Специфика поисковой работы в современных условиях

15
Специфика поисковой работы в современных условиях

Список проблем и нюансов проведения поисковых работ в современных реалиях обширен и содержит в себе многие моральные, законодательные и чисто технические аспекты, однако в данной статье ограничимся только некоторыми из них, учитывая специфику и взгляды основной массы читателей «Военного обозрения», выделяя как положительные, так и отрицательные моменты. Как пример используем одну из первых наших экспедиций 2022 года – «Тайна летающего танка».

Сбор информации


Любая поисковая работа начинается со сбора данных, которые содержатся как в архивных документах, мемуарах, а то и в художественных произведениях, так и поступают, иногда буквально приходят, в виде рассказов местных жителей или людей, чья профессиональная и иная деятельность подразумевает путешествия по отдаленным, безлюдным или труднодоступным районам.



Опуская подробности поиска путем изучения документов через архивные данные, доступ к которым во многом есть через сеть Интернет, сделаем акцент на участии людей, делящихся своей информацией. На наш взгляд, это участие является одним из ключевых в увековечивании памяти павших, и именно оно, желание помочь, отражает здоровый патриотизм в нашем обществе. Ведь это значит, что люди помнят, чтят и гордятся своей историей.

В данном конкретном случае нам поступила информация от местного охотника об обломках в болоте. Затем по видео мы смогли установить принадлежность обломков к самолёту типа Ил-2. И даже найти место падения на снимке со спутника.


Стоп-кадр видео с сервиса YouTube


Спутниковый снимок места падения. Фото bestmaps.ru

Так что современные технические возможности позволяют обрабатывать значительные пласты информации из разных источников и в различных форматах, а также налаживать удалённую коммуникацию со множеством людей для её обмена и обсуждения на профильных форумах и внутри сообществ. В том числе современный термин GEOINT становится применим и к поисковой деятельности на местах боёв. И это безусловный плюс.

Однако есть у некоторых людей интерес и иного рода, не имеющий ничего общего с патриотизмом и увековечиванием памяти павших. Когда полученная с применением всех современных источников и технологий информация, которая помогла бы вернуть из безвестности павших героев, используется исключительно для получения личных материальных выгод.

Печальный пример, когда по фотографии обломков самолёта на странице поискового отряда в сети Интернет, с помощью изучения свойств файла фотографии были получены географические координаты места их обнаружения, и за зиму на снегоходе они были вывезены, и металл бронекапсулы такого же Ил-2 просто сдан на металл. Так что у технического прогресса есть и обратная сторона медали, которая, впрочем, зависит исключительно от порядочности людей. Ведь стальные шлемы пробитые пулями и осколками воруют с мемориалов и памятников даже без применения новейших технологий.

Организация экспедиции


Технический прогресс, развитие СМИ и ритм современной жизни играют немаловажную роль при организации экспедиции, причём двоякую. С одной стороны, отмечается возросший интерес общества к деятельности поисковиков, в том числе в виде помощи ресурсами и техникой от частных и юридических лиц, помимо государственных и окологосударственных структур, таких как РВИО, например.

Значительно выросли технические возможности в области приборного поиска, причём как наземного (современные металлодетекторы, георадары, магнитометры, спутниковые навигаторы и т. д.), так и подводного (увеличение вероятности обнаружения, благодаря появлению относительно доступных и компактных эхолотов с боковым обзором высокого качества, например), и воздушного (применение БПЛА). Существующие государственные программы поддержки поискового движения, и прежде всего Фонд президентских грантов, а также возможность сбора средств на добровольных началах дают шанс на их получение для целевого использования.

Раз мы затронули тему финансирования, то для начала хочется ответить на интересующий многих обывателей вопрос. Получают ли поисковики деньги за свою работу? Напрямую–нет.

Тут надо понимать, что полученный грант или спонсорская помощь подразумевают отчётность, и выделяются они, как правило, на конкретные запросы для достижения конкретной поисковой и (или) общественной цели: на приобретение поисковых приборов и шанцевых инструментов, снаряжения для бивака, средств связи, техники и оборудования, ГСМ, перевозки на место и обратно личного состава отряда, закупки продуктов питания, да даже просто на организацию бани, в конце концов. Все эти пункты вполне подотчётные, и за бюджетные средства ответственные командиры поисковых отрядов или поисковых объединений отчитываются на основании бухгалтерских документов.

Думается, что для основной аудитории «Военного обозрения» не нужно объяснять сколько сил и средств, в том числе финансовых, требуется для организации выезда поискового отряда численностью со взвод на расстояние километров в 100 с организацией палаточного лагеря, решением вопросов водоснабжения, котлового питания, гигиены и санитарных вопросов. Так что зарабатывать на погибших бойцах – это… в общем, такое в поисковой среде быстро становится известным и расценивается – как предательство на поле боя, поэтому такие случаи мало кому известны даже в поисковой среде и караются быстро по всей строгости закона. В том числе и потому, что среди поисковиков действующих, «отставных» и «запасных» представителей силовых структур и органов правопорядка закономерно много.

С другой стороны, в нашей капиталистической реальности всё сложнее становится собрать рабочую команду для проведения экспедиции. Ведь процентов 95 поисковиков – это люди занятые, помимо поиска, другой профессиональной и иной деятельностью, а значит – выделить время на поиск в свободный от работы период, которое, как правило, и так невелико, да ещё учесть интересы семьи – очень и очень сложно. Так что честь и хвала тому работодателю, который готов из года в год предоставлять работнику-поисковику те же банальные несколько дней отпуска между первыми и вторыми майскими праздниками, так нужные для полноценной экспедиции.

Кстати, весна и осень не просто так являются важными сезонами экспедиций, тут и некоторый бонус праздничных дней, и отсутствие туч кровососущих насекомых, а главное – ещё не поднявшаяся или уже опавшая трава и неплохая прозрачность воды. Отдельное спасибо и семьям поисковиков, не каждая жена и не каждый муж согласятся отпускать свою половину в лес, поле и на болото или озеро надолго.

Конечно, массовые экспедиции из школьников и студентов в период их каникул делают много работы, но надо понимать, что перед тем, как организовать Вахту Памяти на конкретном месте, перед этим там работает команда взрослых опытных поисковиков, и зачастую подготовка перед выездом молодёжи ведётся весь предшествующий год. Кроме того, весенние и осенние экспедиции подразумевают отрыв молодежи от учёбы, а это тоже фактор существенный и требует учёта при организации.

Не секрет, что иногда «активные штыки» студенты-поисковики не могут себе позволить поехать в экспедицию, учась не на бюджете или вынужденные подрабатывать, дабы сводить концы с концами. Есть и более тонкие нюансы, студентов и тем более школьников в нынешних условиях организовать в экспедицию – это целая, скажем так, бюрократическая эпопея, таковы реалии времени.

Но это нужно и важно, ведь в этом основная суть! Недаром многие поисковые отряды и даже поисковые объединения включают в своих названиях слова «Эстафета поколений». И поэтому, несмотря на то, что в наиболее сложных и небезопасных для здоровья поездках в основном участвуют взрослые умелые и неприхотливые поисковики, молодёжь к ним стараются привлекать по максимуму. Всё это, кстати, требует от поискового отряда, а главное – его командира, ещё и крепкой нервной системы, серьезных педагогических навыков и морально-волевых качеств.

Поэтому для работы по Ил-2 нами был выбран зимний период новогодних праздничных выходных. И команду реально собрать ударную из нескольких поисковых отрядов и организаций, и подключить поддержку в виде техники, так нужной на подъёме, но зачастую сильно привлечённую для другой работы в будни.


Здесь необходимо пояснить, почему работы по подъёму самолётов и другой техники и вооружения из болот или из слабонесущих обводнённых грунтов часто производятся именно зимой. Помимо прочих условий, основным является обеспечение возможности устройства подъёмной конструкции, с помощью которой будет возможен подъём техники, эту роль выполняют треноги и аналогичные, но более технологичные сооружения, в основе действия которых необходимость их во что-то упирать – верхний схваченный морозом слой болотного мха или грунта, лёд.

Учитывая, что место ночёвки и питания сборной команды – ПВД находилось в часе езды на автомобилях от промежуточного лагеря в лесу, где были оставлены вездеходы, а оттуда порядка часа на вездеходах на болото, то логистика по доставке личного состава и питания в термосах была затратна по всем ресурсам, включая временной, учитывая короткий зимний световой день и неизбежное снижение эффективности при искусственном освещении. И всё это на фоне мороза до –25 градусов.



И да, касаемо времени. С организацией экспедиции также требуется торопиться. Не проведённая после получения важной информации экспедиция чревата тем, что на месте боя или, например, месте падения самолёта успеют похозяйничать как охотники за «хабаром» – артефактами военного происхождения, годными для перепродажи, тем самым оружием, снаряжением, личными вещами и документами павших бойцов, с помощью которых в основном и происходит идентификация останков, так и банальные сборщики металла.

Проведение экспедиции


Какой бы сложной, полной или нет была предшествующая подготовка при проведении поисковой экспедиции или простого разведывательного выхода в лес или поля, никаких сомнений, растерянности и иных душевных метаний не остаётся. «Матч состоится в любую погоду!»



Встреча поисковиков и совместная работа – это уже само по себе событие и праздник для души. Тем более что нулевого результата не бывает, даже обследовав местность и не найдя бойцов, радуешься и этому, и тому, что можно поставить галочку на ещё одном квадрате карты. Также через тяжёлый труд, ответственность и стойкость отбираются кандидаты в отряд.

Ведь только свой человек в холод, непогоду или, наоборот, в жару и в тучах кровососущих насекомых отрывает окоп в полный профиль, чтобы добраться до того парня или девушки на его дне, для которых он стал последним пристанищем, и этот окоп становится уже его окопом, и потом только он этого парня или девушку по косточке, вплоть до фаланг пальцев ног в истлевших ботинках поднимает и раскладывает, собирает вновь, и только он в надежде найти медальон роет окоп вглубь и в стороны, контрольно перетряхивая отвал, и только он, когда безымянным или вернувшимся из безвестия боец наконец, как положено, захоранивается со своими братьями, провожает его как родного.

И вот тут хочется отметить, в пику тем коллегами по ВО, что скептически относятся к современной молодёжи как созидателям и патриотам, что хватает парней и девушек, увлекающихся поисковой деятельностью и интересующихся военной историей своей Родины.


Относительно работ по нашему Ил-2 следует отметить, что нам помогала автомобильная, вездеходная техника, современные мощные и компактные: диафрагменная мотопомпа, откачивающая воду; бензогенератор, обеспечивающий основное освещение места работ, бензопилы для пиления льда и древесины, газовые горелки, мотнажно-тяговый механизм, лебёдки, таль и многочисленный такелаж, шанцевый инструмент и прочее прочее. Внушительный список того, о чём многие поисковые отряды даже в наши дни пока, к сожалению, только мечтают.


Так что осознание своего морального долга, ограниченный лимит времени и ресурсы, которых часто не хватает, мотивируют на работу с максимальной нацеленностью на результат.

Результат экспедиции


Проводя параллели с работой геологов, геодезистов и археологов, результат любой экспедиции зависит от полевой работы и камеральной обработки информации, полученной за её время. В современных условиях, обладая значительным и оперативно доступным массивом информации по теме поиска, увеличивается вероятность идентификации останков, установления принадлежности вооружения и военной техники к той или иной воинской части, помимо их классификации.

Сейчас существует возможность прочесть такие личные опознавательные знаки (смертные медальоны), которые ещё 10–15 лет назад считались безвозвратно утерянными. Это стало возможным при привлечении и постоянном развитии цифровой обработки печатных материалов на фоне общего совершенствования компьютерной техники и программного обеспечения. Например, лаборатория «Солдатский медальон» уже с 2008 года работает.


Поисковики трудятся в связке с экспертами по вооружению, специалистами по военной истории, судмедэкспертами, вынося спорные вопросы на обсуждение компетентного сообщества, причём, когда есть возможность, вплоть до онлайн видеоконференции прямо из базового лагеря на месте производства работ.

А пока, в то время как готовится следующая экспедиция, мы выдвинули предварительные версии о возможной принадлежности Ила к конкретному авиаполку и, более того, к конкретным экипажам.

Итак, поподробнее. Прежде всего, была проведена работа с архивными данными по 7-й воздушной армии, которая осуществляла боевую работу в районе обнаружения самолёта. Далее, более детально были изучены журналы боевых действий и донесения из авиаполков, на вооружении которых находились штурмовики Ил-2, причём как в двухместном, так и в одноместном варианте. Затем из двух наиболее подходящих полков был определен полк, летчики которого проводили боевые и иные вылеты в заданном районе. Им оказался 17-й гв. ШАП, ГШАП, то есть 17-й гвардейский авиационный полк.

Потом были обобщены все потери полка и конкретизированы, по возможности, приблизительные маршруты полётов и курсы от аэродромов базирования до координат целей налётов и т. д. с учётом боевого радиуса. Таким образом был существенно сужен круг возможных вариантов идентификации экипажа.

Дальше была проведена работа по синхронизации данных из доступных архивных источников и форумов в России и Финляндии, проведены консультации с коллегами и на выходе получены три вероятных экипажа, чей Ил мог оказаться на том болоте. Затем была проведена консультация на известном, особенно среди специалистов авиапоиска, форуме «Тризна» и при содействии авторитетного Ильи Прокофьева.

В итоге определены два наиболее вероятных экипажа обнаруженного Ил-2. Оба экипажа из 17-го гв. ШАП, и оба не вернулись с боевого задания 12.07.1944 года:

– экипаж гвардии лейтенанта Терентия Тихоновича Камышанова, командира звена 17-го гв. ШАП из станицы Суровикино Кагановического района Сталинградской области и воздушного стрелка гвардии старшины Сергея Ивановича Кулагина из деревни Слободы Виноградовского района Архангельской области;

– экипаж лётчика гвардии младшего лейтенанта Филиппа Борисовича Коржова из деревни Новословянки Ижморского района Новосибирской области и воздушного стрелка красноармейца Ивана Петровича Свиридова из станицы Григорополисской Новоалександровского района Ставропольского края.


Именной список безвозвратных потерь офицерского состава. Данные pamyat-naroda.ru


Именной список безвозвратных потерь рядового и сержантского состава. Данные pamyat-naroda.ru

Продолжаем работу.

Подводя итоги данной статьи, можно сделать вывод, что современная поисковая работа не сильно изменилась по сравнению с поисковиками первой волны зарождавшегося в СССР поискового движения. Всё строится на энтузиазме и чувстве долга перед павшими, ответственности перед живущими и необходимостью донести до последующих поколений историческую правду. Разве что технологии в своём развитии всё больше помогают в этом, с другой стороны – взимая дань в виде своей высокой стоимости.

А развитие поискового движения, как политики государства по увеличению здорового патриотизма нации и увековечиванию памяти павших, соперничает с капиталистической правдой жизни со своими ценностями и реалиями. И, как и прежде, поисковая работа противостоит двум факторам, стирающим память – времени и человеческому равнодушию. И если с первым всё понятно, то второе требуется выжигать калёным железом.

Дабы не было соблазна рвать на металл сбитый самолёт или строить на необследованной толком на предмет наличия останков защитников Отечества земле, а то и заведомо зная об их наличии, ковшами экскаваторов выбрасывая кости солдат на мусорку, как, например, в нынешней ситуации с землёй, где проходил противотанковый ров у посёлка имени Тельмана, что у Колпино под Санкт-Петербургом.

А работы у поисковиков на многие годы вперёд, причём современная история потребует нашей работы и там, где сейчас рвутся снаряды и свистят пули. Но все вместе мы справимся, не бывает неизвестных солдат, бывают только не найденные. Они известно чьи – все наши. И лётчиков этих мы, даст Бог, найдём, и пусть не доведётся похоронить их останки, зато имена их увековечим.


А обломки этого Ила снова будут самолётом, пусть лишь частью своей, кусочком в собранной из других таких же найденных фрагментов в одно целое машине-памятнике, как и у коллег наших из Татарстана, «Объединения Отечество», что поднимают сбитые и севшие на вынужденную бомбардировщики Пе-2 по всей стране и по фрагментам восстанавливают хотя бы один. А нам так хочется верить, что наша машина ещё и полетит. Прецедент уже есть.


Отреставрированный до лётного состояния Ил-2. Фото: soldat.pro

P. S.


Экспедиция была проведена силами поисковых отрядов «По следам погибших самолетов», «Медведи» при поддержке вездеходов, предоставленных ООО «Лесник» г. Вологда, совместно с командой «ВА-ПОИСК».
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    1 сентября 2022 07:33
    Полезным поисковикам в такой деятельности может быть не только геотехнологии и ксмоснимки, но и моделирование авиасудоподьема и авиареставрации в бесплатных программах - Elmer FEM solver, CalculiX, Code_Aster, FreeShip, BRL CAD, OpenFOAM. Ну и более общие матмодели на GPSS можно пробовать использовать. Модель нужна чтобы безопасно поднять, сэкономить денег, сделать отчетность хорошую и публикации, оптимизировать на лету логистику (на GPSS) и графики работ, опыт накопить и передать.
    Ну и это почти бесплатно с точки зрения денег, которых всегда мало. Есть хорошие книжки по моделям - Шеннон Имитационное моделирование систем (тот самый что придумал формулу Шеннона) и Имитационное моделирование. Классика CS, Кельтон.
    1. +3
      1 сентября 2022 10:01
      моделирование авиасудоподьема и авиареставрации

      То о чём вы пишите применимо для небольшой части организаций и поисковых отрядов специализирующихся на такого вида работах. Кораблями в основном занимается Русское географическое общество, и пара специально созданных для этого фондов преимущественно с государственным финансированием которые в том числе привлекают энтузиастов-поисковиков специалистов по подводному поиску. Авиапоиском занимается относительно много отрядов, но дело реставрации по силам только специалистам авиастроения и на базе авиазаводов. И те и другие оснащены вполне себе серьёзно. С бронетехникой в этом плане проще.
  2. BAI
    +1
    1 сентября 2022 08:50
    организовать Вахту Памяти

    У Газпрома есть Вахта памяти. Каждый год во всех регионах, где были военные действия.. Уже несколько сотен солдат подняли. И людей (добровольцы, конкурс) и финансы выделяют. И поддержкой местных администраций пользуются. Это одна и та же Вахта или разные?
    1. +5
      1 сентября 2022 09:54
      Это одна и та же Вахта или разные?

      Вахта памяти-это общее название большинства поисковых экспедиций на местах боев, как правило вахта открывается на поисковый сезон-год. Они проводятся поисковыми отрядами входящими в Поисковое движение России и под эгидой РВИО, а также другими организациями при их содействии. Средства на это выделяются государственные и спонсоров, если таковые находятся. Но процентов 80% поисковой работы вытягивают энтузиасты за свой счёт. Осенью и весной проводятся захоронения найденных останков. Каждый год находят и поднимают тысячи бойцов.
  3. +5
    1 сентября 2022 09:32
    Молодцом, что сказать. В отличие от множества болтунов, дело делают. Респект! drinks
  4. -1
    1 сентября 2022 10:33
    Наверное , не стоит детали самолётов ставить на летающую копию . Делать реплики , пусть летают , участвуют в выставках..
    А настоящие обломки реставрировать по науке, законсервировать как музейные . Тогда можно сказать - " Вот кусок железа, но это кусок настоящего самолёта , к нему прикасались живые руки , он поднимался в то самое военное небо , по нему стреляли, его ломали и корёжили. Но он - вот, перед вами "
    Хотя бы вот так .
    1. +4
      1 сентября 2022 12:43
      Наверное , не стоит детали самолётов ставить на летающую копию . Делать реплики , пусть летают , участвуют в выставках..

      Начинают поиски самолётов прежде всего, чтобы установить судьбу экипажа, найденные в более или менее в целом состоянии его фрагменты это большая редкость, пригодные для реставрации до состояния памятника ещё большая редкость, до лётного состояния по сути единицы, так что возможность реставрации и экспозиции это только бонус к основным результатам. Все боевые самолёты времён ВОВ, что летают в России на данный момент, и все, что по тем или иным каналам "ушли" за рубеж и летают там, восстановлены из оригинала. Летающих копий нет. За границей, кстати, практически тоже. На это много причин, начиная от финансовой и заканчивая необходимостью воссоздания технологической цепочки на фоне того, что банально многие чертежи утрачены или имеются в разрозненном виде, по сериям, типам и т.д. которые архисложно состыковать. Даже американцы имея полную документацию никак не пострадавшую от эвакуации авиазаводов во время войны или разрухи наших "90-х" не особо берутся за изготовление копий.
      Тогда можно сказать - " Вот кусок железа, но это кусок настоящего самолёта , к нему прикасались живые руки , он поднимался в то самое военное небо , по нему стреляли, его ломали и корёжили. Но он - вот, перед вами "

      Со своей стороны мы стараемся делать так, чтобы люди, особенно подрастающие поколения, видели и трогали своими руками боевую историю нашей Родины. Передаём найденные артефакты: оружие, снаряжение и амуницию в музеи. Общей командой устанавливаем памятники. Вот, например, мотор М-103 со сбитого бомбардировщика СБ. Мы подняли его из карельского болота и установили в ближайшем районном центре, Пряжа, у Молодёжного центра.
      1. 0
        1 сентября 2022 13:47
        Летающих копий нет. За границей, кстати, практически тоже.

        На Запад что равняться ? Они забили свои музеи с запасом. Даже не воюя , собрали и немецкие , и итальянские , и свои всех мастей и редкости с запасом на сто лет . И могут себе позволить продать частникам на потеху . У нас к великому сожалению не то что трофейные - свои после списания резали . А уж про деревянные и речи нет . И пускать в воздух ил-2 ,как минимум наполовину новодел , и рисковать угробить то, что уцелело - расточительство непозволительное
        Да и реплик разной степени копийности на Западе полным полно . Фанаты они такие . Их трудоёмкость не останавливает.
        1. -1
          1 сентября 2022 14:20
          Вот кстати - это всё реплики , новоделы . Фокке-Вульф даже "серийная" копия какой-то частной фирмы.

  5. +3
    1 сентября 2022 13:45
    Спасибо, коллега и за статью, и за работу. Сразу вспомнил как 4 года назад у одноклассницы, деда подняли вместе с Ил-2
    С 07.08.43 года по 04.09.1943 года 570 штурмовой авиационный полк входил в состав Рославльской штурмовой авиационной дивизии. Полк дислоцировался в селе Гаврики, Смоленской области. В этом полку служил летчик, младший лейтенант, 1920 года рождения Торбенко Борис Яковлевич. 4 сентября 1943 года состоялся вылет 8-ми самолетов Ил-2 с целью штурма линии обороны противника. В результате этой операции частично были потеряны экипажи 4-х самолетов и только 1 экипаж погиб полностью. В этом экипаже был командир самолета Торбенко Борис Яковлевич и воздушный стрелок , гвардии старший сержант, 1914 года рождения Марутьян Гегиша Карапетович. В 2019 году силами экспедиционного центра Министерства Обороны РФ ООО"ПДР" погибший самолет был поднят в районе д. Беззаботы, Глинковского района, Смоленской области. По версии командира поискового отряда "Надежда" Министерства Обороны РФ С.М. Каткова, экипаж был расстрелян еще в воздухе, не успев катапультироваться с парашютом из горящего самолета. Останки погибшего экипажа в 2019 году перезахоронены на военном Мемориале села Глинки, Глинковского района, Смоленской области.

    1. +4
      1 сентября 2022 14:20
      воздушный стрелок , гвардии старший сержант, 1914 года рождения Марутьян Гегиша Карапетович

      Помню эту историю, работали тогда специалисты ЭЦ МО РФ; военнослужащие саперы N-ской части ЗВО; представители ПО "СОЮЗ"ДОСААФ России, ПО "Рейд" (г. Гагарин Смоленской обл.), ПО "Надежда" (г. Коломна Московской обл.) при помощи водолазов Дайвинг Клуба "Морские Волки" (г.Москва) и ППТР "Петр" (г. Воронеж). Архивная работа проделана Борисом "linnet". А родственников стрелка искали через Союз армян России и Минобороны Армении.
  6. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  7. kim
    +3
    2 сентября 2022 07:06
    что сказать ...
    только уважение
  8. +2
    2 сентября 2022 23:34
    Я тоже поисковик из Ленпеха. Вы нам помогали с аэрофотосьемкой по Ораниенбаумскому плацдарму! Здорово написали!
    1. +1
      2 сентября 2022 23:53
      Цитата: Модест
      Вы нам помогали с аэрофотосьемкой по Ораниенбаумскому плацдарму

      Было дело. smile Насколько я помню, дело "О двух воронках в болоте" smile
      Здорово написали!

      Спасибо, коллега!
      1. +1
        3 сентября 2022 15:12
        Да, мы из них и рядом подняли человек 15 моряков. Вы были правы про взводный опорный пункт на пересесении железной дороги и просеки.