спасибо. Никогда о таком не слышал, а видео посмотрел - восхитился!
    1. +19
      25 августа 2022 05:26
      Все зависит от «прокладки между сиденьем и рулем»! В данном конкретном случае штурвалом.
      Присоединяюсь к добрым словам о Авторе и пилоте!
      От себя могу добавить только одно - завидую умению «забугорных» товарищей сохранять историю техники!!!
      В случае с Германией, в том числе нашей.
      1. +7
        25 августа 2022 11:48
        Цитата: Коте пане Коханка
        Все зависит от «прокладки между сиденьем и рулем»! В данном конкретном случае штурвалом.

        Многие забыли, что в Ил-62 нет никаких гидроусилителей - все управление работает на мускульной силе экипажа. В таких маневрах, как эта посадка, штурвал тянули не только "первый" и "второй" но и остальные члены экипажа (брали только сильных).
        Эту посадку, в качестве экипажа, выполняла именно сработанная команда.
        1. +5
          25 августа 2022 12:36
          Цитата: Genry
          Многие забыли, что в Ил-62 нет никаких гидроусилителей

          Гидросистемы нет только на Ан-2... wink
          1. 0
            25 августа 2022 12:48
            Не путайте гидроситемы, которые включаются кнопкой и гидроусилители, которые передают движение штурвала. fool
            1. +4
              25 августа 2022 12:51
              Гидроусилитель - составная часть гидросистемы самолёта. Часть исполняющая
          2. Комментарий был удален.
    2. +9
      25 августа 2022 06:54
      Цитата: Luminman
      Никогда о таком не слышал, а видео посмотрел - восхитился!

      А Вам приходилось слышать о посадке тяжелого 4-моторного транспортника C-130 на авианосец? Причем не облегченного, а наоборот, с имитацией полезной нагрузки. И никакого хвостового крюка, такую массу все равно никакой тормозной канат не удержал бы.
      1. +3
        25 августа 2022 08:04
        о посадке тяжелого 4-моторного транспортника C-130 на авианосец?
        - начнем с малого - С-130 не тяжелый транспортник....
        1. +8
          25 августа 2022 10:32
          Цитата: faiver
          начнем с малого - С-130 не тяжелый транспортник....

          Рядом с покойной Мрией, или даже Ан-124 - да, конечно, мелковат. Но по тем временам он был тяжелым. И оказался настолько хорош, что с некоторыми изменениями выпускается и в наши дни, чего не скажешь о его современниках-одноклассниках.
          1. 0
            25 августа 2022 13:25
            И оказался настолько хорош, что с некоторыми изменениями выпускается и в наши дни, чего не скажешь о его современниках-одноклассниках.
            - и что в этом самолете осталось на сегодняшний день с момента рождения кроме фюзеляжа? А ничего, и выпускается он до сих пор потому как он рабочая лошадка армии США, а компания Локхид умело лоббирует свои интересы и параллельно втюхивает свои самолеты зависимым от США странам....
            Я не хочу сказать что самолет плохой, нормальный средний транспортник, но его успех не имеет никакого отношения к его конструкции....
      2. +7
        25 августа 2022 08:32
        Цитата: Наган
        А Вам приходилось слышать о посадке тяжелого 4-моторного транспортника C-130 на авианосец?

        Палуба авианосца имеет твердое покрытие

        такую массу все равно никакой тормозной канат не удержал бы

        Для снижения скорости пробега у турбовинтовых двигателей есть опция "перекладки" воздушных винтов. Это существенно снижает скорость пробега и помогает торможению...
        1. +4
          25 августа 2022 10:36
          Цитата: Luminman
          Для снижения скорости пробега у турбовинтовых двигателей есть опция "перекладки" воздушных винтов. Это существенно снижает скорость пробега и помогает торможению.

          Точно так же, как у турбореактивных и турбовентиляторных есть опция реверса тяги, используемая точно с той же целью.
          1. +6
            25 августа 2022 13:10
            Цитата: Наган
            у турбореактивных и турбовентиляторных есть опция реверса тяги, используемая точно с той же целью.

            Здесь "реверс" больше подразумевает быстрый сброс тяги двигателя (захватывает воздух впереди и перенаправляет его обратно вперёд и в стороны). Обратная тяга очень мала, по сравнению с "перекладкой" у турбовинтового, где мешает только изгиб лопастей, оптимизированный под конкретный шаг вперёд.
            1. -5
              25 августа 2022 18:20
              В фильме "Экипаж" переложенный реверс оторвал Ту-154 хвост. Интересно, что там делал консультант по авиации, и что он из себя представлял? Или просто решили "пипл и не такое хавает"?
              1. AUL
                +1
                27 августа 2022 17:34
                Начиная с 1981 года Лилиенталь совершил более 2 000 полетов на планерах собственной конструкции и понял многие аспекты авиации, известные сегодня.
                Мне кажется, он начинал немного раньше! laughing
              2. 0
                29 августа 2022 05:37
                Цитата: Наган
                В фильме "Экипаж" переложенный реверс оторвал Ту-154 хвост. Интересно, что там делал консультант по авиации, и что он из себя представлял?

                По фильму при взлёте на фюзеляж Ту перед хвостом упала мачта освещения, так что норм. Там даже бортинженер высунувшись по пояс из центрального воздухозаборника (вот где бред) что то делал с повреждённой обшивкой .
    3. 0
      31 августа 2022 09:51
      Браво! 100 % вывод! Самолёт облегчён по максимуму, и , даже все 165 пассажиромест были не заполнены, и багажное отделение было без чемоданов!
      1. 0
        31 августа 2022 10:06
        Браво! 100 % вывод!

        А вы попробуйте посадить такой тяжелый самолет на грунт с полными баками и и набытым до отказа оборудованием...
  2. -1
    25 августа 2022 06:29
    Мишаня продал ГДР "другу Хельмуту". Притом задешево. Мог запросить в разы больше, Хельмут заплатил бы, даже если бы пришлось залезть в долги.
    И ведь умрет в своей постели, хотя по-хорошему должен был бы на Лобном месте, осыпаемый проклятиями публики и тухлыми яйцами.
    1. +7
      25 августа 2022 07:21
      То есть сам факт продажи наиболее верных союзников и товарищей вас не смущает, смущает лишь вопрос цены?
      1. +8
        25 августа 2022 07:50
        Да что там союзники и товарищи, он и свою страну предал и продал.am
      2. +6
        25 августа 2022 08:38
        Цитата: BSD-Fan
        сам факт продажи наиболее верных союзников и товарищей

        Это не продажа союзников, а их прямое предательство...
    2. +2
      25 августа 2022 07:37
      Всё равно деньги бы разворовали и на пользу они бы не пошли...
    3. +1
      31 августа 2022 09:55
      А мишаня таки умер в своей постели, прожив 91налетнюю жизнь, обласканный привилегиями и долголетним здоровьем... с видом на швейцарских луговых коровок...
  3. +6
    25 августа 2022 06:36
    Ил-62 оставался знаменитым активом авиакомпании Interflug в ГДР вплоть до 1990 года,Это перевод такой? А вообще интересное событие, хотя после реверса движкам скорее всего хана из за пыли.
    1. -3
      25 августа 2022 11:10
      Там уже не важно, он же на "постамент" потом. Главное, что бы не развалился после посадки.
      Но сажал он конечно отвратно.
  4. +7
    25 августа 2022 06:41
    Не знаю, по мне так самый красивый самолет, да и летал на нем много много раз, само собой пасажиром
    1. +4
      25 августа 2022 07:22
      Поспорю, 76 гораздо красивее, я каждый раз как его вижу только один эпитет рождается в голове "красота воплощённая в металле".
      1. +5
        25 августа 2022 08:19
        Ну 76й все же грузовик,очень красивый грузовк
  5. +7
    25 августа 2022 07:32
    Статья интересная,небольшая неточность - Ил-62 не был,и не мог быть преемником Ил-18,как об этом сказано в статье,это два абсолютно разных самолета,Ил-18 - среднемагистральный самолет.
  6. +10
    25 августа 2022 08:08
    В свое время на ВДНХ стоял Ту-104. Это был третий построенный в серии самолет. Он совершал перегоночный рейс из Новосибирска во Внуково 19 февраля 1958 года. Из-за нехватки топлива решено было посадить на военном аэродроме в Саваслейке, недалеко от Мурома. Но топливо кончилось и самолет с неработающими двигателями посадили на грунт, не долетев 1,5 км до посадочной полосы. Это была первая посадка пассажирского реактивного самолета на грунт. Самолет подремонтировали и он долетел до Внукова, а затем комиссия решила не пускать самолет в эксплуатацию и отправила в качестве экспоната на ВДНХ.
    1. +7
      25 августа 2022 10:22
      Цитата: Konnick
      Из-за нехватки топлива решено было посадить на военном аэродроме в Саваслейке, недалеко от Мурома. Но топливо кончилось и самолет с неработающими двигателями посадили на грунт, не долетев 1,5 км до посадочной полосы. Это была первая посадка пассажирского реактивного самолета на грунт.

      Ту-104 всё же было немного проще проще. Во первых. Вы же помните, на базе чего его делали. А, во-вторых, Ту-104 изначально рассчитывался на посадку на полосы без покрытия.
      ...даже в Киеве в 1959 году еще не было ВПП с твердым покрытием. Ту-104 ежедневно производил взлеты и посадки с грунтовых полос. В Якутске «сто четвёртый» впервые в практике тяжелых реактивных самолетов садился на грунтовую полосу, покрытую снегом.
      © ВО. Первый советский реактивный авиалайнер.
      1. +4
        25 августа 2022 10:45
        Ту-104 всё же было немного проще проще.

        Но с неработающими двигателями?
        1. +6
          25 августа 2022 12:02
          Они и с работающими двигателями имели много режимов, в которых их затягивало в пике. Туполев долго не хотел исправлять свою ошибку, пока не погибло много... Потом исправил, но коряво и самолёты Ту-104 вовсе сняли с эксплуатации.
      2. -3
        2 сентября 2022 12:15
        В Нальчике ,1976 или 1977 году при ремонте аэропорта Мин. Воды Ту 134 на грунт садились .
  7. +3
    25 августа 2022 08:19
    рисковая посадка, но для советских самолетов нет ничего невозможного.....
  8. Комментарий был удален.
  9. +5
    25 августа 2022 09:20
    Статья очень хорошая,правда ошибка про полеты Лилиенталя в .. 1981...
    1. +3
      25 августа 2022 09:54
      Да , тоже заметил . Очепятка просто .
      1. +7
        25 августа 2022 11:42
        Немецкий пилот-сильный мужик.Пошеший на такой риск,да и в последствии достоин уважения.В этот момент на видео творилось такое..Люди готовы были сами этот самолет поднять... hi
  10. +10
    25 августа 2022 09:55
    Das ist fantastisch!
    Заход на посаду с огибанием верхушек деревьев.
    Очень грубая посадка (как на авианосец). Удивительно, что пневматики не разрушились и после остановки самолёт своим ходом зарулил на стоянку.
    Кажется, что остановка произошла с нарушением законов физики. Какой точный расчёт и какая прецизионная реализация! ГДР и Советский Союз!
  11. +16
    25 августа 2022 10:10
    Ето била демонстрация возможности аварийной посадки Ил-62, компании Интерфлуг.
    Ета авикомпания ГДР, била одна из лучших в мире и власти "обединеной" Германии пришлось ликвидироват ее чисто административним образом так как ее финансовие показатели били очень хорошие.
  12. +5
    25 августа 2022 16:25
    Автору +++!!!И немцам за такую посадку!
  13. +3
    26 августа 2022 11:29
    отмороженный трюк . из увиденного понравилось как он его "задрал" и держал что бы прекратить "козление". Мастер..и отморозок . Длинный фюзеляж и так смело. На видео видно хорошая механизация крыла ,да само крыло все таки не как винт у карлсона, есть чем гасить посадочную скорость
  14. +1
    1 сентября 2022 18:21
    Как пилот скажу, что лётчик сажал пустой самолёт, и так скозлить...Позор! Включил бы реверс в воздухе, все подкрылки и спокойно сел.
  15. 0
    3 сентября 2022 08:26
    Хочу выразить слова благодарности людям, живущим авиацией, чтущим ее историю, и традиции, людям которые готовы идти на смертельные риски, ради сохранения уникальных машин, воплощение труда КБ, заводов, и нашей Великой страны. Хочу чтобы данную статью прочитали товарищи, если конечно они умеют читать, которые перевозили ЯК-42 из ангара на смотровую площадку в Саратове, эти б. лбесы, которые варварски отрезали крылья птичке. Теперь стоит постамент с крыльями на подпорках, жуткое зрелище... И это в городе где данный тип самолёта собирался на САЗ. Надеюсь если кто то из этой команды пиливших крылья, обратится к хирургу, то им также отпилят руки и пришьют к з.днице.....