MQ-28 Ghost Bat для ВВС США

15

Первый опытный ATS / MQ-28 на стадии сборки


ВВС США активно прорабатывают концепцию «верного ведомого» беспилотного летательного аппарата и поддерживают несколько проектов такого рода. Недавно стало известно, что Пентагон рассматривает возможность участия в дальнейших работах по проекту MQ-28 Ghost Bat от компании Boeing Australia. Предполагается, что этот проект сможет стать ценным источником идей и решений для других программ и разработок.



Успехи и планы


Напомним, БПЛА MQ-28 разрабатывался с конца десятых годов австралийским отделением компании Boeing при участии американских коллег. Заказчиком выступили Королевские ВВС Австралии. Они желают получить тяжелый многоцелевой беспилотник, пригодный для решения широкого круга боевых и иных задач, а также способный работать самостоятельно или в связке с пилотируемым самолетом.

В 2019 г. Boeing Australia впервые показала полноразмерный макет БПЛА, на тот момент называвшегося Airpower Teaming System. Весной следующего года на австралийском предприятии состоялась выкатка первого опытного ATS. В сентябре начались наземные испытания систем и агрегатов. С октября прототип совершал пробежки.

27 февраля 2021 г. ATS совершил первый испытательный полет. В следующие месяцы состоялось еще несколько тестовых вылетов, а в ноябре в воздух поднялся второй опытный образец. До конца этапа летных испытаний планируется достроить еще четыре машины.


Первый полет беспилотника

21 марта 2022 г. в ходе официальной церемонии ATS переименовали в MQ-28. Также беспилотнику присвоили имя Ghost Bat («Австралийский ложный вампир»). БПЛА назвали в честь летучей мыши, для которой характерна охота стаей и групповое применение эхолокации. КВВС имели в виду, что «верные ведомые» MQ-28 смогут так же эффективно использовать свою аппаратуру и работать друг с другом.

Летные испытания MQ-28 с использованием «эскадрильи» прототипов будут продолжаться еще несколько лет. В зависимости от успехов и прогресса, принятие техники в состав КВВС и начало эксплуатации произойдет в 2024-25 гг. «Вампиры» предлагается использовать для сопровождения тактических самолетов F/A-18F или F-35 при решении боевых задач, а также для прикрытия специальных EA-18G, E-7 и т.д.

Интерес со стороны


Еще в 2019-20 гг. компания Boeing со своим «австралийским» проектом ATS присоединилась к исследовательской программе ВВС США под названием Skyborg. Целью последней является выработка технологий и решений в области «верных ведомых», и ATS мог бы найти в ней свое место.

В декабре 2020 г. «Боинг» и другие участники программы получили контракты на разработку и строительство опытной техники, а также последующее проведение предварительных испытаний. При этом речь не шла о прямом использовании готового проекта ATS, а о его обновлении в соответствии с требованиями программы и новыми наработками.


Первая посадка

Работы по «Скайборгу» продолжаются. Несколько компаний-участников строят технику и проводят другие необходимые мероприятия. Результаты программы будут определены только в будущем. При этом перспективы проекта ATS в рамках этой программы оказались под вопросом.

Новый этап


Недавно, 22 августа издание Breaking Defense сообщило, что министр ВВС США Фрэнк Кендалл раскрыл новые перспективы проекта ATS / MQ-28. Так, США и Австралия ведут предварительные переговоры о закупке готовых БПЛА, построенных по существующей версии проекта. Соглашение планируют подписать в течение нескольких следующих недель. При этом точные его условия пока раскрыть не готовы.

Переговоры связаны с перспективной американской программой NGAD. ВВС США планируют создать тактический самолет нового поколения и БПЛА для взаимодействия с ним, и проработкой такой техники сейчас занимаются несколько американских компаний. Готовый БПЛА MQ-28 рассматривается в качестве запасного варианта. При отсутствии заметного успеха в новых проектах, именно «Вампир» войдет в программу NGAD и, возможно, станет «верным ведомым» будущего самолета.

Австралийская сторона согласна на такое сотрудничество. КВВС ожидают, что участие Пентагона позволит ускорить работы и быстрее получить желаемый результат. Кроме того, при помощи США и их промышленности удастся быстрее наладить серийное производство техники и сократить ее стоимость.


Испытания продолжаются

По какой причине ВВС США не ограничиваются проектом Boeing ATS в рамках программы Skyborg и желают присоединиться к MQ-28, не сообщается. Также неизвестно, что будет с ATS в случае подписания нового соглашения. По сути, речь идет о двух почти одинаковых проектах, и видимый смысл в одновременной поддержке обоих попросту отсутствует.

Желаемые технологии


Причины интереса ВВС США к проекту MQ-28 просты и понятны. Этот беспилотник разработан давним и надежным партнером Пентагона, он относится к перспективному классу техники и имеет высокие расчетные характеристики. При этом, в отличие от ряда других «верных ведомых», MQ-28 успешно проходит летные испытания. При этом уже демонстрируются автономные и групповые возможности такого БПЛА.

Очевидно, что именно последний факт вызывает наибольший интерес американской стороны. Проекту еще далеко до завершения и запуска полноценной эксплуатации, но он уже показывает успехи и хорошую динамику. Это означает, что использованные в нем технологии и решения почти достигли требуемой зрелости. После оставшейся доводки они будут готовы к полноценной службе.

На данный момент именно MQ-28 Ghost Bat выглядит одной из самых развитых разработок в своем классе. Поэтому Пентагон желает изучить этот проект и использовать его в своих интересах. Аналогичный проект ATS от того же разработчика пока находится на ранних стадиях и не успел показать свои преимущества. Кроме того, он уже отстал от MQ-28, и на его отработку, летные испытания и т.д. потребуется некоторое время.


Возможный облик БПЛА Skyborg в версии Лаборатории ВВС США

Получив изделие «Вампир», Пентагон изучит эту разработку и, вероятно, уделит большое внимание ее сравнению с предыдущим проектом ATS. Также пройдут всесторонние испытания, причем как самостоятельные, так и групповые – с самолетами и другими беспилотниками. За счет этого ВВС смогут дополнить свой опыт в сфере «верных ведомых» и, возможно, изучить какие-либо новые идеи.

От результатов таких работ зависят дальнейшие действия ВВС. Они могут принять MQ-28 на вооружение в существующем виде или заказать его доработку с учетом итогов испытаний. Кроме того, от такого БПЛА могут отказаться в пользу разработки нового образца, основанного на его технологиях.

В целом главной целью ВВС являются основные компоненты и технологии проекта, при помощи которых компания Boeing создала развитую систему управления с особыми возможностями. Как именно и в каком виде их будут внедрять в практику – вопрос второстепенный. В любом случае от них ожидаются результаты практического характера в контексте следующего поколения тактической авиации.

Польза сотрудничества


Таким образом, ВВС США продолжают развивать одно из самых интересных перспективных направлений, и для этого планируют вновь заручиться поддержкой одной из ведущих организаций. Более того, они собираются изучить и – если он оправдает себя – поставить на службу один из наиболее развитых и прогрессивных образцов нашего времени.

При всей ожидаемой пользе, нынешняя ситуация имеет любопытные особенности. Так, многообещающий проект MQ-28 был разработан по заказу КВВС Австралии, и они обеспечили выполнение основной части работ. И только после этого новым беспилотником и его технологиями всерьез заинтересовались ВВС США и предложили совместные работы. Вероятно, это можно трактовать как признание своего отставания, но именно за счет такого сотрудничества Пентагон собирается всех опередить в будущем.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    28 августа 2022 07:27
    Ваще "оборзели" ! Австралийцы Бэтом занимаются...турки MIUS проталкивают !

    MIUS
    Дайте России спокойно "Гром" доделать !
    1. -8
      28 августа 2022 12:35
      так у нас в разработке целая линия тяжелых БПЛА
      Гром, С-70 Охотник и Скат от МиГа

  2. 0
    28 августа 2022 08:03
    Осталось этим беспилотникам прописать по, уровня мышления 5 летнего ребёнка. А то в постоянное подключение по каналу управления это что то из области теоретической, А на практике всё это заканчивается операторами, сидящими в будке в 100 км от беспилотника
    1. +5
      28 августа 2022 08:58
      Осталось этим беспилотникам прописать по, уровня мышления 5 летнего ребёнка

      Это не так сложно , как Вам кажется. Решать задачу "в лоб", копируя мозги никто не будет . Мозг человека занят на 99 % обработкой зрения , слуха , обоняния , осязания и болевых рецепторов. То есть получением информации и первичная обработка. Звери и птицы отлично это делают и передали это людям в процессе эволюции. И САУ пилотирует машину лучше любого спортсмена.
      А как видит , слышит , осязает и обоняет современный самолёт ? Сигналы прицельной , связной , навигационной и проч систем приходится преобразовывать в показания приборов , метки ,звуки , чтобы донести до лётчика . Точнее , до той части мозга , которая и решает логическую задачку сложней звериной и птичьей ." Из сложившейся обстановки принять решение ." Так компы уже это делают лучше людей. Задачка -то только расставить фигурки на доске и объяснить правила "шахмат".
      1. +2
        28 августа 2022 13:54
        Это не так сложно , как Вам кажется

        у нас все не так сложно, как кажется...
        только в войсках ничего толком нет...
        одни выставочные образцы и заверения, что дайте бабок и все через нацать лет будет...
        и, как правило, ни бабок, ни товара...
        вот этому австралийскому боингу пентагон денег на разработку не давал - все за свой счет...
        заинтересовал - теперь может и получит...
      2. 0
        28 августа 2022 14:57
        Задачка -то только расставить фигурки на доске и объяснить правила "шахмат".
        Современный робот пылесос делает то же самое но чутка попроще.Тут самое главное в принятие решений.А для этого нужен "полноценный мозг".Пока на разработчиков не наведут боевую турель с пулеметом и 10 целей рядом (для теста)и они согласяться на этот тест программы на своей шкуре,вот тогда я поверю в "рабочий"ИИ hi
    2. +4
      28 августа 2022 09:07
      Осталось этим беспилотникам прописать по, уровня мышления 5 летнего ребёнка.

      Уже в гражданской сфере (сельское хозяйство) дронам "показывают" области интереса (больная растительность, необходимость орошения и т.д.), а потом он самостоятельно их ищет. Это обходится куда дешевле, чем покупать спутниковые снимки.
      И ничего не мешает "вложить" в дрон образ условного Панциря, чтобы он без оператора обрушил на него громы и молнии. Это лишь вопрос времени.
      1. -4
        28 августа 2022 12:38
        Всё эти автопилоты работают в жутко теплисных условиях, требуя неплохой начинки для дрона. А именно думающих алгоритмов ещё и рядом не создано
        1. +1
          28 августа 2022 14:17
          А именно думающих алгоритмов ещё и рядом не создано

          А дрон и не должен думать. Он должен сопоставлять цели с моделями в базе данных и поражать их.
      2. +1
        28 августа 2022 12:57
        Я вам больше скажу, бпла уже так умеют делать. Тот же набивший уже аскомину Байрактар может спокойно летать без оператора по за ранее проложеному маршруту и по заложенным в память моделям целей искать их и уничтожать. И все это без помощи оператора!
    3. -1
      28 августа 2022 14:23
      Много мозгов для свободной охоты и не надо. В Ливии беспилотник справился, сам нашел цель, сам принял решение
  3. +2
    28 августа 2022 11:16
    Хорошо когда есть деньги заниматься изысканиями на столь широком фронте. Надеюсь мы когда-нибудь тоже поймем что экономика это такой же фронт реальной безопасности как танки и пушки .
  4. 0
    29 августа 2022 09:32
    Вид аппарата похожь на голову насекома!
  5. 0
    29 августа 2022 14:04
    Вспомнил мультфильм про танк реагирующий на страх.
  6. 0
    29 октября 2022 19:28
    Реально очень интересно и видно что люди работают и работа видна. А что там наш Охотник? Сколько еще лет его будут испытывать, доводить до ума, чтобы потом сказать - слишком дорого, Су-25 гораздо проще и надежнее? И снова лет 15 разрабатывать потом нового Охотника но на новых неимеющих аналогов в мире принципах освоения миллиардов бюджета?