Слоистая алюминиевая броня от НИИ Стали: что за зверь такой

66
Источник: interpolitex.ru

Несколько лет назад НИИ Стали, как главный разработчик защитных структур для техники и пехоты, сообщил о создании новой брони на алюминиевых сплавах, которая, возможно, будет применена в перспективных боевых машинах лёгкого класса. Речь идёт об алюминиевых слоистых плитах, которые способны выдержать обстрел не только из крупнокалиберных пулемётов, но и автоматических пушек. В данном материале мы поговорим о том, что собой представляет эта броня на примере советской ПАС-1, которая стала родоначальником такого вида защиты.

Вся информация, использованная при написании статьи, была взята из открытых источников и грифа «секретно» не несёт.



АБТ-101 и АБТ-102


Для чего вообще нужна алюминиевая броня? Ответ на этот вопрос достаточно прост: обеспечить требуемый уровень защиты боевой машины при минимальном влиянии на её массу. И действительно, собранный из броневого алюминия корпус будет всегда весить легче, чем равнопрочный из стали. Иногда эта разница может достигать нескольких тонн – всё зависит от требований, предъявляемых к защите.

В Советском Союзе имелось два самых ходовых алюминиевых сплава: АБТ-101 и АБТ-102. В их состав – в разных процентных соотношениях – входили чистый алюминий, цинк и магний. При должной термообработке они оба проявляли броневые свойства, но их механические характеристики разительно отличались друг от друга.

АБТ-101, из которого, например, изготавливали корпуса уже ставшей притчей во языцех БМД, выделялся своей повышенной твёрдостью, которая доходила (по Бринелю) до 160 НВ. У броневой стали средней твёрдости, конечно, показатель был в два раза выше, однако для алюминия это был предел – выше него сплав начинал превращаться в подобие стекла, раскалываясь от пулевых ударов.

Пример использования сплава АБТ-101: боевая машина десанта БМД-1. Источник: vitalykuzmin.net
Пример использования сплава АБТ-101: боевая машина десанта БМД-1. Источник: vitalykuzmin.net

Благодаря своей твёрдости, плиты из АБТ-101 показывают хорошие результаты по пулестойкости, однако при этом раскрывают свой недостаток в виде относительно небольшой ударной вязкости. Проявляется это в появлении трещин и отколов с тыльной стороны листа в момент попадания пули или другого ударника. Исходя из этого, можно сделать вывод, что часть внутренних слоёв броневой плиты просто выключается из процесса из-за нарушения её целостности.

Однако не стоит думать, что даже обстрел из пистолета окатит сидящих за бронёй людей градом осколков. Это происходит только тогда, когда энергия пули превосходит расчётную для бронелиста конкретной толщины. Хотя бывает, что прилетает что-то намного мощнее: например, противотанковая граната, об осколочном потоке которой мы писали здесь.

Сплав АБТ-102 обладает несколько иными характеристиками. Его твёрдость примерно на 10 % ниже, чем у АБТ-101, а вот ударная вязкость повышена более чем вполовину. Благодаря этому «102-й» менее подвержен трещинам и отколам, потому и толща броневой плиты, изготовленной из него, действует на внедряющееся тело (пулю) более полно, гася его энергию. Эти свойства сплава активно используются при изготовлении относительно толстой брони, которая, в отличие от «101-го», лучше справляется с крупнокалиберными пулемётами и даже снарядами. Примером здесь может служить БМП-3, корпус и башня которой выполняются из АБТ-102.

БМП-3, основная броня которой выполнена из сплава АБТ-102. Источник: vitalykuzmin.net
БМП-3, основная броня которой выполнена из сплава АБТ-102. Источник: vitalykuzmin.net

А можно ли совместить твёрдость АБТ-101 и ударную вязкость АБТ-102 в одной бронеплите? Ведь такая гетерогенность могла бы значительно увеличить стойкость брони. Этим вопросом задались в 80-х годах в НИИ Стали.

Слоистые алюминиевые плиты ПАС


Найденное решение было довольно простым по смыслу, хотя несколько сложным в исполнении. Оно заключалось в том, что броню решили построить по принципу сэндвича. Для этого брали две плиты нужной толщины и устанавливали их друг над другом. Одна из них была выполнена из сплава АБТ-101, а вторая – из АБТ-102. Причём лист из «101-го» был лицевым, то есть при сборке бронекорпуса машины должен быть обращён наружу.

Между этими плитами располагали прослойку из технически чистого алюминия. Из него же делали облицовку в виде П-образного профиля, который в буквальном смысле запечатывал этот «бутерброд» со всех сторон. Далее эту конструкцию запрессовывали в прокатном станке и подвергали механической обработке, в результате чего на свет появлялась слоистая алюминиевая броня, получившая индекс ПАС-1.

Броневой лист ПАС-2Б. Отчётливо видны защитные слои. Источник: niistali.ru
Броневой лист ПАС-2Б. Отчётливо видны защитные слои. Источник: niistali.ru

Процесс производства этого изделия, конечно, был трудозатратным. Тут, конечно, впору вспомнить, что бронедетали из АБТ-101/102 сами по себе выходили дорогими: сложный процесс изготовления сплава, его обработка и прочее. А в нашем случае к этим операциям добавлялась подготовка плит к прокату, составление нужной конструкции из разносплавных слоёв, сама прокатка и так далее. Однако результат трудов всё-таки был налицо.

Опытные обстрелы бронеплит ПАС-1 показали, что их стойкость в среднем на 10–15 % выше, чем у гомогенных листов алюминиевой брони. При этом выигрыш по массе, если, опять же, сравнивать с моносплавными алюминиевыми плитами, составлял 7–10 %. Но за счёт чего обеспечивались эти показатели?

Надо понимать, что алюминиевый сплав даже в самых лучших характеристиках – это не броневая сталь. Стальная броня рушит атакующее тело (пули, снаряды), а вот «алюминька» это сделать не в состоянии просто потому, что её плотность и твёрдость ниже, чем у того, что её пробивает. Поэтому на первый план выходит гашение энергии проникающего в алюминиевые слои ударника. Он, конечно же, ломается за счёт собственной кинетической энергии, но не так активно, как в стальном массиве.

ПАС-1 этому правилу полностью соответствовала. Лицевой слой, выполненный из АБТ-101, благодаря повышенной твёрдости и низкой ударной вязкости, оказывал на пулю наибольшее останавливающее действие, тормозя её продвижение, и попутно обеспечивал на неё разрушительное воздействие. От образования отколов, о которых уже было сказано выше, слой из «101-го» защищался с помощью подложки в виде прослойки из алюминия и лежащего ниже пласта из АБТ-102, в котором пуля теряла скорость окончательно и застревала.

Броневой лист ПАС-2Б. Источник: topwar.ru
Броневой лист ПАС-2Б

Можно сказать, что ПАС-1 стала первопроходцем в деле радикального улучшения характеристик отечественной алюминиевой брони. В дальнейшем при использовании результатов, достигнутых в ходе разработок ПАС-1, была создана более совершенная ПАС-2, которая отличалась иным составом и механическими характеристиками.

На сегодняшний день НИИ Стали представил наиболее современную версию слоистой алюминиевой брони – ПАС-2Б. Благодаря тому, что в её составе применены новые броневые сплавы различной твёрдости и вязкости, а также иное расположение слоёв, стойкость новинки возросла более чем на 15 % по сравнению с родоначальницей в лице ПАС-1. Если же сравнивать её с гомогенными плитами из АБТ-101/102, то прирост в стойкости и вовсе может перевалить за 25 %.

В целом можно сказать, что перспективы у данной разработки есть, и весьма большие. Применение ПАС-2Б в качестве основы для корпусов и башен будущих БТР и БМП может серьёзно увеличить их защищённость от огня крупнокалиберных пулемётов и снарядов автоматических пушек без значительного влияния на их боевую массу. Причем речь не только о лобовой проекции, но и о бортах. Тут уж, как говорится, были бы деньги и соответствующий заказ.
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 августа 2022 04:46
    ут уж, как говорится, были бы деньги и соответствующий заказ.

    Для начала необходимо, что бы было желание.
    1. +4
      30 августа 2022 05:44
      Цитата: Дилетант
      Для начала необходимо, что бы было желание.

      Для начала нужно найти тех специалистов, фанатов своего дела. способных заниматься многослойной бронёй. Тут бы пригодились разработки в нанотехнологиях. Вероятно, какой-то впрессованный армированный слой сможет улучшить качество броневых листов.
      Несомненно, бронирование БТР и БМП (БМД) не может сравниваться с бронированием танков, только и задачи к этой бронетехнике предъявляются иные.
      А в целом, терпенье и труд всё перетрут.
      Пожелаем успехов нашим оборонщикам.
      1. +2
        30 августа 2022 10:43
        Вероятно, какой-то впрессованный армированный слой сможет улучшить качество броневых листов.

        Про композит из стальной сетки , "запечённой" в алюминиевую пудру слышал давно . Да что-то не так идёт у металлургов . А так было бы просто - накидал обрезков тонких молибденовых ниток в котёл с алюминием , прокатал - и радуйся.
    2. +1
      30 августа 2022 18:21
      Проблем с прокатом алюм. сплави в то что после сварки в ЗТВ крист. решетка уже теряет форму и размер и потом надо питатса востонавливать их по пути термическую обработку.... вобще капец получаетса.
      А о ремонт такая бронеплита котороя уже получила какие то повреждения и слово не можно бить.
      Стальная ГКБ всегда как то можно отремонтировать, в том числе и в полевих условии, и получить хороший результат, а у етот алуминий с его микротрещин....
      Чтобь сделать машина котороя пригодна для производстве и ремонте надо делать стальний каркас и уже его обшивать етими плитами, и смисл не множко теряетса.
      для меня ети бронеплити имеет смисл толко в авиации, но там уже тоже они не очень актуальние, за то что воздушние бои с пушечном огнем никто не ведет, а ударная авиация/ударние/разведивательние вертолети и самолети являетса морально остаревшими, при наличии современних БПЛА.

      Наверно у каких то легких корабли/лодки можно применить данную броню. или легкие машини для спецподразделения типа "багги".
      1. +1
        1 сентября 2022 11:53
        Цитата: Болгарин_5
        ети бронеплити имеет смисл толко в авиации, но там уже тоже они не очень актуальние, за то что воздушние бои с пушечном огнем никто не ведет,
        В современной авиации пушечные бои редкость, но подавляющая часть ракет ПВО имеет осколочнофугасную БЧ. Поэтому у наших самолётов, которые работают над полем боя (Су-25, Су-34) кабины и наиболее важные узлы прикрыты бронёй. У того же Су-25 вес титановой брони 0,5 тонны, у Су-34 доходит до 1,5 тонн.
        1. 0
          1 сентября 2022 13:51
          Мне ето понятно и я хорошо знаком с ето, а зачем нелзя просто убрать пилота (средний весь 80-90 кг) + весь кресло с катапультя + вес система обезпечивание жизни, и поставить на его место начинка котороя превратить самолет в БПЛА?
          Су 25 можно спокойно переделать на БПЛА, там можно и ниже кабини поставить турель с гиростабилизирование сензорах, будет лучше чем експериментальная модификация Су25Т.

          Су 34 можно оставить пилотируемой, он имеет хороший пакет помех и защищеность.
          су 24 тоже надо переделать для БПЛА, он же оригинално сделань как фронтовой бомбер, а в Сирии применяли из 2000-3000 метров, боялись от ПЗРК боевиков.
          Если переделать на БПЛА он сможеть низко летать, и оказать болшое психологическое давление на врагов. А если сбили - ПХ, внутри нет никаво!
        2. 0
          7 октября 2022 13:46
          Вес средств живучести грача вырос с 755 кг до 1100 с 1-й по 8-ю серию
          Су-25-одноместный штурмовик малого класса (первопроходец штурмовой авиации с 1955-го года), его не логично сравнивать со скоростным истребителем су-34, который должен бы летать как можно выше и как можно быстрее, а не пытаться усидеть на двух стульях, имею броню, которая заведомо будет меньше чему штурмовика его весовой категории, не достигая при этом скоростей "чистоплотных" истребителей всё той же весовой категории Су-34
          Кстати, судя по очень ощутимым потерям Грачей на поле боя современных войн, можно только заключить его крайне не обширное бронирование, неспособное защитить от средств поражения младших самолёта на 40 лет, для этого нужно уже гетерогенную многослойную броню использовать, на значительно больших площадях при этом
  2. +2
    30 августа 2022 04:49
    А нельзя ли во внутренний слой включить хотя бы фракции титана?
    1. +7
      30 августа 2022 05:11
      Цитата: депрессант
      А нельзя ли во внутренний слой включить хотя бы фракции титана?

      Дорого!
      Более перспективно использование в «сендвиче» керамики. Хотя в случае с БМП необходим тяжёлый вариант, с защитой от ПТУР по кругу. Жизни экипажей и десанта дороже любых денег.
      По поводу внешнего и внутреннего слоев брони различной вязкости. В бронетехнике используется давно, в том числе такими странами как Бразилия. Правда на основе сталей.
      1. +9
        30 августа 2022 06:22
        От ПТУР по кругу ,даже танк не защищён recourse
      2. +4
        30 августа 2022 09:17
        Дорого продавать титан американцам, а всё что для сохранения жизни наших солдат нет.
        1. +1
          1 ноября 2022 15:47
          Я не понимаю, почему мы с их правительством вообще до сих пор какие-то дела имеем.

          Per aspera
    2. +6
      30 августа 2022 05:29
      Цитата: депрессант
      А нельзя ли во внутренний слой включить хотя бы фракции титана?

      Тут дело даже не в цене, а предполагаю что в технологической невозможности удержания этих "фракций" в алюминии, как бы они сами во вторичные поражающие элементы не превращались.
      Думаю что подбой из баллистических тканей и проще и надёжнее.
      1. Комментарий был удален.
    3. 0
      30 августа 2022 11:24
      Полагаю ,вопрос цены в первую очередь. Во вторую очередь вопрос физических св-в самого титана , возможно в тонких бронелистах внутри многослойной брони его физические качества не проявляются в полной мере и выигрыш в стойкости не столь существенен.
    4. +1
      31 августа 2022 04:40
      Очень дорого. Намного дешевле включить тонкий слой стали высокой твёрдости.
      1. 0
        1 ноября 2022 15:49
        Сварную сеточку с ячейкой 1х1мм.

        Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.
  3. -6
    30 августа 2022 05:42
    Изделмя из ал. сплавов могут оказаться не настолько дороже стальных, как кажется. Т плавления у ал.сплавов в разы ниже, чем у стали, соотв сварка дешевле (автодиски, автобагажники и лодки варят в каждом гараже), мех.обработка существенно проще.

    Производители велосипедов, мне кажется, просто лукавят и впаривают потребителю модные алюминиевые рамы. Которые скорее всего просто дешевле в производстве. При этом прочность у них ниже. Впрочем прочность старых добрых стальных хроммолибденовых рам в значительной мере была избыточной.
    1. +5
      30 августа 2022 06:10
      Это с фигали алюминиевая сварка дешевле? Основная цена это стоимость аргона.
    2. AUL
      +1
      30 августа 2022 08:33
      Цитата: VicktorVR
      Изделмя из ал. сплавов могут оказаться не настолько дороже стальных, как кажется.

      У описываемых сплавов очень сложная технология производства. И очень дорогая. Ведь сначала каждый лист пакета необходимо отрихтовать( а может, и отфрезеровать), собрать пакет, отпрессовать, вырезать по форме, подготовить боковины, собрать пакет... Операций много, стало быть, очень дорого и долго. А кто у нас там, на верху, пойдет на существенное удорожание массовой продукции? Да "бабы еще нарожают, а у нас план и рентабельность"! Так что очень сомневаюсь, что эта разработка скоро будет внедрена. Покажут в "Служу России!" и забудут.
    3. +2
      30 августа 2022 09:55
      Как велосипедист, скажу сразу: вы во многом ошшибаетесь ))
      Хорошая алю рама менее прочна, чем стальная, но она легче. А ценник объясняется еще и сложностями, связанными с облегчением рам, без потери прочности, с помощью литья под давлением (для придания определенной формы трубам и переменной толщины стенкам труб). Но у аллюминия есть и минусы: алю не пружинит, как сталь, а трескается при определенной нагрузке и не гасит вибрации.

      Сложнообработанные алюминиевые сплавы дороги!
    4. 0
      30 августа 2022 13:30
      Цитата: VicktorVR
      ...Производители велосипедов, мне кажется, просто лукавят и впаривают потребителю модные алюминиевые рамы. Которые скорее всего просто дешевле в производстве. При этом прочность у них ниже. Впрочем прочность старых добрых стальных хроммолибденовых рам в значительной мере была избыточной...

      У алюминиевой рамы выше жёсткость, соответственно с амортизаторами она работает эффективнее. И вес гораздо ниже, чем у хроммолибденовой. А вес для велосипеда всё-таки очень и очень важен.
  4. -1
    30 августа 2022 06:16
    Финансирование должно быть на уровне,талантливыми учеными Россия весь мир обеспечивает.
  5. +7
    30 августа 2022 06:18
    Бронестойкость поднять на 15% увеличив цену в изготовления в 2 раза? Вы и дома так "эффективно" деньги тратите? Зачем алюминий? Зачем легкая бронетехника? Плавать? Зачем? Понимаете, что слово "броне" и "легкая" по логике друг другу противоречат? И там где ЖИЗНЬ солдата превалирует над ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАЧИ,поставленную тупым дебилом, там слово "броня" превалирует над "легкая".Чего то НАШАи советская легкая бронетехника все равно ждет понтонов и переправ! Не задумывались?!!! Маленький нюансик- ВЫЛЕЗТИ ИЗ ВОДЫ НА БЕРЕГ, даже в ИДЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ не простая задача!!!!...Сколько жизней погубили простых солдат из за ЛЕГКОЙ брони!!!!.Легкая броня-страшное зло НАШЕГО ТАНКОСТРОЕНИЯ!!!!
    1. +1
      30 августа 2022 07:24
      Цитата: Анатолий Проскурин
      там где ЖИЗНЬ солдата превалирует над ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАЧИ

      На какой войне так бывает?
      1. +1
        30 августа 2022 11:05
        Вы оборвали цитату и исказили её смысл. В порядочном обществе так дискуссию не ведут.
        1. +3
          30 августа 2022 11:58
          Уважаемый, вердикт в конце моего спитча.Ставте аллюминевую броню на самолеты и вертолеты-там она ВАЖНА,потому что важен КАЖДЫЙ ГРАММ! В наземной технике ЛЕГКОЙ БРОНЕ НЕ МЕСТО!!!!
          1. +3
            30 августа 2022 14:36
            Цитата: Анатолий Проскурин
            В наземной технике ЛЕГКОЙ БРОНЕ НЕ МЕСТО!!!!

            Частично вы правы. Тяжело-бронированная техника - не должна быть из алюминия - но оно так и есть.

            Но есть техника, основное назначение которой - мобильность (иногда - плавучесть) - а не огневой контакт. Это колесная и легко-гусеничная техника, используемая как шасси для различных модулей вооружения (ПВО, ПТРК, САО, РЭБ, разведка, связь, .... ), для подвозки типов питания, доставки личного состава (бронеавтомобили), ... Здесь алюминий не просто уменьшает вес брони, но и существенно уменьшает размеры и вес двигателя, подвески, баков - что уменьшает лишнее бронирование или увеличивает внутренне пространство с той-же массой. Это пропорционально уменьшает накладные расходы на обслуживание и ГСМ - экономика всегда являлась первейшим пунктом любой войны.
        2. 0
          30 августа 2022 13:38
          Цитата: DenVB
          Вы оборвали цитату и исказили её смысл. В порядочном обществе так дискуссию не ведут.

          Вы явили образчик того, как вести себя непозволительно.

          Цитата — это точ­ное повто­ре­ние выска­зы­ва­ния с ука­за­ни­ем авто­ра или дослов­ная выдерж­ка отрыв­ка текста.

          Я привёл точный отрывок из комментария, не искажая общий контекст.
          При этом не давал собственную оценку процитированному фрагменту.
          Что же я исказил?
          Может, вам вместо того, чтобы поучать других, самому не мешало бы поучиться правилам дискуссии?
          1. -1
            30 августа 2022 13:47
            Цитата: Наводлом
            Что же я исказил?

            Там была запятая, после которой шел причастный оборот, уточняющий, о каких именно задачах идет речь. А вы эту часть цитаты опустили, после чего она стала выглядеть так, словно речь шла о выполнении любых задач.
            1. +2
              30 августа 2022 13:59
              Целое предложение

              Цитата: Анатолий Проскурин
              там где ЖИЗНЬ солдата превалирует над ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАЧИ,поставленную тупым дебилом, там слово "броня" превалирует над "легкая".

              Первая его часть лишена смысла, потому что НИГДЕ и НИКОГДА жизнь солдата не будет цениттся выше боевой задачи.
              Иначе бы не велись войны.
              То-есть, первая часть предложения обессмысливает вторую его часть.
              Так как задаёт условие.

              Именно потому мой вопрос правомерен.

              Цитата: Наводлом
              На какой войне так бывает?

              Да, при этом я опустил фразу про "тупого дебила", как не имеющую прямого отношения к вопросу бронирования.
              Если вы настаиваете, что суть комментария в "задаче, поставленной тупым дебилом", то наш спор тем более теряет смысл.
              Не станем же мы рассматривать степень бронирования техники в зависимости от степени дебильности командира.
              1. -3
                30 августа 2022 14:06
                Цитата: Наводлом
                Да, при этом я опустил фразу про "тупого дебила", как не имеющую прямого отношения к вопросу бронирования.

                Я думаю, что продолжение этой дискуссии бессмысленно.
              2. -2
                30 августа 2022 20:04
                Про дебильность и задачи командования.Мой покойный дед в Финскую будучи мехводом Т26 получил осколки в живот при повторной очередной атаке дота в лоб на Карельском перешейке..Я про БТР и БМП....Почему ни одна армия в мире не ездит НА БРОНЕ, а за броней? Зачем считать БРОНЕЙ, то что СОЛДАТ БРОНЕЙ НЕ СЧИТАЕТ?!!!...Гачно ведь то же плавает?
                1. 0
                  30 августа 2022 20:32
                  Цитата: Анатолий Проскурин
                  Я про БТР и БМП....Почему ни одна армия в мире не ездит НА БРОНЕ, а за броней?

                  Но я не про это.
                  Техника разрабатывается под задачи.
                  Десанту и экипажу должна быть обеспечена достаточная бронезащита, если задачи того требуют.
                  Никто не спорит с вами о столь очевидных вещах.
                  Зачем столько букв?
                  1. -2
                    30 августа 2022 23:09
                    Обидно.Кровь людей не водится-не я сказал....ошибки в руководстве, как сейчас с БПЛА в Мазепии, оплачивают кровью и жизнями НЕ ТЕ КТО ОШИБАЕТСЯ!
                2. +1
                  1 сентября 2022 10:44
                  Вообще ездят под броней - есть израильские намеры, например, в МРАПах тоже ездят, ну и что-то я не видел американских солдат верхом на бредлях.
      2. -2
        30 августа 2022 11:51
        Вообще бывает.
        1. +1
          30 августа 2022 13:45
          Цитата: Анатолий Проскурин
          Вообще бывает.

          1. Задача.
          2. Средства и способы её достижения с наименьшими потерями

          Но не наоборот.
          Нельзя телегу поставить перед лошадью.
          Нельзя представить себе войну без потерь.
          1. -4
            30 августа 2022 23:04
            Не надо софистики.Как в ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ, так и в командовании.Есть профи, а есть бестолочи.Разговор не о потерях, а о БЕСТОЛКОВЫХ ПОТЕРЯХ! Провалах в принципиальных решениях!!!! К примеру как сейчас с беспилотниками! Я понятно изъясняюсь?
            1. +1
              30 августа 2022 23:10
              Цитата: Анатолий Проскурин
              Не надо софистики.

              Ну так и прекращайте нагромождать друг на друга буквы.
              В моём понимании именно вы в софистике и изощряетесь.

              Цитата: Анатолий Проскурин
              Разговор не о потерях, а о БЕСТОЛКОВЫХ ПОТЕРЯХ!

              Я могу прочесть только то, что написано.
              Если вы неточно выразили свою мысль - поправьтесь.
              Но не стоит винить кого-либо в том, что он не смог прочесть между строк недосказанное.

              Цитата: Анатолий Проскурин
              Я понятно изъясняюсь?

              Как только поймёте и возьмёте на вооружение мои пожелания.
    2. 0
      30 августа 2022 11:33
      С самим тезисом (возможность плавать для бронетехники РФ не приоритетна, на Тайвань не мы высаживаться будем) согласен. Но с расширением его до "легкая броня не нужна" - нет. Мобильность нужна, она тоже означает живучесть, сохраненные жизни. Легкую броню можно установить там, где тяжелую не потянет носитель, не вместо стальной, а вместо отсутствия защиты вовсе! Не думать о парашютируемой БМД, а представить себе решение типа тех же облегченных гаубиц 777 с титановыми элементами, какой-нибудь бронированный УАЗик, причем лишь частично с алюминиевой броней.
      1. -2
        30 августа 2022 11:59
        Уважаемый, вердикт в конце моего спитча.Ставте аллюминевую броню на самолеты и вертолеты-там она ВАЖНА,потому что важен КАЖДЫЙ ГРАММ! В наземной технике ЛЕГКОЙ БРОНЕ НЕ МЕСТО!!!!
  6. +1
    30 августа 2022 06:19
    У алюминьки один огромный недостаток. При нагреве выше 250 градусов механические свойства и закалка пропадают.
    Есть куча фото с М113, БМД, БМП-3 после пожара. Сплющиваются до состояния камбалы.
    1. +3
      30 августа 2022 11:01
      Да, для боёв на планетах солнечной системы слабо подходит...
    2. +2
      30 августа 2022 11:51
      Если машина нагрелась до 250 градусов то для экипажа это уже не имеет значения..
      1. 0
        30 августа 2022 16:22
        Ну как сказать. Поражение МТО, пожар, его тушение на железке заканчивается заменой поврежденных деталей. М113 или БМП-3 идут в списание.
        1. 0
          30 августа 2022 16:37
          Да ладно, на лост арморе полно таких поражений там ВСЕ на списание..Не теште иллюзиями себя и других коли МТО выгорело то списание в чистую.
          1. 0
            31 августа 2022 02:43
            Цитата: макс702
            коли МТО выгорело то списание в чистую.


            Имеет смысл попробовать поискать именно для МТО и боеукладок эффективные способы сверхбыстрого пожаротушения. Например - тушение взрывом, какое применяют на нефтегазоскважинах или пороховые пылегазогенераторы, вытесняющие продуктами сгорания кислород. Когда то активные блоки защиты танков тоже называли "обкладыванием танка взрывчаткой".
            В конце концов - хотя бы пироболты в крышке азотного или углекислотного баллона высокого давления, находящихся в МТО или в зарядном.
            1. +1
              31 августа 2022 08:19
              Там все это есть но не справляется с задачами , увы физику не обманешь
  7. +1
    30 августа 2022 07:27
    От РПГ-7 алюминий не спасет, а из пулемета мало отважных в БМП стрелять.
  8. +6
    30 августа 2022 07:27
    У нас вообще с наработками по систематизации и обмена "знаний" большие проблемы! В своё время работал на ВСМПО, там научно-техническим центром была разработана крайне дешёвая технология получения вспененного титана у которого очень хороший показатель гашения кумулятивной струи, ВСМПО находится буквально в 30 км. от УВЗ, все мои попытки выйти на хоть какое-то руководство УВЗ стопорились на уровне "наманикюренных деревенских Глаш" со словами "напишите на электронную почту", которая к слову выдавала несуществующий почтовый ящик.
  9. KCA
    0
    30 августа 2022 08:58
    Я МИСИС не оканчивал, но что такое технически чистый алюминий? Химически чистый я знаю, а вот технически? Это вкак?
    1. +4
      30 августа 2022 09:31
      Цитата: KCA
      что такое технически чистый алюминий?

      Алюминиевые сплавы серии 1ххх – это технически чистый алюминий с его содержанием не менее 99,00 %. Этот алюминий часто называют “нелегированным алюминием” или “техническим алюминием”

      И еще:

      По ГОСТу (11069-74) существуют марки алюминия: А, АЕ, АО, А5, А6, А7, А8, А85, А95, А97, А99, А999 и А995. Марки от А до А85 содержат не более 2 % примесей и называются алюминием технической чистоты

      В общем - сколько будет дважды два? Ну, пят, шест... но никак не сем (с).
    2. 0
      31 августа 2022 04:45
      Сплавы на основе алюминия, с содержанием магния, цинка и т.
  10. +3
    30 августа 2022 09:24
    Спасибо за статью.Ни как не мог понять ,что люминий это броня! hi
    1. 0
      4 сентября 2022 18:52
      Алюминий - это не броня.
      Броня - это сплавы на основе алюминия с легирующими, пластифицирующими и тому подобными присадками, прошедшие специальную термическую обработку
  11. -1
    30 августа 2022 11:15
    Спасибо, было интересно ! Возможно добавление промежуточного слоя из крупнодисперсных частиц повышенной прочности ,связанных компаундом повышенной вязкости также дало бы неплохой прирост к общей стойкости такой брони.
  12. 0
    30 августа 2022 11:17
    Гетерогенная алюминиевая броня - это позавчерашний день. Сегодняшний день защиты легкой бронетехники - броня с керамическими пластинами. Оксид алюминия (корунд), карбид бора, карбид кремния. Дорого, но гораздо более эффективно.
    1. +2
      30 августа 2022 11:59
      Да и высокомолекулярный полиэтилен интересен как прослойка ибо очень хорошо противостоит именно высокоскоростным поражающим элементам..
  13. -1
    30 августа 2022 12:37
    А если на поверхность внутреннего слоя напрессовать стальную сетку? Пулю конечно это не остановит, но количество и скорость внутренних сколов можно снизить радикально. Я так думаю.
  14. +1
    30 августа 2022 14:39
    Очень понравилось. Общедоступно и понятно даже для связиста. laughing laughing good
  15. -1
    30 августа 2022 20:38
    Вся информация, использованная при написании статьи, была взята из открытых источников и грифа «секретно» не несёт

    а что, в открытых источниках есть инфа с грифом "сов.секретно"...
    впрочем, тут одного уже обвинили в "сборе секретной информации", мол ходил и собирал...
    так что, такой "эпиграф" не будет лишним... :)
  16. 0
    30 августа 2022 20:50
    учитывая, что враг уже ставит на свои "бмп" бушмастер -3 с 35мм пушкой, надо разрабатывать броню не от пулеметов и автопушек 30мм, а уже от 35мм как минимум...
  17. -1
    30 августа 2022 21:29
    А если поэкспериментировать с несколькими слоями кевлара и алюминиевой брони? Кевлар обладает вязкостью,как полимер и можно попробовать установить его снаружи и внутри,а между установить алюмброню?
  18. 0
    30 августа 2022 23:31
    я все таки за стальную броню, а не алюминий . это не серьезно и температуру алюмешка плохо держит, это больше понты
  19. +1
    31 августа 2022 01:12
    Алюминиевая броня это хорошо, особенно когда перед ним стоит сталь высокой твёрдости, которая будет ломать сердечники, а изнутри хороший противоосколочный подбой.
  20. -1
    1 сентября 2022 20:37
    На мой взгляд,надо делать несущий корпус танка/БМП/БТР и машины на их базе из алюминиевых бронесплавов только как силовой каркас,а вот броня навешиваемая,модульная,многослойная с комбинированным наполнителем и с ДЗ,вот тогда можно создавать технику отвечающая современным требованиям поля боя.